Правительство Удмуртской Республики постановляет:
Одобрить текст предложенного Соглашения между Правительством Удмуртской Республики и Кабинетом Министров Республики Татарстан о сотрудничестве по охране окружающей среды, использованию природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности на сопредельных территориях.
Первый заместитель Председателя
Правительства Удмуртской Республики |
Ю.С.Питкевич |
Соглашение
между Правительством Удмуртской Республики и Кабинетом Министров
Республики Татарстан о сотрудничестве по охране окружающей среды,
использованию природных ресурсов и обеспечению экологической
безопасности на сопредельных территориях
Закон РФ от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
Постановление Госсовета УР от 27 декабря 1996 г. N 343-I "О целевой комплексной программе Удмуртской Республики по охране окружающей среды до 2000 года"
Постановление Правительства УР от 12 мая 1997 г. N 484 "О системе экологического мониторинга на территории Удмуртской Республики"
О проектах в области сотрудничества по охране окружающей среды, обеспечению экологической безопасности на сопредельных территориях см. также:
Постановление Правительства УР от 25 декабря 1995 г. N 398
Постановление Правительства УР от 14 июля 1997 г. N 707
Правительство Удмуртской Республики и Кабинет Министров Республики Татарстан, именуемые в дальнейшем "Стороны", участвуют в настоящем Соглашении на основе полного равенства прав и обязанностей, руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан, Конституцией Удмуртской Республики, законодательством Российской Федерации, Республики Татарстан и Удмуртской Республики. Стороны, признавая необходимость сотрудничества и взаимопомощи в вопросах охраны окружающей природной среды, использования природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности на сопредельных территориях Сторон и желая проводить согласованную экологическую политику,
Договорились о нижеследующем:
Статья 1. Предмет договора
Принимая во внимание, что природные ресурсы Удмуртской Республики и Республики Татарстан составляют единый природный комплекс Волго-Уральского региона, оптимальность функционирования которого обеспечивается согласованной деятельностью на сопредельных территориях, Стороны заключили настоящее Соглашение о сотрудничестве по охране окружающей природной среды и использованию природных ресурсов, а также обеспечению экологической безопасности на их сопредельных территориях.
Статья 2. Действие договора по кругу лиц
Настоящее Соглашение после вступления в силу в установленном Сторонами порядке обязательно для соблюдения всеми органами исполнительной власти Удмуртской Республики и Республики Татарстан, их должностными лицами.
Статья 3. Сферы действия соглашения
Соглашение действует на сопредельных территориях Сторон:
- в Менделеевском, Агрызском н Елабужском районах Республики Татарстан;
- в Кизнерском, Граховском, Алнашском, Малопургинском, Можгинском, Киясовском, Сарапульском, Каракулинском районах Удмуртской Республики.
Сопредельные территории в указанных районах представляют двухкилометровые зоны вдоль границы Удмуртской Республики и Республики Татарстан (по километру по обе стороны от нее).
Настоящим Соглашением регламентируется сотрудничество Сторон в следующих сферах:
- охрана и использование земель, недр, водных ресурсов, атмосферного воздуха, лесов и иной растительности, животного мира, включая рыбные ресурсы, обеспечение экологической и радиационной безопасности на сопредельных территориях;
- сотрудничество в осуществлении контроля за соблюдением правил и норм природопользования, а также проведение совместных природоохранных мероприятий;
формирование единой научно-технической природоохранной политики и обмен экологической информацией.
В целях охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов на сопредельных территориях стороны обязуются:
Статья 4. Охрана и использование земель
1. Согласовывать предоставление земель для строительства объектов промышленного и иного назначения (кроме линейных сооружений), которые могут влиять на состояние природной среды на сопредельной территории на стадии предварительного рассмотрения места размещения объекта.
2. При строительстве всех видов линейных сооружений на сопредельной территории договаривающиеся Стороны соблюдают порядок и размеры возмещения ущерба при изъятии земель согласно действующему законодательству.
