Министерство торговли Удмуртской Республики в своей деятельности руководствуется Положением о Министерстве торговли и осуществляет функции государственного заказчика по обеспечению региональных нужд Удмуртской Республики, занимается распределением централизованно получаемых от комитета Российской Федерации по торговле продовольственных товаров по городам и районам республики, совместно с Министерством экономики Удмуртской Республики определяет квоты на вывоз товаров народного потребления за пределы республики и выдает лицензии.
Министерство торговли Удмуртской Республики совместно с исполнительно-распорядительными органами провели коммерциализацию торговой сети. В результате приватизации предприятия получили полную хозяйственную самостоятельность, стали выходить на прямые связи с поставщиками. Вместе с тем нарушилась вертикальная система управления розничной торговлей республики, возросли и обострились негативные проявления по отношению к покупателям: обман, обсчет, свернулось самообслуживание, не выдерживается ассортиментный перечень, нарушаются права потребителя.
Утрата Министерством торговли Удмуртской Республики своей главной функции организатора реализации государственной стратегии в области развития торговли, отсутствие четкого руководства исполнительной власти на местах вывели торговлю Удмуртской Республики из под должного контроля государственных органов, что крайне отрицательно отразилось на состоянии торгового обслуживания населения. Постоянный рост цен, введение системы предоплаты, отсутствие кредитных ресурсов, экономических рычагов регулирования, привели к резкому снижению собственных оборотных средств, неплатежеспособности и перебоям в торговле товарами первой необходимости. Не производится сезонное накопление товаров.
Совет Министров Удмуртской Республики постановляет:
1. Отчет о работе Министерства торговли Удмуртской Республики по государственному регулированию процессов торговли Удмуртии принять к сведению.
2. В целях усиления государственного регулирования торговой деятельности на территории Удмуртской Республики и обеспечения выполнения Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей":
2.1. Ввести лицензирование оптовой, розничной торговли и предприятий общественного питания на территории Удмуртской Республики. Министерству торговли Удмуртской Республики подготовить Положение о лицензировании и в месячный срок внести его на утверждение Совета Министров Удмуртской Республики.
2.2. Предоставить Министерству торговли Удмуртской Республики по согласованию с исполнительно-распорядительными органами право принятия решения об изъятии у торгующих предприятий лицензий на право всех видов торговли (оптовая, розничная, мелкорозничная) всеми видами товаров и общественного питания, в случае выявления неоднократных фактов нарушения Правил торговли и Закона РФ "О защите прав потребителей".
2.3. Министерству торговли Удмуртской Республики совместно с исполнительно-распорядительными органами разработать в месячный срок и внести на утверждение Совета Министров Удмуртской Республики "Порядок воздействия на приватизированные предприятия потребительского рынка, допускающие нарушения условий приватизации в Удмуртской Республике".
2.4. Возложить функции Государственного заказчика по обеспечению региональных нужд в продуктах питания Удмуртской Республики на Министерство торговли. Распределение государственных ресурсов продовольствия производить исполкомам городских и районных Советов народных депутатов.
2.5. Рекомендовать исполнительно-распорядительным органам организовать при исполкомах отделы по торговле и защите прав потребителей, наделив их правами торговой инспекции, и заключении договоров-контрактов.
2.6. Госкомимуществу, органам исполнительной власти, Министерству торговли Удмуртской Республики в срок до 1 декабря 1993 года рассмотреть обоснованность ранее принятых решений по приватизации оптовых баз, магазинов, предприятий общественного питания и в случае выявления нарушений действующего законодательства внести предложения в правоохранительные органы.
Проверить фактическую оплату коммерческими организациями торговли арендной и др.платы за приватизированные предприятия торговли, а также обоснованность льгот, данных при приватизации.
2.7. Министерству торговли восстановить сводную стат.отчетность с организацией соответствующих служб, согласно совместному письму Госкомстата Российской Федерации от 09.01.92 г. за N 17 и Минторгматресурсов от 16.01.92 г. за N 900 в адрес Совета Министров Удмуртской Республики и Министерства торговли Удмуртской Республики.
2.8. Министерству экономики, Министерству финансов Удмуртской Республики, Председателю межбанковского совета (Каримову Р.М.) предусмотреть выделение государственных кредитов для сезонного накопления товаров и приобретения товаров первой необходимости, товаров детского, школьного ассортимента, заготовки и закладки плодоовощной продукции по заявкам предприятий торговли и общественного питания, согласованным с Министерством торговли Удмуртской Республики.
