2. Поручить рабочей группе, утвержденной распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 22 апреля 1997 года N 117, в срок до 1 апреля 1998 года разработать и внести на рассмотрение в Правительство Удмуртской Республики Республиканскую комплексную программу подготовки подростков и молодежи к трудовой деятельности на 1998-2000 годы. В этих целях:
2.1. Министерству народного образования Удмуртской Республики, Госкомитету Удмуртской Республики по занятости населения, Госкомитету Удмуртской Республики по делам молодежи, Комитету по науке, высшему и среднему профессиональному образованию при Правительстве Удмуртской Республики и другим заинтересованным министерствам и ведомствам в срок до 1 февраля 1998 года внести свои предложения с расчетом необходимых затрат в рабочую комиссию по разработке Программы.
2.2. Определить государственным заказчиком Программы Госкомитет Удмуртской Республики по занятости населения.
3. Министерству финансов Удмуртской Республики выделить 30 тыс.рублей на разработку Программы и издание информационно-аналитического сборника "Положение детей и подростков в Удмуртской Республике" за счет средств, предусмотренных программой "Трудные дети" на 1997 год.
4. Установить, что Госкомитет Удмуртской Республики по делам молодежи координирует работу по обеспечению занятости школьников, учащейся молодежи и незанятых подростков в возрасте до 16 лет, а Госкомитет Удмуртской Республики по занятости населения - незанятых подростков и молодежи в возрасте от 16 лет.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Удмуртской Республики Лисину А.М.
Председатель Правительства
Удмуртской Республики |
П.Н.Вершинин |
Концепция
занятости подростков и молодежи, впервые
вступающих на рынок труда Удмуртской Республики
(утв. постановлением Правительства УР от 12 января 1998 г. N 6)
Введение
Данная Концепция представляет понимание и изложение проблемы регулирования организованного выхода молодежи на региональный рынок труда. Пять лет становления рынка труда в Удмуртской Республике подтвердило неспособность рыночных механизмов (спроса, предложения и конкуренции) решать проблему первичного выхода молодежи на региональный рынок труда.
Отсутствие единой Концепции привело к рассогласованности действий участников этого процесса в таком важном деле, как формирование и использование человеческого капитала. Многочисленный зарубежный опыт свидетельствует о том, что необходимо государственное регулирование организованного выхода на рынок труда молодежи.
Предлагаемое содержание Концепции раскрывается путем изложения совокупности основополагающих идей по поводу регулирования организованного выхода молодежи на региональный рынок труда и формирования человеческого капитала в реформируемом обществе, а также определения принципов, целей, задач и доминирующих факторов, влияющих на его качество и эффективное использование. Определяются области и этапы приоритетного инвестирования в человеческий капитал при реализации идеи регулирования первичного выхода на рынок труда молодежи и способы взаимодействия участников этого процесса.
При разработке Концепции необходимо исходить из идеи наличия единого пространства занятости молодежи в регионе и бесперспективности "независимого" функционирования образовательных экономических государственных структур в сфере трудоустройства молодежи.
Данная Концепция должна послужить началом практических действий при разработке мероприятий регулирования социальной адаптации и первичного выхода молодежи на рынок труда, а также проведению активных научных исследований в этой области.
I. Предпосылки к разработке концепции занятости подростков и
молодежи, впервые вступающих на рынок труда Удмуртской Республики
1.1. Постановка проблемы
О направлениях государственной молодежной политики см.также:
Федеральный Закон от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и общественных объединений"
Постановление Правительства РФ от 18 июня 1997 г. N 746 "О федеральной целевой программе "Молодежь России (1998-2000 г.г.)
Процесс интеграции молодежи в общество проходит в очень сложных условиях ломки старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Молодежь вносит в жизнь общества такой вклад по масштабу и характеру, какой смысловой потенциал заложит в нее общество. Непосредственное включение молодежи в процесс преобразования общества осуществляется через реализацию ценностей созидания, особенно важных для реформирования. Основным путем реализации ценностей созидая является труд.
