В целях решения проблемных вопросов и определения перспектив развития лесного хозяйства Удмуртской Республики и в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Удмуртской Республики "О разграничении полномочий по владению, пользованию и распоряжению лесными ресурсами на территории Удмуртской Республики", Правительство Удмуртской Республики постановляет:
1. Программу "Леса Удмуртии на 1996-2000 годы" утвердить (прилагается).
2. Считать утратившим силу постановление Совета Министров Удмуртской Республики от 17 января 1994 года N 11.
Председатель Правительства
Удмуртской Республики |
П.Н.Вершинин |
Программа
"Леса Удмуртии на 1996-2000 гг."
1. Цели и задачи Программы
Одним из важнейших природных объектов в Удмуртии являются леса, имеющие важное экономическое значение. В условиях ухудшения экологической обстановки особенно возрастает роль леса как средообразующего, средоохраняющего фактора природы.
Важный экономический и экологический статус лесов особенно четко обозначен в принятом в 1995 году Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Удмуртской Республики "О разграничении полномочий по владению, пользованию и распоряжению лесными ресурсами на территории Удмуртской Республики". В нем определен порядок пользования лесным фондом, а полномочия Удмуртской Республики уточнены и расширены.
Программа "Леса Удмуртии", далее именуется Программа, разработана с целью решения проблемных вопросов и определения перспектив развития лесного хозяйства республики до 2000 года.
За основу при разработке Программы принято положение, что лес и лесное хозяйство не может находиться вне рыночных отношений, так как лесные ресурсы, продукты их переработки образуют один из наиболее мощных потоков товаро-денежного обмена.
Основной целью Программы является разработка комплекса организационно-технических и экономических мер, реализация которых позволит обеспечивать своевременное восстановление хозяйственно-ценных древесных пород на вырубках, значительно сократить непокрытые лесом земли, организовать эффективное промежуточное пользование лесом, охрану и защиту леса от пожаров и вредителей и в конечном счете улучшить структуру лесного фонда, повысить продуктивность лесов, их экологическую ценность.
Для достижения поставленной цели необходимо:
- повысить уровень рационального и неистощительного использования лесных ресурсов и полезных свойств леса;
- обеспечить непрерывное воспроизводство леса на вырубленных площадях;
- повысить эффективность проводимых лесохозяйственных, лесовосстановительных работ, результативность и защиты лесов;
- постоянно сокращать объемы сплошных рубок главного пользования;
- обеспечить лесокультурные работы высококачественным посадочным материалом;
- провести лесоустроительные работы во всех лесхозах;
- обеспечить широкое внедрение прогрессивных технологий на рубках ухода за лесом и лесовосстановительных работах;
- осуществить материально-техническое и финансовое обеспечение Программы;
- внедрить компьютеризацию в лесном хозяйстве;
- организовать национальный природный парк "Нечкинский" в системе лесного хозяйства как основного объекта сети особо охраняемых природных территорий Удмуртской Республики;
- активно участвовать в подготовке кадров для системы лесного хозяйства Удмуртской Республики.
2. Современное состояние лесного фонда, проблемные вопросы
Общая площадь лесов, находящихся в ведении органов лесного хозяйства республики по состоянию на 01.01.95 г. составляет 1612,4 тыс.гектаров, из них в долгосрочном пользовании 5,6 тыс. гектаров (0,3%). Лесные земли составляют 1547,3 тыс. гектаров (96%). Покрытые лесом земли занимают 1468,9 тыс. гектаров (94,9%), непокрытые лесом 16,7 тыс.гектаров (1,1%).
В покрытых лесом землях лесные культуры занимают 33,0 тыс.гектаров (22,5%). Несомкнувшиеся лесные культуры 60,7 тыс.гектаров (4,1% от лесных земель). (Приложение 1).
Эффективное ведение лесного хозяйства невозможно без современных качественных лесоинвентаризационных работ. Последнее лесоустройство государственного лесного фонда Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики проведено в 1985-1986 гг. Лесоустроительные работы на следующий ревизионный период начаты в 1994 году. В 1995 году проведены полевые работы на площади 404 тыс.га.
В границах Удмуртской Республики (Кизнерский район) на общей площади 9,6 тыс.га леса находятся в ведении Кировского управления лесами. В 1996 году эти леса должны быть приняты в состав Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики и необходимо предусмотреть в них подготовительные и полевые лесоустроительные работы в 1997 году, а камеральные - в 1998 году (приложение 2).
