Постановление Совета Министров УР от 1 июля 1994 г. N 353
"О концепции Республиканской целевой программы "Жилище"
Постановлением Правительства УР от 18 апреля 2005 г. N 72 настоящее постановление признано утратившим силу
Во исполнение постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 года N 595 "О Государственной целевой программе "Жилище" и с целью определения принципиальных направлений долгосрочной республиканской жилищной политики и конкретных мер Совет Министров Удмуртской Республики постановляет:
1. Утвердить концепцию Республиканской целевой программы "Жилище" и план практических мероприятий по ее реализации, состав Межведомственной комиссии по ее реализации, Положение о Межведомственной комиссии по реализации концепции Республиканской целевой программы "Жилище" (прилагаются).
2. Министерствам и ведомствам, администрациям городов и районов Удмуртской Республики обеспечить выполнение плана практических мероприятий по реализации концепции Республиканской целевой программы "Жилище" в намеченные сроки.
3. Министерству финансов Удмуртской Республики обеспечить средствами Госстрой Удмуртской Республики для расчетов со специалистами, привлекаемыми в соответствии с трудовыми соглашениями для выполнения работ, определенных планом практических мероприятий по реализации концепции Республиканской целевой программы "Жилище".
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Совета Министров Удмуртской Республики Питкевича Ю.С.
Заместитель Председателя Совета
Министров УР |
В.И.Катков |
Концепция Республиканский целевой программы "Жилище" разработана в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 г. N 595 "О Государственной целевой программе "Жилище", является одной из приоритетных программ структурной перестройки экономики и частью общей программы экономического и социального развития Удмуртской Республики.
Концепция
республиканской целевой программы "Жилище"
(утв. постановлением Совета Министров УР от 1 июля 1994 г. N 353)
1. Введение
Целью жилищной программы является определение принципиальных положений долгосрочной государственной жилищной политики и конкретных мер прежде всего на 1994-1995 годы по осуществлению следующих основных задач:
- создание правовой и нормативной базы в целях осуществления жилищной реформы;
- преодоление сокращения объемов жилищного строительства;
- изменение структуры жилищного фонда и жилищного строительства по формам собственности, по источникам финансирования , типам зданий и технологиям их возведения;
- поэтапный перевод жилищной сферы в режим безубыточного функционирования при обеспечении социальной защиты малоимущих групп населения;
- демонополизация жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства, структурная перестройка базы стройиндустрии и промышленности стройматериалов, изменение форм организации строительства, а также управления, обслуживания и ремонта жилищного фонда;
- комплексный подход к решению вопросов землепользования и приватизации земли, связанных с жилищной проблемой, развитием инженерной инфраструктуры.
Жилищная программа составлена исходя из сложившейся социально-экономической ситуации в России в целом с учетом особенностей Удмуртской Республики, на основе разработанных Советом Министров УР прогнозов. Общая нестабильность политической и социально-экономической ситуации в стране предполагает возможность и необходимость внесения в эту программу соответствующих уточнений и дополнений.
Жилищная реформа имеет большое значение для успеха экономической реформы, способствуя снижению инфляции, стабилизации денежного обращения за счет аккумуляции частных средств на специальных счетах и увеличения собственного жилья, переходу к менее энергоемким и материалоемким формам городского строительства.
Жилищная проблема в республике продолжает оставаться наиболее острой из всех социальных проблем. Кризисное состояние жилищного сектора во многом вызвано объективными обстоятельствами, связанными с переходом к рыночной экономике, неподготовленностью рыночных механизмов. Оно характеризуется резким ростом цен на строительную продукцию. Предусмотренные для выполнения социальных программ капитальные вложения государства, предприятий и организаций стали явно недостаточными; снизились темпы предоставления жилья гражданам, упала платежеспособность населения для приобретения жилья или осуществления частного строительства.
Ввод жилья в республике сократился с 870,7 тыс.кв. метров общей площади в 1987 г. до 539,2 тыс.кв.метров в 1993 г. (таблицы 1-2). При этом 6 тыс. семей живут в коммунальных квартирах, 13,9 тыс. семей живут в общежитиях, 2,8 тыс. человек проживают в ветхих и аварийных домах. В очереди на улучшение жилищных условий стоит около 91,2 тыс. семей.
В объеме общественного жилищного фонда ветхий жилищный фонд составляет 1,0 процент. Если в республике по линии местных Советов в 1991 г. ремонт осуществлялся на уровне 90%, в 1992 г. - 80%, то в 1993 г. отремонтировано 45% необходимых объемов. (Таблица 3).
Доля затрат на развитие коммунальных объектов от затрат на жилищное строительство за счет всех источников финансирования составила в 1993 году 25 процентов при установленном нормативе 33 процента и реальной потребности 60 процентов. В результате объекты коммунального назначения находятся в кризисном состоянии и не могут наполнять свои функциональные задачи.
Значительное сокращение объема государственных капитальных вложений, сложившаяся динамика цен и жесткая налоговая политика привели к тому, что местные органы власти не в состоянии обеспечить необходимые объемы жилищного строительства, а в городах и районах при остром дефиците жилья объемы его строительства резко уменьшились. Отсюда - существенное снижение загрузки и недоиспользование мощностей домостроительных предприятий, увольнение квалифицированных рабочих.
2. Правовые аспекты жилищной реформы
Принципиально новый поворотный этап в законодательном регулировании жилищных отношений начался с момента принятия УП Съездом народных депутатов Российской Федерации в новой редакции статей 12 и 58 сейчас уже отмененной Конституции Российской Федерации, а Верховным Советом Российской Федерации - Законов "Об основах федеральной жилищной политики" и "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР".
В принятой 12 декабря 1993 года всенародным голосованием новой Конституции Российской Федерации права гражданина в области жилищных отношений также закреплены рядом статей, имеющих более выраженную рыночную направленность.
В частности, в статье 35 закрепляется важнейший принцип вновь создаваемого социального уклада - право частной собственности на имущество (в том числе и жилище), которое охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Государством гарантируется право имущества иначе как по решению суда. Государством гарантируется право наследования, а также неприкосновенности жилища.
