Постановлением Правительства УР от 22 октября 2001 г. N 1087 настоящее постановление снято с контроля как исполненное
В целях создания правовых, экономических и организационных условий, необходимых для развития страхового рынка Удмуртской Республики и для защиты интересов Удмуртской Республики на этом рынке, Правительство Удмуртской Республики постановляет:
1. Утвердить Концепцию государственной политики Удмуртской Республики в области страхования на 1999-2000 годы (прилагается).
2. Утвердить План основных мероприятий по реализации Концепции государственной политики Удмуртской Республики в области страхования на 1999-2000 годы (прилагается).
3. Заместителю Председателя Правительства Удмуртской Республики С.В.Чикурову обеспечить организационное взаимодействие министерств и ведомств Удмуртской Республики, органов местного самоуправления муниципальных образований Удмуртской Республики при выполнении Плана основных мероприятий по реализации Концепции государственной политики Удмуртской Республики в области страхования на 1999-2000 годы.
Заместитель Председателя
Правительства УР |
Н.И.Хохлов |
Концепция
государственной политики Удмуртской Республики
в области страхования на 1999-2000 годы
(утв. постановлением Правительства УР от 11 октября 1999 г. N 979)
I. Страховой рынок Удмуртской Республики и понятие государственной
политики Удмуртской Республики на этом рынке
Концепция государственной политики Удмуртской Республики в области страхования на 1999-2000 годы определяет основные направления государственной политики Удмуртской Республики по развитию на территории республики системы страховой защиты имущественных интересов государства, муниципальных образований, юридических и физических лиц.
Государственная политика Удмуртской Республики в области страхования является частью финансово-экономической политики Российской Федерации и Удмуртской Республики, направленной на социально-экономическое развитие республики путем экономического, организационного и правового регулирования взаимоотношений, возникающих на страховом рынке Удмуртии, обеспечения его стабильного функционирования и развития.
Под страховым рынком Удмуртской Республики в целях настоящей Концепции понимается система взаимоотношений между участниками процесса оказания страховых услуг на территории Удмуртской Республики.
Участниками страхового рынка, реализующими цели и задачи республиканской политики в области страхования, являются:
органы федеральной исполнительной власти Российской Федерации.
К указанным органам относятся, в частности, органы государственного страхового надзора, а также отраслевые государственные органы федерального подчинения и государственные учреждения, осуществляющие управление государственными внебюджетными средствами, направляемыми на обязательное страхование или контролирующие осуществление обязательного страхования в процессе лицензирования и выдачи различного рода разрешений;
- органы государственной власти Удмуртской Республики, осуществляющие регулирование страховой системы Удмуртской Республики и представляющие на страховом рынке интересы Удмуртской Республики как участника гражданского оборота, подверженного всем рискам, присущим участию в этом обороте;
- органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Удмуртской Республики, представляющие на страховом рынке интересы муниципальных образований как участников гражданского оборота, подверженных всем рискам, присущим участию в этом обороте;
- страховые организации, зарегистрированные на территории Удмуртской Республики в качестве юридических лиц. По состоянию на 1 июля 1999 года было зарегистрировано 26 таких организаций, в том числе 8 специализированных медицинских страховых организаций и одно перестраховочное общество. В состав зарегистрированных на территории республики страховых организаций входит одна страховая организация со стопроцентной долей государственной собственности Российской Федерации, одна страховая организация, контрольный пакет акций которой находится в государственной собственности Российской Федерации и одна страховая организация, в уставном капитале которой есть доля государственной собственности Удмуртской Республики. Характеризуя зарегистрированные на территории Удмуртии страховые организации, следует отметить, что не все указанные страховые организации реально работают, а общее число страховых организаций, зарегистрированных на территории Удмуртской Республики, в последние годы неуклонно уменьшается;
- российские страховые организации, зарегистрированные в качестве юридических лиц на территории других субъектов Российской Федерации. Такие страховые организации осуществляют свою деятельность на территории Удмуртии либо через свои филиалы и представительства (по состоянию на 1 июля 1999 года на территории Удмуртии осуществляли свою деятельность 10 филиалов и представительств страховых организаций, зарегистрированных в качестве юридических лиц на территории других субъектов Российской Федерации), либо без создания и регистрации филиалов и представительств;
- объединения российских страховых организаций (ассоциации, союзы и т.п.), выражающие общие групповые интересы входящих в них страховых организаций;
- иностранные страховые организации. Эти страховые организации осуществляют свою деятельность путем заключения с гражданами договоров страхования жизни через сеть своих представителей, без регистрации филиалов или представительств на территории республики. Страховые взносы по договорам, заключаемым такими страховыми организациями, уплачиваются в свободно конвертируемой валюте и направляются за рубеж;
- крупные предприятия, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории республики. Эта группа субъектов характеризуется большим количеством разнообразных рисков, возникающих в процессе их деятельности, а также большим размером убытков, которые могут возникнуть вследствие реализации указанных рисков;
- мелкие и средние предприятия и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Эта группа субъектов характеризуется относительно небольшими размерами убытков, возникающих в процессе реализации рисков, присущих их деятельности;
- граждане. Эта группа субъектов, являясь самой многочисленной, характеризуется относительно небольшими размерами убытков, возникающих вследствие реализации рисков, свойственных жизни каждого человека;
- банки, выступающие на страховом рынке в двух качествах - субъектов хозяйствования, несущих инвестиционные и иные риски, связанные с участием в гражданском обороте, и инвестиционных институтов, выступающих партнерами страховых организаций в области инвестирования аккумулируемых последними денежных средств. В условиях неразвитости на территории Удмуртии иных инвестиционных институтов, банки являются основными партнерами страховых организаций в этой области;
- другие лица, являющиеся субъектами страховых отношений (общества взаимного страхования, страховые агенты, страховые брокеры и т.п.).