В настоящее время высокую результативность дает непрерывное лесоустройство, которое включает оперативный ежегодный сбор и обработку данных о состоянии лесного фонда, выполняемых в нем объемных и качественных лесохозяйственных мероприятий, видах и объемах лесопользования и определения объектов и объемов лесохозяйственных работ, а также допустимых объемов лесопользования на следующий год.
Непрерывное лесоустройство будет эффективно функционировать при полной компьютеризации органов лесного хозяйства вплоть до подразделений лесхозов - лесничеств.
Текущее лесоустройство будет являться базовым для последующей организации непрерывного лесоустройства с введением автоматизированных банков данных.
Повыдельная лесотаксационная и картографическая база данных в персональных ЭВМ обеспечить ежегодную инвентаризацию части выделов лесного фонда лесхозов, вовлеченных в хозяйственную деятельность или подверженных стихийным бедствиям, на базе которых будут решаться текущие задачи организации лесохозяйственного производства и лесопользование с учетом происшедших изменений.
В целях создания информационной системы для обеспечения оперативной информацией о состоянии и происходящих изменениях в лесном фонде республики предусматривается к 2001 году обеспечить персональными компьютерами все лесничества, лесхозы, отделы министерства. Предусматривается создание информационной системы "лесничестволесхоз-министерство" и обучение навыкам работы с персональными компьютерами инженерно-технических работников.
Важнейшее значение приобретает сегодня повышение экологического образования населения, изменение его психологии за приоритет в оценках экологического (средообразующего) значения лесов по сравнению с их сырьевой функцией.
Созданию условий регулируемого туризма и отдыха в природных условиях, организации экологического просвещения населения наиболее полно отвечают национальные природные парки.
Национальный природный парк в республике проектируется организовать на территории государственного лесного фонда Воткинского и Сарапульского лесхозов и части территорий сельхозформирований одноименных административных районов. Наличие большой водной поверхности Воткинского водохранилища и р.Кама дает возможность развивать водные виды спорта и отдыха. Здесь открытые и закрытые ландшафты, болотные комплексы, разновидность древесных пород. Предварительное название парка - "Нечкинский".
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 года N 572-р одобрена организация национального природного парка "Нечкинский".
Правительство Удмуртской Республики поддержало предложение Министерства лесного хозяйства УР и постановлением от 3 мая 1995 года N 50/6 приняло решение организовать национальный парк "Нечкинский" на общей площади до 20,7 тыс.га.
В настоящее время проектный институт "Росгипролес" выполняет проектно-изыскательские работы по организации национального природного парка. Проектные работы должны завершиться в 1997 году.
3. Лесопользование и рубки ухода
В последние годы в использовании расчетной лесосеки главного пользования произошел значительный спад. Так за 1994 год этот показатель составил только 48%. В 1995 году использование расчетной лесосеки возросло и составило 60%. Однако при этом полное использование расчетной лесосеки даже к 2001 году в настоящее время предусмотреть невозможно.
В целях максимального использования расчетной лесосеки, финансовых и технических возможностей лесопользователей на воспроизводство лесов предусматривается углубление рыночных отношений: аренда участков лесного фонда и лесные торги.
Важнейшим направлением в лесопользовании следует считать переориентацию способов рубок главного пользования на несплошные рубки. Приоритетное значение придается несплошным рубкам главного пользования в мягколиственном хозяйстве с наличием подроста или 2-го яруса хвойных пород как одного из факторов улучшения качества лесного фонда без искусственного лесовосстановления.
Проектируемые показатели использования расчетной лесосеки по способам рубок в сравнении с проектом лесоустройства приводятся в приложении N 3.
Состояние лесов, назначение в них рубок главного пользования и способы этих рубок, виды рубок ухода определяет лесоустройство. Исходя из этого и определены объемы несплошных рубок главного пользования и рубок ухода за лесом на 1996-2000 годы. (Приложение 3, 4).
После завершения лесоустроительных работ плановые показатели на 1996-2000 годы как по несплошным рубкам главного пользования, так и по рубкам ухода за лесом будут скорректированы.
Рубки ухода продолжают оставаться одним из главных лесохозяйственных мероприятий в улучшении качественного состояния лесного фонда, в повышении экологической ценности лесов, продуктивности насаждений. Особое значение приобретают новые виды рубок ухода: рубки переформирования и обновительные рубки как виды рубок обеспечивающие улучшение качества лесного фонда и усилению устойчивости защитных и средообразующих функций леса.
