Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
постановлением Правительства
Удмуртской Республики
от 11 января 2013 г. N 7
I. Паспорт
ведомственной целевой программы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Удмуртской Республики на 2013 - 2015 годы"
Наименование Программы |
Ведомственная целевая программа "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Удмуртской Республики на 2013 - 2015 годы" (далее - Программа) |
|
Основание для разработки Программы |
Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы", постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1042 "Об утверждении правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации" |
|
Заказчик Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики |
|
Разработчик Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики |
|
Исполнитель Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (далее -- Министерство) |
|
Цель Программы |
Создание экономических и технологических условий для восстановления и развития мелиоративного комплекса Удмуртской Республики, обеспечение повышения устойчивости |
|
|
сельскохозяйственного производства к действию неблагоприятных климатических факторов |
|
Задачи Программы |
1) восстановление и развитие мелиоративного фонда (мелиорируемых земель и мелиоративных систем); 2) строительство, реконструкция и техническое перевооружение мелиоративных систем; 3) реализация мер по орошению и осушению земель |
|
Целевые индикаторы Программы |
1) строительство и реконструкция оросительных систем (га); 2) строительство и реконструкция осушительных систем (га); 3) увеличение потенциала орошения сельскохозяйственных угодий за счет технического перевооружения оросительных систем (га) |
|
Сроки реализации Программы |
2013-2015 годы. Поэтапная реализация Программы не предусмотрена |
|
Объемы и источники финансирования Программы |
Объем финансирования на реализацию Программы на период 2013 - 2015 годов составляет 195,0 млн. рублей. В том числе за счет бюджета Удмуртской Республики 97,5 млн. рублей, из них: 2013 год - 32,5 млн. рублей, 2014 год - 32,5 млн. рублей, 2015 год - 32,5 млн. рублей. Предполагаемые объемы финансирования из бюджета Удмуртской Республики, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат ежегодной корректировке в соответствии с законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на очередной финансовый год и на плановый период. Программа реализуется за счет средств бюджета Удмуртской Республики в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству сельского |
|
|
хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики на указанные цели. В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и показателям эффективности может быть принято решение о сокращении, начиная с очередного финансового года, бюджетных ассигнований на реализацию Программы или о досрочном прекращении ее реализации в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Удмуртской Республики. Для выполнения мероприятий Программы могут быть привлечены иные источники финансирования в соответствии с законодательством Российской Федерации. Объем финансирования за счет иных источников ориентировочно составляет 97,5 млн. рублей, в том числе: 2013 год - 32,5 млн. рублей, 2014 год - 32,5 млн. рублей, 2015 год - 32,5 млн. рублей |
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности Программы |
Реализация мероприятий Программы должна способствовать ежегодному приросту стоимости реализованной продукции растениеводства (в ценах предыдущего года). Улучшение мелиоративного состояния 1,2 тысячи га земель. Увеличение объема сельскохозяйственной продукции не менее чем на 20 тысяч тонн кормовых единиц. Прирост численности занятых в растениеводстве - 2% |
II. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа, включая анализ причин ее возникновения, целесообразность и необходимость ее решения программно-целевыми методами
Повышения продуктивности сельскохозяйственных угодий и их эффективного использования можно добиться в значительной степени средствами комплексной мелиорации.
Одним из важных факторов повышения продуктивности почв является орошение овощных и кормовых угодий, осушение переувлажненных земель, культуртехнические работы в сочетании с агрохимическими и другими мероприятиями. Только при этом условии обеспечивается наивысшая эффективность мелиорированных земель. Однако имеющаяся сегодня в республике площадь мелиорируемых земель при невысокой их продуктивности из-за почти полной амортизации гидромелиоративных систем и снижение культуры земледелия не могут оказать решающего влияния на нейтрализацию риска неблагоприятных погодных условий. Мелиоративные системы требуют систематического ухода и ремонта, которые ввиду недостаточности средств проводятся не в должном объеме.
Износ существующих мелиоративных систем, неудовлетворительное состояние гидротехнических сооружений, развитие водной эрозии почв, зарастание пахотных земель древесно-кустарниковой растительностью сказываются на достаточности и устойчивости производства необходимой растениеводческой продукции.