Другим кардинальным моментом в новой Конституции Российской Федерации является закрепление права гражданина на владение, пользование и распоряжение землей.
То есть, в соответствии со статьей 36, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Безусловно, этот принцип будет одним из сильнейших стимулирующих мотивов и индивидуальному жилищному строительству, причем строительству жилья добротного, служащего многие годы.
Статья 40 закрепляет право гражданина на жилище, которого он не может быть произвольно лишен. Государство и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство.
Часть третья этой статьи гласит о том, что малоимущим или иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилье, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. То есть, даже в условиях рыночных отношений, государство берет на себя ряд обязательств по обеспечению жильем.
Надо отметить, что в предыдущей Конституции обязательства и гарантии государства перед гражданами в части обеспечения жильем были более расширенными.
Базовым документом в области жилищных отношений должны стать основы жилищного законодательства Российской Федерации, которые будут призваны заменить явно устаревший, но пока еще действующий с поправками и дополнениями Жилищный кодекс РСФСР.
На основе этого закона в республике должен быть разработан целый ряд нормативных документов, регламентирующих жилищные отношения на территории Удмуртской Республики с учетом местных условий.
Принятие Закона "Об основах федеральной жилищной политики" позволило развить принципы реализации конституционного права граждан на жилище, установить общие начала правового регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности. Закон устанавливает четкую классификацию видов жилищного фонда, разграничивает права собственности на жилищный фонд, снимает все ограничения по обмену нанимаемого, арендуемого или собственного жилья.
Принципиально важным для осуществления жилищной реформы является изменение системы оплаты жилья и коммунальных услуг, обеспечивающие возмещение издержек на содержание и ремонт жилья, а также на коммунальные услуги. Определено, что переход на новую систему оплаты будет осуществляться поэтапно в течение 5 лет с предоставлением компенсаций (субсидий) гражданам с учетом их совокупного дохода в соответствии с социальной нормой площади жилья.
Законом увеличены возможности развития частной собственности на недвижимость в жилищной сфере. Только гражданин теперь в зависимости от собственного жилья, его стоимость и место строительства.
Установлены сроки предоставления земельных участков под жилищное строительство: для граждан - в течение оного месяца, для юридических лиц - в течение двух месяцев.
Предусматривается развитие льготного долгосрочного кредитования индивидуального и кооперативного жилищного строительства, включая ипотечное кредитование. Законом систематизируются налоговые льготы гражданам, юридическим лицам при строительстве, реконструкции, приобретении, инвестировании жилья, развитии производства строительных материалов и предметов домоустройства. Закон предоставляет дополнительные возможности для решения жилищных проблем военнослужащих, включая уволенных с военной службы, беженцев, безработных, а также граждан, длительное время проработавших в районах Крайнего Севера.
В развитие этого Закона Правительством Российской Федерации в сентябре 1993 года принято постановление "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг".
Постановлением утверждены сроки поэтапного перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг с 1994 года по 1998 года, а также Положение о порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг.
На основе имеющейся правовой базы продолжается бесплатная приватизация жилья в Удмуртской Республике. По итогам за 1991-1993 годы в Удмуртии приватизировано 89,3 т.квартир общей площадью 4174,3 тыс. кв.метров, в том числе за 1993 год - 74,2 т.квартир, 3347,3 тыс.кв.метров. Современный уровень законодательного регулирования в жилищных отношениях проблем, поэтому предлагается принять ряд дополнительных законодательных и нормативных актов, перечень которых прилагается. При этом следует иметь в виду, что по мере продвижения жилищной реформы, перечень их будет уточняться и дополняться.
3. Социальные аспекты жилищной реформы
В сознании уже нескольких поколений утвердилось отношение к жилью, как к бесплатно передаваемому государством социальному благу, и преодоление этого стереотипа потребует длительного времени. Кроме того, низкий уровень материального благосостояния большинства населения требует проведения такой жилищной политики, которая обеспечит реальную возможность строительства или приобретения жилья семьям со средними и низкими доходами. Важное значение имеет изменение структуры жилищного фонда по формам собственности, направленное на формирование слоя собственников и создание рынка жилья путем приватизации существующего государственного и муниципального жилищного фонда.
Одновременно с ускорением приватизации жилья важно стимулировать индивидуальное и кооперативное жилищное строительство, а также жилищное строительство за счет приватизированных предприятий, акционерных обществ и других негосударственных организаций.
Частное жилищное строительство и прежде всего индивидуальное должно стать важнейшей формой наращивания жилищного фонда. Если удельный вес ввода в эксплуатацию индивидуального и кооперативного жилья в общем объеме ввода жилья составил в 1993 году 21,2 процента, то в перспективе вместе с вводом жилья негосударственными предприятиями и организациями - примерно 47 процентов от общего объема ввода жилых домов. (Таблица 5).
Необходимые конкретные меры государственной поддержки и организации частного, в том числе индивидуального жилищного строительства, в виде беспрепятственного предоставления или продажи земельных участков, их инженерного оборудования, создания соответствующей базы строительной индустрии, а также внедрения адекватных финансово-кредитных механизмов, налоговых льгот. В настоящее время доходы подавляющей части семей упали значительно ниже уровня, достаточного для покупки жилья.
Требуется приведение в соответствие уровня доходов населения и средней стоимости жилья, что позволит достичь решения важной социально-политической задачи - формирования слоя собственников жилья как социальной базы реформ, а также содействовать стабилизации народного хозяйства на макроэкономическом уровне.
При регулировании соотношения стоимости жилья и доходов населения следует исходить из того, чтобы стоимость жилья, как правило, не превышала 12-15 годовых доходов среднеобеспеченной семьи. Это означает, что при использовании такой семьей третьей части своих доходов на оплату жилья, его выкуп с учетом выплат кредита банка будет осуществляться в течение 30 и более лет.
При введение механизма регулярной индексации доходов в зависимости от динамики индекса потребительских цен надо предусматривать пропорциональный рост расходов на оплату жилья в структуре потребительской корзины.
