Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 10 ноября 1966 г. N 874
"О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы"
4 августа, 12 ноября 1981 г., 12 ноября 1986 г., 3 августа 1988 г.
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР с удовлетворением отмечают, что под руководством Коммунистической партии в нашей стране совершена невиданная по глубине и размаху культурная революция.
В решении этой великой задачи выдающаяся роль принадлежит советской школе. Впервые в истории человечества создана подлинно демократическая система просвещения, обеспечивающая гражданам реальную возможность получения среднего и высшего образования. Все народы Советского Союза имеют школу на родном языке, повсеместно введено всеобщее обязательное восьмилетнее обучение, возрастает число молодых рабочих и колхозников, обучающихся без отрыва от производства.
Вместе с тем следует отметить, что уровень учебной и воспитательной работы общеобразовательной школы все еще не отвечает возросшим требованиям жизни.
Министерства просвещения (народного образования) союзных республик не принимают должных мер по преодолению образовавшегося несоответствия учебных планов и программ современному уровню знаний, устранению перегрузки школьников обязательными учебными занятиями, что отрицательно сказывается на глубине, прочности знаний учащихся, на их здоровье.
Серьезные недостатки имеют место в воспитательной работе. Многие руководители школ и учителя недостаточно используют один из важнейших принципов советской педагогики - воспитание учащихся в коллективе и через коллектив с учетом их индивидуальных особенностей.
Крупные недостатки имеются в подготовке и повышении квалификации учителей и других работников просвещения. Школы, особенно сельские, все еще не полностью обеспечены учителями с соответствующим образованием.
Важнейшая роль в решении задач образования и коммунистического воспитания молодежи должна принадлежать педагогической науке. Однако научно-исследовательские педагогические учреждения страны медленно разрабатывают узловые, жизненно важные проблемы народного образования. Огромный и разносторонний опыт, накопленный советской школой, своевременно не анализируется и глубоко не обобщается. Педагогические исследования в масштабе страны почти не координируются.
Нуждается в серьезном укреплении учебно-материальная база школ. Между тем средства, выделяемые на эти цели, в ряде республик, краев и областей своевременно и полностью не осваиваются. Органы народного образования и здравоохранения не уделяют достаточного внимания соблюдению санитарно-гигиенического режима школ.
Партийные организации, Советы депутатов трудящихся, комсомольские и профсоюзные организации все еще недостаточно оказывают помощь органам народного образования в организации обучения и воспитания детей, улучшении совместной работы школы, семьи и общественности, повышении педагогической культуры населения.
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР обращают внимание партийных, советских, комсомольских и профсоюзных организаций на то, что в условиях бурного научно-технического и социального прогресса, как никогда, возрастает роль школы, которая должна обеспечивать всестороннее развитие подрастающих поколений, достойных строителей коммунистического общества. Интересы развития производительных сил и дальнейшего роста культуры народа настоятельно требуют значительного повышения качества знаний учащихся, лучшей подготовки их к общественно полезному труду.
В соответствии с решениями XXIII съезда Коммунистической партии Советского Союза в области образования и коммунистического воспитания молодежи ЦК КПСС и Совет Министров Союза ССР постановляют:
1. Признать, что советская школа и впредь должна развиваться как общеобразовательная, трудовая, политехническая. Ее главными задачами являются вооружение учащихся прочными знаниями основ наук, формирование у них высокой коммунистической сознательности, подготовки молодежи к жизни, к сознательному выбору профессии. Связывая всю воспитательную работу с жизнью, школа должна вооружать учащихся пониманием законов общественного развития, воспитывать школьников на революционных и трудовых традициях советского народа; развивать у них высокое чувство советского патриотизма, воспитывать готовность к защите социалистической Родины; раскрывать значение братского единства всех народов Советского Союза, их дружбы с трудящимися социалистических стран, воспитывать школьников в духе солидарности со всеми народами, ведущими борьбу против колониализма и власти капитала, за свободу и национальную независимость; решительно бороться с проникновением буржуазной идеологии в сознание учащихся, с проявлениями чуждой морали. Школа призвана осуществлять эстетическое воспитание учащихся, играющее большую роль в их идейном и нравственном формировании, а также физическое развитие и укрепление здоровья школьников.
