Проект
Постановление Государственного Совета УР от 19 января 2001 г.
"О республиканской целевой программе "Сохранение
историко-культурного наследия народа Удмуртской Республики"
на 2001-2003 гг."
Во исполнение Закона РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры", Закона Удмуртской Республики "О культуре", в целях оптимизации государственной системы охраны недвижимых объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народа Удмуртской Республики, Государственный Совет Удмуртской Республики постановляет:
1. Утвердить республиканскую целевую программу "Сохранение историко-культурного наследия народа Удмуртской Республики" на 2001-2003 гг. (прилагается).
2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство, культуры Удмуртской Республики.
3. Правительству Удмуртской Республики предусмотреть в республиканском бюджете на 2001 год и последующие годы целевое финансирование республиканской целевой программы "Сохранение историко-культурного наследия народа Удмуртской Республики" на 2001-2003 гг.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на постоянную комиссию Государственного Совета Удмуртской Республики по науке, образованию, культуре и молодежной политике.
Председатель Государственного
Совета Удмуртской Республики |
И.Н.Семенов |
Проект постановления вносит:
Правительство
Удмуртской Республики |
Ю.С.Питкевич |
г.Ижевск
N___________2000 г.
Республиканская целевая программа
"Сохранение историко-культурного наследия народа
Удмуртской Республики" на 2001-2003 годы
(утв. постановлением Государственного Совета УР
от "___"___________2000 г. N ____)
Паспорт
Республиканской целевой программы "Сохранение
историко-культурного наследия народа Удмуртской
Республики" на 2001-2003 годы
Наименование Программы | Сохранение историко-культурного наследия народа Удмуртской Республики на 2001-2003 годы |
Наименование решения о разработке Программы |
Постановление Правительства Удмуртской Республики от 10.07.2000 г. N 680 |
Заказчик Программы | Министерство культуры Удмуртской Республики |
Основной разработчик Программы |
Управление по охране и использованию памятников истории и культуры Министерства культуры Удмуртской Республики |
Основные исполнители мероприятий Программы |
- Министерство культуры Удмуртской Республики - Управление по охране и использованию памятников истории и культуры Министерства культуры Удмуртской Республики - Удмуртское отделение ВООПИиК - Удмуртский институт истории языка и литературы Уральского отделения РАН - Удмуртский государственный Университет |
Цели и задачи программы | Формирование системы государственного управления недвижимыми объектами историко-культурного наследия народа Удмуртской Республики: - Формирование нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сфере охраны культурного наследия народа Удмуртской Республики. - Формирование системы государственного учета памятников истории и культуры и инвентаризация недвижимых объектов культурного наследия. - Осуществление государственного контроля за рациональным использованием объектов культурного наследия народа Удмуртской Республики. - Оценка культурного потенциала УР и ее районов с целью развития отрасли туризма. - Реставрация памятников истории и культуры, находящихся в аварийном состоянии, с целью сохранения их культурной ценности. - Обеспечение доступа населения к информации о культурном наследии Удмуртии. |
Объемы и источники финансирования |
Республиканский бюджет - 9334893 руб. Федеральный бюджет - 19634000 руб. Иные источники финансирования - 9800000 руб. |
Сроки реализации | 2001-2003 гг. |
Ожидаемые конечные результаты: |
- Принятие нормативно-правовых документов, обеспечивающих сохранение культурного наследия - Инвентаризация недвижимых памятников истории и культуры - Формирование и заполнение Национального Банка Данных недвижимого наследия - Культурно-ландшафтное районирование и разработки по системе особо охраняемых историко-культурных территорий - Бюллетень "Наследие" - Телепрограмма "Наследие" |
Орган контроля: | Министерство культуры, Министерство экономики, Министерство финансов, Постоянная Комиссия по науке, образованию, культуре и молодежной политике Государственного Совета Удмуртской Республики. |
1. Основные положения Программы
Республиканская целевая Программа "Сохранение историко-культурного наследия народа Удмуртской Республики" на 2001-2003 годы (далее по тексту - Программа) разработана в соответствии с Законом РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры", Законом УР "О культуре". Программой деятельности Правительства Удмуртской Республики на 2001-2003 годы, постановлением Правительства Удмуртской Республики от 10.07.2000 г. N 680.
