Постановление Совета Министров УР от 23 января 1995 г. N 18
"О порядке продажи предприятий-должников, расположенных
на территории Удмуртской Республики"
Постановлением Правительства УР от 5 мая 2003 г. N 173 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях реализации государственной политики в Удмуртской Республике, направленной на предотвращение несостоятельности (банкротства) предприятий и негативных социальных последствий, связанных с реорганизацией и ликвидацией неплатежеспособных предприятий в случае признания их несостоятельности (банкротства), Совет Министров Удмуртской Республики постановляет:
1. Утвердить Положение о порядке продажи предприятий-должников, расположенных на территориях Удмуртской Республики (прилагается).
2. Обязать отраслевые министерства и ведомства по итогам 1994 года провести анализ структуры баланса закрепленных за ними предприятий согласно критериям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1994 года N 498.
3. Делегировать Территориальному агентству Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) в Удмуртской Республике право решения вопросов об обязательной продаже в отношении предприятий-должников их активов, а также долей (паев, акций) в капитале этих предприятий, находящихся в собственности Удмуртской Республики.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления проводить продажу предприятий-должников, находящихся в муниципальной собственности, в соответствии с правилами, предусмотренными утвержденным Положением; главам администраций определить орган, уполномоченный решать вопросы о несостоятельности (банкротстве) предприятий муниципальной собственности.
Заместитель Председателя Совета
Министров Удмуртской Республики |
Ю.С.Питкевич |
Положение
о порядке продажи предприятий-должников, расположенных
на территории Удмуртской Республики
Настоящее Положение разработано в целях реализации государственной политики в Удмуртской Республике, направленной на предотвращение несостоятельности (банкротства) предприятий, негативных социальных последствий и создание условий для наиболее полного удовлетворения требований кредитора, связанных с реорганизацией предприятий.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок продажи в Удмуртской Республике предприятий-должников, осуществляемой в рамках внесудебных процедур и регулирует порядок продажи занимающегося предпринимательской деятельностью юридического лица, в отношении которого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1994 года N 498 "О некоторых мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве)" принято решение о признании структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия - неплатежеспособным (далее именуется - предприятие-должник).
1.2. Продажа предприятий-должников, их активов, а также находящихся в государственной собственности долей (паев, акций) в капитале указанных предприятий осуществляется на основании решения по обязательной продаже.
Решение об обязательной продаже может быть принято:
- в отношении предприятий-должников, их активов, а также долей (паев, акций) в капитале этих предприятий, находящихся в федеральной собственности - Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) (далее именуется - Федеральное управление), с учетом мнения Совета Министров Удмуртской Республики;
- в отношении предприятий-должников, их активов, а также долей (паев,акций) в капитале этих предприятий, находящихся в собственности Удмуртской Республики - территориальным агентством федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) Удмуртской Республики, по согласованию с отраслевыми министерствами и ведомствами.
1.3. Инициатива в принятии решения об обязательной продаже может принадлежать Федеральному управлению, Территориальному агентству федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) в Удмуртской Республике, кредиторам, прокурору, предприятию-должнику, министерствам и ведомствам Российской Федерации и Удмуртской Республики, органам местного самоуправления.
1.4. При принятии решения о признании предприятия, расположенного на территории Удмуртской Республики, предприятием-должником федеральное управление или Территориальное агентство федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) в Удмуртской Республике (далее именуется - территориальное агентство) принимает решение об освобождении руководителя предприятия-должника как не соответствующего занимаемой должности, с учетом мнения отраслевых министерств и ведомств Удмуртской Республики, в соответствии с п.4 Президента Российской Федерации от 2 июня 1994 года N 1114.
1.5. Если установлена фактическая неплатежеспособность предприятия с учетом возможного погашения всех государственных долгов, Федеральное управление или территориальное агентство обязаны принять решение об увольнении руководителя предприятия-должника как не соответствующего занимаемой должности и заключить договор подряда на управление предприятием-должником до его продажи новому собственнику с физическим лицом (управляющим), определяемым с учетом мнения соответствующего министерства или ведомства.