Важнейшее значение для качественного проведения рубок ухода в молодняках имеет механизация этих работ. Наряду с традиционным применением катков-осветителей необходимо предусмотреть применение мотокусторезов. Ранее применяемые для освобождения хвойных молодняков от заглушения лиственными породами мотокусторезы серии "Секор" имеют небольшой ресурс в работе и не выдерживают никакой конкуренции с зарубежными аналогами.
Хорошие результаты показывают мотокусторезы шведской фирмы "Хускварна". Из расчета минимального удовлетворения потребностей лесхозов министерства в каждый сезон необходимо иметь в работе 300 мотокусторезов. Исходя из этого, необходимо предусмотреть на предстоящую пятилетку приобретение 700 мотокусторезов "Хускварна".
4. Современное состояние работ по лесовосстановлению
Динамика объемов лесовосстановительных работ по способам производства их за два последних межучетных периода (1983-92 гг. и 1993-95 годы) приведена в приложении 5.
Анализ соотношения способов лесовосстановления, фактически выполненных объемов, рекомендаций лесоустройства показывает, что за два последних межучетных периода (1983-92 гг.) и за период с 1993-95 гг. лесовосстановление существенно опережало рекомендованные лесоустройством объемы и площади сплошных вырубок.
Площади, охваченные лесовосстановлением за 1983-87 гг., превышали рекомендованные лесоустройством на 6,5 тыс.гектаров (9,1%), посадка леса - на 0,9 тыс.гектаров (1,8%); площадь сплошных рубок - на 13,8 тыс.гектаров была меньше, чем предусматривалось лесоустройством. Коэффициент лесовосстановления в этот период составил 1,2 (Р.лесовосстан./Р.спл.рубки).
За 1988-95 гг. лесовосстановление опережало рекомендованное лесоустройством на 20,7 тыс.гектаров (22,7%); посадка леса на 5,7 тыс.гектаров (8,2%); площадь сплошных рубок - на 32,9 тыс. гектаров была меньше, чем предусматривалось лесоустройством. Коэффициент лесовосстановления составил 1,4. Коэффициент ввода, как отношение площади ввода молодняков в категорию ценных древесных насаждений к сплошной вырубке, составил за период 1983-87 гг. 1,09, а за период 1988-95 гг. - 1,47.
Эффективно проведенные меры лесовосстановления позволили значительно сократить непокрытые лесом земли.
Так, по учету лесного фонда на 01.01.83 года, непокрытые лесом земли занимали 62,7 тыс.гектаров, на 01.01.88 года - 42 тыс.гектаров (сокращение на 20,7 тыс.гектаров или 33%) на 01.01.93 года - 33 тыс.гектаров (сокращение на 29,7 тыс.гектаров к 01.01.83 г. или на 47,4%), на 01.01.96 года - 12 тыс.гектаров (сокращение на 21 тыс.гектаров к 01.01.93 г. или 63,6%).
Объективность данных учета лесного фонда подтверждено лесоустройством (1985-86 гг.). По данным этого лесоустройства непокрытые лесом земли составили 37,5 тыс.гектаров.
За последние три года (1993-1995 гг.) интенсивность лесовосстановления не уменьшилась. Коэффициент ввода составил 2,9 (при соотношении ввода молодняков 52,7 тыс.га и сплошной вырубке леса 18,2 тыс.га).
Интенсивные лесовосстановительные работы и снижение площади сплошных вырубок за этот период привело к более значительному сокращению непокрытых лесом земель. По состоянию на 01.01.96 года площадь непокрытых лесом земель составила 12 тыс.гектаров.
Общее состояние семенного и питомнического хозяйства обеспечивает в настоящее время потребности лесовосстановления в хвойных семенах и посадочном материале.
Оценивая современное состояние работ по лесовосстановлению, следует отметить, что более 60% лесных культур создается сеянцами. Это существенно снижает качество и эффективность лесокультурных работ.
В целях повышения качества и эффективности лесовосстановления требуются дополнительные финансовые и материальные ресурсы для выращивания укрупненного посадочного материала и получения улучшенных в селекционном отношении лесных семян. Это предусматривается Программой (приложения 7, 8). К 2001 году увеличится объем выращивания саженцев хвойных пород и доля лесных культур, создаваемых крупномерным посадочным материалом до 80%.
