Постановлением Правительства УР от 25 октября 2000 г. N 1050 настоящее постановление снято с контроля как исполненное
С целью дальнейшего углубления реформ в отношениях собственности сельскохозяйственных товаропроизводителей, создания структур, жизнеспособных и эффективных в условиях рыночной экономики, улучшения организации труда и управления, стабилизации производственно-экономических результатов деятельности предприятий Правительство Удмуртской Республики постановляет:
1. Программу реформирования предприятий агропромышленного комплекса одобрить (прилагается).
2. Республиканской межведомственной комиссии по реорганизации сельскохозяйственных предприятий в срок до 5 февраля 1998 года разработать критерии отбора и утвердить список хозяйств, реорганизуемых в первоочередном порядке.
3. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики:
в срок до 10 февраля 1998 года провести обучение и аттестацию членов районных комиссий по реорганизации сельскохозяйственных предприятий;
в срок до 15 февраля 1998 года завершить проведение семинаров для внутрихозяйственных комиссий по методике реорганизации хозяйств;
совместно с управлениями (отделами) сельского хозяйства разработать организационно-экономические мероприятия по каждому хозяйству, подлежащему реорганизации, с последующим согласованием с главами администрации районов.
4. Министерству экономики Удмуртской Республики, Министерству сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики в срок до 20 февраля текущего года внести предложения в Правительство Удмуртской Республики по реструктуризации долгов сельскохозяйственных предприятий, признанных несостоятельными (банкротами), предоставлении льгот по налогам и других форм государственной поддержки предприятиям сельского хозяйства, промышленности и коммерческим организациям, присоединяющим неплатежеспособные сельскохозяйственные формирования.
5. Контроль за исполнением данного постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Удмуртской Республики - руководителя республиканской межведомственной комиссии по реорганизации сельскохозяйственных предприятий Злобина А.Г.
Председатель Правительства
Удмуртской Республики |
П.Н.Вершинин |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия
Удмуртской Республики
Программа
(поэтапного)
реформирования предприятий агропромышленного
комплекса Удмуртской Республики
г.Ижевск
1997 год
Цель реформы
Основная цель - обеспечение успешной работы предприятия в условиях рыночной экономики.
Средством достижения поставленной цели является реструктуризация предприятия, заключающаяся в осуществлении комплекса мероприятий по улучшению управления, повышение эффективности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции, рост производительности труда, снижение издержек производства, улучшение финансово-экономических результатов деятельности.
Задачами реформы предприятия являются:
- защита прав участников (учредителей);
- четкое разграничение ответственности участников (учредителей) и управляющих, развитие механизмов корпоративного управления, обеспечение свободного перераспределения прав участия в капитале акционерного общества и перехода таких прав к эффективным собственникам, т.е. лицам, заинтересованным в долгосрочном развитии предприятия;
- обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;
- достижение прозрачности финансово-экономического состояния предприятия для участников (учредителей), инвесторов, кредиторов;
- создание эффективного механизма управления предприятием;
- использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств;
- квалификационное развитие персонала как один из факторов повышения устойчивости развития предприятия.
Принятие решения о реформировании предприятия
Решение о реформировании и конкретная программа мероприятий принимаются собственником предприятия (для хозяйственных обществ - общим собранием учредителей общества, для государственных предприятий - уполномоченным органом исполнительной власти, либо иными уполномоченными представителями собственника.
Для разработки Программы реформирования предприятия создается специальная рабочая комиссия.
В функции рабочей комиссии входит:
1. Составление схемы реформирования предприятия.
2. Проведение информационной компании.
3. Подготовка технико-экономического обоснования проектов производственно-экономической деятельности создаваемых предприятий (подразделений) или реорганизованного предприятия.
4. Уточнение реестра акционеров, списков учредителей, имеющих имущественные паи, доли.
5. Выбор и расчет вариантов по созданию новых подразделений, предприятий или реорганизации существующего.
6. Проведение инвентаризации имущества, земли.
7. Подготовка документов по реорганизации (разделительный баланс, передаточный акт).
8. Создание ликвидационной комиссии и ликвидационного баланса (в случае ликвидации предприятия).
9. Получение согласия или заявлений на работу во вновь создаваемых (реорганизованных) предприятиях.
10. Подготовка учредительных документов.
11. Проведение общего организационного собрания с повесткой дня:
- утверждение передаточного акта, разделительного баланса;
- принятие решения о преобразовании предприятия;
- рассмотрение и утверждение учредительных документов;
- выборы органов управления во вновь образуемых (преобразованных) предприятиях;
- рассмотрение заявлений работников предприятия.
