Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 4. Информация о цифровой трансформации региональной системы образования, в том числе ожидаемые результаты реализации мероприятий по обновлению материально-технической базы для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях
Цифровая трансформация системы образования Омской области (далее - Цифровая трансформация) позволит обеспечить решение задач, стоящих перед системой образования Омской области в условиях перехода к "цифровой экономике", внести качественные изменения в процесс обучения, расширить возможности организационных форм и методов обучения посредством цифровых сервисов и ресурсов (смещение парадигм обучения к онлайн- и гибридной моделям, использование облачных технологий), будет способствовать получению наибольшего эффекта от использования ИКТ и ДОТ, созданию условий для оптимизации организационно-управленческих процессов в ОО и ПОО.
Базу для Цифровой трансформации составляет положительный опыт, накопленный в результате реализации системных мероприятий в Омской области по информатизации образования Омской области и развития ресурсов региональной информационно-образовательной среды, включающей в себя интернет-ресурсы: веб-портал системы образования Омской области (http://obr55.ru/), межмуниципальный портал информатизации образования (http://rrc.obr55.ru/), портал "Государственная итоговая аттестация в Омской области" (http://ege55.ru/), образовательный портал ИРООО (https://edu.irooo.ru/), портал региональной системы выявления и развития молодых талантов (http://talant55.irooo.ru/), региональная проектная лаборатория молодых педагогов Омской области (http://laboratoriya.irooo.ru/), социально-образовательный портал "Омские родители и дети" (http://rid-omsk.irooo.ru/), открытый региональный портал "Профнавигатор-55" (http://navigator.irooo.ru/) и другие.
100% ОО и ПОО имеют официальные сайты, из них 92% сайтов размещены на региональном сервере системы образования, 72% используют региональный конструктор сайтов. Этот показатель достигается за счет использования ОО и ПОО региональной площадки "Конструктор сайтов образовательных организаций Омской области", созданной РИАЦ и позволяющей обеспечить инструментом создания и размещения в едином адресном пространстве сети "Интернет" официальных сайтов образовательных организаций. Ежегодно проводится областной конкурс "Лучший сайт образовательной организации" (http://konkurs.obr55.ru/competition/).
В рамках государственной программы "Информационное общество Омской области", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 15 октября 2013 года N 253-п, созданы, развиваются и модерируются РИАЦ 6 автоматизированных информационных систем (далее - АИС): "Комплектование образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования", "Зачисление в общеобразовательные организации Омской области", единая образовательная сеть "Дневник.ру", АИС профессионального образования Омской области ("Дневник СПО"), АИС дополнительного образования Омской области, информационная система мониторинга показателей системы образования Омской области, используемых в 100% государственных и муниципальных образовательных организаций Омской области. Посредством АИС предоставляются государственные услуги в сфере образования Омской области. Осуществлена частичная интеграция АИС с Порталом государственных услуг. По итогам 2018 года выявлено, что 100% опрошенных заявителей удовлетворены качеством предоставления государственных электронных услуг.
В рамках создания телекоммуникационной инфраструктуры системы образования Омской области и автоматизации процессов управления в 2014 году внедрена система ведомственной видео-конференц-связи (http://vks.obr55.ru/). В результате созданы условия для оперативности управленческой деятельности, увеличилось количество педагогов, повысивших свою квалификацию в сфере ИКТ, и количество участников региональных и муниципальных образовательных событий.
В рамках долгосрочной целевой программы Омской области "Доступная среда" на 2013 - 2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Омской области от 23 января 2013 года N 1-п, с 2013 года был реализован и продолжает функционировать проект "Развитие Портала дистанционного обучения Омской области" (далее - Портал ДО), направленный на создание условий для реализации электронных и дистанционных форм обучения в ОО. По состоянию на конец 2018/2019 учебного года образовательный контент Портала ДО (http://do.obr55.ru/) составляют 126 электронных курсов по общеобразовательным программам, 35 электронных курсов по программам дополнительного образования, 4 курса по подготовке к государственной итоговой аттестации.
