Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Характеристика текущего состояния социально-экономического развития Омской области в сфере реализации государственной программы
В настоящее время неотъемлемым элементом социально-экономического развития региона является повышение эффективности управления государственными финансами, осуществления внутреннего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений, контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок) и управления собственностью Омской области.
На протяжении последних лет в Омской области осуществляется непрерывный процесс реформирования системы региональных финансов:
- с 2006 по 2008 годы в рамках Концепции реформирования региональных финансов Омской области;
- с 2011 по 2013 годы в рамках Программы повышения эффективности бюджетных расходов Омской области на период до 2013 года;
- с 2014 года по настоящее время в рамках Программы повышения эффективности управления общественными финансами Омской области на период до 2018 года.
Каждый этап являлся основой для последующего внедрения в бюджетный процесс в Омской области современных бюджетных технологий.
За последние годы в сфере управления общественными финансами и имуществом Омской области достигнуты значительные положительные результаты.
В основу бюджетного процесса в Омской области заложен программный принцип формирования областного бюджета. Государственные программы Омской области являются инструментом повышения эффективности бюджетных расходов и достижения долгосрочных целей развития региона. Данный формат областного бюджета обеспечивает наглядность направления расходов областного бюджета на реализацию мероприятий государственных программ Омской области. В 2015 году доля программных расходов в общем объеме расходов областного бюджета составила 98,46 процента.
Планирование и исполнение консолидированного бюджета Омской области, централизованный сбор, консолидация и анализ отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений Омской области, иной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации и Федеральным казначейством, а также пользовательской отчетности с применением web-технологий осуществляются в программном комплексе "Единая система управления бюджетным процессом Омской области" (далее - ЕСУБП). Пользователями ЕСУБП являются главные распорядители бюджетных средств, а также государственные учреждения Омской области. Модернизация системы осуществляется на постоянной основе в связи с изменениями бюджетного законодательства Российской Федерации. В настоящее время ЕСУБП полностью адаптирована к особенностям бюджетного процесса в Омской области.
Также в Омской области достигнут высокий уровень прозрачности межбюджетных отношений, выстроена устойчивая структура межбюджетных трансфертов, что в свою очередь способствует повышению эффективности использования расходов областного и местных бюджетов, а также укреплению доходной базы местных бюджетов.
Ежегодно происходит увеличение доли нецелевой финансовой помощи местным бюджетам. Так, по итогам 2014 года соотношение объема нецелевой финансовой помощи местным бюджетам к объему субсидий (за исключением субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета) составило 36,4 процента, в 2015 году - 79,5 процента.
Кроме того, в соответствии со статьей 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации региональным законодательством ежегодно устанавливаются дополнительные нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц в местные бюджеты. В целях формирования в каждом муниципальном образовании Омской области дорожного фонда с 2014 года в местные бюджеты передаются дифференцированные нормативы отчислений от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации.
Для осуществления контроля за деятельностью органов местного самоуправления Омской области в сфере управления муниципальными финансами Министерством финансов ежеквартально и по итогам года проводится оценка качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных районах (городском округе) Омской области. По результатам данной оценки, проведенной в 2015 году, процент достижения максимально возможной оценки в среднем по муниципальным образованиям Омской области составил 85 процентов, что свидетельствует о повышении качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях Омской области (по итогам 2010 года - 80 процентов).
В целях обеспечения эффективного управления государственным долгом Омской области осуществляется комплекс мер, направленных на временное сокращение долговой нагрузки областного бюджета посредством проведения операций по досрочному рефинансированию долговых обязательств Омской области, а также своевременному обслуживанию и погашению долговых обязательств Омской области перед федеральным бюджетом и кредитными организациями.
На 1 января 2016 года уровень долговой нагрузки областного бюджета составил 85,3 процента, что обеспечивает необходимый уровень его экономической безопасности и недопущение просроченных обязательств.
Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости областного бюджета, определение финансовых возможностей областного бюджета для реализации государственных программ Омской области, оценка бюджетных рисков и своевременная проработка мер по их минимизации в Омской области являются основой для перехода на долгосрочное бюджетное планирование, осуществляемое посредством формирования в Омской области системы документов долгосрочного стратегического планирования.
В 2015 году Министерством финансов обеспечена подготовка необходимой правовой базы по разработке бюджетного прогноза Омской области на долгосрочный период.
