Текст приложения N 3 в редакции от 12 ноября 1997 г.
Приложение N 3
к Уставу города Ижевска
Положение
о референдуме в городе Ижевске
Раздел I. Общие положения (ст.ст.1-9)
Раздел II. Объявление референдума (ст.ст.10-19)
Раздел III. Подготовка к референдуму (ст.ст.20-33)
Раздел IV. Установление результатов референдума (ст.ст.34-37)
Раздел V. Ответственность за нарушение Положения о (ст.38)
референдуме
Раздел I. Общие положения
Статья 1. Понятие городского референдума
Городской референдум (далее - референдум) - голосование жителей, проживающих в границах города Ижевска, по вопросам городского значения в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Удмуртской Республики.
Статья 2. Вопросы референдума
1. На референдум могут выносится вопросы, непосредственно затрагивающие интересы жителей города:
- формы осуществления городского самоуправления;
- изменение территории и границы муниципального образования;
- планы развития территорий;
- вопросы самообложения;
- отчуждение муниципальной собственности;
- иные вопросы городского значения, отнесенные Конституцией Российской Федерации, Конституцией Удмуртской Республики и законодательством к компетенции местного самоуправления.
2. На референдум не могут быть вынесены вопросы, отнесенные Конституцией и законодательством Российской Федерации, Конституцией и законодательством Удмуртской Республики к компетенции органов государственной власти.
Статья 3. Решения референдума
Решения, принятые на референдуме, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории города предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами городского самоуправления и гражданами.
Решения принятые на референдуме могут быть обжалованы в судебном порядке в случае противоречия законодательству или нарушения законности при проведении референдума.
Решения, принятые на референдуме могут быть отменены референдумом или признаны недействительными по решению суда.
Статья 4. Право населения на участие в референдуме
В референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, проживающие на территории г.Ижевска и обладающие избирательным правом. Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в референдуме в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных взглядов, рода и характера занятий запрещается.
Статья 5. Общие принципы проведения референдума
1. Граждане участвуют в референдуме непосредственно и лично. Участие в референдуме является свободным.
2. Голосование на референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.
3. Граждане участвуют в референдуме на равных основаниях по месту своего проживания. Каждый гражданин имеет один голос.
Статья 6. Контроль за соблюдением Положения о референдуме
Контроль за соблюдением Положения о референдуме осуществляют органы городского самоуправления.
Статья 7. Агитация по поводу референдума
1. Политическим партиям, профсоюзам, другим общественным организациям и массовым движениям, трудовым коллективам и гражданам гарантируется право беспрепятственной агитации за или против предложения об объявлении референдума, за или против проекта вопроса или решения, выносимого на референдум.
2. Не допускается пропаганда или агитация, побуждающие к социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражде. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
3. Запрещается проводить агитацию, распространять любые агитационные материалы:
а) органам государственной власти Удмуртской Республики, органам городского самоуправления, а также их должностным лицам при исполнении ими служебных обязанностей;
б) членам избирательных комиссий, членам комиссий референдума.
4. Агитация заканчивается в ноль часов по местному времени накануне дня предшествующего дню проведения референдума. В день проведения референдума и в предшествующий ему день агитация запрещается. Агитационные печатные материалы, ранее вывешенные вне помещений комиссий референдума. сохраняются на прежних местах.
5. Агитация может проводиться:
- через средства массовой информации;
- путем проведения различных мероприятий (собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций и т.п.);
- путем выпуска и (или) распространения печатных и иных агитационных материалов;
- в иных не запрещенных законом формах.
6. Запрещается проведение агитации, сопровождаемой предоставлением гражданам бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг (за исключением информационных услуг), ценных бумаг, а также выплатой денежных средств.
7. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.
8. Комиссии референдума, поставленные в известность о распространении анонимных агитационных материалов либо об иных нарушениях установленного порядка проведения агитации, вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности.
9. Порядок вывешивания агитационных печатных материалов определяется Администрацией города.
10. Средства массовой информации, одним из учредителей которых являются государственные органы, органы городского самоуправления, предприятия, учреждения и организации, которые финансируются полностью или частично за счет государственных средств или средств городского самоуправления, обязаны обеспечить равные возможности для агитации за или против вопроса, вынесенного на референдум.
Статья 8. Гласность при подготовке и проведении референдума
1. Подготовка и проведение референдума осуществляется открыто и гласно.
2. Все решения, касающиеся референдума, а также вопросов или иных решений, выносимых на референдум, подлежат опубликованию средствами массовой информации в течение семи дней с момента их принятия соответствующими органами.
3. Средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения референдума, их представителям гарантируется беспрепятственный доступ на все собрания и заседания, связанные с референдумом, и получение соответствующей информации.
4. Комиссии по проведению референдума своевременно информируют население о своем составе, месте нахождения и времени работы, об образовании участков для голосования и списках граждан, имеющих право участвовать в референдуме.
5. На заседаниях комиссий референдума вправе присутствовать уполномоченные представители инициативных групп, зарегистрированных в соответствии со статьей 14 настоящего Положения.
6. В день проведения референдума в помещениях участков референдума с момента начала работы участковой комиссии до окончания оформления документов об итогах голосования вправе присутствовать наблюдатели, направленные инициативной группой, общественными объединениями, уставы которых зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации или Удмуртской Республики, а также представители средств массовой информации.