Значительная часть кормов для животноводства производится на плодородных пойменных землях, которые требуют регулирования водного стока. Выращивание овощных культур невозможно без полива, особенно в засушливые годы.
Наличие мелиоративных систем способствует получению гарантированных урожаев овощей и кормовых культур независимо от погодных условий, а также увеличению их урожайности в 2-3 раза. С помощью оросительных систем осуществляется утилизация животноводческих стоков на крупнейших свиноводческих комплексах республики.
При избыточном увлажнении осушение заболоченных земель в несколько раз повышает их продуктивность по сравнению с естественным уровнем.
Значительный ущерб сельскому хозяйству, земельным ресурсам и окружающей среде наносит водная и ветровая эрозия, которая является одним из самых существенных негативных процессов, вызывающих деградацию и уничтожение плодородного почвенного покрова. На сельскохозяйственных угодьях, подверженных водной эрозии и образованию оврагов, необходимо устройство противоэрозионных гидротехнических сооружений в сочетании с правильным проведением агротехнических мероприятий. Для предотвращения ветровой эрозии почв необходимо внедрение почвозащитных технологий обработки почвы.
По данным ежегодного обследования мелиорированных земель треть из них находится в неудовлетворительном состоянии. Основной причиной является неисправность внутрихозяйственных мелиоративных систем ввиду отсутствия оборудования и ухода за мелиоративной сетью.
Учитывая сложившееся состояние мелиорированных земель, основное внимание необходимо уделить ремонту, реконструкции, повышению технического уровня существующих мелиоративных систем, противоэрозионных сооружений, комплексу эксплуатационных мероприятий по уходу за мелиоративной сетью.
Кроме этого, с целью обеспечения кормами животноводства, повышения эффективности использования сельскохозяйственных земель возникает необходимость создания долголетних культурных пастбищ.
Программа развития мелиорации сельскохозяйственных земель направлена на решение проблемы продовольственной безопасности за счет обеспечения устойчивого инновационного развития сельского хозяйства и создание средствами комплексной мелиорации механизма эффективного использования сельскохозяйственных земель и природных ресурсов независимо от климатических изменений и аномалий.
Реализация вышеуказанных направлений будет способствовать росту объемов сельскохозяйственного производства, увеличению ценности земли как основного средства производства в сельском хозяйстве и, как следствие, решению задач обеспечения населения качественным продовольствием.
III. Цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации
Цель Программы создание экономических и технологических условий для восстановления и развития мелиоративного комплекса Удмуртской Республики, обеспечение повышения устойчивости сельскохозяйственного производства к действию неблагоприятных климатических факторов.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) восстановление и развитие мелиоративного фонда (мелиорируемых земель и мелиоративных систем);
2) строительство, реконструкция и техническое перевооружение мелиоративных систем;
3) реализация мер по орошению и осушению земель.
Программа рассчитана на 3 года и реализуется в период 2013-2015 годов.
IV. Целевые индикаторы Программы
Результат реализации Программы определяют целевые индикаторы и показатели эффективности Программы, которые представлены в таблице 1.
Целевые индикаторы и показатели эффективности, характеризующие результаты реализации Программы
Таблица 1
N п/п |
Наименование целевого показателя и показателя эффективности |
Единицы измерения |
2011 год (базовый) |
2012 год |
2013 год |
Плановый период |
|
2014 год |
2015 год |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
Целевые индикаторы |
||||||
1 |
строительство и реконструкция оросительных систем |
га |
|
|
100 |
100 |
100 |
2 |
строительство и реконструкция осушительных систем |
га |
|
|
100 |
100 |
100 |
3 |
увеличение потенциала орошения сельскохозяйственных угодий за счет технического перевооружения оросительных систем |
га |
|
|
200 |
200 |
200 |
|
Показатели социально-экономической эффективности Программы |
|
|||||
1 |
численность работников, занятых в растениеводстве |
чел. |
3120 |
3120 |
3151 |
3198 |
3262 |
2 |
прирост численности занятых в растениеводстве |
% |
2 |
- |
1 |
1,5 |
2 |
3 |
среднемесячная заработная плата работников в сельском хозяйстве |
руб. |
9169 |
10260 |
11286 |
12415 |
13656 |
4 |
стоимость реализованной продукции растениеводства |
млн. руб. |
1396 |
1466 |
1616 |
1782 |
1946 |
5 |
прирост стоимости реализованной продукции растениеводства |
млн. руб. |
180 |
70 |
150 |
166 |
164 |
6 |
прирост стоимости реализованной продукции растениеводства в ценах предыдущего года |
% |
8 |
3 |
4 |
4 |
4 |
|
Бюджетная эффективность |
% |
|
|
5,3 |
5,4 |
5,5 |
|
Экономическая эффективность |
рублей на 1 рубль бюджетных средств |
|
|
4,6 |
5,1 |
5,0 |
V. План мероприятий Программы
Основные направления финансирования расходов и их объемы для реализации программных задач представлены в приложении к настоящей Программе.