1.6. Договор подряда составляется на основании типовых условий, утверждаемых Правительством Удмуртской Республики.
2. Продажа предприятий-должников
2.1. Продажа предприятия-должника осуществляется на основании решения Федерального управления или территориального агентства, согласованного с отраслевыми министерствами или ведомствами, которое может быть принято в отношении любых предприятий-должников, за исключением предприятий, приватизация которых запрещена в соответствии с Государственной программой приватизации Российской Федерации и программой приватизации Удмуртской Республики.
2.2. Объектом продажи предприятия-должника является единый имущественный комплекс, в состав которого входят основные средства, другие долгосрочные вложения (включая нематериальные активы), оборотные средства и финансовые активы, пассивы, его преимущественные права на объекты промышленной и интеллектуальной собственности, иные объекты, а также личные неимущественные права.
При продаже предприятия-должника за ним сохраняется статус юридического лица.
2.3. В состав имущества предприятия-должника, подлежащего исключению из его имущественного комплекса при продаже, входят:
- имущество, специального назначения, не подлежащее приватизации в соответствии с законодательством Российской Федерации и Удмуртской Республики о приватизации;
- объекты социально-коммунальной сферы (жилищный фонд, детские дошкольные учреждения, иные жизненно важные для данного региона объекты социальной и коммунальной инфраструктуры).
При продаже предприятия-должника из состава его имущественного комплекса также могут быть исключены объекты, не завершенные строительством, которые подлежат продаже исключительно на аукционах за деньги, при этом до 50 процентов средств, вырученных от продажи указанных объектов, подлежат перечислению предприятию-должнику и могут быть использованы исключительно на удовлетворение требований кредиторов, остальная часть вырученных средств распределяется в соответствии с разделом 5 настоящего Положения.
Объекты, незавершенные строительством, финансируемые из средств бюджета Удмуртской Республики, подлежат передаче для завершения строительства и продажи в соответствии с Указом Президента РФ N 1181 от 10.06.94 г. "О мерах по обеспечению достройки незавершенных строительством жилых домов". Полномочия первоначального заказчика объекта в случаях, когда заказчиками являлся Совет Министров Удмуртской Республики, организации и учреждения, финансируемые из бюджета Удмуртской Республики, переходят Госстрою Удмуртской Республики.
Имущество специального назначения передается предприятию по специальному соглашению, предусматривающему государственное финансирование и обязательства сторон по эксплуатации или консервации этого имущества. Указанное соглашение является неотъемлемой частью договора купли-продажи.
Решение о продаже является одновременно решением о передаче объектов социально-коммунальной сферы в собственность Удмуртской Республики или в муниципальную собственность.
В случаях исключения имущества из состава имущественного комплекса при продаже предприятия-должника составление разделительного баланса осуществляется Федеральным управлением или территориальным агентством.
2.4. Продажа предприятий-должников осуществляется на коммерческом или инвестиционном конкурсе без ограничения состава участников в открытом и закрытом виде по форме подачи заявок.
2.5. Правом участия в конкурсе обладают любые физические и юридические (в том числе иностранные) лица, не являющиеся ограничиваемыми лицами, своевременно подавшие документы и внесшие в установленном порядке залог (задаток) в размере 100% от начальной цены предприятия.
Обязанность доказывания своего права на участие в конкурсе и приобретению предприятия-должника лежит на покупателе.
Ограничиваемыми лицами признаются:
- юридические лица, не являющиеся покупателями в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации, либо имеющие установленным законодательством Российской Федерации ограничения на максимальный размер приобретаемого, находящегося в собственности или управлении пакета акций (пая, доли) иного предприятия, либо имеющие организационно-правовую форму, не соответствующую Гражданскому кодексу Российской Федерации;
- при продаже предприятия-должника, занимающего доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, - предприятия, действующие на том же товарном рынке, а также юридические и физические лица, контролирующие их капитал в любой форме, либо имеющие возможность определяющего влияния, не получившие согласия антимонопольных органов на приобретение предприятия.