7. Порядок аккредитации журналистов устанавливается городской комиссией по проведению референдума. В случае отказа в предоставлении аккредитации городская комиссия референдума обязана принять мотивированное решение и выдать его копию заявителю.
8. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме общественным объединением или инициативной группой с указанием фамилии, имени, отчества, адреса места жительства наблюдателя, а также номера и места нахождения участка референдума, на который он направляется. Полномочия наблюдателя действительны только при предъявлении паспорта или заменяющего его документа. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя на участок местного референдума не требуется.
9. Наблюдатель имеет право:
а) знакомиться со списками граждан, имеющих право на участие в референдуме;
б) присутствовать при голосовании граждан, которые по состоянию здоровья или другим уважительным причинам голосуют вне участка референдума;
в) присутствовать при подсчете голосов и составлении протокола участковой комиссии референдума об итогах голосования;
г) обращаться в участковую комиссию референдума с предложениями и замечаниями;
д) обжаловать действия (бездействие) участковой комиссии референдума в районную в городе или городскую комиссии референдума.
Предложения и замечания наблюдателей рассматриваются председателем участковой комиссии, а при необходимости - на заседании участковой комиссии. Вмешательство наблюдателей в действия комиссии референдума не допускается.
Статья 9. Материальное обеспечение референдума
1. Расходы, связанные с подготовкой и проведением референдума, с момента принятия решения о его назначении производятся за счет городского бюджета.
2. Предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, органы городского самоуправления предоставляют в распоряжение комиссий референдума помещения, оборудование и транспорт, необходимые для подготовки и проведения референдум.
Раздел II. Объявление референдума
Статья 10. Право назначения референдума
Право принятия решения о назначении референдума принадлежит Городской думе города Ижевска и населению города.
Статья 11. Обязательное проведение референдума
Органы городского самоуправления обязаны назначит референдум по требованию не менее 5% жителей города Ижевска, обладающих избирательным правом.
Статья 12. Реализация гражданами права требования референдума
1. Право инициативы о проведении референдума принадлежит Городской думе и группе не менее чем из 10 граждан, проживающих в городе, имеющих право на участие в референдуме посредством сбора не менее 1% подписей от количества граждан, имеющих право участвовать в референдуме. Граждане реализуют свое право на сбор подписей добровольно и самостоятельно.
2. Сбор подписей организуют и осуществляют инициативные группы референдума, образуемые из граждан в соответствии с требованием настоящего Положения.
Статья 13. Образование инициативной группы референдума
В целях решения вопроса о необходимости проведения референдума по инициативе граждан и образования инициативной группы могут проводиться собрания граждан, проживающих на соответствующей территории.
Статья 14. Регистрация инициативной группы
1. Список инициативной группы, с указанием фамилий, имен, отчеств, дат рождения, адресов места жительства, серий и номеров паспортов или заменяющих их документов, передается для регистрации в Ижевскую городскую избирательную комиссию. К протоколу прилагаются текст проекта решения, предлагаемого для вынесения на референдум, протокол собрания инициативной группы с решением о проведении референдума и письменное обязательство членов инициативной группы соблюдать законодательство о референдуме и нести ответственность за правильность сбора подписей.
2. Ижевская городская избирательная комиссия, установив соответствие ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов требованиям настоящего Положения, в течение 7 дней со дня поступления ходатайства, принимает решение о регистрации инициативной группы и выдает ей регистрационное свидетельство. В случае отказа в регистрации инициативной группе выдается мотивированное постановление Ижевской городской избирательной комиссии. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд в установленном законом порядке. Основанием для отказа в регистрации инициативной группы может быть только нарушение Конституции Российской Федерации, Конституции Удмуртской Республики, а также действующего законодательства о референдуме.
3. С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа вправе добровольно и самостоятельно собирать подписи в поддержку инициативы референдума. При этом ранее собранные подписи граждан не учитываются. Расходы по сбору подписей несет инициативная группа.
4. Общее количество создаваемых инициативных групп не ограничивается.
5. Регистрационное свидетельство, выданное инициативной группе Ижевской городской избирательной комиссией, действительно в течение одного месяца со дня выдачи регистрационного свидетельства первой из созданных по данному референдуму инициативных групп.
Статья 15. Порядок и сроки сбора подписей инициативными группами референдума
1. С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа референдума вправе организовать и осуществлять беспрепятственный сбор подписей на подписных листах с требованием о проведении референдума.
2. В случае, если в течение месячного срока не было собрано необходимого количества подписей граждан, дальнейший сбор подписей прекращается. С требованием о проведении референдума по тому же вопросу разрешается выступать не ранее, чем по истечении одного года.
Статья 16. Подписной лист референдума
1. Форма подписного листа референдума утверждается Ижевской городской избирательной комиссией.
2. Подписные листы должны содержать формулировку вопросов, предлагаемых на местном референдуме и предлагаемые сроки проведения. При заполнении подписного листа гражданин, имеющий право на участие в референдуме и поддерживающий требование о его проведении, вносит в него свою фамилию, имя, отчество, дату рождения, место жительства. серию и номер паспорта или заменяющего его документа, личную подпись и дату подписания.
