Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Характеристика текущего состояния социально-экономического развития Омской области в сфере реализации государственной программы
В настоящее время неотъемлемым элементом социально-экономического развития региона является повышение эффективности управления государственными финансами, осуществления внутреннего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений, контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок) и управления собственностью Омской области.
На протяжении последних лет в Омской области осуществляется непрерывный процесс реформирования системы региональных финансов:
- с 2006 по 2008 годы в рамках Концепции реформирования региональных финансов Омской области;
- с 2011 по 2013 годы в рамках Программы повышения эффективности бюджетных расходов Омской области на период до 2013 года;
- с 2014 года по настоящее время в рамках Программы повышения эффективности управления общественными финансами Омской области на период до 2018 года.
Каждый этап являлся основой для последующего внедрения в бюджетный процесс в Омской области современных бюджетных технологий.
За последние годы в сфере управления общественными финансами и имуществом Омской области достигнуты значительные положительные результаты.
В основу бюджетного процесса в Омской области заложен программный принцип формирования областного бюджета. Государственные программы Омской области являются инструментом повышения эффективности бюджетных расходов и достижения долгосрочных целей развития региона. Данный формат областного бюджета обеспечивает наглядность направления расходов областного бюджета на реализацию мероприятий государственных программ Омской области. В 2015 году доля программных расходов в общем объеме расходов областного бюджета составила 98,46 процента.
Планирование и исполнение консолидированного бюджета Омской области, централизованный сбор, консолидация и анализ отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений Омской области, иной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации и Федеральным казначейством, а также пользовательской отчетности с применением web-технологий осуществляются в программном комплексе "Единая система управления бюджетным процессом Омской области" (далее - ЕСУБП). Пользователями ЕСУБП являются главные распорядители бюджетных средств, а также государственные учреждения Омской области. Модернизация системы осуществляется на постоянной основе в связи с изменениями бюджетного законодательства Российской Федерации. В настоящее время ЕСУБП полностью адаптирована к особенностям бюджетного процесса в Омской области.
Также в Омской области достигнут высокий уровень прозрачности межбюджетных отношений, выстроена устойчивая структура межбюджетных трансфертов, что в свою очередь способствует повышению эффективности использования расходов областного и местных бюджетов, а также укреплению доходной базы местных бюджетов.
Ежегодно происходит увеличение доли нецелевой финансовой помощи местным бюджетам. Так, по итогам 2014 года соотношение объема нецелевой финансовой помощи местным бюджетам к объему субсидий (за исключением субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета) составило 36,4 процента, в 2015 году - 79,5 процента.
Кроме того, в соответствии со статьей 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации региональным законодательством ежегодно устанавливаются дополнительные нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц в местные бюджеты. В целях формирования в каждом муниципальном образовании Омской области дорожного фонда с 2014 года в местные бюджеты передаются дифференцированные нормативы отчислений от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации.
Для осуществления контроля за деятельностью органов местного самоуправления Омской области в сфере управления муниципальными финансами Министерством финансов ежеквартально и по итогам года проводится оценка качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных районах (городском округе) Омской области. По результатам данной оценки, проведенной в 2015 году, процент достижения максимально возможной оценки в среднем по муниципальным образованиям Омской области составил 85 процентов, что свидетельствует о повышении качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях Омской области (по итогам 2010 года - 80 процентов).
В целях обеспечения эффективного управления государственным долгом Омской области осуществляется комплекс мер, направленных на временное сокращение долговой нагрузки областного бюджета посредством проведения операций по досрочному рефинансированию долговых обязательств Омской области, а также своевременному обслуживанию и погашению долговых обязательств Омской области перед федеральным бюджетом и кредитными организациями.
На 1 января 2016 года уровень долговой нагрузки областного бюджета составил 85,3 процента, что обеспечивает необходимый уровень его экономической безопасности и недопущение просроченных обязательств.
Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости областного бюджета, определение финансовых возможностей областного бюджета для реализации государственных программ Омской области, оценка бюджетных рисков и своевременная проработка мер по их минимизации в Омской области являются основой для перехода на долгосрочное бюджетное планирование, осуществляемое посредством формирования в Омской области системы документов долгосрочного стратегического планирования.
