Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Решение Городской Думы г.Ижевска от 28 декабря 1999 г. N 173 "Об утверждении программы газификации города Ижевска"

2. Финансирование программы осуществлять в пределах сумм предусмотренных бюджетом города Ижевска на 1999-2005 годы.

3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на Администрацию города Ижевска.

 

Глава городского самоуправления

Мэр г.Ижевска

А.И.Салтыков

 

Муниципальная программа
"Газификация города Ижевска на период 1999-2005 г."
(утв. решением Городской думы г.Ижевска от 28 декабря 1999 года N 173)

 

1. Общая часть

 

1.1. Основные понятия

В настоящей Муниципальной Программе "Газификация города Ижевска на период 1999-2005 г." (далее по тексту "Программа") используются следующие понятия и определения:

- газ - природный газ, нефтяной (попутный) газ, газ из газоконденсатных месторождений, добываемый и собираемый газовыми нефтедобывающими организациями, и газ, вырабатываемый газо- и нефтеперерабатывающими организациями;

- газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа;

- система газоснабжения - имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа;

- газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям;

- газотранспортная организация - организация, которая осуществляет транспортировку газа и у которой магистральные газопроводы и отводы газопроводов, и другие производственные объекты находятся на праве собственности или на иных законных основаниях;

- газораспределительная организация - республиканские, краевые, областные, городские, межрайонные, сельские предприятия газового хозяйства, являющиеся специализированными хозрасчетными организациями по эксплуатации газовых сетей в городах и населенных пунктах;

- газификация - деятельность по реализации научно-технических и проектных решений, осуществлению строительно-монтажных работ и организационных мер, направленных на перевод объектов жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных объектов на использование газа в качестве топливного и энергетического ресурса;

- газоснабжающая организация (поставщик) - собственник газа или уполномоченное им лицо, осуществляющие поставки газа потребителям по договорам;

- газобаллонная установка (ГБУ) - комплекс оборудования, предназначенный для газоснабжения потребителей сжиженным углеводородным газом, в состав которого входит не более двух баллонов;

- газораспределительная станция (ГРС), (- автоматическая (АГРС) - комплекс технологического оборудования, применяемый для снижения давления газа и поддержания давления на заданном уровне в системе газоснабжения, а также для измерения расхода отпускаемого газа, очистки от механических примесей и одоризации;

- газорегуляторный пункт (ГРП) - комплекс технологического оборудования, применяемый для снижения давления газа и поддержания давления на заданном уровне в системе газоснабжения, расположенный в отдельно стоящей или пристроенной к производственным зданиям (сооружениям) конструкции;

- потребитель газа (абонент, субабонент газоснабжающей организации) - юридическое или физическое лицо, приобретающее газ у поставщика и использующее его в качестве топлива или сырья;

- шкафной регуляторный пункт (ШРП) - комплекс технологического оборудования, применяемый для снижения давления газа и поддержания давления на заданном уровне в системе газоснабжения, расположенный в металлическом шкафу, установленном на несгораемых опорах открытой площадки или у глухой несгораемой стены здания (сооружения);

- электрохимическая защита (ЭХЗ) - комплекс специализированного оборудования предназначенный для защиты подземных стальных трубопроводов от почвенной коррозии и коррозии вызываемой блуждающими токами;

При наличии иных трактовок, приведенных в настоящей программе понятий и определений, в целях настоящей программы, используются понятия и определения настоящей программы.

1.2. Основание для разработки программы.

Программа разработана на основании Постановления от 22.10.98 г. N 511. Вице-мэра города Ижевска в целях повышения надежности газоснабжения, осуществления комплексных мероприятий по обеспечению большей части населения и прочих потребителей природным газом, направленных на повышение уровня жизни населения, на сокращение расходов бюджета, связанных с оплатой энергетических ресурсов отраслей социальной сферы и населения, а также на создание условий для оздоровления и дальнейшего развития народного хозяйства города за счет использования эффективных топливно-энергетических ресурсов максимально возможным числом потребителей и руководствуясь Постановлением правительства от 21.08.97 г. Удмуртской Республики N 778 "О разработке целевой программы "Газификация Удмуртской Республики на 1998-2005 г.г.", Республиканской целевой программой "Жилище" на период 2005 г.

1.3. Основные положения планировки города.

По генеральному плану город Ижевск с естественными и искусственными рубежами делится на три планировочных района: Заречный, Центральный и Восточный. Эти планировочные районы делятся на более мелкие жилые и промышленные районы, разделенные между собой озелененными разрывами и транспортными магистралями. Центральный планировочный район, находящийся между реками Иж с Ижевским прудом и рекой Карлутка, является наиболее старым и крупным в городе, там сформирован общегородской общественный центр.

Жилой фонд Центрального планировочного района состоит из смешанной застройки, в том числе 1-2-х этажных домов, которые вытесняются в порядке реконструкции многоэтажными жилыми и общественными зданиями.

В Центральном планировочном районе находится ряд крупных промышленных предприятий: электромеханический, редукторный, подшипниковый заводы и ОАО "Ижевский мотозавод "Аксион-Холдинг".

Восточный планировочный район расположен к востоку от реки Карлутки. Он возник на базе Северо-Восточного промышленного узла, в который вошли АО "Буммаш" и автомобильное производство ОАО "Ижмаш". К югу и западу от предприятий Северо-Восточного промышленного узла расположены кварталы многоэтажной жилой застройки со своими общественными центрами.

Заречный планировочный район, расположенный к югу от Ижевского пруда и реки Иж, состоит из двух частей: северной и южной. Северная часть, образует юго-западный промышленный узел, в состав которого входят ОАО "Ижмаш", ОАО "Ижсталь" и ряд других более мелких предприятий. Южная часть, представляет собой жилой массив старых кварталов усадебной застройки и новых микрорайонов многоэтажной застройки.

1.4. Современное состояние газоснабжения.

Газоснабжение города Ижевска в настоящее время осуществляется природным и сжиженным газом.

Природный газ подается в город от газопровода "Пермь-Казань-Горький" (2 нитки) через 4 существующие ГРС, расположенные в южной и северо-восточной частях города.

 

Таблица N 1

ГРС
N
Мощность,
тыс.куб.м./ч
Кол-во
выходов
Давл-ие
газа на
выходе,
МПа
Потреб-ли    
Проек-я Факт-ая
1     76 175 2 1,2 Юго-Западн. р-н:
            0,6 ТЭЦ-1, Котел. 13
улицы, Лесозавод,
КПП УС-18,
              ЖКУ УС-17, Механ.
Завод, Металлург,
з-д ЗЯБ;
АГРС-
10
(при
ГРС-1)
  38 1 1,2 ОАО
"Ижсталь"
   
2 76 148 3 0,6 Сев-Вост.
р-н:
   
        0,6 Автозавод,
Буммаш,
Нефтемаш,
   
        0,3      
в том числе: 71 1 0,3 Магистраль города, Нефтемаш,
Буммаш
29 1 0,6 Автозавод
48 1 0,6 ТЭЦ-2
3 125 35 2 1,2 ТЭЦ-1, потребители газа
юго-западной части города
        0,6  
4 300 70 2 0,6 ТЭЦ-2
        0,6  
5 350 - 2 1,2  
        0,6  
6 350 - 1 0,6  

 

На сегодняшний день потребность города в природном газе составляет в часы "пик" 433478 куб.м./ч (с ТЭЦ-2), максимальный часовой расход без ТЭЦ-2 - 268478 куб.м./ч, в том числе:

- для нужд населения 16000 куб.м./ч;

- комбыт, соцкультбыт 44000 куб.м./ч.

В настоящий момент город имеет довольно густую сеть газопроводов высокого и низкого давления. Система газоснабжения города является четырехступенчатой:

- газопроводы высокого давления 1,2 МПа;

- высокого давления 0,6 МПа;

- среднего давления 0,3 МПа;

- низкого давления.

Газопровод высокого давления (/) 700 мм проходит от ГРС-1 по всему Заречному району и закольцован с газопроводом (/) 500 мм, который проходит от ГРС-2 по Центральному и Восточному планировочным районам. От указанного газопровода имеются отводы:

- в Восточную промышленную зону (/) 300 мм с подключением ГП "Ижевский механический завод", ГП "Ижевский электромеханический завод" и газорегуляторных пунктов;

- в Центральную промышленную зону газопровод (/) 500 мм с подключением АО "Буммаш", комплекса "Биатлон", п/я 3636 и газорегуляторных пунктов.

От газопровода (/) 500 имеются также отводы (/) 350 мм. в Западную промзону к Электромеханическому и Кирпичному заводу, к котельным и газорегуляторным пунктам. В Заречный район проложен газопровод (/) 200 мм к заводу Керамических материалов и газорегуляторным пунктам.

Газопроводы низкого давления в настоящее время построены в основном в Центральном, Восточном и Заречном районах, питание которых осуществляется через существующие ГРП.

В настоящее время ряд газопроводов не защищены от электрохимической коррозии, так как часть ЭХЗ газопроводов находится в критическом состоянии либо полностью отсутствует. На сегодняшний день из 815 км газопроводов в г.Ижевске, 186 км бесхозных или находящихся на балансе предприятий, не эксплуатирующих газовые сети, которые обслуживает ОАО "Ижевскгаз", без возмещения расходов за обслуживание.