Проблема первичного выхода молодежи на рынок труда выражается через совокупность отрицательных тенденций, сложившихся за последние годы реформ в сфере молодежной занятости:
- увеличилась общая численность незанятых подростков 15-19 лет в Удмуртской Республике. Это можно проследить по материалам обследования населения по проблемам занятости, проводимого Госкомитетом УР по статистике. Так, если на 1.04.95 г. численность незанятых подростков составила 8695 человек, то на 1.04.96 г. она увеличилась в два раза и составили 15710 человек. Не участие молодых людей в производственном процессе, не выполнение ими общественных функций, отсутствии социального статуса, существование их на средства, добываемые в обход общественных норм, либо предоставляемые общественными фондами, представляет наибольшую опасность для общества (маргинализация молодежи). Процесс маргинализации молодежи, особенно на этапе первичного выхода на рынок труда, имеет свои особенности. Молодежь избавлена от необходимости менять устоявшийся ритм жизни, у нее нет выработанной на основе собственного опыта трудовой этики (временная занятость ее не формирует). Привыкание к жизни вне работы происходит быстрее чем у других категорий населения;
- сформировались завышенные притязания к будущей "подходящей работе" в молодежной среде. Ряд социологических исследований показал низкую мотивацию к труду. Молодежь хотела бы иметь "простую", "легкую", "оставляющую много свободного времени", но "высокооплачиваемую" работу. Альтернативная стоимость свободного времени оценивается респондентами (выпускники учебных заведений, состоящие на учете в службе занятости) в средней в 709 тыс.руб., не говоря уже о тех, кто еще не прошел "порог неуспешности" при первичном выходе на рынок труда, не столкнулся с проблемами трудоустройства;
- сочетание затянувшегося экономического кризиса со сложной демографической ситуацией. С 1997 г. по 2002 г. будет наблюдаться рост молодежной популяции, сформированной высокой рождаемостью в 1983-1987 годах. Положительный демографический потенциал может иметь знак плюс для общества в случае качественного приращения человеческого капитала (мера воплощенной в человеке способности приносить доход) и знак минус при низком качестве его составляющих (здоровье, образование, опыт), и поэтому очень важно будущий прирост молодежной популяции использовать эффективно;
- криминализация молодежной среды (число преступлений, совершаемых с участием молодежи, за последние годы возросло на 21%, а количество "участников" возросло на 30,5%);
- ухудшение психофизического здоровья молодежи: в настоящее время сохраняется тенденция роста учащихся с отклонениями в развитии;
- отставание в реформировании устаревших форм и методов подготовки к труду в "образовательной вертикали" от запросов общества и крайне низкий уровень финансирования.
Обобщая сказанное, следует подчеркнуть, что регулирование сферы занятости молодежи в Удмуртской Республике требует единого концептуального подхода к этой проблеме всех ее участников, поскольку перспективы трудоустройства для впервые выходящих на рынок труда выпускников школ, профессиональных училищ и техникумов ограничены, а при сложившихся отрицательных тенденциях будут снижаться. Для реализации предложенной Концепции занятости подростков и молодежи, впервые вступающих на рынок труда Удмуртской Республики, необходима единая программа действий, объединяющая участников процесса формирования трудового потенциала в регионе.
Главная цель государственного регулирования занятости молодежи, впервые вступающей на рынок труда, заключается в увеличении возможностей занятости через расширение дополнительных форм образования молодежи с неизбежным их реформированием и модернизацией методов подготовки к труду, а также проведение политики государственного протекционизма вариативного трудоустройства.
1.2. Факторы, влияющие на социальную адаптацию
молодежи к условиям рынка труда
В Концепции необходимо учитывать факторы, оказывающие влияние на социальную адаптацию молодежи к условиям рынка труда:
1. Семья. Как правило, ребенок выбирает стиль жизни или образ поведения, которые присущи его родителям, семье. Социальные ценности, которыми жили родители, в новой исторической ситуации в подавляющем большинстве утратили свой смысл и практическое значение и в силу этого не могут быть унаследованы "детьми" поскольку, не могут быть использованы ими ни в настоящей, ни в будущей жизни.
О контрольных цифрах приема молодежи в образовательные учреждения Российской Федерации в 1998 г. см. Приказ Минобразования РФ от 5 мая 1998 г. N 1123
2. Образование. Один из наиболее значимых факторов с точки зрения его масштабности и организованности воздействия на молодежную среду. Любое реформирование должно начинаться с формирования инновационной среды, готовой принять и участвовать в реформировании.
3. Средства массовой информации. Средство воздействия на формирование поведения и взгляды молодежи.
4. Трудовая деятельность. Ценность труда вытеснена из сознания молодежи ценностью материальной обеспеченности. И, если не найти пути лечения социального пессимизма, общество не сможет эффективно пользовать самый главный фактор производства - труд. Такой труд, в котором человек чувствует себя необходимым и незаменимым.
Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. N 727 "О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи"
5. Общественные организации. В настоящее время появилось множество партий и общественных организаций, которые ставят перед со весьма различающиеся цели. Эти партии и организации стремятся задать молодежи те ценности и ориентиры, которые отвечают их задачам, рассматривают молодежь, как средство их достижения и меньше всего думают о молодом поколении страны в целом.
6. Государственные институты. Система учреждений, реализующих государственную политику занятости на основании законодательной базы в сфере занятости подростков и молодежи.
7. Служба занятости. Службы занятости оказывают помощь всем желающим работать и не способным реализовать это желание самостоятельно.
1.3. Принципы Концепции занятости подростков и молодежи,
впервые вступающей на рынок труда Удмуртской Республики
Среди основных принципов Концепции занятости подростков и молодежи, впервые вступающей на рынок труда Удмуртской Республики, считаем целесообразным выделить следующие:
- регулирования через формирование человеческого капитала;
- "недопущения принуждения к труду" (занятость должна быть свободно избранной, как это определено в законах Российской Федерации и Удмуртской Республики "О занятости населения");
- гуманизма (отношение к личности молодого человека, как к самоценности. Все, что происходит в обществе, имеет человеческое происхождение, содержание и измерение);
- индивидуализации (признание права ориентации на собственные интересы и потребности молодого человека и, за счет этого, развития творческой активности и, как следствие, эффективное использование трудового потенциала);
- конкурентоспособности (формирование соответствующего типа личности молодого человека, способного к смене видов деятельности, вертикальной и горизонтальной мобильности в сфере занятости);
- вариативности (многообразие форм и методов, технологий, позволяющих удовлетворить запросы любого элемента сферы занятости, уровня образования и запроса молодого человека).
