Постановление Государственного Совета УР от 22 ноября 2005 г. N 528-III
"О Республиканской целевой программе "Сохранение плодородия почв
Удмуртской Республики на 2006-2010 годы"
Постановлением Государственного Совета УР от 16 февраля 2010 г. N 384-IV настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2010 года
В целях осуществления приоритетных мероприятий, обеспечивающих сохранение и восполнение почвенного плодородия земель Удмуртской Республики, Государственный Совет Удмуртской Республики постановляет:
1. Утвердить Республиканскую целевую программу "Сохранение плодородия почв Удмуртской Республики на 2006-2010 годы" (прилагается).
2. Определить республиканским заказчиком Республиканской целевой программы "Сохранение плодородия почв Удмуртской Республики на 2006-2010 годы" Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления в Удмуртской Республике разработать и утвердить программы сохранения плодородия почв и обеспечить их финансирование.
Председатель Государственного Совета УР |
И.Н.Семенов |
Республиканская целевая программа
"Сохранение плодородия почв Удмуртской Республики
на 2006-2010 годы"
(утв. постановлением Государственного Совета УР
от 22 ноября 2005 г. N 528-III)
Паспорт
Республиканской целевой программы "Сохранение плодородия
почв Удмуртской Республики на 2006-2010 годы"
Наименование Программы Республиканская целевая программа "Сохранение
плодородия почв Удмуртской Республики на
2006-2010 годы" (далее - Программа)
Основание распоряжение Правительства Удмуртской Республики
для разработки от 22 августа 2005 г. N 806-р
Программы
Цель Программы прекращение деградации плодородия почвы и
снижения урожайности, получение стабильных
урожаев растениеводческой продукции, обеспечение
населения продуктами питания
Основные задачи финансирование наиболее приоритетных направлений,
Программы указанных в Программе
Сроки реализации 2006-2010 годы
Программы
Республиканский Министерство сельского хозяйства и продовольствия
заказчик Программы Удмуртской Республики
Разработчики Министерство сельского хозяйства и продовольствия
Программы Удмуртской Республики, государственное унитарное
предприятие Удмуртской Республики
"Республиканский центр агрохимической службы
"Удмуртский", Федеральное государственное
учреждение "Управление мелиорации земель и
сельскохозяйственного водоснабжения по Удмуртской
Республике", открытое акционерное общество
"Удмуртагрохим"
Исполнители Программы государственное унитарное предприятие Удмуртской
Республики "Республиканский центр агрохимической
службы "Удмуртский" (по согласованию),
Федеральное государственное учреждение
"Управление мелиорации земель и
сельскохозяйственного водоснабжения по Удмуртской
Республике" (по согласованию), открытое
акционерное общество "Удмуртагрохим" (по
согласованию), сельскохозяйственные
товаропроизводители Удмуртской Республики (по
согласованию)
Ресурсное обеспечение на 2006-2010 годы (без учета стоимости
Программы минеральных удобрений, вывозки и внесения
органических удобрений) - 929,65 млн.рублей,
в том числе:
федеральный бюджет - 253,3 млн.рублей;
бюджет Удмуртской Республики - 258,83 млн.рублей;
внебюджетные источники, собственные средства
товаропроизводителей и инвестиции - 417,52
млн.рублей.
Объемы финансирования из бюджета Удмуртской
Республики, предусмотренные Программой, носят
ориентировочный характер и подлежат ежегодной
корректировке при формировании и утверждении
бюджета Удмуртской Республики. Финансирование
мероприятий за счет иных средств (кроме средств
бюджета Удмуртской Республики) осуществляется в
соответствии с законодательством.
Механизм реализации реализация Программы осуществляется на основе
Программы договоров или соглашений, заключаемых
республиканским заказчиком Программы с
исполнителями программных мероприятий
Перечень основных применение органических удобрений в объеме 8,9
мероприятий Программы млн.тонн, минеральных - 150,0 тыс.тонн
действующего вещества, известкование кислых почв
- 27,7 тыс.га, фосфоритование - 3,14 тыс.га,
культуртехнические работы - 0,95 тыс.га,
реконструкция и строительство мелиоративных
систем - 1,8 тыс.га, противоэрозионных сооружений
- 14 штук, водопроводов - 24,5 км
Контроль реализации осуществляет республиканский заказчик Программы в
Программы соответствии с законодательством Российской
Федерации и законодательством Удмуртской
Республики
Ожидаемые результаты сохранение достигнутого ранее потенциального
реализации Программы плодородия почв на уровне урожайности 18-20 ц/га
зерна
Оценка эффективности темп прироста валовой продукции сельского
Программы хозяйства составит:
минимальная величина - 6 %,
максимальная - 10 %
I. Социальная значимость Программы для населения
Удмуртской Республики
Реализация Программы позволит преодолеть наметившиеся деградационные процессы и стабилизировать урожайность культур на существующем уровне.
Республиканское значение Программы выражается в том, что, оказывая поддержку сельскохозяйственным товаропроизводителям в сохранении плодородия почв, решаются социальные проблемы:
снабжение населения Удмуртской Республики продукцией растениеводства и животноводства;
снижение неблагоприятного воздействия сельскохозяйственного производства и других факторов на экологическую обстановку в Удмуртской Республике;
обеспечение населения питьевой водой;
снижение социальной напряженности и поднятие уровня жизнеобеспеченности сельского населения.
Задачей земледелия является получение стабильных и высоких урожаев на фоне постепенного повышения плодородия почв. К сожалению, в последнее десятилетие в Удмуртской Республике идет интенсивный процесс антропогенной деградации почвенного плодородия и снижение урожая возделываемых культур, что будет иметь существенные социально-экономические последствия. По выражению Ю.Либиха, "причина возникновения и падения наций лежит в одном и том же. Расхищение плодородия почв обуславливает их гибель, поддержание этого плодородия - их жизнь, богатство и могущество".
II. Содержание проблемы и необходимость ее решения
программными методами
Высокое плодородие почв является основой продовольственной безопасности страны, решения социально-экономических проблем населения.
Общая площадь сельскохозяйственных угодий в Удмуртской Республике составляет 1865 тыс.гектаров, из них 1396 тыс.гектаров (74,9 процента) - пашня, 442 тыс.гектаров - сенокосы и пастбища.