В рамках повышения качества оказываемых государственных услуг населению в регионе проведена работа по формированию ведомственных перечней государственных услуг и работ, оказываемых (выполняемых) государственными учреждениями Омской области в качестве основных видов деятельности, на основе базовых (отраслевых) перечней государственных услуг и работ, утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" (www.budget.gov.ru) (далее - информационная система "Электронный бюджет").
На 1 января 2016 года в информационной системе "Электронный бюджет" всеми 13 органами исполнительной власти Омской области, осуществляющими функции и полномочия учредителя государственных учреждений Омской области, утверждены перечни государственных услуг (работ).
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) основывается на значениях нормативных затрат, рассчитанных с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.
Кроме того, на территории Омской области осуществлен переход на предоставление государственных услуг в электронной форме с использованием государственной информационной системы Омской области "Портал государственных и муниципальных услуг Омской области" (www.pgu.omskportal.ru). В настоящее время в электронной форме доступно более 130 государственных услуг.
Не менее важной частью совершенствования системы управления общественными финансами в Омской области являются меры по повышению открытости и прозрачности бюджетного процесса в Омской области, а также расширению практики участия в нем граждан.
Так, в рамках организации открытости бюджетных данных Министерством финансов на постоянной основе осуществляются размещение и поддержание в актуальном состоянии информации о первоначально утвержденном областном бюджете, внесении изменений в закон Омской области об областном бюджете, годовом отчете об исполнении областного бюджета и промежуточной отчетности на официальном сайте Министерства финансов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.mf.omskportal.ru/ru/RegionalPublicAuthoritiees/executivelist/MF/otkr budg.html) и интернет-портале "Бюджет для граждан. Омская область" (www.budget.omsk.ifinmon.ru).
Кроме того, в 2015 году создана официальная группа Министерства финансов в социальной сети "ВКонтакте" для опубликования последних новостей из сферы государственных финансов.
Результатом проведенной работы стало достижение Омской областью лидирующих позиций в 2014 и 2015 годах в Сибирском федеральном округе и в целом по Российской Федерации в рейтинге субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных, проводимом федеральным государственным бюджетным учреждением "Научно-исследовательский финансовый институт".
Внутренний государственный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений, являясь одним из этапов бюджетного процесса и одной из важных функций государственного управления, направлен на обеспечение успешной реализации государственной финансовой политики, соблюдения законности, целесообразности и эффективности использования бюджетных средств.
В Омской области построена система как внутреннего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений, осуществляемого Министерством финансов и Главным управлением финансового контроля Омской области (далее - Главное управление), так и внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, осуществляемых главными распорядителями (распорядителями) средств областного бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов областного бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита областного бюджета (далее - главные администраторы средств областного бюджета).
В целях оценки надежности и эффективности бюджетных процедур, непосредственно влияющих на качество исполнения областного бюджета, Главным управлением проводится анализ осуществления главными администраторами средств областного бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
По результатам проведенной оценки качества осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита за 2015 год более половины главных администраторов средств областного бюджета имеют высокий уровень качества осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
В связи с изменениями бюджетного законодательства Российской Федерации в части осуществления главными администраторами средств областного бюджета внутреннего финансового контроля расширен спектр контроля от ведомственного контроля до исполнения внутренних бюджетных процедур составления и исполнения областного бюджета, соблюдения стандартов ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности.
В настоящее время на территории Омской области сформированы необходимые условия для осуществления внутреннего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Ежегодно в Омской области контрольными мероприятиями охватывается более 30 процентов получателей бюджетных средств и иных организаций, получающих средства из областного бюджета, а также увеличивается объем проверенных средств и выявленных финансовых нарушений.
С изменением правового регулирования внутреннего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений расширены функции органов внутреннего государственного финансового контроля, ужесточена административная ответственность и введены бюджетные меры принуждения за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Начиная с 2015 года в результате принятия мер к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации возбуждено и рассмотрено 81 дело об административном правонарушении, в областной бюджет поступили штрафы на сумму 183 500,00 рубля. Данные меры способствуют повышению ответственности получателей бюджетных средств за их целевое использование и соблюдение условий, установленных при их предоставлении, а также позволяют предотвратить нарушения в финансово-бюджетной сфере. Ежегодно Главным управлением по результатам проверок предотвращается и устраняе
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.