Ресурсная база страхового рынка Удмуртской Республики формируется за счет следующих основных источников:
- страховые взносы, уплачиваемые гражданами;
- страховые взносы, уплачиваемые юридическими лицами;
- страховые взносы, уплачиваемые республиканскими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов;
- вклады учредителей (акционеров) в уставные капиталы страховых организаций;
- доходы от инвестирования средств страховых резервов и собственных средств.
По состоянию на 1 января 1999 года общий размер страховых резервов, сформированных страховыми организациями, зарегистрированными на территории Удмуртской Республики, составил 55 миллионов 14 тысяч рублей, в том числе общий размер резерва предупредительных мероприятий - 10 миллионов 586 тысяч рублей.
Здесь и далее цифры приведены без учета деятельности филиалов страховых организаций, зарегистрированных за пределами Удмуртской Республики. Общий размер собственных средств страховых организаций, зарегистрированных на территории Удмуртской Республики, по состоянию на 1 января 1999 года был равен 66 миллионам 687 тысячам рублей. В 1998 году страховыми организациями, зарегистрированными на территории Удмуртии, собрано 89260600 рублей страховой премии, что составило 90 процентов от суммы страховой премии, собранной в 1997 году. В пересчете на одного жителя Удмуртской Республики сумма страховой премии, собранной всеми страховыми организациями Удмуртии в 1998 году, составила 61,3 рубля на душу населения.
Состояние и тенденции развития страхового рынка Удмуртии лучше всего показывает сравнение приведенных показателей с общероссийскими показателями и показателями других регионов. Так, в пересчете на душу населения, страховыми организациями Российской Федерации собрано в 1998 году 286 рублей страховой премии, при этом рост по сравнению с 1997 годом составил почти 23 процента. По показателю сбора страховой премии на душу населения Удмуртская Республика находится на предпоследнем месте в Уральском регионе (превысив показатели только Курганской области). Такой же регион, как, например, Тюменская область, превосходит Удмуртскую Республику по рассматриваемому показателю более чем в 8 раз.
По-прежнему расходы на восстановление уничтожаемых стихийными бедствиями или техногенными авариями объектов покрываются в основном из республиканского или федерального бюджетов.
Практически отсутствуют в республике такие социально значимые виды страхования, как страхование жизни и добровольное медицинское страхование за счет средств населения, страхование приватизированного и муниципального жилого фонда, страхование рисков, связанных с лекарственным обеспечением.
В стороне от страхования находится сельское хозяйство республики, которое пока не защищено от последствий неурожая, падежа, эпизоотий и т.п.
Не используются потенциальные возможности страховых организаций как в сфере инвестирования средств страховых резервов, так и в сфере финансирования предупредительных мероприятий.
Нормативные и индивидуально-распорядительные акты по вопросам страхования, принимаемые органами государственной власти Удмуртской Республики, разрознены, не объединены едиными целями и задачами и потому практически не оказывают регулирующего воздействия на страховой рынок республики.
Таким образом, сохранение существующего положения и существующих тенденций в течение ближайших лет с неизбежностью приведет к уменьшению ресурсной базы страхового рынка Удмуртии и к практически полной потере финансовых ресурсов страхового рынка в качестве источника инвестиций в экономику республики, к уменьшению поступления налогов и иных обязательных платежей, уплачиваемых страховыми организациями, а также к расходам бюджетных средств на покрытие возникающих убытков, не покрытых страхованием.
