Правительство Удмуртской Республики, Федерация профсоюзов Удмуртской Республики и объединения работодателей Удмуртской Республики в целях дальнейшего развития социального партнерства, обязуясь соблюдать договоренности, достигнутые в ходе трехсторонних консультаций и руководствуясь интересами сторон, заключили настоящее Соглашение на 1998-1999 годы.
Принятые в Соглашении обязательства являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности трудящихся.
Стороны признают необходимым заключение отраслевых и территориальных соглашений в отраслях экономики и административно-территориальных единицах республики, коллективных договоров в организациях всех форм собственности и обязуются оказывать коллективам, развивающим принципы социального партнерства, всестороннее содействие.
В развитие Соглашения и для обеспечения его реализации стороны на основе взаимных консультаций в рамках Республиканской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений вырабатывают документы, принимают необходимые решения, формируют предложения в адрес законодательных, исполнительных органов Удмуртской Республики и добиваются их решения.
Стороны рекомендуют органам местного самоуправления городов и районов республики:
через систему социального партнерства, коллективные договоры, отраслевые и территориальные соглашения способствовать решению вопросов по защите социально-трудовых, гражданских прав и гарантий работающих, снижению социальной напряженности в трудовых коллективах.
Стороны, подтверждая свои намерения содействовать проведению социально-экономической политики в интересах населения республики, обязуются:
I. В области экономики, стабилизации и развития
промышленности и производства
Правительство:
1.1.1. Выполняет Федеральную программу социально-экономического развития Удмуртской Республики на 1997-2000 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1997 г. N 820 в пределах выделенных средств.
1.1.2. Принимает меры по выполнению среднесрочной Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики на 1998-2000 годы.
1.1.3. Оказывает содействие предприятиям оборонного комплекса УР по размещению государственного оборонного заказа на 1998 и 1999 годы и по возмещению долгов федеральных силовых структур за изготовленную и отгруженную продукцию.
1.1.4. Принимает, в пределах своей компетенции, нормативные правовые акты по регулированию и контролю за ценами и тарифами на продукцию и услуги естественных монополистов.
1.1.5. Обеспечивает финансирование передачи объектов социальной сферы и жилья в муниципальную собственность в пределах средств республиканского бюджета.
1.1.6. Обеспечивает выполнение Программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства Удмуртской Республики в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 25.08.97 г. N 789.
1.1.7. Организует работу комиссии по оперативным вопросам по стабилизации деятельности промышленных предприятий.
1.1.8. Оказывает помощь предприятиям оборонного комплекса республики по решению вопросов в Правительстве Российской Федерации о реструктуризации штрафов и пени, возникающих из-за несвоевременных расчетов за выполненные госзаказы, содержание мобилизационных мощностей.
1.1.9. Согласовывает с профсоюзами вновь принимаемые нормативные правовые акты, касающиеся социального положения населения, затрагивающие его экономические интересы (изменение цен и тарифов, социальных и компенсационных выплат, оплаты труда).
1.1.10. Способствует, совместно с администрациями городов и районов, работе автотранспортных пассажирских предприятий по обеспечению городских и пригородных перевозок пассажиров.
1.1.11. Обеспечивает своевременные расчеты с сельскими товаропроизводителями за сданную по госзаказу продукцию.
1.1.12. Оказывает помощь лесной промышленности УР в льготном кредитовании на создание межсезонных запасов сырья и топлива на 1997-1998 и 1998-1999 годы.
1.1.13. Согласовывает с Республиканской трехсторонней комиссией проекты нормативных правовых актов на вновь вводимые республиканские налоги.
Работодатели:
1.2.1. Разрабатывают на предприятиях программы стратегического развития производства и представляют их в Правительство УР.
1.2.2. Реализуют на предприятиях выполнение федеральных и республиканских программ социально-экономического развития.
1.2.3. Вносят в Правительство УР обоснованные предложения по стабилизации и экономическому развитию промышленных предприятий. Совместно с Правительством УР разрабатывают систему размещения госзаказов на предприятиях Удмуртской Республики для предприятий, выпускающих конечную продукцию.