VI. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Всего за три года реализации Программы планируется привлечь 195,0 млн. рублей, в том числе 97,5 млн. рублей - из бюджета Удмуртской Республики, 97,5 млн. рублей - иные источники финансирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Источники и объемы финансирования мероприятий Программы представлены в таблице 2.
Таблица 2
Источники финансирования Программы |
На период реализации |
Финансирование (в ценах текущего года), млн. рублей |
||
|
2013 |
2014 |
2015 |
|
Финансирование всего, |
195,0 |
65,0 |
65,0 |
65,0 |
в том числе за счет средств: бюджета |
97,5 |
32,5 |
32,5 |
32,5 |
Удмуртской Республики; иных источников финансирования |
97,5 |
32,5 |
32,5 |
32,5 |
Предполагаемые объемы финансирования из бюджета Удмуртской Республики, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат ежегодной корректировке в соответствии с законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на очередной финансовый год и на плановый период.
Программа реализуется за счет средств бюджета Удмуртской Республики в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики на указанные цели.
В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и показателям эффективности может быть принято решение о сокращении, начиная с очередного финансового года, бюджетных ассигнований на реализацию Программы или о досрочном прекращении ее реализации в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Удмуртской Республики.
Для выполнения мероприятий Программы могут быть привлечены иные источники финансирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
VII. Механизм реализации Программы
Заказчик Программы Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики:
обеспечивает реализацию Программы в соответствии с Планом мероприятий Программы;
ежегодно формирует бюджетные заявки на бюджетные ассигнования из бюджета Удмуртской Республики и в установленном порядке представляет их в Министерство экономики Удмуртской Республики;
заключает государственные контракты (договоры, соглашения), связанные с реализацией мероприятий Программы;
осуществляет проведение мониторинга реализации Программы; представляет отчет о реализации Программы в Государственный Совет Удмуртской Республики, Правительство Удмуртской Республики, Министерство экономики Удмуртской Республики по установленным законодательством формам и срокам.
VIII. Организация управления Программой
Управление реализацией Программы осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики.
В рамках организации управления Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики:
несет ответственность за достижение целей и решение задач Программы, обеспечение достижения значений целевых индикаторов и показателей эффективности;
осуществляет методическое обеспечение реализации Программы; координирует действия и анализ проведения мероприятий Программы;
с учетом выделенных на реализацию Программы бюджетных средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты на программные мероприятия, при необходимости вносит в установленном порядке предложения об изменении или продлении сроков реализации отдельных мероприятий Программы;
по запросу Правительства Удмуртской Республики, Министерства экономики Удмуртской Республики в установленные ими сроки направляет им оперативную информацию о реализации мероприятий Программы;
ежеквартально направляет в Министерство экономики Удмуртской Республики отчет о реализации мероприятий Программы по установленным законодательством формам;
в установленные законодательством сроки направляет в Государственный Совет Удмуртской Республики, Правительство Удмуртской Республики отчет о реализации Программы;
организует размещение в средствах массовой информации и (или) в сети Интернет информацию о Программе и ее реализации.
IX. Контроль за реализацией Программы
Контроль за ходом реализации Программы, эффективностью и целевым использованием средств бюджета осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Удмуртской Республики.