3. Подписные листы должны быть заверены подписями лица, собиравшего подписи граждан и одного из уполномоченных членов инициативной группы с указанием даты заверения, и их фамилий, имен, отчеств, дат рождения, адресов место жительства, серий и номеров паспорта или заменяющего его документа.
Статья 17. Оформление права требования референдума
1. По окончании сбора подписей, но не позднее окончания срока действия регистрационного свидетельства инициативная группа составляет итоговый протокол.
2. Подписные листы (пронумерованные и сброшюрованные) и экземпляр итогового протокола передаются в Ижевскую городскую избирательную комиссию, которая в свою очередь проверяет соблюдение требований, настоящего Положения при сборе подписей и принимает по результатам проверки постановление. Копия постановления Ижевской городской избирательной комиссии направляется представительному органу городского самоуправления и инициативной группе.
Статья 18. Принятие решения о проведении референдума представительным органом городского самоуправления
1. Городская дума г.Ижевска по требованию о проведении референдума, оценивая представленные ей документы в совокупности, вправе принять одного из следующий решений:
- о назначении референдума, дате его проведения и мерах по его обеспечению;
- об отклонении требований о назначении референдума в случае нарушения настоящего Положения и действующего законодательства о референдуме.
2. Городская дума г.Ижевска рассматривает представленные материалы и принимает по ним решение в течении 20 дней со дня поступления постановления Ижевской городской избирательной комиссии.
3. Решение о проведении референдума, принятое Городской думой города Ижевска по требованию населения, либо по собственной инициативе в десятидневный срок публикуется в средствах массовой информации.
Статья 19. Срок проведения референдума
Референдум должен быть проведен не позднее четырех месяцев со дня принятия решения о его проведении.
Раздел III. Подготовка к референдуму
Статья 20. Комиссии по проведению референдума
Для подготовки и проведения референдума образуются следующие комиссии:
городская комиссия референдума;
районные в городе комиссии референдума;
участковые комиссии референдума.
Полномочия комиссий референдума возникают с момента их образования и прекращаются по истечении одного месяца с момента опубликования результатов референдума.
Статья 21. Образование комиссий референдума
1. Полномочия Ижевской городской комиссии референдума могут быть возложены на соответствующую комиссию, образованную для проведения выборов депутатов представительных органов городского самоуправления, главы городского самоуправления - мэра г.Ижевска, либо на вновь образованную Городской думой комиссию в количестве 7-9 человек.
2. Районные в городе комиссии референдума образуются Городской думой г.Ижевска в количестве 5-7 членов по предложению Глав администраций районов г.Ижевска не позднее чем за 40 дней до дня голосования.
3. Участковые комиссии референдума образуются районными в городе комиссиями референдума в количестве 5-10 членов не позднее чем за 35 дней до дня голосования. При определении кандидатур в состав участковых комиссий референдума учитываются предложения собраний граждан, имеющих право на участие в референдуме по месту учебы, жительства, предложения предприятий, учреждений независимо от их формы собственности.
4. Полномочия Ижевской городской, районных в городе и участковых комиссий референдума могут быть возложены Городской думой по согласованию с избирательной комиссией Удмуртской Республики на соответствующие комиссии, осуществляющие полномочия в период подготовки и проведения референдума.
5. Председатель, заместитель председателя и секретарь комиссии референдума избираются тайным голосованием на его первом заседании из числа членов этой комиссии.
6. Комиссии референдума обеспечивают своевременное информирование населения через средства массовой информации и иными способами о составе комиссий референдума, месте и времени их работы, телефонах, расположении участков голосования и других обстоятельствах, имеющих значение для надлежащей подготовки и проведения референдума.
Статья 22. Полномочия городской комиссии референдума
Городская комиссия референдума:
1) осуществляет контроль за соблюдением законности при подготовке и проведении референдума на территории города Ижевска;
2) обеспечивает единообразное применение на территории города настоящего Положения и законодательства о референдуме;
3) руководит и координирует работу районных в городе комиссий референдума;
4) распоряжается денежными средствами, выделенными из бюджета города на подготовку и проведение референдума, распределяет их между районными в городе и участковыми комиссиями референдума, контролирует целевое использование указанных денежных средств;
5) контролирует обеспечение комиссий референдума помещениями, транспортом, связью и рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения референдума;
6) устанавливает формы бюллетеней референдума, списков граждан, имеющих право участвовать в референдуме, протоколов об итогах голосования, других документов референдума, образцы ящиков для голосования и печатей комиссий референдума, порядок пересылки и хранения документации референдума;
7) заслушивает сообщения главы городского самоуправления - мэра г.Ижевска, глав Администраций районов в городе, других органов и должностных лиц городского самоуправления по вопросам подготовки и проведения референдума;
8) утверждает текст бюллетеня для голосования на референдуме;
9) обеспечивает изготовление бюллетеней для голосования и доставку их районным в городе комиссиям по проведению референдума;
10) устанавливает нумерацию участков референдума;
11) устанавливает единый порядок обработки итогов голосования на референдуме;
12) подводит итоги проведения референдума;
13) определяет результаты референдума и опубликовывает (обнародует) их в средствах массовой информации, обеспечивает передачу в архив документации, связанной с подготовкой и проведением референдума;
14) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия комиссий референдума;
15) содействует средствам массовой информации в проведении мероприятий, направленных на разъяснение содержания вопроса, вынесенного на референдум;
16) обеспечивает своевременное издание материалов референдума;
17) издает инструкции по вопросам применения настоящего Положения, обязательные для исполнения всеми комиссиями референдума;
18) осуществляет контроль за проведением агитационных мероприятий на территории города;
19) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Положением и законодательством.
