Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 29 сентября 1935 г. N 2165
"О работе потребительской кооперации в деревне"
(извлечение)
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 января 1989 г. N 27 настоящее постановление признано утратившим силу
См. Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ о сельскохозяйственной кооперации
Победа колхозного строя в деревне, рост зажиточности и культурных запросов колхозных масс выдвигают новые требования перед советской торговлей. Непрерывно увеличивающееся производство промышленных товаров широкого потребления позволяет все полнее удовлетворять растущий спрос колхозной деревни и уже теперь значительно улучшить снабжение сельского населения промышленными товарами.
Нынешний же аппарат потребительской кооперации, являющийся основным проводником товаров в деревню, не соответствует новым задачам и требованиям развернутого товарооборота. Товарооборот между городом и деревней не развивается в должной мере.
Работа потребительской кооперации в деревне страдает крупными недостатками. Сеть сельпо и сельских лавок излишне измельчена. Поступающие в деревню такие промтовары, как одежды, обувь, мануфактура и др., распыляются по мелким, неприспособленным лавкам, не могущим иметь необходимого ассортимента для выбора потребителя. Вместе с тем во многих сельских лавках отсутствуют соль, мыло, сахар, табак и другие товары повседневного спроса. Многие лавки сельпо существуют только на бумаге, фактически не производят торговых операций.
Наличие крупных хищений и растрат и убыточность работы многих сельпо подрывают финансовое положение сельских кооперативов, которые ввиду этого не могут регулярно покупать и доставлять в деревню товары.
Имеют место большая текучесть кадров, массовое нарушение выборности руководящих органов сельпо, совершенно недостаточное участие пайщиков в разрешении основных вопросов работы сельпо.
Организационная структура Центросоюза и крайсоюзов и практика их работы не соответствуют усложнившимся и выросшим задачам сельской торговли и тем изменениям, которые произошли в городской торговле. Уже два года, как в городе рабочие крупных заводов и целых отраслей промышленности обслуживаются не кооперацией, а организованными вместо нее орсами (отделы рабочего снабжения при предприятиях). За это время гигантски выросла в городах и улучшила свою работу государственная торговля (Наркомат внутренней торговли), которая вместе с орсами играет теперь решающую роль в деле снабжения товарами городского населения. Потребительская кооперация, потеряв свое прежнее значение в обслуживании городского потребителя, не улучшила в то же время своей работы в деревне, где она должна являться основным проводником промышленных товаров и важнейшим звеном в организации товарооборота между городов и деревней.
В целях коренного улучшения сельской торговли путем сосредоточения всей работы Центросоюза на руководстве и обслуживании сельпо, а также в целях дальнейшего улучшения городской торговли путем передачи оставшихся кооперативных магазинов в городах Наркомвнуторгу СНК СССР и ЦК ВКП(б) постановляют:
I. О сельской сети потребкооперации
1. Открыть в течение 1935-1936 гг. дополнительно к существующим 4 тыс. районных универмагов потребительской кооперации в составе сельпо 5 тыс. крупных сельских магазинов (1-2 магазина на каждый район), организовав их в больших селах и в пунктах базарной торговли, являющихся центром тяготения для окружающего населения.
Сосредоточить в этих сельских магазинах торговлю промтоварами и хозяйственными товарами, обеспечив регулярное снабжение и постоянное наличие в этих магазинах товаров в ассортименте, потребном деревне, и организовав в них культурное обслуживание потребителя.
2. Закрыть слишком мелкие лавки сельпо, хозяйственно не оправдывающие себя, обеспечив в остальных лавках бесперебойную торговлю товарами повседневного спроса (соль, сахар, керосин, мыло, табак, кондитерские товары, спички, иголки, нитки и т.п.).
3. Пересмотреть существующую сеть сельпо в сторону их укрупнения за счет мелких сельпо с недостаточным торговым оборотом.
В районах с небольшим количеством населения, где для нормальной торговли требуется не больше 6 - 8 лавок на район, а также в отдаленных и кочевых районах с редким населением допустить, в виде исключения, организацию вместо нескольких сельпо в районе одного потребительского общества для всего района (райпо).
Поручить Центросоюзу совместно с местными партийными и советскими организациями пересмотреть в течение IV квартала 1935 г. сеть сельпо.
4. Для укрепления финансового положения сельской потребительской кооперации:
а) запретить всякие отчисления с оборота сельпо в пользу вышестоящих кооперативных организаций, кроме отчислений в размере не выше 10% прибылей в пользу райсоюзов на организацию и оборудование предприятий, обслуживающих сельпо (складов, баз, пекарен и т.д.) и на приобретение автотранспорта;
б) довести долю сельпо в общих торговых накидках, получаемых системой Центросоюза, в среднем не менее чем до 70%. Обязать Центрсоюз в месячный срок разработать дифференцированные накидки для сельпо по отдельным республикам, областям и краям и по группам товаров и ввести их в действие с утверждения Наркомвнуторга СССР;
в) предложить Госбанку СССР выдать Центросоюзу ссуду в 30 млн. руб. сроком на один год для организации и оборудования 5 тыс. сельмагов потребкооперации;
г) предложить Госбанку кредитовать сельпо с оборотом свыше 20 тыс. руб. в месяц, а также все вновь открываемые согласно настоящему постановлению крупные сельмаги при условии их безубыточной работы;
д) установить, что сельпо могут покупать товары не только из баз райсоюзов и межрайбаз потребкооперации, но и из ближайших баз государственной промышленности, кустарно-промысловой кооперации и госторговли.
