Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2 изменен с 19 октября 2018 г. - Постановление Правительства Омской области от 17 октября 2018 г. N 295-п
Раздел 2. Характеристика текущего состояния социально-экономического развития Омской области в сфере реализации государственной программы
Социальная поддержка граждан представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством отдельным категориям населения. Социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Категории получателей мер социальной поддержки и условия их предоставления определены федеральным законодательством и законодательством Омской области.
В Омской области в полном объеме и своевременно в качестве мер социальной поддержки предоставляются более 60 видов выплат, из них 32 вида - выплаты, финансирование которых производится из областного бюджета, государственная социальная помощь. В 2012 году мерами социальной поддержки воспользовались более 304 тыс. человек, государственную социальную помощь в Омской области за счет областного бюджета получили 19,5 тыс. человек. При этом сохраняется практика применения механизма адресности при назначении и выплате пособий на детей в возрасте до 16 лет, а также при предоставлении малообеспеченным семьям субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Меры социальной поддержки граждан, оказываемые в Омской области, особенно предоставляемые в денежной форме, являются одним из источников обеспечения денежных доходов населения. В этом случае они выступают в качестве одного из инструментов предотвращения бедности в Омской области. Использование этого инструмента, как следует из данных Федеральной службы государственной статистики, привело к тому, что в 2012 году в Омской области уровень бедности (11,1 процента) незначительно превышает средний уровень бедности в целом по Российской Федерации (11,0 процента) (25 - 26 рейтинговое место среди субъектов Российской Федерации).
Социальная поддержка граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации (граждане пожилого возраста, инвалиды, семьи с детьми, дети, оставшиеся без попечения родителей, и др.), обеспечивается также в форме социального обслуживания путем предоставления широкого спектра социальных услуг в государственных учреждениях социального обслуживания Омской области (далее - государственные учреждения).
На 1 октября 2013 года в Омской области осуществляли деятельность 15 государственных учреждений, предоставляющих социальные услуги в стационарных условиях (9 психоневрологических интернатов, 2 геронтологических центра, 3 дома-интерната для престарелых и инвалидов, 1 детский дом-интернат для умственно отсталых детей). Нестационарное социальное обслуживание в Омской области осуществляют 38 комплексных центров социального обслуживания населения, которые расположены во всех муниципальных районах Омской области и административных округах города Омска. Кроме того, социальное обслуживание несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляют 8 государственных учреждений - 7 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних и бюджетное учреждение Омской области "Центр социальной адаптации несовершеннолетних "Надежда" города Омска", социальное обслуживание лиц без определенного места жительства и лиц, освобожденных из мест лишения свободы, - бюджетное учреждение Омской области "Центр социальной адаптации", семей с детьми - бюджетное учреждение Омской области "Центр социальной помощи семье и детям (с социальной гостиницей)", детей с ограниченными возможностями - бюджетное учреждение Омской области "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями".
В государственных учреждениях, предоставляющих социальные услуги в стационарных условиях, проживают почти 4,8 тыс. человек, 27,6 тыс. граждан пожилого возраста и инвалидов обслуживаются на дому комплексными центрами социального обслуживания населения. В течение 2012 года более 710 тыс. различных видов социальных услуг предоставлено 58,2 тыс. семей (195 тыс. человек), в том числе 113 тыс. несовершеннолетних, на социальный патронаж поставлено 6,7 тыс. семей.
В целях повышения эффективности системы социальной поддержки граждан создаются условия для развития рыночных отношений в области социального обслуживания населения в целях привлечения юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальных предпринимателей к оказанию услуг в сфере социального обслуживания населения Омской области.
Распоряжением Правительства Омской области от 10 апреля 2013 года N 46-рп утвержден план мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Омской области (2013 - 2018 годы)" (далее - План), который является документом, отражающим план стратегического развития сферы социального обслуживания населения Омской области на период с 2013 по 2018 годы. Основной целью реализации Плана является обеспечение доступности, повышение эффективности и качества предоставления населению Омской области услуг в сфере социального обслуживания в связи с переходом на "эффективный контракт".
Несмотря на улучшение условий социальной поддержки граждан, ежегодное увеличение объемов финансирования на ее оказание, функционирование системы социальной поддержки граждан оказывается недостаточно результативным. Сохраняется неудовлетворенным спрос граждан на услуги социального обслуживания, в том числе 667 человек стоит в очереди на стационарное социальное обслуживание (данные на 1 августа 2013 года), одновременно значительная часть зданий государственных учреждений стационарного типа, где проживают пожилые граждане и инвалиды, требует реконструкции или капитального ремонта. Остается актуальным вопрос преодоления негативных явлений в области семейно-детских отношений, в том числе жестокого обращения с детьми, насилия в отношении женщин и детей, социального сиротства, безнадзорности и беспризорности детей, нестабильности семейных отношений и др.