С 2008 года в Омской области в рамках государственной программы "Развитие системы образования Омской области", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 15 октября 2013 года N 250-п, реализуется региональный проект "Развитие дистанционного обучения детей-инвалидов", направленный на обеспечение прав детей-инвалидов на доступное и качественное образование посредством использования ДОТ, создание условий для их успешной социализации. За годы реализации проекта были созданы условия для обучения детей-инвалидов с использованием ДОТ (подключены к сети "Интернет", обеспечены необходимым компьютерным оборудованием) 466 обучающихся, в 77 образовательных организациях оборудованы 286 рабочих мест педагогов, повысили свою квалификацию в области использования ДОТ 286 педагогов, 234 из них реализуют дистанционное обучение детей-инвалидов по общеобразовательным программам.
С целью разработки универсальной модели сетевого взаимодействия образовательных организаций Омской области в 2018/2019 году реализован межмуниципальный проект "Управление созданием и внедрение сетевых форм реализации общеобразовательных программ".
В 2018/2019 учебном году реализован межмуниципальный проект "Управление реализацией образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий", направленный на выработку и апробацию механизма реализации образовательных программ с использованием ЭО и ДОТ в ОО. Участниками проекта стали 7 муниципальных районов Омской области, имеющих проблемы, связанные с удаленностью образовательных организаций друг от друга, нехваткой педагогов и недостаточным техническим обеспечением ОО. По результатам проекта сформированы и апробированы 7 практик реализации образовательных программ с применением ЭО и ДОТ, разработаны 2 обучающих онлайн-курса по биологии и химии (8 класс), вошедших в электронный образовательный контент Портала ДО.
Успешный опыт информатизации системы образования Омской области и развития региональной ЕИОС позволяет перейти к Цифровой трансформации через создание и апробацию целевой модели образовательной среды нового типа - цифровой образовательной среды, включающей в себя три этапа:
1) 2020 год - апробация и внедрение целевой модели ЦОС не менее чем в 11 муниципальных образованиях (в 84 образовательных организациях);
2) 2021 - 2022 годы - внедрение целевой модели ЦОС не менее чем в 17 муниципальных образованиях (в 95 образовательных организациях) и обеспечение эффективного функционирования ЦОС не менее чем в 28 муниципальных образованиях;
3) 2023 - 2024 годы - внедрение целевой модели ЦОС не менее чем в 5 муниципальных образованиях (в 208 образовательных организациях) и обеспечение эффективного функционирования ЦОС в 33 муниципальных образованиях.
На начальном этапе Цифровой трансформации планируется внедрение единой целевой архитектуры данных и инфраструктурной платформы для обмена данными между всеми структурными компонентами системы образования Омской области через создание целевой модели ЦОС, удовлетворяющей потребности всех субъектов образования, на основе следующих организационных принципов:
- единство - согласованное использование в единой образовательной и технологической логике различных цифровых технологий, решающих в ЦОС специализированные задачи;
- открытость - свобода расширения ЦОС новыми технологиями, в том числе подключение внешних систем и взаимный обмен данными;
- доступность - неограниченная функциональность элементов ЦОС в соответствии с лицензионными условиями каждого из них для конкретного пользователя, как правило, посредством сети "Интернет", независимо от способа подключения и конечного устройства клиента ЦОС;
- полезность - формирование новых возможностей и снижение трудозатрат пользователя за счет введения ЦОС.
Содержательный компонент такой модели включает:
- развитие цифровой инфраструктуры системы образования Омской области;
- создание условий для внедрения в образовательный процесс дистанционных и интерактивных технологий;
- автоматизацию процессов документооборота, включающих сбор отчетности и мониторинг;
- формирование навыков цифровой грамотности всех субъектов образовательных отношений через применение современных технологий обучения в ОО.
