В целях совершенствования социального обслуживания населения, обеспечения адресной помощи нуждающимся семьям и детям, полноты и доступности предоставляемых населению социальной помощи и услуг и в соответствии с приказом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 14 апреля 1994 года N 47 "Об утверждении Примерного положения о территориальном Центре социальной помощи семье и детям" Совет Министров Удмуртской Республики постановляет:
1. Утвердить Примерное положение о территориальном Центре социальной помощи семье и детям (прилагается).
2. Министерству социальной защиты населения Удмуртской Республики (А.Е.Матвеев) обеспечить организационное и методическое руководство вновь открываемыми территориальными Центрами социальной помощи семье и детям.
И.о.Первого зам.Председателя
Совета Министров Удмуртской Республики |
П.Н.Вершинин |
Примерное положение
о территориальном Центре социальной помощи семье и детям
1. Общие положения.
1.1. Территориальный Центр социальной помощи семье и детям (в дальнейшем Центр) является учреждением государственной системы социальной защиты населения, осуществляющим на территории города или района организационную и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи семье и детям, нуждающимся в социальной поддержке.
1.2. Центр и его подразделения создаются, реорганизуются и ликвидируются местными органами самоуправления по согласованию с Министерством социальной защиты населения Удмуртской Республики.
1.3. Центр и его структурные подразделения организуются и содержатся за счет средств, предусмотренных бюджетом Удмуртской Республики, городов и районов на социальное обслуживание, а также за счет доходов от хозяйственной деятельности и других внебюджетных поступлений.
1.4. Центр осуществляет свою деятельность под руководством районных, городских отделов социальной защиты населения местных администраций (органов самоуправления) в пределах их компетенции.
Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики, осуществляет координацию деятельности Центров, расположенных на территории городов и районов и оказывает им организационно-методическую и практическую помощь.
1.5. Центр является юридическим лицом, имеет свои банковские счета, печать, штамп с наименованием Центра.
1.6. Центр и его структурные подразделения размещаются в специально предназначенном здании (зданиях) или помещениях, выделенных в зданиях административного или жилого фонда. Помещения Центра должны быть обеспечены всеми видами коммунально-бытового благоустройства, оснащены телефонной связью и отвечать санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям.
1.7. Центр может иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания семьи и детей, в том числе отделения первичного приема, информации, анализа и прогнозирования, социально-экономической помощи, медико-социальной помощи, психолого-педагогической помощи, а также другие, создаваемые с учетом необходимости и имеющихся возможностей, деятельность которых не противоречит задачам Центра. Все структурные подразделения в своей деятельности подчиняются директору Центра.
1.8. Штаты персонала Центра и его структурных подразделений утверждаются директором Центра в пределах средств, предусмотренных соответствующим бюджетом согласно примерного штатного расписания (приложение 1) и согласовываются с местными органами самоуправления и Министерством социальной защиты Удмуртской Республики.
1.9. Правила внутреннего трудового распорядка Центра и его структурных подразделений утверждаются общим собранием их работников по представлению администрации Центра, а правила поведения граждан, обслуживаемых Центром и его структурными подразделениями, директором Центра.
2. Цель и основные задачи деятельности Центра, категории обслуживаемых лиц.
2.1. Цель деятельности Центра - способствовать реализации права семьи и детей на помощь со стороны государства, содействовать развитию и укреплению семьи как социального института, улучшению социально-экономических условий жизни, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, гуманизации связей семьи с обществом и государством, установлению гармоничных внутрисемейных отношений через организацию адресной социальной помощи и поддержки семьи и детей.
2.2. Основными задачами Центра являются:
- выявление совместно с государственными и неправительственными организациями (органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, занятости, ассоциациями родителей) причин и факторов социального неблагополучия конкретных семей и детей, их потребности в социальной помощи;
- определение и предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, медико-социальных, социально-педагогических, юридических и иных социальных услуг семье и детям, нуждающимся в помощи;
- поддержка семей и отдельных граждан в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;
- социальный патронаж семей и отдельных граждан, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;
- анализ уровня социального обслуживания семей с детьми в городе, районе, микрорайоне, прогнозирование их потребности в социальной помощи и подготовка предложений по развитию сферы социальных услуг;
- привлечение различных государственных и неправительственных организаций к решению вопросов социального обслуживания семей и детей.