3. Согласовывать с землепользователями, арендаторами и государственными органами заинтересованной Стороны выполнение всех видов работ, проводимых с нарушением почвенного покрова, могущих оказать отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды, кроме строительства линейных сооружений.
4. Согласовывать проведение работ по мелиорации земель, которые могут отрицательно повлиять на сопредельную территорию.
5. Запрещать размещение полигонов захоронения токсичных, радиоактивных, промышленных и хозбытовых отходов на сопредельных территориях.
6. Стороны проводят восстановление общей административной границы в натуре (на местности).
Статья 5. Охрана и использование недр
Стороны уведомляют друг друга о намерениях вести на сопредельных территориях разработку всех видов полезных ископаемых. В случае, если месторождение расположено на территории обеих Сторон, решение об использовании недр и условия этого использования принимаются по соглашению Сторон.
Все виды платежей за пользование недрами производятся на основании лицензий (разрешений) по законам, действующим в пределах территорий, на которых осуществляется использование недр.
О водоохранных зонах и водных объектов и их прибрежных защитных полосах см. постановление Правительства УР от 26 января 1998 г. N 55
Статья 6. Охрана и использование и водных ресурсов
1. Водные ресурсы, формирующиеся в пределах территорий каждой из Сторон, являются сферой компетенции Сторон. Проблема достижения и ответственность за соблюдением согласованных величин объема и качества трансграничных вод в полной мере лежит на той из Сторон, на территории которой формируются трансграничные воды. В случае, если водосборная площадь, на которой формируются трансграничные воды, располагается в пределах трех и более административных границ республик и областей, Стороны несут ответственность лишь за ту часть трансграничных вод, которые формируются в пределах ее административных границ.
2. Для оценки гидрологических и гидрохимических характеристик трансграничных вод Стороны организуют наблюдательные посты, создаваемые на совместной основе, в системе Росгидромета. Наблюдательные посты устанавливаются в приграничных створах, согласно Приложению 1 к настоящему Соглашению.
Наблюдательные посты устанавливаются в приграничных створах, согласно Приложению 1 к настоящему Соглашению.
3. По установленным приграничным створам Стороны определяют величину гарантированного попуска трансграничных вод, а также качество трансграничных вод в год расчетной обеспеченности и его естественный гидрохимический фон по показателям, приведенным в Приложении 2 к настоящему Соглашению, которые уточняются дополнительными соглашениями. Год расчетной обеспеченности устанавливается по договоренности Сторон.
4. Стороны проводят весь необходимый комплекс водоохранных мероприятий по достижению естественного гидрохимического фона трансграничных вод, а в случаях невозможности этого, до установленных нормативов качества (предельно-допустимая концентрация, ориентировочные безопасные уровни воздействия и т.д.), без ущерба затребованным гарантированным попускам. О всех мероприятиях и сроках их исполнения, проводимых Сторонами на трансграничных водотоках. Стороны заблаговременно информируют друг друга, а также осуществляют совместные проверки объектов, расположенных на сопредельной территории.
5. В целях охраны и рационального использования приграничных водных объектов Стороны устанавливают водные объекты совместного ведения. Стороны ежегодно согласовывают и по мере необходимости уточняют на взаимной основе лимиты и места забора и сброса сточных вод в водные объекты совместного ведения.
6. Предоставление вод в обособленное и специальное пользование, проекты строительства и режим эксплуатации гидротехнических сооружений, проведение любых видов работ на водных объектах совместного ведения, производится по согласованию Сторон.
7. Стороны разрабатывают, утверждают и проводят согласованные совместные противопаводковые и иные мероприятия по предотвращению и сокращению вредного воздействия вод. Финансирование указанных мероприятий производится на взаимной основе.
8. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций, экстремально-высоких уровней загрязнения трансграничных вод и водных объектов совместного ведения, соответствующая Сторона принимает необходимые меры по установлению источника загрязнения, локализации и прекращению дальнейшего распространения загрязнения, немедленно информируя о случившемся другую Сторону. Сторона, получившая данное сообщение, оказывает необходимую помощь в локализации загрязнении и других отрицательных воздействии на трансграничные воды и водные объекты совместного ведения, очистке водного объекта и проведении других необходимых работ.