Статья 23. Полномочия районной в городе комиссии референдума
Районная в городе комиссия референдума:
1) осуществляет контроль за подготовкой и проведением референдума в г.Ижевске на соответствующей территории.
2) обеспечивает на территории района в городе строгое соблюдение настоящего Положения, инструкций городской комиссии референдума;
3) организует и координирует деятельность участковых комиссий референдума;
4) распределяет денежные средства участковым комиссиям референдума, в соответствии с постановлением городской комиссии референдума;
5) контролирует обеспечение участковых комиссий референдума помещениями, транспортом, связью и рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения референдума;
6) контролирует своевременность и правильность составления списков граждан, имеющих право участвовать в референдуме и представления их для всеобщего ознакомления;
7) организует доставку бюллетеней для голосования и иных документов участковым комиссиям референдума;
8) оказывает организационно-техническую помощь участковым комиссиям референдума в организации голосования на участках референдума;
9) устанавливает итоги голосования референдума на территории района в городе и передает протокол об итогах голосования в городскую комиссию референдума;
10) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия участковых комиссий референдума и принимает по ним решения;
11) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Положением и законодательством.
Статья 24. Полномочия участковой комиссии референдума
Участковая комиссия референдума:
1) оповещает население об адресе и о номере телефона участковой комиссии референдума, времени ее работы, а также о дне и месте проведения голосования;
2) составляет и уточняет список граждан, имеющих право на участие в референдуме, по участку референдума;
3) производит ознакомление граждан со списками граждан, имеющих право на участие в референдуме, рассматривает заявления об ошибках и неточностях в указанном списке и решает вопрос о внесении в него соответствующих изменений и дополнений;
4) обеспечивает подготовку и надлежащее оборудование помещения для проведения голосования;
5) организует голосование на участке референдума в день проведения референдума;
6) производит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования по участку референдума, составляет протокол об итогах голосования и передает его в районную в городе комиссию референдума;
7) рассматривает жалобы (заявления) на нарушения настоящего Положения и принимает по ним мотивированные решения;
8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Положением и законодательством.
Статья 25. Участки референдума
1. Территория проведения референдума делится на участки. Участки референдума образуются главой Администрации района в городе, не позднее чем за 45 дней до дня проведения голосования.
Участки референдума образуются с учетом следующих требований:
- не более 3000 граждан, имеющих право участвовать в референдуме, на каждом участке референдума;
- соблюдение границ территориального деления города.
Территории участков референдума могут совпадать с территориями избирательных участков.
В больницах, санаториях, профилакториях и домах отдыха могут создаваться участки референдума.
2. Каждый участок референдума должен иметь помещение, где в момент опечатывания ящиков для голосования, вскрытия их и подсчета голосов должны свободно размещаться члены участковой комиссии, и наблюдатели. Помещение должно быть оборудовано сейфом для хранения документации, мебелью, стендами с образцами заполнения бюллетеней для голосования в местном референдуме и другой информацией по референдуму, кабинами и ящиками для тайного голосования.
Каждый участок должен иметь необходимое количество переносных ящиков для голосования. Количество переносных ящиков для голосования определяется решением городской комиссии референдума.
Вход и выход из помещения для голосования по возможности должны быть отдельными и расположены таким образом, чтобы каждый голосующий проходил только через кабину для тайного голосования. Кабины для тайного голосования оснащаются столиками и письменными принадлежностями. Применение карандашей при заполнении бюллетеней для голосования на референдуме не допускается.
Статья 26. Организация работы комиссий референдума
1. Комиссии референдума должны провести свои первые заседания не позднее, чем в течение трех дней с момента их образования. Заседания комиссий референдума являются правомочными, если в них принимают участие более половины состава комиссий. Решения комиссий принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа членов комиссии.
2. Решения комиссии, принятые в пределах ее полномочий, обязательны для исполнения органами городского самоуправления, их должностными лицами, а также для нижестоящих комиссий референдума.
3. Решения комиссии референдума, противоречащие настоящему Положению и действующему законодательству, либо принятые с превышением установленных полномочий, подлежат отмене вышестоящей комиссией референдума или судом. При этом вышестоящая комиссия референдума вправе принять самостоятельное решение по существу вопроса.
4. Комиссии референдума могут создавать на период подготовки и проведения референдума временные аппараты, структура и штаты которых устанавливаются соответствующими комиссиями в пределах выделенных им бюджетных средств.
5. Органы городского самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, расположенные на территории города Ижевска, их должностные лица обязаны содействовать комиссиям референдума в осуществлении ими своих полномочий, представлять необходимые для их работы сведения и материалы. Комиссии референдума вправе обращаться по вопросам, связанным с подготовкой и проведением референдума в органы городского самоуправления, к должностным лицам, которые обязаны рассмотреть поставленный вопрос и дать ответ комиссии не позднее, чем в трехдневный срок.