В новых социально-экономических условиях должно быть обеспечено право граждан на улучшение своих жилищных условий путем бесплатного получения в порядке очередности жилья из государственного или муниципального жилищного фонда в пределах социальной нормы: площади жилища, приходящейся на одного человека, на условиях договора найма, аренды жилья, либо приобретения или строительства частного жилья в более короткие сроки с использованием собственных средств.
В целях сокращения очередей и сроков ожидания на получение жилья целесообразно предоставить гражданам целевые дотации из средств бюджетов, собственных средств предприятий и организаций, создаваемых для этих целей инвестиционных и иных фондов, других внебюджетных источников на индивидуальное жилищное строительство при их согласии на снятие с учета на бесплатное получение жилья.
В целях включения жилищной сферы в систему рыночных отношений необходим переход от выделения дотаций жилищно-эксплуатационным организациям к выплате адресных компенсаций (субсидий) населению для оплаты их расходов по содержанию, ремонту жилищного фонда и пользованию коммунальными услугами.
С учетом установленного Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" 5-летнего срока перехода к новой системе оплаты жилья и коммунальных услуг и конкретизирующего этот переход постановления Правительства РФ от 22.09.93 г. N 935 принято постановление Совета Министров Удмуртской Республики от 17.02.94 г. N 71 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных компенсаций", в соответствии с которым предлагается осуществить поэтапный порядок перехода.
Максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг устанавливается на 2 квартал 1994-1995 года в размере 10%, на 1996-1997 годы - 15%, на 1998 год - 20% к совокупному доходу семьи, что позволит оплачивать за счет населения 10% затрат на содержание, ремонт и коммунальные услуги.
Впоследствии предполагается доведение оплаты за жилье и коммунальные услуги до уровня рыночной арендной платы. При этом эта оплата не должна превышать 25-30% совокупного дохода средней семьи. Уровень повышения оплаты жилищно-коммунальных услуг устанавливается Советом Министров Удмуртской Республики.
В целях компенсации повышения квартирной платы в домах государственного и муниципального жилищного фонда и оплаты коммунальных услуг в домах всех форм собственности целесообразно ввести ежемесячные дотации гражданам к заработной плате (по основному месту работы), пенсиям, стипендиям, пособиям по безработице. Органами местного самоуправления, а также на предприятиях по решению трудовых коллективов эти дотации могут быть увеличены.
Источниками указанных дотаций могут быть: для работников, занятых в материальном производстве, - доходы предприятий; для работников бюджетных учреждений и получателей стипендий - та часть бюджетов, которая в настоящее время предназначена для финансирования содержания, ремонта жилья и коммунальных услуг; для пенсионеров и безработных - средства бюджетов и соответствующих фондов (пенсионного и занятости).
В качестве источника жилищного строительства в республике, кроме средств граждан, предполагается использовать правительственные льготные кредиты, а также вновь создаваемый фонд развития жилищного строительства, в первую очередь для социально незащищенных слоев населения.
Кроме того, в целях обеспечения социальной защиты отдельных категорий семей, проживающих в домах любых форм собственности, с момента повышения платежей за жилищно-коммунальные услуги предлагается введение выплат ежемесячных адресных компенсаций (субсидий).
Жилищные компенсации (субсидии) целесообразно предоставлять населению в виде безналичных жилищных счетов, которые могут иметь хождение исключительно в жилищной сфере при оплате населением жилищно-коммунальных услуг.
Величина жилищных компенсаций (субсидий) населению может определяться как разница между принятыми на данный год размерами квартирной платы и коммунальных платежей за занимаемые площади по социальной норме и предельно допустимым расходами семей на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Субсидии предоставляются гражданам специальными службами при органах местного самоуправления на основе методик и источников, определяемых центральными органами федеральной исполнительной власти и Советом Министров Удмуртской Республики.
4. Финансово-экономические аспекты жилищной реформы
В 1993 году в республике за счет всех источников финансирования введено в эксплуатацию 539,2 тыс. кв.метров общей площади, что в 1,6 раза меньше, чем вводилось ежегодно в 1987 и 1989 годах - соответственно 870,7 и 848,9 тыс. кв.метров. При сохранении существующего положения за 1994-1995 годы в республике будет введено немногим более 1,0 млн. кв.метров. При условиях снижения уровня инфляции ввод жилья может несколько увеличиться (таблица N 1).
В 1993-1995 годах государственная финансовая поддержка жилищного строительства будет концентрироваться по следующим направлениям:
- из республиканского бюджета Российской Федерации будут выделяться средства на строительство жилья для военнослужащих, лиц, уволенных в запас или отставку из Вооруженных Сил Российской Федерации, беженцев, лиц, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, участников ликвидации последствий чернобыльской аварии и других аварий и стихийных бедствий, а также на строительство отдельных крупных объектов коммунального хозяйства межрегионального значения, на дотации отдельным регионам и отраслям, строительство некоторых видов специализированного жилья;
- из местного бюджета - на строительство жилых домов для очередников и работников бюджетных организаций, развития базы стройиндустрии и промышленности строительных материалов, коммунальное строительство, включая подготовку территорий для нового жилищного строительства, развитие, ремонт и реконструкцию объектов жилищно-коммунального хозяйства.
При этом, утверждая бюджет республики на очередной финансовый год, необходимо капитальные вложения на жилищное строительство предусматривать в защищенных статьях бюджета. При создании определенного кредитно-финансового механизма в республике часть капитальных вложений на жилищное строительство можно использовать как республиканский льготный кредит для определенных категорий населения.
На уровне Российской Федерации необходимо выделение средств для обеспечения льготного кредитования индивидуального и кооперативного строительства, кредитов для развития производственной базы малоэтажного жилищного строительства, а также средств на развитие инфраструктуры городов и других поселений.
