Постановление Совета Министров УР от 15 марта 1994 г. N 103
"Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного
контроля за использованием и охраной земель"
5 июня 1995 г.
Постановлением Правительства УР от 5 мая 2003 г. N 173 настоящее постановление признано утратившим силу
Во исполнение постановления Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 23 декабря 1993 года N 1362 "Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель" Российской Федерации Совет Министров Удмуртской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель.
2. Признать утратившим силу постановление Совета Министров Удмуртской Республики от 19 октября 1992 года N 393 "Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель".
Председатель Совета Министров
Удмуртской Республики |
А.А.Волков |
Положение
о порядке осуществления государственного
контроля за использованием и охраной земель
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель, разработанный в соответствии с постановлением Совета Министров Правительством Российской Федерации от 23 декабря 1993 года N 1362, и является обязательным для исполнения всеми физическими, должностными и юридическими лицами на Территории Удмуртской Республики.
2. Госземконтроль осуществляется органами представительной и исполнительной власти, а также специально уполномоченными на то государственными органами в соответствии с действующим законодательством. Задачей госземконтроля является обеспечение соблюдения всеми физическими, юридическими и должностными лицами требований земельного законодательства в целях эффективного использования и охраны земель.
3. Специально уполномоченными государственными органами, осуществляющими госземконтроль, являются:
- Госкомитет Удмуртской Республики по земельным ресурсам и землеустройству и его органы на местах;
- Госкомитет Удмуртской Республики по охране окружающей среды и его органы на местах;
- Госкомитет Удмуртской Республики по архитектуре и строительству и его органы на местах;
- Удмуртский Республиканский центр санитарно-эпидемиологического надзора его органы на местах.
Эти органы осуществляют свои функции во взаимодействии с органами представительной и исполнительной власти и между собой.
4. Председатель Государственного Комитета Удмуртской Республики по земельным ресурсам и землеустройству, председатели комитетов по земельным ресурсам и землеустройству городов и районов являются государственными инспекторами по использованию и охране земель соответствующих территорий, а заместители председателей и начальники подразделений государственного контроля за использованием и охраной земель этих комитетов - заместителям соответствующих государственных инспекторов по использованию и охране земель.
Председатель Государственного Комитета Удмуртской Республики по земельным ресурсам и землеустройству - государственный инспектор по использованию и охране земель назначается на должность и освобождается от должности Председателем Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству - главным государственным инспектором по использованию и охране земель Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти Удмуртской Республики.
Председатели Комитетов по земельным ресурсам и землеустройству - государственные инспектора по использованию и охране земель городов и районов назначаются на должность и освобождаются от должности Председателем Государственного Комитета Удмуртской Республики по земельным ресурсам и землеустройству - государственным инспектором по использованию и охране земель Удмуртской Республики по согласованию с органами исполнительной власти городов и районов. Государственные инспектора соответствующих территорий по использованию и охране земель несут персональную ответственность за организацию и осуществление госземконтроля на этих территориях.
Должностные лица и специалисты Госкомитета Удмуртской Республики по земельным ресурсам и землеустройству, комитетов по земельным ресурсам и землеустройству городов и районов, на которых возложено осуществление госземконтроля, являются инспекторами по использованию и охране земель соответствующих территорий.
Государственным инспекторам и инспекторам по использованию и охране земель органами исполнительной власти выдаются удостоверения установленного образца.
Постановлением Правительства УР от 5 июня 1995 г. N 22 абзац шестой пункта 4 настоящего Положения изменен
Государственные инспектора по использованию и охране земель имеют печать и бланки документов с изображением Государственного герба Удмуртской Республики со своим наименованием.
II. Функции органов, осуществляющих госземконтроль
5. Органы Государственного Комитета Удмуртской Республики по земельным ресурсам и землеустройству, Государственного Комитета Удмуртской Республики по охране окружающей среды, Государственного Комитета Удмуртской Республики по архитектуре и строительству, Удмуртского республиканского центра санитарно-эпидемиологического надзора:
- осуществляют госземконтроль в соответствии со своей компетенции;
- организуют проверку и экспертизу изменения качественного состояния земель и функционального зонирования городов и других поселений;
- принимают меры к устранению нарушений земельного законодательства; участвуют в подготовке нормативных и законодательных актов, касающихся использования и охраны земель;
- вносят в установленном порядке предложения о консервации деградированных и загрязненных земель, дальнейшее использование которых может привести к угрозе жизни и здоровью человека, чрезвычайным ситуациям, катастрофам, разрушению историко-культурного наследия и природных ландшафтов, негативным экологическим последствиям и загрязнению сельскохозяйственной продукции и водных источников; информируют население о состоянии земельного фонда, эффективности его использования и принимаемых мерах по охране земель;
- участвуют в согласовании градостроительной и землеустроительной документации, в работе комиссии по приемке мелиолированных, рекультивированных и других земель, на которых проведены мероприятия по улучшению их качественного состояния, а также объектов, сооруженных в целях охраны земель.