Программа соответствует целям республиканской культурной политики в области охраны и рационального использования недвижимых памятников и объектов истории и культуры.
2. Основные цели и задачи Программы
Программа направлена на формирование в Удмуртской Республике государственной системы сохранения наследия.
1. Формирование нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сфере охраны культурного наследия народа Удмуртской Республики.
2. Формирование системы государственного учета памятников истории и культуры и проведение инвентаризации недвижимых объектов культурного наследия.
3. Осуществление государственного контроля за рациональным использованием объектов культурного наследия народа Удмуртской Республики.
4. Оценка культурного потенциала УР и ее районов с целью развития отрасли туризма.
5. Реставрация памятников истории и культуры, находящихся в аварийном состоянии, с целью сохранения их культурной ценности.
6. Обеспечение населения необходимой информацией в области сохранения, охраны, использования и популяризации памятников истории и культуры Удмуртии.
3. Социальная значимость Программы
Одной из важнейших целей республиканской культурной политики является обеспечение сохранности объектов культурного наследия народа Удмуртской Республики и их рациональное использование.
Программа направлена на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия народа Удмуртской Республики.
Памятники истории и культуры Удмуртии представляют уникальную и незаменимую ценность и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
Списки недвижимых объектов культурного наследия Удмуртии включают более 2000 памятников археологии, архитектуры, истории, искусства. Четыре города республики признаны историческими. При этом процесс выявления недвижимых объектов наследия далек от завершения.
Культурное наследие - как результат развития общества, совокупность накопленных поколениями материальных и духовных ценностей - играет важнейшую роль в развитии общества и признано одним из важнейших факторов обеспечивающих устойчивое социально-экономическое развитие государства. Недвижимые памятники истории и культуры, как составная часть национального достояния обеспечивают:
- формирование национального самосознания, сохранение и дальнейшее развитие национальных культур народов, населяющих Удмуртию;
- формирование понимания единства и преемственности развития Удмуртской Республики как государственного образования;
- образовательные и познавательные потребности жителей Удмуртии.
Объекты культурного наследия, наряду с памятниками природы, являются:
- ресурсной базой, обеспечивающей развитие туризма, как сферы экономики, в немалой степени влияющей на национальный доход, занятость и уровень жизни населения;
- важнейшей составной экологии человека, формирующей благоприятную среду обитания.
Таким образом, Программа направлена на оптимизацию процессов сохранения недвижимых объектов культурного наследия и вовлечение их в образовательную, социальную, культурную, экономическую сферы развития Удмуртской Республики.
4. Содержание проблемы и необходимость ее решения
программными методами
На сегодняшний день, недвижимые памятники истории и культуры являются одной из наиболее незащищенных категорий наследия Удмуртской Республики. На протяжении многих лет эта сфера государственного управления по субъективным и объективным причинам не развивалась в Удмуртии должным образом.
Половина памятников истории и культуры находится в аварийном и плохом состоянии, одна десятая часть - в хорошем, по 40% памятников сведения отсутствуют, так как система государственного учета только формируется.
Принятый в 1978 году и поныне действующий Закон РСФСР "Об охране памятников истории и культуры" в Удмуртии не работает в основных своих позициях:
- в крайне недостаточном объеме присутствуют основные документы государственного учета, которые позволяют ввести памятники в государственный оборот, обеспечить регламентацию использования и юридическую защиту;
- не работают статьи о необходимости проведения археологических изысканий перед хозяйственным освоением территорий и согласовании проектов хозяйственного освоения территорий с органами охраны памятников. Отсюда - нефтяные скважины на Тарасовском могильнике и Зуево-Ключевском городище, многочисленные карьеры и дороги, разрушающие места древних могильников и поселений;
- исторические города не обрели совсем (Воткинск, Глазов) или обрели не в полном объеме (Ижевск, Сарапул) зоны охраны памятников, отсюда - высотные здания в исторических центрах, сносы как зданий-памятников, так и зданий, определяющих городскую среду;
- и наконец, недвижимые объекты историко-культурного наследия сдаются в аренду без определения арендаторам их обязательств по содержанию памятника (г.Ижевск, купеческие лавки по ул.Горького);
В последнее десятилетие в стране появились новые институты частной собственности. Ко всему предыдущему добавились:
- перераспределение земли - и большинство памятников археологии (даже те немногие, что введены в государственный оборот еще в 1949 и 1960 годах) оказались на землях частных собственников, опять же без каких либо условий;
- передача зданий-памятников в собственность, опять же без всяких условий, определяющих обязанности по реставрации и должному содержанию памятников.
