В соответствии с Государственной программой поддержки малого предпринимательства на 1997 год и в целях эффективности реализации государственной политики в области развития малого предпринимательства Правительство Удмуртской Республики постановляет:
1. Утвердить Концепцию развития малого предпринимательства в Удмуртской Республике до 2005 года.
2. Министерствам и ведомствам Удмуртской Республики учитывать положения настоящей Концепции при разработке нормативных и правовых актов, целевых республиканских программ и мероприятий в части, касающейся развития малого предпринимательства в отраслях народного хозяйства Удмуртской Республики.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления Удмуртской Республики в своей работе учитывать положения указанной Концепции.
Председатель Правительства
Удмуртской Республики |
П.Н.Вершинин |
Концепция
развития малого предпринимательства в Удмуртской Республике
до 2005 года
(утв. постановлением Правительства УР от 15 декабря 1997 г. N 1118)
Введение
Настоящая концепция разработана в соответствии с Федеральным Законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", Законом Удмуртской Республики "О государственной поддержке и развитии малого предпринимательства в Удмуртской Республике".
В данном документе определены цели, приоритеты и основные направления государственной политики в области малого предпринимательства в Удмуртской Республике на ближайшую перспективу.
При разработке концепции использованы материалы социально-экономических исследований состояния предпринимательства по РФ (в т.ч. по Удмуртской Республике), проведенных группой ученых Удмуртской Республики и зарубежными специалистами в рамках Проекта ЕС ТАСИС, Институтом стратегического анализа при Правительстве РФ и Межведомственным аналитическим центром, а также методические материалы министерства экономики УР: "Системный подход к разработке структур основополагающих республиканских систем, государственных политик Республики и программы социально-экономического развития Удмуртской Республики на 1998-2000 годы".
Концепция разработана авторским коллективом в составе: Зайцев М.П. (руководитель коллектива), Буланов С.А., Вепрев С.Н., Зайцев А.И., Захаров Н.Л., Пушин В.Г., Севрюгин А.С., Чувыгин А.П.
1. Современные тенденции развития малого предпринимательства
Малое предпринимательство с развитой рыночной экономикой играет существенную роль в экономической, социальной и политической сферах общества. Государственная поддержка малого бизнеса является в этих странах одним из важных стратегических направлений в достижении национальных целей развития. Экономически и технически малый бизнес не может конкурировать с крупным предпринимательством, обладающим высоким и наукоемким производственным потенциалом и играющим поэтому ведущую роль в формировании валового национального продукта и экономической ситуации в целом. Вместе с тем, малый бизнес занял свою нишу в различных отраслях экономики этих стран в системе "наука - производство" как инструмент реализации рискованных инновационных проектов.
Именно малое предпринимательство активно противостоит росту безработицы, играет существенную роль в формировании региональных и местных бюджетов. В сфере малого предпринимательства формируется новый средний класс - основа социально-политической стабильности стран с развитой рыночной экономикой.
Значение малого бизнеса особенно возрастает в условиях экономической депрессии, когда национальная экономика не развивается. В этот период происходит снижение активности крупных предприятий и важным условием выхода из кризиса является развитие малого бизнеса.
Традиционно в мировой практике малый бизнес выполняет следующие общественные функции:
- обеспечивает рост занятости и уровня жизни населения;
- снижает социальную напряженность;
- осуществляет инновационную деятельность в различных отраслях экономики;
- содействует формированию рыночных отношений.
2. Состояние развития малого предпринимательства в
Удмуртской Республике
Малое предпринимательство в Удмуртской Республике играет заметную роль в ее социально-экономическом развитии. На 1.07.97 года в сфере малого предпринимательства трудилось более 100 тыс. человек, или около 14% от занятого населения в отраслях народного хозяйства Удмуртской Республики. На долю малых предприятий приходилось около 9% производимого в Республике ВВП и более 6% от общего поступления налогов.