1.4.1. Технический паспорт Газового хозяйства ОАО "Ижевскгаз" по состоянию на 01.01.98 г.

 

Таблица N 2

Наименование показателей Ед.изм. Величина
1 2 3
1. Данные о газификации жилфонда    
1.1. Количество квартир в г.Ижевске, всего шт. 220665
1.2. Количество газифицированных квартир, всего шт. 196325
В т.ч. природным газом -"- 178481
Сжиженным газом (от емкостей) -"- 7328
Сжиженным газом (от внутриквартирных газобаллонных
установок (ГБУ)
-"- 10516
Где: в многоквартирных домах квартир с ГБУ -"- 2669
Где: в частном секторе квартир (условных семей) с ГБУ -"- 7847
1.3. Уровень газификации природным и сжиж. газом % 88,9
1.4. Уровень газификации природным газом, всего % 80,8
2. Характеристика системы газоснабжения природных
газом
   
2.1. Протяженность металлических газопроводов, всего: км 747,7
В том числе по давлению:    
- высокого км 183,0
- среднего -"- 2,1
- низкого -"- 562,6
По виду прокладки:    
- надземные -"- 244,4
- подземные -"- 503,3
По назначению:    
- уличные -"- 447,5
- дворовые, вводы -"- 300,2
2.2. Количество ГРП шт. 53
2.3. Количество ШРП -"- 26
2.4. Газифицированные коммунально-бытовые предп-ятия,
всего:
-"- 108
2.5. Газифицированные промышленные предприятия, -"- 83
2.6. Газифицированные котельные, всего -"- 91
2.7. Количество газовых плит, всего шт. 178481
2.8. Количество водонагревателей, всего -"- 6868
В том числе:    
- емкостных -"- 57
- проточных -"- 6811
2.9. Колич-тво бытовых газовых отопительных агрегатов -"- 4354
2.10. Количество отопительных печей -"- 1883
2.11. Установлено бытовых газовых счетчиков -"- 662
3. Характеристика системы газоснабжения сжиженным
газом
   
3.1. Количество пунктов хранения и обмена баллонов -"- 39
3.2. Количество баллонов, находящихся в эксплуатации -"- 10516
3.3. Колич-во установленных дворовых емкостей, всего шт. 136
В том числе объемом 4,2 куб.м. -"- 85
3.4. Протяженность газопроводов, всего км 14,9
4. Электрохимическая защита    
Природный газ    
4.1. Протяженность подземных металлических газ-водов,
всего
км 503,3
В том числе:    
- имеют активную защиту -"- 456,2
- требуют активной защиты -"- 30,7
- требуют дообследования -"- 3,1
- не требуют защиты -"- 13,3
Сжиженный газ    
4.2. Протяженность подземных метал-ских газопроводов,
всего
-"- 10,2
В том числе:    
- имеют активную защиту -"- 6,8
- требуют активной защиты -"- 3,4
4.3. Установки электрохимической защиты, всего шт. 266
В том числе:    
- катодных -"- 217
- дренажных -"- 49

 

1.4.2. Данные на 01.10.99 года по тарифам за газ для населения г.Ижевска и для ОАО "Ижевскгаз"

 

Таблица N 3

Категории
населения по
газопотреблению
Норма
газопотр.
для соотв.
категории
населения.
Ставка
оплаты за
газ для
соотв-ющей
категории
населения
Цена
покупки
газа ОАО
"Ижевскгаз"
(с НДС)
Дотации
из бюджета
Примечание
(расчет
ставки
оплаты за
газ)
Жидкий газ          
1. Жильцы с ГВС 6,0 кг 5,28 р/чел     0,88х6
2. Жильцы без
ГВС
9,0 кг 7,92 -"-     0,88х9
3. -"- с газов.
колонкой
15,0 кг 13,2 -"-     0,88х15
Цена за 1 кг   0,88 р/кг 1,65 р/кг 0,77р/кг  
Сетевой газ          
1. Жильцы с ГВС 8 кубич-их
м./мес.
2,32 р/чел     0,29х8
2. Жильцы без
ГВС
13,5 -"- 3,92 -"-     0,29х13,5
3. -"- с газов.
колонкой
23,0 -"- 6,67 -"-     0,29х23
4. Отопление
АОГВ
8,3 -"- 2,41 -"-     0,29х8,3
5. Жильцы с
дров. колонкой
10,8 -"- 3,13 -"-     0,29х10,8
Цена за 1 куб.
метр
0,29 р/м
кубич-их
0,22 р/м
кубич-их
     

 

2. Основные цели Программы

 

Состояние и уровень газификации города оказывает существенное влияние на качественный уровень жизни населения, на состояние экономики, являясь одним из наиболее важных факторов повышения эффективности энергоснабжения. В природно-климатических условиях города Ижевска расходы на отопление и горячее водоснабжение объектов социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства составляют значительную долю бюджетных расходов. Расходы на энергоснабжение решающим образом влияют на себестоимость продукции, производимой промышленными предприятиями. Затраты на приобретение твердого топлива населением частного сектора и затраты на приобретение сжиженного газа (топлива) в баллонах жильцами домов с газобаллонными установками, составляют значительную часть семейных бюджетов данной части населения.

Таким образом, основной целью Программы является:

осуществление комплексных мероприятий по обеспечению большей части населения, объектов энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и прочих потребителей топлива природным газом, направленных на повышение уровня жизни населения, на сокращение расходов бюджета, связанных с оплатой энергетических ресурсов для отраслей социальной сферы и населения, а также на создание условий для оздоровления и дальнейшего развития народного хозяйства города.

 

3. Основные направления газификации города

 

Приоритетными направлениями газификации города являются:

- реконструкция ГРС-3;

- строительство газопровода от ГРС-4 до котельной Позимь и далее до ул.Удмуртской;

- строительство ГРС-6 с газопроводами до и после нее.

ГРС-1 построена в 1965 году и работает в настоящий момент со значительной перегрузкой, оборудование устарело. После застройки микрорайона "Нагорный" ("Пирогово"), согласно нормативных актов (требования СНиП), ГРС-1 необходимо реконструировать в ГРП (с использованием оборудования).

ГРС-3 в настоящее время выдает 35 тысяч куб.м/ч, в работе находится один модуль "Энергия". В период похолоданий возникают проблемы с газоснабжением ТЭЦ-1, для решения данных проблем и проблем с надежным обеспечением природным газом юго-восточной части города, как наиболее насыщенной крупными потребителями газа, необходима реконструкция ГРС-3.

 

Варианты умощнения (реконструкции) ГРС-3

Таблица N 4

     
I вариант: Монтаж двух
мини блоков типа
"Ташкент".
Монтаж индивидуальной
установки, состоящий из
трех блоков,
производительностью 50
тыс.куб.м/ч.
Размещение необход-го
оборуд-ния в помещ-ях
второй очереди и
доведение производ-сти
ГРС до 150 тыс.куб.м/ч
Мощность ГРС-3 повысится
до 78 тыс.куб.м/ч.
Производительность
ГРС-3 составит 90 тысяч
куб.м/ч, что удовл-рит
потребность ТЭЦ-1.
Рабочего проекта нет.
Стоимость СМР в текущих
ценах составит:
- 4 млн.710 тыс.руб.
Стоимость СМР в текущих
ценах: 2 млн. 200 тысяч
рублей
Ориентировочная
стоимость оборудования
и СМР в текущих ценах:
15 млн.руб.

 

Примечание: Стоимости I и II варианта несопоставимы в виду различных характеров строительно-монтажных работ и стоимости оборудования.

Большое количество крупных потребителей, а также довольно значительная протяженность газопроводов создает довольно большие потери давления в трубопроводах. Для обеспечения нормального давления газа у потребителей центральной части города необходима подпитка существующих сетей. В настоящее время из двух существующих выходов ГРС-4, один задействован на ТЭЦ-2, а второй законсервирован (газопровод (/) 720 мм от ГРС-4 до котельной Позимь). Газопровод (/) 700 мм от ГРС-4 до котельной Позимь и далее до ул.Удмуртской способен решить вопрос дефицита газа в городе, т.к. по ул.Удмуртской проложен газопровод (/) 530 мм, связывающий обе части города. Рабочего проекта на прокладку газопровода (/) 700 мм от ГРС-4 до котельной Позимь и далее до ул.Удмуртской нет. Стоимость рабочего проекта 300 тыс.руб. в текущих ценах. На первом этапе необходимо, разработать рабочий проект, где поэтапно будет расписана прокладка вышеуказанного газопровода, а именно:

1. завершение прокладки газопровода от ГРС-4 до котельной "Позимь", протяженностью около 2 км;

2. прокладка газопровода от котельной Позимь до ул.Ленина (вдоль мкр."Ракетный" и по ул.40 лет Победы) протяженностью 4,5 км;

3. подключение в существующий газопровод (/) 700 мм, проложенный по ул.Ленина от 40 лет Победы до ул.Михайлова;

тем самым решится вопрос газоснабжения Восточного поселка.