Специфика недвижимых объектов историко-культурного наследия (в отличие от музейных фондов) заключается в большом разнообразии их типов и видов использования в повседневной жизни:
- здания-памятники и по сей день используются как жилые дома, производственные корпуса, для размещения учреждений культуры;
- памятники археологии расположены на территориях современных поселений и землях сельскохозяйственного назначения;
- обелиски, памятники боевой и трудовой славы, монументы составляют неотъемлемую часть памятных мест, скверов, парков, городской среды.
Соответственно памятники истории и культуры активно подвергаются всем видам неблагоприятных воздействий со стороны природы и человека. Вместе с тем, вопросы сохранения недвижимых объектов наследия регулируются не только законодательной базой сохранения наследия, но и областями имущественного, земельного, градостроительного права.
На сегодняшний день, как в России, так и в Удмуртии сфера сохранения наследия недостаточно развита. Далеко не все положения закона об охране памятников учтены смежными областями права, чем и обуславливается большой процент невосполнимых утрат наследия. Новые институты права (частная собственность на землю и здания) так же не предусматривают четких механизмов сохранения наследия в новых условиях.
Для действенного сохранения историко-культурного наследия Удмуртской Республики и исправления существующей ситуации необходима разработка и реализация комплекса правовых, организационных, финансовых мероприятий, которые обозначены в Плане практических мероприятий и технико-экономическом обосновании Программы согласно приложениям 1 , 2.
Первый раздел плана практических мероприятий предполагает разработку нормативно-правовой базы сохранения наследия Удмуртской Республики. Работа над Законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Удмуртской Республики" требует взаимодействия специалистов по сохранению наследия и юристов всех отраслей права, чьи решения задевают интересы сохранения объектов культурного наследия.
Второй раздел плана предусматривает проведение полномасштабной инвентаризации объектов культурного наследия с выездом на места. Информация, которой сегодня располагают органы государственной власти, о состоянии, месторасположении, правах собственности, аренды на памятники истории и культуры весьма неполная.
Вопросы инвентаризации органично решаются параллельно с организацией и систематизацией данных в системе государственного учета с использованием современных компьютерных технологий (Базы Данных, ГИС-системы). Рациональное проведение инвентаризации и систематизированное оформление ее результатов на компьютерных носителях создают базу для развития многих составных как государственной системы сохранения наследия, так и получения экономических выгод.
Третий раздел плана обеспечивает:
- создание и поддержку в Удмуртии первых историко-культурных музеев-заповедников. Средства предусматривается направить на предварительные изыскания для генерального планирования территорий и корректировку имеющихся генпланов;
- отработку системы экомониторинга за состоянием объектов культурного наследия, вхождение в систему Единого государственного экомониторинга, отработку методик школьного экомониторинга;
- разработку системы особо охраняемых историко-культурных территорий: концепции, как основы для развития последующего блока мероприятий и культурно-ландшафтного районирования. Цель последнего - оценить совокупность культурных и природных ландшафтов, памятников истории, культуры и природы, сохранившихся народных промыслов, музеев, курортов, этнографической среды и т.д. для разработки рекомендации по рациональному экономическому освоению районов Удмуртии. Культурно-ландшафтное районирование - основа для разворачивания Программы развития туризма в УР и рационального распределения средств.
В четвертый раздел входят мероприятия по популяризации историко-культурного наследия:
- издание бюллетеня "Наследие"
- создание на ГТРК Удмуртия еженедельной телепрограммы "Наследие".
В пятом разделе плана учтены вопросы реставрация памятников история и культуры.
