Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Городской думы г.Ижевска
от 12 ноября 1997 г. N 333
Концепция реформы
жилищно-коммунального хозяйства
в г.Ижевске
Введение
Преобразования в жилищно-коммунальной сфере на современном этапе осуществляются в рамках реализации нового этапа Государственной целевой программы "Жилище". Однако, несмотря на принимаемые меры, социально-экономическое состояние России продолжает оказывать негативное влияние на работу коммунальной инфраструктуры. Договоры на коммунальное обслуживание заключаются формально и не обеспечивают минимальных стандартов качества обслуживания. Не создан реальный механизм стимулирования ресурсосбережения в жилищно-коммунальной сфере. Инвестиции в коммунальном хозяйстве снизились за последние три года в два раза. Продолжает нарастать износ основных фондов, снижаются надежность и устойчивость систем инженерного обеспечения. Для решения этих вопросов назрела необходимость ускорения проведения реформы в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ).
Единственным способом преодоления кризиса является изменение всего комплекса формирования и управления ЖКХ как через систему финансирования (перехода от бюджетного дотирования к иным формам финансирования в том числе и к оплате в полном объеме жилищно-коммунальных услуг потребителями), через систему экономического улучшения качества обслуживания, через систему конкурентоспособности ЖКХ так и через систему обеспечения социальной защиты малообеспеченных слоев населения.
В основу данной концепции положена логическая структура построения системы реформирования ЖКХ:
- определение целевых приоритетов;
- выработка основных направлений структурно-управленческих преобразований - стратегии развития системы ЖКХ на этапах реформирования;
- определение приоритетных задач системы реформирования ЖКХ на каждом этапе ее реализации;
- разработка системы механизмов реализации преобразований в сфере ЖКХ (методов руководства, управления и регулирования);
- определение системы финансового обеспечения реформы ЖКХ;
- формирование системы правового и информационного обеспечения проведения реформы ЖКХ;
- разработка системы материально-энергетических, природных и трудовых балансов, а также нормативной базы деятельности при реформировании всего комплекса ЖКХ;
- формирование политики социальной поддержки проведения реформ и разработка, концепции социальной политики защиты населения;
- проработка системы поддержания и развития жилого фонда (в области капремонта и строительства);
- формирование системы обеспечения благоустройства и содержания придомовых территорий;
- обоснование прогнозно-планируемых сценариев развития реформы ЖКХ;
- проработка вопросов совершенствования системы управления всего комплекса ЖКХ.
В основу разработки концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства г.Ижевска положены следующие нормативные документы:
1) Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики";
2) Государственная программа РФ "Жилище";
3) Федеральный Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ";
4) Указы президента РФ от 28.04.1997 г. N 425 "О реформе ЖКХ в РФ" и от 27.05.1997 г. N 528 "О дополнительных мерах по реформированию ЖКХ РФ";
5) Закон УР "О местном самоуправлении в Удмуртской Республике";
6) Устав города Ижевска;
7) Постановление Правительства РФ "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг" от 18.06.96 г. N 707;
8) Постановление Правительства УР от 13 марта 1997 г. N 261 "О мерах по выполнению Постановления Правительства РФ N 707 от 18.06.96 г.";
9) Постановление Правительства УР от 25.08.97 г. N 789 "О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации о реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации".
Настоящая концепция, опираясь на приоритеты государственной политики, установленные вышеназванными документами, определяет общий замысел теоретического обоснования и практического осуществления реформ в сфере ЖКХ г.Ижевска.
Концепция основывается на анализе состояния и основных тенденциях развития этой отрасли городского хозяйства, учете основных проблем и противоречий се функционирования, требованиях обеспечения социальных гарантий и социальной защищенности граждан.
Концепция обосновывает методы и инструментарий реформирования городского жилищно-коммунального хозяйства и нацелена на построение эффективного хозяйственного механизма в ЖКХ г.Ижевска.
Концепция предусматривает последующую разработку и выполнение большого количества отдельных программ и подпрограмм, в которых должны найти отражение конкретные проблемы, стратегии, задачи, механизмы реализации, сроки исполнения.
Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в г.Ижевске разработана Администрацией г.Ижевска на основе собственных разработок и изучения опыта проведения реформирования ЖКХ в других городах Российской Федерации при участии научно-исследовательского учреждения "Содружество" Института экономики Уральского Отделения Академии наук и школы бизнеса ИжГТУ.
1. Состояние жилищно-коммунального комплекса в г.Ижевске
и основные проблемы его развития в условиях кризиса
Общая экономическая ситуация в жилищно-коммунальном комплексе г.Ижевска сложилась под воздействием тех же негативных последствий экономической политики, которые характерны для народнохозяйственного комплекса всей страны. Проводимая экономическая реформа в России по целому ряду причин не привела к достижению тех целей, которые были определены как важнейшие в начале. В результате целый ряд отраслей и промышленно развитых территорий, имеющих для России стратегическое значение, оказались в глубоком кризисе. Это положение абсолютно справедливо и для Удмуртии, г.Ижевска в том числе, экономика и жизненный уровень которых на протяжении последних десятилетий в значительной степени определялась в промышленном комплексе.
Промышленный кризис в Удмуртии характеризуется катастрофическим спадом производства и негативными структурными изменениями, особенно в производственной и социальной инфраструктурах. Если глубина спада в целом по промышленности превысила 50% к уровню докризисного периода, то вложения в поддержание и развитие инфраструктуры сократились в 2,1 раза.
Неблагополучные изменения, происходящие в производстве, снизили жизненный уровень населения, упали его доходы, а значит, произошло ограничение спроса потребителей в товарах и услугах. Все это сказалось и на поддержании и развитии жилищно-коммунального комплекса.
Структура ЖКХ сегодня имеет определенные начала рыночной экономики и остатки административного управления.
Общее управление жилищно-коммунальным хозяйством города осуществляет орган местного самоуправления - администрация г.Ижевска.
/-------------------\ /--------------------\
| Администрация | | Комитет городского |
| Ижевска |-----| хозяйства |-\
| Зам. Главы | | | |
| администрации | | | |
\-------------------/ \--------------------/ |
/----------------------| |
/-------------\ /-------------------\ /------------------\ |
/-| ГЖУ | | УКЭХ |-\ | Транспортные |--|
| \-------------/ \-------------------/ | | организации | |
| | \------------------/ |
| /-------------------\ | /------------------\ |
| /-------------\ | ГКТС |-| | Ижевскгаз |--|
|-| ЖРП, РАС, | \-------------------/ | \------------------/ |
| | АТП | /-------------------\ | /------------------\ |
| \-------------/ | Водоканал |-| | Связь |--|
| \-------------------/ | \------------------/ |
| /-------------------\ | /------------------\ |
| | Горсовет |-| | ЖКО предприятий | |
| \-------------------/ | | Различных форм |--/
| | | собственности |
| | \------------------/
| /----------------\ /-------------------\ |
| | Агентство по | | САХ |-|
|-| приватизации | \-------------------/ |
| | Обменное бюро | |
| \----------------/ |
| /-------------------\ |
| | Ижэлектросети |-|
| /----------------\ \-------------------/ |
| | Подрядные | /-------------------\ |
| | организации по | | Банно-прачечное |-|
| | обслуживанию, | | хозяйство | |
\-| текущему и | \-------------------/ |
| капитальному | /-------------------\ |
| ремонту | | ДЦК |-|
\----------------/ \-------------------/ |
/-------------------\ |
| Комбинат | |
| благоустройства |-/
\-------------------/
Для предприятий ЖКХ всегда был присущ диктат производителя, продавца. Это прослеживается и в настоящий момент. Внутри структура ЖКХ делилась еще на организации, которые диктовали свои условия - это в основном предприятия, так называемые локальные монополисты. Новое строительство осуществлялось без анализа затрат эксплуатации жилья. ЖКХ не участвовало в экспертизе нового строительства.