2. Считать важнейшей задачей партийных и советских органов в области народного просвещения осуществление в основном к 1970 году в стране всеобщего среднего образования для подрастающего поколения.
Советам Министров союзных республик, Министерству просвещения СССР и отраслевым министерствам и ведомствам обеспечить в соответствии с заданиями народнохозяйственного плана на 1966 - 1970 годы развитие по годам пятилетки сети общеобразовательных школ и рост контингента учащихся в них, а также безусловное выполнение плановых заданий по строительству школ и укрепление их учебно-материальной базы.
3. В целях дальнейшего совершенствования среднего образования, создания необходимой стабильности в работе школы, последовательного осуществления принципов политехнического обучения и трудового воспитания обязать Министерство просвещения СССР и министерства просвещения (народного образования) союзных республик ввести научно обоснованные учебные планы и программы, имея при этом в виду:
приведение содержания образования в соответствие с требованиями развития науки, техники и культуры;
установление преемственности в изучении основ наук с I по X (XI) класс, более рациональное распределение учебных материалов по годам обучения, начало систематического преподавания основ наук с четвертого года обучения (сохраняя действующие условия оплаты труда учителей I - IV классов);
преодоление перегрузки учащихся путем освобождения учебных программ и учебников от излишней детализации и второстепенного материала.
Обязать Министерство просвещения СССР, министерства просвещения (народного образования) союзных республик приступить к планомерному и организованному переводу средней школы на новые учебные планы и программы с 1966/67 учебного года и завершить его в основном не позднее 1970/71 учебного года; обеспечить своевременную подготовку стабильных школьных учебников в полном соответствии с программами и в строго заданных объемах.
4. Утратил силу.
См. текст пункта 4
Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 3 августа 1988 г. N 953 пункт 5 настоящего постановления признан утратившим силу в части деления классов с числом учащихся свыше 25 человек для изучения русского языка на две подгруппы
О наполняемости классов в общеобразовательных школах см.:
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении"
5. Для улучшения условий проведения учебных занятий установить следующую предельную наполняемость классов в общеобразовательных школах: I - VIII классы - 40 учащихся, IX - X (XI) классы - 35 учащихся. Разрешить в сельских национальных школах провести постепенно в течение ближайших пяти лет деление - IV - X (XI) классов с числом учащихся свыше 25 человек для изучения русского языка на две подгруппы.
6. Утратил силу.
См. текст пункта 6
7. Утратил силу.
См. текст пункта 7
8. Министерству просвещения СССР, Академии педагогических наук СССР совместно с министерствами просвещения (народного образования) союзных республик разработать мероприятия по улучшению обучения и воспитания школьников, повышению ответственности руководителей школ и учителей за качество знаний учащихся; в шестимесячный срок внести в Совет Министров СССР проект нового Положения о награждении медалями оканчивающих средние общеобразовательные школы, в котором предусмотреть также введение похвальных грамот для награждения выпускников средних школ, показавших особые успехи по отдельным предметам учебного плана школы.
9. Утратил силу.
См. текст пункта 9
10. Утратил силу.
См. текст пункта 10
11. Органам народного образования улучшить работу школы по воспитанию сознательной дисциплины и культуры поведения школьников. Необходимо, чтобы каждая школа стала организующим центром воспитательной работы с детьми в районе своей деятельности. Директора школ и учителя, предъявляя строгие требования к учащимся, обязаны вместе с тем проявлять глубокое уважение к школьникам.
Ввести в штаты средних школ должность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми (на правах заместителя директора школы) вместо должности заместителя директора по производственному обучению.
12. Обязать партийные и советские органы повысить требовательность к отделам народного образования, директорам школ, физкультурным, комсомольским организациям и организациям ДОСААФ за состояние и качество физического воспитания и оборонно-спортивной работы с учащимися.