Решение задач, поставленных Программой требует тесного взаимодействия как различных государственных структур управления, так и научно-исследовательских организаций.
Новейшие технологии, предусмотренные при формировании системы учета культурного наследия Удмуртской Республики, позволяет в кратчайшие сроки сформировать Национальный Банк Данных недвижимого наследия, повысить оперативность управленческих решений, обеспечить доступ к информации о наследии широким массам населения.
5. Сроки и этапы реализации
Программа рассчитана на три года - 2001-2003, с поэтапным ежегодным финансированием.
6. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий состоит из 5 разделов:
I. Формирование нормативно-правовой базы сохранения наследия Удмуртской Республики.
II. Инвентаризация и государственный учет объектов культурного наследия.
III. Сохранение и использование объектов культурного наследия.
IV. Организационно-методическая, популяризационная деятельность.
V. Аварийные реставрационные работы.
Мероприятия, предусмотренные программой, взаимозависимы, увязаны по срокам исполнения и распределению финансовых средств.
7. Ресурсное обеспечение программы
Система реализации программы предусматривает:
- приобретение современной материально-технической базы государственного учета и популяризации наследия;
- использование и систематизацию богатого научного материала, привлечение к решению задач научного потенциала Удмуртской Республики;
- привлечения консультантов по отдельным вопросам сохранения наследия из различных регионов России и из-за рубежа.
8. Механизм реализации
Реализация Программы предусматривает заключение договоров на выполнение государственного заказа между исполнителями и Министерством культуры Удмуртской Республики. Для удешевления работ при выборе исполнителей на некоторые виды работ (базы данных, ГИС-технологии, стандарты описания) возможна конкурсная основа.
9. Организация управления программой
Государственным заказчиком Программы выступает Министерство культуры Удмуртской Республики. Общее руководство и контроль за исполнением плана практических мероприятий осуществляет Министерство культуры Удмуртской Республики Исполнителем программы является Управление ОПИК МК УР.
Ежегодно производится планирование конкретных мероприятий и их поквартальное финансирование с учетом возможностей бюджетного финансирования. По итогам года проводится анализ деятельности.
10. Контроль за ходом реализации программы
Контроль за ходом реализации Программы осуществляют Министерство культуры, Министерство экономики, Министерство финансов, постоянная комиссия по науке, образованию, культуре и молодежной политике Государственного Совета Удмуртской Республики.
11. Оценка эффективности социально-экономических и
экологических последствий от реализации программы
Реализация программы обеспечит:
- формирование в Удмуртской Республике действенных механизмов сохранения наследия;
- формирование строгой системы государственного учета недвижимых объектов наследия и проведение инвентаризации;
- выполнение противоаварийных мероприятий на отдельных объектах наследия;
- ускорение процесса согласования проектов хозяйственного освоения на территории Удмуртии;
- основу для рационального построения Программы развития туризма в Удмуртской Республике;
- развитие некоторых направлений научно-исследовательской сферы;
- последующее вовлечение в сферу сохранения наследия бюджетов местных администраций и независимых фондов;
- вхождение ряда продуктов, полученных в процессе реализации программы, в Страховой фонд документации Удмуртской Республики;
- формирование национального самосознания, сохранение и дальнейшее развитие национальных культур;
- формирование здорового чувства патриотизма, основанного на уважительном и бережном отношении к истории родного края.
Пояснительная записка
к проекту постановления Правительства Удмуртской Республики
"О разработке республиканской целевой программы "Сохранение
историко-культурного наследия народа Удмуртской Республики"
на 2001-2003 годы"
Недвижимые объекты культурного наследия Удмуртской Республики представлены более чем 2000 памятников археологии, архитектуры, истории, искусства, охватывающих десятитысячелетнюю историю народов Удмуртии.
Виды памятников | Количество выявленных объектов |
Из них на госохране |
Археология | 844 | 58 |
Архитектура | 543 | 48 |
История и архитектура | 44 | 22 |
История | 684 | 80 |
Искусство | 112 | 22 |
Всего: | 2227 | 230 |
4 города Удмуртии - Ижевск, Воткинск, Глазов, Сарапул - официально признаны историческими.