5. Меры по реализации Программы по лесовосстановлению
В Программе при выборе способа лесовосстановления отдается предпочтение созданию лесных культур. Практика лесовосстановления в Удмуртской Республике подтвердила более высокую эффективность и надежность восстановления лесов за счет лесных культур.
Намечается 68% лесовосстановительных работ производить за счет создания хвойных лесных культур (приложение 8).
Предусматривается приобретение необходимых машин и механизмов для механизации лесокультурных работ (приложение 12).
5.1. Объемы и способы лесовосстановления
Как отмечено в Программе выше, интенсивные лесовосстановительные мероприятия позволили значительно сократить непокрытые лесом земли (в 3,1 раза к лесоустройству 1986 г.).
Прогноз использования расчетной лесосеки по сплошным рубкам на уровне 60%.
С учетом этого определены объемы лесовосстановительных мероприятий на период 1996-2000 годы.
Непокрытые лесом земли на 01.01.96 года (12 тыс.га), ожидаемое освоение расчетной лесосеки по сплошным рубкам в 1996-2000 годах 27,5 тыс.гектаров (приложение 6) составит общий фонд лесовосстановления по Программе - 39,5 тыс.гектаров.
В соответствии с рекомендациями лесоустройства (1986 г.) под активные меры лесовосстановления (посадка леса и содействие естественному возобновлению леса) проектируется на непокрытых лесом землях - 63%, в том числе посадка леса 60%. На текущих вырубках (1996-2000 гг.) - 67%, в том числе посадка леса - 51%.
Фонд лесовосстановления за счет активных мер составит 26 тыс.гектаров (12 т.га х 0,63 + 27,5 т.га х 0,67 = 26 т.га), в том числе лесокультурный фонд составит 21,2 тыс.гектаров (12 т.га х 0,6 + 27,5 т.га х 0,51 = 21,2 га).
В среднем на каждый год предстоящей пятилетки (1996-2000 гг.) объем лесовосстановления составит 5,2 тыс.гектаров, в том числе посадка леса 4,2 тыс.гектаров.
В Программе, чтобы резко не уменьшать достигнутые объемы лесовосстановления, принимаются повышенные объемы от расчетных, в 1996 г. - 9 тыс.га, в том числе посадка леса 7,5 тыс.га с постепенным снижением до 6 тыс.гектаров, в том числе посадка леса до 4 тыс.гектаров (приложение 8).
5.2. Мероприятия по укреплению питомнического хозяйства
В Программе предусматривается поддержание на достаточно высоком уровне питомническое хозяйство. Переходу на выращивание укрупненного посадочного материала придается приоритетное значение.
Основной задачей лесных питомников остается полное удовлетворение лесокультурных работ высококачественным посадочным материалом в необходимых объемах и ассортименте.
Выполнение этой задачи возможно только при последовательном проведении мероприятий по поддержанию и повышению плодородия почв лесных питомников, при полном укомплектовании набором технологического оборудования.
В настоящее время в лесхозах действуют 30 лесных питомников общей площадью 399 гектаров, с возможностью выращивания до 100 млн.шт. стандартных сеянцев хвойных пород, что значительно превышает потребность лесокультурных работ в посадочном материале.
В целях обеспечения норматива выхода сеянцев с единицы площади и повышения их качества предусматриваются следующие агротехнические мероприятия по окультивированию и повышению плодородия почв лесных питомников:
- внедрение во всех лесных питомниках севооборотов с не менее, чем 5-летней ротацией;
- известкование кислых почв;
- внесение для восполнения потерь гумуса 150-200 тонн на гектар органических удобрений каждую ротацию севооборота;
- внедрить систему применения минеральных удобрений с учетом нуждаемости в них почв на основании агрохимических исследований по каждому лесному питомнику;
- для сохранения оптимальной плотности подпахотного слоя почвы и его водно-физических свойств каждую ротацию в паровом поле проводить глубокопочвенное рыхление подпахотных горизонтов до 50-60 см.без оборота пласта;
- внедрить технологию выращивания укрупненного посадочного материала на основе химизации и механизации технологических операций, в том числе и без перешколивания сеянцев с подрезкой корневых систем;
- построить при каждом лесном питомнике простейшие сооружения для длительного хранения посадочного материала.
