Правительство Удмуртской Республики постановляет:
1. Одобрить текст предложенного Соглашения между Правительством Республики Башкортостан и Правительством Удмуртской Республики о сотрудничестве по охране окружающей среды, использованию природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности на сопредельных территориях и поручить подписать его Председателю Правительства Удмуртской Республики Вершинину П.Н.
2. Постановление Правительства Удмуртской Республики от 20 ноября 1995 года N 340 считать утратившим силу.
Председатель Правительства УР |
П.Н.Вершинин |
Соглашение
между Правительством Республики Башкортостан и Правительством
Удмуртской Республики о сотрудничестве по охране окружающей
среды, использованию природных ресурсов и обеспечению
экологической безопасности на сопредельных территориях
Правительство Республики Башкортостан и Правительство Удмуртской Республики, именуемые в дальнейшем "Стороны", участвуют в настоящем Соглашении на основе полного равенства прав и обязанностей, руководствуются в своей деятельности Конституциями Российской Федерации, Республики Башкортостан и Удмуртской Республики, природоохранными Законами Сторон и Российской Федерации, действующими на их территориях. Стороны, признавая необходимость сотрудничества и взаимопомощи в вопросах охраны окружающей природной среды, использования природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности на сопредельных территориях Сторон и желая проводить согласованную экологическую политику, договорились о нижеследующем:
Статья 1. Предмет Соглашения.
Принимая во внимание, что природные ресурсы Республики Башкортостан и Удмуртской Республики составляют единый природный комплекс Уральского региона, оптимальность функционирования которого обеспечивается согласованной деятельностью на сопредельных территориях, Стороны заключили настоящее Соглашение о сотрудничестве по охране окружающей природной среды и использованию природных ресурсов, а также обеспечению экологической безопасности на их сопредельных территориях.
Статья 2. Действие Соглашения по кругу лиц.
Настоящее Соглашение после вступления в силу в установленном Сторонами порядке обязателен для соблюдения всеми органами исполнительной власти и управления Республики Башкортостан и Удмуртской Республики, их должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, осуществляющими свою деятельность на территории действия Соглашения, вне зависимости от форм собственности и подчиненности.
Статья 3. Территориальное действие Соглашения.
Соглашение действует на сопредельных территориях Сторон:
- в Краснокамском и Янаульском районах Республики Башкортостан;
- в Каракулинском и Камбарском районах Удмуртской Республики.
Сопредельные территории в указанных районах представляют двухкилометровые зоны вдоль границы Республики Башкортостан и Удмуртской Республики (по километру по обе стороны от нее).
Статья 4. Сферы действия Соглашения.
Настоящим Соглашением регламентируется сотрудничество Сторон в следующих сферах:
- охрана и использование земель, недр, водных ресурсов, атмосферного воздуха, лесов и иной растительности, животного мира, включая рыбные ресурсы, обеспечение экологической и радиационной безопасности на сопредельных территориях;
- сотрудничество в осуществлении контроля за соблюдением правил и норма природопользования, а также проведение совместных природоохранных мероприятий;
- формирование единой научно-технической природоохранной политики и обмен экологической информацией.
В целях охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов на сопредельных территориях Стороны обязуются:
Статья 5. Охрана и использование земель.
1. Согласовывать предоставление земель для строительства нефтегазопроводов, объектов промышленного и иного назначения (кроме линейных сооружений), которые могут влиять на состояние природной среды на сопредельной территории, с компетентными органами Сторон на стадии предварительного согласования места размещения объекта.
2. Производить перевод земель на сопредельных территориях из одной категории в другую по соглашению Сторон.
3. При строительстве всех видов линейных сооружений на сопредельной территории договаривающиеся Стороны соблюдают порядок и размеры возмещения ущерба при изъятии земель согласно действующему законодательству.
4. Согласовывать с землепользователями, арендаторами и государственными органами заинтересованной Стороны выполнение всех видов работ, проводимых с нарушением почвенного покрова, могущих оказать отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды, кроме строительства линейных сооружений.
5. Согласовывать проведение работ по мелиорации земель, которые могут отрицательно повлиять на сопредельную территорию.
6. Запрещать размещение полигонов захоронения токсичных, радиоактивных, промышленных и хозбытовых отходов на сопредельных территориях.
7. В целях исключения возможных конфликтов Стороны проводят восстановление общей административной границы в натуре (на местности).
Статья 6. Охрана и использование недр.