Сложившаяся ситуация обязывает Правительство Удмуртской Республики усилить свое регулирующее воздействие на страховой рынок Удмуртии, предприняв ряд взаимодополняющих действий, направленных на развитие рынка страховых услуг в Удмуртской Республике, защиту интересов республики на этом рынке, поддержку страховых организаций, зарегистрированных на территории Удмуртии в качестве юридических лиц, привлечение на взаимовыгодных условиях страховых организаций, зарегистрированных на территории других субъектов Российской Федерации. Совокупность указанных действий и составляет государственную политику Удмуртской Республики в области страхования.
Принципами государственной политики Удмуртской Республики в области страхования являются:
- приоритет целей и задач экономического и социального развития республики, необходимость поддержки местных товаропроизводителей;
- сочетание и согласование федеральных, региональных и местных интересов, интересов страховых организаций и других участников страховых отношений на основе взаимовыгодных соглашений;
- формирование взаимодействия всех участников государственной политики Удмуртской Республики в области страхования в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Удмуртской Республики;
- использование ресурсов страхового рынка Удмуртской Республики для инвестирования в экономику и социальную сферу Удмуртии, решения иных государственных задач при соблюдении интересов страховых организаций и других участников страховых отношений.
II. Задачи государственной политики Удмуртской
Республики в области страхования
Правительство Удмуртской Республики, как орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, реализует на территории Удмуртской Республики единую государственную политику Российской Федерации в области страхования, участвуя, в силу своей компетенции, в решении следующих важнейших задач развития национальной системы страхования, определенных в Основных направлениях развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998-2000 годах, одобренных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 1998 года N 1139:
- обеспечение надежности и финансовой устойчивости системы страхования;
- проведение активной структурной политики на рынке страховых услуг;
- повышение эффективности государственного регулирования страховой деятельности.
Помимо решения задач развития национальной системы страхования, Удмуртская Республика, как субъект Российской Федерации, решает задачи, связанные с использованием возможностей страхового рынка для развития социально-экономической сферы Удмуртской Республики.
Эти задачи связаны, прежде всего, с объективно проистекающим процессом притока страховых организаций из других субъектов Российской Федерации на страховой рынок Удмуртии.
Приток страховых организаций из других регионов на страховой рынок республики имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
К положительным факторам деятельности страховых организаций из других субъектов Российской Федерации на территории Удмуртии можно отнести их относительно стабильное финансовое положение, развитие конкуренции на страховом рынке, возможность инвестирования средств страховых резервов этих организаций в экономику и социальную сферу Удмуртии.
К отрицательным моментам можно отнести, в частности, уплату страховыми организациями части налогов, связанных с деятельностью на территории республики, по месту своей регистрации, т.е. за пределами Удмуртии, а также отток в другие регионы значительной части денежных средств, полученных страховыми организациями в виде страховых премий от организаций и граждан республики.
Нейтрализация негативных факторов, связанных с деятельностью страховых организаций из других регионов на территории Удмуртии, должна осуществляться посредством механизмов, соответствующих действующему законодательству Российской Федерации и не выходящих за рамки компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Налоговое законодательство Российской Федерации предоставляет возможность через налоговые инспекции контролировать, во-первых, факт постановки на налоговый учет страховой организации по месту постоянного осуществления своей деятельности при наличии стационарных рабочих мест, во-вторых, исполнение обязанностей по уплате налогов по месту осуществления деятельности и нахождения имущества страховой организации независимо от места ее государственной регистрации. Следовательно, политика органов государственной власти Удмуртской Республики в этой области должна быть направлена на усиление контроля со стороны налоговых органов за деятельностью на территории республики страховых организаций, зарегистрированных за пределами Удмуртской Республики. Осуществление постоянной деятельности таких страховых организаций на территории республики через свои территориально-обособленные подразделения со стационарными рабочими местами создает дополнительные рабочие места.
Для обеспечения притока в республику потенциальных инвесторов-страховщиков необходимо создание более выгодных, чем в других регионах, условий инвестирования, в том числе посредством налоговых льгот, предоставление которых входит в компетенцию органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Исходя из изложенного, Правительство Удмуртской Республики осуществляет ряд мер, направленных на нейтрализацию негативных факторов, сопровождающих процесс притока страховых организаций из других регионов на страховой рынок республики. При этом решаются следующие задачи:
- создание системы мониторинга деятельности страховых организаций на территории Удмуртской Республики независимо от места регистрации указанных организаций;
- увеличение поступлений налогов и иных обязательных платежей в республиканский бюджет, местные бюджеты, республиканские и местные внебюджетные фонды Удмуртской Республики;
- использование инвестиционных ресурсов страховых организаций, осуществляющих деятельность на территории республики, для инвестиций в экономику и социальную сферу Удмуртии;
- использование резервов предупредительных мероприятий, формируемых страховыми организациями из страховых премий, собираемых на территории Удмуртии, на финансирование предупредительных мероприятий на территории республики;
- улучшение баланса финансовых ресурсов Удмуртской Республики путем уменьшения и замедления оттока денежных средств по каналам страхования из республики в другие регионы и обеспечения встречных поступлений.