В 1964 году в народном хозяйстве была принята Программа интенсивной химизации сельского хозяйства. В Удмуртской Республике химизация земледелия должна была решать одновременно две задачи: поднять урожайность возделываемых культур и одновременно обеспечить направленные изменения агрохимических параметров плодородия почв, естественный потенциал которых в то время составлял 8-9 ц/га зерна.
Почвы Удмуртской Республики в 1964 году имели высокую кислотность, поэтому первостепенной задачей было снижение их кислотности, что обеспечило необходимые условия для эффективного использования минеральных удобрений, расширения посевов более ценных и урожайных культур.
В результате интенсивного известкования за период с 1970 по 1990 годы площади кислых почв резко сократились (таблица N 1), средневзвешенное значение pH почв с 5,0 достигло 5,6, что близко к оптимальному значению для большинства сельскохозяйственных культур на современном уровне агротехники и реализуемых задач в земледелии. В настоящий период в известковании нуждается 39,6 процента площади пашни.
Таблица N 1
Агрохимические показатели плодородия почв
Удмуртской Республики
Показатели плодородия | Годы | |
1 тур (1970 г.) |
По состоянию на 01.01.2005 (1996-2004 г.) |
|
Кислотность: Средневзвешенная pH Удельный вес кислых почв, % |
5,0 82,2 |
5,6 39,6 |
Содержание подвижного фосфора: Среднее содержание, мг/кг Удельный вес с низким содержанием, % |
47,0 76,3 |
123,0 16,7 |
Содержание обменного калия: Среднее содержание, мг/кг Удельный вес с низким содержанием, % |
104,0 24,2 |
112,0 22,4 |
За период с 1970 по 1990 годы резко повысилось использование минеральных удобрений. В результате создался значительный положительный баланс элементов питания: в 1990 году было внесено на гектар пашни азота 84, фосфора - 34 и калия - 62 кг, а вынос урожаем составил соответственно 49, 16 и 54 кг, т.е. в почве осталось 35 кг азота, 18 кг фосфора и 8 кг калия в действующем веществе. За счет положительного баланса фосфора его усвояемые запасы в почвах возросли в два раза и в среднем достигли 123 мг на 1 кг почвы при потребности не менее 130 мг. Удельный вес почв с низким содержанием фосфора сократился с 76 до 16,7 процента площади пашни. Существенное значение для этого имело массовое фосфоритование почв, начатое в конце 70-х годов.
К началу 90-х годов Удмуртская Республика имела потенциал эффективного плодородия почв на уровне 22 ц/га зерна. Фактически урожайность росла соответственно объемам химизации, по несколько низкими темпами. Наибольшая урожайность зерновых по Удмуртской Республике составила в 1997 году 17,8 ц/га.
С 1990 года химизация земледелия резко сокращается. В 2000-2004 годах, несмотря на принятую и действующую Республиканскую целевую программу "Сохранение плодородия почв Удмуртской Республики на 2002-2005 годы", объемы известкования кислых почв в сравнении с 1990 годом уменьшились в 21,1 раза, фосфоритования - в 5,0 раза, а внесения органических удобрений - в 4,5 раза и минеральных - в 6 раз. Несмотря на это, урожайность зерновых культур с 1991 по 1995 годы оставалась на уровне (14,7 ц/га) за счет накопленного потенциала плодородия, а за последние пять лет наблюдается ее снижение, и урожайность за 2000-2004 годы составила 13,4 ц/га. В дальнейшем ожидается неизбежное снижение урожайности, которая при существующей ситуации будет стремиться к естественной продуктивности почв 8-9 ц/га зерна.
Начиная с 1994 года ежегодно из почвы выносится на 50-65 кг питательных веществ больше, чем вносится. Баланс основных питательных веществ складывается отрицательный, то есть происходит истощение накопленных ранее запасов плодородия с одновременным подкислением почв.
Агрохимический мониторинг показывает, что с 2000 года в Удмуртской Республике нарастающими темпами идет процесс закисления почв (рис.1).
Эти изменения очень существенны и при углублении процессов, что неизбежно в отсутствие известкования в необходимых объемах, общая кислотность почв переместится в область средне- и сильнокислой, что самым отрицательным образом скажется на плодородии почв, уровне получаемых урожаев сельскохозяйственных культур. Агрохимическое обследование 2003 года в Як-Бодьинском, Игринском и Дебесском районах выявило увеличение площадей кислых почв по сравнению с предыдущим обследованием в 1995 году на 45 %, в 2004 году в Вавожском и Можгинском районах по сравнению с 1996 годом - на 51 %.
Для поддерживающего известкования с сохранением pH на существующем уровне на площади пашни 1350 тыс.га ежегодно требуется вносить до 252 тыс.тонн углекислого кальция. Одновременно для решения задачи устранения излишней кислотности почв с pH(KCl) менее 5,0 в течение 6-летнего цикла ежегодно требуется вносить дополнительно 129 тыс.тонн CaCO(3). Для выполнения полной программы оптимизации кислотного режима почв в Удмуртской Республике необходимо вносить 381 тыс.тонн углекислого кальция в год или 495 тыс.тонн сыромолотной извести.
Мероприятия по сохранению плодородия почв, предусмотренные в Республиканской целевой программе "Сохранение плодородия почв Удмуртской Республики на 2002-2005 годы", выполнены не в полном объеме. При плановых объемах ежегодного применения органических удобрений в количестве 2,0-2,5 млн.тонн в 2004 году внесено в почву 1,3 млн.тонн, или 1,0 т/га пашни, а для поддержания существующего уровня содержания гумуса в почвах следует ежегодно вносить не менее 8 т/га органических удобрений. Задачу восполнения органики в почве целесообразно решать более широким возделыванием сидеральных культур, использованием запасов соломы и расширением посевов многолетних трав, в том числе бобовых. Внесено минеральных удобрений 38 %, проведено известкование - 40 %, фосфоритование - 8 %.
Не менее важным в земледелии, но часто недооцененным является обеспеченность возделываемых культур микроэлементами (таблица N 2).