II. Анализ занятости подростков и молодежи, впервые
вступающей на рынок труда Удмуртской Республики
При анализе занятости и выхода молодежи на рынок труда необходимо провести сегментирование молодежной среды по возрастам и по образованию.
Значительное снижение жизненного уровня большей части населения изменило жизненную позицию не только подростков и молодежи, но и детей до 14 лет. Многие из них стремятся заработать деньги любым путем. И, если трудовое законодательство каким-то образом регулирует трудовые отношения с подростками, начиная с 14 лет, то ситуация с детской занятостью вызывает большую тревогу. Чаще всего - это самозанятость вроде мойки автомашин и торговли газетами или работа в "теневом" секторе экономики. Легальный рынок "детского труда" крайне узок или вообще отсутствует.
В большей части система трудового обучения в общеобразовательных учреждениях носит характер трудовой повинности, практически отсутствуют образовательные и профориентационные программы по адаптации учащихся к условиям рынка труда и повышению мотивации необходимости получения профессионального образования, как средства повышения своей конкурентоспособности.
Отсутствие достаточного государственного финансирования, слабое участие работодателей в организации временной занятости подростков возрасте 14-16 лет не позволяет удовлетворить желание подростков участвовать в общественно-полезном труде.
В последние годы наметилась негативная тенденция увеличения количества 15-летних подростков (1995 год - 5600 человек, 1996 год - 6600 человек, 1997 год - прогноз - 7700 человек) - выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений, лишенных возможности получения дальнейшего образования или трудоустройства (Приложение 1).
В 1995 году в службу занятости по вопросам трудоустройства обратилось 8766 подростков (16-18 лет) или около 9 процентов от числа всех граждан, обратившихся в службу занятости в поисках работы. Начиная 1996 года, прослеживается сокращение числа обращений подростков службу занятости, которое происходит на фоне общего сокращения числа обращений населения, но более высокими темпами (Приложение 1).
Уменьшение числа обращений подростков в службу занятости можно объяснить следующими причинами:
- длительными задержками выплаты пособий;
- несоответствием предлагаемых вакансий потребностям и возможностям подростков.
В то же время при заметном снижении численности безработных граждан, численность безработных выпускников практически не меняется и остается ежегодно на уровне 5 тысяч человек, а в составе безработных граждан даже увеличивается. Среди безработных выпускников каждый второй - выпускник общеобразовательной школы, каждый третий - выпуск начального профессионального учебного заведения. Доля выпускников высших профессиональных учебных заведений незначительна и имеет тенденцию к уменьшению (Приложение 1).
Следует отметить, что в составе безработных выпускников общеобразовательных школ и профессиональных училищ девушки составляют 75 процентов, среди выпускников высших учебных заведений - 84,5 процента средних - 92,5 процента. В структуре же вакансий - 90 процентов предлагаются мужские специальности. В составе безработных подростков и выпускников учебных заведений каждый третий проживает в сельской местности.
В период до 2000 года будет наблюдаться рост численности несовершеннолетних подростков за счет лиц, родившихся в конце 70-х - начале 80-х годов, где пик рождаемости приходится на 1983 год. В связи этим, количество выпускников 9-х и 11-х классов будет возрастать. Так, если в 1995 году численность их составляла 34,9 тысяч человек, то 1999 году прогнозируется 44,4 тысячи человек (Приложение 1). Как показывает прогноз численности выпускников школ, нуждающихся в трудоустройстве, ситуация с подростками на рынке труда будет ухудшаться. Численность выпускников школ, нуждающихся в трудоустройстве, возрастает с 7,6 тысяч человек в 1995 году до 12,7 тысяч человек в 1999 году (Приложение 1). Помимо этого, ежегодно рынок труда будет пополняться выпускниками профессиональных учебных заведений в количестве около 6 тысяч человек (Приложение 1).
III. Концепция занятости подростков и молодежи, впервые
вступающей на рынок труда Удмуртской Республики
Оценка отличительных свойств подростков и молодежи, а также особенности вхождения в трудовую жизнь, показывают неравное положение их в составе трудоспособного населения на рынке труда. Это требует эффективного механизма регулирования их занятости, который определяется, как совокупность взаимосвязанных правовых, экономических и организационных мер.
Реализация этих мер позволит расширить возможности молодежи и подростков осуществить свое право на труд, профессиональную подготовку и переподготовку, вариативности выбора работы.