Статья 27. Списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме
1. Список граждан, имеющих право на участие в референдуме составляется по каждому участку референдума участковой комиссией референдума на основании данных, представляемых по установленной форме главами Администраций районов г.Ижевска, не позднее чем за 35 дней до дня голосования.
2. В список включается каждый гражданин Российской Федерации, достигший ко дню референдума 18-летнего возраста, имеющий право участвовать в голосовании и проживающий на территории соответствующего участка референдума. Гражданин может быть включен в список только на одном участке референдума.
3. В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц) и адрес места жительства гражданина. Списки составляются в алфавитном или ином порядке, удобном для организации голосования.
4. Список военнослужащих - граждан Российской Федерации, членов их семей и других граждан Российской Федерации, если они проживают в пределах расположения воинской части, которая находится на территории города Ижевска, составляется на основании данных, представляемых командиром воинской части. Военнослужащие, проживающие на территории города Ижевска вне пределов расположения воинской части, включаются в списки по месту жительства на общих основаниях.
5. Списки граждан, имеющих право на участие в референдуме, которые в день проведения референдума будут находиться в санаториях, профилакториях, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания, расположенных в г.Ижевске, составляются на основании данных, представляемых руководителями указанных учреждений.
6. Студенты и аспиранты дневной формы обучения, имеющие право на участие в референдуме и проживающие в общежитиях, включаются в список по участку референдума по месту нахождения общежития.
7. Граждане, поселившиеся на территории участка референдума после составления списков и до дня референдума, а также в силу различных обстоятельств не включенные в основной список граждан, имеющих право на участие в референдуме, включаются участковой комиссией по проведению референдума в список дополнительно на основании документов, подтверждающих их место жительства. Списки составляются в двух экземплярах и подписываются председателем и секретарем участковой комиссии по проведению референдума.
Один экземпляр списка граждан, имеющих право на участие в местном референдуме остается в участковой комиссии, а второй экземпляр передается в районную в городе комиссию.
8. Участковая комиссия по проведению референдума обеспечивает гражданам возможность ознакомления со списками не позднее чем за 30 дней до дня проведения референдума.
9. Право обжаловать невключение в список или исключение из списка, а также допущенные в списке ошибки, предоставляются любому гражданину. Участковая комиссия обязана в течение 24 часов, а накануне и в день референдума немедленно рассмотреть заявление, внести необходимые исправления и выдать заявителю ответ в письменной форме с изложением мотивов принятого решения. Действия и решения участковой комиссии референдума могут быть обжалованы в установленном порядке. Вносить изменения в списки граждан, имеющих право на участие в референдуме, после начала подсчета голосов запрещается.
Статья 28. Бюллетень для голосования
1. В бюллетене для голосования воспроизводится текст поставленного на референдум вопроса или проекта решения и варианты волеизъявления голосующего словами "за" и "против" или "да" и "нет".
2. Бюллетень для голосования на референдуме должен содержать разъяснение о порядке его заполнения.
3. Бюллетени для голосования на референдуме печатаются на русском языке. По решению городской комиссии референдума бюллетени для голосования на референдуме печатаются также на других языках.
4. Форма и текст бюллетеня для голосования на референдуме утверждаются городской комиссией референдума не позднее, чем за 30 дней до дня референдума.
5. Бюллетени для голосования на референдуме печатаются не позднее чем за 20 дней до дня проведения референдума.
6. Районные в городе комиссии референдума получают от городской комиссии референдума бюллетени для голосования не позднее чем за 16 дней до дня проведения референдума.
7. Участковые комиссии по проведению референдума получают от районных в городе комиссий бюллетени для голосования не позднее чем за четыре дня до дня проведения референдума.
8. По каждому участку референдума число бюллетеней для голосования не может превышать более чем на полпроцента число зарегистрированных граждан, имеющих право на участие в референдуме.
9. В правом верхнем углу бюллетеня для голосования ставятся подписи двух членов участковой комиссии референдума, которые заверяются печатью участковой комиссии.
Не заверенные участковой комиссией референдума бюллетени признаются бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются.
Статья 29. Время проведения референдума
На всех участках референдума голосование проводится с 8 до 22 часов по местному времени. О времени и месте голосования участковая комиссия референдума оповещает граждан не позднее чем за 10 дней до дня референдума. Голосование может быть закончено ранее 22 часов на участках, где проголосовали все внесенные в списки граждане.
Статья 30. Досрочное голосование
1. В случае, если гражданин, включенный в списки имеющих право участвовать в референдуме, в день проведения референдума не будет пребывать в месте своего постоянного жительства, он может проголосовать досрочно, начиная с 15 дней до референдума.
2. Гражданин может заполнить бюллетень в помещении районной в городе комиссии (за 15 - 4 дня до дня голосования референдума) или в участковой комиссии (не ранее чем за три дня до референдума) таким образом, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. Если гражданин голосует в помещении районной в городе или участковой комиссии, то на выдаваемом ему бюллетене ставится печать соответствующей комиссии.