Таблица N 2
Агрохимическая характеристика обеспеченности почв
Удмуртской Республики микроэлементами
Микроэлементы | Среднее содержание, мг/кг | Уд. вес почв с низкой обеспеченностью, % |
Бор | 0,6 | 23,6 |
Марганец | 60,0 | 2,6 |
Молибден | 0,11 | 54,5 |
Кобальт | 0,2 | 33,1 |
Цинк | 1,2 | 93,3 |
Медь | 0,16 | 75,8 |
Пахотные почвы Удмуртской Республики характеризуются как низкообеспеченные цинком (93 процента площади) и медью (76 процентов), хорошо обеспеченные бором и марганцем. Обеспеченность кобальтом и молибденом по районам варьирует в широких пределах: от низкого до среднего уровня. Недостаток этих элементов адекватно влияет на величину и качество растениеводческой продукции, что предопределяет необходимость использования этих микроэлементов в технологии земледелия. Проведенные исследования в республике подтверждают высокую эффективность использования микроэлементов в качестве удобрения для сельскохозяйственных культур.
В связи с сокращением финансирования остановилось развитие водохозяйственного строительства и мелиорации земель в республике. Объем капитальных вложений из федерального бюджета в 1995 году составил всего 0,2 млн.рублей, что в 65 раз меньше среднегодового объема за 1986-1990 годы.
Тяжелое экономическое положение отразилось и на состоянии существующих мелиоративных систем, но благодаря выделяемым средствам из бюджета Удмуртской Республики, местных бюджетов удалось сохранить мелиоративный фонд - источник гарантированных урожаев.
Всего в Удмуртской Республике имеется 44,4 тыс.гектаров мелиорированных земель, из них 22,4 тыс.гектаров - это осушаемые земли, расположенные в плодородных поймах рек, и 22 тыс.гектаров - орошаемые земли. На начало 2005 года требуют повышения технического уровня и реконструкции 6,7 тыс.гектаров этих угодий, 14 тыс.гектаров не поливаются из-за отсутствия оборудования и средств на их приобретение.
Огромный ущерб сельскому хозяйству, земельным ресурсам и окружающей среде наносит водная эрозия, которая является одним из самых опасных негативных процессов, вызывающих деградацию и уничтожение почвенного покрова. В районах интенсивного проявления эрозии при несоблюдении мер по защите почв с каждого гектара ежегодно смывается от 3 до 5 тонн наиболее плодородных почвенных частиц.
По данным Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Удмуртской Республике, площадь сельскохозяйственных угодий, эрозионно опасных и подверженных водной эрозии, составляет 1425,5 тыс.гектаров, в том числе пашни 1287,2 тыс.гектаров, или соответственно 75 и 86 процентов к их общей площади.
По результатам исследования земель, подверженных овражной эрозии, проведенным Удмуртским государственным университетом в 1998 году, установлено, что уменьшение роста оврагов в 80-е годы напрямую связано с влиянием проводимых в эти годы в значительных объемах противоэрозионных и почвозащитных мероприятий. В последние годы активность оврагообразования вновь существенно возросла.
Резкое сокращение государственного финансирования агрохимических и мелиоративных работ, отсутствие средств у сельскохозяйственных товаропроизводителей существенно подорвали техническую базу этих отраслей, возникает реальная угроза утраты производственной базы для проведения этих мероприятий. В настоящее время наличие специализированной техники составляет 30 процентов от уровня 1990 года. За этот период имеющийся парк машин не обновлялся, предельно износился и требует больших средств на ремонт и восстановление. В подобном состоянии находятся железнодорожные пути, тупики, прирельсовые склады, техника для складской переработки удобрений и химических мелиорантов.
Интенсивная деградация земель, их мелиоративная неустроенность в сочетании с неблагоприятными климатическими условиями приводят к большому недобору сельскохозяйственной продукции.
Однако собственных мер, принимаемых сельскохозяйственными товаропроизводителями для сохранения плодородия почв и достигнутого уровня урожайности, явно недостаточно.
Комплекс мер, предусмотренных Программой, основан на научных исследованиях основных параметров плодородия почв, прогнозных оценках, анализе тенденций изменения урожайности культур в зависимости от интенсивности химизации и мелиорации сельскохозяйственного производства.
Осуществление мер, намечаемых Программой, по предотвращению процессов деградации почв позволит сохранить их плодородие.
III. Основные цели и задачи Программы
Реализация Программы позволит:
1) сохранить достигнутое плодородие почв Удмуртской Республики на уровне урожайности 18-20 центнеров зерна с гектара пашни и получать стабильные урожаи сельскохозяйственных культур, улучшить обеспечение отрасли животноводства кормами, а в итоге обеспечить население Удмуртской Республики продуктами питания;
2) снизить себестоимость растениеводческой и животноводческой продукции и тем улучшить экономическое состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей;
3) улучшить экологическое состояние природы в Удмуртской Республике, снизить загрязнение окружающей среды и продуктов питания;
4) обеспечить гарантированные урожаи на мелиорированных землях. Указанные цели достижимы при условии обеспечения решения ряда задач:
1) направление финансирования на наиболее приоритетные задачи;
2) повышение эффективности использования средств химизации сельского хозяйства;
3) обеспечение бездефицитного баланса питательных веществ в земледелии республики, что повлечет за собой прекращение снижения азота, фосфора, калия и других элементов в почвах;
4) прекращение процесса подкисления почв;
5) улучшение структуры почвы, водно-воздушного режима произрастания сельскохозяйственных культур;
6) снижение водной и ветровой эрозии почв;
7) предотвращение отрицательного действия средств химизации на окружающую среду;
8) закрепление содержащихся в почве и попадающих в нее токсичных элементов и тяжелых металлов в не доступных растениям формах;
9) эффективное использование мелиорированных земель.
Выполнение поставленных Программой целей и задач намечается путем реализации системы программных мероприятий.
IV. Сроки реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на 2006-2010 годы.
V. Система программных мероприятий
Основой осуществления аграрной реформы, увеличения производства сельскохозяйственной продукции является повышение почвенного плодородия. В этих целях необходимо осуществить комплекс мероприятий, включающих выполнение агротехнических, мелиоративных, культуртехнических, агрохимических работ, защиту почв от эрозии, сельское водоснабжение.
Большое значение мероприятия имеют для развития многоукладности экономики и решения социальных проблем на селе.