В настоящий момент остро стоит вопрос о повышении надежности газоснабжения города Ижевска, так как все ГРС-1-4 запитаны от газопроводов "Пермь-Казань-Горький", построенных свыше 30 лет назад. В настоящее время входное давление на ГРС от газопроводов "Пермь-Казань-Горький" на 12-15 атм ниже положенных 55 атм. Для решения данного вопроса, необходимо предусмотреть строительство ГРС-6 (с.Ягул) с газопроводом, протяженностью 32 км и (/) 500 мм, до газопровода "Ямбург-Тула", а так же газопровода (/) 700 мм от ГРС-6 до города Ижевска. Давление в газопроводе "Ямбург-Тула" достаточное для обеспечения рабочей (проектной) мощности ГРС-6 и составляет - 75 атм. Рабочая (проектная) мощность ГРС-6 - 350 тыс.куб.м/ч. Сметная стоимость строительства ГРС-6 составляет в текущих ценах 51,5 млн.рублей Данная ГРС-6 является резервным источником газоснабжения города. Строительство и ввод в эксплуатацию ГРС-6 окончательно решит вопрос надежного обеспечения города газом.

3.1. Основные объекты газификации в порядке приоритетности и в соответствии с очередностью этапов проведения мероприятий на 1999-2005 г.г.

 

Таблица N 5

Объекты
газификации
Источник
финансирования
Основание для включения
в число приоритетных
Примечание
1 этап      
Перевод домов
Северо-западного
района со
сжиженного
(емкостного) газа
на сетевой
(природный);
Город-ой бюджет Экономия средств
городского бюджета,
повышение благосост-ния
населения
 
Реконструкция
(умощнение) ГРС-3
"Удмуртэнерго";
Республиканский
город-ой бюджет
Решение вопроса
газоснабжения
Юго-западного района
города и ТЭЦ-1
Обязательное
участие
собственника
ГРС-3;
Перекладка
газопровода ()
400 мм на () 600
мм по улице
Воткинское шоссе
в районе АО
"Буммаш", L=2 км
Городской
бюджет, сред-ва
предприятий
газового хоз-ва
Увеличение пропускной
способ-сти газопровода,
подпитка центральной
части города, решение
вопроса дефицита газа в
городе
Обязательное
участие
собственника
газопровода;
2 этап      
Строительство
газопровода от
ГРС-4 до улицы
Удмуртской, L=8
км () 700 мм
Городской
бюджет,
средства
предприятий
газового хоз-ва
Подпитка центральной
части города, решение
вопроса дефицита газа в
городе
Участие в
финансир-нии
работ будущ.
собственника
газопровода;
Строительство
газопр-да-отвода
от магистрального
к ГРС-3; L=20 км
() 500 мм
Республиканский
и городской
бюджет, сред-ва
предприятий
газового хоз-ва
Для увеличения
производительности ГРС-3
и подключение ее к
магистрали
"Уренгой-Помары-Ужгород"
Обязательное
участие в
финансир-нии
работ будущ.
собственника
газопровода
и собств-ка
ГРС-3;
3 этап      
Строительство
газопровода от
ГРС-3 до
существующего
газопровода Р=12
кгс/см на ПО
"Ижсталь"
Городской
бюджет, сред-ва
предприятий
газ-го хоз-тва,
инвесторы,
средства ПО
"Ижсталь"
Не соответ-вие требов-ям
СНиП по месту распол-ния
ГРС-1 (в городс. черте),
перевод ГРС-1 в разряд
ГРП
Обязательное
участие
собственника
ГРС-1;
будущего
собственника
газопр-да до
ПО "Ижсталь"
4 этап      
Строительство
ГРС-6
Республиканский
и городской
бюджет, сред-ва
предприятий
газового хоз-ва
Обеспечение надежности
газоснабжения города
Обязательное
участие
будущего
собственника
ГРС-6;
Строительство
газопр-да-отвода
от магистрального
"Ямбург-Тула-1"
до ГРС-6, L=32 км
() 500 мм;
Республиканский
и городской
бюджет, сред-ва
предприятий
газового хоз-ва
Обеспечение подачи газа
к ГРС-6 с необходимым
давлением
Обязательное
участие
собствен-ков
ед-ой сис-мы
газоснабж-ия
города и
будущего
собственника
газопровода
и ГРС-5;
Строительство
газопровода от
ГРС-6 до улицы
Воткинское шоссе,
L=9 км, () 700 мм
Республиканский
и городской
бюджет, сред-ва
предприятий
газового хоз-ва
Обеспечение надежности
газоснабжения города
Обязательное
участие
будущего
собственника
газопровода;

 

Сравнительный анализ вариантов показал, что приоритетным направлением в работе на 1999 год является, реконструкция ГРС-3 и перевод жилых домов северо-западного района города со сжиженного (емкостного) газа на сетевой (природный).

В связи с тем, что часть населения жилого фонда продолжает пользоваться сжиженным газом, перевод жилых домов со снабжения сжиженным газом на сетевой позволит решить часть нижеуказанных проблем населения и города.

Природный газ обходиться населению в три раза дешевле, чем сжиженный (см.таблицу N 3). Для малообеспеченных слоев населения применение газа с учетом его относительно низкой стоимости снимает ряд вопросов, касающихся создания необходимых условий для реальной выживаемости. Применение природного газа, даже при равных с другими видами топлива издержках на энергообеспечение, благодаря особенностям физических свойств газа обеспечивает по сравнению с другими энергоносителями повышение качества жизни населения. При этом критерий экономической целесообразности должен дополнять критерии обеспечения социальной справедливости и необходимой безопасности и надежности. В настоящее время выполняется перевод домов Северо-западного района на природный газ, что позволяет снизить дотации бюджета.

3.1.1. Перевод домов Северо-Западного района города со сжиженного (емкостного) на природный газ

Таблица N 6

Наименование II очередь III очередь
1 2 3
Количество емкостей 12 групп 8 групп
Количество домов 39 20
Количество квартир 2700 1800
Адреса г.Металлургов:
ул.Студенческая, 48-а, 50,
52, 54;
г.Металлургов:
(р-н ЭМЗ) улица 50 лет
Пионерии, 22, 26, 28,
29, 30, 31, 35, 37,
39, 43, 45;
  ул.Песочная, 2, 8, 9, 10,
12, 14, 16, 18, 20, 22, 24,
26, 28, 30, 32, 34, 36, 42,
46, 44;
ул.Кирова, 3, 5, 7, 9,
11, 13, 15;
  ул.Кирова, 14, 18, 20; ул.Средняя, 45;
  ул.9-я Подлесная, 46; ул.Береговая, 5, 7, 9,
13, 15, 19;
  ул.30 лет Победы, 19, 21,
23, 31, 33;
Машиностроитель 75;
  ул.7-я Подлесная, 81, 85,
87;
Выемка 15-а;
  ул.1-ая Подлесная, 68, 72; Авангардная, 10, 10-а,
14;
Стоимость строит-но-
монтажных работ в
текущих ценах
2850,0 тыс.руб. 960,0 тыс.руб.
Дотации из бюджета в
текущих ценах:
   
- в месяц 33,7 тыс.руб./мес. 22,45 тыс.руб./мес.
- за 4 кв-л 1999 г. 101,1 тыс.руб. 67,5 тыс.руб.
Экономия бюджетных
средств за год:
(уменьшение дотации
в 2000 году на
указанную величину)
404,4 тыс.руб. 270,0 тыс.руб.
Срок окупаемости
перевода домов на
природный газ
7 лет 3,6 года

 

Требуется так же перевод на природный газ оставшихся после перевода Северо-западного района домов в городе Ижевске с общим количеством квартир, составляющим - 2850 (квартир). Потребность в сжиженном газе для населения вышеуказанных квартир - 49,2 тон/мес. Затраты на перевод приблизительно составят 3,0 млн.рублей в текущих ценах. Затраты бюджета на возмещение разницы в цене для населения составляют 37 тыс.руб./мес. Но следует учесть, что непосредственная газификация квартир не определяет стратегические интересы, так как доля природного газа, расходуемого непосредственно населением мала.

3.2. Газификация жилого фонда. Планируемые данные.

Таблица N 7

Показатели Прирост по годам Всего за
1999-2001
Прирост по годам Всего за
2002-2005
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005
1. Прирост
количества
газифицир-ных
квартир с
природ-м газом
6100 3900 3828 13828 3800 3800 3800 3816 15216
2. Перевод
квартир, домов
со сжиженного
(емкостного)
газа на сетев.
(природный)
4500 1450 1378 7328 - - - - -
3. Перевод
квартир
(многокв-ных
домов, част-го
сектора) со
сжиженного
(баллонного)
газа на сетев.
(природный)
- 850 850 1700 2200 2200 2200 2216 8816
4. Прирост по
годам реал-ции
природ-го газа
населению,
млн.куб.м.
1,9 1,2 1,2 4,3 1,2 1,2 1,2 1,2 4,8

 

Примечание: Количество квартир во вновь строящихся жилых домах по городу Ижевску, подлежащих газификации, в настоящей таблице, принимается, во всех рассматриваемых годах, одинаково и составляет - 1600 квартир/год.

Основной потенциал эффективности газификации, в том числе и социальной справедливости, заключается в газификации предприятий (котельных), осуществляющих централизованное теплоснабжение объектов жилищного фонда города Ижевска.

Сжигание природного газа является наиболее эффективным способом получения тепла даже без учета дополнительных положительных последствий его внедрения.

3.3. Расчетная стоимость на 01.01.99 года различных видов топлива, необходимого для получения единицы тепла, в сравнении с природным газом.