В то же время, малое предпринимательство в Удмуртской Республике испытывает значительные трудности, среди которых, в ходе социологического опроса, названы: несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность малых предприятий; давление со стороны криминальных структур; высокая процентная ставка кредитов и сложная процедура их получения; высокий уровень налогообложения; неразвитость финансового лизинга; нехватка квалифицированных кадров; отсутствие должной социальной защищенности как собственников, так и наемных работников малых предприятий; сложность в получении достоверной информации о рынках товаров и услуг; отсутствие защиты регионального рынка от некачественной зарубежной и отечественной продукции.
Сложившаяся система государственной поддержки малого предпринимательства в Удмуртской Республике пока еще не носит целостного характера. Не до конца создана инфраструктура поддержки малого предпринимательства, не отработаны механизмы взаимосвязи между федеральными, республиканскими и местными звеньями по осуществлению единой политики в области малого предпринимательства, не отработана система его эффективной финансовой поддержки.
3. Государственная политика Удмуртской Республики в области
малого предпринимательства
Государственная политика Удмуртской Республики в области развития малого предпринимательства является составной частью единой политики экономического и социального развития Российской Федерации и Удмуртской Республики.
Государственная политика проводится через соответствующие нормативные и правовые акты Российской Федерации, Удмуртской Республики и местного самоуправления.
Основными принципами организации государственной политики в области малого предпринимательства в Удмуртской Республике являются:
- соответствие законодательных актов Удмуртской Республики по малому предпринимательству основным положениям нормативно-правовых актов по малому предпринимательству Российской Федерации;
- эффективное (по экономическим и социальным критериям) использование государственных средств, выделяемых на поддержку малого предпринимательства;
- содействие развитию инновационно-производственного малого предпринимательства, а также предпринимательства в сфере ремесленного труда, народных промыслов и художественного творчества;
- предоставление на льготных условиях (а в отдельных случаях - безвозмездной) государственной финансовой помощи малым предприятиям при условии вложения ими собственных финансовых средств;
- включение малых предприятий в производство продукции и услуг для государственных нужд Республики;
- информационное и кадровое обеспечение малого предпринимательства.
Основной целью государственной политики в области малого предпринимательства является формирование благоприятной среды для развития малого предпринимательства на всей территории Удмуртской Республики. Государственная политика направлена на решение следующих первоочередных задач:
- формирование нормативно-правовой базы поддержки развития малого предпринимательства;
- создание и совершенствование действующих основных элементов инфраструктуры государственной и общественной поддержки малого предпринимательства;
- разработка и реализация финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого предпринимательства и, в первую очередь, инновационно-производственных малых предприятий;
- создание системы информационного обеспечения малого предпринимательства;
- подготовка и переподготовка предпринимательских кадров для малого бизнеса;
- содействие в обеспечении антикриминальной защиты малого предпринимательства;
- социальная защита работников в сфере малого предпринимательства.
4. Система государственной поддержки малого предпринимательства
в Удмуртской Республике
Система поддержки малого предпринимательства представляет собой совокупность государственных, муниципальных, общественных и предпринимательских структур, взаимодействующих друг с другом и с субъектами малого предпринимательства в целях обеспечения становления, развития и функционирования сферы малого предпринимательства.
Государственная система поддержки включает в себя Комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства при Правительстве Удмуртской Республики, Удмуртский государственный фонд поддержки малого предпринимательства. Началось формирование муниципальных систем поддержки малого предпринимательства в городах и районах.
В систему негосударственной поддержки входят общественные объединения предпринимателей, коммерческие и некоммерческие организации, задействованные в реализации государственной политики поддержки малого предпринимательства посредством оказания его субъектам юридических, финансовых, информационных, технических и консалтинговых услуг и иной помощи в соответствии с профилем своей деятельности и действующим законодательством.
Функции по общей координации поддержки возложены на Комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства при Правительстве Удмуртской Республики.