2.9. Утвердить Временные правила продажи основных групп товаров народного потребления в Удмуртской Республике (прилагаются).
2.10. Госкомитету по управлению госкомимуществом Удмуртской Республики делегировать Министерству торговли Удмуртской Республики функции управления государственными торговыми предприятиями и заключению с их руководителями договоров-контрактов.
2.11. Установить в Удмуртской Республике единую систему расчетов за хлеб и хлебобулочные изделия, мясопродукты и молокопродукты в течение трех дней после их получения.
2.12. Контроль за выполнением данного постановления возложить на отдел торговли и общественного питания аппарата Совета Министров Удмуртской Республики.
Председатель Совета Министров
Удмуртской Республики |
А.А.Волков |
Справка
по выполнению Постановления Совета Министров Удмуртской
Республики N 95 от 18 марта 1993 года "О квотировании и
лицензировании вывоза отдельных видов продукции и
товаров из Удмуртской Республики"
Согласно данному Постановлению на Министерство торговли возложена выдача лицензий на вывоз товаров из Удмуртской Республики по Российской Федерации.
По состоянию на 1.09.93 года выдано 1329 разовых и 149 генеральных лицензий, перечислено госпошлины с 01.01.93 года 77 млн.руб. Предприятия - изготовители, а также предприятия и организации, осуществляющие поставки для государственных нужд Российской Федерации и Удмуртской Республики, от уплаты госпошлины освобождены. Не лицензируются транзитные поставки продукции и товаров, а также по экспорту и импорту.
Лицензии выдаются на основании заявлений при наличии следующих документов:
- подтверждающих источник приобретения;
- договоров поставки или заменяющих их документов;
- справок или документов, подтверждающих цену;
- платежного поручения или квитанции об уплате госпошлины.
В перечень лицензируемых товаров в настоящее время входят 80 наименований продукции товаров, большинство из которых изготавливаются в Удмуртии.
При наличии правильно оформленных документов лицензии выдаются в день обращения, а в случаях необходимости - в течение 2-х, 3-х часов. Разовые лицензии оформляются на ЭВМ, по итогам дня делаются ежедневные распечатки. По просьбе заявителей выполняются ксерокопии отдельных документов. Вся документация подшивается и хранится с экземпляром лицензии в секторе лицензирования Министерства торговли. В течение всего времени ведется консультационная работа.
При выдаче лицензий учитываются государственные нужды и интересы потребительского рынка Удмуртской Республики, степень его насыщенности вывозимыми товарами. Многие лицензии рассматриваются и визируются соответствующими отделами Министерства торговли (отделами продовольственных и промышленных товаров). В ряде случаев (например, при вывозе автомобилей, мотоциклов и запчастей), заявления рассматриваются и визируются специалистами Совета Министров УР.
Вывоз сельхозпродукции в обязательном порядке согласовывается с Министерством сельского хозяйства и Минэкономики, в некоторых случаях запрашивается виза местных органов власти. Вывоз деловой древесины и пиломатериалов согласовывается с отделом лесных ресурсов Совета Министров УР, горюче-смазочных с АО "Удмуртнефтепродукт", лома и отходов цветных металлов - с "Вторметом" и т.д.
Примерно в 140 случаях заявления с просьбой о выдаче лицензий были отклонены: (по мясу и мясопродуктам, молокопродуктам, кондитерским изделиям, водке, яйцу, кожевенному сырью, газовым плитам и т.д.).
Следует отметить, что по предложению Министерства торговли расширен на 6 наименований и конкретизирован перечень лицензируемых товаров.
В ходе работы по лицензированию поддерживается связь с транспортными органами:
Соответствующими службами железной дороги, аэропорта, ГАИ.
При возникновении спорных вопросов они решаются с заместителем Министра.
В настоящее время вычислительным Центром Министерства торговли разрабатывается новая программа для ЭВМ, предусматривающая накопления банка данных по учету вывоза лицензируемых товаров.
Справка
Отчет Министерства торговли по государственному
регулированию процессов торговли в
Удмуртской Республике
Выполняя Указ Президента Российской Федерации "О коммерциализации деятельности предприятий торговли" от 25 ноября 1991 г. N 232 Минторгом Удмуртской Республики проведена работа по коммерциализации предприятий торговли:
- издан приказ Министра торговли УР от 6.12.1991 г. N 54, где преписывалось руководителям торговых предприятий провести необходимую организационную работу по выполнению Указа, для этого реорганизовать до 1 января 1992 года государственные (муниципальные) предприятия путем выделения их из состава структурных единиц и предоставления им права юридического лица, создавать указанные предприятия не изменяя форм собственности, сохраняя профиль их деятельности и обеспечивая выполнение всех ранее заключенных договоров, обеспечить своевременную регистрацию предприятий. Начальникам отделов и лабораторий оказывать практическую помощь в реорганизации предприятий розничной торговли, разработке учредительных документов, открытием расчетных счетов, регистрации вновь создаваемых предприятий, организовать учебу руководителей и специалистов предприятий торговли.