Кроме того, к проблемам социальной сферы в Омской области относятся:
- наличие в сфере социального обслуживания населения Омской области дефицита квалифицированных кадров, низкий уровень оплаты труда социальных работников, не соответствующий напряженности и интенсивности их труда. Средняя номинальная начисленная заработная плата социальных работников в 2012 году составила 8,3 тыс. руб.;
- устаревшая материально-техническая база государственных учреждений;
- необходимость проведения реконструкции и капитального ремонта зданий государственных учреждений, в том числе ремонта несущих строительных конструкций зданий и сооружений, сетей электроснабжения, наружных и внутренних тепловых сетей, сетей холодного и горячего водоснабжения и др.;
- необходимость дальнейшего принятия мер по обеспечению пожарной безопасности граждан, проживающих в государственных учреждениях стационарного типа;
- недостаточное участие юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, социально ориентированных некоммерческих организаций в предоставлении населению услуг в сфере социального обслуживания.
В период реализации государственной программы (2014 - 2022 годы) потребность граждан в мерах социальной поддержки и социальном обслуживании сохранится и в дальнейшем будет формироваться под влиянием следующих тенденций:
1) возрастание потребности отдельных категорий граждан в мерах социальной поддержки и социальном обслуживании:
- вследствие старения населения Омской области, сопровождающегося увеличением ожидаемой продолжительности жизни и ростом численности лиц старше трудоспособного возраста;
- вследствие роста рождаемости, а также необходимости стимулирования деторождений в сложившейся демографической ситуации;
- вследствие сохранения в обществе материального и социального неблагополучия;
2) снижение потребности отдельных категорий граждан в мерах социальной поддержки:
- вследствие сокращения числа граждан, проживающих на территории Омской области, относящихся к получателям мер социальной поддержки;
- вследствие ожидаемого сокращения безработицы, повышения заработной платы и доходов населения Омской области.
С учетом вышеизложенного можно ожидать сохранения потребности населения Омской области, а по определенным группам населения - возрастания потребности населения Омской области в социальной поддержке, что потребует соответствующего увеличения расходов областного бюджета. Возможность удовлетворения потребности населения Омской области в социальной поддержке будет определяться результатами проводимой экономической политики в Омской области.
В рамках государственной программы планируется использовать новые механизмы, способствующие повышению уровня, качества и эффективности социальной поддержки населения, предусматривающие расширение сферы применения адресного подхода к предоставлению мер социальной поддержки, развитие социального обслуживания на дому, расширение масштабов участия социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев в предоставлении услуг населению Омской области в сфере социального обслуживания. Внедрение этих механизмов в практику социальной поддержки населения не только не потребует дополнительных расходов из областного бюджета, но и будет способствовать оптимизации расходов.
Прогнозируется, что развитие системы социальной поддержки населения с 2014 года до 2022 года будет осуществляться по следующим основным направлениям:
- совершенствование правового регулирования в сфере социального обслуживания населения Омской области;
- расширение практики применения механизма адресности, основанного на оценке доходов, при предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, услуг социального обслуживания населения Омской области;
- развитие системы профилактики материального и социального неблагополучия населения Омской области как инструмента повышения эффективности социальной поддержки отдельных категорий граждан, снижающего риски возникновения трудной жизненной ситуации и расходы на преодоление ее последствий;
- модернизация и развитие сферы социального обслуживания, ее адаптация к изменяющимся правовым, социально-экономическим и демографическим условиям, в том числе развитие стационарозамещающих технологий социального обслуживания населения Омской области с преимущественной организацией предоставления социальных услуг на дому;
- развитие кадрового потенциала в сфере социального обслуживания населения Омской области;
- оптимизация структуры и штатной численности государственных учреждений, проведение эффективной кадровой политики, направленной на повышение заинтересованности специалистов указанных учреждений в труде и поднятие престижа профессии социального работника;
- укрепление материально-технической базы государственных учреждений;
- развитие рынка социальных услуг путем увеличения числа юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальных предпринимателей, предоставляющих услуги населению Омской области в сфере социального обслуживания;
- привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций, добровольцев к оказанию услуг населению Омской области в сфере социального обслуживания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.