Для участия в конкурсе в дополнение к документам, устанавливаемым законодательством Российской Федерации о приватизации, заявители представляют:
- документы, удостоверяющие, что заявитель не является ограничиваемым лицом;
- справку о депонировании на счете продавца суммы в размере не менее 20% просроченной кредиторской задолженности предприятия-должника за вычетом суммы обязательств предприятия-должника перед покупателем.
Требование иных документов при подаче заявки для участия в конкурсе не допускается.
2.6. Обязательными условиями конкурса являются:
- погашение не менее 20% просроченной кредиторской задолженности предприятия-должника в срок не более одного месяца со дня заключения договора купли-продажи;
- обязательство по реорганизации предприятия-должника в месячный срок с момента заключения договора купли-продажи.
В условия конкурса могут быть также включены:
- сохранение деятельности предприятия по производству отдельных видов товаров (работ, услуг) - исключительно на основании ходатайства антимонопольных органов в случае, если по указанным видам товаров (работ, услуг) предприятие-должник занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке;
- сохранение численности рабочих мест, если предприятие-должник является градообразующим, исключительно на основании ходатайства органов местного самоуправления;
- объем инвестиций в предприятие.
Перечень указанных условий конкурса является исчерпывающим, предъявление каких-либо иных условий не допускается.
2.7. Определение начальной цены предприятия-должника, а также учет результатов переоценки основных фондов этого предприятия, проведенный после 1 января 1992 года, осуществляется в порядке, установленном Государственной программой приватизации.
В случае, если начальная цена предприятия-должника оказывается меньше 100-кратного размера установленной законодательством Российской Федерации минимальной оплаты труда, начальная цена этого предприятия устанавливается равной 100 минимальным размерам оплаты труда.
2.8. Конкурсы проводятся в соответствии с процедурой, установленной законодательством Российской Федерации о приватизации.
В случае, если в конкурсную комиссию поступила одна заявка, удовлетворяющая условиям конкурса, предприятие-должник продается единственному участнику конкурса по заявленной им цене, с учетом ограничений, установленным настоящим пунктом.
Если в конкурсную комиссию не поступило ни одного предложения, удовлетворяющего условиям конкурса, либо, если на конкурсе цена предприятия снизилась более чем на 30%, конкурс объявляется несостоявшимся, а предприятие-должник или его имущество (активы) подлежат продаже в порядке, установленном разделом 3 настоящего Положения.
По результатам проведения конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о приватизации, между продавцом и покупателем заключается договор купли-продажи.
Продавец обязан не позднее трех дней с момента подведения итогов конкурса заключить договор купли-продажи с покупателем, вернуть депонированные средства иных участников конкурса, а также направить средства, депонированные победителем конкурса, на погашение просроченной кредитной задолженности предприятия-должника всем кредиторам пропорционально суммам долга.
Право собственности переходит к покупателю с момента заключения договора купли-продажи.
Договор купли-продажи подлежит регистрации Фондом имущества Удмуртской Республики в течение трех дней с момента поступления его представления.
2.9. С момента заключения договора купли-продажи предприятие-должник считается переданным покупателю. В течение месяца покупатель обязан осуществить необходимые юридические действия по реорганизации предприятия-должника в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.10. Запрещение осуществлять продажу может быть принято Правительством Российской Федерации по федеральным государственным предприятиям по остальным - Правительством Удмуртской Республики.
Проведение мероприятий, связанных с подготовкой и принятием указанных в настоящем пункте решений, осуществляется территориальным агентством с привлечением заинтересованных министерств и ведомств.
3. Продажа имущества (активов) предприятий-должников
3.1. Продажа имущества (активов) предприятия-должника осуществляется на основании решения Федерального управления, согласованного с Советом Министров Удмуртской Республики или территориального агентства, согласованного с отраслевыми министерствами или ведомствами, которое может быть принято в отношении предприятий-должников, за исключением предприятий, приватизация которых запрещена.