На протяжении нескольких десятилетий жилищный сектор находится под контролем государства. В сфере обеспечения населения жильем создалась сложная ситуация, которую невозможно разрешить за короткий промежуток времени. Замораживание платы за жилье и коммунальные услуги на уровне гораздо ниже фактической стоимости, односторонняя концентрация усилий на строительстве крупных жилых кварталов без развития инфраструктуры привело к тому, что во многих зданиях и квартирах существуют проблемы архитектурно-строительного характера, связанные с их стандартным минимальным размером, не отвечающим требованиям современного рынка, низким качеством строительных материалов и конструкций, характерным для крупных комплексов панельного строительства. Эти здания уже сейчас требуют ремонта и внедрения энергосберегающих мероприятий. Низкое качество жилья, высокое потребление энергии и воды влияет в целом и на экономику города.
Жилой фонд г.Ижевска в 1996 году составлял 11,1 млн.кв.м., в том числе 4,65 млн.кв.м. общей площади находилось в оперативном управлении ГЖУ. По сравнению с 1990 годом жилая площадь выросла на 700 тыс.кв.м. и достигла 2,6 млн.кв.м.. Число работающих в ГЖУ в 1990 году составляло 2400 человек и увеличилось в два роза по сравнению с 1980 годом (с момента создания трестов). В настоящее время в подрядных организациях, занимающихся обслуживанием муниципального жилья работает 2100 человек. На 01.01.97 на балансе ГЖУ находится 4.89 млн.кв.м. жилья.
На сегодняшний день в муниципальном жилищном фонде проживает 263,7 тысяч человек. Общая площадь муниципального жилья - 4889 тысяч кв.м..
По оснащенности необходимыми удобствами жилой фонд близок к оптимальному уровню и имеет практически весь их перечень.
Уровень оснащенности жилищного фонда в г.Ижевске
удобствами на 01.04.97 г.
/------------------------------------------------------------------\
| Вид удобств | % |
| |------------------------------|
| | Весь фонд | Фонд ГЖУ |
|-----------------------------------+---------------+--------------|
|1. Водопровод | 89,8 | 98.7 |
|-----------------------------------+---------------+--------------|
|2. Канализация | 89,5 | 98.6 |
|-----------------------------------+---------------+--------------|
|3. Центральное отопление | 93,7 | 98.5 |
|-----------------------------------+---------------+--------------|
|4. Ванная | 86,6 | 97.3 |
|-----------------------------------+---------------+--------------|
|5. Газ | 88,4 | 94.4 |
|-----------------------------------+---------------+--------------|
|6. Горячее водоснабжение | 83,9 | 91.0 |
\------------------------------------------------------------------/
Состав жилищного фонда города крайне неоднороден. Наряду с благоустроенным кирпичным и панельным жильем, введенным в 80-90-х годах, продолжают эксплуатироваться деревянные дома, построенные еще в 20-30-х годах.
Общая возрастная структура жилья представляет собой следующую картину:
/------------------------------------------------------------------\
| Годы ввода в эксплуатацию | Жилой фонд в % |
| |------------------------------|
| | Города | ГЖУ |
|-----------------------------------+---------------+--------------|
| 1931 - 1940 | 2 | 1,6 |
|-----------------------------------+---------------+--------------|
| 1941- 1950 | 3 | 3,0 |
|-----------------------------------+---------------+--------------|
| 1951 - 1960 | 6 | 21,0 |
|-----------------------------------+---------------+--------------|
| 1961- 1970 | 21 | 28,0 |
|-----------------------------------+---------------+--------------|
| 1971- 1980 | 23 | 21,0 |
|-----------------------------------+---------------+--------------|
| 1981- 1990 | 36 | 19,0 |
|-----------------------------------+---------------+--------------|
| после 1990 | 8 | 5,4 |
\------------------------------------------------------------------/
Сохранение в эксплуатации домов, возведенных более полувека назад, ведет к удорожанию их эксплуатации. Значительная часть такого жилья находится в аварийном состоянии, не имеет всех удобств, что определяет заметный разрыв в качестве жизни его пользователей, поддерживает социальное напряжение.
Более четверти благоустроенного жилья, возведенного 30-40 лет назад (кирпичные дома "сталинской" планировки с деревянными перекрытиями, панельные пятиэтажные "хрущевки"), фактически выработало свой нормативный срок эксплуатации и требует значительных затрат на содержание и, тем более, на реконструкцию.
Фонд жилья в городе исторически складывается так, что преобладал ведомственный фонд при незначительной доле муниципального и частного жилья. В последние годы произошли существенные изменения в связи с передачей жилого фонда в муниципальную собственность. В настоящее время более 40% жилого фонда города находится в оперативном управлении ГЖУ.
Жилищно-коммунальное хозяйство города является частью единого производственного и социального комплекса, входящего, в свою очередь, в хозяйственный комплекс региона и России. Это означает, что противоречия и недостатки, присущие экономике страны в целом и любой ее отрасли, характерны и для сферы ЖКХ. Эта сфера жизнедеятельности несет на себе и признаки общего кризисного состояния. Их высшим проявление является нарастающая аварийность оборудования и инженерных сетей. С 1990 года по 1996 год она выросла:
- в жилищном хозяйстве с 4,8% до 9%;
- в теплоснабжении с 6% до 13%;
- в водоснабжении с 6% до 12%;
- в электоснабжении с 7% до 11,5%.
Причина заключается в непрерывности увеличения числа жилых зданий, находящихся в аварийном состоянии или требующих комплексного капитального ремонта. Этим же объясняется рост числа аварий в системах водо-, тепло-, электроснабжения и водоотведения. Износ основных фондов коммунальных предприятий за последние 10 лет возрос в 1,7 раза. Отдельно по жилищному хозяйству - 47%.
Соотношение стоимости коммунальных услуг и оплаты за содержание жилищного хозяйства с 1996 года изменилось незначительно.
На сегодняшний день большую долю в структуре оплаты ЖКУ составляет плата за тепловую энергию в виде отопления и горячего водоснабжения (>60%).
1994-1995 годы отмечены резким ростом цен на коммунальные услуги и обслуживание жилья при одновременном падении жизненного уровня населения.
Из анализа данных видно, что резкое увеличение оплаты ЖКУ проводит к значительному сокращению сбора денежных средств (см. график) (3 кв. 1995 г.).
В 1996 году 9,3% семей, проживающих в муниципальном жилом фонде, получили компенсацию на оплату ЖКУ в сумме 3,2 млрд.руб., что в среднем составляет 32000 руб. на семью.
На 1.07.97 г. 4,6% семей получили компенсацию на сумму 1,3 млрд.руб., что в среднем составляет 32000 руб. на семью.
В то же время практически неизменная величина оплаты за жилье и коммунальные услуги и уменьшение количества семей, получающих компенсации в период с 3 кв. 1996 г. по 3 кв. 1997 г. показала, что население в настоящий момент практически может оплачивать ЖКУ. Таким образом, рост квартплаты должен быть мягким, обоснованным и привязанным к реальным доходам населения.
Оплата населением за жилищно-коммунальные услуги составила:
на 1.07.1997 г. на 1.09.1997 г.
на 1 кв.м - 1879 рублей в месяц; на 1 кв.м - 2344 рублей в месяц
на 1 чел. - 34846 руб. в месяц; на 1 чел. - 43450 руб. в месяц
Причем населением оплачивалось 30% себестоимости ЖКУ.
Фактические затраты на ЖКУ:
на 1.07.97 г. на 1.09.97 г.
на 1 кв.м - 6265 руб. в месяц; на 1 кв.м - 7812 рублей в месяц
на 1 чел. - 1 16153 руб. в месяц; на 1 чел. - 144834 руб. в месяц
Тарифы и ставки
на жилые и коммунальные услуги на 1997 г.
-------------------------------------------------------------------------
Наиме-| Ед. | Эконом. |Ставка для | Удельный |Дотации из | Удельный
нова- |изме-| обоснован.|населения | вес | бюджета | вес
ние |рения| тариф | | % | руб./мес. | %
услуг | | руб./мес. | | | |
| |-----------+-----------+-----------+-----------+-----------
| |1.07.|1.09.|1.07.|1.09.|1.07.|1.09.|1.07.|1.09.|1.07.|1.09.
| |97 г.|97 г.|97 г.|97 г.|97 г.|97 г.|97 г.|97 г.|97 г.|97 г.