12. Доработка и оформление учредительных документов.
13. Регистрация новых предприятий или перерегистрация существующего.
14. Фактическая передача имущества во вновь созданные предприятия.
15. Подготовка бизнес-планов и организация деятельности новых предприятий.
I. Требования, предъявляемые к реформированию
предприятия
1. Передача независимому регистратору ведения реестра акционеров (для акционерных обществ), чтобы создать системы регистрации прав акционеров, а также регистрации прав пользования, владения и распоряжения имуществом. Если число владельцев именных ценных бумаг превышает 500, держателем реестра должна быть независимая специализированная организация, осуществляющая деятельность по ведению реестра.
2. Пересмотр устава предприятия (для хозяйственных обществ) и уточнение контракта с руководителем предприятия с целью более четкого разграничения полномочий и ответственности между (учредителями) и управляющим.
При этом в контрактах необходимо четко ответственность руководителя предприятия за:
- реализацию плана реформирования предприятия и выполнение бизнес-планов по реформированию предприятия;
- принимаемые управленческие решения;
- сохранность и целевое использование имущества предприятия,
- финансово-хозяйственные результаты деятельности предприятия;
- задержку передачи реестра акционеров независимому регистратору;
- разглашение коммерческой тайны;
- нарушение условий договора (контракта).
Контракт с руководителем предприятия должен включать в себя следующие основные положения:
- основные права и обязанности руководителя предприятия;
- ограничение совместительства;
- представление декларации о доходах;
- механизм выявления и определения заинтересованности руководителя предприятия в совершении сделок предприятием и соответствующий контроль со стороны участников (учредителей);
- ответственность за обеспечение своевременной выплаты заработной платы;
- ответственность руководителя предприятия за нарушение условий контракта (дисциплинарная и материальная ответственность руководителя предприятия; процедура отстранения руководителя предприятия от исполнения обязанностей);
- порядок и основания расторжения контракта с руководителем предприятия.
3. Реализация прав собственности на землю.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 мая 1997 года N 485 "О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами" право приобретения в собственность земельных участков (долей земельных участков), на которых расположены ранее приватизированные здания, строения, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства, в первую очередь имеют физические и юридические лица - собственники указанных объектов недвижимости.
4. Реструктуризация задолженности по платежам в бюджет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 1997 года N 254 "Об условиях и порядке реструктуризации задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет" и другими нормативными актами министерств и ведомств определены условия и порядок проведения реструктуризации задолженности предприятий по платежам в федеральный бюджет по состоянию на 1 января 1997 года.
5. Разработка конкретной программы мер по ликвидации задолженности по оплате труда (при наличии такой задолженности).
5.1. Проведение анализа основных причин несвоевременной выплаты заработной платы.
5.2. Разработка конкретного плана мероприятий по погашению задолженности по выплате заработной платы, включая определение срока и порядка возврата долга.
5.3. В контрактах, заключаемых с руководителями предприятий, предусмотреть их ответственность за обеспечение своевременной выплаты заработной платы.
5.4. В коллективных договорах за несвоевременную выплату заработной платы предусматривать штрафные санкции в размере, не ниже учетной ставки Центрального банка России.
6. Переход на начисление НДС и акцизов по мере отгрузки.
7. Разработка мер по снижению неденежных форм расчетов.
7.1. Создание резервов наличности и иных ликвидных активов, быстро обращаемых в денежную форму.
7.2. Стимулирующая ценовая политика по отношению к потребителям, использующим денежные формы расчетов.
7.3. Участие в капитале предприятий - крупных потребителей производимой продукции, позволяющей ввести своего представителя в их управляющие органы, что позволит осуществлять постоянный контроль за финансовыми потоками и инвестиционной деятельностью таких предприятий.
II. Основные направления реформирования
предприятий
1. Выявление и устранение нарушенных прав акционеров (для акционерных обществ).
2. Инвентаризация имущества и осуществление реструктуризации имущественного комплекса предприятия:
- выделение вспомогательных и иных производств в самостоятельные структурные подразделения (малые предприятия);
- сдача в аренду и вывод неиспользуемых основных средств;
- консервация неиспользуемого имущества;
- передача объектов социально-бытового и культурного назначения в ведение местных органов исполнительной власти.
3. Рыночная оценка активов предприятия.
Определение объектов оценки и степени участия специалистов предприятия в работе по оценке.
Выбор оптимального для предприятия метода оценки недвижимости.
Заключение контрактов на выполнение работ по оценке основных средств и нематериальных активов со специализированной фирмой.