Выполнение намечаемых мероприятий обеспечивается имеющимися мощностями специализированных организаций при совершенствовании их деятельности в условиях рыночной экономики.
Применение органических удобрений
По данным агрохимического обследования, в настоящее время 508 тыс.гектаров пашни характеризуется низким содержанием гумуса в почве, что составляет 37 процентов от ее площади. Среднее содержание органического вещества в почве составляет 2,2 процента. Внесение органических удобрений в 2004 году составило всего 1,0 тонны на 1 га пашни против 4,7 тонны в 1991 году при ежегодной потребности в среднем 8 тонн/га.
Истощение запасов гумуса отрицательно влияет на агрофизические, физико-химические свойства и биологическую активность почвы, ухудшает ее водно-воздушный, тепловой и пищевой режимы.
В целях рационального использования ресурсов органических удобрений предусматривается:
1. Довести применение органических удобрений к 2010 году до 1,8 млн.тонн (приложение N 1). Обеспечить внесение 40 процентов органических удобрений на паровые поля.
2. Обеспечить запашку соломы на полях до 500 тыс.тонн в пересчете на навоз.
3. В севооборотах расширить площади многолетних трав, особенно бобовых, для повышения запасов биологического азота (приложение N 2), увеличить объемы сидеральных культур.
Применение минеральных удобрений
В настоящее время в Удмуртской Республике удобряются самыми минимальными дозами до 44 процентов посевов сельскохозяйственных культур. Практически не получают минеральной подкормки луга и пастбища. В пересчете на один гектар пашни в 2000 году внесено 17,2 кг действующего вещества против 92 кг/га в 1991 году. За последние 9 лет объем использования минеральных удобрений снизился в 5,3 раза. Баланс питательных веществ на пашне отрицательный и составил в 2000 году минус 38,6 кг/га.
Для прекращения процесса деградации почв и сохранения фактической урожайности на уровне 14-15 ц/га зерна в республике необходимо вносить удобрения в пределах 40 тыс.тонн в действующем веществе (без фосфоритной муки), или 35 кг на гектар пашни. Внесение такого количества удобрений в Программе предусмотрено восстановить в 2010 году.
Одновременно с увеличением удобрений необходимо существенно повысить их эффективность. Для этого удобрения должны вноситься только с учетом агрохимической характеристики поля, в нужном соотношении и количестве и на фоне высокой агротехники возделывания культуры. Разбросные способы внесения должны быть заменены на локальные, повсеместно необходимо применять почвенную и растительную диагностику. В настоящий период конкретное использование удобрений должно быть строго экономически обоснованно. Расчеты показывают, что в условиях диспаритета цен окупаемость минеральных удобрений на зерновых культурах при используемой технологии остается очень низкой и затраты едва окупаются прибылью. Удобрения должны использоваться только в том случае, когда это обеспечивает положительный экономический результат. Задача получения урожая должна решаться, в первую очередь, за счет максимального использования потенциала эффективного плодородия конкретно обрабатываемого участка и его реализации за счет подбора культуры и технологии возделывания.
В практике земледелия должны шире использоваться и микроудобрения, т.к. обеспеченность почв некоторыми из них очень низкая.
С целью повышения плодородия почв предусматривается:
1) довести применение минеральных удобрений в 2010 году до 40 тыс.тонн действующего вещества (приложение N 3);
2) осуществить внедрение эффективных приемов применения минеральных удобрений, микроэлементов на основе данных почвенной и растительной диагностики питания растений;
3) разработать меры по стимулированию использования землепользователями минеральных удобрений, для чего ежегодно предусматривать в бюджете Удмуртской Республики выделение финансовых средств.
Известкование кислых почв
В Удмуртской Республике 464,7 тыс.га пахотных земель характеризуются повышенной кислотностью, из них 150 тыс.га пашни средне- и сильнокислые и требуют первоочередного известкования. Прекращение известкования приведет к повторному подкислению почв.
По данным государственного унитарного предприятия Удмуртской Республики "Республиканский центр агрохимической службы "Удмуртский", только для сохранения существующего уровня кислотности ежегодно необходимо вносить не менее 500 тыс.тонн извести, но в связи с недостаточным финансированием в последние годы практически свертываются объемы выполнения этих работ. Если в 1991 году в хозяйствах республики известкование почв было проведено на площади 145,8 тыс.га, то в 2004 году - на 3,9 тыс.га и внесено 21,5 тыс.тонн извести.
В 2006-2010 годах необходимо:
1) обеспечить известкование кислых почв на площади 27,7 тыс.га (приложение N 4);
2) произвести и поставить сельскому хозяйству с местных известковых карьеров 152,5 тыс.тонн известковых удобрений (приложение N 5);
3) обеспечить работы по химической мелиорации почв необходимой проектно-сметной документацией и осуществлять авторский надзор за ее выполнением.
Фосфоритование почв
В Удмуртской Республике 816 тыс.га, или 65 процентов, пашни характеризуются недостаточным содержанием фосфора, из них 280 тыс.га кислых почв может быть улучшено путем внесения фосфоритной муки. Фосфоритование почв снизилось со 105,9 тыс.га в 1991 году до 0,5 тыс.га в 2004 году, или почти в 90 раз.
Для сохранения запасов фосфора в почвах и сокращения площадей почв с низким содержанием фосфора ежегодно требуется фосфоритовать не менее 57 тыс.га пашни.
С учетом финансовых возможностей в 2006-2010 годах намечается:
1) обеспечить фосфоритование почв на площади 3,14 тыс.га (приложение N 4);
2) поставить сельскому хозяйству Удмуртской Республики 4,7 тыс.тонн фосфоритной муки в физическом весе;
3) обеспечить внесение фосфоритной муки строго в соответствии с проектно-сметной документацией, не допуская потерь при транспортировке, хранении и внесении в почву.
Мелиорация земель
Первоочередными мероприятиями являются коренное улучшение сельскохозяйственных угодий, повышение технического уровня существующих мелиоративных систем, культуртехнические, противоэрозионные работы и водоснабжение, ведение паспортизации и кадастра мелиорированных земель.