В 2015 году Министерством финансов обеспечена подготовка необходимой правовой базы по разработке бюджетного прогноза Омской области на долгосрочный период.
В рамках повышения качества оказываемых государственных услуг населению в регионе проведена работа по формированию ведомственных перечней государственных услуг и работ, оказываемых (выполняемых) государственными учреждениями Омской области в качестве основных видов деятельности, на основе базовых (отраслевых) перечней государственных услуг и работ, утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" (www.budget.gov.ru) (далее - информационная система "Электронный бюджет").
На 1 января 2016 года в информационной системе "Электронный бюджет" всеми 13 органами исполнительной власти Омской области, осуществляющими функции и полномочия учредителя государственных учреждений Омской области, утверждены перечни государственных услуг (работ).
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) основывается на значениях нормативных затрат, рассчитанных с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.
Кроме того, на территории Омской области осуществлен переход на предоставление государственных услуг в электронной форме с использованием государственной информационной системы Омской области "Портал государственных и муниципальных услуг Омской области" (www.pgu.omskportal.ru). В настоящее время в электронной форме доступно более 130 государственных услуг.
Не менее важной частью совершенствования системы управления общественными финансами в Омской области являются меры по повышению открытости и прозрачности бюджетного процесса в Омской области, а также расширению практики участия в нем граждан.
Так, в рамках организации открытости бюджетных данных Министерством финансов на постоянной основе осуществляются размещение и поддержание в актуальном состоянии информации о первоначально утвержденном областном бюджете, внесении изменений в закон Омской области об областном бюджете, годовом отчете об исполнении областного бюджета и промежуточной отчетности на официальном сайте Министерства финансов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.mf.omskportal.ru/ru/RegionalPublicAuthoritiees/executivelist/MF/otkr budg.html) и интернет-портале "Бюджет для граждан. Омская область" (www.budget.omsk.ifinmon.ru).
Кроме того, в 2015 году создана официальная группа Министерства финансов в социальной сети "ВКонтакте" для опубликования последних новостей из сферы государственных финансов.
Результатом проведенной работы стало достижение Омской областью лидирующих позиций в 2014 и 2015 годах в Сибирском федеральном округе и в целом по Российской Федерации в рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных, проводимом федеральным государственным бюджетным учреждением "Научно-исследовательский финансовый институт".
Внутренний государственный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений, являясь одним из этапов бюджетного процесса и одной из важных функций государственного управления, направлен на обеспечение успешной реализации государственной финансовой политики, соблюдения законности, целесообразности и эффективности использования бюджетных средств.
В Омской области построена система как внутреннего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений, осуществляемого Министерством финансов и Главным управлением финансового контроля Омской области (далее - Главное управление), так и внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, осуществляемых главными распорядителями (распорядителями) средств областного бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов областного бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита областного бюджета (далее - главные администраторы средств областного бюджета).
В целях оценки надежности и эффективности бюджетных процедур, непосредственно влияющих на качество исполнения областного бюджета, Главным управлением проводится анализ осуществления главными администраторами средств областного бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
По результатам проведенной оценки качества осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита за 2015 год более половины главных администраторов средств областного бюджета имеют высокий уровень качества осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
В связи с изменениями бюджетного законодательства Российской Федерации в части осуществления главными администраторами средств областного бюджета внутреннего финансового контроля расширен спектр контроля от ведомственного контроля до исполнения внутренних бюджетных процедур составления и исполнения областного бюджета, соблюдения стандартов ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности.
В настоящее время на территории Омской области сформированы необходимые условия для осуществления внутреннего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Ежегодно в Омской области контрольными мероприятиями охватывается более 30 процентов получателей бюджетных средств и иных организаций, получающих средства из областного бюджета, а также увеличивается объем проверенных средств и выявленных финансовых нарушений.
С изменением правового регулирования внутреннего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений расширены функции органов внутреннего государственного финансового контроля, ужесточена административная ответственность и введены бюджетные меры принуждения за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Начиная с 2015 года в результате принятия мер к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации возбуждено и рассмотрено 81 дело об административном правонарушении, в областной бюджет поступили штрафы на сумму 183 500,00 рубля. Данные меры способствуют повышению ответственности получателей бюджетных средств за их целевое использование и соблюдение условий, установленных при их предоставлении, а также позволяют предотвратить нарушения в финансово-бюджетной сфере. Ежегодно Главным управлением по результатам проверок предотвращается и устраняется ущерб от нарушений на сумму около 500 000 000,00 рубля.