2.3. Категориями и группами населения, которым в первую очередь Центр оказывает социальные услуги, являются:
2.3.1. Семьи:
- малообеспеченные с несовершеннолетними детьми (многодетные, неполные, с неблагоприятным психологическим микроклиматом, жестоким обращением с детьми, воспитывающие детей-инвалидов).
2.3.2. Дети и подростки:
- оказавшиеся в неблагоприятных семейных условиях, угрожающих их здоровью и развитию;
- проживающие с родителями, временно не способными заботиться о них в результате болезни, нетрудоспособности, привлечения к судебной ответственности или родители пренебрегающие своими родительскими обязанностями, ведущие аморальный образ жизни;
- испытывающие насилие, оскорбление, унижение, вымогательство, переживающие острые конфликтные ситуации с родителями, учителями, соседями, знакомыми.
2.3.3. Другие категории:
- беременные безработные женщины;
- частично трудоспособные граждане и инвалиды, желающие получить доступную работу с учетом состояния здоровья;
- бывшие воспитанники детских домов и школ-интернатов, оставшиеся без средств к существованию.
2.3.4. Клиенты имеют право обратиться в Центр лично, по телефону, а также направить письменное заявление или просьбу. Допускается анонимное обращение клиентов для получения отдельных видов помощи (консультирование). Общение между клиентами и сотрудниками Центра может происходить вне Центра.
3. Структурные подразделения Центра.
3.1. Отделение первичного приема, анализа и прогнозирования.
Отделение создается на период проведения организационной работы и социологических исследований (до 6 месяцев). В последствии роль отделения может заменить только методист. Отделение предназначается:
- для выявления потребности граждан, семей и детей, в конкретных видах социальных услуг, информирования жителей об услугах, предоставляемых Центром, анализа реальной и перспективной потребности в них.
Направлениями деятельности отделения являются:
- первичный прием граждан в Центре и выявление имеющихся у них потребностей в социальных услугах, направление их в соответствующие отделения Центра;
- рекламно-пропагандистская работа (распространение информации о задачах и содержании оказываемой Центром социальной помощи, реклама предоставляемых Центром услуг, пропаганда в местных средствах массовой информации идей укрепления и поддержки семьи и детей, издание листовок, пособий и других информационно-пропагандистских материалов в помощь семье по различным вопросам ее жизнедеятельности);
- оценка причин неблагополучия, выявление и учет актуальных и перспективных потребностей в социальной помощи; разработка на этой основе предложений по совершенствованию социальной работы, подготовка и внесение предложений Администрации по планированию социального развития района (города);
- информационная работа (выявление, сбор, обобщение и доведение до заинтересованных подразделений Центра полученной из местных органов государственного управления и других источников официальной статистики оперативной информации о нуждающихся в социальной помощи людях или о фактах, требующих вмешательства социальной службы; организация телефонной "горячей линии" для экстренного обращения граждан в случаях, требующих срочного вмешательства социальной службы);
- методическая работа (изучение, обобщение и распространение эффективных форм и методов социальной работы; повышение квалификации сотрудников, ознакомление их с передовым отечественным и зарубежным опытом социальной работы; комплектование методической библиотеки Центра);
- взаимодействие с общественными организациями, ассоциациями, решающими вопросы социальной защиты семей, с клубами взаимопомощи жителей на обслуживаемой территории.
3.2. Отделение социально-экономической помощи.
Отделение создается для оказания нуждающимся семьям и отдельным гражданам услуг социально-экономического характера.
Направлениями деятельности отделения являются:
- содействие в получении: льгот, пособий, компенсаций и других выплат, предусмотренных государством, материальной и натуральной помощи, кредитов, алиментов;
- содействие в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством;
- организация мероприятий по привлечению средств для оказания помощи малообеспеченным семьям (выставок-продаж, благотворительных аукционов, лотерей и т.п.);
- консультирование совместно с органами занятости по вопросам самообеспечения семей, развития семейного предпринимательства и надомных промыслов, содействие в решении вопросов занятости, устройстве на курсы переподготовки;
- консультирование по социально-правовым вопросам (жилищное, семейно-брачное, трудовое, гражданское, пенсионное законодательство, права детей, женщин, инвалидов).