III. Основные направления государственной политики
Удмуртской Республики в области страхования
Сложность и многогранность проблемы развития страхового рынка обуславливает необходимость ее решения программными методами, учитывающими как общероссийские процессы, так и особенности и приоритеты социально-экономического развития региона.
При этом основными направлениями государственной политики Удмуртской Республики в области страхования являются:
- страховая защита имущества, находящегося в государственной собственности Удмуртской Республики, собственности муниципальных образований Удмуртской Республики;
- использование возможностей страхования для предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- экологическое страхование;
- страхование сельскохозяйственного производства;
- страхование в сфере инвестиционной деятельности;
- страхование в социальной сфере;
- обязательное страхование;
- перестрахование;
- формирование страховой культуры, популяризация страхования;
- инвестирование средств страховых резервов.
1. Страховая защита имущества, находящегося в государственной
собственности Удмуртской Республики и собственности
муниципальных образований Удмуртской Республики
Одним из основных направлений деятельности Правительства Удмуртской Республики в области страхования является организация страховой защиты государственного имущества, как составляющего казну Удмуртской Республики, так и находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных предприятий и учреждений. Страхованию подлежат жилой и нежилой фонд, имущественные комплексы, помещения, сдаваемые в аренду, здания, включая внутреннюю отделку, электронное и компьютерное оборудование, автотранспорт, другое имущество. Страхование должно обеспечивать восстановление государственного имущества, пострадавшего в результате техногенных и иных аварий и катастроф, природных явлений и других негативных факторов без привлечения средств республиканского бюджета.
К этому направлению деятельности примыкает также защита посредством страхования средств, выделяемых из бюджета Удмуртской Республики как на возвратной основе, так и на закупку товаров, работ, услуг, для республиканских нужд.
Одновременно Правительство Удмуртской Республики содействует созданию и реализации страховых программ, направленных на защиту имущества, находящегося в собственности муниципальных образований Удмуртской Республики.
2. Использование возможностей страхования для предотвращения
и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
В условиях рыночной экономики страхование является одним из основных способов защиты имущественных интересов юридических и физических лиц при наступлении техногенных аварий и природных катастроф.
По данным Комитета по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при Правительстве Удмуртской Республики в 1998 году прямой ущерб, нанесенный промышленности и сельскому хозяйству Удмуртии только в результате аварий и катастроф, в ликвидации которых принимали участие сотрудники Комитета, составил более 70 миллионов рублей. Достоверные данные о потерях от многочисленных аварий и иных чрезвычайных ситуаций, последствия которых были устранены без участия сотрудников Комитета, отсутствуют.
На восстановление пострадавших объектов в 1998 по статье "Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций" республиканского бюджета Удмуртской Республики было выделено более 4 миллионов рублей, 32 миллиона 200 тысяч рублей убытков покрыл федеральный бюджет, часть средств была изыскана из иных источников (местные бюджеты, средства предприятий и организаций), а часть убытков просто не компенсировалась.
Внедрение на территории Удмуртии системы обязательного страхования ответственности предприятий - источников повышенной опасности в соответствии с Федеральными законами "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", "Об использовании атомной энергии", "О безопасности гидротехнических сооружений" позволит создать механизм возмещения убытков, причиняемых чрезвычайными ситуациями, в значительной степени снизить расходы бюджетов всех уровней на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.
Сейчас, в условиях высокой степени износа основных фондов и недостатка оборотных средств у большинства промышленных предприятий республики, не менее остро, чем вопрос ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, стоит вопрос предупреждения таких ситуаций. Особенностью деятельности страховых организаций является формирование ими в соответствии с Законом Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" резерва предупредительных мероприятий, специально предназначенного для финансирования работ по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества. Однако на территории Удмуртской Республики возможности страховых организаций в деле предупреждения чрезвычайных ситуаций используются менее чем наполовину. Год от года происходит накопление средств резерва предупредительных мероприятий без его надлежащего использования. Так, в 1998 году страховые организации, зарегистрированные на территории Удмуртской Республики, произвели отчисления в резервы предупредительных мероприятий на общую сумму 4 миллиона 485 тысяч рублей. Из них использовано на финансирование предупредительных мероприятий только 1 миллион 982 тысячи рублей. В результате по состоянию на 1 января 1999 года страховыми организациями, зарегистрированными на территории Удмуртской Республики, накоплены неиспользованные остатки резервов предупредительных мероприятий на общую сумму 10 миллионов 586 тысяч рублей, что более чем в 2,5 раза превышает размер годовых ассигнований республиканского бюджета Удмуртской Республики на эти цели.