Для концентрации и эффективного использования средств, направленных на жилищное строительство, целесообразно создать фонд развития жилищного строительства. Источниками поступления средств в этот фонд могут стать на федеральном уровне:
- средства бюджета, кредиты под государственные гарантии, включая кредиты Всемирного банка, других международных и иностранных финансовых организаций; средств Государственного фонда занятности в части организации общественных работ, связанных со строительством, реконструкцией и модернизацией жилья, а также объектов социальной и коммунально-бытовой инфраструктуры населенных пунктов; взносы благотворительных обществ, организаций и отдельных лиц; федеральные займы с высоким уровнем процентных ставок;
на местном уровне:
- налог на разницу между себестоимостью и продажной стоимостью жилья; доля налога на недвижимость; кредиты под гарантии местных органов власти и управления; республиканские и муниципальные займы с высоким уровнем процента под объекты муниципальной недвижимости; доля доходов от операций с муниципальной недвижимостью, в том числе с объектами незавершенного строительства; часть прибыли от продажи местными органами власти инженерно подготовленных участков для частного жилищного строительства.
Основными направлениями использования средств фонда развития жилищного строительства должны являться:
- создание жилищного фонда социального использования;
- инженерная подготовка территорий для ведения нового жилищного строительства всех форм собственности;
- развитие, ремонт и реконструкция объектов жилищно-коммунального хозяйства;
- выплаты компенсаций (субсидий) гражданам при изменении системы квартирной платы и коммунальных платежей;
- развитие машиностроения для жилищного сектора экономики;
- развитие базы строительной индустрии, промышленности строительных материалов, в первую очередь производства эффективных утеплителей.
В связи с тем, что в настоящее время не более одного процента населения может единовременно оплатить строительство или приобретение готового дома или квартиры, важное значение приобретает создание различных форм финансово-кредитного механизма, таких, как институты залога недвижимости (ипотечного кредита), расширение перечня имущества, сдаваемого в залог; создание разветвленной сети ссудосберегательных систем и жилищно-строительных банков; предоставление предприятиями кредитов и ссуд своим работникам под льготный процент и погашение уже полученных ими кредитов; льготное или бесплатное предоставление инженерно-подготовленных участков земли под жилищное строительство.
Для обеспечения эффективности кредитных отношений в жилищной сфере необходимо предусматривать различные условия предоставления ссуд разным типам заемщиков. Среди них выделяются семьи с большим и постоянным доходом, которые могут брать кредиты в банке с высокой надежностью выплат за период погашения ссуды; семьи с меньшим доходом, но работающие в высокодоходных организациях или фирмах, что дает гарантию своевременности выплат; семьи со средним доходом, особенно нуждающиеся в субсидировании за счет государства. Улучшение жилищных условий семей с малым доходом должно обеспечиваться в рамках программы развития жилище социального использования.
Необходимо вовлечение в активные кредитно-финансовые отношения наибольшего числа семей. Одним из вариантов такого механизма может стать создание акционерных обществ с государственной поддержкой их деятельности, направленной на сбор средств населения для строительства жилья путем выпуска и реализации акций, в которых кроме стоимости указывается и конкретная величина общей площади жилья, приобретаемая при ее покупке.
В целях увеличения объемов строительства жилья, объектов социально-бытовой инфраструктуры, производства изделий, машин и механизмов для нужд жилищного комплекса необходимо решить вопрос о предоставлении льгот предприятиям, выпускающим данную продукцию, вкладывающим средства в развитие базы строительства, ремонта и реконструкции жилья.
В настоящее время введены льготы по налогу на прибыль, направленную на финансирование капитальных вложений, выделяемых для строительства объектов производственного и непроизводственного назначения.
В качестве дополнительных мер по увеличению инвестиционной активности в сфере жилищного строительства предлагается:
- снижение ставки налога на добавленную стоимость строительных материалов и изделий, производимых предприятиями и организациями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, и освобождение полностью от этого налога проектных, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию новой техники и передовых технологий для промышленности строительных материалов и изделий;
- уменьшение налога на прибыль от деятельности банков, направленной на долгосрочное кредитование приобретения или строительства жилья (в объеме не менее 30 процентов от всех кредитных ресурсов) и на создание фамильных жилищных счетов граждан;
- освобождение от подоходного налога средств граждан, зачисленных на целевые фамильные жилищные счета банка;
- освобождение от налогообложения дивидендов и процентов по вкладам и паям юридических и физических лиц, участвующих в инвестиционных компаниях, фондах, специализирующихся на инвестициях в жилье;
- передача определенного процента средств, получаемых от выкупа государственного имущества, в собственность предприятий, образуемых в процессе приватизации действующих предприятий, при условии инвестирования этих средств в программу "Жилище". С учетом опыта зарубежных стран необходимо введение понятия "справедливой рыночной цены на жилье", когда реализация жилья по "справедливой рыночной цене" и ниже поощряется низкими налогами, уменьшающимися в геометрической прогрессии, а за превышение этих цен взимается быстро прогрессирующий налог.
5. Архитектурно-технические и градостроительные
аспекты жилищной реформы
Изменение структуры жилищного строительства по источникам инвестирования и структуры жилищного фонда по формам собственности требует реализации системы мер по перестройке жилищного строительства по конструктивно-технологическим параметрам.
В настоящее время структура жилищного строительства характеризуется высокой долей использования сборного железобетона. В последние годы более 60 процентов всего вводимого в эксплуатацию в Удмуртии жилья возводится из этого материала.
Основными направлениями структурных изменений в архитектуре и градостроительстве в ближайшее время являются:
- постепенный переход от сборного железобетона к кирпичу, черепице, мелким блокам из местных материалов, изделиям из отходов деревообработки, что позволит значительно в сравнении с железобетоном снизить стоимость жилищного строительства (Таблица 6);
- постепенный переход на преимущественно малоэтажное строительство домов в один-два этажа с приусадебными участками с сохранением многоэтажного жилищного строительства только для оборудованных инженерной инфраструктурой зон крупных городов.
Такой подход потребует значительных усилий и затрат по созданию необходимой инженерной и социальной инфраструктуры на территориях малоэтажной застройки. За счет местных бюджетов с возможным участием предприятий должны быть осуществлены работы по сооружению подъездных дорог, электро-, водо- и газоснабжению или строительству газораспределительных станций. Проблемы теплоснабжения и канализации во многих случаях могут решаться за счет создания автономных теплоисточников и систем очистки. Для строительства магазинов, предприятий бытового обслуживания целесообразно использовать средства частных предпринимателей из числа будущих владельцев малоэтажных домов.