3.3. Отделение медико-социальной помощи.
3.3.1. Отделение создается для осуществления постоянного или временного (до 6 месяцев) социально-бытового обслуживания в надомных условиях семей и детей, остро нуждающихся в социальной помощи и поддержке, а также для оказания неотложной помощи разового характера.
3.3.2. Отделение создается для обслуживания:
- не менее 90 семей в городах в благоустроенном секторе; не менее 60 семей, проживающих в сельской местности, а также в частном секторе города или поселка городского типа, не имеющем коммунально-бытового благоустройства;
3.3.3. К основным формам работы отделения относятся:
- взятие на учет семьи (ребенка-инвалида);
- содействие в организации медико-гигиенического консультирования;
- совместно с медицинскими работниками составление плана медико-социальной реабилитации инвалида и организационная помощь при ее проведении в поликлинике, на дому, в специализированном стационаре, оздоровительном лагере, санатории;
- поиск спонсоров при направлении инвалида на лечение;
- оказание помощи в приобретении необходимых коррегирующих приспособлений, тренажеров, инвалидных колясок, лекарств;
- содействие в организации диспансеризации родителей, детей при наличии у них отклонений в состоянии здоровья;
- помощь в организации оздоровления родителей совместно с детьми в санаториях, семейных пансионатах, домах отдыха;
- содействие матери в получении консультации по планированию семьи и организации необходимой помощи через женскую консультацию, консультацию "Брак и семья";
- совместно с органами народного образования и педагогами школ помогает семье организовать обучение ребенка-инвалида, в том числе на дому, помогает направить ребенка на психолого-медико-педагогическую консультацию;
- содействие в оказании материальной и бытовой помощи нуждающимся семьям, от полного получения всех государственных пособий и льгот до привлечения услуг спонсоров;
- организация бытовых услуг на дому;
- содействие в организации ремонта жилья, обеспечении топливом, обработке приусадебных участков, а также доставка воды;
- содействие в получении необходимой медицинской и протезно-ортопедической помощи, посещение обслуживаемых лиц в стационарных лечебных учреждениях.
3.3.4. Семьи, принимаемые на надомное обслуживание в том числе и на платной основе, заключают с Центром договор, определяющий характер и объем оказываемых услуг, а также порядок и размер оплаты за них.
Договор об условиях оказания надомных услуг и оплата за них может заключаться, как с совершеннолетним лицом, принимаемым на обслуживание, так и с его родственниками, обязанными содержать его по Закону или с каждым из них при оплате на долевых условиях, а также трудовыми коллективами, организациями и ведомствами, оплачивающими обслуживание.
3.3.5. Зачисление на надомное обслуживание производится директором Центра на основании личного заявления (или заявления родителей), актом материально-бытового обследования, справки о доходах и медицинского заключения о состоянии здоровья и отсутствии медицинских противопоказаний по обслуживанию на дому.
Противопоказаниями к принятию на надомное обслуживание, подтвержденными заключением медицинского учреждения, являются: наличие у взрослых членов семьи психологических заболеваний, хронического алкоголизма, венерических, хронических инфекционных и кожных заболеваний, бактерионосительства, активных форм туберкулеза, а также тяжелых заболеваний, включая онкологические, требующие лечения в специализированных стационарных лечебных учреждениях.
3.3.6. Обслуживание семьи и детей, осуществляется специалистами по социальной работе и социальными работниками, состоящими в штате отделения. С отдельными гражданами могут заключаться индивидуальные договора на обслуживание с оплатой труда пропорционально части должностного оклада социального работника, выплачиваемой за обслуживание одного человека.
Должности социальных работников вводятся из расчета обслуживания одним работником не менее шести семей, проживающих в благоустроенном секторе, и не менее четырех - в неблагоустроенном секторе.
Зоны обслуживания для специалистов по социальной работе, социальных работников и график работы устанавливается заведующим отделением с учетом степени и характера нуждаемости семей, компактности их проживания, транспортных связей, наличии предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, но при условии посещения социальными работниками обслуживаемых на дому не реже 2-3 раза в неделю.