-------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----
1.Плата|кв.м.| - |1000 | - |300 | - | 30 | - | 700 | - | 70
за |общей| | | | | | | | | |
найм |пло- | | | | | | | | | |
жилых|щади | | | | | | | | | |
поме-| | | | | | | | | | |
щений| | | | | | | | | | |
-------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----
2.Плата|кв.м.| - |1250 | - | 375 | - | 30 | - | 875 | - | 70
за |общей| | | | | | | | | |
капи-|пло- | | | | | | | | | |
таль-|щади | | | | | | | | | |
ный | | | | | | | | | | |
ремо-| | | | | | | | | | |
нт | | | | | | | | | | |
жилья| | | | | | | | | | |
-------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----
3.Об- |кв.м.| 1221|1017 | 366 |1017 | 30 | 100 | 855 | 0 | 70 | 0
слу- |общей| | | | | | | | | |
жива-|пло- | | | | | | | | | |
ние |щади | | | | | | | | | |
жили-| | | | | | | | | | |
щного| | | | | | | | | | |
фонда| | | | | | | | | | |
-------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----
4.Допо-| 1 | 1092|1092 | 328 | 328 | 30 | 30 | 764 | 764| 70 | 70
лни- | чел.| | | | | | | | | |
тель-| | | | | | | | | | |
ные | | | | | | | | | | |
услу-| | | | | | | | | | |
ги | | | | | | | | | | |
-------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----
5.Отоп-|кв.м.| 2930|3192 | 879 | 605 | 30 |18,9 |2051 | 258| 70 |81,1
ление|общей| | | | | | | | | |
цент-|пло- | | | | | | | | | |
рали-|щади | | | | | | | | | |
зова-| | | | | | | | | | |
нным | | | | | | | | | | |
теп- | | | | | | | | | | |
ло- | | | | | | | | | | |
снаб-| | | | | | | | | | |
жени-| | | | | | | | | | |
ем | | | | | | | | | | |
-------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----
6.ГВС с| 1 |25300|27569|7590 |5220 | 30 |18,9 |17710|22349| 70 |81,1
цент-| чел.| | | | | | | | | |
рали-| | | | | | | | | | |
зова-| | | | | | | | | | |
ными | | | | | | | | | | |
сис- | | | | | | | | | | |
тема-| | | | | | | | | | |
ми | | | | | | | | | | |
-------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----
7.Водо-| 1 |9744 |12290|2923 |135 | 30 | 11 |6821 |10938| 70 | 89
снаб-|чел. | | | | | | | | | |
жение| | | | | | | | | | |
и во-| | | | | | | | | | |
доот-| | | | | | | | | | |
веде-| | | | | | | | | | |
ние | | | | | | | | | | |
------------------------------------------------------------------------
Финансирование ЖКХ бюджетом осуществляется в виде выделения дотаций на тепло, воду, газ, капитальный ремонт и убытки содержания жилья.
Выделение бюджетных дотаций муниципальному
жилому фонду в I полугодии 1997 года
N п\п |
Наименование | Плановая сумма млн.руб. |
Фактически профинансиро- вано млн.руб. |
% от расчетного |
1. | Капитальный ремонт | 11000,0 | 6967,0 | 63 |
2. | ХВС | 11000,0 | 8143,7 | 74 |
3. | Убытки | 13900,0 | 7533,6 | 54 |
4. | Теплофикация | |||
5. | Маневренный фонд | 500,0 | - | - |
6. | Снос | 1300,0 | - | - |
Совместное финансирование |
7000,0 | 4302,9 | 61 |
Следует отметить, что финансирование капитального ремонта из средств бюджета не должно быть уменьшено вследствие постоянно наращивающегося износа жилищного фонда, оцениваемого в настоящий период в основной массе от 40 до 70 % из-за невыполнения своевременных мероприятий по профилактике и ремонту домов, обеспечивающих значительные сроки эффективной эксплуатации жилищного фонда.
По анализу специалистов выделение средств на капитальный ремонт жилья из расчета на 1 кв.м. общей площади в сопоставимых ценах за последние 20 лет сократилось в 11 раз.
Увеличивающийся недоремонт жилого фонда подвел техническое состояние значительной его части к критической отметке. Согласно утвержденных нормативов при износе 60% и более капитальный ремонт дома экономически нецелесообразен и дом подлежит сносу. В настоящий момент к данной категории можно отнести около 150-ти домов с проживанием в них порядка 707 семей только по муниципальному жилищному фонду. Техническое состояние ведомственного жилья еще более худшее, чем у муниципального, ввиду крайне сложного экономического положения предприятий, которые не имеют возможность финансировать в полном объеме убытки по содержанию жилья, состоящего на их балансе. При приемке жилья от предприятий на баланс Горжилуправления Администрации города необходимо учитывать это обстоятельство и предусматривать бюджетное финансирование на его восстановление.
2. Значимость, целевые ориентиры, подходы и принципы
реформирования системы ЖКХ
2.1. Значимость реформирования системы ЖКХ
Ухудшающееся состояние жилищного фонда, отсутствие возможностей поддержания его надлежащего состояния, наличие неопределенности в действенной государственной поддержке системы жилищно-коммунального хозяйства - все это требует взвешенных решений, новых подходов в проведении структурных преобразований, в технологическом и финансовом ее обеспечении, в действенной муниципальной и республиканской поддержке жилищно-коммунального комплекса.
2.2. Целевые ориентиры реформирования системы ЖКХ
Главная цель государственного реформирования - "изменение системы финансирования, т.е. переход от бюджетного дотирования к оплате в полном объеме жилищно-коммунальных услуг потребителями при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных слоев населения и экономического стимулирования улучшения качества обслуживания" (из материалов Концепции реформы ЖКХ в РФ).
Реформирование жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации реализуется через три основные цели:
1) обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества;
2) снижение издержек производителей услуг и соответственно тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг;
3) смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования.
Здесь главная цель отражает финансовую политику, а основные цели - социально-экономическую.
Цель реформирования ЖКХ в г.Ижевске - формирование эффективной муниципальной ЖК системы хозяйствования, обеспечивающей социальную ориентацию, качество жилищно-коммунальных услуг и конкурентоспособность муниципальной системы ЖКХ.
Подцели (целевые ориентиры) реформы ЖКХ в г.Ижевске:
1. Повысить эффективность муниципальной системы жилищно-коммунального комплекса:
а) с позиции потребителя:
- активное включение жильцов в сохранение и поддержание своего жилья прилегающих территорий путем создания ТСЖ;
б) с позиции субъектов хозяйствования:
- снижение издержек производственных услуг на 35-40%;
в) с позиции управления жилищно-коммунальным комплексом:
- переход от административных методов руководства к экономическим в условиях конкуренция.
2. Обеспечение социальной ориентации реформы ЖКХ:
а) выделение социальных приоритетов защиты определенных социальных слоев населения на каждом этапе реформирования;
б) формирование социальных приоритетов защиты населения;
в) создание системы реализации социальных льгот для населения при реализации реформ ЖКХ;
г) обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества;
д) смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования.
3. Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг населению г.Ижевска:
а) разработка стандартов качества жилья и жилищно-коммунальных услуг;
б) разработка стандартов качества прилегающих территорий к жилью;
в) разработка стандартов качества окружающей среды для населения города:
4. Обеспечение конкурентоспособности муниципальной системы ЖКХ:
а) в рамках развития инфраструктуры ЖКХ;
б) в рамках размещения объектов подотраслей коммунального хозяйства на территории города на основе конкурсного распределения ресурсов и многообразия форм собственности;
в) проведение единой технической, экономической, финансовой и экологической политики в проведении реформ ЖКХ в г.Ижевске.
Стратегические направления реализации целей реформироваиия.
Реализация вышеприведенных целей реформирования ЖКХ может быть рассмотрена поэтапно в определенном временном интервале и с учетом возможностей органов муниципального управления.
Стратегия реформирования представляет собой выбор:
- приоритетных сфер реализации целей на каждом этапе времени и на каждом этапе процедур деятельности;
- обоснование методов деятельности (механизмов руководства, управления и регулирования);
- обеспечение экономической и социальной эффективности действий по реализации целей в данной сфере и на каждом этапе реализации стратегии.