X. Методика оценки эффективности реализации Программы
Под эффективностью реализации Программы понимается степень достижения целей Программы. Для количественной оценки степени достижения целей используются целевые индикаторы, представленные в разделе IV Программы. Оценка производится путем сравнения целевого значения показателя с фактическим значением по итогам года или иного периода.
Источником получения информации для расчета экономических показателей, а также оценки степени достижения результатов являются государственные формы статистической отчетности, утвержденные Федеральной службой государственной статистики.
XI. Оценка социальной, экономической, бюджетной эффективности реализации Программы
Особенность реализации мероприятий Программы заключается в тесном взаимодействии материальных, трудовых и биологических ресурсов.
Реализация мероприятий Программы подразумевает получение эффекта в среднесрочном, долгосрочном периодах ввиду биологических, природно-климатических особенностей ведения сельскохозяйственного производства на территории Удмуртии.
В процессе реализации Программы будут частично решены вопросы занятости населения. Ее социальная эффективность отражается двумя показателями:
- создание дополнительных рабочих мест;
- повышение уровня доходов работников, вовлекаемых в производственный процесс в результате проведения мероприятий Программы, за счет создания условий для обеспечения прироста производства продукции растениеводства.
Эффективность в этом случае определяется путем экономической оценки трудовых ресурсов и численности работников, вовлекаемых в производственный процесс в результате проведения мероприятий, а также повышения уровня доходов работников, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции.
При расчете экономической эффективности учитывается прирост прибыли от произведенной продукции растениеводства, полученной после проведения программных мероприятий.
Бюджетная эффективность рассчитывается как отношение прироста налогов и сборов организаций, занимающихся мелиоративными работами, к объему вложенных бюджетных средств, в процентах.
Оценка бюджетной эффективности реализации Программы осуществляется с учетом прироста прогнозного поступления всех видов прямых и косвенных налогов в результате увеличения объемов производства продукции растениеводства.
Достижение планируемых результатов зависит не только от качества производимых работ и строгого соблюдения технологии, но и в значительной степени от природно-климатических условий, что необходимо учитывать при анализе и оценке эффективности.
XII. Оценка рисков реализации Программы
На выполнение показателей Программы оказывают влияние различные факторы.
1. Макроэкономические риски. Ухудшение внутренней и внешней конъюнктуры мировых цен может снизить темпы роста экономики и уровня инвестиционной активности, способствовать возникновению кризиса банковской системы, что не позволит интенсифицировать развитие агропромышленного комплекса и достижение запланированных целевых индикаторов и показателей эффективности Программы.
2. Природно-климатические риски. Сельское хозяйство относится к отраслям, в значительной степени зависящим от погодно-климатических условий. Колебания погодных условий оказывают серьезное влияние на урожайность сельскохозяйственных культур и объемы их производства, что может существенно повлиять на степень достижения прогнозируемых показателей Программы.
3. Социальные риски, связанные с недостатком трудовых ресурсов в зонах нового строительства мелиорированных земель, дефицитом квалифицированных кадров, недостаточно развитой инфраструктурой, диспаритетом цен и высоким уровнем дифференциации уровня и качества жизни на селе и в городе.
4. Международные торгово-политические риски. Успешное функционирование аграрного сектора зависит от ситуации на международных рынках и деятельности экспортеров и импортеров сельхозпродукции на внутреннем рынке. Изменение конъюнктуры международной торговли сельхозпродукцией может сказаться на результатах сельскохозяйственной деятельности. Существует риск значительного возрастания конкуренции в результате вступления России во Всемирную торговую организацию. Усилятся ограничения по принятию различных мер аграрной политики, в том числе по внутренней поддержке сельского хозяйства. Соответственно могут сократиться объемы бюджетного финансирования и, как следствие, уровень выполнения прогнозируемых показателей Программы.
Управление рисками в рамках реализации Программы должно проводиться в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, другие товары и услуги для села, подлежат государственному управлению на федеральном уровне.
Исключением или сведением к минимуму рисков является своевременное финансирование запланированных мероприятий в полном объеме, а также постоянный мониторинг целевых индикаторов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.