Основными положениями Концепции занятости подростков и молодежи, впервые вступающей на рынок труда Удмуртской Республики, являются следующие:
- совершенствование и развитие профориентационной работы в целях подготовки подростков и молодежи к осознанному выбору профессии, места учебы и работы с учетом интересов, склонностей и перспектив личностного профессионального становления;
- повышение конкурентоспособности молодежи на рынке труда через приобретение ими профессиональных знаний и навыков;
- расширение вариативности трудоустройства;
- принятие дополнительных экономических, финансовых и административных решений в целях содействия трудоустройству подростков, наименее защищенных на рынке труда, проведения активной политики занятости молодежи через создание новых возможностей для ее самореализации.
3.1. Профессиональная ориентация и социально-психологическая
поддержка подростков и молодежи
Профессиональная ориентация является важным элементом социальной защиты подростков и молодежи, их психологической поддержки, социальной адаптации к условиям рынка труда.
Кардинальные преобразования экономики, влияя на сферу труда, качественным образом меняют роль и место профориентации в первичном распределении молодых людей по будущим сферам приложения труда, а также требуют коренных перемен в ее содержании. Прежде всего изменяются цели профориентационной работы, которые должны создать условия для развития и использования индивидуальных особенностей подростков, исходя из предстоящего поиска работы в условиях конкуренции за рабочее место. Это значит, что задачи профориентационной работы заключаются не только в оказании помощи подростку в правильном выборе профессии, исходя из его интересов, психофизиологических возможностей, уровня знаний, но и в том, чтобы помочь определиться в выборе профессии, которая поможет ему быть наиболее конкурентоспособным на рынке труда, даст возможность получать больший доход, обеспечивая личное благополучия, поможет сделать выбор между самозанятостью и работой по найму.
Профориентационная работа должна реализовываться в следующих направлениях:
- переход от разрозненных мер к интегрированным действиям всех заинтересованных организаций, участвующих в профориентационной работ с подростками и молодежью;
- гарантированное предоставление подросткам и молодежи услуг по профориентации и психологической поддержке;
- дальнейшее развитие системы профориентационных услуг для незанятых подростков и молодежи, впервые вступающей на рынок труда;
- широкое внедрение научных методов и инновационных образовательных и профориентационных технологий по социальной адаптации подростком и молодежи к условиям рынка труда;
- совершенствование работы по психологической поддержке незанятых подростков и молодежи с целью повышения их мотивации к труду;
- создание системы социальной адаптации к условиям рынка труда подростков и молодежи;
- разработка и внедрение специальных программ, нацеленных на профориентацию подростков, особо нуждающихся в социальной защите (детей-сирот, детей-инвалидов, выпускников специализированных и вспомогательных школ, подростков с девиантным поведением).
3.2. Профессиональная подготовка молодежи к труду
и выходу на рынок труда
Расширение дополнительных форм образования молодежи, создание социальных программ, доступных всем желающим для получения трудовых навыков, является одним из важнейших направлений обеспечения занятости.
Решение проблемы, находящейся на стыке сфер деятельности различных министерств, ведомств, предприятий, учебных заведений, требует основательного анализа рынка труда, использования выявленных тенденций в координации, корректировке деятельности учебных заведений, сбалансированности подготовки специалистов с требованиями рынка труда.
Используя зарубежный опыт регулирования сферы занятости молодежи и учитывая, что трудоустройство для выпускников учебных заведений затруднено, необходимо делать упор на стратегию сохранения контингентов подростков в рамках системы общего и профессионального образования их соответствующей подготовки к труду. Общий смысл этой политики заключается в том, что молодые люди утрачивают поддержку образовательного учреждения или специальной социальной программы, при плохо сформированных трудовых навыках они беззащитны перед стихией рынка. Это и должно являться критерием работы "образовательной вертикали".
Основными направлениями реализации данного положения являются:
- проведение в республике единой политики в сфере профессионального обучения и переподготовки населения, в том числе подростков и молодежи;
- координация объемов и профилей подготовки в учреждениях профессионального образования в соответствии с требованиями рынка труда, проведение маркетинговых исследований с целью расширения перечня профессий, по которым могло бы проводиться профессиональное образование и формирование госзаказа на подготовку кадров;
- стимулирование развития учебно-курсовой сети при действующих промышленных предприятиях, в соответствующих учебных подразделениях на вновь создаваемых производствах;
- внедрение системы непрерывного образования по схеме: школа-профессиональное училище-техникум-ВУЗ путем взаимоувязки учебных программ;
- развитие экономического довузовского образования, введение в планы образовательных и профессиональных учреждений курсов по основам малого предпринимательства и защите прав потребителя, технологии поиска работы и профессиональной карьеры и т.д.;
- подготовка и переподготовка незанятой молодежи для новых видов деятельности, развитие и ориентация системы профессионального обучения на сферу малого бизнеса, предпринимательства и самозанятости;
- продление сроков обучения (сверх нормативных) за счет предоставления дополнительных образовательных услуг выпускникам учебных заведений;
- создание условий для стимулирования участия негосударственных структур в расширении форм дополнительного образования;
- регулирование сферы труда подростков до 14 лет через образовательную деятельность.