3. Заполненный бюллетень помещается в конверт, заклеивается и передается члену комиссии референдума. На месте склейки на конверте ставится печать комиссии, а поверх печати - подпись члена комиссии, выдавшего бюллетень.
4. Районные в городе комиссии референдума передают списки проголосовавших и конверты с бюллетенями в соответствующие участковые комиссии одновременно с передачей бюллетеней. В случае досрочного голосования в помещении районной комиссии референдума секретарь участковой комиссии, делает в соответствующий строке списка граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме запись: "досрочное" и расписывается.
5. В день проведения референдума председатель участковой комиссии референдума в присутствии других членов комиссии и наблюдателей вскрывает конверты с заполненными бюллетенями и опускает извлеченные из них бюллетени в ящики для голосования. Число конвертов оглашается и заносится в протокол участковой комиссии референдума.
Статья 31. Голосование в день референдума
1. В день проведения референдума председатель участковой комиссии в 8 часов по местному времени объявляет участок референдума открытым и предъявляет членам комиссии, наблюдателям и гражданам, присутствующим в помещении для голосования все ящики для голосования, которые затем опечатываются, после чего председатель участковой комиссии вскрывает конверты с бюллетенями досрочно проголосовавших граждан, опускает их в ящик для голосования и приглашает граждан, имеющих право на участие в референдуме, приступить к голосованию.
2. Гражданин, при получении бюллетеня для голосования на референдуме, проставляет в списке граждан, имеющих право на участие в референдуме, серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа. С согласия гражданина либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего его документа могут быть проставлены в списке членом участковой комиссии. Гражданин проверяет правильность произведенной записи и расписывается.
В случае, если гражданин имеющий право на участие в референдуме, не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня для голосования на референдуме, он вправе воспользоваться помощью другого лица, за исключением членов комиссии референдума и наблюдателей. Лицо, оказавшее гражданину помощь, указывает свою фамилию, имя, отчество, и расписывается в списке граждан, имеющих право на участие в местном референдуме в графе "Подпись".
3. В тех случаях, когда граждане, имеющие право участвовать в референдуме, не могут по уважительным причинам прибыть на участок для голосования и сделали по этому поводу заявление в устной или письменной форме, члены участковой комиссии организуют голосование по месту нахождения этих граждан. Членам участковой комиссии, выезжающим по заявлению о предоставлении возможности проголосовать вне помещения участка референдума, выдаются бюллетени для голосования, в получении которых они расписываются. При приезде на место устное заявление должно быть подтверждено письменным. При голосовании вне помещения участка референдума вправе присутствовать наблюдатели. Число заявлений, а также число использованных и возвращенных бюллетеней для голосования на референдуме указывается в отдельном акте. Одновременно в списке граждан, имеющих право на участие в референдуме, делается отметка о том, что гражданин проголосовал вне помещения участка референдума. Переносной ящик для голосования не вскрывается до начала общего подсчета голосов.
4. Граждане, самостоятельно заполняют бюллетени в кабине для тайного голосования, в которой не допускается присутствие кого бы то ни было, за исключением этого гражданина. Гражданин, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень для голосования, вправе пригласить в кабину для тайного голосования любое лицо, за исключением членов комиссии референдума и наблюдателей.
5. Участник референдума, изъявляя свою волю по поводу вынесенного на голосование вопроса, ставит знак "плюс" или любой знак в специально отведенном для этого месте.
6. Заполненный бюллетень для голосования гражданин, имеющий право на участие в референдуме, опускает в ящик для голосования. Ящики для голосования должны находиться в поле зрения членов участковой комиссии по проведению референдума и наблюдателей.
7. Председатель участковой комиссии референдума следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В случае отсутствия председателя его замещает заместитель председателя участковой комиссии, а при отсутствии последнего - секретарь или иной член участковой комиссии, уполномоченный комиссией.
8. В случае, если гражданин, имеющий право на участие в референдуме, считает, что при заполнении бюллетеня для голосования совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой комиссии, выдавшему ему бюллетень, с просьбой выдать новый бюллетень для голосования на референдуме взамен испорченного. Член участковой комиссии выдает гражданину новый бюллетень для голосования на референдуме, делая при этом соответствующую отметку в списке граждан, имеющих право на участие в референдуме, рядом с фамилией указанного гражданина. Испорченный бюллетень для голосования на референдуме погашается, о чем составляется отдельный акт.
Статья 32. Подсчет голосов
1. По истечении времени голосования члены участковой комиссии в присутствии наблюдателей подсчитывают и погашают все неиспользованные бюллетени. Число этих бюллетеней оглашается и заносится в протокол участковой комиссии об итогах голосования. После чего, председатель участковой комиссии, убедившись в сохранности печати или пломб на ящиках для голосования дает удостовериться в этом членам комиссии и наблюдателям и вскрывает ящики для голосования.
2. Подсчет голосов начинается с бюллетеней для голосования на референдуме, находившихся в переносных ящиках для голосования. Число бюллетеней для голосования на референдуме, находившихся в переносных ящиках, не должно превышать число письменных заявлений граждан о проведении голосования вне помещения участка референдума.
В случае обнаружения в переносном ящике для голосования большего числа бюллетеней для голосования на референдуме, чем число письменных заявлений граждан, все бюллетени, находившиеся в переносном ящике для голосования, признаются недействительными решением участковой комиссии референдума.