9. Стороны разрабатывают, утверждают и проводят согласованные совместные мероприятия по изменению уровня Нижне-Камской ГЭС.
Постановление СМ УР от 6 февраля 1995 г. N 49 "Об утверждении перечня и нормативов выделения особо защитных участков леса по Удмуртской Республике"
О защите лесов см. также Программу "Леса Удмуртии на 1996-2000 годы", утвержденную постановлением Правительства УР от 1 апреля 1996 г. N 183
Статья 7. Охрана и использование лесов и иной растительности
1. На сопредельных территориях допускается выполнение всех видов работ по использованию, воспроизводству, охране и защите лесов в соответствии с Проектами лесоустройства по организации и ведению лесного хозяйства республик. Пользование лесами в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях осуществляется на согласованной основе.
2. Стороны проводят согласованные мероприятия по охране лесов на сопредельных территориях от пожаров и самовольных порубок, а также по защите лесов от вредителей и болезней.
3. Стороны согласовывают выделение на сопредельных территориях, кроме существующих, дополнительные водоохранные зоны и прибрежные полосы, определяют режим их охраны и использования.
4. Стороны информируют друг друга о переводе лесов из одной группы в другую, выделении особозащитных участков леса, а также о сроках очередного лесоустройства на сопредельных территориях.
5. Создание заповедников, заказников, национальных природных парков и иных особоохраняемых территорий в сопредельных зонах производится по согласованию Сторон.
См.Закон "О животном мире" от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ
Статья 8. Охрана и использование животного мира
1. Стороны согласовывают сроки охоты, обмениваются информацией о лимитах изъятия диких животных, запретах и ограничениях на сопредельных территориях.
2. Стороны согласовывают проведение учетных, охранных, биотехнических и охотхозяйственных мероприятий, работ по акклиматизации и реакклиматизации диких животных, с учетом возможного эффекта или их отрицательных последствий.
Порядок ведения Красной Книги УР утвержден постановлением Правительства УР от 1 сентября 1997 г. N 822
3. Стороны совместно разрабатывают и проводят мероприятия по охране редких и исчезающих видов животных, занесенных в Красные книги, сохранению среды их обитания. В случаях эпизоотий, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций информируют друг друга об этом и согласовывают меры по ликвидации очагов бедствия.
4. Стороны согласовывают проведение на Нижнекамском водохранилище следующих мероприятий: установление квоты лова рыбы, применение разрешенных орудий и способов ловли рыбы, сроки весенне-нерестового запрета и выделение нерестовых зон.
5. Стороны немедленно информируют друг друга о фактах массовой гибели рыбы и принимают необходимые меры по выявлению и устранению причин их возникновения.
Статья 9. Охрана воздушного бассейна
1. Для оценки уровня загрязненности атмосферного воздуха и выявления фактов его экстремально-высокого загрязнения Стороны организуют пункты наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, кислотностью и химическим составом осадков и уровнем радиации.
2. Стороны совместно определяют перечень предприятий, оказывающих возможное влияние на сопредельные территории, с установлением контроля за их работой.
3. Стороны разрабатывают и согласовывают с сопредельной Стороной программу воздухоохранных мероприятий по улучшению состояния воздушного бассейна.
4. В целях объективной оценки состояния загрязнения атмосферного воздуха в приграничных районах Стороны проводят полную инвентаризацию источников выбросов в атмосферный воздух и составляют карту районов с уровнями загрязнения.
5. Стороны устанавливают порядок взаимодействия при возникновении экстремально-высоких загрязнений атмосферы в приграничных районах.
6. Стороны согласились распространить действие введенных на своих территориях талонов токсичности (дымности) автотранспортных средств на территориях договаривающихся Сторон.
Положение о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения информирования населения Удмуртской Республики в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени утверждено Постановлением Правительства УР от 29 апреля 1996 г. N 307
Статья 10. Обеспечение радиационной и химической безопасности
1. Стороны обязуются проводить совместные химические и радиометрические обследования сопредельных территорий. При обнаружении вредного воздействия химических и радиоактивных источников немедленно информируют друг друга и принимают меры по их ликвидации.