1.2.4. Принимают необходимые меры по увеличению объемов производства и прибыли на предприятиях, по расширению рынков сбыта своей продукции.
1.2.5. Проводят мероприятия по передаче объектов социальной сферы в муниципальную собственность.
1.2.6. Своевременно и в полном объеме обеспечивают уплату налогов и платежей в республиканский и местные бюджеты.
1.2.7. Заключают коллективные договоры с профсоюзами или другими полномочными представителями работников организаций, представляют их на уведомительную регистрацию в соответствии с действующим законодательством.
Профсоюзы:
1.3.1. Профсоюзы защищают право своих членов свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
1.3.2. Разрабатывают и вносят в органы исполнительной власти предложения, направленные на развитие производства, совершенствование налоговой политики, стабилизацию работы предприятий промышленности, строительства, транспорта, сельского хозяйства.
1.3.3. Участвуют в разработке и осуществляют общественный контроль за мероприятиями по стабилизации производства, решении социально-экономических вопросов, повышении квалификации работников, развитии рационализации и изобретательства и создании здорового морально-психологического климата в трудовых коллективах.
II. В области оплаты труда и социальных гарантий
Правительство:
2.1.1. Обеспечивает уровень минимальной заработной платы, утвержденный федеральным законодательством, работникам бюджетной сферы.
2.1.2. Устанавливает размер ставки 1 разряда работников бюджетной сферы в соответствии с федеральным и республиканским законодательством.
2.1.3. Принимает участие совместно с работодателями и профсоюзами в разработке республиканских отраслевых тарифных соглашений.
2.1.4. Производит своевременную выплату заработной платы работникам бюджетной сферы республиканских учреждений, предусмотренной республиканским бюджетом.
2.1.5. Принимает конкретные меры по усилению контроля за выделением и использованием средств на оплату труда, выплату стипендий и социальных выплат из бюджетов всех уровней, повышению ответственности работодателей, представителей государства в акционерных обществах за обеспечение своевременной оплаты труда.
2.1.6. Ежеквартально рассчитывает и публикует в печати уровень бюджета прожиточного минимума и индексы потребительских цен на продовольственные и промышленные товары.
2.1.7. Осуществляет в пределах средств республиканского бюджета финансирование республиканских учреждений образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты населения.
2.1.8. Реализует совместно с Федерацией профсоюзов УР программу летнего и зимнего отдыха детей в пределах средств республиканского бюджета.
2.1.9. Реализует льготы, предусмотренные Федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в РФ" в пределах средств, предусмотренных республиканским бюджетом.
2.1.10. Принимает меры по выплате пособий гражданам, имеющим детей, других социальных выплат, а в случае образования задолженности совместно с профсоюзами разрабатывает механизм, предусматривающий первоочередность их погашения.
2.1.11. Публикует в республиканских средствах массовой информации перечень организаций, имеющих задолженность по заработной плате.
2.1.12. Публикует в печати перечень видов медицинской помощи и лекарств, оказываемых населению бесплатно в рамках программы государственных гарантий.
2.1.13. Информирует Республиканскую трехстороннюю комиссию о проекте республиканского бюджета.
Работодатели:
2.2.1. Обеспечивают уровень минимальной заработной платы, утвержденный федеральным законодательством, работникам внебюджетной сферы.
2.2.2. В соответствии с действующим законодательством и коллективными договорами сохраняют за работниками заработную плату в случаях временной остановки работы организаций.
2.2.3. Обеспечивают соблюдение сроков выплаты заработной платы в соответствии с действующим законодательством, а в случае образования задолженности по выплате заработной платы разрабатывают совместно с профсоюзами мероприятия по ее погашению.
2.2.4. Обеспечивают безналичное удержание членских профсоюзных взносов (с письменного согласия члена соответствующего профсоюза) и перечисления на текущие счета профсоюзных комитетов денежных средств с расчетных счетов организаций одновременно с выдачей банками средств на заработную плату, в соответствии с платежными поручениями.