Поэтому, наряду с задачей внедрения на территории Удмуртской Республики системы обязательного страхования предприятий - источников повышенной опасности, перед Правительством Удмуртской Республики стоит задача задействования потенциала страховых организаций в деле предупреждения чрезвычайных ситуаций на территории Удмуртской Республики, создания условий, стимулирующих процесс целевого инвестирования страховыми организациями накопленных ими средств в проведение мероприятий по снижению аварийности в промышленности и сельском хозяйстве республики.
В настоящее время работа по внедрению различных видов обязательного страхования ответственности предприятий - источников повышенной опасности независимо друг от друга ведется на территории Удмуртской Республики несколькими органами государственной власти Российской Федерации и Удмуртской Республики. Отсутствие координации снижает эффективность такой работы, приводит к размыванию денежных фондов, формируемых страховыми организациями при проведении указанных видов страхования. Поэтому третьей задачей Правительства Удмуртской Республики в рассматриваемой области является координация работы различных министерств и ведомств в области обязательного страхования ответственности предприятий - источников повышенной опасности на территории Удмуртской Республики, обеспечение проведения единой политики в этой области, увязанной с политикой в области экологического страхования.
3. Экологическое страхование
На территории Удмуртии расположено множество экологически опасных объектов, находится 30 процентов от общего количества отравляющих веществ, хранимых на территории России. В связи с этим огромную важность приобретает проблема снижения уровня аварийной и неаварийной (систематической или рабочей) опасности, которую представляет деятельность, связанная с эксплуатацией таких объектов, природной среды Удмуртской Республики, а также проблема компенсации вреда, причиняемого природной среде Удмуртской Республики.
Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" установлено, что одним из инструментов экономического механизма охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности является добровольное и обязательное экологическое страхование. Экологическое страхование создает взаимную экономическую заинтересованность субъектов страхового рынка в снижении риска экологических аварий.
В целях усиления роли экологического страхования в прогнозировании, предотвращении и ликвидации последствий экологических аварий, Удмуртской Республике необходимо включиться в эксперимент по развитию экологического страхования, проводимый в настоящее время в ряде регионов Российской Федерации.
Необходима также координация работы по внедрению экологического страхования с работой в области обязательного страхования ответственности предприятий - источников повышенной опасности.
4. Страхование сельскохозяйственного производства
Специфика сельского хозяйства требует отдельного подхода к развитию страхования в данной отрасли. Необходимы сочетание обязательной и добровольной форм страхования, поддержка как страхователей, так и страховых организаций за счет бюджетных средств. Программа по страхованию сельскохозяйственного производства должна включать в себя страхование сельскохозяйственных посевов, сельскохозяйственных животных, кормов, иного имущества сельхозпроизводителей. Данная программа позволит сформировать страховой фонд, служащий для возмещения ущерба и ликвидации последствий страховых событий, а также резерв средств для финансирования мероприятий по предупреждению возникновения таких событий.
5. Страхование в сфере инвестиционной деятельности
В области инвестиционной деятельности Правительство Удмуртской Республики исходит из того, что в мировой практике страхование является одним из основных инструментов защиты инвестиций. Наличие надежного, с точки зрения инвестора, механизма страховой защиты традиционно рассматривается в качестве одного из факторов, влияющих на принятие инвестиционного решения. Поэтому одним из направлений деятельности Правительства Удмуртской Республики является создание на территории республики системы страховых гарантий, приемлемых по уровню надежности и качества как для инвесторов из других регионов Российской Федерации, так и для иностранных инвесторов.
6. Страхование в социальной сфере
Сокращение, ввиду недостаточности финансирования, государственных социальных гарантий должно восполняться различными формами страхования. Развитие страхования в социальной сфере позволит решить проблему обеспечения социальных гарантий населению Удмуртии и, следовательно, снизит напряженность в социальной сфере.
6.1. Обязательное медицинское страхование
Специфика данного вида страхования заключается в том, что, согласно Закону Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", обязательное медицинское страхование, будучи частью государственного социального страхования, является всеобщим. Полис обязательного медицинского страхования для застрахованного гражданина - это гарантия оказания бесплатной медицинской помощи, а для лечебно-профилактического учреждения - это гарантия оплаты оказанной медицинской помощи.