2. В связи с расположением на территории Кизнерского района арсенала хранения химического оружия, представляющего риск для населения и окружающей среды, Стороны обязуются совместно проводить мероприятия по обеспечению экологической безопасности населения, предупреждению чрезвычайных ситуаций, при которых границы сопредельных территорий могут быть расширены.
Статья 11. Формирование научно-технической природоохранной политики и обмен экологической информацией
1. Стороны осуществляют скоординированную научно-техническую политику в сфере использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов, проводят совместные научные исследования, кадастровые работы на сопредельных территориях.
2. Финансирование совместных научных исследований и разработок производится Сторонами на долевой основе.
3. Практическое сотрудничество осуществляется путем взаимного ознакомления с результатами (отчетами) по НИР, посещения предприятий, объектов, на которых внедряются научные разработки и исследования.
Статья 12.
Стороны считают обязательным согласование строительства новых предприятий, оказывающих вредное трансграничное влияние на окружающую среду сопредельных территорий, независимо от того, находятся или нет эти предприятия в зоне сопредельных территорий.
Статья 13.
Стороны считают необходимым развитие договорных отношений по сотрудничеству в сфере охраны окружающей природной среды, использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности между местными органами власти и управления на сопредельных территориях, путем заключения двух и многосторонних Соглашений.
Статья 14.
Для предварительного рассмотрения предложений по реализации настоящего Соглашения, планирования совместных мероприятий, контроля за их выполнением, разрешения возникающих споров, Стороны создают на паритетных началах согласительную комиссию, деятельность которой регламентируется согласованным между Сторонами Положением (Приложение 3 к настоящему Соглашению). Согласительная комиссия несет ответственность перед каждой Стороной за выполнение функций, изложенных в настоящем Соглашении и Положении о согласительной комиссии.
Статья 15.
Стороны несут равную ответственность за выполнение условий и обязательств настоящего Соглашения. Исходя из своей компетенции, принимают на своей территории нормы и правила, касающиеся ответственности за экологический ущерб, причиненный физическими или юридическими лицами, согласовывают размер ущерба (убытка), нанесенного сопредельной стороне экологическими правонарушениями.
Статья 16.
Стороны вправе вносить предложения об изменениях и дополнениях условий настоящего Соглашения, которые рассматриваются на основании заключений согласительной комиссии, их полномочными представителями. Изменения и дополнения в Соглашение оформляются заключением дополнительных соглашений и протоколов.
Статья 17.
Стороны ежегодно совместно подводят итоги выполнения пунктов настоящего Соглашения.
Статья 18.
Настоящее Соглашение вступает в силу в день подписания его представителями Сторон и действует в течение трех лет.
В том случае, если до истечения срока действия Соглашения ни одна из Сторон не заявит о своем желании прекратить его действие, то Соглашение автоматически продлевается на следующий трехлетний период.
Статья 19.
Соглашение о сотрудничестве по охране окружающей среды,
использованию природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности
на сопредельных территориях Республики Татарстан и Удмуртской Республики
заключено в городе ______________________________________________________
" _____ " ______________ 1997 года в двух экземплярах, имеющих одинаковую
юридическую силу и подписан уполномоченными на то представителями Сторон.
Председатель Правительства Премьер-Министр
Удмуртской Республики Республики Татарстан
П.Н.Вершинин Ф.Х.Мухамедшин
Министр Министр
природных ресурсов и охраны окружающей среды
охраны окружающей среды и природных ресурсов
Удмуртской Республики Республики Татарстан
В.И. Катков А.И.Щеповских
Приложение 1
к Соглашению между Правительством
Удмуртской Республики и Кабинетом
Министров Республики Татарстан о
сотрудничестве по охране окружающей
среды
Перечень
приграничных створов,
на которых планируется открытие пунктов
наблюдения в системе Росгидромета
1. р.Кама ниже д.Чеганда. Створ расположен в Каракулинском районе Удмуртской Республики выше границы Республики Татарстан.