3. При подсчете, отделяются бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. Недействительными считаются бюллетени для голосования на референдуме, по которым невозможно установить волеизъявление гражданина. При возникновении сомнений в недействительности бюллетеней для голосования на референдуме участковая комиссия разрешает вопрос голосованием. При принятии решения о признании бюллетеня недействительным участковая комиссия указывает на его оборотной стороне причины недействительности данного бюллетеня. Эта запись заверяется подписями не менее 3-х членов участковой комиссии.
Недействительные бюллетени для голосования на референдуме упаковываются отдельно от других бюллетеней.
4. Подсчет голосов граждан, имеющих право на участие в референдуме, должен проводиться непосредственно членами участковой комиссии референдума без перерыва до получения итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели.
5. Результаты голосования подсчитываются на каждом участке для голосования. Если на голосование выносилось одновременно несколько вопросов, подсчет голосов по каждому из них осуществляется отдельно.
Статья 33. Протокол по итогам голосования
1. Участковая комиссия референдума составляет протокол об итогах голосования.
2. В протокол об итогах голосования по участку референдума вносятся следующие данные:
а) число граждан, имеющих право на участие в референдуме, зарегистрированных по участку референдума, включая граждан, внесенных в список граждан, имеющих право на участие в референдуме, дополнительно;
б) число бюллетеней для голосования на референдуме, полученных участковой комиссией;
в) число бюллетеней для голосования на референдуме, выданных гражданам в помещении участка референдума (в том числе досрочно проголосовавшим);
г) число бюллетеней для голосования, выданных гражданам, проголосовавшим вне помещения участка референдума;
д) число погашенных бюллетеней для голосования на референдуме;
е) число бюллетеней для голосования на референдуме, содержащихся в переносных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
ж) число бюллетеней для голосования на референдуме, содержащихся в стационарных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
з)число извлеченных из ящиков для голосования бюллетеней неустановленной формы;
и) число действительных бюллетеней для голосования на референдуме;
к) число бюллетеней для голосования, признанных недействительными (в том числе отдельной строкой - число бюллетеней для голосования, не содержащих отметок ни по одной из позиций);
л) число действительных голосов поданных за вопрос, вынесенный на референдум;
м) число действительных голосов, поданных против вопроса, вынесенного на референдум.
В случае вынесения на референдум альтернативных вариантов решения вопроса, в протокол вносятся все варианты и число голосов граждан, принявших участие в референдуме, поданных за каждый из вариантов, а также число голосов граждан, принявших участие в референдуме, поданных против всех вариантов.
3. Протокол участковой комиссии по проведению референдума об итогах голосования составляется в двух экземплярах в присутствии всех членов участковой комиссии и наблюдателей, заверяется печатью комиссии и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии.
Член участковой комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить и протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего Положения и действующего законодательства о референдуме, поступившие в участковую комиссию в день проведения референдума, а также принятые по ним решения участковой комиссии.
Если на голосование выносилось одновременно несколько вопросов, подсчет голосов и составление протокола по каждому вопросу производятся отдельно.
4. Заполнение протоколов карандашом, внесение в них каких-либо исправлений не допускается.
5. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе участковой комиссии референдума об итогах голосования, а также при сомнении в правильности составления указанного протокола районная в городе комиссия референдума вправе принять решение о повторном подсчете голосов соответствующей участковой комиссией. Повторный подсчет голосов граждан проводится участковой комиссией в присутствии не менее трех членов районной в городе комиссии референдума.
6. Первый экземпляр протокола участковой комиссии референдума об итогах голосования после его подписания и заверения печатью незамедлительно направляется в районную в городе комиссию референдума.
Второй экземпляр протокола участковой комиссии референдума об итогах голосования предоставляется для ознакомления наблюдателям и представителям средств массовой информации.
Раздел IV. Установление результатов референдума
Статья 34. Установление итогов голосования районной в городе комиссией референдума
1. Районная в городе комиссия референдума составляет протокол об итогах голосования, в который заносятся данные о числе участковых комиссий в районе города, числе протоколов участковых комиссий, на основании которых составляется протокол об итогах голосования в районе, суммарные данные протоколов участковых комиссий, установленные частью второй статьи 33 настоящего Положения, а также общее число бюллетеней, полученных районной в городе комиссией от городской комиссии референдума.
2. Протокол районной в городе комиссии референдума об итогах голосования в районе составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами районной в городе комиссии. К протоколу в обязательном порядке прилагается сводная таблица, которая включает данные протоколов всех участковых комиссий в районе.
Член районной в городе комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего Положения и действующего законодательства о референдуме, поступившие в районную в городе комиссию референдума, а также принятые по ним решения районной в городе комиссии.
3. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе районной в городе комиссии референдума об итогах голосования в районе, а также при сомнении в правильности составления указанного протокола, городская комиссия референдума вправе принять решение о повторном подсчете голосов соответствующей районной в городе комиссией. Повторный подсчет голосов проводится районной в городе комиссией референдума в присутствии не менее трех членов городской комиссии референдума.
4. Первый экземпляр протокола районной в городе комиссии референдума об итогах голосования на территории района после заверения его печатью и подписания, а также сводная таблица незамедлительно направляются в городскую комиссию референдума.