В настоящее время в Удмуртской Республике в системе обязательного медицинского страхования сложилась ситуация, не соответствующая Закону Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", поскольку Удмуртский территориальный фонд обязательного медицинского страхования взял на себя функции по оплате медицинских услуг. С другой стороны, Федеральным законом "Об основах обязательного социального страхования" в действующий порядок проведения обязательного медицинского страхования внесены изменения.
Учитывая социальную значимость данного вида страхования, необходимо привести порядок проведения обязательного медицинского страхования в Удмуртской Республике в соответствие с Федеральным законом "Об основах обязательного социального страхования" и Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".
6.2. Добровольное медицинское страхование
С учетом требований современного рынка медицинских услуг необходимо реализовать принцип многоуровневой системы предложения программ добровольного медицинского страхования с возможностью широкого выбора медицинских учреждений и величины страховой ответственности. Программы добровольного медицинского страхования должны включать в себя амбулаторно-поликлиническое лечение, в том числе ежегодную диспансеризацию, стационарное лечение, санаторно-курортное лечение, организацию и оплату лечения за рубежом, стопроцентную компенсацию стоимости медикаментозных средств (лекарства) при амбулаторно-поликлиническом лечении.
6.3. Страхование лекарственного обеспечения
Важным направлением в развитии системы медицинского страхования является страхование лекарственного обеспечения. Лекарственная помощь населению в настоящее время характеризуется следующими особенностями:
- недостаточностью бюджетного финансирования;
- отсутствием целенаправленных действий по формированию управляемого спроса на лекарственные средства;
- в связи с высокой стоимостью лекарственных препаратов предложение лекарственных средств превышает платежеспособный спрос населения, чем обуславливается высокий уровень отложенного спроса на лекарственные средства.
Такие условия не позволяют обеспечить необходимый уровень лекарственной помощи населению. Правительство Удмуртской Республики видит свою задачу в организации эффективной системы лекарственной помощи населению, проживающему в Удмуртской Республике, на основе страхования имущественных интересов граждан, связанных с затратами на организацию и оплату лекарственной помощи при наступлении заболевания. Необходимо разработать систему мер по предоставлению достаточных для лечения объемов лекарственных средств и снижению затрат на их оплату, а также целостную систему правил для сторон, участвующих в реализации программ страхования лекарственного обеспечения.
6.4. Иные виды страхования в социальной сфере
Другим направлением деятельности Правительства Удмуртской Республики в социальной сфере должно являться развитие таких видов страхования, как страхование жизни, страхование ренты, страхование от несчастных случаев, страхование жилого фонда, страхование иного имущества граждан. Это позволит, во-первых, снижать затраты населения в случае возникновения страховых случаев, во-вторых, привлекать посредством инвестирования в экономику Удмуртии свободные денежные средства, находящиеся на руках у населения.
7. Обязательные виды страхования
Особенностью обязательного страхования в Российской Федерации в настоящее время являются предпринимаемые рядом страховых организаций при поддержке федеральных министерств и ведомств попытки монополизировать право проведения обязательных видов страхования, ограничив участие в их проведении региональных страховых организаций. Поэтому одним из направлений деятельности Правительства Удмуртской Республики является защита добросовестной конкуренции в области обязательного страхования и обеспечение участия страховых организаций, зарегистрированных на территории Удмуртии, в проведении обязательных видов страхования.
8. Перестрахование
Перестрахование является необходимым условием обеспечения финансовой устойчивости страховых операций и нормальной деятельности любой страховой организации вне зависимости от размера ее собственных средств, резервов и активов.
Благодаря перестрахованию небольшие страховые организации, зарегистрированные на территории Удмуртской Республики, имеют возможность заключать договоры страхования крупных рисков, которые самостоятельно застраховать не в состоянии, участвуют в страховании объектов, расположенных в других регионах.
Особенностью перестраховочного рынка является то, что он складывается и может функционировать не в границах конкретных регионов, а в масштабах всей Российской Федерации.
На сегодняшний день страховые организации Удмуртии практически не используют при перестраховании местный страховой рынок, предпочитая перестраховывать свои риски в иногородних страховых организациях, что происходит отчасти из-за конкурентных условий, отчасти из-за небольшой емкости страхового рынка Удмуртской Республики и неуверенности в надежности страховых организаций Удмуртии. При этом происходит отток финансовых средств из республики.
Альтернативой сложившейся ситуации могло бы стать формирование перестраховочных отношений между страховыми организациями, участвующими в реализации республиканских страховых программ с целью максимально возможного размещения рисков на территории Удмуртии.