Стратегическим направлением реализации реформы ЖКХ является перевод жилищно-коммунального хозяйства на рыночные, социально ориентированные принципы функционирования для обеспечения населения необходимым качеством и количеством жилищно-коммунальных услуг.
2.3. Принципы реформирования системы ЖКХ
Концепция реформирования системы финансирования ЖКХ в г.Ижевске базируется на следующих основных принципах:
1) принцип обеспечения самофинансирования организаций ЖКХ;
2) принцип экономической обоснованности дифференцированных тарифов на жилищно-коммунальные услуги и предоставления их населению на конкурсной основе;
3) принцип постепенности перехода на новые принципы расчетов по мере создания социально-экономических предпосылок;
4) принцип обеспечения привлечения инвестиций на развитие и модернизацию объектов ЖКХ на основе формирования муниципальной финансово-кредитной системы;
5) принцип обеспечения эффективных форм расчетов и взаимозачетов для активизации работы по сокращению задолженности;
6) принцип необходимости изыскания резервов и доходов от использования придомовой территории для оплаты жилья и коммунальных услуг;
7) принцип недопущения утраты платежеспособности организаций ЖКХ путем создания механизма покрытия выпадающих доходов этих организаций.
Концепция системы социальной защиты населения при реформировании ЖКХ в г.Ижевске базируется на следующих основных принципах:
1) недопущение включения в тарифы необоснованных затрат монопольных организаций ЖКХ;
2) исключение возможности отказа в выделении жилищных субсидий гражданам, имеющим на них право;
3) обеспечение контроля обоснованности применения мер принуждения к должникам;
4) недопущение необоснованного снижения качества предоставляемых услуг, предусмотренных договорами найма на техническое обслуживание;
5) недопущения введения неоправданно высокого уровня ставок на оплату жилья, превышающих по площади социальную норму и тарифов на сверхнормативное потребление коммунальных услуг.
Основными способами достижения цели реформы ЖКХ в г.Ижевске являются:
- снижение стоимости жилищно-коммунальных услуг;
- обеспечение социальной защиты малообеспеченных слоев населения;
- совершенствование системы управления ЖКХ;
- совершенствование механизма финансирования ЖКХ;
- формирование политики поддержания, развития жилого фонда в области капитального ремонта, строительства и системы обеспечения благоустройства жилья, содержания придомовых территорий;
- правовое и информационное обеспечение реформы.
3. Снижение стоимости жилищно-коммунальных услуг
Решение данной задачи включает в себя 2 основных направления:
- регулирование деятельности естественных локальных монополистов;
- организация ресурсосбережения.
Регулировщике деятельности локальных естественных монополий по поставке коммунальных услуг направлено на:
- регулирование цен на поставку услуг естественных монополистов;
- внедрение альтернативных технологий.
Практика регионов России показывает, что цены на поставку услуг естественных монополистов оказываются искусственно завышены путем увеличения уровня рентабельности, увеличения уровня амортизационных отчислений и отчислений в ремонтный фонд.
В связи с этим, необходимым является проведение аудиторских проверок тарифов на услуги естественных монополистов, а также включение в состав регионально-энергетической комиссии представителей управляющих компаний жилищного фонда. Большую роль в ценовом регулировании имеют местные органы власти, которые должны своими решениями способствовать снижению цен на услуги путем установки минимального уровня рентабельности, обязательным конкурсным распределением подрядов на поставку сырья, материалов и ремонтные работы в пределах своей компетенции.
Возможно заключение трехстороннего договора между монополистом, управляющей компанией и местным органом власти, в котором было бы отражено, что управляющая компания возмещает затраты на услуги монополистов на уровне тарифа для населения. Разницу берет на себя бюджет, что побудит органы власти вести более тщательный контроль за ростом тарифов и проводить мероприятия по энергоресурсосбережению.
Организация ресурсосбережения в жилищном фонде может дать наибольший эффект снижения цен на услуги монополистов.
К тому же внедрение энергоресурсосбережения позволит поднять удельную долю возмещения населением затрат на содержание и обслуживание жилья без увеличения тарифа.
В организации ресурсосбережения стоит выделить два момента:
- организация повсеместного учета потребления ресурсов путем установки коммерческих узлов учета;
- внедрение новейших ресурсосберегающих технологий;
Необходимо разработать пакет документов на создание городского фонда ресурсосбережений, средства которого целевым направлением будут расходоваться на внедрение приборов учета и ресурсосберегающих технологий, (1998 г.).
Необходимо утвердить технические условия "Тепловая энергия водяного теплоснабжения г.Ижевске" (1998 г.).
Необходимо создание паспортов систем теплопотребления в г.Ижевске.
Необходимо разработать и утвердить правила, коммерческого учета теплопотребления в г.Ижевске. (1998 г.).
Разработать программу энергетической политики развития города.
На основе закона РФ "Об энергосбережении" разработать программу "Об энергосбережении в Удмуртской Республике", куда составной частью должна входить программа "Об энергосбережении в г.Ижевске", которая должна охватить комплекс вопросов (подпрограмм):
"Учет и рациональное использование тепловой энергии". Подпрограмма должна быть направлена на организацию повсеместного учета тепловой энергии в г.Ижевске (ЦТП, жилой дом, административные здания, объекты соцкультбыта) и на снижение расходов путем внедрения различной регулирующей аппаратуры (регуляторы давления и т.д.).
В первую очередь необходима установка узлов учета на границах балансового разграничения собственности между энергоснабжающими предприятиями и потребителями. Данная подпрограмма частично разработана и в 1998 году планируется установка узлов учета на:
- 277 на жилых домах;
- 76 на ЦТП, ИТП;
- 200 на объектах бюджетной сферы.
В первом квартале 1998 г., в качестве эксперимента, установить на опытных домах поквартирные приборы учета тепловой энергии, применить пофасадное регулирование теплового режима.
"Лифты".
В подпрограмме должно быть предусмотрено:
- замена морально и технически устаревших лифтов;
- анализ энергопотребления и определение направлений снижения расходов электроэнергии при эксплуатации лифтов;
- дальнейшее совершенствование отношений со специализированными подрядными организациями;
- совершенствование системы диспетчерской связи.
"Люкс".
В подпрограмме должно быть предусмотрено:
- внедрение приборов учета для двухтарифной оплаты электроэнергии;
- анализ энергопотребления современными бытовыми приборами и энерговооруженности современных квартир;
- использование на вновь строящемся и при капитально ремонтируемом жилье системы электроснабжения с отдельным "нулевым" проводом;
- применение энергосберегающего электрооборудования как внутри жилья, административных зданий, больниц, так и для освещения дорог, микрорайонов;
- применение альтернативных источников электрической энергии;
- анализ существующей системы электроснабжения города и подготовка предложений по ее совершенству.
Для восстановления износостойкости конструкций и элементов, и повышения теплосопротивления зданий разработать программу реконструкции.
Программа должна предусматривать:
- анализ технического состояния жилых домов 335, 467 серии;
- проведение анализа теплопотерь школ, детских садов и разработку программы мероприятий по снижению теплопотерь;
- изучение опыта проведения реконструкции в других регионах России и выбор технологии и порядка проведения реконструкции домов 335 серии г.Ижевска;
- порядок и источники финансирования проведения реконструкции;
"Холодная вода".
В подпрограмме предусмотреть комплекс мероприятий, направленных на:
- экономию потребляемой воды;
- ежегодное постепенное снижение нормативов потребления холодной воды;
- повышение качества воды;
- модернизацию оборудования систем водоснабжения и водоотведения.
"Горячая вода".
Подпрограмма направлена на:
- снижение нормативов потребления горячей воды;
- установку на ЦТП и ИТП домов пластинчатых водонагревателей вместо существующих бойлеров (1998 г. - опытные объекты);
- введение новейших технологий в области внутриквартальных сетей ГВС;
- использование электрических или газовых нагревателей непосредственно в квартирах;
- применение современных технологий водоподготовки;
- установку узлов учета как на дом, административное здание, больницу, так и непосредственно в квартирах.
4. Обеспечение социальной защиты
малоообеспеченных слоев населения
Одним из приоритетных направлений проведения жилищной реформы является социальная защита малообеспеченных слоев населения.