Таблица N 8

N
п/п
Вид
топлива
Ед-ца
изм-ия
Стоимость
ед-цы для
потреб-ля
(в т.ч.
НДС)(руб./
куб.м,кг)
Теплот-ная
способ-сть
сжигания
единицы,
ккал
Расч-ная
стоим-ть
топлива
для
получ-ия
1 Гкал
тепла;
(руб.)
Эффект-ная
стоимость
единицы
тепла по
сравнению
с природ-ым
газом, у.е.
Разница в
расчетной
стоимости
топлива,
затрач-го
на получ.
1 Гкал
тепла;
(руб.)
1. Природ.
газ
куб./м 0,35 7900 52,5 1 0
2. Сжижен.
газ
кг 3,88 11000 352,73 6,7 300,23
3. Уголь кг 0,40 6200 64,52 1,2 12,02
4. Мазут кг 0,66 9560 69,04 1,3 16,54
5. Дрова куб./м 60 1220000 49,18 0,9 - 2,7

 

На сегодняшний день отапливает жилье и комбыт 8 муниципальных угольных котельных в ведении МП "Горкоммунтеплосети". В стадии проектирования находится перевод угольных котельных на природный газ п.Медведево, ул.Короткая, 93. В результате газификации котельных, обслуживающих отрасли социальной сферы, реально сокращаются текущие издержки на содержание зданий и сооружений жилищно-коммунального хозяйства. Но рассчитывать на прямую экономию бюджетных средств возможно только в отношении котельных, являющихся муниципальной собственностью, непосредственно финансируемых за счет бюджета. В результате экономии на энергоносителях высвобождаются средства на развитие отраслей социальной сферы. Газификация всех остальных котельных, принадлежащих предприятиям на правах частной собственности, непосредственно на снижении расходов бюджета не отразится. Разница в стоимости энергоносителей снизит расходы собственников этих котельных. Это не гарантирует снижения стоимости теплоносителя для бюджетных организаций со стороны владельцев. Однако число и мощность не газифицированных котельных незначительно.

Инвестиции в газификацию города Ижевска - это основной вопрос, который определяет возможности, объемы и очередность газификации.

Резко снизились возможности всех традиционных инвесторов. Сокращение возможностей инвестирования за счет бюджетов всех уровней совпало с неплатежеспособностью крупных промышленных предприятий за энергоресурсы (природный газ).

РАО "Газпром" потенциально являясь наиболее крупным инвестором. Из-за неплатежеспособности потребителей на сегодняшний день РАО "Газпром" и другие газотранспортные и газораспределительные организации не заинтересованы в инвестировании собственных средств в развитие газификации Удмуртии и непосредственно города Ижевске.

В этих условиях роль государственных и муниципальных органов становится более сложной и многообразной. Требуется создание новых механизмов регулирования развития газификации по основным направлениям, основанных на согласовании интересов и комплексного подхода в рамках Программы.

Одним из путей инвестирования средств в газификацию города является дебиторская задолженность организаций и предприятий-потребителей газа. Задолженность промышленных предприятий (котельных) - потребителей газа перед газоснабжающими и газораспределительными организациями на 01.09.99 года.

Таблица N 9

N
п/п
Наименование Межрегионгаз
(тыс.руб.)
"УТД Ресурс-МРГ"
(тыс.руб.)
"Ижевскгаз"
(тыс.руб.)
1. АООТ "Ижсталь" - 9237,8 16401,5 1097,6
2. ГП Ижевский механический
завод
17527,7 2298,5 14177,2
3. АООТ "Ижмаш" 74954,9 9930,5 34594,1
4. АО "Буммаш" 150,0 1927,4 0,0
5. ТЭЦ-1 "Удмуртэнерго" 36418,6 10067,2 38587,9
6. АО "Ижнефтемаш" 710,6 280,7 2471,3
7. ЗАО "Иж.з/д строительной
керам."
681,6 879,4 193,6
8. КПП УС "Спецстрой-17" 1543,6 615,9 252,3
9. КПП УС "Спецстрой-18" 215,4 551,9 6434,8
10. ОАО "Редуктор" 360,0 143,6 2025,6
11. ОАО "Ижевский мотозавод" 0,0 8,4 441,9
12. ОАО "Металист" 215,3 31,0 564,1
13. ОАО "Агрохолодмаш" 592,8 0,0 2320,9
14. АООТ "Иж.радиозавод" 898,2 93,1 0,0
15. Ижевское отд. Горьковской
ж/д
1531,4 746,4 708,7
16. ОАО "Управ-ние строймех." 8,4 50,4 345,5
  Итого: 26570,7 44025,9 104215,5

 

4. Основные приоритетные направления Программы

 

4.1. Общие положения

Система приоритетов в определении основных направлений газификации должна отражать значимость муниципальной поддержки различных мероприятий по газификации с учетом интересов города как субъекта республики Удмуртия и может быть сгруппирована следующим образом:

- технические приоритеты, диктуемые необходимостью обеспечения рациональной загрузки сетей и устройств газового хозяйства, их безопасности, бесперебойного снабжения промышленных объектов энергоснабжения и жилого фонда города Ижевска;

- социальные приоритеты, диктуемые интересами социальной поддержки населения со стороны муниципальных органов управления, принципом социальной справедливости и защиты интересов беднейших социальных групп населения города Ижевска;

- экономические приоритеты, определяемые как из бюджетной экономической эффективности капитальных вложений, так и из прогнозируемых стратегических последствий отдельных мероприятий для перспективного улучшения и развития финансового положения города Ижевска;

Значимость каждой группы приоритетов зависит от комплекса факторов, отражающих реальное состояние экономики, возможности бюджетов всех уровней, степени заинтересованности различных инвесторов в газификации города Ижевска.

При разработке и реализации программы система приоритетов неизбежно будет корректироваться в зависимости, в первую очередь от результатов осуществления мероприятий, направленных на привлечение средств федерального и республиканского бюджетов, поставщиков и перепродавцов природного газа. Все это прямо зависит от сроков выхода из кризисного состояния экономики города Ижевска, деятельности органов местного самоуправления города Ижевска и деятельности муниципальных предприятий (в т.ч. городского жилищного управления Администрации города Ижевска).

Учитывая целевой характер вложений в газификацию за счет отдельных источников финансирования приоритетность объектов определена в размере каждого источника финансирования (см. Приложение N 2). Это позволяет вносить коррективы в показатели Программы в зависимости от состояния различных источников финансирования.

4.2. Технические приоритеты.

Важнейшие технические приоритеты установлены в Разделе N 3 настоящей программы "Основные направления газификации города" и так же указаны в Приложении N 2 "План газификации города Ижевска на период 1999-2005 гг.". Они связаны с двумя основными проблемами:

- повышение надежности обеспечения природным газом города Ижевска;

- осуществление электрохимической защиты всех существующих и вновь строящихся газопроводов от коррозии.

Для осуществления инвентаризации всего газового оборудования в городе Ижевске, включая все газопроводы, Администрации города Ижевска или службе заказчика по реализации мероприятий настоящей программы, уполномоченной Администрацией города Ижевска, в 2000 г. предусмотреть выделение средств из городского бюджета на исполнение указанного мероприятия и осуществить передачу бесхозных газопроводов на баланс газораспределительной организации.

Так же Администрации города Ижевска в 2000 года посредством нормативных актов предусмотреть обязательную установку узлов учета газа на:

- вновь строящихся объектах жилого фонда;

- реконструируемых объектах, где осуществляются мероприятия по переводу со сжиженного газа на сетевой;

- на объектах при капитальном ремонте газопроводов внутри и снаружи дома.

В свою очередь для экономии потребления газа и для проведения анализа газопотребления, на пилотных (экспериментальных) домах муниципального жилищного фонда города Ижевска, службе заказчика по реализации мероприятий настоящей программы, уполномоченной Администрацией города Ижевска, в 2000 года установить газовые счетчики у потребителей (жильцов) вышеуказанных домов, а именно у различных социально-экономических слоев населения по различным категориям газопотребления. Администрации города Ижевска или службе заказчика по реализации мероприятий настоящей программы, уполномоченной Администрацией города Ижевска, при отборе инвестиционных проектов в рамках настоящей Программы руководствоваться критерием минимальности капитальных вложений в расчете на одного потребителя (человека, семью, квартиру), что позволит оптимизировать результаты газификации при наличии жестких ограничений по финансовым ресурсам.

4.3. Социальные приоритеты.

Социальные приоритеты в газификации города Ижевска диктуются требованиями социальной справедливости, носят политический характер и проявляются в двух аспектах:

- оказание поддержки наименее обеспеченным группам населения в газификации их жилья природным газом;

- газификация необеспеченных природным газом жилых домов города Ижевска (домов с газобаллонными установками в квартирах и не газифицированных домов).

Первый аспект программой не рассматривается и реализуется через существующую систему социальной поддержки населения.

Второй аспект программой рассмотрен в подразделе 3.1.1. "Перевод Северо-западного района на природный газ" (см.Таблицу N 6) и в подразделе 3.2. "Газификация жилого фонда" (см.Таблицу N 7) настоящей программы.

При условиях требования социальной справедливости, сводящейся к принципу "равномерной газификации отдельных жилых домов", данные требования не могут служить главным критерием при определении первоочередных направлений газификации в условиях крайне острого дефицита финансовых ресурсов. При выборе очередности газификации не газифицированных жилых домов города Ижевска, на первом плане оказываются экономические критерии.