3.2. Решение о продаже активов доводится уполномоченным органом до сведения кредиторов предприятия, срок исполнение обязательств перед которыми наступил до момента принятия указанного решения.
Если в течение 30 дней с момента оповещения кредиторов не получено ни одного заявления кредиторов о несогласии с решением, решение считается согласованным всеми кредиторами.
Если в указанный срок получено хотя бы одно заявление кредитора о несогласии с решением, процедуры, предусмотренные настоящим разделом Положения, прекращаются и подается заявление в арбитражный суд о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) данного предприятия.
3.3. Для осуществления мероприятий по ликвидации предприятия-должника Федеральным управлением или территориальным агентством образуется ликвидационная комиссия.
В работе ликвидационной комиссии принимают участие специалисты по антикризисному управлению, представители соответствующих министерств и ведомств, финансовых органов, соответствующих органов исполнительной власти.
Ликвидационная комиссия в течение месяца с момента ее образования представляет Федеральному управлению или территориальному агентству план ликвидации предприятия-должника, разработанный в соответствии с типовым планом ликвидации предприятия, утвержденным Федеральным управлением или территориальным агентством. В случае, если ликвидационная комиссия не представила в указанный срок план ликвидации предприятия-должника, Федеральное управление или территориальное агентство вправе самостоятельно разработать план ликвидации.
План ликвидации предприятия-должника должен содержать:
- полное наименование предприятия, юридический адрес и его счета;
- сведения о размерах и структуре активов;
- сведения о финансовом состоянии предприятия, размерах и структуре его долга;
- перечень мероприятий по взиманию дебиторской задолженности, признанию или отклонению требований кредиторов, опротестованию сделок предприятия, ущемляющих интересы кредиторов;
- перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, подлежащих передаче в государственную собственность Удмуртской Республики или в муниципальную собственность;
- перечень иного имущества предприятия, не подлежащего продаже и направления его использования;
- требования по разделению имущества ликвидируемого предприятия на лоты для продажи;
- способ продажи имущества ликвидируемого предприятия, а также начальную цену;
- перечень условий, на которых осуществляется продажа имущества (имущественных лотов);
- перечень мероприятий по предотвращению негативных социальных последствий ликвидации предприятия;
- порядок осуществления расчетов с кредиторами и распределения денежных средств, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов.
3.4. Продажа активов предприятий-должников осуществляется на аукционах, коммерческих или инвестиционных конкурсах.
Правом приобретения активов предприятия-должника обладают любые физические и юридические (в том числе иностранные) лица, не являющиеся ограничеваемыми лицами, своевременно подавшие необходимые документы и внесшие в установленном порядке залог (задаток) в размере 100% от начальной цены имущества.
Обязанность доказывания своего права на приобретение активов предприятия-должника лежит на покупателе.
Не реализованные активы предприятия-должника подлежат продаже на денежном аукционе, при этом ограничение на цену продажи указанного имущества не устанавливается.
3.5. По результатам продажи имущества в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Удмуртской Республики о приватизации, между продавцом и покупателем заключается договор купли-продажи.
Право собственности на приобретенное имущество переходит к покупателю с момента заключения договора купли-продажи.
Договор купли-продажи подлежит регистрации Фондом имущества Удмуртской Республики в течение трех дней с момента поступления средств на счет продавца.
3.6. Средства, вырученные от реализации имущества ликвидируемого предприятия-должника, а также полученные за счет взимания дебиторской задолженности и опротестования сделок предприятия-должника, ущемляющих интересы кредиторов, поступают в распоряжение ликвидационной комиссии и, за вычетом средств, необходимых для организации продажи имущества этого предприятия, направляются на осуществление мероприятий по ликвидации, а также удовлетворение требований кредиторов в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. Оставшиеся средства распределяются в соответствии с разделом 5 настоящего Положения.