Важнейшим инструментом обеспечения социальной защиты является предоставление компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг. Порядок предоставления компенсаций определяется в Приложении N 1 Постановления Главы местного самоуправления N 168 от 17.07.97.
Необходимо разработать в 1998 г. программу социальной помощи одиноким гражданам с заключением с ними договоров о пожизненном содержании с иждивением на основе ст.601 ГК РФ.
Проработать возможность создания единого центра социальной защиты и субсидий города, который должен охватывать субсидиями весь город независимо от ведомственной принадлежности.
Создать межведомственную комиссию во главе с зам.главы администрации, которая бы ежемесячно рассматривала возникающие конфликтные ситуации и ежеквартально отслеживала и вносила свои предложения в Гордуму, Правительство УР и Госсовет УР об изменении социальной нормы жилья и социального стандарта ЖКУ.
Для выплаты субсидий обязательно предусмотреть защищенную статью в бюджете (с 1998 г.).
Утвердить постановлением Правительства УР положение "О взаимодействии центра субсидий и налоговых органов по факту отслеживания реальных доходов лиц, обращающихся за компенсацией оплаты ЖКУ" (1998 г.).
Разработать и утвердить мэром положение "О создании обменного фонда жилья" для людей, желающих уменьшить свою жилую площадь (приблизиться к социальным нормативам) в связи с увеличением роста платы за жилищно-коммунальные услуги по дифференцируемым ставкам.
Разработать Положение о муниципальном социальном жилье для малоимущих граждан. Введение платы за найм муниципального жилья и дифференцированной оплаты за сверхнормативную жилую площадь подтолкнет часть жильцов к обмену своих квартир на квартиры с меньшей площадью. Целесообразно по такому обмену предлагать муниципальное жилье, в котором предполагается относительно меньшая комфортность и, соответственно, меньшая квартплата. Высвободившиеся в результате такого обмена квартиры возможно использовать на следующие цели:
- в качестве обменного фонда;
- для расселения жильцов ветхого и аварийного жилья;
- для сдачи квартир юридическим и физическим лицам в коммерческий найм;
- для реализации на вторичном рынке жилья.
Сравнительный анализ прогнозируемых результатов перехода на 50% уровень оплаты населением жилищно-коммунальных услуг (Приложение 1) показал, что вариант, предлагаемый Правительством УР, ведет к уменьшению расходов бюджета на 50 млрд.рублей по сравнению с 1997 г. При этом плата за жилищно-коммунальные услуги повысится в 2 раза. Но в связи с низкой платежеспособностью населения и низким ростом доходов, который в сравнении с 1996 г. составит 4,5%, прогнозируемый сбор оплаты жилищно-коммунальных услуг составит 50% от начисленной суммы.
Вариант, предлагаемый Администрацией города Ижевска, предполагает многоступенчатый переход на 40-процентный уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг населением и долю оплаты ЖКУ до 14% от совокупного дохода семьи. Данный вариант позволяет сохранить расходы бюджета на том же уровне, что и в 1997 г. Общее увеличение оплаты жилищно-коммунальных услуг к концу 1998 г. в этом случае произойдет в 1,4 раза. В соответствии с этим прогнозируемый уровень сборов платы за жилищно-коммунальные услуги населением останется на уровне сборов 1997 г. (в % к начислению).
Увеличение оплаты населением ЖКУ с 35% до 50% от себестоимости без увеличения тарифов возможно за счет установки приборов учета энергоресурсов, снижения норм потребления холодной и горячей воды, льготного налогообложения ЖКХ, снижения цен на энергоносители.
5. Совершенствование системы управления ЖКХ
Решение этой задачи включает в себя два основных направления:
- формирование многообразия собственников жилищной сферы;
- демонополизация обслуживания муниципального жилого фонда и формирование рынка услуг.
Необходимо разрешить проблемы между субъектом жилищной собственности и ее пользователем. Не решила этот вопрос и приватизация жилья. Население не чувствует себя собственником, понимая, что приватизирована лишь квартира, а все остальное находится в совместной собственности с иными субъектами, владеющими прочими элементами зданий.
Огромную роль в повышении качества предоставляемых услуг ЖКХ играет личная заинтересованность в содержании жилищного фонда.
Создание товариществ собственников жилья (ТСЖ) позволит повысить личную заинтересованность жильца в качественном содержании не только своей квартиры, но и мест общего пользования, оборудования и т.д.
С другой стороны, повысится и требовательность к организациям, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги, т.к. эффективность и направление вложения средств будет определяться уже самими собственниками.
Таким образом, муниципальные органы власти должны всячески содействовать созданию ТСЖ, оказывая при этом всестороннюю юридическую и экономическую поддержку.
Содействие скорейшему становлению ТСЖ должно предусматривать:
- упрощение процедуры регистрации;
- получение ТСЖ дотаций на техническое обслуживание жилья и коммунальных услуг на уровне муниципального жилищного фонда;
- передача прав на нежилые помещения или перечисление части арендной платы ТСЖ за нежилые помещения в доме;
- передача прав на земельный участок под дом и придомовую территорию.
Действенную помощь в распространении товариществ собственников жилья в г.Ижевске может оказать организация их на базе вновь построенных жилых домов, в которых все квартиры распределяются на рыночной основе.
Однако не исключается и факт создания ТСЖ с участием муниципальных органов власти через уполномоченные органы.
Одной из главных целей реформы является демонополизация жилищно-коммунального хозяйства и формирование рынка услуг. Для достижения этой цели необходимо:
Разделение функций заказчика и подрядчика на предоставление жилищно-коммунальных услуг;
Внедрение конкурсного отбора подрядных организаций во все сферы жилищно-коммунального хозяйствах;
Служба заказчика должна постепенно превращаться в управленческую компанию. Служба заказчика должна являться управляющей структурой как в области обслуживания жилья и других объектов, так и в области их теплоэнергоснабжения (Приложение 2).
Работы в этом направлении ведутся в Городском жилищном управлении г.Ижевска (ГЖУ) с 1996 года. На сегодняшний день ГЖУ выполняет роль службы заказчика по управлению, содержанию и обслуживанию муниципального жилищного фонда г. Ижевска. Взаимоотношения между службой заказчика (ГЖУ) и подрядными организациями строятся на основе договоров подряда. С другой стороны, со 2 квартала введена форма договора на техническое обслуживание между собственниками жилья и службой заказчика в лице ГЖУ, в которой расписаны права и обязанности каждой из сторон. А также описывается ответственность ГЖУ за предоставление некачественных услуг и ответственность собственника за несвоевременную оплату и несоблюдение правил содержания жилищного фонда.
Введение договорной формы взаимоотношений как между собственником и муниципальной службой заказчика, так и между подрядными организациями, позволяет перевести сферу управления жилищно-коммунальным хозяйством на более высокий уровень. Материальная ответственность за нарушение договорных обязательств приводит к значительному улучшению качества содержания и обслуживания жилищного фонда.
В 1998 г. должен быть разработан пакет документов о найме, коммерческом найме и аренде жилья.
В 1998 г. необходимо перевести взаимоотношения в сфере жилищных отношений полностью на договорную основу.
Этому же способствует введение конкурсного отбора подрядных организаций на осуществление поставок материалов и оборудования, проведение капитального и текущего ремонта, содержание и обслуживание жилья. В соответствии с Указом Президента РФ N 305 от 8.04.97 г. в г.Ижевске разработан и принят пакет документов на размещение муниципального заказа в жилищной сфере. С 1 июня 1997 года весь заказ на поставку, работы и услуги осуществляются только на основе конкурсного отбора, кроме услуг ЖРП. Это обоснованно тем, что сегодня в г. Ижевске мы не имеем реально подготовленных частных, либо коммерческих организаций и фирм, готовых составить конкуренцию ЖРП. И самое главное, заказчик (ГЖУ) обязан в соответствии с договором оплачивать обслуживание жилого фонда, что невозможно было выполнить из-за проблем в финансировании, так как бюджет, к сожалению, является гораздо худшим плательщиком, чем население. Введение с 1 сентября 1997 года 100-процентной оплаты населением жилищных услуг в г.Ижевске позволит привлечь предприятия различных форм собственности для обслуживания жилого фонда.