6 декабря 1991 года Министерством торговли проведено совещание в большом зале Совета Министров Удмуртской Республики с участием руководителей, заместителей, главных бухгалтеров и юристов всех государственных торговых предприятий республики, на котором обсуждены вопросы коммерциализации торговых предприятий и выданы проекты методических рекомендаций о проведении коммерциализации. Доведен приказ Министерства торговли N 54 от 06.12.1991 г. об исполнении Указа Президента о коммерциализации.
После получения из Министерства торговли РФ 26.12.91 г. методических рекомендаций по реорганизации государственных предприятий и организаций розничной торговли проведена учеба с руководителями 12 подведомственных торговых предприятий о проведении коммерциализации, составлении разделительных балансов о разработке и регистрации уставов.
Аппарат Министерства принял участие в работе согласительных комиссий по составлению разделительных балансов во всех торгах (Сарапул, Можга, Ижевск, Воткинск, Глазов), а также проведены семинары - учебы с бухгалтерами вновь, созданных предприятий розничной торговли в г.Сарапуле, Глазове, Можге, Воткинске по вопросам учета, отчетности, определения финансовых результатов, расчетов с бюджетом.
По вопросам приватизации проведено заседание Коллегии Минторга УР 12 ноября 1992 года, на котором проведены итоги по проделанной работе и отражено фактическое состояние по вопросам приватизации и коммерциализации отрасли.
В г.Воткинске коммерциализация и приватизация предприятий торговли проходила следующим образом:
Воткинский городской торг являлся арендным предприятием с правом выкупа в соответствии с Договором аренды, заключенным между Министерством торговли УР и Воткинским торгом. В качестве арендного предприятия Воткинский торг зарегистрирован исполкомом Воткинского горсовета 27.12.90 г. (Решение N 432).
В состав арендного предприятия Воткинский городской торг по состоянию на 01.01.91 г. входило: 71 магазин, транспортный цех, овощная база, консервный цех и тарный цех.
При коммерциализации торга из состава выделилось 52 магазина 1 тарный цех и отдельное предприятие, в состав которого вошли базы, транспортный цех и 7 магазинов. С коллективами арендаторов, выделившихся предприятий после преобразования в товарищества с ограниченной ответственностью городской Комитет по управлению имуществом переоформил договоры аренды.
Приватизация 54 арендных предприятий бывшего Воткинского торга осуществлялась на условиях договора аренды, имущество выкупалось по остаточной стоимости, определенной на дату оформления договора аренды.
В комиссию по приватизации входили специалисты Комитета по управлению имуществом, представители ГОРФО и депутаты горсовета.
В Совет Министров и Верховный Совет Удмуртской Республики направлены информации о негативных последствиях коммерциализации и приватизации.
По данным комитетов по Управлению имуществ городов и районов на 1 сентября 1993 года приватизировано 215 предприятий торговли, 78% выкуплены трудовыми коллективами, 16% другими предприятиями.
В настоящее время Министерством торговли Удмуртской Республики осуществляет регулирование торговыми процессами в пределах своей компетенции и осуществляет методологическое руководство по вопросам ценообразования, учета, отчетности на торговую сеть республики, включая все формы собственности в 833 предприятиях. Из общего количества предприятий 293 предприятия являются коллективной собственностью, 73 предприятия - частные, 442 предприятия являются муниципальными.
В связи с упразднением хозяйственных функций Министерство торговли в хозяйственном ведении предприятий не имеет.
План работы коллегии Министерства торговли Удмуртской Республики на 1993 г. включает 12 вопросов. В основном это вопросы об итогах финансово-хозяйственной деятельности, финансовом состоянии предприятий торговли, о ходе выполнения постановления Совета Министров Удмуртской Республики от 1 марта 1993 г. "О государственных ресурсах сырья и продовольствия Удмуртской Республики на 1993 г." от 18 марта 1993 г. "О квотировании и лицензировании вывоза отдельных видов продукции и товаров из Удмуртской Республики", а также вопросы связанные с организацией торговли и другие.