Сложившаяся к 1997 году система поддержки позволяет формировать и в целом реализовывать единую государственную политику по поддержке малого предпринимательства, оперативно ее корректировать и согласовывать со всеми заинтересованными участниками. Вместе с тем, для повышения ее эффективности в течение 1998-2005 годов будет продолжена работа по совершенствованию системы поддержки с участием государственных и негосударственных структур, а также самих субъектов малого предпринимательства.
Реализация государственной политики предусматривает следующие аспекты:
- функциональный, нацеленный на создание экономических, правовых, организационных условий для развития малого предпринимательства (разработка нормативно-правовой базы, создание необходимой инфраструктуры для развития малого предпринимательства, формирование общественного мнения о необходимости развития малого предпринимательства как одного из условий эффективного функционирования рыночной экономики);
- отраслевой, направленный на организацию и координацию деятельности всех заинтересованных органов государственной власти в различных отраслях народного хозяйства Удмуртской Республики;
- территориальный, с акцентом на поддержку малого предпринимательства в экономически отсталых и депрессивных административно-территориальных единицах Удмуртской Республики;
- социальный, содержащий систему мер поддержки малого предпринимательства в отношении отдельных социальных групп населения.
5. Направления государственной поддержки малого предпринимательства
5.1. Совершенствование нормативно-правовой базы поддержки малого предпринимательства.
В соответствии со среднесрочной программой Правительства РФ на 1997-2000 годы "Структурная перестройка и экономический рост" развитие малого предпринимательства в перспективе будет носить четко выраженный региональный характер, произойдет целенаправленный перенос финансово-кредитной, инвестиционной и организационной деятельности на региональный уровень. Это потребует формирование нормативно-правовой базы, преимущественно прямого действия, которые обеспечивали бы инвестиционную, финансово-кредитную и производственную поддержку малого предпринимательства. Действующие законы и другие нормативные правовые акты, потребуют внесения изменений и дополнений, отражающие современную ситуацию, в соответствии с нормами федерального законодательства. Необходимо принятие подзаконных нормативных правовых актов, позволяющих реализовывать возможности действующего законодательства Удмуртской Республики, конкретизировать отдельные его разделы.
В целях укрепления позиции малого предпринимательства, необходимо формирование и совершенствование нормативной правовой базы на муниципальном уровне. Тем самым будет сформирована двухуровневая структура нормативного обеспечения развития предпринимательской деятельности в Удмуртской Республике.
Предполагается развитие нормативной правовой базы по малому предпринимательству по следующим направлениям:
- инвестиционная поддержка малых предприятий (льготное кредитование, инвестиционный налоговый кредит, финансовый лизинг, гарантии под привлекаемые инвестиции, страхование);
- льготное упрощенное налогообложение и предельно упрощенная отчетность малых предприятий;
- информационно-консультационное обеспечение малых предприятий;
- обеспечение участия малых предприятий в производстве товаров и услуг для государственных нужд;
- правовая защита предпринимателей и работников, занятых на малых предприятиях;
- поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства;
- подготовка кадров для малых предприятий;
- обеспечение доступа малых предприятий к материальным и другим ресурсам.
5.2. Формирование инфраструктуры развития малого предпринимательства.
Практическая реализация государственной поддержки малого предпринимательства потребует создание и развитие соответствующей инфраструктуры. В настоящее время государственная политика в области малого бизнеса в Удмуртской Республике осуществляется Комитетом по поддержке и развитию малого предпринимательства при Правительстве Удмуртской Республики, функционирует Удмуртский государственный фонд поддержки малого предпринимательства, идет создание функциональных подразделений поддержки малого предпринимательства на уровне административно-территориальных единиц Республики.