4.4. Экономические приоритеты.

В рамках Программы экономические приоритеты носят превалирующий характер и проявляются в следующем:

1. Интересы всех потребителей энергоресурсов рассматриваются через призму интересов консолидированного бюджета города. Экономически самостоятельным инвесторам, в том числе предприятиям газового хозяйства, предприятиям-потребителям, населению невозможно навязать конкретные адресные задания и сроки инвестирования. С этой точки зрения на первом этапе Программы необходимо уделить особое внимание созданию заинтересованности инвесторов и согласованию интересов с интересами бюджета.

2. Городской бюджет при прочих равных условиях должен осуществлять прямые инвестиции только в те объекты и направления газификации, которые выгодные ему самому и дают прямую или косвенную отдачу в виде увеличения в будущем его доходов или сокращения расходов.

3. Очередность в осуществлении бюджетных инвестиций в различные объекты при прочих равных условиях должна исходить из сроков окупаемости этих вложений, минимизации размеров инвестиций в расчете на одного потребителя, получения максимального результата.

При этом следует учесть, что результаты от последствий газификации для наибольшего числа жителей города Ижевска отнюдь не всегда совпадают с прямыми интересами городского бюджета. Появление инвестора, финансирующего за счет внебюджетных источников, осуществляющего строительство сетей для газификации котельной или жилого фонда (дома) может существенным образом повлиять на показатели бюджетной эффективности и оптимальную очередность.

Во всех случаях исходить из экономических интересов города Ижевска в целом.

 

5. Экономические интересы города Ижевска в развитии газификации

 

Развитие газификации в городе Ижевске оказывает многогранное воздействие на экономические интересы города и республики в целом. Понятие "интересы города" включает в себя экономические интересы предприятий, поставляющих и транспортирующих газ, непосредственные экономические интересы населения города, а также социальные интересы населения, реализуемые муниципальными органами управления.

Учитывая реальные экономические обстоятельства ближайшей пятилетки, приоритетными интересами Программы, должны стать интересы муниципального (городского) бюджета, в первую очередь - сокращение расходов городского и республиканского бюджетов. Непосредственные экономические интересы населения могут быть поддержаны за счет средств бюджетов (городского и республиканского) в той мере, в которой это требует взвешенная социальная политика. Интересы коммерческих предприятий и организаций могут быть поддержаны только на возвратной основе в будущих интересах самого бюджета.

5.1. Сокращение расходов городского и республиканского бюджета.

1. Сокращение дотаций населению из городского бюджета.

Расчетный размер дотаций из бюджета на покрытие населению разницы в ценах на сжиженный (емкостной) газ составляет - 1,2 (млн.руб./год). Это 7328 условных семей (квартиры), которые снабжаются сжиженным (емкостным) газом. 7328х2,9х6,0х0,77 = 98,2 (тыс.руб./мес.) = 1,2 (млн.руб./год). где:

7328 - количество квартир со сжиженным (емкостным) газом;

2,9 - условное количество человек в квартире;

6,0 - месячное потребление газа квартирой (кг/мес.);

0,77 - величина дотации бюджета (руб./кг).

2. Сокращение дотаций организациям из республиканского бюджета.

Размер дотаций из бюджета организациям, которые осуществляют поставку сжиженного газа в баллонах населению города Ижевска, составляет:

1026000х(4,06-1,36) = 2,8 (млн.руб./год)

где:

1026000 - плановая реализация газа населению в городе Ижевске (кг);

4,06 - себестоимость газа (руб./кг);

1,36 - цена продажи газа населению (руб./кг).

Это 10516 условных семей в квартирах (частных домах) где, установлены газобаллонные установки. Указанные квартиры пользуются сжиженным (баллонным) газом.

Таким образом, ежегодные плановые дотации из городского и республиканского бюджета сократятся на - 4,0 (млн.руб./год), или в расчете на одну условную семью, потребляющую сжиженный газ, размер дотации сократится на - 4000000,0:17 844 = 224 (руб./год). Значимость вышеуказанной проблемы представляется завышенной, тем более что дотации в полном объеме не выплачиваются организациям, осуществляющим доставку сжиженного (баллонного) газа населению, и организациям, осуществляющим снабжение населения сжиженным (емкостным) газом.

3. Сокращение расходов на отопление объектов, непосредственно финансируемых из городского бюджета.

Только в отношении котельных, которые являются муниципальной собственностью, находятся на балансе муниципальных органов и являются непосредственными возможными потребителями природного газа и частично финансируются за счет городского бюджета, можно рассчитывать на прямую экономию бюджетных средств. Газификация такого рода котельных - Муниципального Предприятия "Горкоммунтеплосети" (МП ГКТС), т.е. перевод котельных с твердых и жидких энергоносителей на природный газ снизит расходы бюджета и позволит снизить стоимость тепловой энергии и горячей воды для бюджетных организаций, Городского жилищного Управления Администрации города Ижевска, и непосредственно для населения города.

По данным Муниципального Предприятия "Горкоммунтеплосети" (МП ГКТС) численность котельных, работающих на угле, составляет - 8 (единиц), с производственной мощностью - 5,08 (Гкал/час).

Вышеуказанные котельные вырабатывают тепловую энергию в следующих размерах:

Таблица N 10

N
п/п
Котельные Выработка
тепловой
энергии,
Всего
(Гкал/год)
Предназначение выработанной тепловой
энергии (Гкал/год)
Жилье Комбыт Производство Соб-ные нужды
1. Нагорного ПНИ 3159,5   2925,5   234,0
2. Школы N 65 1450,6   1334,2   116,4
3. Онкологии 1217,6   1142,0   75,6
4. Санаторий
"Медведево"
1966,0   1859,2   106,8
5. Азина, 112 231,9 211,4     20,5
6. Короткая, 93-а 1445,2 1316,2     129,0
7. Короткая, 93 1264,4 1158,3     106,1
8. Школы N 6 231,2   214,9   16,3
  Итого: 10966,4 2685,9 7475,8   804,7

 

На примере котельных МП "Горкоммунтеплосети", поставляющих тепловую энергию в жилищный фонд города Ижевска, явная экономия муниципальных бюджетных средств составляет:

Таблица N 11

N
п/п
Наименование характеристик Котельные
Короткая, 93 Короткая, 93-а Азина, 112
1. Тариф при работе котельной
на угле с НДС (руб./Гкал)
507,32 562,87 1232,60
2. Тариф при возможной работе
котельной на газе с НДС
(руб./Гкал)
260,82 323,93 1027,51
3. Количество тепловой энергии
поставляемой котельной в
жилищный фонд (Гкал/год)
1158,3 1316,2 211,4
4. Сумма начисления денежных
средств населению 18,9% -
от установленного тарифа
для населения 129 руб./Гкал
(тыс.руб/год)
28,24 32,09 5,15
5. Бюджетные дотации на
возмещ-е разницы в тарифах
котельной, работающей на
угле (тыс.руб/год)
559,39 708,76 255,42
6. Бюджетные дотации на
возмещ-е разницы в тарифах
котельной, работающей на
газе (тыс.руб/год)
273,87 394,27 212,07
7. Экономия бюджетных дотаций
от перевода котельной с
угля на природный газ
(тыс.руб/год)
285,52 314,49 43,35

 

Примечание: Финансовые (денежные) показатели таблицы приведены в ценах 1999 г. При переводе котельных, указанных в Таблице N 11, экономия муниципальных бюджетных денежных средств составит - 643,36 тыс.руб./год.

Таблица N 12

N
п/п
Наименование
характеристик
Котельные
Школы
N 6
Школы
N 65
ПНД
п.Нагорный
Онкологии Санаторий
"Медведево"
1. Тариф при работе
котельной на угле
с НДС (руб./Гкал)
1321,06 487,15 475,49 651,40 639,89
2. Тариф при возмож.
работе котельной
на газе с НДС
(руб./Гкал)
1060,92 272,29 238,16 424,01 314,99
3. Колич-во тепловой
энергии постав-мой
котельной для нужд
бюджет-х орган-ций
(Гкал/год)
214,9 1334,2 2925,5 1142,0 1859,2
4. Бюджетные дотации
на возмещение
разницы в тарифах
котельной,
работающей на угле
(тыс.руб/год)
283,9 649,96 1391,0 743,9 1189,7
5. Бюджетные дотации
на возмещение
разницы в тарифах
котельной,
работающей на газе
(тыс.руб/год)
228,0 363,29 696,7 484,2 585,6
6. Экономия бюджетных
дотаций от
перевода котельной
с угля на природ-й
газ (тыс.руб/год)
55,9 286,7 694,3 259,7 604,1
7. Примеч-е по строке
6
Фед-ный
бюджет
Фед-ный
бюджет
Респуб-кий
бюджет
Республ.
бюджет
Городской
бюджет

 

Примечание: Финансовые (денежные) показатели таблицы приведены в ценах 1999 г.

При переводе котельных, указанных в Таблице N 12, экономия муниципальных бюджетных денежных средств составит - 604,1 тыс.руб./год.

Общее сокращение расходов муниципальных бюджетных денежных средств от перевода котельных, указанных в Таблицах NN 11, 12 составит - 1247,5 тыс.руб./год.

 

6. Сроки и этапы реализации программы

 

Начало реализации программы - 1999 г.