По решению правительства Удмуртской Республики и администрации (органов местного самоуправления) районов (городов) могут вводиться иные нормы нагрузки на социальных работников, отвечающие местным особенностям и условиям труда. Оплата труда дополнительных штатных работников производится за счет средств местного бюджета.
3.3.7. Лица, принимаемые на должность социального работника, проходят предварительный медицинский осмотр (флюорографическое обследование, осмотр дерматолога и терапевта) с оформлением допуска к работе. Дальнейший порядок и периодичность медицинских осмотров устанавливаются территориальными органами здравоохранения и санэпидемслужбы с учетом конкретной эпидемиологической обстановки.
3.3.8. Социальные работники обеспечиваются спецодеждой и специнвентарем, перечень которых утвержден приказом МСЭН Российской Федерации (от 20 июля 1993 г. N 137) (приложение 2).
Специалистам по социальной работе и социальным работникам выдаются удостоверения предоставляющие право на внеочередное обслуживание предприятиями торговли, общественного питания, связи и другие преимущества, устанавливаемые местной администрацией.
3.3.9. Для обслуживания на дому семей и детей вместо затрат, предусмотренных на содержание специальных легковых автомобилей, могут производится расходы на наем автомобилей, в автотранспортных предприятиях или у частных лиц.
3.4. Отделение психолого-педагогической помощи.
3.4.1. Отделение образуется для обеспечения:
- патронажа семей, имеющих неблагоприятные психологические и социально-педагогические условия;
- устранения конфликтной ситуации между родителями и детьми;
- воспитания правильного отношения у родителей и других детей к ребенку-инвалиду как равноценному члену семьи;
- оказания помощи родителям в воспитании детей и преодолении педагогических ошибок и конфликтных ситуаций с детьми, семейных конфликтов;
- организации работы групп дневного (или круглосуточного) пребывания детей и матерей с детьми (сроком до одного месяца);
- оказания экстренной психологической помощи в том числе по "телефону доверия";
- содействия в создании обществ, клубов взаимопомощи жителей на обслуживаемой территории;
- консультирования по психолого-педагогическим вопросам.
4. Организационные вопросы.
4.1. Социальные услуги оказываются Центром бесплатно или за плату.
Бесплатно обслуживаются:
- семьи, где доход на каждого члена семьи не превышает прожиточного минимума, установленного по Удмуртии.
Оплата социально-бытовых услуг взимается с семей, где доход на каждого члена семьи выше прожиточного минимума, а также со всех категорий граждан при оказании им социально-бытовых услуг, не предусмотренных положением о Центре.
Размер оплаты за социальные услуги устанавливается решением местной администрации. Денежные средства, поступившие от платных услуг, зачисляются на счет Центра и направляются на его развитие, улучшения социального обслуживания клиентов.
4.2. Директор Центра исходя из производственной необходимости, по согласованию с Министерством социальной защиты населения, может в пределах установленного планового фонда заработной платы вводить в штат Центра и его структурных подразделений должности, не предусмотренные прилагаемыми нормативами.
4.3. Оплата труда работников Центра, находящегося на бюджетном финансировании, производится в соответствии с действующей системой оплаты труда бюджетных организаций.
Приложение 1
Примерное штатное расписание территориального
центра социальной помощи семье и детям
и его структурных подразделений
1. Аппарат Центра
_________________________________________________________________________
NN Должность Количество штатных единиц
-----------------------------------------
при наличии до при наличии 3-х и
3-х отделений более отделений
_________________________________________________________________________
1. Директор Центра 1,0 1,0
2. Заместитель директора 1,0 2,0
3. Главный бухгалтер 1,0 1,0
4. Бухгалтер, кассир 1,0 1,0
5. Специалист по социальной
работе 1,0 ставка на 15 тысяч жителей *
6. Заведующий хозяйством 1,0 1,0
7. Секретарь-машинистка 0,5 1,0
8. Техник 0,5 1,0
9. Водитель автомобиля ** 1,0 1,0
10. Уборщик служебных помещений *** 1,0 1,0
11. Сторож 3,0 3,0
------------------* При наличии в городе (районе) менее 15 тысяч населения ставка сохраняется.