9. Формирование страховой культуры, популяризация страхования
Одним из тяжелейших последствий социалистической системы хозяйствования является сформировавшаяся у большинства людей система ценностей и представлений. В общественном сознании отсутствует то, что является первоосновой страхования во всех странах с развитой рыночной экономикой - привычка самостоятельно заботиться о себе, своих близких, своем имуществе, чувство личной ответственности за качество своей жизни и качество жизни своих близких. В сфере гражданского оборота отношение руководителей предприятий и организаций к своей жизни трансформируется в отношение к работе возглавляемых ими предприятий.
Поэтому одним из основных направлений развития страхования является формирование в обществе страховой культуры - то есть системы ценностей, приветствующей страхование как форму самостоятельного решения своих проблем, и, наоборот, осуждающей иждивенчество, надежду на случай или на помощь государства. С годами эта система ценностей, в свою очередь, формирует в обществе привычку страховаться, являющуюся основой развития страхового рынка.
В современных российских условиях проблема формирования страховой культуры тесно связана с проблемами недоверия со стороны населения к любым финансовым институтам, отсутствия достаточной информации об оказываемых страховыми организациями страховых услугах.
Решение этих проблем должно осуществляться через планомерное проведение просветительской, разъяснительной работы в средствах массовой информации, проведение семинаров по различным вопросам страхования, создание информационного банка данных о страховых организациях республики и оказываемых ими услугах, усиление контроля над деятельностью страховых организаций.
10. Инвестирование средств страховых резервов
Страховые организации являются частью инвестиционной системы общества. Их функция в обеспечении инвестиционного процесса заключается в аккумулировании денежных средств населения и предприятий в форме страховых резервов.
Будучи только частью системы, выполняющей лишь некоторые из функций системы, страховые организации самостоятельно, без взаимодействия с другими частями инвестиционной системы, не в состоянии обеспечить нормальное течение инвестиционного процесса.
На сегодняшний день в республике практически отсутствует полноценно функционирующий рынок ценных бумаг предприятий республики, полностью отсутствует рынок муниципальных и государственных ценных бумаг, эмитируемых Удмуртской Республикой и находящимися на ее территории муниципальными образованиями, банковская система находится в стадии реформирования.
В таких условиях возможности страховых организаций по инвестированию средств страховых резервов в экономику и социальную сферу Удмуртской Республики существенно ограничены.
Сложившаяся ситуация требует от Правительства Удмуртской Республики принятия в рамках единой инвестиционной политики комплекса мер, направленных на создание системы финансовых инструментов, через посредство которых страховые организации могли бы вкладывать средства своих страховых резервов в экономику и социальную сферу Удмуртии. При этом страховым организациям должна быть обеспечена возможность соблюдения установленных для них действующим законодательством требований диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности вложений, а также возможность соблюдения всех нормативов, установленных для страховых организаций органами государственного страхового надзора.
Каждое из перечисленных основных направлений государственной политики Удмуртской Республики в области страхования требует детальной проработки профильными министерствами и ведомствами Удмуртской Республики.
План
основных мероприятий по реализации концепции
государственной политики Удмуртской Республики
в области страхования на 1999-2000 годы
(утв. постановлением Правительства УР от 11 октября 1999 г. N 979)
N п/п |
Мероприятия | Ответственные | Сроки исполнения |
1. | Проведение анализа состояния страхового рынка Удмуртской Республики и возможностей для его развития |
Комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства при Правительстве УР, Министерство экономики Удмуртской Республики, Инспекция страхового надзора по Удмуртской Республике, Министерства финансов Российской Федерации (по согласованию) |
Ежекварт-но |
2. | Подготовка проекта постановления Правительства УР "О создании Экспертного совета по вопросам страхования при Правительстве Удмуртской Республики |
Комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства при Правительстве УР |
IV квартал 1999 года |
3. | Разработка рекомендаций по вопросам организации страхования имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципальных образований Удмуртской Республики |
Экспертный совет по вопросам страхования при Правительстве Удмуртской Республики (далее по тексту "Экспертный совет") |
IV квартал 1999 года |
4. | Подготовка проекта постановления Правительства Удмуртской Республики по вопросам участия страховых организаций в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории Удмуртской Республики |
Комитет по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при Правительстве УР, Экспертный совет |
IV квартал 1999 года |
5. | Решение вопроса об использовании централизуемой Минтрансом России части средств резерва предупредительных мероприятий по обязательному личному страхованию пассажиров автомобильного транспорта Удмуртии на финансирование предупредительных мероприятий на территории Удмуртской Республики |
Министерство промышленности и транспорта УР, Экспертный совет |