Окончание реализации программы - 2005 г.

Программа реализуется в два этапа:

Первый этап - 1999-2000 годы по срокам совпадает со сроками "Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в городе Ижевске", направленной на преломление негативных тенденций в системе жилищно-коммунального хозяйства и социальной сфере.

В рамках этого этапа нет оснований рассчитывать на резкое увеличение объема капитальных вложений со стороны федерального, республиканского бюджетов и других инвесторов. Поэтому на этом этапе реализации программы стоит прогнозировать значительный рост объемов городского бюджетного финансирования с привлечением денежных, материальных и физических средств предприятий с дебиторской задолженностью перед Городским жилищным Управлением Администрации города Ижевска (ГЖУ), Муниципальными предприятиями города Ижевска, газоснабжающими и газораспределяющими организациями за энергоресурсы (газ, вода, тепловая энергия и др.). Другие инвесторы пока не проявляют намерений инвестировать развитие газификации в городе Ижевске.

В течение этого периода необходимо, добиться исполнения обязательств федеральных и республиканских органов власти по бюджетному финансированию газификации города Ижевска в соответствии с федеральной и республиканской целевыми программами, достичь соглашения с РАО "Газпром", "Пермтрансгаз", ООО "Межрегионгаз" об инвестициях в газификацию города Ижевска, сократив задолженность потребителей газа и обеспечив повышение загрузки существующих ГРС (АГРС), а также обеспечить надлежащий контроль за производственно-хозяйственной и финансовой деятельностью ОАО "Ижевскгаз" и создать необходимую нормативно-правовую основу для реализации Программы. Только при условии успешного решения всех задач первого этапа можно рассчитывать на привлечение необходимого объема инвестиций для решения второго этапа Программы газификации.

Приоритеты в определении первоочередных направлений бюджетных инвестиций на этом этапе должны быть ориентированы на создание потенциала для будущих инвестиций, то есть получение максимальной отдачи как в виде непосредственной экономии бюджетных средств на текущие расходы, так и в виде увеличения доходов бюджета и внебюджетных средств в различных формах, которые могут быть направлены на развитие газификации.

Второй этап - 2001-2005 годы - рассчитан на прирост объемов инвестиций в результате исполнения мероприятий первого этапа. Только в этом случае могут исполняться социальные обязательства по отношению ко всем категориям населения города Ижевска.

К началу второго этапа должны быть привлечены средства федерального, республиканского бюджетов и подготовлены необходимые условия для участия других инвесторов, таких как: РАО "Газпром", "Пермтрансгаз", ООО "Межрегионгаз", ОАО "Ижевскгаз" и др. заинтересованных физических лиц и юридических лиц любой формы собственности.

 

7. Механизм реализации программы

 

7.1. Финансово-экономический механизм.

Реализация программы должна быть обеспечена системой финансово-экономических и организационно-правовых отношений гарантирующих инвесторам исполнение их интересов. Затянувшийся выход экономики из кризисного состояния, растущая социальная напряженность, непредсказуемость политических решений на федеральном уровне, сложность бюджетных взаимоотношений республики и федеральных органов власти с муниципальными органами, задолженность потребителей газа перед ООО "Межрегионгаз", ОАО "Ижевскгаз" не позволяет однозначно предсказать поведение потенциальных инвесторов. Однако их участие в развитии газификации города Ижевска представляется возможным только в случае выполнения комплекса мероприятий, обеспечивающих и гарантирующих соблюдение их интересов.

Традиционная классификация источников финансирования группируется следующим образом:

а) средства федерального бюджета;

б) средства республиканского бюджета;

в) средства городского бюджета;

г) средства РАО "Газпром", "Пермтрансгаз", "Межрегионгаз";

д) средства предприятий-потребителей газа;

е) средства населения;

ж) прочие источники.

Государственная и республиканская поддержка газификации города возможна по следующим направлениям:

- прямое безвозмездное финансирование в виде капитальных вложений на строительство сетей газоснабжения, ГРС и ГРП;

- адресное безвозмездное финансирование нуждающихся в виде субсидий;

- предоставление средств на возвратной и платной основе в виде целевого займа предприятиям на газификацию;

- субсидирование предприятий на возвратной основе средств на оплату части процентов по заемным средствам;

- предоставление налоговых льгот;

Объемы поддержки (кроме налоговых льгот) формируются по конкретным объектам с учетом согласованных взаимоотношений с бюджетом города.

Одним из вариантов участия РАО "Газпром", "Пермтрансгаз", "Межрегионгаз" в газификации города Ижевска заключается в передаче по договору между муниципальными органами власти и РАО "Газпром", "Пермтрансгаз", "Межрегионгаз" долгов предприятий города за потребленный газ. Для города это было бы выгодным вариантом, учитывая, что 40% задолженности предприятий города перед вышеуказанными организациями по существу являются налогами, уходящими за пределы города и республики.

Поэтому разработка мероприятий, обеспечивающих соблюдение поставленных РАО "Газпром" условий обязательной разработки схемы газификации региона(города), составления технико-экономического обоснования и условий, обеспечивающих возврат инвестиций в оптимальные сроки в увязке с результатами оплаты потребляемого газа и перспективами развития его рынка в этом регионе(городе), на первом этапе реализации программы является одним из важнейших факторов ее реализации в целом.

Поведение потребителей газа в качестве инвесторов предсказать достаточно сложно.

Как свидетельствуют расчеты, газификация котельных собственными силами предприятия окупается за срок около 5 лет. В условиях реальной экономики это достаточно большой срок для осуществления значительных инвестиций. Проекты со сроком окупаемости свыше двух лет из-за непредсказуемой ситуации в экономике и политике не являются привлекательными для инвесторов. Поэтому объем собственных инвестиций можно прогнозировать только в среднем на сложившемся уровне.

Привлечение заемных по процентной ставке за кредит на уровне 20 и более процентов годовых при такой окупаемости заведомо невыгодно. Поэтому заслуживают внимания различные формы прямой и косвенной поддержки инвестиций в виде частичной оплаты процентов по заемным средствам либо предоставления налогового кредита и т.п.

Поддержка заимствований со стороны предприятий целесообразна только при наличии у предприятий бизнес-планов или технико-экономических обоснований, подтверждающих эффективность вложений, и при ставке банковского процента за кредит не выше 15-20 процентов годовых, когда у предприятия за счет поддержки из бюджета появится возможность не только уплачивать проценты, но и возмещать сумму кредита. Следует учитывать, что пятилетний срок окупаемости является усредненной оценкой, а эффективность конкретного проекта может существенно отличаться от среднего уровня.

При предоставлении налоговых кредитов либо в случае предоставления поручительства под заимствование в банке конкретными предприятиями со стороны бюджета должны быть предусмотрены мероприятия, обеспечивающие своевременное исполнение обязательств.

Координация развития газификации и привлечение к долевому участию потребителей в развитие газификации города является важнейшим направлением деятельности администрации города Ижевска.

В случае отказа отдельных потребителей от непосредственного финансирования газификации, в расчете на будущее подключение к готовым сетям, необходимо предусматривать механизм последующей компенсации ими расходов первоначальных инвесторов. Вариантом такой компенсации может стать механизм оформления части вложенных средств от лица такого инвестора как заимствованных им у других инвесторов.

Во всех случаях поддержка инвестиций должна носить адресный и целевой характер и быть прозрачно контролируемая органом, координирующим выполнение Программы.

Размер инвестиций даже в газификацию квартиры в многоквартирном жилом доме либо в газификацию частного жилого дома (около 6,4 тыс.руб.) представляет значительную сумму для средней семьи, составляющую около семи среднемесячных зарплат. Поэтому инвестиции населения в газификацию собственного жилья предполагает обязательную бюджетную поддержку, которая может проявиться как в прямом финансировании основной части затрат на строительство разводящих сетей, так и иные формы участия.

В частности, анализ налогового законодательства свидетельствует, что предоставленные налоговые льготы населению по газификации строящегося жилья, распространяется на газификацию существующего. Закону РФ "О подоходном налоге с физических лиц" такой подход не противоречит, однако требует надлежащего инструктивного и разъяснительного оформления на городском уровне.

Предоставление субсидий конкретным семьям также должно быть адресным и целевым и подтверждается реальными доказательствами низкой обеспеченности получателя субсидий.

Средства ОАО "Ижевскгаз" и его головной организации - АО "Росгазификация", аккумулируемых в едином фонде стабилизации, могут быть привлечены на инвестиции в развитие газификации города, в случае заинтересованности ОАО "Ижевскгаз" в платежеспособности за природный газ. Учитывая что, установленный размер надбавки к цене промышленности на природный газ (10,2%), а размер отчислений в единый фонд стабилизации составляет 10% от надбавки.

7.2. Организационный механизм.

Организационный механизм предусматривает добровольное объединение организационных, производственных и финансовых возможностей всех инвесторов Программы с учетом их интересов.

Программа предусматривает поэтапное выполнение мероприятий, учитывая приоритетные направления инвестиций, с учетом объемов финансирования.

Мероприятия, необходимые для привлечения средств федерального и республиканского бюджета, РАО "Газпром", "Пермтрансгаз", ООО "Межрегионгаз", АО "Росгазификация" и ОАО "Ижевскгаз", определяют темпы осуществления Программы. После утверждения Программы, с учетом ее значимости для экономики города, мероприятия должны стать приоритетными в деятельности исполнительных органов городской власти.