Выполнение принятых коллегией решений обсуждалось на каждом последующем заседании коллегии, а также на совещаниях проводимых с руководителями торгующих предприятий, с участием представителей исполнительно-распорядительных органов городов и руководителей банков.
Ликвидация торгов, трестов, приватизация и изменение форм собственности промышленных и оптовых предприятий привела к потере вертикальной системы управления розничной торговли республики.
Утрата Министерством торговли республики своей главной деятельности как организация работы по реализации государственной стратегии в области развития торговли, отсутствие четкого руководства исполнительной власти на местах вывели торговлю Удмуртской Республики из под должного контроля государственных органов, что крайне отрицательно отразилось на состоянии торгового обслуживания населения.
Снижение ответственности за торговый процесс администрации большинства приватизированных и коммерциализированных предприятий привело к возрастанию негативных проявлений по отношению к покупателю: обвес, обсчет, грубость, отсутствие в продаже товаров первой необходимости, отказ в информации по обмену и гарантийному обслуживанию промышленных товаров, завоз на территорию республики некачественных товаров.
Практически полностью ликвидировано централизованное выделение ресурсов. Серьезно ухудшилось обслуживание социально уязвимого контингента общества - ветеранов войны и труда, инвалидов, пенсионеров, студентов, учащихся, многодетных семей.
Сократилось число магазинов, торгующих товарами первой необходимости, исчезли узкоспециализированные непродовольственные магазины такие как "Ткани", "Одежда" и др., прогрессивный метод самообслуживания заменен на традиционный, исполнительно-распорядительные органы изменяют режим работы многих магазинов в сторону сокращения часов работы. Все это отрицательно сказывается на уровне культуры обслуживания покупателей.
Лишило прав покупателя и отмена правил торговли.
В целях регулирования отношений между торговлей и покупателями разработаны временные Правила продажи основных групп товаров народного потребления в Удмуртской Республике, которые необходимо утвердить.
По прежнему по многим группам товаров наблюдается снижение реализации по сравнению с прошлым годом.
За 8 месяцев т.г. продано к соответствующему периоду прошлого года рыба - 80,7; яйцо - 79,1 и т.д.
В 1993 году восстановлена практика проведения оптовых ярмарок. Совместно с Минэкономики, Минсельхозом, исполкомами горсоветов в г.Ижевске проведены ярмарки по заключению договоров на поставку макаронных, школьно-письменных товаров.
Министерство торговли проводит работу по координации деятельности торговых организаций в вопросах изыскания ресурсов на товары и завоза их в республику. Встречаются с представителями других республик краев, областей для установления связей и закупа товара, занимаются распределением централизованно полученных от Комитета Российской Федерации по торговле продовольственных товаров по городам и районам республики предприятиям независимо от форм собственности, ведут их учет и анализ.
С 1993 г. Министерство торговли выполняет роль Государственного заказчика по выполнению Государственных нужд Удмуртской Республики.
Министерство торговли совместно с Минэкономики определяет квоты на вывоз товаров народного потребления и выдает лицензии. За 8 месяцев т.г. выдано 1329 разовых и 149 генеральных лицензий, на право торговли автомобилями и ювелирными изделиями выдано 430 лицензий, от чего бюджет получил 163 млн.руб.
Перечисление средств в бюджет осуществляется ежеквартально. На день проверки перечислено 100230 тыс.рублей, задолженность 3 квартала составляет 48500 тыс.рублей.
Министерство торговли производит выделение кредитов на товары сезонного накопления первой необходимости (мясо, молоко, хлеб, плодоовощная продукция, товары детского и школьного ассортимента, соль, спички, мыло, СМС). Совместно с комитетом цен устанавливаются и контролируются размеры торговых надбавок на продукцию первой необходимости составляющей основу "продовольственной" корзины (хлебобулочные изделия, мясо-молочные продукты, яйцо).
Министерство финансов фактов нецелевого использования кредитных средств не установило за исключением торгово-коммерческого центра г.Можги. Данное предприятие уплатило за нецелевое использование кредита штраф 157 тыс.руб.
Смета расходов централизованного фонда утверждена Министерством торговли.
В текущем году расходование средств осуществлялось в соответствии со сметой.
------------------------
Приложение не приводится
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление СМ УР от 22 октября 1993 г. N 450 "Отчет Министерства торговли Удмуртской Республики о государственном регулировании процессами торговли и общественного питания в Удмуртской Республике"
Текст документа официально опубликован не был