Рыночная оценка активов даст возможность увеличить размер уставного капитала акционерного общества (уставного фонда государственного предприятия) и тем самым существенно повысить обеспечение минимальной гарантии удовлетворения возможных требований кредиторов, что явится залогом устойчивых взаимоотношений между предприятиями.
4. Анализ положения предприятия на рынке, его финансово-хозяйственной деятельности и эффективности управления предприятием.
4.1. Создание отдела маркетинга.
4.2. Проведение маркетинговых исследований (рекомендуется консультирование маркетинговых компаний).
а) общая характеристика положения предприятия на рынке на основе анализа следующих данных:
- показатели экономического развития отраслей и регионов, государственная политика и нормативно-правовые акты применительно к выпускаемой предприятием продукции и потребляемым видам сырья;
- существующий уровень отечественного производства, объем импорта и объем экспорта аналогичной выпускаемой продукции и потребляемого сырья;
- анализ потребителей продукции.
б) выявление конкурентов и анализ их деятельности:
- общая информация о конкурентах (объем продаж в целом, общая доля на рынке).
4.3. Анализ существующих сбытовых сетей и системы снабжения.
- анализ эффективности использования различных каналов сбыта товара и снабжения (прямые связи, розничная продажа через биржевую сеть, через посредников и т.п.).
4.4. Проведение экономического анализа ассортимента выпускаемой продукции.
а) анализ существующей организации производственных процессов, снабжения и сбыта для каждого вида выпускаемой продукции.
б) анализ показателей эффективности производств каждого вида выпускаемой продукции, в том числе на основе определения прямых затрат, а также затрат по организации снабжения и сбыта, структуры затрат по производству и сбыту, в том числе в разрезе постоянных и переменных издержек.
в) подготовка предложений по оптимизации ассортимента выпускаемой продукции, с учетом требований сертификации продукции, а также антимонопольного законодательства.
4.5. Анализ финансового состояния предприятия и эффективности финансового управления, анализ издержек, их структуры и динамики, анализ выручки от реализации продукции, прибыли (в том числе внереализационных прибылей и убытков), рентабельности, анализ соотношения темпов роста физического объема производства, роста оплаты труда и выручки от реализации продукции, запасов, их структуры и динамики, анализ эффективности ценовой политики, анализ кредиторской и дебиторской задолженности предприятия, выявление безнадежных долгов.
4.6. Анализ эффективности существующей организационной структуры предприятия и ее соответствия направлениям деятельности предприятиям с выявлением узких мест, нарушений взаимодействия между структурными подразделениями.
4.7. Анализ сильных и слабых сторон предприятия относительно своих конкурентов по следующим направлениям:
- маркетинг (рыночная деятельность предприятия, ценовая политика, продвижение продукции, организация сбыта, уровень платежеспособного спроса, наличие экспортной продукции и т.д.);
- производство (состояние и уровень использования существующих мощностей, производительность, технологическая структура, наличие поставщиков, выпускающих продукцию, доступную по цене и приемлемую по качеству и т.д.);
- НИОКР (исследовательская деятельность, "ноу-хау", патенты, лицензии и т.д.), новые разработки, оформленные патентами, авторскими свидетельствами и т.д.;
- финансы (капитал и его структура, показатели рентабельности, ликвидности, устойчивости, оборачиваемости и т.д.), состояние расчетов и платежей;
- персонал (профессионально-квалификационный состав персонала, мотивация к трудовой деятельности, взаимоотношения в коллективе, социальное партнерство, социальные льготы, пособия и т.д.);
- управление и организация (организационная структура предприятия, информационные потоки, планирование и контроль, финансовый менеджмент и т.д.);
- наличие и масштабы непроизводственной деятельности (объекты социально-культурного и бытового назначения и жилищно-коммунального хозяйства и т.д.);
- выявление ключевых внутренних и внешних проблем для предприятия.
5. Выработка стратегии развития предприятия в целях обеспечения эффективного распределения и использования всех ресурсов - материальных, финансовых, трудовых ресурсов, земли и технологий и на этой основе - устойчивого положения на рынке.
Переход от реактивной формы управления (принятие управленческих решений как реакции на текущие проблемы) к управлению на основе анализа и прогнозов.
Выработка стратегии предприятия осуществляется на основе проведенных прогнозов развития выпускаемой продукции, проведенного анализа финансово-хозяйственного состояния и эффективности управления предприятием, а также анализа сильных и слабых сторон предприятия.