Стороны уведомляют друг друга о намерениях вести на сопредельных территориях разработку всех видов полезных ископаемых. В случае, если месторождение расположено на территории обеих Сторон, решение об использовании недр и условия этого использования принимаются по соглашению Сторон.
Все виды платежей за пользование недрами производятся на основании лицензий (разрешений) по законам, действующим в пределах территорий, на которых осуществляется использование недр.
Статья 7. Охрана и использование водных ресурсов.
1. Водные ресурсы, формирующиеся в пределах территорий каждой из Сторон, являются сферой компетенции Сторон. Проблема достижения и ответственность за соблюдением согласованных величин объема и качества трансграничных вод в полной мере лежит на той из Сторон, на территории которой формируются трансграничные воды. В случае, если водосборная площадь, на которой формируются трансграничные воды, располагается в пределах трех и более административных границ республик и областей, Стороны несут ответственность лишь за ту часть трансграничных вод, которые формируются в пределах ее административных границ.
2. Для оценки гидрологических и гидрохимических характеристик трансграничных вод Стороны организуют наблюдательные посты, создаваемые на совместной основе, в системе Росгидромета.
Наблюдательные посты устанавливаются в приграничных створах, согласно Приложению 1 к настоящему Соглашению.
3. По установленным приграничным створам Стороны определяют величину гарантированного попуска трансграничных вод, а также качество трансграничных вод в год расчетной обеспеченности и его естественный гидрохимический фон по показателям, приведенным в Приложении 2 к настоящему Соглашению, которые уточняются дополнительными соглашениями. Год расчетной обеспеченности устанавливается по договоренности Сторон.
4. Стороны проводят весь необходимый комплекс водоохранных мероприятий по достижению естественного гидрохимического фона трансграничных вод, а в случаях невозможности этого, до установленных нормативов качества (предельно-допустимая концентрация, ориентировочные безопасные уровни воздействия и т.д.), без ущерба затребованным гарантированным попускам. О всех мероприятиях и сроках их исполнения, проводимых Сторонами на трансграничных водотоках, Стороны заблаговременно информируют друг друга, а также осуществляют совместные проверки объектов, расположенных на сопредельной территории.
5. В целях охраны и рационального использования приграничных водных объектов Стороны устанавливают водные объекты совместного ведения. Стороны ежегодно согласовывают и по мере необходимости уточняют на взаимной основе лимиты и места забора и сброса сточных вод в водные объекты совместного ведения.
6. Предоставление вод и в обособленное и специальное пользование, проекты строительства и режим эксплуатации гидротехнических сооружений, проведение любых видов работ на водных объектах совместного ведения, производится по согласованию Сторон.
7. Стороны разрабатывают, утверждают и проводят согласованные совместные противопаводковые и иные мероприятия по предотвращению и сокращению вредного воздействия вод. Финансирование указанных мероприятий производится на взаимной основе.
8. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций, экстремально-высоких уровней загрязнения трансграничных вод и водных объектов совместного ведения, соответствующая Сторона принимает необходимые меры по установлению источника загрязнения, локализации и прекращению дальнейшего распространения загрязнения, немедленно информируя о случившемся другую Сторону. Сторона, получившая данное сообщение, оказывает необходимую помощь в локализации загрязнений и других отрицательных воздействий на трансграничные воды и водные объекты совместного ведения, очистке водного объекта и проведении других необходимых работ.
Статья 8. Охрана и использование лесов и иной растительности.
1. На сопредельных территориях допускается выполнение всех видов работ по использованию, воспроизводству, охране и защите лесов в соответствии с Проектами лесоустройства по организации и ведению лесного хозяйства республик. Пользование лесами в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях осуществляется на согласованной основе.
2. Стороны проводят согласованные мероприятия по охране лесов на сопредельных территориях от пожаров и самовольных порубок, а также по защите лесов от вредителей и болезней.
3. Стороны согласовывают выделение на сопредельных территориях, кроме существующих, дополнительные водоохранные зоны и прибрежные полосы, определяют режим их охраны и использования.
4. Стороны информируют друг друга о переводе лесов из одной группы в другую, выделении особозащитных участков леса, а также о сроках очередного лесоустройства на сопредельных территориях.
5. Создание заповедников, заказников, национальных природных парков и иных особоохраняемых территорий в сопредельных зонах производится по согласованию Сторон.
Статья 9. Охрана и использование животного мира.
1. Стороны согласовывают сроки охоты, обмениваются информацией о лимитах изъятия диких животных, запретах и ограничениях на сопредельных территориях.