13. Придавая большое значение эстетическому воспитанию учащихся, поручить Министерству просвещения СССР, Министерству культуры СССР, Комитету по кинематографии при Совете Министров СССР, Комитету по печати при Совете Министров СССР и творческим союзам разработать мероприятия по улучшению этого дела. Предусмотреть, в частности: выпуск кинофильмов, подготовку новых спектаклей для школьников; увеличение количества детских спектаклей и киносеансов в выходные дни и в дни школьных каникул; издание школьной серии избранных классических произведений и лучших произведений советских и зарубежных писателей; выпуск фонохрестоматий и репродукции лучших художественных произведений; организацию целевых концертов для школьников; привлечение специалистов и творческих работников в области искусства для учебной и внеклассной работы с детьми.
14. Обязать Министерство просвещения СССР, Министерство культуры СССР, Комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР, ВЦСПС, Всесоюзное общество "Знание" принять меры по коренному улучшению печатной и устной пропаганды педагогических знаний среди родителей и населения. Создавать в школах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, клубах, Домах и Дворцах культуры университеты, лектории педагогических знаний. Академии педагогических наук СССР разработать программу-минимум педагогических знаний для родителей и необходимые пособия.
15. Считать важнейшей задачей ЦК ВЛКСМ значительное улучшение руководства школьными комсомольскими и пионерскими организациями, повышение уровня их работы. Сосредоточить внимание комсомольских и пионерских организаций школ на воспитании у учащихся идейной убежденности, любви к знаниям, труду, развитии инициативы и самодеятельности. Разработать мероприятия по организации работы с детьми по месту их жительства.
Принять меры к обеспечению школ старшими пионерскими вожатыми, организовать совместно с Министерством просвещения СССР подготовку пионерских работников.
16. Партийным, профсоюзным, комсомольским организациям промышленных предприятий, строек, колхозов, совхозов, учреждений и организаций постоянно поддерживать связь со школами, где учатся дети их работников, интересоваться условиями воспитания школьников в семье. Практиковать обсуждение вопросов воспитания детей на партийных, профсоюзных и комсомольских собраниях, активнее помогать семье и школе, оказывать воздействие на родителей, нерадиво относящихся к воспитанию своих детей. Считать целесообразным иметь на промышленных предприятиях, стройках, в учреждениях, колхозах и совхозах комиссии или советы содействия семье и школе в деле воспитания подрастающего поколения.
17. Исходя из того, что дело дальнейшего совершенствования народного образования зависит прежде всего от учителя, его научной и методической квалификации, идейно-политического и культурного кругозора, ЦК КПСС и Совета Министров СССР обращают внимание на необходимость создания надлежащих условий для успешной работы учителей, систематического повышения их квалификации, безусловного выполнения законов об охране труда, льготах и преимуществах для работников просвещения. Постоянная забота об авторитете учителя, о наиболее правильном использовании его труда для обучения и воспитания молодежи должна быть делом всех партийных, советских, комсомольских и профсоюзных органов.
18. Утратил силу.
См. текст пункта 18
Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 3 августа 1988 г. N 953 абзац первый пункта 19 настоящего постановления признан утратившим силу в части Госплана СССР
19. В целях создания более благоприятных материально-технических условий для работы школ обязать Госплан СССР, Госстрой СССР, министерства и ведомства СССР и Советы Министров союзных республик предусматривать в сводных сметах вновь строящихся промышленных предприятий и ведомственных жилых массивов сооружение зданий общеобразовательных школ за счет капитальных вложений соответствующей отрасли.
Установить, что строительство школ в сельской местности должно производиться в комплексе с квартирами для учителей, а восьмилетних и средних школ, как правило, и с интернатом для учащихся, проживающих в отдаленных от школы населенных пунктах. На строительство интернатов и домов для учителей выделять средства целевым назначением за счет общих ассигнований на жилищное строительство.
Определить, что школьный жилой фонд принадлежит органам народного образования и не подлежит заселению лицами, не работающими в школе.
20. Учитывая широкий размах инициативного строительства школ колхозами и другими кооперативными организациями, Госплану СССР и Государственному комитету Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению выделять для этих строек фонды на материалы и оборудование на общих основаниях со школами, возводимыми за счет государственных капитальных вложений.
21. Утратил силу.
См. текст пункта 21
22. Для оказания государственной помощи в получении образования детям, оставшимся без попечения родителей, и детям из многодетных семей определить на предстоящее пятилетие контингенты воспитанников в школах-интернатах обычного типа и школьных детских домах на уровне 1965 года. Расширить сеть школ-интернатов для детей с недостатками умственного и физического развития, нервнобольных детей, а также сеть санаторно-лесных школ.