Второй экземпляр протокола районной в городе комиссии референдума об итогах голосования по району и сводная таблица вместе с протоколами участковых комиссий референдума со списками наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствовавших при установлении итогов голосования и составлении протокола, хранятся у секретаря районной в городе комиссии референдума до окончания ее работы. Второй экземпляр протокола районной в городе комиссии референдума об итогах голосования в районе и сводная таблица представляются для ознакомления наблюдателям и представителям средств массовой информации.
Статья 35. Определение результатов референдума
1. Городская комиссия референдума на основании протоколов районных в городе комиссий референдума об итогах голосования по районам не позднее чем через 5 дней со дня проведения референдума определяет результаты референдума.
2. Городская комиссия референдума признает референдум состоявшимся, если в голосовании приняло участие более 25% граждан, имеющих право на участие в референдуме.
Число граждан, принявших участие в голосовании, определяется по числу бюллетеней для голосования установленной формы, извлеченных из ящиков для голосования.
3. Городская комиссия референдума признает решение принятым на референдуме, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании.
Если на референдум выносились альтернативные варианты вопросов и ни один из указанных вариантов не получил необходимого числа голосов, то принятым считается вариант, набравший наибольшее число голосов.
4. Постановлением городской комиссии референдума результаты голосования по городу Ижевску могут быть признаны недействительными из-за допущенных в ходе референдума нарушений настоящего Положения и действующего законодательства о референдуме. В этом случае городская комиссия референдума проводит повторное голосование не позднее 15 дней со дня опубликования (обнародования) постановления городской комиссии референдума.
5. Городская комиссия референдума составляет протокол о результатах референдума, который заверяется печатью комиссии и подписывается всеми ее членами.
В протокол о результатах референдума вносятся следующие данные:
а) число районных в городе комиссий референдума и отдельно число участковых комиссий референдума;
б) число протоколов районных в городе комиссий референдума об итогах голосования и отдельно число протоколов участковых комиссий референдума об итогах голосования, на основании которых составляется протокол городской комиссии референдума;
в) число граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме;
г) число бюллетеней для голосования на референдуме, полученных участковыми комиссиями по проведению референдума;
д) число бюллетеней для голосования на референдуме, выданных гражданам на участках референдума (в том числе досрочно проголосовавшим);
е) число бюллетеней для голосования, выданных гражданам, проголосовавшим вне помещений участков референдума;
ж) число погашенных бюллетеней для голосования на референдуме;
з) число бюллетеней для голосования на референдуме, содержащихся в переносных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
и) число бюллетеней для голосования на референдуме, содержащихся в стационарных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
к) число извлеченных из ящиков для голосования бюллетеней неустановленной формы;
л) число действительных бюллетеней для голосования на референдуме;
м) число бюллетеней для голосования на референдуме, признанных недействительными (в том числе отдельной строкой - число бюллетеней для голосования на референдуме, не содержащих отметок ни по одной из позиций);
н) число голосов, поданных за вопрос, вынесенный на референдум;.
о) число голосов, поданных против вопроса, вынесенного на референдум.
В случае вынесения на референдум альтернативных вариантов вопроса, в протокол вносятся все варианты и число голосов граждан, принявших участие в референдуме, поданных "за" каждый из вариантов, а также число голосов граждан принявших участие в референдуме, поданных "против" всех вариантов.
Если на голосование выносилось одновременно несколько вопросов, то подсчет голосов и составление протокола по каждому вопросу производится отдельно.
6. Член городской комиссии референдума, не согласный с протоколом городской комиссии референдума о результатах референдума в городе Ижевске в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
7. К протоколу городской комиссии референдума о результатах референдума в городе Ижевске в обязательном порядке прилагается сводная таблица, которая включает данные протоколов всех районных в городе комиссий референдума.
Статья 36. Опубликование (обнародование), вступление в силу решения, принятого на референдуме и его изменение
1. Итоги голосования на референдуме и принятое на референдуме решение доводятся до населения через средства массовой информации городской комиссией референдума не позднее 7 дней после определения результатов референдума.
2. Принятое на референдуме решение вступает в силу со дня опубликования (обнародования) если иное не предусмотрено в формулировке вопроса, принятого на референдуме.
3. Решение, принятое на референдуме, может быть изменено в порядке аналогичном принятию данного решения. В случае противоречия решения действующему законодательству оно может быть отменено решением суда.
Статья 37. Хранение документации референдума
Порядок хранения и сдачи документации референдума в архив определяется городской комиссией по проведению референдума.
Раздел V. Ответственность за нарушение Положения о референдуме
Статья 38. Ответственность за нарушение Положения о референдуме
Лица, препятствующие свободному осуществлению гражданином Российской Федерации его права на участие в референдуме путем подкупа, обмана, применения физического насилия или угрозы его применения, подлога документов референдума, заведомо неправильного подсчета голосов граждан, имеющих право на участие в референдуме, или иным путем, либо препятствующие работе комиссий по проведению референдума и работе членов указанных комиссий, а также законной деятельности инициативной группы, наблюдателей или условиям проведения агитации, либо препятствующее выполнению решения, принятого на референдуме, несут административную или уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.