5.1. Формирование стратегии поведения на рынке, включающей определение следующих параметров:
- регион или территория, на которую направлен сбыт;
- группа потребителей, на которую направлен сбыт;
- выбор вида стратегии деятельности предприятия (стратегия конкуренции, стратегия расширения рынка и т.п.);
- квалификация и практический опыт персонала, необходимый для успешной конкурентной борьбы;
- необходимость кооперации, а также ее возможные формы (концерн, синдикат, корпорация, ФПГ, узкоспециализированное производство).
5.2. В соответствии с выбранной стратегией рыночного поведения определяется взаимоувязанная система:
- снабженческо-сбытовой политики (выбор маркетинговой стратегии и тактики на всем протяжении от появления продукции до ее продажи;
- производственно-технологической и инновационной политики (минимизация издержек производства, приведение качества продукции в соответствие с запросами потребителей, создание оптимальной системы обеспечения сервисных служб, повышение конкурентоспособности на базе усовершенствования производимой продукции и действующей технологии производства, создание принципиально новых продуктов и производств);
- ценовой политики (установление цен в рамках политики управления сбытом с целью достижения наиболее выгодных объемов продаж, средних затрат на производство и наивысшего возможного уровня прибыльности операций);
- финансовой политики (анализ и планирование денежных потоков, выбор стратегии привлечения внешних ресурсов (кредиты, эмиссионная форма привлечения капитала), управление дебиторской и кредиторской задолженностью, разработка учетной и налоговой политики, контроль и управление издержками);
- инвестиционной политики (определение общего объема инвестиций предприятия, способов рационального использования накоплений, сочетания различных источников финансирования, привлечения заемных средств);
- кадровой политики и управления персоналом (формирование идеологии и принципов кадровой работы, планирование, привлечение, отбор и высвобождение персонала, организация работ и руководство персоналом, повышение квалификации и подготовка персонала, внедрение системы стимулирования его деятельности, развитие социального партнерства).
Разрабатывается программа мер по снижению издержек, снижению энерго-, материалоемкости продукции, ее сертификации, решению проблем экологии.
Разрабатываются меры по обеспечению прозрачности финансового состояния предприятия (на основе совершенствования управленческого учета, перехода на международные стандарты бухгалтерского учета), а также меры по обеспечению контроля за финансовыми потоками.
Определение механизмов и направлений инвестирования, возможных источников привлеченных средств, кредитных ресурсов, гарантий (в том числе за счет средств и механизмов бюджета развития).
Разработка стратегии вывода ценных бумаг предприятия на фондовый рынок с определением издержек использования различных фондовых инструментов (определение вида ценных бумаг (акции, векселя, облигации), выбор первичного дилера ценных бумаг или портфельного инвестора и согласование с ним условий продажи и торговой площадки для первичных торгов, сопутствующей рекламной кампании и т.д.).
Подготовка предложений по продаже, сдаче в аренду и залогу части активов, ликвидации или консервации отдельных мощностей и объектов (в том числе нерентабельных, мобилизационных).
5.3. В соответствии с основными направлениями деятельности и избранной стратегией должна быть изменена организационно-управленческая структура предприятия с учетом следующих принципов:
- возможность гибкого реагирования на изменение рынка;
- обеспечение оптимального уровня децентрализации управленческих решений;
- ответственность за организацию и выполнение функций, реализуемой предприятием, должны быть персонифицированы.
Утверждение положения об организационной структуре определяющего:
- состав основных направлений деятельности предприятия;
- состав основных функций управления предприятия (маркетинг, организация производства, финансы, экономика, бухгалтерский учет, персонал, информационная служба);
- состав обслуживающих функций деятельность предприятия;
- состав организационных звеньев предприятия и закрепляемые и ними функции по осуществлению направлений деятельности предприятия с определением порядка работы по их выполнению (права, обязанности, сроки, меры поощрения и наказания);
- выделение самостоятельных подразделений (вспомогательных, обслуживающих), формирование центров прибыли;
- определение порядка контроля соответствия организационной структуры направлениям деятельности предприятия и персонификация ответственности за выполнение указанной функции контроля.
6. Подготовка и переподготовка кадров.
Разработка планов обучения и переподготовки кадров предприятия. Формирование кадровой политики, предусматривающей наем на контрактной основе квалифицированного персонала, необходимого для реформы предприятия.
7. На основе осуществления мер, предусмотренных в программе реформирования предприятия, формируется "Паспорт предприятия" (периодически обновляемый), в который вносятся периодичностью, определенной для предприятия по информации в органы государственной статистики.
Примерная структура Паспорта предприятия дана в приложении.