23. Партийным, советским, комсомольским и профсоюзным организациям и хозяйственным руководителям всемерно содействовать шефству промышленных предприятий, строек, колхозов, совхозов, учреждений, учебных заведений, научно-исследовательских институтов, общественных организаций над школами для оказания им помощи в укреплении материальной базы и воспитании учащихся.
Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 3 августа 1988 г. N 953 второй абзац пункта 23 настоящего постановления признан утратившим силу в части предприятий и организаций, переведенных на полный хозяйственный расчет и самофинансирование
Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 12 ноября 1981 г. N 1088 второй абзац пункта 23 настоящего постановления признан утратившим силу в части направления сверхплановых накоплений на строительство школ
Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 4 августа 1981 г. N 749 второй абзац пункта 23 настоящего постановления признан утратившим силу в части передачи оборудования и материалов школам
Разрешить промышленным, сельскохозяйственным и другим предприятиям и организациям безвозмездно передавать школам оборудование и материалы, а также производить расходы на строительство, ремонт и оборудование общеобразовательных школ за счет сверхплановых накоплений.
24. Учитывая, что производство учебного оборудования и снабжение им школ находится в неудовлетворительном состоянии, поручить Министерству просвещения СССР, Госплану СССР, Совету Министров РСФСР и Государственному комитету Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению в шестимесячный срок представить в Совет Министров СССР предложения по коренному улучшению производства наглядных пособий и оборудования для классов, лабораторий и учебных мастерских и снабжения ими школ, предусмотрев при этом дальнейшее развитие специализированных предприятий для этой цели.
25. Разрешить Комитету по кинематографии при Совете Министров СССР выдавать бесплатно школам по согласованию с Министерством просвещения СССР, министерствами просвещения (народного образования) союзных республик и Министерством финансов СССР узкопленочные научно-популярные, хроникально-документальные и художественные фильмы, а также передавать фильмотекам отделов народного образования с баланса на баланс узкопленочные фильмы, имеющие образовательное и воспитательное значение. Организовать выпуск новой портативной киноаппаратуры, приспособленной к условиям работы школ.
Комитету по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР создать при Центральном телевидении и телевидении союзных республик студии учебных телепередач для общеобразовательных школ.
26. Современный этап развития общеобразовательной школы настоятельно требует повышения научного уровня руководства школами, укрепления инспекторского состава органов народного образования, в особенности районных отделов.
Поручить Министерству просвещения СССР, Министерству финансов СССР и Государственному комитету Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы в шестимесячный срок разработать и представить в Совет Министров СССР предложения о численном составе и условиях оплаты инспекторов в органах народного образования в зависимости от количества подлежащих инспектированию учебных заведений и учителей, а также географических особенностей районов.
Местным партийным органам оказывать помощь отделам народного образования в выдвижении на инспекторскую работу авторитетных руководителей школ, учителей, специалистов, хорошо знающих школьное дело, умеющих распространять положительный опыт работы.
27. Поручить Министерству просвещения СССР в шестимесячный срок разработать и внести в Совет Министров СССР проект Устава средней общеобразовательной школы.
ЦК КПСС и Совет Министров СССР призывают все партийные, советские, комсомольские и профсоюзные организации проявлять неустанное внимание к школе и заботу о ней, памятуя о том, что коммунистическое воспитание молодого поколения, дальнейшее развитие общеобразовательной школы являются делом всей партии, всего советского народа.
Секретарь Центрального Комитета КПСС |
Л.Брежнев |
Председатель Совета Министров |
А.Косыгин |
Москва, Кремль.
10 ноября 1966 г.
N 874
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 10 ноября 1966 г. N 874 "О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы"
Текст постановления опубликован в СП СМ СССР, 1966 г., N 23, ст. 205
Постановлением Правительства России от 3 февраля 2020 г. N 80 настоящий документ признан не действующим на территории РФ с 21 февраля 2020 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 3 августа 1988 г. N 953
Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 12 ноября 1986 г. N 1350
Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 12 ноября 1981 г. N 1088
Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 4 августа 1981 г. N 749