6. Государственный Комитет Удмуртской Республики по земельным ресурсам и землеустройству и его органы на местах осуществляют государственный контроль за:
- соблюдения предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами земельного законодательства, установленного режима использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением;
- недопущением самовольного занятия земельных участков;
- предоставлением сведений о наличии, состоянии и использовании земельных угодий, а также о наличии свободного земельного фонда;
- своевременной рекультивацией нарушенных земель, восстановлением плодородия и других полезных свойств земли, снятием, использованием и сохранением плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель;
- проектированием, размещением и строительством объектов, оказывающих влияние на состояние земель;
- своевременным и качественным выполнением мероприятий по улучшению земель, предотвращению и ликвидации последствий эрозии почвы, засоления, заболачивания, подтопления, опустынивания, иссушения, переуплотнения, захламления, загрязнения и других процессов, вызывающих деградацию земель;
- соблюдением установленных сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении им земельных участков;
- установлением и сохранностью межевых знаков;
- своевременным возвратом земель, предоставленных во временное пользование.
7. Государственный Комитет Удмуртской Республики по охране окружающей среды и его органы на местах осуществляют государственный контроль за:
- выполнением природоохранных требований при отводе земель под все виды хозяйственной деятельности;
- соблюдением экологических норм при разработке новой техники, технологий и материалов для обработки почв, а также при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации предприятий и других объектов;
- предотвращением захламления земель, загрязнения почв сточными водами, пестицидами, минеральными удобрениями, токсичными и радиоактивными веществами;
- соблюдением установленного режима использования земель природоохранного, природно-заповедного и рекреационного назначения;
- осуществлением предусмотренных проектами мероприятий по предотвращению и ликвидации процессов, вызывающих деградацию земель, а также по охране почв и рациональному использованию земельных ресурсов;
- достоверностью сведений, используемых при ведении государственного земельного кадастра, осуществлении мониторинга земель и землеустройства;
- соблюдением земельного законодательства в части охраны земель;
- пресечением самовольного занятия земель природоохранного, природно-заповедного и рекреационного назначения;
- выполнением работ по рекультивации нарушенных земель;
- выполнением мероприятий по предотвращению порчи и уничтожения плодородного слоя почвы, деградации земель и консервации выведенных из оборота сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель.
8. Удмуртский Республиканский центр санитарно-эпидемиологического надзора и его органы на местах осуществляют государственный контроль за:
- соблюдением санитарного законодательства при использовании земельных участков, установлении охранных, санитарно-защитных, оздоровительных и реакреационных зон, при проектировании и эксплуатации предприятий, объектов по использованию, переработке и захоронению радиоактивных, токсичных материалов и отходов производства;
- предотвращением загрязнения земель возбудителями паразитных и инфекционных заболеваний.
9. Удмуртский Республиканский центр по архитектуре и строительству и его органы на местах осуществляют государственный контроль за:
- соблюдением осуществления всех видов градостроительной деятельности в городах и других поселениях в соответствии с утвержденной градостроительной документацией;
- соблюдением норм и правил планировки и застройки городов и других поселений;
- соблюдение установленного порядка использования территорий с особым режимом градостроительной деятельности;
- предотвращением самовольного строительства, сноса зданий и сооружений, вырубки зеленых насаждений общего пользования в городах и других поселениях;
- предоставлением земельных участков в городах и других поселениях в соответствии с их целевым назначением и градостроительными требованиями.
III. Права и обязанности должностных лиц органов,
осуществляющих госземконтроль
10. Государственные инспектора по использованию и охране земель Удмуртской Республики и их заместители, должностные лица Государственного Комитета Удмуртской Республики по охране окружающей среды, Государственного Комитета Удмуртской Республики по архитектуре и строительству и их органы на местах, Удмуртского Республиканского центра санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии с возложенным на них функциям по осуществлению госземконтроля и в пределах своей компетенции имеют право:
а) направлять в соответствующие органы материалы о нарушениях земельного законодательства для решения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности;
б) обращаться беспошлинно в суд и арбитражный суд по делам о возмещении ущерба, причиненного в результате нарушения земельного законодательства, по вопросам отмены неправомерных решений, связанных с изъятием и предоставлением земельных участков, а также по делам о взыскании штрафов с физических и должностных лиц;
в) приостанавливать промышленное, гражданское и другое строительство, разработку месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатацию объектов, проведение агротехнических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ, если они осуществляются с нарушением земельного законодательства, установленного режима использования земель особо охраняемых территорий и могут привести к уничтожению, загрязнению, заражению или порче плодородного слоя почвы, развитию эрозии, засолению, заболачиванию и другим процессам, снижающим плодородие почв, включая сопредельную территорию, а также если эти работы ведутся по проектам, не прошедшим экспертизу либо получившим отрицательное заключение;
г) вносить в местную администрацию предложения о полном или частичном изъятии (выкупе) земельных участков в случаях, предусмотренных земельным законодательством;
д) составлять протоколы о нарушениях земельного законодательства и передавать их на рассмотрение в соответствующие комиссии для привлечения виновных к административной ответственности или рассматривать дела о нарушениях земельного законодательства самостоятельно в пределах установленных законодательством размеров штрафов, если сумма штрафа, налагаемого на граждан, не превышает пяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - десяти минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - двадцати минимальных размеров оплаты труда. Должностные лица Удмуртского республиканского центра санитарно-эпидемиологического надзора рассматривают дела о нарушениях земельного законодательства в порядке, установленном Законе РСФСР "О санитарном эпидемиологическом благополучии населения".