2. Стороны согласовывают проведение учетных, охранных, биотехнических и охотхозяйственных мероприятий, работ по акклиматизации и реакклиматизации диких животных, с учетом возможного эффекта или их отрицательных последствий.
3. Стороны совместно разрабатывают и проводят мероприятия по охране редких и исчезающих видов животных, занесенных в Красные книги, сохранению среды их обитания. В случаях эпизоотий, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций информируют друг друга об этом и согласовывают меры по ликвидации очагов бедствия.
4. Стороны согласовывают проведение на Нижнекамском водохранилище следующих мероприятий: установление квоты лова рыбы, применение разрешенных орудий и способов ловли рыбы, сроки весенне-нерестового запрета и выделение нерестовых зон.
5. Стороны немедленно информируют друг друга о фактах массовой гибели рыбы и принимают необходимые меры по выявлению и устранению причин их возникновения.
Статья 10. Охрана воздушного бассейна.
1. Для оценки уровня загрязненности атмосферного воздуха и выявления фактов его экстремально-высокого загрязнения Стороны организуют пункты наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, кислотностью и химическим составом осадков и уровнем радиации.
2. Стороны совместно определяют перечень предприятий, оказывающих возможное влияние на сопредельные территории, с установлением контроля за их работой.
3. Стороны разрабатывают и согласовывают с сопредельной Стороной программу воздухоохранных мероприятий по улучшению состояния воздушного бассейна.
4. В целях объективной оценки состояния загрязнения атмосферного воздуха в приграничных районах Стороны проводят полную инвентаризацию источников выбросов в атмосферный воздух и составляют карту районов с уровнями загрязнения.
5. Стороны устанавливают порядок взаимодействия при возникновении экстремально-высоких загрязнений атмосферы в приграничных районах.
Статья 11. Обеспечение радиационной безопасности.
Стороны обязуются проводить совместные радиометрические обследования сопредельных территорий. При обнаружении вредного воздействия радиоактивных источников немедленно информируют друг друга и принимают меры по их ликвидации.
Статья 12. Формирование научно-технической природоохранной политики и обмен экологической информацией.
1. Стороны осуществляют скоординированную научно-техническую политику в сфере использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов, проводят совместные научные исследования, кадастровые работы на сопредельных территориях.
2. Финансирование совместных научных исследований и разработок производится Сторонами на долевой основе.
3. Практическое сотрудничество осуществляется путем взаимного ознакомления с результатами (отчетами) по НИР, посещения предприятий, объектов, на которых внедряются научные разработки и исследования.
Статья 13.
Стороны признают возможность сотрудничества по другим направлениям экологической деятельности, не предусмотренной настоящим Соглашением, на основании дополнительных соглашений.
Статья 14.
Стороны считают необходимым развитие договорных отношений по сотрудничеству в сфере охраны окружающей природной среды, использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности между местными органами власти и управления на сопредельных территориях, путем заключения двух и многосторонних Соглашений.
Статья 15.
Для предварительного рассмотрения предложений по реализации настоящего Соглашения, планирования совместных мероприятий, контроля за их выполнением, разрешения возникающих споров, Стороны создают на паритетных началах согласительную комиссию, деятельность которой регламентируется согласованным между Сторонами Положением (Приложение 3 к настоящему Соглашению). Согласительная комиссия несет ответственность перед каждой Стороной за выполнение функций, изложенных в настоящем Соглашении и Положении о согласительной комиссии.
Статья 16.
Стороны несут равную ответственность за выполнение условий и обязательств настоящего Соглашения. Исходя из своей компетенции принимают на своей территории нормы и правила, касающиеся ответственности за ущерб, причиненный физическими или юридическими лицами, согласовывают размер ущерба (убытка), нанесенного сопредельной стороне экологическими правонарушениями.
Статья 17.
Стороны вправе вносить предложения об изменениях и дополнениях условий настоящего Соглашения, которые рассматриваются на основании заключений согласительной комиссии, их полномочными представителями. Изменения и дополнения в Соглашение оформляются заключением дополнительных соглашений и протоколов.
Статья 18.
Стороны ежегодно совместно подводят итоги выполнения пунктов настоящего Соглашения.
Статья 19.
Настоящее Соглашение вступает в силу в день подписания его представителями Сторон и действует в течение трех лет.
В том случае, если до истечения срока действия Соглашения ни одна из Сторон не заявит о своем желании прекратить его действие, то Соглашение автоматически продлевается на следующий трехлетний период.
Статья 20.