3.3. Содействие в трудоустройстве подростков и молодежи
О государственной политике в области содействия занятости молодежи см.также:
Закон УР от 3 октября 1997 г. N 468-I "О внесении изменений и дополнений в Закон Удмуртской Республики "О занятости населения в Удмуртской Республике"
Об основных направлениях по содействию занятости населения Удмуртской Республики на 1998 год" см. Постановление Правительства УР от 2 марта 1998 г. N 122
Об организации минимального количества рабочих мест для инвалидов и подростков в возрасте от 16 до 18 лет в 1998 г. в г.Ижевске см. Постановление Мэра г.Ижевска от 15 мая 1998 г. N 251
О квотировании рабочих мест и предоставлении налоговых льгот работодателям, обеспечивающим условиями производственной деятельности инвалидов и детей в возрасте от 16 до 23 лет в г.Ижевске см. Постановление Администрации г.Ижевска от 3 июля 1998 г. N 339
Анализ и прогноз рынка труда подростков и выпускников учебных заведений показывает, что трудоустройство их остается достаточно острой проблемой. Решение этой проблемы является одним из приоритетных направлений политики занятости. В обеспечение трудоустройства и развития форм занятости подростков, наряду с известными путями обеспечения занятости населения в условиях перехода к рыночным отношениям, должны быть использованы и дополнительные меры, отвечающие особенностям молодежи, впервые вступающей на рынок труда. Необходима гарантированность первичного трудоустройства, представляющего собой стартовый период трудового становления.
Основными направлениями реализации данного положения являются:
- оказание финансовой поддержки работодателям, создающим дополнительные рабочие и учебные места для несовершеннолетних подростков, особенно нуждающихся в социальной защите (дети-сироты и лишенные попечения родителей, выпускники специализированных и вспомогательных школ, подростки, вернувшиеся из мест лишения свободы);
- организация временной (сезонной) занятости подростков и молодежи;
- организация и оснащение ученических и рабочих мест на базе действующих образовательных учреждений;
- развитие молодежного предпринимательства, в том числе оказание финансовой поддержки на открытие своего собственного дела за счет средств фонда поддержки предпринимательства и развитие самозанятости за счет средств фонда занятости;
- квотирование рабочих мест для данной категории безработных граждан в соответствии с прогнозом молодежного рынка труда и совершенствование системы налоговых льгот работодателям, создающим дополнительные рабочие места по квотам;
- дальнейшее развитие программы "Молодежная практика" за счет компенсации расходов работодателей на оплату труда безработных выпускников учебных заведений из средств бюджета и фонда занятости;
- развитие "института ученичества". Создание условий для привлечения высококвалифицированных специалистов к индивидуальному обучению ремеслу.
IV. Меры по реализации основных положений Концепции
Реализация основных положений Концепции занятости подростков и молодежи, впервые вступающей на рынок труда Удмуртской Республики, будет включать следующие меры:
- разработка и принятие специальных законодательных и иных правовых актов, связанных с обеспечением занятости и социальной защиты молодежи;
- создание межведомственных рабочих комиссий по координации деятельности министерств, ведомств и других заинтересованных органов по вопросам занятости подростков и молодежи;
- подготовка, финансирование и развитие наиболее перспективных программ социальной адаптации подростков и молодежи к условиям труда.
Принятие Концепции занятости подростков и молодежи, впервые вступающей на рынок труда Удмуртской Республики, позволит целенаправленно решать вопросы обеспечения занятости подростков и молодежи.
V. Ожидаемый результат трудоустройства молодежи при условии
реализации основных положений Концепции
По результатам реализации мероприятий, предусмотренных положениями Концепции, в случае стабилизации экономической ситуации в республике предполагается следующая прогнозная оценка на 1998-99 годы:
- временное трудоустройство подростков в возрасте от 14 лет из числа учащихся учебных заведений всех уровней составит не менее 30% от числа желающих работать, или 20000 человек;
- трудоустройство выпускников учебных заведений всех уровней, обратившихся в поисках работы в службу занятости, составит не менее 40% или 2500 человек, в том числе:
выпускников школ 900 чел.;
выпускников ПТУ 970 чел.;
выпускников ССУЗов 500 чел.;
выпускников ВУЗов 130 чел.;
- трудоустройство выпускников учебных заведений по программе "Молодежная практика" составит не менее 15% от числа трудоустроенных выпускников, или 400 человек;
- трудоустройство подростков в возрасте от 16 до 18 лет, обратившихся в службу занятости в поисках работы, на квотируемые рабочие места составит не менее 40% от числа трудоустроенных подростков, или 650 человек.