Основным направлением политики градостроительства и землепользования должно стать обеспечение возможности беспрепятственного получения гражданами по нормативу или приобретения ( в том числе сверх нормативов) земельных участков в частную собственность для жилищного строительства, для чего необходимо пересмотреть генпланы городов, рабочих поселков и райсельцентров с целью увеличения площадей под индивидуальную застройку.
Право на бесплатное получение земельного участка должно предоставляться гражданам с учетом отказа очередника на улучшение жилищных условий от получения жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда; фактической обеспеченности семьи жильем, проживания семьи в коммунальной квартире; льгот на улучшение жилищных условий, установленных законодательством; отсутствия у семьи другого земельного участка, в том числе садового или дачного, по площади больше нормативного.
Нормы выделения земельных участков определяются местными органами власти.
Необходимо в кратчайшие сроки обеспечить корректировку градостроительной документации для городов (поселений), исходя из политики размещения малоэтажного жилищного строительства. После корректировки отвод территорий под жилищное строительство в пределах городов (поселений) должен осуществляться в порядке, установленном действующим законодательством, и на основе утвержденного генерального плана города (поселения), а в пригородных зонах городов (за пределами их городской черты) - на основе утвержденной градостроительной документации. Порядок выделения территорий в пригородных зонах устанавливается на основе совместных решений органов государственной власти и местного самоуправления.
Градостроительная документация и правила застройки городов и поселений определяют функциональное зонирование и благоустройство территории, характер использования участков, ограничения по типу и плотности застройки, высоте возводимых сооружений и другие условия, обеспечивающие формирование полноценной среды поселений и их архитектурно-художественного облика.
Граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и получившие в пределах норматива бесплатно земельный участок для жилищного строительства, должны иметь право использовать эту недвижимость, а также занимаемую квартиру (после ее приватизации) в качестве начального капитала для улучшения своих жилищных условий, в том числе возможность закладывать их целиком или по частям, сдавать в аренду, продавать либо использовать для коммерческих целей, если при этом не нарушаются охраняемые законом права других физических или юридических лиц, а также с условием, что земля используется по назначению.
В результате проведения жилищной, градостроительной и земельной политики должно быть осуществлено в городах с населением от 100 до 500 тыс. человек малоэтажное жилищное строительство. Площадь малоэтажных жилых домов в этих городах должна составлять 50 и более процентов общей площади вводимого в эксплуатацию жилья, а во всех малых и средних городах, поселках городского типа и сельских населенных пунктах практически все вводимые в эксплуатацию жилые дома должны быть малоэтажными. В городах с население свыше 500 тыс. человек доля малоэтажного строительства на первом этапе может составлять 15-20 процентов в связи с возможностью использования существующей базы домостроения до ее полной амортизации и перепрофилирования.
6. Совершенствование структуры производства основных
видов строительных материалов и изделий для жилищного
строительства в 1993-1995 годах
Удмуртская Республики располагает достаточно мощной базой строительной индустрии, которая способна производить строительные материалы и изделия для ежегодного ввода в эксплуатацию более 900 тыс.кв.метров общей площади жилых домов, из них около 400 тыс.кв.метров в муниципальном исполнении.
Производственная база крупнопанельного домостроения представлена тремя предприятиями: Ижевским домостроительным комбинатом, Камским заводом железобетонных изделий и заводом железобетонных изделий и конструкций в п.Смирново общей мощностью 400 тыс.кв.метров жилья.
Техническая направленность реформы в строительной индустрии требует существенных изменений структуры строительных материалов и конструкций, используемых в жилищном строительстве, с ориентацией в перспективе на применение энерго- и ресурсосберегающих, экологически чистых материалов и конструкций, создания условий для развития экономичного малоэтажного строительства. Перед предприятиями домостроительной промышленности стоит проблема существенного переформирования.
Имеющихся в настоящее время в республике мощностей домостроения и предприятий по производству сборного железобетона достаточно для обеспечения материалами жилищного строительства по всем конструктивным схемам.
Развитие малоэтажного жилищного строительства требует развития отрасли строительных материалов в направлении увеличения производства штучных стеновых материалов.
В республике создаются новые мощности по производству кирпича. С 1992 года ведется строительство двух кирпичных заводов на Югославском оборудовании в Шабердах и Балезино общей мощностью 60 млн. штук кирпича, кирпичного завода на отечественном оборудовании мощностью 60 млн.штук в д.Кожиль Глазовского района и ряда небольших заводов местного значения в районах республики.
Учитывая экономическую эффективность использования для малоэтажной застройки мелких блоков из ячеистого бетона (относительная дешевизна и теплоэффективность), на Чуровском заводе силикатных стеновых материалов строится цех по производству мелких стеновых блоков мощностью 120 тыс.кубометров в год.
Развитие производства эффективных кровельных материалов также подчинено идее малоэтажного индивидуального строительства. В составе Шабердинского кирпичного завода планируется к сдаче в 1994 году цех по производству 15 млн.штук в год керамической черепицы, ТОО "Оливия" в Завьяловском районе ведет строительство цеха по производству 3,6 млн.штук черепицы.
Строителям республики в короткие сроки необходимо осуществить переход к строительству жилья с использованием новых строительных материалов, предоставляющих возможность ввода в эксплуатацию домов с растущей долей применения эффективного кирпича или эффективной кирпичной кладки с утеплителем; домов из деревянных конструкций, включая отходы деревопроизводства; домов из эффективных мелких блоков из ячеистого бетона.
Серьезной проблемой в республике является использование большого количества твердых промышленных отходов (зола ТЭЦ-2, шлак ПО "Ижсталь", опил и т.д.) в производстве строительных материалов, что позволит получить экономический эффект и улучшить экологическую обстановку в городах.