Программой предусматривается осуществить работы по строительству, комплексной реконструкции осушительных и оросительных систем на площади 1,8 тыс.гектаров, включая замену вышедших из строя трубопроводов на оросительной сети, а также отремонтировать мелиоративные системы на площади 3,1 тыс.гектаров. Строительство и восстановление оросительных систем будет преимущественно осуществляться для обеспечения стабильного производства овощей, кормов, утилизации животноводческих стоков. Для содержания мелиоративных систем предусматривается выделение средств на приобретение эксплуатационной техники и содержание государственного имущества.
Общий объем мелиоративных и водохозяйственных работ указан в приложении N 6 к Программе.
Первостепенное внимание будет уделено коренному улучшению природных кормовых угодий, включая культуртехнические мероприятия и окультуривание, созданию высокопродуктивных сенокосов и пастбищ.
Намечается значительно увеличить объем работ по поверхностному улучшению существующих сенокосов и пастбищ.
Для поддержания высокой продуктивности улучшенных угодий предусматривается увеличение объема работ по перезалужению площадей выродившихся травостоев, широкое применение противоэрозионных технологий.
При залужении и восстановлении ранее улучшенных травостоев посев трав должен проводиться с увеличенной долей бобовых компонентов.
Защита почв от эрозии
В комплексе мер по борьбе с эрозией почв первостепенное место отводится организационно-хозяйственным, агротехническим, гидротехническим и лесомелиоративным мероприятиям. Для их осуществления необходимо:
1) развивать контурно-мелиоративное земледелие с введением почвозащитных севооборотов и размещением культур с учетом крутизны склонов, нарезкой границ полей, рабочих участков, дорог по горизонталям местности или под углом к ним, выполнением комплекса гидротехнических, лесолугомелиоративных, противоэрозионных мероприятий. Такое земледелие должно быть внедрено в первую очередь на землях с крутизной склонов более 2 градусов;
2) применять в полном объеме почвозащитные технологии возделывания сельскохозяйственных культур на основе минимизации обработки почв, внедрять безотвальную обработку почвы с учетом почвенно-климатических условий (приложение N 8). Доводить до оптимальных объемов применение других агротехнических противоэрозионных мероприятий, включая полосное размещение сельскохозяйственных культур, пожнивное мульчирование почвы, посев сидератов, возделывание пропашных культур с использованием постоянных гребней;
3) осуществлять меры по предотвращению переуплотнения почв путем внедрения технологических приемов снижения отрицательного воздействия технических средств на почву: совмещения операций, применения широкозахватных агрегатов разуплотнения почв глубоким рыхлением, ограничения проведения полевых работ при высокой влажности почвы, ограничения перегрузочных и перевалочных процессов при уборке и перевозке урожая.
Большое значение имеют защитные лесные насаждения. В целях получения максимального эффекта от защитного лесоразведения предусматривается (приложение N 9) проведение ухода за защитными лесными насаждениями на площади 196 гектаров, размещение на склонах защитных лесных полос поперек склонов и контурно в соответствии с противоэрозионной организацией территории. Также необходимо осуществить реконструкцию и ремонт ранее созданных полезащитных лесных полос и проведение рубок ухода в них на площади 200 гектаров.
Для защиты почв от водной эрозии предусматривается строительство водозадерживающих плотин, водонаправляющих и водосборных сооружений, реконструкция и ремонт противоэрозионных гидротехнических сооружений в объемах (приложение N 6).
Научно-техническое обеспечение Программы
В соответствии с законодательством Удмуртской Республики научно-техническим обеспечением Программы и контролем за изменением плодородия почв республики занимаются:
Государственное унитарное предприятие Удмуртской Республики "Республиканский центр агрохимической службы "Удмуртский" (по согласованию);
Федеральное государственное учреждение "Управление по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению по Удмуртской Республике" (по согласованию);
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ижевская государственная сельскохозяйственная академия" (по согласованию).
Научно-исследовательские организации осуществляют комплекс мер по контролю за состоянием плодородия почв и эколого-токсикологических условий выращивания сельскохозяйственной продукции, разработке технологий и мероприятий по исключению антропогенной деградации земель сельскохозяйственного использования и составлению проектно-сметной документации на работы по восстановлению и поддержке плодородия.
В настоящее время в Удмуртской Республике проводится 6-й тур агрохимического обследования плодородия почв. Для планирования рационального использования удобрений и размещения сельскохозяйственных культур необходимо ежегодно проводить данное обследование на площади 250 тыс.гектаров. В последние годы из-под контроля выпадают площади почв, переведенные в земли запаса районных сельских администраций. Использование земель бесконтрольно и без должного восстановления плодородия может привести к невосполнимым потерям. Поэтому агрохимический мониторинг за плодородием почв должен проводиться в нормативных объемах за счет средств бюджета Удмуртской Республики на всех пахотных землях независимо от форм собственности.
VI. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы предполагается за счет следующих источников:
1) средств федерального бюджета;
2) средств бюджета Удмуртской Республики;
3) средств местных бюджетов;
4) собственных средств организаций, заинтересованных в реализации настоящей Программы, ссуд, кредитов, инвестиций.
Финансирование мероприятий за счет иных средств (кроме средств бюджета Удмуртской Республики) осуществляется в соответствии с законодательством.
Общий объем финансирования Программы составляет 929,65 млн.рублей. В Программе не учтены затраты товаропроизводителей на приобретение минеральных удобрений, вывозку и внесение навоза, которые составляют дополнительно 225 млн.рублей. Разбивка по годам и источникам финансирования представлена в приложении N 10. Потребность в финансовых ресурсах на реализацию конкретных мероприятий приведена в приложениях N 3, N 4, N 7 и N 9.
На основе долевого участия за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики финансируются следующие мероприятия по повышению плодородия почв:
работы по коренному улучшению земель, связанные с повышением плодородия почв (известкование и фосфоритование почв);
работы по агрохимическому и агроэкологическому обследованию земель и подготовке проектно-сметной документации;
работы по агрохимической мелиорации земель.
Объемы финансирования работ из бюджета Удмуртской Республики по годам реализации Программы приняты в соответствии с Программой социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы. Данные объемы носят ориентировочный характер и подлежат ежегодной корректировке при формировании и утверждении бюджета Удмуртской Республики на соответствующий финансовый год.
В Программе планируется финансирование из бюджета Удмуртской Республики 258,83 млн.рублей.
VII. Механизм реализации Программы
Реализация программных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Удмуртской Республики.