Для привлечения средств населения и предприятий проводится информирование населения города Ижевска, где инвестиции населения и предприятий могут являться наиболее эффективными с точки зрения окупаемости затрат и их величины.

Практическое осуществление государственной поддержки в переводе на использование природного газа для отопления, горячей воды или на технологические нужды реализуется путем разработки соответствующих бизнес-планов, представляемых в орган, осуществляющий управление исполнением Программы, который оценивает и дает заключение о целесообразности государственной поддержки инвестиций.

Строительство и реконструкция объектов газификации за счет бюджетных средств должно осуществляться на конкурсной основе.

 

8. Контроль за ходом реализации программы

 

Общее управление Программой осуществляет Заместитель главы Администрации города Ижевска (Трухин С.А.) в соответствии с полномочиями, закрепленными Распоряжением Мэра города Ижевска за N 30 от 26.02.99 г., который координирует исполнение мероприятий Программы и руководит службой (ами) заказчика по реализации мероприятий настоящей программы, уполномоченной (ыми) Администрацией города Ижевска, в рамках настоящей программы. Управление осуществляется во взаимодействии с организациями, имеющими соответствующую лицензию, согласно Федеральному Закону Российской Федерации от 25.09.98 г. N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", и имеющими соответствующие службы технадзора, такими как ОАО "Ижевскгаз", РОАО "Удмуртгаз", а также с ведомствами города Ижевска на основе программных мероприятий согласно установленных сроков.

Общий контроль за выполнением Программы осуществляет Администрация города Ижевска.

По итогам выполнения Программы, в IV квартале 2000 года, показатели Программы окончательно уточняются с учетом фактически достигнутых соглашений с федеральными и республиканскими органами управления, а так же с собственниками единой системы газоснабжения города, республики и Российской Федерации.

 

9. Оценка социально-экономической эффективности
реализации программы

 

В результате выполнения Программы в полном объеме за счет источников финансирования будет газифицировано природным газом 17884 квартир в многоквартирных домах и в частном секторе, что позволит обеспечить дешевым и экологически чистым видим топлива около 51 тыс.чел.

Кроме этого реализация Программы позволит:

- сократить ежегодные расходы городского бюджета на 2,4 млн.руб.;

- обеспечить заказами предприятия строительного и промышленного комплекса города Ижевска;

- осуществить мероприятия по энергосбережению на предприятиях города и жилищно-коммунальном хозяйстве;

- усилить социальную защиту населения и, в первую очередь, малоимущих групп населения при переводе жилищно-коммунального хозяйства в режим безубыточного функционирования.

 

Расчет экономического эффекта от реализации
Программы газификации для городского бюджета

 

Таблица N 13

N
п/п
Результаты
газификации
Единица
изм-ния
Объем
внедрения
Эффект от
внедрения
единицы
(руб./год)
Суммарный
эффект,
млн.руб/год
Примечание
1. Газификация
квартир
кв. 17844 67,2 1,2 Снижение
расходов
городского
бюджета
2. Газификация
котельных,
находящихся в
ведении МП
ГКТС
куб./м
потреб.
газа
681800 1,76 1,2 Снижение
расходов
городского
бюджета
  Итого
Годовой эффект
      2,4  

 

Примечание: Финансовые (денежные) показатели таблицы приведены в ценах 1999 г.

 

Приложения

Приложение N 1
к Муниципальной Программе
"Газификация города Ижевска
на период 1999-2005 г."
утвержденной решением Городской
думы от 28.12.99 г. N 173

 

План
практических мероприятий по реализации Программы

N
п/п
Содержание мероприятий Исполнители Форма реал-ции
(вид докум-та)
Срок
исполнения
1 2 3 4 5
1. Создание карты города
с существующими сетями
и сооружениями
газоснабжения
Удмуртгражд-проект
Удмуртгаз,
Ижевскгаз
Карта города и
проектная
документация
(пояснительная
записка)
1999 г.
2. Передача бесхозных
газовых сетей на
баланс ОАО "Ижевскгаз"
Администрация
города, ГЖУ,
Ижевскгаз
Решение Главы
Администрации
города Ижевска
2000 г.
3. Увеличение загрузки
ГРС-3, 4 в среднем на
40%
Ижевскгаз, ГЖУ,
Администрация
города
Реализация
перспективного
плана
строительства
распределит-ых
газовых сетей.
Увеличение
лимитов газа
2005 г.
4. Выполнить защиту от
электрохимической
коррозии всех
незащищенных
газопроводов
Ижевскгаз,
промышленные
предприятия
Реализация
перспективного
плана
2001 г.
5. Установка общедомовых
и поквартирных газовых
счетчиков в 70%
существующего жилого
фонда и 100% вновь
строящегося жилья
ГЖУ, Ижевскгаз,
предприятия
(строители жилья),
Администрация
города
Решение Главы
Администрации
гор.Ижевска,
нормативные
требования
2005 г.
6. Создание устойчивого
финансово-кредитного
механизма для
обеспеч-я финансир-ния
строительства систем
газоснабжения
ГЖУ, Минэкономики,
Минфин
Блок нормат-ых
документов
2000 г.
7. Оказание государст-ной
поддержки, предпр-ям,
организ-щим произ-ство
современных видов труб
(в т.ч. пластиковых),
соедин-ных элементов,
арматуры, газовых
счетчиков и прочего
газового оборудования
ГЖУ, Администрация
города, Минпром,
Минэкономики
Бизнес-планы,
постановления
главы
Администрации
города
1999-2005
г.г.
8. Предоставление льгот
по подоходному налогу
с физических лиц на
сумму расходов по
монтажу систем
газоснабжения в жилом
доме
Минэкономики, ГЖУ Разъяснение о
порядке
примен-я льгот
на строит-ство
жилья
2000 г.
9. Подготовка соглашения
о сотрудничестве с РАО
"Газпром",
"Пермтрансгаз", ООО
"Межрегионгаз"
Администрация
города, ГЖУ
Проект
соглашения,
пакет
обосновывающих
документов
2000 г.
10. Конкретизация прогр-мы
газификации города и
заключение конкретных
договоров во испол-ние
соглашений с РАО
"Газпром",
"Пермтрансгаз", ООО
"Межрегионгаз"
ГЖУ Программа,
проекты
договоров
2000-2001
г.г.

 

Приложение N 2
к Муниципальной Программе
"Газификация города Ижевска
на период 1999-2005 г."
утвержденной решением Городской
думы от 28.12.99 г. N 173

 

План
газификации города Ижевска на период 1999-2005 гг.

N
п/п
Наименование
объекта
Год
начала
стр-ва
Сметная
стоимость
в ценах
1984/1999
годов,
тыс.руб.
Налич.
проек.
Источник
финансир-ния
1999 г.
(тысяч
рублей)
2000 г.
(тыс.р.)
1 2 3 4 5 6 7 8
1. Созд-ие карты
города с
существ-щими
сетями и
сооружениями
газоснабж-ния
1999 87, 88/
130
- Городской
бюджет
130  
2. Перевод на
природный газ
домов Северо-
западного
микрор-на, 2
очередь
1998 190/2850 РП Городской
бюджет
2850  
3. Перевод на
природный газ
домов Северо-
западного
микрор-на, 3
очередь
1999 64/900 РП Городской
бюджет
960  
4. Реконструкция
ГРС-3
1999 1000/
15000
РП Удмуртэнерго 15000  
5. Перекладка
газопровода
() 400 мм на
() 600 мм по
ул.Воткинское
шоссе в р-не
АО "Буммаш"
2000 119, 120/
1793
  Гор. бюджет,
предприятия
газового
хозяйства,
инвесторы
  Стоим-ть
РП+1793
6. Газопровод от
ГРС-4 до
ул.Удмуртской
2000 1800/
27000
  Гор. бюджет,
предприятия
газового
хозяйства,
инвесторы
  Стоим-ть
РП+27000
7. Строительство
газопровода -
отвода от
магистр-ного
к ГРС-3;
2000 1138/
17064
  Гор. бюджет,
предприятия
газового
хозяйства,
инвесторы
  Стоим-ть
РП+17064
8. Строительство
газопровода
от ГРС-3 до
существующего
газопровода
Р=12 кгс/с
куб./м. на ПО
"Ижсталь"
2001 670/10000   Гор. бюджет,
предприятия
газового
хозяйства,
инвесторы
   
9. Стр-тво ГРС-6
и газопровода
от магистрали
Ямбург-Тула-1
до ГРС
2001 5847/
87705
РП Республик. и
Гор. бюджет,
предприятия
газового
хозяйства,
инвесторы
   
10. Газопровод от
ГРС-6 до
Воткинского
шоссе
2002 900/13500 РП Гор. бюджет,
предприятия
газового
хозяйства,
инвесторы
   
11. Перевод
угольных
котельных на
газ в т.ч.:
           
  "Медведево" 2004 188/2817 - Городской
бюджет
   
  Короткая, 93 2004 131/1960 - Городской
бюджет
   
12. ГРП и газ-вод
в Первомайск.
районе
2000 201/3015 РП Городской
бюджет
  1800
13. Газоснабжение
центральной
усадьбы
совхоза
"Металлург"
гор.Ижевска
2000 93/1395 РП Гор. бюджет,
предприятия
газового
хозяйства,
инвесторы
  700
14. Газификация
центрального
р-на (частный
сектор)
2001 150/2250 - Городской
бюджет
   