Приложение 1
Таблица 1
Численность подростков, обратившихся в службу
занятости в поисках работы
1995 г. | 1996 г. | 3 кв. 1996 г. | 3 кв.1997 г. | |
Обратилось в СЗ всего граждан, чел. |
99300 |
80906 |
62047 |
48142 |
Изменения по срав-ю с соотв. периодом пр.года, % |
81.5 |
77.6 |
||
Обратилось в СЗ подростков, чел. |
8766 |
8428 |
7295 |
3434 |
Изменения по срав-ю с соотв. периодом пр.года, % |
96.1 |
47.1 |
||
Уд.вес подростков в общей численности обратившихся граждан, % |
8.8 |
10.4 |
11.7 |
7.1 |
Таблица 2
Численность подростков, зарегистрированных в службе
занятости в качестве безработных
на 1.01. 1996 г. |
на 1.01. 1997 г. |
на 1.10. 1996 г. |
на 1.10. 1997 г. |
|
Численность безработных всего, чел. |
69923 |
59335 |
60279 |
42744 |
Изменение по срав-ю с соотв. периодом пр.года |
84.9 |
70.9 |
||
Численность безработных подростков, чел. |
5196 |
3242 |
3985 |
2032 |
Изменения по срав-ю с соотв. периодом пр.года |
62.4 |
51.0 |
||
% в составе безработных граждан | 7.4 | 5.5 | 6.6 | 4.7 |
% в составе безработной молодежи 16- 29 лет |
18.8 |
14.6 |
15.9 |
13.3 |
Таблица 3
Численность выпускников, зарегистрированных в службе
занятости в качестве безработных
на 1.01. 1996 г. |
на 1.01. 1997 г. |
на 1.10. 1996 г. |
на 1.10. 1997 г. |
|
Численность безработных выпускников на конец отчетного периода всего, чел. |
5746 |
5821 |
6519 |
4358 |
изменения по срав-ю с соотв. периодом пр. года, % |
101 |
66.8 |
||
% в составе безработных | 8.2 | 10.8 | 10.8 | 10.2 |
в т.ч. выпускников школ, чел. | 3244 | 3263 | 3417 | 2105 |
% и в составе безработных | 4.8 | 5.5 | 5.7 | 4.9 |
% в составе выпускников | 56.4 | 56.0 | 52.4 | 48.3 |
- выпускников ПТУ, чел. | 1807 | 1834 | 2222 | 1484 |
% в составе безработных | 2.6 | 3.1 | 3.7 | 3.5 |
% в составе выпускников | 31.5 | 31.4 | 34.1 | 34.1 |
- выпускников ССУзов, чел. | 577 | 623 | 750 | 614 |
% в составе безработных | 0.8 | 1.0 | 1.2 | 1.4 |
% в составе выпускников | 10.0 | 10.7 | 11.5 | 14.1 |
- выпускников ВУЗов, чел. | 118 | 101 | 130 | 155 |
% в составе безработных | 0.2 | 0.2 | 0.2 | 0.4 |
% в составе выпускников | 2.0 | 1.7 | 2.0 | 3.6 |
Таблица 4
Прогноз численности выпускников общеобразовательных школ
(тыс.чел)
1995 г. факт |
1996 г. факт |
1997 г. оценка |
1998 г. прогноз |
1999 г. прогноз |
2000 г. прогноз |
|
выпускники 9-х классов | 23.9 | 25.1 | 26.0 | 27.6 | 29.1 | 28.6 |
выпускники 11-х классов | 11.0 | 12.1 | 12.6 | 14.7 | 15.3 | 16.5 |
удельный вес выпускников 11-х классов в составе 9-классников, % |
46.0 |
46.0 |
52.7 |
58.6 |
58.8 |
59.8 |
Всего | 34.9 | 37.2 | 38.6 | 42.3 | 44.4 | 45.1 |
Таблица 5
Прогноз численности выпускников школ, нуждающихся
в трудоустройстве
(тыс.чел.)
1995 г. факт |
1996 г. факт |
1997 г. оценка |
1998 г. прогноз |
1999 г. прогноз |
2000 г. прогноз |
|
продолжат обучение в 10-м классе после 9-го |
13.7 |
15.0 |
15.6 |
16.6 |
17.5 |
17.2 |
могут поступить в ПУ после 9-го класса |
7.3 |
6.4 |
5.7 |
5.6 |
5.7 |
5.8 |
отсев из средних школ и ПУ |
2.7 |
2.9 |
3.0 |
1.9 |
1.4 |
0.7 |
- будут искать работу после 9-го класса |
5.6 |
6.6 |
7.7 |
7.3 |
7.3 |
6.3 |
могут поступить в ПУ после 11 -го класса |
1.8 |
1.6 |
1.5 |
1.6 |
1.7 |
1.8 |
могут поступить в ВУЗы после 11-го класса |
4.8 |
5.0 |
5.0 |
5.0 |
5.0 |
5.0 |
могут поступить в ССУЗы после 11-го класса |
4.8 |
5.6 |
5.6 |
5.6 |
5.6 |
5.6 |
отсев из ВУЗов и ССУЗов | 2.4 | 2.8 | 3.2 | 2.8 | 2.4 | 1.9 |
- будут искать работу после 11-го класса |
2.0 |
2.7 |
3.7 |
5.3 |
5.4 |
6.0 |
Всего выйдут на рынок труда |
7.6 |
9.3 |
11.4 |
12.6 |
12.7 |
12.3 |
Таблица 6
Прогноз численности выпускников профессиональных
учебных заведений, нуждающихся в трудоустройстве
(тыс.чел.)