В 1998 г. необходимо ввести конкурсный отбор на вывоз ТБО.
В дальнейшем планируется проведение конкурса не только на подрядные работы, но и на работы по управлению жилищным фондом.
Практика других регионов России показала, что создание конкурентной среды в сфере управления жилищным фондом между управляющими компаниями различных форм собственности также ведет к повышению качества жилищно-коммунальных услуг и сокращению затрат на содержание жилищного фонда, однако, на сегодняшний день система бюджетного финансирования службы заказчика не позволяет развиваться рыночным отношениям в сфере управления жилфондом. Это связано, прежде всего, с тем, что при финансировании из бюджета, служба заказчика создается с минимальным количеством персонала, что в свою очередь, связано с сокращением бюджетных расходов.
Управляющая компания должна быть самоокупаемой, а количественный состав персонала должен определяться исходя из реально поставленных задач.
В перспективе только собственник жилья должен выбирать того, кому доверит он управление своей собственностью и сколько он будет за это платить. С другой стороны, в сферу интересов управляющей компании нового типа должны попасть не только жилые дома и придомовые территории, по и вполне логично - другая инфраструктура микрорайонов и районов города, а именно: детские сады, школы, больницы, объекты социально-культурного назначения, тепловые передающие сети и др.
На первом этапе реформы ЖКХ целесообразно, чтобы ГЖУ, Комитет городского хозяйства, УКЭХ, исходя из накопленного опыты, оказывало нормативно-правовую, методологическую и иную поддержку предприятиям, вставшим на нелегкий путь управления ЖКХ.
6. Совершенствование механизма финансирования
жилищно-коммунального хозяйства
Для достижения целей реформы ЖКХ в области финансирования необходимо:
Администрации города разработать финансово-кредитную систему жилищно-коммунального хозяйства (1-2 кв. 1998 г.).
Ежегодно в бюджете города предусматривать защищенную статью для предоставления компенсаций и льгот на оплату ЖКУ.
Проработать систему векселеоборота в жилищно-коммунальном хозяйстве, подразумевающую выпуск векселя, предназначенного для уменьшения кризиса неплатежей в системе ЖКХ и ухода от взаимозачетов (Приложение 3).
Ввести жилищный ваучер на оплату субсидий, который затем может использоваться жителем для оплаты ЖКУ, и далее использоваться для взаиморасчета предприятиями ЖКХ между собой и бюджетом. Это позволит высвободить значительные финансовые средства (1998 г.).
Проработать систему городского займа под обеспечение недвижимостью.
Разработать программу привлечения внебюджетных инвестиций.
Необходимо создавать и развивать в городе предприятия, совместные предприятия, которые бы работали на систему ЖКХ в городе.
Внести предложение в соответствии с налоговым законодательством РФ по льготному налогообложению для предприятий, которые работают в системе ЖКХ. Вновь созданные, или существующие предприятия, вкладывающие инвестиции в развитие жилищно-коммунального хозяйства, или при выпуске новой продукции для ЖКХ освободить от уплаты налогов на время окупаемости инвестиций.
Выйти с предложением в Государственную думу РФ об освобождении предприятий ЖКХ от НДС, что позволит снизить на эту сумму размер тарифов. С аналогичной инициативой выйти в Госсовет УР.
Более полно использовать дополнительные источники финансирования за счет доходов от рекламы, нахождения на объектах муниципальной собственности чужой собственности, привлечения арендаторов в части ремонта фасадов, благоустройства территории и т.д.
Оговорить в договоре на финансирование предприятий, обслуживающих ЖКХ, что часть своей прибыли они обязаны направлять на собственное развитие в части приобретения и использования новых механизмов, оборудования и т.д.
Внедрить систему оперативного учета движения денежных средств и систему учета текущей дебиторской и кредиторской задолженности.
Проводить отбор и экономический анализ инвестиционных проектов, направленных на развитие жилищно-коммунального хозяйства.
Эффективно использовать временно свободные средства для получения дополнительной прибыли и, в частности, разрешить использование временно свободных целевых бюджетных средств в течение года по усмотрению службы единого заказчика с предоставлением отчетов в конце года об их использовании по назначению.
Разработать положение о дифференцированной плате за жилищные и коммунальные услуги, предусмотрев в нем дифференциацию платы в зависимости от этажности, состояния дома, отдаленности от центра. расположения его вдоль улицы или внутри квартала.
Разработать положение "О закупке сырьевых ресурсов", направленное на создание городского рынка сырьевых ресурсов.
Внести предложение по изменению порядка ценообразования тарифа на теплоэлектроэнергию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4.02.97 г. N 121.
Тариф на теплоэлектроэнергию должен состоять из двух частей: собственно стоимости энергии и ее транспортировки, причем стоимость транспортировки - величина постоянная, а стоимость самой энергии определяется на конкурсной основе. Для сокращения затрат служба заказчика может покупать энергию напрямую у производителей, которые должны предоставлять калькуляцию, расшифрованный тариф с указанием своих реальных издержек.
Разработать положение о финансировании работ по установке узлов учета и утвердить его постановлением мэра (1998 г.).
Разработать форму договора о взимании платы с жильцов после установки поквартирных приборов учета с учетом дифференцированной оплаты за сверхнормативное потребление (1998 г.).
Разработать положение о возможности установки поквартирных узлов учета на жилом фонде за счет привлеченных средств инвесторов с поэтапной выплатой жильцами затраченных средств в течение 3-4 лет (1 кв. 1998 г.).
На первоначальном этапе, который включает в себя реализацию энергосберегающей программы использовать кредитные средства банков для закупки и установки энергосберегающего и другого необходимого оборудования (1998 г.).
Привлекать предприятия для вложения средств в энергосбережение (установка и обслуживание приборов учета).
Проработать возможность создания СП по выпуску приборов, оборудования, вхождения службы заказчика и муниципальных предприятий пакетом акций во вновь создаваемые предприятия.
Разработать программу по привлечению промышленных предприятий г.Ижевска для выпуска изделий и оборудования для выполнения программ ЖКХ.
Проработать вопрос по обязательному страхованию муниципального жилья и использованию средств от страховых взносов на проведение мероприятий, расширяющих и ускоряющих реализацию энергосберегающей программы и финансирование других мероприятий в соответствии с реформой ЖКХ (1-2 квартал 1998 г.)
В 4 квартале 1997 г. и на протяжении 1998 г. необходимо осуществлять взаимодействие с финансовыми институтами с целью привлечения инвестиционных ресурсов. Использовать привлеченные финансовые средства необходимо по следующим направлениям:
- для участия в долевом строительстве жилья;
- для участия в работах по проведению реконструкции и сносу ветхого жилья;
- для участия в долевом строительстве объектов социальной сферы;
- для осуществления оперативных расчетов с поставщиками и подрядчиками, обслуживающими муниципальный жилой фонд;
- для осуществления оперативных расчетов по налоговым платежам в федеральный, республиканский и местный бюджеты;
- для (финансирования целевых инвестиционных программ в соответствии с перспективным планом работы ЖКХ до 2000 года;
- для совершенствования профессионального и образовательного уровня сотрудников ЖКХ и привлечения международного опыта в области ЖКХ.
В 1998-2000 годах в План мероприятий по финансовому обеспечению реализация жилищно-коммунальных реформ будут вводиться дополнительные мероприятия в соответствии со сложившейся экономической и политической ситуацией в РФ и УР.
7. Формирование политики поддержания, развития жилого фонда в
области капитального ремонта, строительства и системы обеспечения
благоустройства жилья, содержания придомовых территорий
В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 707 от 18.06.96 "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг", Постановлением Правительства УР N 261 от 13.03.97 "О мерах по выполнению постановления РФ N 707 от 18 июня 1996 года "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг", Постановлением первого заместителя главы администрации - Вице-мэра г.Ижевска N 185 от 29.07.97 г. "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг" введена плата за капитальный ремонт и социальный наем.
Введенная плата позволит увеличить объем средств, направляемых на проведение капитального ремонта. Расчетная сумма сборов - около 12 млрд.рублей в год, что на данный период составляет 30% от затрат по статье капитального ремонта муниципального жилого фонда.