15. Газоснабжение
деревни Люли
Первомайского
р-на
2000 160/2400 РП Гор. бюджет,
предприятия
газового
хозяйства,
инвесторы
  1200
16. Закольцовка
газопровода в
Ленинск. р-не
2000 280/4200 РП Городской
бюджет
  700
17. Газификация
Восточного
поселка
2001 150/2250 РП Гор. бюджет,
предприятия
газового
хозяйства,
инвесторы
   
18. Закольцовка
мкр.Малиновая
Гора ч.сектор
М.Гора
2001 229/3435 РП Гор. бюджет,
предприятия
газового
хозяйства,
инвесторы
   
19. Газификация
жилого пос-ка
Липовая Роща
1999 160/2400 РП Инвесторы 200 200
20. Отводы и
подземные
переходы в
Ленинск. р-не
2000 165/2475 РП Городской
бюджет
  375
21. Газоснабжение
дер.Медведево
Первомайского
р-на
2000 60/900 РП Гор. бюджет,
предприятия
газового
хозяйства,
инвесторы
  400
22. Газопровод и
ГРП по улице
Нагорной
2003 62/930 РП Городской
бюджет
   
23. Газопровод по
ул.Трансп-ной
2003 40/600 РП Городской
бюджет
   
24. Газоснабжение
мкр. Выемка
2004 55/825 РП Городской
бюджет
   
25. Газоснабжение
мкр. Старки
2004 50/750 РП Городской
бюджет
   
26. Газопровод и
ГРП в мкр-не
Радужный
2002 65/975 РП Гор. бюджет,
предприятия
газового
хозяйства,
инвесторы
   
27. Р-н застройки
"Пазелы"
2001 180/2700 РП Гор. бюджет,
предприятия
газового
хозяйства,
инвесторы
   
28. Индустриальн.
р-он, поселок
Восточный 2,
3, 4 очередь
2002 450/6750 - Городской
бюджет
   
29. Индивид-льная
застройка 18
мкр. "Север"
2001 70/1050 - Инвесторы   Стоим-ть
РП
30. Микрорайон
"Культбаза"
2001 45/675 РП Городской
бюджет
   
31. Центральный
р-н, ул.Щорса
2001 27/405 - Городской
бюджет
  Стоим-ть
РП
32. Ленинский р-н
газификация
п.Парники
2002 43/645 - Городской
бюджет
   
33. Район улицы
Саратовской
2001 17/255 РП Городской
бюджет
   
34. ГРП и газ-вод
ул.Ново-16-я,
ул.14-я
2004 147/2205 РП Городской
бюджет
   
35. Перевод кв-ир
(многокварт-х
домов, час-го
сектора) со
сжиженного
(баллонного)
газа на
сетевой
(природный)
2000 1753/
26290
- Городской
бюджет
  2125
36. Перевод кв-р
(домов) со
сжиженного
(емкостного)
газа на
сетевой
(природный)
2000 198/2975 - Городской
бюджет
  1525
37. Проектные
работы будущ.
лет
2000 30/450   Прочие   75
  Итого (в
ценах 1999
года):
(без учета
стоимости РП)
  253979     18940 37364
  в том числе:
Город. бюджет
  140953     3940 21007
  Республ-ский
бюджет
  29235        
  Предприятия
газового
хозяйства,
инвесторы
  68341       16282
  Прочие   15450     15000 75
N
п/п
Наименование
объекта
2001
(тысяч
рублей)
2002
(тысяч
рублей)
2003
(тысяч
рублей)
2004
(тысяч
рублей)
2005
(тысяч
рублей)
Год
заверш-ия
строит-ва
1 2 9 10 11 12 13 14
1. Созд-ие карты
города с
существ-щими
сетями и
сооружениями
газоснабж-ния
          1999
2. Перевод на
природный газ
домов Северо-
западного
микрор-на, 2
очередь
          1999
3. Перевод на
природный газ
домов Северо-
западного
микрор-на, 3
очередь
          1999
4. Реконструкция
ГРС-3
          1999
5. Перекладка
газопровода
() 400 мм на
() 600 мм по
ул.Воткинское
шоссе в р-не
АО Буммаш
          2000
6. Газопровод от
ГРС-4 до
ул.Удмуртской
          2000
7. Строительство
газопровода -
отвода от
магистр-ного
к ГРС-3;
          2000
8. Строительство
газопровода
от ГРС-3 до
существующего
газопровода
Р=12 кгс/с
куб./м. на ПО
"Ижсталь"
Стоим-ть
РП+5000
2500 2500     2003
9. Стр-тво ГРС-6
и газопровода
от магистрали
Ямбург-Тула-1
до ГРС
17600 17600 17600 17600 17305 2005
10. Газопровод от
ГРС-6 до
Воткинского
шоссе
  3300 3300 3300 3600 2005
11. Перевод
угольных
котельных на
газ в т.ч.:
           
  "Медведево"       Стоим-ть
РП
2817 2005
  Короткая, 93       Стоим-ть
РП
1960 2005
12. ГРП и газ-вод
в Первомайск.
районе
1215         2001
13. Газоснабжение
центральной
усадьбы
совхоза
"Металлург"
гор.Ижевска
695         2001
14. Газификация
центрального
р-на (частный
сектор)
Стоим-ть
РП+1000
1250       2002
15. Газоснабжение
деревни Люли
Первомайского
р-на
600 600       2002
16. Закольцовка
газопровода в
Ленинск. р-не
700 700 700 700 700 2005
17. Газификация
Восточного
поселка
1000 1250       2002
18. Закольцовка
мкр.Малиновая
Гора ч.сектор
М.Гора
1600 1835       2002
19. Газификация
жилого пос-ка
Липовая Роща
400 400 400 400 400 2005
20. Отводы и
подземные
переходы в
Ленинск. р-не
420 420 420 420 420 2005
21. Газоснабжение
дер.Медведево
Первомайского
р-на
250 250       2002
22. Газопровод и
ГРП по улице
Нагорной
    930     2003
23. Газопровод по
ул.Трансп-ной
    600     2003
24. Газоснабжение
мкр. Выемка
      310 515 2005
25. Газоснабжение
мкр. Старки
      750   2004
26. Газопровод и
ГРП в мкр-не
Радужный
  350 625     2003
27. Р-н застройки
"Пазелы"
675 675 675 675   2004
28. Индустриальн.
р-он, поселок
Восточный 2,
3, 4 очередь
Стоим-ть
РП
1250 1100 2200 2200 2005
29. Индивид-льная
застройка 18
мкр. "Север"
1050         2001
30. Микрорайон
"Культбаза"
675         2001
31. Центральный
р-н, ул.Щорса
405         2001
32. Ленинский р-н
газификация
п.Парники
Стоим-ть
РП
645       2002
33. Район улицы
Саратовской
225         2001
34. ГРП и газ-вод
ул.Ново-16-я,
ул.14-я
      1105 1100 2005
35. Перевод кв-ир
(многокварт-х
домов, час-го
сектора) со
сжиженного
(баллонного)
газа на
сетевой
(природный)
2125 5500 5500 5500 5540 2005
36. Перевод кв-ир
(домов) со
сжиженного
(емкостного)
газа на
сетевой
(природный)
1450         2001
37. Проектные
работы будущ.
лет
75 75 75 75 75 2005
  Итого (в
ценах 1999
года):
(без учета
стоимости РП)
54983 38600 34425 33035 36632  
  в том числе:
Город. бюджет
27918 22662 20317 20489 24620  
  Республ-ский
бюджет
5867 5867 5867 5867 5867  
  Предприятия
газового
хозяйства,
инвесторы
21123 9997 8167 6604 6618  
  Прочие 75 75 75 75 75  

 

Примечание: Стоимость рабочих проектов (РП) для производства строительно-монтажных работ по газификации объектов принимается в размере (в среднем) - 300,0 тысяч рублей. Данные затраты подлежат возмещению (финансированию) из Городского бюджета.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Основная цель Программы - осуществление комплексных мероприятий по обеспечению большей части населения, объектов энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и прочих потребителей топлива природным газом, направленных на повышение уровня жизни населения, на сокращение расходов бюджета, связанных с оплатой энергетических ресурсов для отраслей социальной сферы и населения, а также на создание условий для оздоровления и дальнейшего развития народного хозяйства города.

В результате реализации Программы будет газифицировано природным газом 17884 квартир в многоквартирных домах и в частном секторе, что позволит обеспечить дешевым и экологически чистым видим топлива около 51 тыс.человек. Кроме этого реализация Программы позволит сократить ежегодные расходы городского бюджета на 2,4 млн.рублей; обеспечить заказами предприятия строительного и промышленного комплекса города Ижевска; осуществить мероприятия по энергосбережению на предприятиях города и жилищно-коммунальном хозяйстве; усилить социальную защиту населения и, в первую очередь, малоимущих групп населения при переводе жилищно-коммунального хозяйства в режим безубыточного функционирования.


Решение Городской думы г.Ижевска от 28 декабря 1999 года N 173 "Об утверждении программы газификации города Ижевска"


Текст решения опубликован в журнале "Ижевский Вестник", февраль 2000 г., N 2