К числу отсутствующих, но необходимых для оказания всесторонней поддержки малому предпринимательству объектов инфраструктуры относятся:
- бизнес-инкубаторы - организации, оказывающие малым предприятиям на льготных условиях комплекс услуг в период их становления;
- технопарки - новые для РФ объекты инфраструктуры малого предпринимательства, призванные обеспечивать комплексное решение вопросов при ускоренной передаче малым предприятиям с целью освоения в производстве результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (коммерциализация научных разработок);
- лизинговые компании, для оказания малым предприятиям помощи в приобретении оборудования;
- территориальные и отраслевые фонды поддержки малого предпринимательства;
- постоянно действующие выставки-ярмарки продукции субъектов малого предпринимательства.
5.3. Отраслевая поддержка малого предпринимательства.
Каждая отрасль экономики Удмуртской Республики имеет свои специфические особенности, что найдет отражение в содержании программных мероприятий по отраслевой поддержке малого предпринимательства. Вместе с тем, программные мероприятия по отраслевой поддержке малого предпринимательства должны отвечать определенным общим требованиям. Важнейшие из них:
- инновационно-производственная направленность малого предпринимательства и расширение производственно-технологической кооперации малых предприятий с крупными производствами;
- создание новых рабочих мест на малых предприятиях для увеличения занятости трудоспособного населения в связи с санацией предприятий-банкротов и конверсией оборонных предприятий;
- расширение налоговой базы республиканского бюджета и бюджетов административно-территориальных единиц от хозяйственной деятельности малых предприятий.
При этом приоритетными в государственной поддержке малого предпринимательства должны стать, прежде всего, эффективные отраслевые инновационные проекты, направленные на производство новых товаров и услуг, повышение качества пользующейся спросом современной уже производимой продукции, внедрение экологически чистых технологий, разработка и освоение новых методов организации и управления производством на базе компьютерных систем.
В этой связи министерства и ведомства Удмуртской Республики при разработке и реализации отраслевых программ учитывают в них мероприятия по поддержке и развитию малого предпринимательства. К числу рекомендуемых общих "отраслевых" мероприятий, действующих на всех этапах поддержки малого предпринимательства, относятся:
- оказание малым предприятиям помощи в приобретении лицензий, товарных знаков, технологий, содействия в аренде оборудования и площадей на предприятиях отрасли;
- информационное обеспечение малого предпринимательства путем предоставления предпринимателям доступа к отраслевым нормативно-инструктивным документам, к информации о состоянии спроса на региональном, российском и зарубежных рынках на отдельные виды товаров и услуг, а также путем создания и постоянного пополнения банка данных о пользующейся спросом продукции, результатов НИОКР, о неиспользуемых производственных мощностях, объектах незавершенного строительства, новых местных источниках сырья;
- содействие в создании технопарков на базе вузовской и отраслевой науки;
- проведение конференций, семинаров, совещаний, с привлечением финансово-коммерческих структур, заинтересованных в реализации эффективных проектов в малом бизнесе;
- организация конкурсного размещения государственных заказов по квотам, предусмотренным для малых предприятий:
- оказание помощи в организации выставок-ярмарок продукции и услуг, предлагаемых малыми предприятиями, информирование населения о продукции малых предприятий;
- техническая и экологическая экспертиза инвестиционных проектов в малом предпринимательстве;
- разработка отдельных целевых программ по наиболее значимым проектам в малом предпринимательстве;
- подготовка кадров.
Кроме перечисленных общих мер поддержки малого предпринимательства министерствами и ведомствами разрабатываются программные мероприятия, отражающие различные аспекты поддержки малого предпринимательства в каждой отрасли. Эти мероприятия включаются в ежегодные государственные программы поддержки малого предпринимательства Удмуртской Республики или отраслевые программы министерств и ведомств Удмуртской Республики.
5.4. Использование возможностей малого предпринимательства при реструктуризации и банкротстве крупных предприятий.
Для организации и эффективного функционирования малых предприятий необходимо создать условия для использования ими незадействованных площадей и оборудования крупных предприятий, высвобождающихся в результате их структурной перестройки. Реализация этой цели предполагается через создание специальной нормативной и правовой базы, регламентирующей механизм взаимодействия малых и крупных предприятий, включая систему льгот для предприятий участвующих в процессе реструктуризации. Реализация мероприятий по участию малых предприятий в производственно-технологической кооперации с крупным производством включает формирование арендных отношений, привлечение малых предприятий к участию в производстве и поставках для государственных нужд: а также совершенствованию налогового законодательства.