Планируется поэтапный переход к образовательному процессу, выстроенному вокруг гибких образовательных траекторий, что позволит организовать процесс обучения без привязки к конкретному месту и ликвидировать качественный разрыв между очными и дистанционными формами обучения.
В содержании общеобразовательных программ предусматривается раннее формирование основ владения цифровой грамотностью и цифровыми навыками, интерактивность и геймификация процесса при помощи ИКТ и интерактивных технологий.
Содержание программ среднего профессионального образования должно быть ориентировано на подготовку специалистов для цифровой экономики с преподаванием комплексных навыков цифрового производства и тесной кооперацией с работодателями. В подготовке выпускников будет сделан упор на долгосрочно востребованные, опережающие цифровые навыки специализации.
В рамках реализации управленческого компонента целевой модели ЦОС планируется осуществить:
- координацию работ по цифровой трансформации системы образования Омской области;
- разработку пакета нормативно-правовых документов по внедрению целевой модели ЦОС;
- организацию межведомственного взаимодействия всех участников проекта;
- разработку механизмов сетевого взаимодействия образовательных организаций по реализации образовательных программ;
- разработку механизмов экспертизы информационно-образовательных ресурсов;
- оптимизацию организационно-управленческих процессов в общеобразовательных и профессиональных организациях Омской области.
Важное значение имеет технико-технологический компонент, реализация которого предполагает:
- развитие цифровой инфраструктуры ОО (обновление материально-технического оснащения образовательных организаций и увеличение скорости подключения к сети "Интернет" с гарантированным интернет-трафиком), создание условий для работы с информационно-образовательными ресурсами в режиме онлайн, электронными журналами и дневниками, АИС сферы образования Омской области;
- внедрение современных технологических решений для развития в системе образования электронного документооборота, автоматизации процессов мониторинга и отчетности;
- обеспечение взаимодействия региональных информационно-образовательных ресурсов, региональных информационных систем и баз данных, сопровождающих систему образования;
- создание условий для свободного доступа всех субъектов образования к современным цифровым ресурсам, обеспечение интернет-безопасности ЦОС.
В рамках реализации кадрового компонента реализации целевой модели ЦОС планируется:
- обеспечение повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров ОО по вопросам цифровизации и работы в ЦОС;
- методическое, технико-технологическое сопровождение внедрения целевой модели ЦОС;
- разработка информационно-образовательных ресурсов, методических рекомендаций по организации обучения в ЦОС;
- разработка дополнительных профессиональных образовательных программ по подготовке/повышению квалификации руководителей и педагогических работников ОО, способствующих развитию цифровой компетенции и навыков работы в ЦОС.
Оценочно-рефлексивный компонент целевой модели ЦОС предполагает обеспечение экспертизы региональных информационно-образовательных ресурсов и мониторинг эффективности внедрения модели в ОО.
Ожидаемые результаты (к концу 2022 года):
- интегрированы в базовую региональную платформу все ранее созданные решения по организации дистанционного и электронного обучения в сфере образования Омской области;
- обеспечена возможность реализации совместных сетевых проектов между образовательными организациями общего и профессионального образования, а также промышленными предприятиями, образовательными организациями высшего образования;
- обеспечен доступ к каталогам художественной и научно-популярной литературы, электронным образовательным ресурсам, контенту, направленному на получение дополнительного образования, подготовку к олимпиадам и для организации работы с одаренными детьми, лицами с ограниченными возможностями здоровья, образовательному контенту Российской электронной школы (далее - РЭШ);
- проведено доукомплектование образовательных организаций оборудованием и цифровым контентом отечественных производителей;
- внедрена региональная платформа ЦОС и набор типовых информационных решений с интеграцией в нее всех ранее созданных информационно-образовательных ресурсов и решений;
- сократилось время на выполнение педагогами и административными работниками рутинных операций, связанных с заполнением отчетности, проверкой заданий, мониторингами и иными процедурами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.