2.2.5. Предоставляют в соответствии с коллективными договорами и соглашениями дополнительные льготы и компенсации работникам, занятым во вредных и опасных условиях труда.
2.2.6. Принимают участие совместно с профсоюзами в разработке республиканских отраслевых тарифных соглашений.
2.2.7. Изыскивают средства на формирование жилищных фондов для строительства или приобретения жилья.
Профсоюзы:
2.3.1. Осуществляют общественный контроль и добиваются в пределах своей компетенции, соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы.
2.3.2. Добиваются, непосредственно в организациях, своевременной выплаты заработной платы, а в случае образования задолженности совместно с работодателями принимают меры по ее погашению.
2.3.3. Своевременно информируют работодателей, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления о назревающих трудовых конфликтах и принимают участие в их разрешении.
2.3.4. Принимают участие в образовании жилищного фонда в организациях и осуществляют общественный контроль за его расходованием.
2.3.5. Осуществляют общественный контроль за организацией одноразового питания для учащихся общеобразовательных школ из малообеспеченных семей.
III. В области развития рынка труда и занятости населения
Правительство:
3.1.1. Осуществляет оперативный анализ и прогноз рынка труда, в том числе возможных массовых сокращений численности трудящихся в разрезе отраслей, городов и районов республики и определяет масштабы скрытой безработицы.
3.1.2. Проводит экспертизу экономической обоснованности и целесообразности предстоящих массовых сокращений численности трудящихся на предприятиях всех форм собственности и принимает меры по смягчению последствий массовых высвобождений.
3.1.3. Утверждает Программу "Основные направления деятельности по содействию занятости населения в Удмуртской Республике".
3.1.4. Информирует работодателей и общественность через средства массовой информации о состоянии рынка труда и расходовании средств фонда занятости населения УР.
Работодатели:
3.2.1. Организуют и совместно с центрами занятости населения финансируют профессиональную переподготовку работников, способствуют трудоустройству высвобождаемых работников, предоставляют службе занятости населения республики информацию о количестве вакантных рабочих мест на предприятиях в профессиональном и квалификационном разрезе, принимают меры по смягчению последствий массовых высвобождений.
3.2.2. Заключают договоры со службой занятости на предмет квотирования рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите, в первую очередь для молодых специалистов и инвалидов.
3.2.3. Своевременно, не менее чем за три месяца, и в полном объеме представляют службе занятости населения, профсоюзным комитетам предприятий информацию о возможных массовых сокращениях численности, сроках и категориях работников, которых они могут коснуться.
3.2.4. Уплачивают своевременно и полностью страховые взносы в фонд занятости населения.
3.2.5. Принимают меры по сохранению кадрового и научно-промышленного потенциала, профессиональной подготовки и переподготовки высвобождаемых работников.
3.2.6. Совместно с центрами занятости населения организуют работы и реализуют программы частичной занятости населения. Обеспечивают включение в коллективные договоры и соглашения обязательств по сохранению рабочих мест, обеспечению объемами работ персонала и профессиональной переподготовке, дополнительных льгот и социальных гарантий для высвобождаемых работников.
Профсоюзы:
3.3.1. Организуют обучение профсоюзного актива основам законодательства о занятости. Оказывают консультационную и правовую помощь работникам организаций по вопросам высвобождения и занятости.
3.3.2. Добиваются включения в коллективные договоры и соглашения обязательств работодателей по сохранению и развитию рабочих мест, повышению квалификации персонала, дополнительных льгот и гарантий для высвобождаемых работников.
3.3.3. Добиваются соблюдения законодательства в организациях, связанного с вопросами приема, увольнения, предоставления дополнительных гарантий для высвобождаемых работников.
3.3.4. Вносят предложения в органы исполнительной власти и работодателям о проведении взаимных консультаций по проблемам занятости высвобождаемых работников.
3.3.5. Формируют у членов профсоюзов рыночное мировоззрение по отношению к производству, трудовым отношениям, качеству рабочей силы.
IV. В области охраны труда и обеспечения экологической
безопасности
Правительство:
4.1.1. Обеспечивает выполнение целевой Комплексной программы Удмуртской Республики по охране окружающей среды до 2000 года в пределах средств республиканского бюджета.