1995 г. | 1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | |
Выпуск ПУ в том числе: со свободным распределением |
8.0 4.4 |
7.6 3.5 |
6.9 3.5 |
6.9 3.2 |
7.1 3.2 |
7.5 3.0 |
Выпуск ВУЗов в том числе: со свободным распределением |
2.5 1.2 |
2.7 1.5 |
2.7 1.5 |
2.7 1.5 |
2.7 1.5 |
2.7 1.5 |
Выпуск ССУЗов том числе: со свободным распределением |
3.9 1.5 |
3.5 1.3 |
3.3 1.3 |
3.4 1.3 |
3.5 1.3 |
3.6 1.3 |
Общий выпуск в том числе: выйдут на рынок труда |
14.4 7.1 |
13.6 6.3 |
12.9 6.3 |
13.0 6.0 |
13.3 6.0 |
13.8 5.8 |
Приложение N 2
Молодежная политика развитых западных стран в сфере
подготовки к труду и преодоления безработицы
(обзор зарубежной литературы)
В большинстве западных развитых стран вторая половина XX столетия характеризуется интенсивный ростом массовой безработицы, охватывающей значительную часть молодежи. Экономический кризис, спад производства, сопровождающийся серьезными структурными и технологическими изменениями, резко ухудшили и без того весьма неустойчивое положение молодых людей в жестко наполненном рынке труда.
В новейшей зарубежной социально-политической литературе отмечается, что фундаментальные сдвиги в развитии западных стран негативно повлияли на положение молодежи. В Западной Европе, Северной Америке, Австралии и в особенности в слаборазвитых странах "третьего мира" молодые люди столкнулись с беспрецедентными трудностями в поисках работы после завершения образования в школе.
В 6О-70-е годы увеличение рабочих мест для молодежи в экономике Запада происходило в основном в результате экспансии сферы обслуживания и развития системы коммерческих предприятий туризма, торговли, в низко оплачиваемых отраслях. Но и эта занятость на "вторичном рынке труда" с его низкооплачиваемыми, неквалифицированными работами на мелких предприятиях, где отсутствует охрана труда, перспективы повышения квалификации и профессиональной карьеры, оказалась нестабильной. Американский специалист Р.Рист отмечает, что если в прошедшие два десятилетия этот "вторичный" рынок труда в США частично обеспечивал работой молодых людей, то в 80-90-е годы наличие вакансий здесь сокращает. Аналогичные процессы отмечены исследователями из Австралии, Англии, Франции и других стран.
В целом, на страницах зарубежной печати доминирует мнение о возможном ухудшении общего положения молодежи в "новых социальных условиях", формирующихся под воздействием расширения использования высоких технологий и дальнейшего отмирания традиционных отраслей на производстве. Западногерманский социолог Р.Зедлер выделяет три основные тенденции, характеризующие перспективы состояния рынка труда в 90-е годы занятость на производстве с полным рабочим днем будет снижаться; численность населения возрастет, соответственно, возрастет и количество ищущих работу, постоянную или временную; возможность трудоустройства в таких секторах экономики, как обслуживание, розничная торговля подобные им, также будут снижаться.
Таким образом, определенная часть зарубежных специалистов полагает, что значительная часть молодежи на Западе стоит перед лицом "новых социальных условий, характеризующихся отсутствием полноценной работы относительной бедностью и зависимостью от государственной и семейной помощи, либо общественной благотворительности".
В западноевропейских странах ЕЭС уже с середины 80-х годов разрабатывается концепция интегрального подхода к решению проблемы безработицы, включающая координацию усилий на интернациональном, национальном и локальном уровнях, по совершенствованию системы оказания помощи молодежи при переходе от обучения к работе и взрослой жизни. Специалисты Европейского центра по развитию профессиональной подготовки Д.Харрисон и Г.Майлайш отмечают значимость концентрации имеющихся ресурсов и доказавших свою эффективность инновационных программах профподготовки и трудоустройства молодежи, обеспечивающих интегрированное взаимодействие образовательных, экономических структур в службе трудоустройства.
Одной из очевидных примет реакции на массовую молодежную безработицу стала политика "активного государственного вмешательства" в положение молодежи на рынке труда, расширение форм материальной поддержки безработных, стремление реформировать адекватно потребностям развития экономики все звенья системы общего и профессионального образования, оживить работу молодежных социальных служб помощи неустроенной молодежи и др. В Европейском Сообществе, уже в начале 80-х годов в рамках государственной молодежной политики предпринимались попытки связать воедино процессы реформ общего и профессионального образования с политикой активного привлечения частного бизнеса в подготовку к труду и размещению молодежи на работу, развитие альтернативных секторов занятости в экономике. К середине 80-х годов в Северной Америке, Испании, Португалии, Англии правящие круги убедились в бесперспективности "независимого" функционирования образования и служб трудоустройства, осознали потребность в новой концепции социальной политики в сфере труда и молодежи.
В политическом арсенале западноевропейских стран доминирует стратегия в направлении повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда, социальной защищенности, гарантированности работы и минимума социальных благ. Данная стратегия реализуется на основе и интегрального подхода в создании всесторонних условий для общего и профессионального образования, увязанного с новыми потребностями рынка в трудовой силе. В отличие от США и Канады, где в молодежной политики сохраняется приоритет в обеспечении социально обездоленных категорий молодежи, в Европе произошел переход от помощи отдельным слоям молодежи к социальным программам, доступным всем желающим.