Одним из направлений внутреннего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений является осуществление методологического обеспечения контрольной деятельности. В целях повышения качества осуществления внутреннего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений планируется разработать стандарты осуществления внутреннего государственного финансового контроля.
Сфера управления имуществом, находящимся в собственности Омской области, охватывает широкий круг вопросов: создание новых объектов собственности Омской области, прием и передача их на безвозмездной основе в федеральную или муниципальную собственность, приватизация или отчуждение по иным основаниям, передача во владение и (или) пользование объектов собственности Омской области, создание, реорганизация и ликвидация государственных предприятий Омской области и государственных учреждений Омской области.
Уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, обеспечивающим проведение единой государственной политики в сферах имущественных и земельных отношений на территории Омской области, является Минимущество.
Приращение собственности Омской области осуществляется за счет приема объектов из федеральной и муниципальной собственности, формирования земельных участков, завершения строительства, приобретения и выявления новых объектов в результате инвентаризации областного имущества. Стоимость имущества, находящегося в собственности Омской области, по состоянию на 1 января 2016 года составила 76 300 000 000,00 рубля.
Важнейшими условиями эффективного управления областной собственностью являются проведение работы по получению правоустанавливающих и правоподтверждающих документов на объекты собственности Омской области, осуществление единого, полного учета объектов собственности Омской области.
За период 2014, 2015 годов количество объектов, учтенных в Едином банке данных объектов собственности Омской области, увеличилось и составило более 19 000 единиц, включая земельные участки, находящиеся в областной собственности.
Минимуществом за 2014, 2015 годы получено около 1 835 свидетельств о государственной регистрации права собственности Омской области на объекты недвижимости, в том числе земельные участки. Доля объектов недвижимости, имеющих надлежаще оформленные документы, увеличилась с 97,6 процента в 2013 году до 98,3 процента в 2015 году.
Минимуществом на постоянной основе проводятся работы по актуализации кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством, что в свою очередь способствует установлению налогооблагаемой базы с учетом рыночной цены на землю, а также стимулированию собственников к рациональному использованию земельных ресурсов.
Таким образом, Омская область достигла значительных результатов в сфере управления общественными финансами и имуществом.
На протяжении 5 лет Омская область становилась лидером по результатам мониторинга и оценки качества управления региональными финансами с соответствующим присвоением Министерством финансов Российской Федерации I (высшей) степени качества организации бюджетного процесса.
Несмотря на достигнутые положительные результаты в сфере управления региональными финансами и собственностью Омской области требуется решение задач по следующим направлениям:
- обеспечение долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости областного бюджета в условиях ограниченности его доходных источников;
- совершенствование механизмов предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета;
- повышение эффективности управления государственным долгом Омской области;
- поддержание на высоком уровне степени доступности и прозрачности для граждан информации о бюджетном процессе в Омской области;
- повышение эффективности проведения внутреннего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений и контроля в сфере закупок, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
- формирование имущества Омской области, необходимого для выполнения полномочий органами государственной власти Омской области, государственными учреждениями Омской области, государственными унитарными предприятиями Омской области;
- повышение эффективности управления имуществом Омской области, включая развитие конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности организаций с участием Омской области, определение целей и задач управления, повышение уровня корпоративного управления и информационной прозрачности деятельности организаций с участием Омской области;
- создание эффективной системы учета объектов собственности Омской области;
- развитие земельных отношений и повышение эффективности использования земель в Омской области (в том числе формирование устойчивых источников поступлений доходов в областной бюджет от использования земельных участков и распоряжения ими).
При решении поставленных задач и проведении работ по вышеуказанным направлениям возникает необходимость использования программно-целевого метода ввиду того, что мероприятия, планируемые к реализации в рамках данных направлений, носят межведомственный характер и не могут быть исполнены в пределах одного финансового года.
В рамках государственной программы предусматривается перечень социально-экономических, организационных и других мероприятий, направленных на повышение эффективности управления общественными финансами и имуществом в Омской области, что обеспечивает комплексный подход к осуществлению разработанных мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.