IV квартал 1999 года |
6. | Разработка мероприятий по обеспечению возможности участия страховых организаций, зарегистрированных на территории Удмуртской Республики, в проведении обязательных видов страхования |
Комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства при Правительстве УР, Экспертный совет |
I квартал 2000 года |
7. | Подготовка проекта постановления Правительства Удмуртской Республики по вопросам страхования в сфере инвестиционной деятельности на территории Удмуртской Республики |
Комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства при Правительстве УР, Министерство экономики Удмуртской Республики, Министерство международных связей УР, Экспертный совет |
I квартал 2000 года |
8. | Разработка предложений по формам инвестирования средств страховых резервов в экономику и социальную сферу Удмуртской Республики |
Комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства при Правительстве УР, Министерство экономики УР, Министерство финансов Удмуртской Республики, Экспертный совет |
I квартал 2000 года |
9. | Создание системы информационного обеспечения проведения государственной политики Удмуртской Республики в области страхования |
Комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства при Правительстве УР, Министерство экономики Удмуртской Республики, Государственный комитет Удмуртской Республики по статистике (по согласованию), Инспекция страхового надзора по Удмуртской Республике Министер-ва финансов РФ (по согласованию), Экспертный совет |
I квартал 2000 года |
10. | Решение вопроса о включении Удмуртской Республики в число регионов, в которых проводится эксперимент по внедрению экологического страхования |
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды УР, Экспертный совет |
I квартал 2000 года |
11. | Разработка мероприятий по развитию систем обязательного и добровольного медицинского страхования на территории Удмуртской Республики |
Министерство здравоохранения УР, Удмуртский территориальный фонд обязат-ного медицин-го страхования (по согласованию), Экспертный совет |
I квартал 2000 года |
12. | Разработка Республиканской целевой программы развития страхового рынка Удмуртской Республики на 2001-2003 годы, включающей в себя следующие подпрограммы: |
Комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства при Правительстве УР, Экспертный совет, |
II квартал 2000 года |
- страховая защита средств, выделяемых из бюджета Удмуртской Республики на закупку товаров, работ, услуг для государственных нужд Удмуртской Республики; |
Министерство финансов Удмуртской Республики, |
||
- использование возможностей страхования для предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории Удмуртской Республики; |
Комитет по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при Правительстве УР, |
||
- экологическое страхование; | Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды УР, |
||
- страхование сельскохозяйственного производства; |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия УР, |
||
- страхование в сфере инвестиционной деятельности; |
Министерство экономики УР, |
||
- обязательное и добровольное медицинское страхование; |
Министерство здравоохранения УР, |
||
- страхование в социальной сфере | Минис-ство строит-ства архитектуры и жилищной политики УР, Министер-во социальной защиты населения УР |
||
13. | Подготовка проекта постановления Правительства Удмуртской Республики о порядке проведения на территории Удмуртской Республики эксперимента по внедрению экологического страхования |
Министер-во природных ресурсов и охраны окружающей среды УР, Министер-во экономики Удмуртской Республики, Экспертный совет |
III квартал 2000 года |
14. | Разработка мероприятий по внедрению экологического страхования в процессе предоставления (отвода) земли землепользователям |
Министер-во природных ресурсов и охраны окружающей среды УР, Государст-ный комитет УР по земельным ресурсам и землеустройству, Экспертный совет |
IV квартал 2000 года |
15. | Создание системы ведения сводного реестра опасных производственных объектов на территории Удмуртской Республики, включающего в себя: - государственный реестр опасных производственных объектов; - государственный реестр потенциально опасных производственных объектов; - государственный реестр объектов использования атомной энергии; - государственный реестр гидротехнических сооружений; |
Комитет по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при Правительстве УР, Комитет по водному хозяйству УР, Удмуртский отдел по надзору за промышленной безопасностью опасных производственных объектов Управления Западно-Уральского округа Госгортехнадзора России (по соглас-ию), Удмуртский отдел Инспекции Уральского округа Госатомнадзора России (по соглас-ию), |
IV квартал 2000 года |
В процессе реализации перечисленных мероприятий в План основных мероприятий по реализации Концепции государственной политики Удмуртской Республики в области страхования на 1999-2000 годы по представлению Экспертного совета по вопросам страхования при Правительстве Удмуртской Республики могут вноситься изменения и дополнения, утверждаемые в установленном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства УР от 11 октября 1999 г. N 979 "Об утверждении концепции государственной политики Удмуртской Республики в области страхования на 1999-2000 годы и Плана основных мероприятий по реализации концепции Государственной политики Удмуртской Республики в области страхования на 1999-2000 годы"
Текст постановления официально опубликован не был
Настоящий документ снят с контроля