е) беспрепятственно посещать при предъявлении служебного удостоверения, организации и учреждения, обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде, а земельные участки, занятые военными, оборонными и другими специальными объектами,с учетом установленного режима их посещений;
ж) давать предприятиям, организациям и учреждениям, а также гражданам обязательные для исполнения предписания по вопросам охраны земель, устранения нарушений земельного законодательства;
з) получать от министерств и ведомств утвержденную в установленном порядке статистическую отчетность о состоянии земельного фонда;
и) привлекать в установленном порядке специалистов для проведения обследований земельных угодий, экспертиз, проверок выполнения мероприятий по охране земель;
к) приостанавливать исполнение неправомерных решений по вопросам изъятия и предоставления земельных участков до рассмотрения протестов в соответствующих органах (вышестоящем органе исполнительной власти, арбитражном суде);
л) вносить в соответствующие финансово-кредитные органы обязательные для исполнения предписания о прекращении финансирования (кредитования) строительства и эксплуатации объектов и других работ в случае их приостановки, а также при отсутствии документов, удостоверяющих права на землю.
Государственные инспектора по использованию и охране земель и их заместители, кроме того, имеют право контролировать проведение аукционов, конкурсов, заключение сделок по купле-продаже, дарению, обмену, залогу, сдаче в аренду земельных участков и других операции с землей и вносить предложения о признании в установленном порядке недействительными указанных операций, проводимых с нарушением действующего законодательства.
Инспектора по использованию и охране земель пользуются правами государственных инспекторов по использованию и охране земель, указанными в подпунктах "д" (за исключением права рассматривать дела о нарушениях земельного законодательства самостоятельно), "е" - "и" настоящего пункта.
Должностные и физические лица, препятствующие осуществлению государственного контроля за состоянием, использованием и охраной земель, применяющие угрозы насилия или насильственные действия по отношению к должностным лицам специально уполномоченных органов, осуществляющих госземконтроль, несут установленную законодательством ответственность.
Органы Министерства внутренних дел Удмуртской Республики в пределах своей компетенции оказывают помощь должностным лицам специально уполномоченных органов, осуществляющих госземконтроль.
Должностные лица, осуществляющие госземконтроль, несут ответственность за своевременное принятие мер к нарушителям земельного законодательства, за объективность материалов проводимых проверок.
Убытки, причиненные собственниками земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам неправомерными действиями должностных лиц, осуществляющих госземконтроль, возмещаются в порядке, установленном законодательством.
Жалобы на действия должностных лиц, осуществляющих госземконтроль, подаются вышестоящему должностному лицу или в суд.
Государственным инспекторам по использованию и охране земель и их заместителям, инспекторам по использованию и охране земель при исполнении служебных обязанностей разрешается в установленном порядке ношение огнестрельного оружия.
Органы исполнительной власти Удмуртской Республики могут устанавливать гарантии социальной защиты должностных лиц, осуществляющих госземконтроль.
11. Государственный Комитет Удмуртской Республики по земельным ресурсам и землеустройству совместно с другими органами, осуществляющим госземконтроль, составляет ежегодный отчет о контроле за использованием и охраной земель.
IV. Порядок наложения штрафов за
нарушения земельного законодательства.
12. Органы Государственного Комитета Удмуртской Республики по земельным ресурсам и землеустройству, Государственного Комитета Удмуртской республики по охране окружающей среды, Государственного Комитета Удмуртской Республики по вопросам архитектуры и строительства, Удмуртского республиканского центра санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии со своей компетенцией в административном порядке налагают штрафы за нарушения земельного законодательства в 2-месячный срок со дня обнаружения правонарушения, а в отдельных случаях - не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения.