4.1.2. При необходимости вносит предложения в проекты федеральных программ улучшения условий и охраны труда, законодательных и нормативных правовых актов по охране труда.
4.1.3. Разрабатывает республиканские программы по улучшению условий и охраны труда, организует выполнение мероприятий этих программ и осуществляет контроль за их реализацией.
4.1.4. Совершенствует систему непрерывного обучения и проверки знаний руководителей организаций по вопросам охраны труда и охраны окружающей природной среды.
4.1.5. Способствует пропаганде экологического воспитания и образования.
Работодатели:
4.2.1. Осуществляют организацию и проведение работ по охране труда в соответствии с требованиями федеральных и республиканских законодательных и иных нормативных актов по охране труда.
4.2.2. Проводят аттестацию рабочих мест по условиям труда и подготовку к проведению сертификации производств на соответствие требованиям безопасности труда.
4.2.3. Принимают меры для устранения воздействия на работающих опасных и вредным производственных факторов, обеспечивают правомерность и полноту предоставляемых льгот и компенсаций за работу с вредными условиями труда.
4.2.4. Организуют проведение бесплатных предварительных и периодических медицинских осмотров работников организаций в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
4.2.5. Своевременно и в полном объеме обеспечивают перечисления средств на обязательное медицинское страхование.
4.2.6. Реализуют на предприятиях выполнение целевой Комплексной программы Удмуртской Республики по охране окружающей среды до 2000 года в части, касающейся предприятий.
4.2.7. Разрабатывают и выполняют мероприятия по улучшению охраны труда, включают их в коллективные договоры и соглашения по охране труда.
Профсоюзы:
4.3.1. Организуют общественный контроль и проводят ежеквартальный анализ выполнения соглашений по охране труда и окружающей среды в организациях.
4.3.2. Совместно с региональными органами государственного контроля и надзора проводят независимую экспертизу условий труда в организациях и определяют вредные производственные факторы на рабочих местах и в зонах прилегающих к ним территорий.
4.3.3. В целях широкого привлечения самих трудовых коллективов к решению вопросов повышения безопасности труда совместно с работодателями создают в каждой организации комитеты (комиссии), в каждом подразделении организации избирают уполномоченных лиц по охране труда.
V. Действие Соглашения, контроль за ходом его выполнения,
ответственность сторон
5.1.1. Соглашение вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до заключения нового.
5.1.2. Контроль за выполнением Соглашения осуществляется Республиканской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, а также сторонами самостоятельно в соответствии с их функциями и организационными принципами деятельности.
5.1.3. В период действия Соглашения изменения и дополнения вносятся по взаимному согласию сторон.
5.1.4. После подписания каждая из сторон разрабатывает план мероприятий по реализации Соглашения, копии которых в течение первого квартала 1998 года представляют координатору Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
5.1.5. Ответственность сторон за нарушение и невыполнение данного Соглашения устанавливается в соответствии с действующим законодательством.
Текст Соглашение рассылается:
Правительство УР - министерствам, ведомствам, органам государственной власти и местного самоуправления городов и районов.
Объединения работодателей УР - организациям, входящим в эти объединения.
Федерация профсоюзов УР - первичным профсоюзным организациям.
От Правительства УР От Федерации профсоюзов УР
Первый заместитель Председателя Председатель Федерации
Правительства УР профсоюзов УР
Ю.С.Питкевич Е.Н.Орлов
От объединений работодателей УР
Президент промышленно-экономической
ассоциации Удмуртии "Развитие" В.С.Чугуевский
Председатель правления Республиканского
центра инноваций и делового сотрудничества В.П.Гродецкий
Президент Союза предпринимателей УР Г.Я.Каюмов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Соглашение между Правительством Удмуртской Республики, Федерацией профсоюзов Удмуртской Республики и объединениями работодателей Удмуртской Республики на 1998-1999 годы
Текст соглашения опубликован в газете "Удмуртская правда" от 30 июня 1998 г.