Соглашение о сотрудничестве по охране окружающей среды, использованию природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности на сопредельных территориях Республики Башкортостан и Удмуртской Республики заключен в городе ______________ "___" ________________ 1995 года в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу и подписан уполномоченными на то представителями Сторон.
Премьер-Министр |
Председатель |
Приложение 1
Перечень
приграничных створов, на которых планируется открытие
пунктов наблюдения в системе Росгидромета
1. Р.Буй ниже р.п.Амзя. Створ расположен в Янаульском районе Республики Башкортостан в 1 км. от границы с Удмуртской Республикой.
2. р.Кама ниже впадения р.Буй у д.Дубник. Створ расположен в Краснокамском районе Республики Башкортостан на границе с Удмуртской Республикой.
3. р.Кама в районе д.Саузбаш. Створ расположен в Краснокамском районе Республики Башкортостан на границе с Удмуртской Республикой.
Приложение 2
Показатели,
по которым планируется определение качества
трансграничных вод в расчетный год обеспеченности
по приграничным створам
1. Растворенный кислород.
2. Азот аммонийный.
3. Нитриты.
4. Нитраты.
5. Взвешенные вещества.
6. Фосфаты.
7. ХПК.
8. БПК 5.
9. Нефтепродукты.
10. Фенолы.
11. Хлориды.
12. Сульфаты.
13. РН.
Отбор проб в приграничных створах осуществляется с периодичностью не реже 1 раза в месяц, кроме того в период весеннего паводка - не менее 3 раз.
Приложение 3
Положение
о согласительной комиссии
1. Общие положения.
1.1. Согласительная комиссия создана в соответствии со ст.15 Соглашения о сотрудничестве по охране окружающей среды, использованию природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности на сопредельных территориях Республики Башкортостан и Удмуртской Республики и является межтерриториальным постоянно-действующим органом.
1.2. Комиссия рассматривает предложения по реализации указанного Соглашения, разрабатывает проекты планов проведения совместных мероприятий по охране окружающей среды, использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности на сопредельных территориях, контролирует их выполнение, рассматривает возникшие споры и вносит предложения по совершенствованию договорных отношений.
1.3. Комиссия состоит из 10 человек по 5 представителей с каждой стороны, которые назначаются решениями Сторон.
1.4. Согласительная комиссия руководствуется в своей деятельности Соглашением о сотрудничестве и настоящим Положением.
2. Права согласительной комиссии.
2.1. Согласительная комиссия имеет право:
2.1.1. Запрашивать материалы от государственных органов, физических и юридических лиц о состоянии природной среды, охране и использованию природных ресурсов на сопредельных территориях.
2.1.2. Производить расчеты распределения трансграничных загрязнений и причиненного вреда между территориями и представлять их на рассмотрение Сторон.
2.1.3. Контролировать соблюдение Соглашения о сотрудничестве и заключенных в его развитие Соглашений и Протоколов.
2.1.4. Согласовывать проведение неотложных мероприятий по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности на сопредельных территориях.
2.2. Согласительная комиссия обязана:
2.2.1. Информировать Стороны о нарушениях условий Соглашения о сотрудничестве и заключенных в его развитие Соглашений и Протоколов.
2.2.2. Рассматривать проекты планов реализации Соглашения о сотрудничестве, дополнительных Соглашений и Протоколов, проведения предусмотренных ими совместных мероприятий по охране окружающей среды, использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
2.2.3. Составлять ежегодные доклады об исполнении Соглашения о сотрудничестве и представлять их на рассмотрение Сторон в согласованные сроки.
3. Организация деятельности согласительной комиссии.
3.1. Согласительная комиссия проводит свои заседания по мере необходимости или по требованию одной из Сторон, в местах по договоренности.
3.2. На заседаниях комиссии поочередно председательствуют представители Сторон.
3.3. Комиссия правомочна при участии представителей обеих Сторон.
3.4. Решения комиссия принимает путем достижения согласия между ее членами - представителями Сторон. В случае, если комиссией не достигнуто согласие, вопрос передается на решение Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики и Министра охраны окружающей среды, природопользования, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций Республики Башкортостан.
3.5. Решения комиссии претворяются в жизнь соответствующими приказами или указаниями Министров.
3.6. При недостижении обоюдного соглашения по тому или иному вопросу арбитром выступает Минприроды России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства УР от 25 декабря 1995 г. N 398 "О проекте Соглашения между Правительством Республики Башкортостан и Правительством Удмуртской Республики о сотрудничестве по охране окружающей среды, использованию природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности на сопредельных территориях"
Текст постановления официально опубликован не был