Одновременно для обеспечения малоэтажного и индивидуального строительства потребуется применение автономных систем (отопления, водоснабжения, канализации) различной мощности, в том числе с улучшенными экологическими характеристиками. Внедрение новых видов и типоразмеров столярных изделий, в том числе с тройным остеклением, приведет к определенной перестройке производства. Необходимо также с целью сокращения непроизводственных расходов тепла и воды организовать применение, а в необходимых случаях и производство на территории республики новых типов санитарно-технического оборудования повышенной экономичности и надежности, приборов контроля и учета предоставления коммунальных услуг. Освоение указанных производств вполне возможно на крупных заводах Удмуртии, подвергнутых в нестоящее время глубокой конверсии. Параллельно с этим должна осуществляться перестройка в системе механизации строительных работ и направлении развития малой механизации, производства машин, приспособлений и ручного инструмента, ориентированных на малоэтажное строительство.
Для успешного проведения указанной структурной перестройки необходима прежде всего разработка системы норм, правил, стандартов на уровне России и соответствующей нормативной базы на уровне республики, которые позволят проектным и строительным организациям независимо от форм собственности осуществлять "каталожный" подход к проектированию и строительству по образцам, показать потребителю, что он вкладывает свои средства в реализацию технически отработанных решений по строительству его жилища.
Структурная перестройка проектно-строительной сферы должна быть обеспечена соответствующим инвестиционным потенциалом. Государственные капитальные вложения могут покрыть лишь незначительную часть общей потребности, что отвечает сложившейся мировой практике ресурсного обеспечения строительного комплекса. Государственную поддержку и содействие этому процессу намечается осуществить через фонды развития жилищного строительства, аккумулирующие средства многих источников; целевые банковские кредитные ресурсы; бюджетные средства на безвозмездной и возвратной основе; создание акционерных обществ с государственной долей в уставном капитале.
Осуществляя структурную перестройку проектно-строительной сферы, следует стремиться, особенно на первом этапе, сохранять сложившиеся технологические циклы, не допуская необоснованного дробления предприятий на мелкие объекты, не способные обеспечить выпуск конечной продукции, т.е. ввод в эксплуатацию жилых домов.
7. Организационное обеспечение жилищной реформы
Для преодоления кризиса в жилищной сфере, регулирования процессов замены местного государственного управления на рыночную систему, преодоления негативных сторон отказа государства от монопольной роли инвестора, подрядчика и собственника, а также для социальной защиты и обеспечения жилищных прав населения необходимо осуществить ряд изменений в структуре управления жилищной сферой.
Успешное проведение жилищной реформы может быть обеспечено только при проведении согласованных действий правительств Российской Федерации и Удмуртской Республики с учетом федеральных задач и местных условий.
Учитывая социальное значение и важность жилищной сферы для экономики в целом, необходимо создать межведомственную правительственную комиссию по вопросам реализации республиканской целевой программы "Жилище" в Удмуртской Республике под руководством заместителя Председателя Совета Министров УР. Персональный и количественный состав комиссии должен быть утвержден Советом Министров УР.
Ответственность за организацию обеспечение жилищной реформы на местах возлагается на местную администрацию, которая должна учитывать исключительную важность жилищной сферы для успешной деятельности, экономического и социального благополучия населения города, района.
Рекомендуемая форма управления и контроля за проведением жилищной реформы на местах и реализацией программы "Жилище" - специально созданные комиссии, возглавляемые одним из заместителей главы администрации города, района с участием представителей заинтересованных предприятий, организаций, общественных объединений.
Важнейшей составной частью настоящей программы является план практических мероприятий по ее реализации, который содержит перечень необходимых нормативных документов, принятие и выполнение которых всеми участниками жилищных отношений позволит достичь поставленной цели.
Республиканская целевая программа "Жилище" ориентирована на создание системы механизмов (правовых, экономических, хозяйственных), способной обеспечить необходимые условия для последующего развития жилищной сферы территории Удмуртской Республики.
План
практических мероприятий по реализации концепции
Республиканской целевой программы "Жилище"
_________________________________________________________________________
NN Содержание мероприятий Исполнители Форма Наименование Срок ис-
п\п докум. документа полнения
_________________________________________________________________________
1 2 3 4 5 6
_________________________________________________________________________
1. Создание фонда развития Госстрой 1)Постанов- "О создании 3 ква-
жилищного строительства Минфин ление фонда разви- ртал
в Удмуртской Республике Минэконо- СМ УР тия жилищного 1994г.
мики строительства
Националь- в УР"
ный банк 2)Прило- 1.Положение о
Сбербанк жение фонде
2.Положение о пре-
доставлениии
субсидий граж-
данам
2. Разработка положения о Минэкономики 1)Поста- "Об утверждении
порядке предоставления Минфин новление Положения о по- 3ква-
долгосрочных кредитов Национальный СМ УР рядке предостав- ртал
физическим лицам для банк ления долгосроч- 1994
индивидуального жилищ- Госстрой ных кредитов
ного строительства Минюст 2)При- Положение о по-
и приобретения жилья Сбербанк ложе- рядке предостав-
(ипотечное кредитование) ние ления долгосроч-
ных кредитов
3. Государственное регули- ТПО ЖКХ 1)Поста- "О регулирова- 4 ква-
рование и развитие рын- Администра- новле- нии рынка жилья ртал
ка жилья на территории ция г.Ижев- ние на территории УР 1994
Удмуртской Республики ска
Минэкономики 2)Прило- 1.Положение о
Госкомимущество жение рынке жилья
Госстрой 2.Порядок регис-
Минюст трации всех
видов недвижи-
мости.
4.Регулирование жилищных ТПО ЖКХ 1)Поста- "О регулирова- После
отношений в условиях най- Минюст новление нии жилищных выхо-
ма и аренды на территории Совет Федера- СМ УР отношений в да со-
республики ции профсою- условиях най- ответ-
зов ма и аренды". ствую-
щих
законо-
2)Прило- 1.Положение датель-
жение о найме и ных ак-
аренде жи- тов Рос-
лых поме- сийской
щений Феде-
рации
2.Порядок
предостав-
ления гражда-
нам жилых по-
мещений по до-
говору найма и
аренды.
3.Порядок и ус-
ловия оплаты
жилья по договору
аренды в домах го-
сударственного и
муниципального жи-
лищного фонда.
4.Правила по учету
граждан,нуждающихся
в жилье.