2. р.Иж ниже пос.Яган. Створ расположен у железнодорожного моста Москва-Свердловск в Малопургинском районе Удмуртской Республики на границе с Агрызским районом Республики Татарстан.
Приложение 2
к Соглашению между Правительством
Удмуртской Республики и Кабинетом
Министров Республики Татарстан о
сотрудничестве по охране окружающей
среды
Показатели,
по которым планируется определение качества трансграничных вод
в расчетный год обеспеченности по приграничным створам
1. Растворенный кислород.
2. Азот аммонийный.
3. Нитриты.
4. Нитраты.
5. Взвешенные вещества.
6. Фосфаты.
7. ХПК.
8. БПК5.
9. Нефтепродукты.
10. Фенолы.
11. Хлориды.
12. Сульфаты.
13. РН.
Отбор проб в приграничных створах осуществляется с периодичностью не реже 1 раза в месяц, кроме того в период весеннего паводка - не менее 3 раз.
Приложение 3
к Соглашению между Правительством
Удмуртской Республики и Кабинетом
Министров Республики Татарстан о
сотрудничестве по охране окружающей
среды
Положение
о согласительной комиссии
1. Общие положения
1.1. Согласительная комиссия создана в соответствии со ст.14 Соглашения о сотрудничестве по охране окружающей среды, использованию природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности на сопредельных территориях Удмуртской Республики и Республики Татарстан и является межтерриториальным постояннодействующим органом.
1.2. Комиссия рассматривает предложения по реализации указанного Соглашения, разрабатывает проекты планов проведения совместных мероприятий по охране окружающей среды, использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности на сопредельных территориях, контролирует их выполнение, рассматривает возникшие споры и вносит предложения по совершенствованию договорных отношений.
1.3. Комиссия состоит из 10 человек по 5 представителей с каждой стороны, которые назначаются решениями Сторон.
1.4. Согласительная комиссия руководствуется в своей деятельности Соглашением о сотрудничестве и настоящим Положением.
2. Права согласительной комиссии
2.1. Согласительная комиссия имеет право:
2.1.1. Запрашивать в установленном порядке материалы от государственных органов, физических и юридических лиц о состоянии природной среды, охране и использованию природных ресурсов на сопредельных территориях.
2.1.2. Производить расчеты распределения трансграничных загрязнений и причтенного вреда между территориями и представлять их на рассмотрение Сторон.
2.1.3. Контролировать соблюдение Соглашения о сотрудничестве и заключенных в его развитие Соглашений и Протоколов.
2.1.4. Согласовывать проведение неотложных мероприятий по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности на сопредельных территориях.
2.2. Согласительная комиссия обязана:
2.2.1. Информировать Стороны о нарушениях условий Соглашения о сотрудничестве и заключенных в его развитие Соглашений и Протоколов.
2.2.2. Рассматривать проекты планов реализации Соглашения о сотрудничестве, дополнительных Соглашений и Протоколов, проведения предусмотренных ими совместных мероприятий по охране окружающей среды, использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
2.2.3. Составлять ежегодные доклады об исполнении Соглашения о сотрудничестве и представлять их на рассмотрение Сторон в согласованные сроки.
3. Организация и деятельность согласительной комиссии
3.1. Согласительная комиссия проводит свои заседания по мере необходимости или по требованию одной из Сторон, в местах по договоренности.
3.2. На заседаниях комиссии поочередно председательствуют представители Сторон.
3.3. Комиссия правомочна при участии представителей обеих Сторон.
3.4. Решения комиссия принимает путем достижения согласия между ее членами - представителями Сторон. В случае, если комиссией не достигнуто согласие, вопрос передается на решение Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики и Министра охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан.
3.5. Решения комиссии при необходимости могут реализовываться соответствующими приказами или указаниями Министров или в ином установленном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства УР от 14 июля 1997 г. N 706 "О проекте Соглашения между Правительством Удмуртской Республики и Кабинетом Министров Республики Татарстан о сотрудничестве по охране окружающей среды, использованию природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности на сопредельных территориях"
Текст документа официально опубликован не был