13. Органы государственного Комитета Удмуртской Республики по земельным ресурсам и землеустройству налагают штрафы за:
- Самовольное занятие земельных участков, а также противоправные действия должностных и юридических лиц, повлекшие за собой самовольное занятие земель;
- нерациональное использование сельскохозяйственных земель, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв;
- использование земельных участков не по целевому назначению, а также способами, приводящими к порче земель;
- систематическое невнесение платежей за землю;
- захламление земель, порчу и уничтожение плодородного слоя;
- нарушение срока возврата временно занимаемых земель, невыполнение обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использование по целевому назначению;
- проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель;
- искажение сведений о состоянии и использовании земель;
- нарушение сроков рассмотрение заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков, сокрытие информации о наличии свободного земельного фонда;
- уничтожение межевых знаков;
- уклонения от исполнение или несвоевременное исполнение выданных должностными лицами органов, осуществляющих госземконтроль, предписаний по вопросам устранения нарушений земельного хозяйства.
14. Органы Государственного Комитета Удмуртской Республики по охране окружающей среды налагают штрафы за:
- самовольное занятие земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного и рекреационного назначения;
- захламление земель;
- загрязнение земель химическими (токсичными) и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами;
- порчу и уничтожение плодородного слоя почвы, нерациональное использование сельскохозяйственных земель, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв;
- невыполнение обязанностей по приведению временно занимаемых земель в состояние, пригодное для использование по елевому назначению;
- проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на экологическое состояние земель;
- противоправные действия должностных и юридических лиц, повлекшие за собой самовольное занятие земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного и рекреационного назначения, а также за нарушение установленного режима использования указанных земель, других земель с особыми условиями использования;
- уклонение от исполнения или несвоевременого исполнения выданных должностными лицами Государственного Комитета Удмуртской Республики по охране окружающей среды и его органов на местах предписаний по вопросам устранения нарушений земельного законодательства.
15. Органы Государственного Комитета Удмуртской Республики по вопросам архитектуры и строительства налагают штрафы за:
- самовольное занятие земельных участков, а также противоправные действия должностных лиц, повлекшие за собой самовольное занятие земель в городах и других поселениях;
- самовольное строительство;
- использование земельных участков не по целевому назначению, нарушение утвержденной градостроительной документации при отводе земель;
- проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель;
- уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение выданных должностными лицами Комитета и его органов на местах предписаний по вопросам устранения нарушений земельного законодательства;
- нарушение сроков рассмотрения заявлений граждан (ходатайств) о предоставлении земельных участков в городах и других поселениях.
16. Удмуртский республиканский центр санитарно-эпидемиологического надзора и его органы на местах налагают штрафы за:
- самовольное строительство в случае нарушения санитарноэпидемиологических правил и норм по охране почв;
- проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель;
- загрязнение земель химическими (токсичными) и радиоактивными веществами, заражение возбудителями бактериальных, паразитарных и инфекционных заболеваний;
- уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение выданных должностными лицами Комитета, органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации предписаний по вопросам устранения нарушений земельного законодательства.
17. Дела о правонарушениях, указанных в пунктах 12-16 настоящего Положения, рассматриваются комиссиями специально уполномоченных органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством об административных нарушениях, а также государственными инспекторами по использованию и охране земель и должностными лицами этих органов согласно их компетенции, установленной в подпункте "д" пункта 10 настоящего Положения.
18. Суммы штрафов за нарушение земельного законодательства поступают при наложении их:
- органами Государственного Комитета Удмуртской Республики по земельным ресурсам и землеустройству - на формирование специальных денежных фондов комитетов по земельным ресурсам и землеустройству в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. N 2162 "Об усилении государственного контроля за исполнением и охраной земель при проведении земельной реформы";
- органам Государственного Комитета Удмуртской Республики по охране окружающей среды и Удмуртским республиканским центром санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии с Законами РСФСР "Об охране окружающей природной среды" и "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" - на формирование экологических фондов;
- органами Государственного Комитета Удмуртской Республики по вопросам архитектуры и строительства - в соответствующие бюджеты.
При неуплате штрафа в 15-дневный срок взыскание денежных средств в размере суммы штрафа с юридических лиц (за исключением иностранных и международных организаций), привлеченных к административной ответственности за нарушением земельного законодательства, производится в бесспорном порядке на основании постановлении должностных лиц или комиссий специально уполномоченных органов, осуществляющих госземконтроль.
Взыскание денежных средств с иностранных и международных организаций, предпринимателей без образования юридического лица, должностных лиц и граждан производится на основании решения арбитражного суда или суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление СМ УР от 15 марта 1994 г. N 103 "Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства УР от 5 мая 2003 г. N 173 настоящее постановление признано утратившим силу
Постановлением Правительства УР от 5 июня 1995 г. N 22 абзац шестой пункта 4 Положения, утвержденного настоящим постановлением, изменен