Реализация Программы осуществляется на основе договоров или соглашений, заключаемых республиканским заказчиком Программы с исполнителями программных мероприятий.
Текущая работа по реализации Программы организуется республиканским заказчиком Программы по плану практических мероприятий, разрабатываемому им ежегодно на основании Программы и объемов финансирования, выделяемых на его реализацию.
VIII. Организация управления Программой
Управление реализацией Программы осуществляет республиканский заказчик - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики в соответствии с законодательством.
Республиканский заказчик вправе передавать часть своих функций исполнительной дирекции на договорной основе, за исключением функций по финансовому обеспечению Программы. Исполнительная дирекция отбирается республиканским заказчиком в установленном законодательством порядке.
IX. Контроль за ходом реализации Программы
Для осуществления контроля за ходом выполнения мероприятий Программы по условиям договора исполнители представляют Министерству сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики ежеквартальные отчеты о ходе работ. Вопросы хода выполнения Программы ежегодно рассматриваются на Коллегии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики обобщает и анализирует отчеты в установленном законодательством Удмуртской Республики порядке, отчитывается о выполнении Программы перед Правительством Удмуртской Республики.
С учетом выделяемых на реализацию Программы средств ежегодно уточняются целевые показатели, мероприятия, организуется оформление бюджетных заявок и соответствующих договоров с исполнителями, что позволяет гибко реагировать на возможные изменения ресурсного обеспечения, базовых правовых актов.
Задачей государственного контроля над реализацией Программы является обеспечение выполнения предусмотренных в ней мероприятий, соблюдения исполнителями требований законодательства, условий соответствующих договоров.
Контроль за реализацией Программы, эффективностью и целевым использованием средств бюджета Удмуртской Республики осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики, Министерство экономики Удмуртской Республики, Министерство финансов Удмуртской Республики.
X. Оценка эффективности социально-экономических и экологических
последствий от реализации Программы
Социально-экономический эффект реализации Программы выразится в улучшении обеспечения населения Удмуртской Республики продуктами питания, производстве рыночно востребованной продукции и стабилизации цен на нее.
Увеличение объемов применения средств химизации, проведения агрохимических, мелиоративных и лесотехнических работ позволит создать новые рабочие места. Все мероприятия в конечном итоге несколько снизят социальную напряженность среди сельского населения.
Реализация Программы обеспечит частичное улучшение экологической обстановки в Удмуртской Республике за счет уменьшения загрязнения рек, естественных и искусственных водоемов органическими удобрениями и сточными водами животноводческих ферм и комплексов. Увеличение объемов локального внесения минеральных удобрений также значительно сократит попадание их в реки, пруды и озера. Строительство новых мелиоративных и гидротехнических сооружений, проведение работ по созданию овражно-балочных насаждений сократят смыв почвы в водные объекты, что уменьшит их обмеление и заиливание.
Проведение известкования почв положительно отразится не только на снижении кислотности почв, но и на снижении поступления тяжелых металлов и токсичных веществ в продукцию растениеводства, что способствует уменьшению накопления этих элементов в продуктах питания.
В качестве оценки экономической эффективности реализации Программы принимается темп прироста валовой продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах в расчете на 1 гектар сельскохозяйственных угодий. За период реализации Программы минимальная величина этого показателя составит 6 процентов, максимальная величина - 10 процентов.
Приложение N 1
к Программе
Объемы
внесения органических удобрений
и источники их восполнения
Показатель | 2004 факт |
2006- 2010 |
в том числе по годам | ||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |||
Всего органических удобрений, тыс.тонн |
1710 | 8900 | 1740 | 1760 | 1780 | 1800 | 1820 |
в том числе: | |||||||
- навоз | 1260 | 6500 | 1280 | 1290 | 1300 | 1310 | 1320 |
- солома в пересчете на навоз |
450 | 2400 | 460 | 470 | 480 | 490 | 500 |
Всего, т/га пашни | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,6 | 1,6 |
Приложение N 2
к Программе
Полевое травосеяние
в Удмуртской Республике на 2006-2010 годы
Укосная площадь многолетних трав в 2006 году |
Укосная площадь многолетних трав в 2010 году |
в том числе бобовые травы |
Площадь ежегодного подсева |
|
Всего по Удмуртской Республике |
430,0 | 410,0 | 287,0 | 145,0 |
Приложение N 3
к Программе
Объемы применения минеральных удобрений
(в ценах 2005 года)
Показатель | 2004 факт |
2006- 2010 |
в том числе по годам | ||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |||
Всего удобрений, тыс.тонн | |||||||
действующего вещества | 15,2 | 150,0 | 20,0 | 25,0 | 30,0 | 35,0 | 40,0 |
в том числе: | |||||||
- азотные | 10,1 | 59 | 9,0 | 10,0 | 12,0 | 13,0 | 15,0 |
- фосфорные | 2,6 | 57,0 | 7,0 | 10,0 | 12,0 | 13,0 | 15,0 |
- калийные | 2,5 | 34,0 | 4,0 | 5,0 | 6,0 | 9,0 | 10,0 |
Всего, кг действующего вещества/га |
13,4 | 17,0 | 21,5 | 26,0 | 30,0 | 35,0 | |
Субсидии на минеральные удобрения из федерального бюджета, млн.рублей* |
- | 52 | - | 10,0 | 12,0 | 14,0 | 16,0 |
__________________________________
* Объем финансирования из федерального бюджета приведен для информации. Лимит объема ежегодно пересматривается и доводится Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Приложение N 4
к Программе
Объемы работ по коренному улучшению почв