6. Лесоводственный эффект Программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой обеспечивает:
- сокращение непокрытых лесом земель к 2001 году до 6,5 тыс. гектаров или в 2,6 раза к 1995 году;
- дальнейшее улучшение породного состава лесов.
Динамика площади непокрытых лесом земель к 2001 году.
_________________________________________________________________________
+ -
_________________________________________________________________________
Не покрытые лесом земли на
01.01.96 года (тыс.га) 12
Ожидаемые сплошные вырубки леса
(1996-2000 гг.) (тыс.га) 27,5
Создание лесных культур за
1996-2000 гг. (тыс.га) 25
Перевод в покрытые лесом земли вырубок,
охваченных мерами содействия естественному
возобновлению леса (тыс.га) 8
Ожидаемая площадь непокрытых лесом
земель на 01.01.2001 года (тыс.га) 6,5
7. Охрана лесов от пожаров и лесозащита
Вся охраняемая площадь лесов 1612,4 тыс.га отнесена к районам применения авиационной охраны лесов от пожаров. В целях обеспечения своевременного обнаружения, повышения эффективности тушения лесных пожаров наземными силами в Программе предусмотрено:
- строительство 40 кордонов и 17 ПХС первого типа; доукомплектация действующих ПХС противопожарным оборудованием и средствами пожаротушения; приобретение 20 пожарных автомобилей повышенной проходимости, 75 мотопомп и 117 радиостанций.
Основные объемные показатели по профилактическим ограничительным предупредительным противопожарным мероприятиям и биологическим методам борьбы с вредителями и болезнями леса приведены в приложении 9.
Общая потребность в операционных средствах по противопожарным и лесозащитным мероприятиям составляет 8030 млн.рублей (приложение 13).
8. Капитальные вложения
Согласно Программы по строительству объектов лесохозяйственного назначения до 2001 года планирует строительство 17 пожарно-химических станций по типовым проектам в лесхозах и лесничествах от 2-х до 4-х стояночных мест, строительство 38 контор лесничеств, как по индивидуальным проектам, так и типовым. В Программе предусмотрено строительство 4-х контор лесхозов.
Для закрепления кадров лесной охраны планируется строительство 40 кордонов.
Всего на строительство лесохозяйственных объектов до 2001 года требуется 13091 млн.рублей (по годам приложение 12).
За 1993-1995 годы из-за отсутствия финансовых средств практически не приобреталась техника и оборудование, автомобильный и тракторный парк в лесхозах стареет, 51% гусеничных тракторов и 42% колесных тракторов прошли амортизационный срок эксплуатации. Такое же состояние с автомобильным парком и лесохозяйственным оборудованием.
Эксплуатация и содержание техники и оборудования в таком состоянии ведет к значительному удорожанию себестоимости выполняемых лесохозяйственных работ.
Для выполнения Программы требуются капитальные вложения в объеме 33735 млн.рублей (по годам приложение 12).
9. Потребность в капитальных вложениях и операционных средствах
В соответствии с нормами удельных капитальных вложений на приобретение технических средств для рубок ухода за лесом, лесовосстановления, охраны лесов от пожаров, информационного обеспечения и капитальных вложений на 1996-2000 годы составляет 33735 млн.рублей (приложение 12).
При расчетах операционных средств, необходимых для финансирования Программы "Леса Удмуртии", использованы экономически обоснованные нормативы расходов по состоянию на 01.01.96 года.
Определенные настоящей Программой объемы работ потребуют выделения операционных средств на 1996-2000 годы 156340 млн.рублей (приложение 13).
Общие затраты на выполнение Программы "Леса Удмуртии" на 1996-2000 годы составляют 190075 млн.рублей (приложение 14).
Министр лесного хозяйства УР |
Н.Я.Буераков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Основной целью Программы является разработка комплекса организационно-технических и экономических мер, реализация которых позволит обеспечивать своевременное восстановление хозяйственно-ценных древесных пород на вырубках, значительно сократить непокрытые лесом земли, организовать эффективное промежуточное пользование лесом, охрану и защиту леса от пожаров и вредителей и в конечном счете улучшить структуру лесного фонда, повысить продуктивность лесов, их экологическую ценность.
Общие затраты на выполнение Программы на 1996-2000 годы составляют 190075 млн.рублей.
Постановление Правительства УР от 1 апреля 1996 г. N 183 "О Программе "Леса Удмуртии на 1996-2000 годы"
Текст документа официально опубликован не был