3.7. Не позднее 15 дней с момента завершения продажи-активов ликвидируемого предприятия-должника, ликвидационная комиссия обязана представить ликвидационный баланс на утверждение Федеральному управлению или территориальному агентству.
Утвержденный ликвидационный баланс направляется органу регистрации предприятий и является достаточным основанием для исключения предприятия-должника на государственного реестра.
4. Продажа находящихся в государственной собственности
долей (паев, акций) предприятий-должников
4.1. Продажа находящихся в государственной собственности долей (паев, акций) в капитале предприятий-должников осуществляется на основании решений соответствующих органов Российской Федерации и Удмуртской Республики в случаях, если:
- продается весь оставшийся после закрепления в государственной собственности пакет акций акционерного общества открытого типа;
- реализуется ранее закрепленный в государственной собственности пакет акций акционерного общества открытого типа, образованного в процессе приватизации (на основании соответствующего решения органа, принимавшего решения о закреплении указанного пакета акций акционерных обществ);
- осуществляется продажа находящихся в государственной собственности долей (паев, акций) иных предприятий.
Правила, установленные настоящим разделом Положения, распространяются на находящиеся в государственной собственности Доли (паи, акции) в капитале предприятий-должников вне зависимости от размеров указанных долей.
4.2. В случае, если ранее решением соответствующего органа пакет акций предприятия-должника был закреплен в государственной собственности, он подлежит уменьшению:
- при закрепленном пакете акций в размере более 38 процентов акций - на 25,5 процента акций с продажей всех высвобожденных акций;
- при закрепленном пакете акций, равном или меньшем 38 процентов акций, - одна акция из числа закрепленных конвертируется в "Золотую акцию" с продажей всех высвобожденных акций.
Решение о продаже находящихся в государственной собственности акций предприятия-должника, прекращает ранее установленные полномочия любых лиц по управлению закрепленным в государственной собственности пакетом акций.
В случае, если ранее закрепленные в государственной собственности пакеты акций предприятия-должника были переданы в доверительную собственность (траст), представитель государства вправе в установленном порядке потребовать расторжения договора траста и привлечения доверительного собственника к установленной законом и договором ответственности, если хотя бы одной из причин, повлекших неплатежеспособность предприятия, явились его неправомерные либо некомпетентные действия.
Нереализованные пакеты акций акционерных обществ, образованных в процессе приватизации, а также находящиеся в государственной собственности, подлежат продаже в полном объеме, при этом состав участников торгов ограничивается лицами, получившими в установленном порядке согласие остальных участников товарищества (общества) на приобретение указанной доли. В случае, если торги признаются несостоявшимися либо их результаты аннулируются, уполномоченный орган вправе предпринять меры по определению и выделению находящейся в государственной собственности доли с последующей ее продажей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о приватизации.
4.4. Продажа указанных в разделе 4 настоящего Положения долей (паев, акций) осуществляется на аукционе, который проводится в соответствии с процедурой, установленной законодательством Российской Федерации о приватизации с учетом требований настоящего Положения.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4.5. По результатам продажи долей (паев, акций) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о приватизации, между продавцом и покупателем заключается договор купли-продажи.
Право собственности на приобретение доли (пая, акции) переходит к покупателю с момента регистрации договора купли-продажи.
4.6. Средства, вырученные в результате проведения аукционов, распределяются в соответствии с разделом 5 настоящего Положения.
5. Продажа предприятий-должников, являющихся градообразующими
5.1. К градообразующим предприятиям-должникам относятся:
а) предприятие-должник, на котором занято не менее 30 процентов от общего числа работающих на предприятиях города (поселка);
б) предприятие-должник, имеющее на своем балансе объекты социально-коммунальной сферы и инженерной инфраструктуры, обслуживающие не менее 30 процентов населения города (поселка). (Постановление Правительства Российской Федерации от 29 августа 1994 года N 1001).