(в ценах 2005 года)
Показатель | 2004 факт |
2006- 2010 |
в том числе по годам | ||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |||
Всего, тыс.га | 4,4 | 30,87 | 4,55 | 5,24 | 6,03 | 7,02 | 8,0 |
млн.рублей | 18,7 | 145,17 | 21,41 | 24,73 | 28,55 | 32,88 | 37,6 |
в том числе: | |||||||
федеральный бюджет* | 5,0 | 41,0 | 6,0 | 7,0 | 8,1 | 9,3 | 10,6 |
бюджет УР | 12,0 | 93,8 | 13,9 | 16,0 | 18,4 | 21,2 | 24,3 |
средства хозяйств | 1,7 | 10,37 | 1,51 | 1,73 | 2,05 | 2,38 | 2,7 |
__________________________________
* Объем финансирования из федерального бюджета приведен для информации. Лимит объема ежегодно пересматривается и доводится Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Приложение N 5
к Программе
Объемы потребности и поставки известняковых
материалов и фосфоритной муки
(в ценах 2005 года)
Показатель | 2004 факт |
2006- 2010 |
в том числе по годам | ||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |||
Потребность в известняковой муке, тыс.тонн |
19,0 | 152,5 | 22,6 | 25,9 | 29,7 | 34,7 | 39,6 |
- из них производство и поставка с местных известняковых карьеров, тыс.тонн |
16,5 | 152,5 | 22,6 | 25,9 | 29,7 | 34,7 | 39,6 |
- приобретение завозной извести, тыс.тонн |
2,5 | - | - | - | - | - | - |
Потребность в фосфоритной муке, тыс.тонн |
0,8 | 4,7 | 0,7 | 0,8 | 0,9 | 1,1 | 1,2 |
Приложение N 6
к Программе
Объемы мелиоративных и водохозяйственных работ
Наименование видов работ | 2004 факт |
2006- 2010 |
в том числе по годам | ||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |||
Реконструкция и строительство мелиоративных систем, тыс.га |
0,9 | 1,8 | 0,3 | 0,3 | 0,4 | 0,4 | 0,4 |
Капитальный ремонт мелиоративных систем, тыс.га |
0,1 | 3,1 | 0,5 | 0,6 | 0,6 | 0,7 | 0,7 |
Культуртехнические работы, тыс.га |
0,1 | 0,95 | 0,15 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 |
Строительство и реконструк- ция противоэрозионных сооружений, штук |
2 | 14 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Строительство и реконструк- ция водопроводов, км |
0,7 | 24,5 | 4,5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Приложение N 7
к Программе
Объемы финансирования
мелиоративных и водохозяйственных мероприятий
(млн.рублей в ценах 2005 года)
Наименование видов работ | 2004 факт |
2006- 2010 |
В том числе по годам | ||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |||
Мелиорация земель (включая культуртехнические работы), всего в том числе: - федеральный бюджет - бюджет УР - средства районных бюджетов и хозяйств |
18,0 13,2 3,8 1,0 |
152,0 108,0 34,0 10,0 |
22,6 16,0 5,1 1,5 |
25,9 18,4 5,8 1,7 |
29,9 21,2 6,7 2,0 |
34,4 24,4 7,7 2,3 |
39,2 28,0 8,7 2,5 |
Ремонт и содержание существующих мелиоративных систем, всего в том числе: - федеральный бюджет - бюджет УР - средства районных бюджетов и хозяйств |
3,7 0,1 3,6 0,0 |
65,1 27,9 32,17 5,03 |
9,5 4,0 4,77 0,73 |
10,9 4,6 5,5 0,8 |
12,6 5,3 6,3 1,0 |
14,6 6,1 7,3 1,2 |
17,5 7,9 8,3 1,3 |
Противоэрозионные мероприятия, всего в том числе: - федеральный бюджет - бюджет УР - средства районных бюджетов и хозяйств |
4,1 2,1 1,6 0,4 |
65,74 20,9 38,74 6,1 |
8,34 3,1 4,34 0,9 |
11,5 3,6 6,9 1,0 |
13,2 4,1 7,9 1,2 |
15,2 4,7 9,1 1,4 |
17,5 5,4 10,5 1,6 |
Сельскохозяйственное водоснабжение, всего в том числе: - федеральный бюджет - бюджет УР - средства районных бюджетов и хозяйств |
3,5 - 3 0,5 |
39,8 - 34,63 5,17 |
5,9 - 5,13 0,77 |
6,8 - 5,9 0,9 |
7,8 - 6,8 1,0 |
9,0 - 7,8 1,2 |
10,3 - 9,0 1,3 |
Всего в том числе: - федеральный бюджет - бюджет УР - средства районных бюджетов и хозяйств |
29,3 15,4 12,0 1,9 |
322,64 156,8 139,54 26,3 |
46,34 23,1 19,34 3,9 |
55,1 26,6 24,1 4,4 |
63,5 30,6 27,7 5,2 |
73,2 35,2 31,9 6,1 |
84,5 41,3 36,5 6,7 |
Приложение N 8
к Программе
Внедрение
почвозащитной энергосберегающей технологии возделывания
сельскохозяйственных культур
(тыс.га)
Наименование работ | 2004 факт |
2006- 2010 |
В том числе по годам | ||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |||
Применение безотвальной технологии производства сельскохозяйственных культур |
185,6 | 1130,0 | 200,0 | 210,0 | 230,0 | 240,0 | 250,0 |
Приложение N 9
к Программе
Объемы
работ по лесомелиорации
(в ценах 2005 года)
Показатель | 2004 факт |
2006- 2010 |
В том числе по годам | ||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |||
Уход за созданными противоэрозионными овражно- балочными насаждениями, тыс.га |
0,791 | 0,196 | 0,164 | 0,032 | - | - | - |
Рубки ухода в полезащитных лесонасаждениях, тыс.га |
- | 0,200 | 0,010 | 0,040 | 0,050 | 0,050 | 0,050 |
Стоимость проведения комплексных лесомелиоративных мероприятий всего, млн.рублей в том числе федеральный бюджет * |
0,5 0,5 |
3,5 3,5 |
0,5 0,5 |
0,6 0,6 |
0,7 0,7 |
0,8 0,8 |
0,9 0,9 |
__________________________________
* Объем финансирования из федерального бюджета приведен для информации. Лимит объема ежегодно пересматривается и доводится Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Приложение N 10
к Программе
Объемы финансирования работ
по республиканской программе "Сохранение плодородия
почв Удмуртской Республики на 2006-2010 годы"
(млн.рублей в ценах 2005 года)
/-------------------------------------------------------------------------------\
|Наименование видов работ | 2004 | 2006-| в том числе по годам |
| | факт | 2010 |----------------------------------|
| | | | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
|------------------------------+------+------+------+------+------+------+------|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|------------------------------+------+------+------+------+------+------+------|
|- работы по коренному | 18,7 |145,17| 21,41| 24,73| 28,55| 32,88| 37,6 |
|улучшению почв | | | | | | | |
|------------------------------+------+------+------+------+------+------+------|
