Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 5. Развитие местного самоуправления
Основной целью государственной политики в отношении муниципальных образований является повышение благосостояния и качества жизни населения каждого города и района республики через создание благоприятных условий для социально-экономического развития муниципальных образований, повышение эффективности использования имеющегося потенциала, снижение дифференциации уровней их развития.
Для реализации намеченных целей политика Правительства Удмуртской Республики будет направлена на решение следующих основных задач:
сокращение территориальных различий и улучшение условий жизни в наиболее отстающих муниципальных образованиях. В целях проведения детального анализа ситуации, сложившейся в муниципальных образованиях республики, выявления диспропорций в их социально-экономическом развитии и своевременного принятия мер предполагается разработка и внедрение системы индикативных показателей развития городов и районов республики.
На первом этапе начнется работа по созданию региональной и муниципальной статистики и разработке на ее базе республиканской информационной системы мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований.
Второй этап предусматривает разработку и утверждение методики определения системы показателей для оценки уровня социально-экономического развития муниципального образования на территории Удмуртской Республики.
определение приоритетов и стратегии развития городов и районов на базе максимального использования их конкурентных возможностей и преимуществ. При поддержке Правительства Удмуртской Республики продолжится процесс формирования стратегических планов развития территорий, определения приоритетных направлений и разработки механизмов реализации социально-экономической стратегии;
совершенствование межбюджетных отношений республики и муниципальных образований. Проведение сбалансированной финансово-бюджетной политики в отношении муниципальных образований предполагает выравнивание их бюджетной обеспеченности путем предоставления дотаций из республиканского фонда финансовой поддержки территорий;
совершенствование системы местного самоуправления через поэтапную реализацию на территории Удмуртской Республики закона Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливающего общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления.
Основной целью проводимой в Российской Федерации административной реформы является четкое разграничение существующих полномочий всех уровней публичной власти (федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления) с одновременным распределением соответствующих финансовых и материальных ресурсов. Реформирование существующей системы местного самоуправления будет осуществляться в рамках Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления является одной из наиболее важных задач современного этапа развития российской государственности.
Существуют следующие основные проблемы в организации и деятельности местной власти, решить которые планируется через реформирование местного самоуправления:
отсутствие четкого определения компетенции муниципальных образований и механизмов взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления;
несоответствие ресурсов муниципалитетов реально исполняемым ими обязанностям;
неопределенность территориальной организации местного самоуправления и удаленность органов местного самоуправления от населения;
возможность формирования структуры органов местного самоуправления, несоответствующей решаемым задачам.
Основная цель в развитии местного самоуправления, заключающаяся в необходимости приближения власти к населению, закрепленная в конституционных положениях и Европейской хартии местного самоуправления, нашла практическое отражение в Федеральном законе и проводимой на его основе реформы местного самоуправления.
В целях реализации этого положения, основной концептуальной идеей Федерального закона и всей предстоящей реформы местного самоуправления, является идея унификации территориальной организации местного самоуправления во всех субъектах Российской Федерации. Указанный принцип будет реализовываться законодательно, через закрепление системы двухуровневой организации местного самоуправления в качестве одного из базовых принципов. В результате произойдет децентрализация сложившихся в субъектах Российской Федерации властных полномочий государственного управления и местного самоуправления районного территориального уровня.
Реализация конституционного принципа территориальной организации местной власти в городских и сельских поселениях и на иных территориях через установление двухуровневого принципа территориальной организации местной власти в качестве базового будет осуществляться через системные уточнения положений действующего федерального законодательства, а именно пересмотра рамок и пределов реализации следующих основных принципов автономии местного самоуправления в системе организации публичной власти в Российской Федерации:
- принципа компетенционной самостоятельности;
- принципа бюджетной и имущественной самостоятельности;
- принципа организационной самостоятельности.
Предполагаемое изменение пределов реализации основных принципов автономии местной власти затронет и другие положения. К ним, например, относятся основы внутренней организации и деятельности органов и должностных лиц местной власти, механизмы их взаимодействия с населением, процедуры установления ответственности органов местной власти перед населением и органами государственной власти за реализацию переданных государственных полномочий, а также другие аспекты. Реализуя принцип компетенционной самостоятельности в новых границах и пределах по сравнению с существующим положением, предстоящей реформой изменяется объем вопросов местного значения, и существенно перераспределяются полномочия по вопросам ведения между уровнями публичной власти: федеральным центром, регионами и местным самоуправлением.
Вступление в силу указанного Федерального закона приведет к существенному изменению сложившейся в Удмуртской Республике системы организации местного самоуправления, к образованию двух уровневой системы муниципальных образований, изменению структуры бюджетной системы Российской Федерации, и должно привести к максимальному приближению органов местного самоуправления и в целом института местного самоуправления, к населению.
В настоящее время местное самоуправление в Удмуртской Республике осуществляется на уровне районов Удмуртской Республики и городов республиканского значения (имеется только одно муниципальное образование созданное на уровне отдельного населенного пункта). Федеральным законом устанавливается следующая система территориальной организации местного самоуправления:
1 уровень - городские и сельские поселения;
2 уровень - городские округа и муниципальные районы. Введение двухуровневой системы территориальной организации местного самоуправления потребует проведения комплексной реформы организации местной власти, которая затронет организационные, финансовые, компетенционные основы местного самоуправления. Существенные изменения произойдут и в системе взаимодействия органов государственной власти Удмуртской Республики и органов местного самоуправления.
Анализ переходных положений Федерального закона позволяет выделить несколько характерных основных этапов в проведении реформы местного самоуправления в Удмуртской Республике:
Этап I:
1. Подготовительные действия: предварительное определение границ и статуса муниципальных образований.
2. Обнародование проектов границ муниципальных образований.
3. Обнародование проектов решений по вопросу преобразования муниципальных образований и изменения их статуса.
Этап II:
1. Подготовка предложений по структуре органов местного самоуправления.
2. Обнародование предложений по структуре органов местного самоуправления.
3. Проведение местного референдума по определению структуры органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований при наличии инициативы населения о его проведении.
4. Установление структуры органов местного самоуправления по результатам местного референдума.
5. Принятие решения в случае отрицательных результатов местного референдума по структуре органов местного самоуправления либо в случае если местный референдум не состоялся.
Этап III:
Проведение муниципальных выборов в органы местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в городских и сельских поселениях, муниципальных районах.
Этап IV:
1. Формирование органов местного самоуправления муниципальных образований.
2. Формирование местных бюджетов.
3. Формирование состава муниципальной собственности.
4. Принятие уставов муниципальных образований.
Сроки проведения реформы - 2004-2009 годы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.