На основе данных о реформировании предприятия, указанных в Паспорте предприятия, Правительством Удмуртской Республики будет проводиться оценка итогов этой работы в зависимости от основных этапов реформирования предприятия.
Паспорт будет использоваться также при принятии решений об оказании данному предприятию любых форм государственной поддержки.
Приложение
Паспорт предприятия
1. Наименование предприятия (полное и сокращенное).
2. Юридический адрес предприятия.
3. Номер и дата государственной регистрации.
4. Код ОКПО (идентификатор предприятия).
5. Код КОПФ (классификатор организационно-правовой формы).
6. Код КФС (классификатор форм собственности).
7. Код по ОКОГУ (классификатор подчиненности).
8. Код ОКАТО (классификатор расположения).
9. Код ОКОНХ (классификатор отраслевой принадлежности).
10. Код ОКДП (классификатор видов деятельности и выпускаемой продукции).
11. Организационно-правовая форма.
12. Величина уставного капитала (уставного фонда - для государственных унитарных предприятий).
13. Для акционерных обществ - характеристика структуры акционерного капитала с перечнем основных акционеров и принадлежащих им пакетов акций, а также указание реестродержателя (с адресом) и номер лицензии.
14. Данные о руководстве предприятия (фамилия, имя, отчество, возраст, образование, опыт работы на данном месте работы):
- генерального директора;
- заместителей директора;
- главного бухгалтера.
15. Численность основного вспомогательного персонала.
16. Основные виды деятельности и основные виды выпускаемой продукции.
17. Наличие лицензий на виды деятельности, подлежащие лицензированию (номер лицензии, дата выдачи, срок действия, название органа, выдавшего лицензию). Наличие деклараций на виды деятельности, подлежащие декларированию (название органа, которому представили декларацию, дата представления декларации).
18. Мощности предприятия, их загруженность и объем продаж по продуктовому ассортименту.
19. Доля экспорта в общем объеме продаж.
20. Наличие в собственности земельного участка (его границы, размеры, местоположение).
21. Основные финансовые показатели эффективности деятельности предприятия:
- размер прибыли и его изменение за последний отчетный период;
- показатели на текущую дату и их значения на дату последнего отчета:
а) рентабельности (продаж, активов инвестированного капитала и т.д.).
б) ликвидности баланса:
- общий коэффициент покрытия;
- коэффициент срочной ликвидности;
- коэффициент ликвидности при мобилизации средств.
в) финансовой устойчивости:
- соотношение заемных и собственных средств;
- коэффициент обеспеченности собственными средствами;
- коэффициент маневренности собственных оборотных средств.
г) деловой активности:
- коэффициент оборачиваемости оборотного капитала;
- коэффициент оборачиваемости собственного капитала;
- состояние дебиторской задолженности;
- объемы по срокам образования;
- по видам дебиторской задолженности: бюджета, внебюджетными фондами, организациями-дебиторами и т.д.
д) состояние кредиторской задолженности:
- объем по срокам образования: от 6 месяцев до 1 года, свыше 1 года.
22. Среднемесячная заработная плата (по основным категориям персонала).
23. Наличие задолженности по текущим платежам в бюджет, во внебюджетные фонды и по оплате заработной платы.
24. Кредитная история предприятия: общая и при существующем руководстве.
25. Указание на проведенную реструктуризацию задолженности в соответствии с постановлением N 254 от 5 марта 1997 года (с характеристикой выбранного способа).
26. Форма уплаты налогов (по мере отгрузки).
27. Проведение рыночной оценки активов (сроки ее проведения и категории активов, подлежащих проведенной оценке, номер лицензии оценщика).
28. Объем рыночной капитализации (объем выпуска в обращение ценных бумаг с их классификацией).
29. Пообъектная характеристика объектов культурно-бытового назначения и жилищно-коммунального хозяйства (отдельно принадлежащие предприятию на праве собственности и находящиеся на его балансе). Перечень и стоимость объектов незавершенного строительства.
30. Участие в финансово-промышленных группах и капитале других предприятий и организаций (с указанием их реквизитов).
31. Наличие договора страхования имущества (с указанием доли застрахованного имущества в общем объеме активов).
32. Наличие аудиторского заключения, номер лицензии аудитора и сроки проведения последней аудиторской проверки.
Подпись руководителя
Печать организации
К паспорту прикладывается:
стратегия развития предприятия
(долгосрочный бизнес-план)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства УР от 21 января 1998 г. N 40 "О реорганизации сельскохозяйственных предприятий в агропромышленном комплексе Удмуртской Республики"
Текст документа официально опубликован не был
Настоящий документ снят с контроля