Поскольку перспективы трудоустройства для 16-19 летних выпускников учебных заведений всегда были невелики, а в будущем, очевидно, будут снижаться, в большинстве стран западного полушария, в Японии, Южной Корее и др. упор делается на стратегию сохранения контингента подростков в рамках общего и профессионального образования для их соответствующей подготовки к труду. "Общий смысл этой политики заключается в том, что когда молодые люди утрачивают институциональную поддержку школы или специальной социальной программы, их трудности в плане работы многократно увеличиваются и возможности собственного трудоустройства уменьшаются", - полагает Р.Рист. Цель данной стратегии направлена на увеличение возможности трудоустройства молодежи. Это возможно при реформировании системы общего и профессионального образования с увеличением пребывания в ней учащихся.
К непосредственной реализации этой стратегии первоначально приступили в Западной Европе. Специалисты Европейского Центра по развитию профессионального образования разработали несколько моделей реконструкции системы профессиональной подготовки, позволяющей поднять качество и класс профессиональной подготовки выпускников школ, получить реальный опыт работы. С наибольшим размахом эта политика применялась в странах Скандинавии, в частности в Швеции, где в 1980 году был принят специальный закон, позволяющий соединить воедино на базе школы все виды допроизводственной подготовки молодежи. В Дании в результате концентрации целевых усилий по развитию навыков к труду учащихся школ, обеспечен успех в деле профессионального обучения. В Бельгии и Нидерландах с 1985 года действует законодательство, сделавшее обязательным пребывание в средней школе до 18-летнего возраста. По мнению бельгийского ученого Л.Ван Калтера эта стратегия имела цель увеличить для молодежи дистанцию между учебой и работой с тем, чтобы обеспечить более высокий уровень готовности к работе, включив дополнительные программы с акцентом на ознакомление с миром труда. В Англии с 1982 года в целях повышения значимости подготовки к работе учащихся, не проявивших склонности к продолжению общего образования, введена новая программа внутришкольной делопроизводственной подготовки "Технологическая инициатива". Она включает в себя развитие новых форм подготовки как учащихся, так и учителей, новую организацию школьного расписания и трудовую аттестацию для 14-18-летних возрастных групп. В Германии предложение федерального правительства увеличить обучение в школе до 10 лет было решено использовать для одногодичной профессиональной подготовки вместо увеличения объемов общего образования.
Аналогичные меры предпринимались в 80-е годы в США и Австралии, где получили развитие альтернативные программы обучения, опирающиеся на новые предметы профессионального содержания и инновационные методики трудовой подготовки. Перспективные исследования основных направлений в американской внутренней политике на 90-е годы свидетельствуют концентрации усилий и ресурсов на подъем качества профессиональной подготовки выпускников школ.
Весьма показательны в этом отношении данные, почерпнутые из материалов международной конференции по проблемам молодежи, проведенной в 1991 году в Москве. Так, в докладе английского профессора социологии Д.Риордона отмечается, что в Южной Корее, Швеции, США, Канаде 85% молодых людей в возрасте 16-18 лет обучались в средней школе. В Германии, Австрии и Швейцарии также 85% молодых людей проходили обучение школе, либо в системе ученичества. Исключение составляет Великобритания, где в 1984 году лишь 43% 16-летних подростков оставались в системе среднего образования.
Поскольку определенные категории молодежи рано покидают школу, многие специалисты на Западе считают необходимым внесение для них новых ресурсов, дополнительных программ и услуг, обеспечиваемых институтами вне общеобразовательной подготовки.
В публикациях зарубежных исследователей акцентируется тенденция возрастания потребности в совершенствовании как общего, так и профессионального образования, перевода всех образовательных институтов на более мобильную подготовку молодежи к труду, позволяющую быстро адаптироваться к социально-экономическим и индустриальным изменениям. Уровень образования, профессиональное мастерство и квалификация, опыт работы остаются главными факторами трудоустройства, что, кстати, подтвердили опросы, проведенные среди руководителей предприятий и организаций в США, Англии и Австралии.
Понятие "профессиональная подготовка" в западных странах покрывает значительное число действий государственных и общественных структур, начиная от производственной подготовки в учебных заведениях, завершения его обучения на рабочих местах, включая как неформальные договоры с частным бизнесом, так и обширные молодежные программы национального и локального уровня. Основными способами качественной подготовки молодежи к труду, по мнению западных специалистов, остается внепроизводственное обучение в рамках учебного заведения или специализированных программ и курсов, обучение непосредственно на производстве.
Современные американские программы профессиональной подготовки включают в себя элементы общего и профессионального образования, реализуемые в аудиторных занятиях и непосредственно в условиях производства, восстановительное образование для определенных категорий молодежи, профориентационную работу (введение в мир профессий), специальную подготовку по приобретению навыков поиска работы и адаптации на производстве.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства УР от 12 января 1998 г. N 6 "Об утверждении Концепции занятости подростков и молодежи, впервые вступающей на рынок труда Удмуртской Республики"
Текст документа официально опубликован не был