5. Предложить Наркомфину СССР выдать Центросоюзу за счет государственного бюджета 125 млн. руб. путем досрочного выкупа имеющихся у сельской потребкооперации облигаций 8-процентного займа, с тем что эти средства должны быть направлены на пополнение оборотных средств райсоюзов и вновь организуемых крупных сельмагов.
План распределения этой суммы Центросоюзу представить в двухмесячный срок на утверждение СТО.
6. Отпустить райсоюзам в течение 1935 и 1936 гг. для организации бесперебойной доставки товаров в сельпо и сельмаги 5 тыс. грузовых автомашин, с тем чтобы каждый райсоюз имел одну-две грузовые автомашины.
8. Для усиления связи с пайщиками и укрепления выборности сельпо установить, что все основные вопросы работы сельпо (планы торговли и заготовок, сметы расходов и доходов, мероприятия по обеспечению безубыточности работы сельпо, отчеты правлений и контрольно-ревизионных комиссий об их деятельности и т.п.) должны рассматриваться на общем собрании пайщиков или на собрании уполномоченных, созываемых не реже одного раза в квартал.
9. Установить, что председатели сельпо избираются общим собранием пайщиков или собранием уполномоченных сроком на два года.
II. О райсоюзах
10. Предложить Центросоюзу в трехмесячный срок организовать райсоюзы во всех новых районах, за исключением округов, национальных областей и республик с небольшим количеством районов (автономные области Северного Кавказа и т.п.). В этих округах, областях и республиках оптовое снабжение и организационное руководство сельпо должны осуществляться непосредственно республиканскими, областными и окружными потребсоюзами.
11. Передать функции оптового снабжения сельпо товарами от межрайбаз обл(край) потребсоюзов райсоюзам.
Сохранить межрайбазы обл(край) потребсоюзов лишь по тем товарам (как галантерея, метизы и т.п.) и для тех районов, в которых райсоюзы по размерам оборота и количеству сельпо не имеют хозяйственных условий для организации оптовой торговли. Допускать в этих случая также организацию несколькими райсоюзами объединенных товарных баз.
III. О заготовках
12. Считать необходимым усиление заготовительной работы сельпо за счет сокращения количества организаций, ведущих децентрализованные заготовки своим аппаратом, и за счет сокращения сети госзаготовителей в тех районах, где работа и не оправдывается размерами оборота.
13. Поручить Комитету заготовок при СНК СССР совместно с Центросоюзом в двухмесячный срок внести на утверждение СНК СССР предложения, предусматривающие:
а) увеличение комиссионного вознаграждения, получаемого сельпо по заготовкам, за счет сокращения доли вознаграждения вышестоящих звеньев потребкооперации, госзаготовителей и их складских и сортировочных баз;
б) усиление технической базы потребкооперации по заготовкам (склады, сортировочные пункты и т.д.) как путем расширения строительства этой базы, так и передачи ее от госзаготовителей, где их работа переходит к потребкооперации.
IV. О реорганизации Центросоюза, областных и краевых потребсоюзов
14. Сосредоточить организационную и хозяйственную деятельность Центросоюза, областных и краевых потребсоюзов исключительно на организации сельской торговли и заготовок.
15. Потребительские кооперативные организации в городах ликвидировать, передав их имущество с активом и пассивом и торговую сеть в систему Наркомвнуторга СССР.
16. Предложить Центросоюзу в месячный срок пересмотреть структуру и функции обл(край) потребсоюзов и Центросоюзов, исходя из необходимости усилить хозяйственную деятельность обл (край) потребсоюзов за счет соответствующего сокращения хозяйственных функций Центросоюза и усилить хозяйственную деятельность райсоюзов за счет межрайбаз обл (край) потребсоюзов.
В соответствии с этим Центросоюз должен сосредоточить свою деятельность на выполнении следующих функций: организационное руководство системой потребкооперации, планирование ее хозяйственной деятельности, распределение лимитов капитальных затрат между отдельными потребсоюзами, составление планов банковского кредитования системы, контроль и ревизия потребкооперации, организация предъявления со стороны потребкооперации заказов промышленности и заключение гендоговоров с промышленностью с тем, что потребсоюзы являются дольщиками по этим договорам.
17. Установить, что Центросоюз не имеет права изымать средства обл(край) потребсоюзов, а обл(край) потребсоюзы не имеют права изымать средства от райсоюзов, за исключением отчислений от прибылей в размерах до 10%, взимаемых обл(край) потребсоюзами от райсоюзов и Центросоюзом от обл(край) потребсоюзов.
18. Установить, что обл (край) потребсоюзы и райсоюзы могут приобретать товар, минуя Центросоюз, непосредственно у государственной промышленности, государственной торговли и кустарно-промысловой кооперации.
Допустить организацию Центросоюзом оптовых торговых организаций для оптового снабжения обл (край) потребсоюзов товарами, по которым отсутствуют областные оптовые базы промышленности. Эти оптовые операции Центросоюзом могут производиться только на основе договоров с облпотребсоюзами и по их поручению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 29 сентября 1935 г. "О работе потребительской кооперации в деревне"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 января 1989 г. N 27 настоящее постановление признано утратившим силу