|- агрохимические работы | 4,4 | 29,95| 5,95| 5,95| 5,95| 5,99| 5,95|
|------------------------------+------+------+------+------+------+------+------|
|Всего: | 23,1 |174,92| 27,36| 30,68| 34,5 | 38,83| 43,55|
|------------------------------+------+------+------+------+------+------+------|
|в том числе: | | | | | | | |
|------------------------------+------+------+------+------+------+------+------|
|федеральный бюджет | 5,0 | 41,0 | 6,0 | 7,0 | 8,1 | 9,3 | 10,6 |
|------------------------------+------+------+------+------+------+------+------|
|бюджет УР | 16,0 |119,69| 19,25| 21,25| 23,61| 26,32| 29,26|
|------------------------------+------+------+------+------+------+------+------|
|внебюджетные средства | 2,1 | 14,23| 2,11| 2,43| 2,79| 3,21| 3,69|
|------------------------------+------+------+------+------+------+------+------|
|Субсидии на минеральные | - | 52 | - | 10,0 | 12,0 | 14,0 | 16,0 |
|удобрения из федерального | | | | | | | |
|бюджета | | | | | | | |
|------------------------------+------+------+------+------+------+------+------|
|Внебюджетные средства на | 31,0 |377 | 56 | 64 | 74 | 85 | 98 |
|минеральные удобрения | | | | | | | |
|------------------------------+------+------+------+------+------+------+------|
|Мелиоративные работы: | | | | | | | |
|------------------------------+------+------+------+------+------+------+------|
|- мелиорация земель (включая | 18,0 |152,0 | 22,6 | 25,9 | 29,9 | 34,4 | 39,2 |
|культуротехнические работы) | | | | | | | |
|------------------------------+------+------+------+------+------+------+------|
|- ремонт и содержание | 3,7 | 65,1 | 9,5 | 10,9 | 12,6 | 14,6 | 17,5 |
|существующих мелиоративных | | | | | | | |
|систем | | | | | | | |
|------------------------------+------+------+------+------+------+------+------|
|- сельскохозяйственное | 3,|5 | 39,8 | 5,9 | 6,8 | 7,8 | 9,0 | 10,3 |
|водоснабжение | | | | | | | |
|------------------------------+------+------+------+------+------+------+------|
|Всего по мелиоративным | 25,2 |256,9 | 38,0 | 43,6 | 50,3 | 58,0 | 67,0 |
|работам: | | | | | | | |
|------------------------------+------+------+------+------+------+------+------|
|в том числе: | | | | | | | |
|------------------------------+------+------+------+------+------+------+------|
|федеральный бюджет * | 13,3 |135,9 | 20,0 | 23,0 | 26,5 | 30,5 | 35,9 |
|------------------------------+------+------+------+------+------+------+------|
|бюджет УР | 10,4 |100,8 | 15,0 | 17,2 | 19,8 | 22,8 | 26,0 |
|------------------------------+------+------+------+------+------+------+------|
|внебюджетные средства | 1,5 | 20,2 | 3,0 | 3,4 | 4,0 | 4,7 | 5,1 |
|------------------------------+------+------+------+------+------+------+------|
|Противоэрозионные работы | | | | | | | |
|------------------------------+------+------+------+------+------+------+------|
|- мелиоративные | 4,1 | 65,74| 8,34| 11,5 | 13,2 | 15,2 | 17,5 |
|------------------------------+------+------+------+------+------+------+------|
|- лесотехнические | 0,5 | 3,5 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 |
|------------------------------+------+------+------+------+------+------+------|
|Всего по противоэрозионным | 4,6 | 69,24| 8,84| 12,1 | 13,9 | 16,0 | 18,4 |
|работам: | | | | | | | |
|------------------------------+------+------+------+------+------+------+------|
|в том числе: | | | | | | | |
|------------------------------+------+------+------+------+------+------+------|
|федеральный бюджет | 2,6 | 24,4 | 3,6 | 4,2 | 4,8 | 5,5 | 6,3 |
|------------------------------+------+------+------+------+------+------+------|
|бюджет УР | 1,6 | 38,74| 4,34| 6,9 | 7,9 | 9,1 | 10,5 |
|------------------------------+------+------+------+------+------+------+------|
|внебюджетные средства | 0,4 | 6,1 | 0,9 | 1,0 | 1,2 | 1,4 | 1,6 |
|------------------------------+------+------+------+------+------+------+------|
|Всего по программе: | 83,9 |929,65|130,2 |159,98|184,64|211,86|242,97|
|------------------------------+------+------+------+------+------+------+------|
|в том числе: | | | | | | | |
|------------------------------+------+------+------+------+------+------+------|
|федеральный бюджет | 20,9 |253,3 | 29,6 | 44,2 | 51,4 | 59,3 | 68,8 |
|------------------------------+------+------+------+------+------+------+------|
|бюджет УР | 28,0 |258,83| 38,59| 44,95| 51,25| 58,25| 65,79|
|------------------------------+------+------+------+------+------+------+------|
|внебюджетные средства | 35,0 |417,52| 62,01| 70,83| 81,99| 94,31|108,38|
\-------------------------------------------------------------------------------/
__________________________________
* - объем финансирования из федерального бюджета приведен для информации. Лимит объема ежегодно пересматривается и доводится Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Программа разработана в целях прекращения деградации плодородия почвы и снижения урожайности, получения стабильных урожаев растениеводческой продукции, обеспечения населения продуктами питания.
Программа призвана обеспечить частичное улучшение экологической обстановки в Удмуртской Республике за счет уменьшения загрязнения рек, естественных и искусственных водоемов органическими удобрениями и сточными водами животноводческих ферм и комплексов. Строительство новых мелиоративных и гидротехнических сооружений, проведение работ по созданию овражно-балочных насаждений направлено на сокращение смыва почвы в водные объекты.
Постановление Государственного Совета УР от 22 ноября 2005 г. N 528-III "О Республиканской целевой программе "Сохранение плодородия почв Удмуртской Республики на 2006-2010 годы"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Государственного Совета УР от 16 февраля 2010 г. N 384-IV настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2010 года