5.Вопросы передачи жилья в ТПО ЖКХ 1)Постанов- "Об утверждении 4 ква
муниципальную собствен- Госкоми- ление порядка переда ртал
ность мущество СМ УР чи жилья в му- 1994
Минфин ниципальную соб-
ственность"
2)Приложе- Порядок передачи
ние жилья
6.Вопросы пользования жи- ТПО ЖКХ Постановле- "О кондоминумах"
лыми помещениями, содер- Госкомиму- ние ВС УР 1ква-
жания жилых домов и при- щество Постановление ртал
домовых территорий в ус- Минфин СМ УР 1994
ловиях приватизации Администра-
ция г.Ижевска
Минюст.
7.Обеспечение жилищного Минпром Постановление "О государствен-
строительства предмета- ТПО ЖКХ СМ УР ной поддержке
ми трудоустройства, ин- Госстрой промышленных 4 ква
женерного оборудования Минэкономики предприятий, ртал
выпускающих
предметы домоуст-
ройства и оборудо-
вание для жилищ-
ного строительства
8.Основные направления ТПО ЖКХ Постановле- "О развитии и 1995
реконструкции и ремонта Госстрой ние СМ УР реконструкции
существующего жилищного Минфин и ремонте жи-
фонда лищного фонда
Удмуртии"
9.Порядок обеспечения Госстрой 1)Постанов- "О приоритетном
опережающего развития ТПО ЖКХ ление СМ УР строительстве 2
инженерной инфраструк- Администра- объектов комму- кв
туры и строительства ции городов нального хозяй-
объектов соцкультбыта и районов ства в Удмуртии"
застраиваемых селитебных 2)Приложение Отдельная програ-
зон в городах и населенных ма
пунктах республики
10.Совершенствование зе- Госкомзем Постанов- Изменения (допол- в
мельных отношений при Комиссия ВС ление ВС УР нения) в действу- те-
отводе земельных участ- Госстрой Постановле- ющее законодатель-че-
ков для частного и кол- Администрации ние СМ УР ство о земле, зе- ние
лективного жилищного городов и мельной реформе 1995
строительства районов
11.Структурные изменения Госстрой 1)Постанов- "Об основных на- 4
в архитектуре, градо- Институт ление СМ УР правлениях разви- ква-
строительстве, про- "Удмуртграж- тия архитектуры ртал
мышленности строитель- проект" градостроитель- 1995
ных материалов на тер- Минфин ства и промышлен-
ритории Удмуртской ности строительных
Республики материалов в связи
с реализацией прог-
раммы "Жилище"
2)приложение Отдельная програ-
ма
Положение
о Межведомственной комиссии по реализации
концепции Республиканской целевой программы "Жилище"
1. Межведомственная комиссия по реализации Республиканской целевой программы "Жилище" (далее именуется - Комиссия) образована в целях координации деятельности министерств, ведомств и органов местного самоуправления Удмуртской Республики по разработке и реализации правовых, организационных и экономических мер, направленных на проведение жилищной реформы и территориальной жилищной политики.
2. Основными задачами Комиссии являются:
- содействие созданию организационных правовых и экономических предпосылок ускоренного развития в Удмуртской Республике региональной инфраструктуры и формированию рынков жилья;
- координация деятельности министерств и ведомств, органов исполнительной власти на местах по разработке к реализации комплекса мер по проведению жилищной реформы, разработке программ, относящихся к жилищной сфере, законодательных и нормативных актов, представляемых на рассмотрение в Совет Министров Удмуртской Республики;
- контроль за ходом реализации Республиканской целевой программы "Жилище", рациональным использованием государственных капитальных вложений, выделенных на развитие жилищной сферы, реконструкцию базы стройиндустрии и производственных мощностей.
3. Комиссия в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет контроль за ходом реализации Республиканской целевой программы "Жилище";
- заслушивает на заседаниях Комиссии представителей министерств и ведомств, органов местного самоуправления о ходе выполнения постановлений и распоряжений Совета Министров Удмуртской Республики, относящихся к развитию жилищной сферы;
- содействует формированию внебюджетных источников финансирования жилищного строительства, созданию рыночной инфраструктуры в жилищной сфере.
4. Решения Комиссии, принимаемые в пределах ее компетенции, подлежат обязательному рассмотрению министерствами и ведомствами Удмуртской Республики, предприятиями, учреждениями и организациями. Результатах рассмотрения сообщается Комиссии.
5. Комиссия проводит свои заседания, как правило, один раз в квартал.
В заседаниях Комиссии участвуют руководители заинтересованных министерств и ведомств. Решения Комиссии доводится до соответствующих организаций в виде выписок из протокола заседаний Комиссии. По вопросам оперативного характера в период между заседаниями Комиссии решения принимается ее председателем и доводится до исполнителей в виде указаний.
По вопросам, требующим решения Совета Министров Удмуртской Республики, Комиссия вносит предложения.
Для подготовки и рассмотрения соответствующих вопросов Комиссия привлекает министерства, ведомства, научно-исследовательские институты и организации Удмуртской Республики, которые представляют в Комиссию в установленные сроки соответствующие материалы.
6. Председатель Комиссии:
- осуществляет общее руководство Комиссией;
- представляет на рассмотрение Совета Министров Удмуртской Республики предложения по осуществлению государственной жилищной политики;
- утверждает состав временных рабочих групп по подготовке отдельных законодательных и нормативных актов, относящихся к жилищной сфере.
7. Организационно-техническое обеспечение работа Комиссии возлагается на аппарат Государственного комитета Удмуртской Республики по архитектуре и строительству.