5.5. Поддержка малого предпринимательства в административно-территориальных единицах Удмуртской Республики.
Исторически сложившаяся неравномерность социально-экономического развития отдельных административно-территориальных единиц Удмуртской Республики требует учета ряда особенностей: депрессивное состояние отдельных районов, различная степень занятости трудоспособного населения, резкие колебания жизненного уровня и др.
Административно-территориальные единицы (города и районы) разрабатывают в рамках настоящей концепции программы и отдельные мероприятия, которые могут стать составной частью республиканской программы поддержки малого предпринимательства.
Особой государственной поддержкой будут пользоваться неблагополучные в социально-экономическом отношении административно-территориальные единицы, а также города и районы Удмуртской Республики, в которых будет осуществляться структурная перестройка в экономике.
5.6. Поддержка малого предпринимательства отдельных социальных групп.
К социальным группам населения, требующим в рамках малого предпринимательства государственной поддержки по специальным программам относятся:
- слабо защищенные группы населения, которые по демографическим признакам, медицинским показаниям, социальным и другим характеристикам, попадают под естественные социальные ограничения при трудоустройстве;
- граждане, исполнившие государственные воинский и трудовой долг, пострадавшие в экологических катастрофах и социальных конфликтах, имеющие особые заслуги перед Россией и Удмуртской Республикой, в соответствии с действующим законодательством.
Целью социальных программ должна стать помощь государства в социальной реабилитации и в возможности творческой самореализации перечисленных категорий граждан.
6. Механизм реализации концепции развития малого
предпринимательства
Комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства при Правительстве Удмуртской Республики осуществляет организацию, координацию и контроль за реализацией положений Концепции и ежегодных программ поддержки малого предпринимательства, вносит в установленном порядке предложения по уточнению Концепции с учетом складывающейся социально-экономической ситуации, обеспечивает информационную, методическую и иную поддержку администраций городов и районов в части поддержки малого предпринимательства, осуществляет контроль за целевым использованием средств, направляемых на поддержку малого предпринимательства.
Финансовое обеспечение по реализации Концепции осуществляет Удмуртский государственный фонд поддержки малого предпринимательства в рамках Государственных программ поддержки малого предпринимательства в Удмуртской Республики. Финансовое обеспечение Государственных программ осуществляется за счет средств бюджета Удмуртской Республики, доходов от приватизации, средств фондов поддержки малого предпринимательства, за счет других источников, не запрещенных законодательством.
Решение о финансировании программ поддержки малого предпринимательства принимается на конкурсной основе с учетом рекомендаций отраслевых и территориальных органов управления, а также общественных организаций малого предпринимательства.
7. Оценка эффективности от реализации Концепции
Эффективность и результативность реализации Концепции будет определяться экономическими и социальными параметрами, включающими: количество действующих малых предприятий, объем произведенной малыми предприятиями продукции (работ, услуг), товарооборот, количество занятых в малом предпринимательстве. На эффективность реализации Концепции, кроме экономической и политической ситуации, будет влиять уровень финансового обеспечения мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства. При своевременном и полном финансировании Государственных программ поддержки малого предпринимательства, к 2005 году ожидается увеличение доли объемов продукции (работ, услуг) производимых малыми предприятиями к ВВП Республики до 15% и количество занятых в малом предпринимательстве от общего числа занятых в народном хозяйстве до 18%.
Эффективность государственной поддержки и развития малого предпринимательства будет ежегодно уточняться в Государственной программе поддержки малого предпринимательства в Удмуртской Республике.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства УР от 15 декабря 1997 г. N 1118 "Об утверждении Концепции развития малого предпринимательства в Удмуртской Республике до 2005 года"
Текст документа официально опубликован не был