Наряду с проведением капитального ремонта жилого фонда назрела насущная необходимость проведения реконструкции жилых домов первых массовых серий, а также реконструкции и сноса домов старой постройки, техническое состояние которых не отвечает требованиям и нормативам настоящего времени. В связи с этим в структуру квартплаты вводится плата за наем муниципального жилья, поступление средств от которой планируется направлять на разработку и проведение реконструкции и реабилитации вышеназванных жилых домов, а также сноса ветхого жилья.
Необходимо разработать Программу строительства "нового дома" с целью удешевления эксплуатации. Проектные работы на новое строительство, реконструкцию и капитальный ремонт жилья должны вестись с учетом "Предложений по комплексному изменению градостроительной политики и развития современных технологий домостроения и объектов коммунального назначения, инвестирования строительства и реконструкции жилищных и коммунальных объектов" АО "Прикампроект" и предложений жилищно-ремонтных предприятий, основанных на опыте эксплуатации жилищного фонда. В программе необходимо предусмотреть производство перспективных материалов и оборудования на предприятиях города.
Все более актуальной становится проблема оформления и ремонта фасадов жилых зданий. Наряду с решением задачи по их эстетическому оформлению не менее важной и значимой является задача применения современных облицовочных материалов, обладающих теплоизоляционными свойствами с повышенной износостойкостью, в комплексе с работами по ремонту и устройству водоотводящих конструкций здания. С этой целью необходима разработка программы "Фасад 2000 г.", первоочередным этапом которой станет оформление центральных и исторических улиц города Ижевска - столицы Удмуртской Республики.
Остро стоит необходимость в разработке программы "Ветхое жилье", включающей в себя:
- строительство малоэтажной застройки, построек коттеджного типа с применением всех современных независимых альтернативных источников тепла, электроэнергии, с привлечением средств инвесторов, в центральных районах города (районы улиц Красной, Советской, В.Сивкова), где сейчас находится старый жилой фонд, на капитальный ремонт и содержание которого требуются сегодня средства соизмеримые со средствами, необходимыми для сноса данных домов. В этих районах расположено 43 жилых дома с проживанием в них около 300 семей. Для решения данного вопроса необходимо на снос домов и благоустройство территории- 2,15 млрд.рублей, на расселение жильцов - 28,4 млрд.рублей;
- использование под расселение выморочного жилого фонда;
- долевое участие бюджета в строительстве жилья с дальнейшим использованием квартир под расселение жильцов сносимых домов.
Для финансирования мероприятий по разработке и реализации программы учредить городской фонд с определением источников его наполнения:
- плата за наем жилых помещений;
- плата за аренду нежилых помещений;
- часть налога на недвижимость с владельцев жилья;
- часть земельного налога, начисляемого на землю под жилыми домами и прилегающую к ним территорию.
Необходимо разработать программу "Реконструкция и капитальный ремонт жилья г.Ижевска" с учетом применения новых технологий.
Принимая во внимание глубину данной проблемы, масштабность объемов, необходимость корректировки существующей и создание вновь правовой базы для ее решения, создать совместный рабочий орган администраций города Ижевска и Госстроя УР с привлечением специалистов других организаций и ведомств для разработки вышеозначенных, программ и контроля за ходом их реализации. Предусмотреть в бюджетах УР и города Ижевска статью по финансированию разработки и реализации программ, направленных на развитие жилищного фонда.
Целесообразно создание совместного предприятия по производству оконных блоков из ПВХ со стеклопакетами и современных утепляющих материалов, значительно сохраняющих энергоресурсы, затрачиваемые на отопление жилья, с участием Администрации города и предприятия (организации), достигшей успехов в данной области и зарекомендовавшей себя среди потребителей его продукции, что позволит сократить затраты при реконструкции и капитальном ремонте жилья.
Разработать программу "Чистый город" (1998 г.). В ней предусмотреть создание на базе полигона ТБО самостоятельных юридических муниципальных предприятий с возможностью участия в конкурсе по вывозу и переработке мусора. Предусмотреть установку новых контейнеров, как в павильонах, так и вдоль дорог и тротуаров, организацию вывоза мусора из частного сектора. В местах без дворников и уборщиц осуществлять переход на самообслуживание и освобождение жильцов в этом случае от оплаты за данный вид услуги.
Перейти на уборку и обустройство придомовых территорий с использованием новейших технологий и оборудования.
Разработать подпрограмму "Подъезд" с целью введения охранной службы подъездов, основанную на анализе случаев умышленного ухудшения технического состояния жилого фонда (кража стекол, рам и дверей, порча замков на входах на чердаки и в подвалы, стен, потолков и почтовых ящиков в подъездах, кража блоков управления лифтами и пр.) с применением существующего принципа долевого финансирования охранной службы жильцами и бюджетом города в пропорциях, действующих на текущий период.
Проводить дальнейшее развитие и совершенствование системы отбора ремонтно-строительных организаций посредством систематического ведения анализа квалификации подрядчиков и проведения конкурсов и тендеров на размещение муниципального заказа по текущему и капитальному ремонту жилищного фонда.
Разработать пакет программ "Дороги г.Ижевска". В программах предусмотреть:
- разделение дорог внутри города на федеральные, республиканские, внутригородские;
- финансирование содержания дорог;
- освещение с использованием новейших технологий;
- привлечение инвестиций и фирм на обустройство дорог и тротуаров.
Разработать программу улучшения внешнего облика города (номерные знаки, названия улиц, информационных указателей) с использованием новейших технологий.
8. Правовое и информационное обеспечение
реформирования ЖКХ
Основу нормативно-правового, методического и информационного обеспечения Программы по внедрению жилищной реформы составляют мероприятия, реализация которых позволит создать необходимую нормативно-правовую базу для комплексного решения вопросов реформирования системы ЖКХ.
На уровне Госдумы РФ необходимо принять новый Жилищный Кодекс РФ и привести его в соответствие с ГК РФ, что позволит повысить взаимную ответственность жителей и организаций, участвующих в обслуживании жилого фонда.
Для нормального финансово-экономического функционирования системы ЖКХ на уровне подразделений Администрации необходимо принять Положения, утвержденные Главой местного самоуправления, касающиеся перехода отраслевых управлений на самоокупаемость и самофинансирование, а также порядка формирования дополнительных источников доходов и стимулирования работников ЖКХ в зависимости от результатов формирования дополнительных источников и качества их использования (1998 г.).
В связи с необходимостью соблюдения норм антимонопольного законодательства, регулирования деятельности естественных монополий, предлагаем принять и утвердить на уровне УР "Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации", поскольку действующие в настоящее время "Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ", утвержденные Приказом Минстроя РФ от 11.08.95 не защищают интересы заказчика (абонента), а в конечном счете - интересы потребителей (субабонентов), служат только интересам организации ВКХ и поэтому носят односторонний характер.
Принять постановление мэра г.Ижевска об обязательной установке поквартирных узлов учета во вновь строящихся домах, а также в квартирах жильцов, имеющих дополнительный водоразбор (бассейны, сауны и т.д.) (1998 г.).
В целях соблюдения правил техники безопасности жителями домов муниципального жилого фонда при эксплуатации газовых плит необходимо разработать и принять Постановление о передаче газовых плит на баланс Горгаза (1998 г.).
Предлагается на уровне города принять Постановление, в котором определить границу раздела балансовой принадлежности сетей между балансодержателями (1998 г.).
Предлагается на уровне города принять Постановление, в котором бесхозяйные (транзитные) трассы должны быть закреплены за эксплуатирующими организациями по направлениям деятельности (бесхозяйные водопроводные сети - за МП "Ижводоканал", бесхозяйные электрические сети - за МП "Ижевские электрические сети", и т.д.) (1998 г.).
В связи с внесением изменений в Правила устройства электроустановок 1986 г. (изменения от 1994 г. - п. 7.1.33.) необходимо на уровне города разработать и принять нормативные акты, касающиеся реконструкции электросетей муниципального жилого фонда, внесения в проектную документацию по электрооборудованию жилых зданий "нулевого защитного проводника" (пятого провода) сечением равного фазному, начиная от вводно-распределительного устройства (1998 г.).