Состав
Межведомственной комиссии по реализации концепции
Республиканской целевой программы "Жилище"
Питкевич Ю.С. - зам. Председателя Совета Министров УР -
председатель комиссии;
Батищев Г.П. - председатель Госстроя УР;
Богатырев В.В. - министр экономики УР;
Агашин В.И. - министр финансов УР;
Рогожников М.М. - председатель Удмуртского банка Сбербанка России;
Каримов Р.М. - председатель Национального банка УР;
Загайнов В.Ф. - генеральный директор ТПО ЖКХ УР;
Зайнаков Ю.С. - председатель Госкомитета по земельной реформе и
земельным ресурсам;
Наумов В.Л. - председатель Госкомитета УР по управлению
Госимуществом;
Дойников Г.П. - начальник Удмуртского республиканского управления
статистики;
Матвеев А.Е. - министр социальной защиты УР;
Орлов Е.Н. - председатель Совета Федерации профсоюзов УР;
Гилев В.Г. - зам.министра сельского хозяйства УР;
Калабин С.И. - министр труда УР;
Салтыков А.И. - Глава Администрации г.Ижевска;
Медведев Г.А. - председатель Совета акционерного коммерческого
Удмуртского инвестиционно-строительного банка;
Шишкин Н.Н. - начальник управления строительства N 18;
Глухов В.Ф. - генеральный директор акционерного общества
открытого типа "Жилище".
Таблица 1
Ввод в эксплуатацию общей площади жилых
домов за счет всех источников финансирования *
________________________________________________________________________
(тыс.кв.м.)
1986 год 765,3
1987 год 870,7
1988 год 820,9
1989 год 848,9
1990 год 813,4
_________________________
Итого 1986-1990 гг. 4119,2
1991 год 644,7
1992 год 700,4
1993 год 539,2 (предварительный)
1994 год 540,0
1995 год 550,0
_________________________
Итого 1991-1995 гг. 2974,3
1996-2000 гг. 3800
* 1986- 1993 гг. - отчет 1994-2000 гг. - прогноз
Таблица 2
Ввод в действие жилых домов за счет всех источников
финансирования в Удмуртской Республике в 1992-1993 г.
______________________________________________________________________
(тыс.кв.метров общей площади)
Ввод жилых до- В % к Ввод жилых до- В % к
мов в 1992г. 1991г.мов в 1993 г. 1992
------------- --------------
тыс.кв. % тыс.кв. %
метров метров
_________________________________________________________________________
ВСЕГО 700,4 100 108,6 539,2 100 77
В том числе:
Государственные предприятия и
организации 540,8 77,2 136,5 329,2 61,1 60
Арендные предприятия 11,1 1,6 45,9 14,4 2,7 129
Акционерные общества 2,1 0,3 16,2 52,8 9,8 в 2
Ассоциации крестьянских хо-
зяйств - 0,5 -
Товарищества 7,7 1,1 10,8 2,0 140
Кооперативы - - - 0,1 -
Общественные организации 5,8 0,8 80,6 4,4 0,8 75
Организации потребкооперации 4,9 0,7 44,5 6,8 1,3 138
Колхозы (с арендой) 23,6 3,4 60,1 5,9 1,1 25
ЖСК 12,9 1,8 146,6 16,1 3,0 12
Население 91,5 13,1 83,6 98,2 18,2 107
Таблица 3
Ассигнования из бюджета (дотации) на содержание
и ремонт жилья и объектов коммунального назначения
по местным Советам
_______________________________________________________________
в процентах к потребности
_______________________________________________________________
1991 год 90%
1992 год 80%
1993 год 45%
Таблица 4
Жилищный фонд Удмуртской Республики по
состоянию на 1 января 1993 г.
__________________________________________________________________
Всего млн. В % ко всему В % к госу-
кв.м. общей жилищному дарственному
площади фонду жилищному
фонду
__________________________________________________________________
Всего жилфонд 24,90 100
в том числе:
государственный 16,48 66,2 100
из него:
- Местных Советов 4,68 18,8 28,4
- Министерств и ведомств 11,80 47,4 71,6
Общественный 1,22 4,9
ЖСК 0,60 2,4
Индивидуальный 6,60 26,5
Таблица 5
Прогноз удельного веса источников финансирования
в общем объеме ввода в эксплуатацию жилья за счет
всех источников финансирования по территории
Удмуртской Республики
_____________________________________________________________________
Источники финансирования 1992 год 1993 1994 год 1995г. 2000 г.
отчет
______________________________________________________________________
1. Республиканский бюджет Рос- 16,4 11,2 13,0 15,9 20,0
сийской Федерации
2. Местный бюджет 18,7 19,8 20,6 20,0 19,0
3. Средства государственных не-
бюджетных предприятий, учреж-
дений, организаций 42,1 30,1 28,8 25,9 13,9
4. Средства населения 13,1 18,2 18,2 18,5 19,0
5. Средства ЖСК 1,8 3,0 3,0 3,1 6,2
6. Средства колхозов и обществен-
ных организаций 4,2 1,9 1,9 1,9 1,9
7. Прочие (Арендные, акционерные,
коллективные, хозяйственные
организации, ассоциации) 3,7 14,5 14,5 14,7 20,0
Таблица 6
Прогноз ввода в эксплуатацию в 1992 - 2000 годах
жилых домов на территории Удмуртской Республики
с дифференциаций по материалам (конструктивным решениям)
________________________________________________________________________
Тыс.кв.м.)
Материал стен жилых домов Отчет Прогноз
Конструктивные решения 1992г. 1993г. 1994г. 1995г. 2000 г.
________________________________________________________________________
Дома крупнопанельные и из
объемных блоков 394,3 296,5 295,0 290,0 340,0
Крупноблочные дома 46,4 35,6 35,0 38,0 34,0
Монолитные и сборномонолит-
ные 10,0 8,6 9,0 10,0 100,0
Кирпичные дома (в том числе
с эффективной кладкой с утеп-
лением) 150,1 122,4 123,0 132,0 424,0
Дома со стенами из ячеисто-
бетонных блоков и внутренни-
ми стенами из кирпича 6,5 4,9 5,0 6,0 16,0
Деревянные дома 91,1 69,0 70,0 70,0 100,0
Дома из эффективных конструк-
ций, включая пенополиурета-
новые конструкции, панели и
блоки из арболита, слоистые
легкие панели на деревянном
каркасе и т.п. (из арболита) 2,0 2,2 3,0 4,0 6,0
ВСЕГО: 700,4 539,2 540,0 550,0 1020,0
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление СМ УР от 1 июля 1994 г. N 353 "О концепции Республиканской целевой программы "Жилище"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства УР от 18 апреля 2005 г. N 72 настоящее постановление признано утратившим силу