5.2. Решение вопроса об отнесении предприятий к градообразующим принимается в срок не более одного месяца с момента признания предприятия неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса. Указанное решение принимается органом, уполномоченным в соответствии с п.1.2. настоящего Положения.
5.3. Продажа предприятий-должников являющихся градообразующими, осуществляется в соответствии с разделами настоящего Положения с учетом следующих особенностей:
- в условия коммерческого или инвестиционного конкурса включается обязательное требование сохранения числа рабочих мест на предприятии в случае, если предприятие отнесено к градообразующим на основании пункта 5.1. "а" настоящего Положения;
- ограничение по минимальной начальной цене продажи предприятия, долей (паев, пакета акций) не устанавливается;
- объекты инженерной инфраструктуры, обслуживающей население города (поселка) находящиеся на балансе предприятия, подлежат исключению из состава имущества предприятия при его продаже;
- при продаже долей (паев, акций) на коммерческом конкурсе в условия проведения конкурса может включаться требование по погашению в срок не более 1 месяца со дня заключения договора купли-продажи просроченной кредиторской задолженности предприятия-должника, уменьшенной пропорционально отношению приобретаемой государственной доли (пая, пакета акций) к размеру уставного капитала, но не менее суммы средств, необходимой для покрытия фактической задолженности предприятия по оплате труда работникам предприятия. Указанные средства в первоочередном порядке направляются на погашение задолженности по оплате труда работников предприятия.
6. Органы, осуществляющие продажу предприятий-должников.
Использование средств от продажи.
6.1. Продажу предприятий-должников, имущества (активов), находящихся в государственной собственности долей (паев, акций) предприятийдолжников, осуществляют соответствующие фонды имущества.
6.2. Средства от продажи направляются:
- на целевое финансирование содержание объектов социально-культурной сферы предприятий-должников, передаваемых в государственную собственность соответствующего субъекта Российской Федерации или в муниципальную собственность;
- на финансирование мероприятий по оздоровлению предприятий-должников и предотвращению негативных социальных последствий банкротств, в том числе на социальное страхование работников предприятий-должников, осуществление мероприятий по антикризисному управлению предприятиями-должниками, подготовку специалистов по антикризисному управлению;
- органам, обеспечивающим и осуществляющим продажу предприятий-должников, их имущества (активов), а также акций (долей, паев).
При этом на целевое финансирование содержания объектов социально-культурной сферы направляется не менее 50 процентов указанных средств.
При распределении средств от продажи объектов, не завершенных строительством, исключенных из состава имущественного комплекса предприятий-должников, подлежат распределению 50 процентов средств, вырученных от продажи указанных объектов.
Нормативы распределения средств, полученных от продажи предприятий-должников, находящихся в федеральной собственности, устанавливаются Правительством Российской Федерации, а в собственности республики, устанавливаются Правительством Удмуртской Республики.
7. Заключительные положения
7.1. Если на момент принятия решения об обязательной продаже предприятия-должника в арбитражном суде рассматривается дело о несостоятельности (банкротстве) указанного предприятия, Федеральное управление или территориальное агентство обязаны заявить в арбитражный суд ходатайство о проведении внешнего управления имуществом предприятия-должника.
В случае удовлетворения арбитражным судом ходатайства о проведении внешнего управления мероприятия по реализации указанного решения включаются в план проведения внешнего управления имуществом предприятия-должника.
7.2. Если производство по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия-должника, возбуждается после принятия федеральным управлением или территориальным агентством решения об обязательной продаже предприятия-должника, то данные органы обязаны заявить в арбитражный суд ходатайство о приостановлении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) данного предприятия на срок, необходимый для реализации указанного решения, на не более чем за 6 месяцев.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление СМ УР от 23 января 1995 г. N 18 "О порядке продажи предприятий-должников, расположенных на территории Удмуртской Республики"
Текст документа официально опубликован не был
Постановлением Правительства УР от 5 мая 2003 г. N 173 настоящее постановление признано утратившим силу