** Должность вводится при наличии автомобиля.
*** Должность вводится из расчета обслуживаемых площадей.
2. Отделение первичного приема, информации анализа и прогнозирования.
1. Заведующий отделением 1,0
2. Социолог 1,0
3. Методист 1,0
3. Отделение социально-экономической помощи.
1. Заведующий отделением (имеющий
экономическое образование) 1,0
2. Юрисконсульт 1,0
4. Отделение медико-социальной помощи.
1. Заведующий отделением 1,0
2. Медицинская сестра 1,0
3. Социальный работник 1,0 ставка на 6 обслуживаемых
в благоустроенном секторе,
и на 4 обслуживаемых в
неблагоустроенном секторе.
Вводятся по мере расшире-
ния сферы обслуживания.
5. Отделение психолого-педагогической помощи.
(с дневным или круглосуточным стационаром)
1. Заведующий отделением 1,0
2. Психолог 1,0
3. Социальный педагог 1,0
4. Врач 1,0
5. Медицинская сестра 1,0
6. Воспитатель * 1,0 ставка на каждые 5 детей
в условиях круглосуточного
пребывания и на каждые 10
детей в условиях дневного
пребывания.
7. Повар 1,0 при наличии пищеблока
8. Кухонный работник 1,0 при наличии пищеблока
9. Машинист по стирке 1,0 при наличии оборудован.
10. Кастелянша 1,0
11. Инструктор по труду 1,0 при наличии мастерской
12. Кладовщик 1,0 при наличии пищеблока
13. Дежурный администратор ** 2,0 при наличии круглосуточно-
го стационара
14. Дезинфектор 1,0 при наличии круглосуточно-
го стационара
------------------* В дневном стационаре на одно отделение формируется группа из 20 человек; в круглосуточном стационаре на одно отделение формируется группа из 15 человек.
** Дежурный администратор выполняет роль ночного дежурного.
Приложение 2
Примерный перечень специальной одежды, обуви и
хозяйственного инвентаря, выдаваемых бесплатно
социальным работникам территориального Центра
социальной помощи семье и детям
_________________________________________________________________________
Наименование профессии Наименование спецодежды, Срок носки
должности обуви и хоз.инвентаря
_________________________________________________________________________
Специалист по социальной плащ или куртка 2 года
работе, социальный работник, халат х/б 1 год
непосредственно обслуживаю- валенки или утепленная 2 года
щий население обувь
резиновая обувь 2 года
кожаная обувь 2 года
комнатная обувь 1 год
сумка 1 год
Медицинская сестра халат мед. 0,5 года
шапочка мед. 0,5 года
Завхоз, сестра хозяйка, халат х/б 1 год
младший обслуживающий пер-
сонал
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Центр социальной помощи семье и детям - это учреждение государственной системы социальной защиты населения, осуществляющее деятельность по оказанию различных видов социальной помощи лицам, нуждающимся в социальной поддержке.
Центр выявляет причины и факторы социального неблагополучия конкретных семей и детей, их потребности в социальной помощи; предоставляет социально-экономические, медицинские, педагогические, юридические и иные социальные услуги семье и детям, нуждающимся в помощи; поддерживает семьи и отдельных граждан в решении проблем их самообеспечения; осуществляет социальный патронаж нуждающихся лиц и др.
К числу лиц, которым оказывается помощь, относятся малообеспеченные семьи с несовершеннолетними детьми; дети и подростки, оказавшиеся в условиях, угрожающих их здоровью и развитию, проживающие с родителями, временно не способными заботиться о них либо пренебрегающими своими обязанностями; испытывающие насилие, оскорбление, унижение, переживающие острые конфликтные ситуации; беременные безработные женщины; частично трудоспособные граждане и инвалиды, желающие найти работу с учетом состояния здоровья; бывшие воспитанники детских домов и школ-интернатов, оставшиеся без средств к существованию.
В структуру Центра входят отделение первичного приема, анализа и прогнозирования, отделение социально-экономической помощи, отделение медико-социальной помощи, отделение психолого-педагогической помощи.
Постановление СМ УР от 6 февраля 1995 г. N 45 "Об утверждении Примерного положения о территориальном Центре социальной помощи семье и детям"
Текст документа официально опубликован не был