Необходимо разработать стандарт качества предоставления ЖКУ в г.Ижевске. В ГЖУ уже разработан проект Правил предоставления коммунальных услуг, в котором основное место занимают вопросы, связанные с условиями снижения оплаты в случае снижения качества предоставленных коммунальных услуг, методикой возврата разницы в оплате, перерасходом и экономией ресурсов.
В тесной связи с этой группой вопросов находится необходимость принятия на уровне города Положения о расходовании сэкономленных денежных средств.
С целью обеспечения нормального функционирования отдела жилищной компенсации ГЖУ, либо центра субсидий необходимо на уровне города разработать и принять нормативные акты, устанавливающие взаимоотношения между налоговой службой, органами лицензирования индивидуальной частной предпринимательской деятельности и ГЖУ (1998 г.).
В условиях формирования рыночных отношений необходимо на уровне города разработать и принять Положение о найме муниципального жилья. Положение о коммерческом найме и типовые договоры найма (1998 г.).
Необходимо разработать нормативно-правовую базу, касающуюся вопросов приема-передачи объектов ЖКХ, внести изменения н дополнения в нормативные акты, определяющие порядок приема-передачи объектов жилищно-коммунального назначения на уровне Российской Федерации, республики и города. В настоящее время в нормативных актах, определяющих порядок приема-передачи, не нашли отражения следующие моменты.
Прием общежитий в муниципальную собственность, отнесение расходов по их содержанию, использование жилых помещений в качестве общежитий жилых помещений в жилых домах, предназначенных для постоянного проживания.
Прием ветхого жилья (с физическим процентом износа более 60% для деревянных домов и свыше 70% - для каменных домов).
Прием жилого фонда, расположенного на территории предприятий и в санитарно-защитной зоне.
Прием жилых домов, не пригодных для дальнейшего проживания, на основании имеющихся решений администраций районов согласно актов межведомственных комиссий.
Существующие инструкции 1980 года, утвержденные Минжилкомхозом РСФСР, утратили силу.
Если в Порядке приема-передачи объектов жилищно-коммунального назначения прием ветхого жилья, прием жилого фонда, расположенного на территории предприятий и в санитарно-защитной зоне и прием жилых домов, не пригодных для дальнейшего проживания, будет указан как подлежащий передаче, предлагается ввести в бюджет статью расходов по исполнению данного приема-передачи.
Необходимо разработать и принять на уровне РФ Постановление об утверждении Нормативов по передаче производственных баз, мастерских, машин, оборудования на 1 кв.м. передаваемой общей жилой площади.
Необходимо дополнительно принять в 1998 г. постановление о том, что сдача в эксплуатацию вновь построенных зданий, зданий после проведения капитального ремонта, а также ведомственных объектов, передаваемых в муниципальную собственность возможна только после оснащения зданий узлами учета воды, тепла, газа.
Для выполнения мероприятий реформы ЖКХ необходимо проведение широкой информационной работы.
Планируется широкий обмен опытом работы с региональными службами заказчика, МП и другими органами управления жилищно-коммунальным хозяйством, улучшение организации работы по сбору информации о региональных мероприятиях по реформированию системы ЖКХ, о выпуске новой эффективной техники, приборах, оборудовании и материалах, применяемых в ЖКХ.
Администрации города Ижевска предусмотреть в бюджете 1998 года статью расходов на освещение в СМИ реформы ЖКХ.
Одной из задач пресслужбы Мэрии г.Ижевска должно стать изменение отношения людей к своему дому, городу, как к своей собственности.
Ежемесячно на пресс-конференциях в Администрации города рассказывать о ходе реформы ЖКХ.
Запланировать выездные пресс-конференции службы компенсации, чтобы наглядно проиллюстрировать порядок начисления и выплаты компенсаций населению города.
В телепередачах по заказу Администрации города Ижевска ввести регулярную рубрику, посвященную проблемам и реформе ЖКХ, пропаганде положительного опыта участия жителей города в сохранении муниципального жилищного фонда, улиц, дворов, подъездов, благоустройстве города.
В передаче "Городской вестник" (радио "Радуга", пятница, 14.00 и 19.00) особый акцепт сделать на реформировании ЖКХ.
В одной из республиканских газет (например, "АИФ в Удмуртии") опубликовать цикл статей о ЖКХ столицы республики.
Выпустить вестник ЖКХ, в котором было бы расписано все о субсидиях, о порядке их предоставления, о тарифах на ЖКУ, о правах и обязанностях собственника и нанимателя жилья, о правах и обязанностях предприятий ЖКХ и т.д.
Создать "горячую линию" - телефон, по которому жители могли бы звонить и вносить свои предложения, жалобы о ходе жилищной реформы (1997 г.).
Для содействия работе населения города в части установки измерительных тепловых приборов, необходимо организовать выпуск информационного бюллетеня, где были бы даны подробные разъяснения о необходимости установки счетчиков тепла и воды. Кроме того, необходимо постоянное упоминание об этом аспекте реформы ЖКХ в газетных публикациях, выступлениях по радио и телевидению.
Необходимо:
Создание постоянных рубрик по освещению хода жилищной реформы в газетах г.Ижевска;
Проведение (создание) телепередачи - дискуссии (прямой эфир) по обсуждению проблем реализации реформы ЖКХ в телекомпаниях г.Ижевска;
Проведение социологических опросов среди населения г.Ижевска с привлечением социологических организаций с опубликованием результатов в СМИ;
Организация выступлений руководителей служб ЖКХ в СМИ;
Организация собраний жильцов с представителями служб ЖКХ;
Создание в организациях ЖКХ служб по связям с общественностью;
Изготовление наглядной агитации в виде плакатов, листовок, бюллетеней и т.д. с целью пропаганды проводимой реформы ЖКХ.
9. Основные пути формирования механизма
реализации реформы
Для достижения поставленных задач реформы ЖКХ г.Ижевска необходимо создание определенных структур и проведение ряда мероприятий:
Создание в г.Ижевске Департамента ЖКХ - структуры, определяющей направления развития и осуществляющей контроль за деятельностью ЖКХ города.
Создание на уровне города рабочей группы, в состав которой должны войти ученые, управленцы, финансисты, экономисты и т.д., заключить с ними договор, предусмотрев в 1998 году статью в бюджете, которая бы занималась разработкой ежегодных конкретизированных программ реализации реформы ЖКХ.
Для научного обоснования бизнес-планов, целевых программ, разработки нормативных документов, поиска методов эффективного управления финансовыми средствами и хозяйственным механизмом, разработки и изучения новых технологий необходимо создать на базе ИжГТУ Муниципальный институт городского хозяйства.
Ежегодно формировать городской заказ на оборудование, узлы, детали для ЖКХ, выпуск которых возможен на предприятиях г.Ижевска.
Создание в предприятиях ЖКХ аналитической службы по отслеживанию эффекта проводимой на предприятии реформы ЖКХ (в ГЖУ создана в мае 1997 г.), которая имела бы свою статью расходов на изучение и экспериментальное апробирование новейших материалов, оборудования, технологий, методов управления, финансирования с привлечением в качестве консультантов на договорных началах специалистов, банкиров, работников проектных организаций, НИИ и т.д.
Создание городской комиссии по исполнению стандарта ЖКУ.
Участие представителей службы заказчика или членов комиссии по исполнению стандарта в работе региональной энергетической комиссии.
Взаимодействие городского комитета по реформе ЖКХ с ТПО ЖКХ УР, отделом ЖКХ Правительства УР, рабочей комиссии по реформе ЖКХ правительства УР с целью координации проводимых мероприятий и обмена информацией.
Межведомственная городская комиссия по реформе ЖКХ должна ежеквартально получать информацию от комитета жилищной реформы г.Ижевска о результатах проводимых мероприятий, выходить в вышестоящие органы с предложениями по принятию нормативных актов, корректировать и утверждать детализированные программы реформы на каждый год, обобщать опыт различных организаций и регионов, выходить с предложениями в Городскую Думу по корректировке статей бюджета.
Заместитель главы администрации -
Начальник Городского жилищного управления |
С.А.Трухин |
Заместитель главы администрации г.Ижевска -
Начальник Городского жилищного управления |
С.А.Трухин |
___________________
График не приводится
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.