На сегодняшний день половина памятников истории и культуры Удмуртской Республики находится в аварийном и плохом состоянии, одна десятая часть - в хорошем, по 40% памятников сведения отсутствуют.
200 памятников археологии разрушены карьерами, дорогами, нефтегазоразработками, различными видами строительства. Так только в Глазовском районе на территории Адамского 1 селища и городища Лудошурского 2 построены детские лагеря "Звездочка" и "Ласточка", городище Солдырское 2 почти полностью уничтожено садоогородами, в Каракулинском районе - нефтяная скважина находится на площадке Зуевоключевского городища и т.д.
С каждым годом теряется историческое своеобразие наших городов: снос исторической застройки (г.Глазов, г.Сарапул), возведение высотных зданий в исторических кварталах (г.Ижевск, г.Глазов).
Десятилетиями, непоправимо ветшая, ждут реставрации как минимум половина уникальных зданий-памятников (дом Лятушевича и главный корпус оружейного завода в Ижевске, дом купца Волкова в Глазове, купеческие кварталы Сарапула и т.д.).
Снесены уже поставленные на государственную охрану памятники деревянного зодчества: ветряная мельница (д.Пестерево Каракулинского района) и усадьба крестьянина Бузмакова (д.Бузмаково Кезского района). Беспрецендентный случай: дом купца Сумарокова (г.Воткинск) поставлен на государственную охрану в качестве памятника через год после того как был физически уничтожен.
Недвижимые объекты историко-культурного наследия сдаются в аренду без определения арендаторам их обязательств по содержанию памятника (г.Ижевск, купеческие лавки по ул.Горького).
Введение института частной собственности привело к тому, что большая часть археологического наследия Удмуртии оказалась в частном владении без каких-либо обременении собственников по отношению к памятникам. Так из 48 объектов археологии Глазовского района, обследованных в 1999 году, 33 находятся полностью или частично в частной собственности.
8 из названных объектов приняты государством на охрану еще в 1949 и 1960 годах и никоим образом не должны были, даже случайно, попасть в какие-либо формы собственности, кроме государственной в качестве земель историко-культурного назначения. Даже земли городища Солдырское 1 (городище Иднакар), которое входит в состав музея-заповедника "Иднакар", по официальным данным являются частной собственностью АКХ "Адамская" с категорией земель - сельхозназначения, и целью использования - сельхозпроизводство.
Анализ ситуации показывает: масштабы невосполнимых утрат объектов историко-культурного наследия обусловлены не столько неблагоприятной социально-экономической ситуацией, сколько несовершенствам системы государственного управления наследием и в первую очередь:
- несоблюдением органами государственного управления на всех уровнях действующего Закона РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры";
- отсутствием оперативных решений, прорабатывающих новые механизмы сохранения наследия в меняющемся правовом поле (за последнее десятилетие в Удмуртии не принято ни одного нормативно-правового документа, направленного на защиту и охрану недвижимого наследия).
Для действенного сохранения историко-культурного наследия Удмуртской Республики и исправления существующей ситуации необходима разработка и реализация комплекса правовых, организационных, финансовых мероприятий. Такой системой мероприятий, увязанной по задачам, срокам, ресурсам и исполнителям должна стать республиканская целевая программа "Сохранение историко-культурного наследия народа Удмуртской Республики" на 2001-2003 годы.
Цель программы: формирование системы государственного управления недвижимыми объектами историко-культурного наследия народа УР, сохранение и рациональное использование объектов историко-культурного наследия.
Разделы программы предусматривают: разработку нормативно-правовой базы сохранения наследия УР, проведение инвентаризации наследия и формирования Национального Банка Данных, разработку системы особо охраняемых историко-культурных территорий и культурно-ландшафтное районирование Удмуртии, как основы построения программы развития туризма, широкую популяризацию наследия Удмуртии в республике, стране и за рубежом.
Реализация программы обеспечит:
- формирование в Удмуртской Республике действенных механизмов сохранения наследия;
- формирование строгой системы государственного учета недвижимых объектов наследия и проведение инвентаризации;
- последующее вовлечение в сферу сохранения наследия финансовых средств, как из федерального бюджета, так и из бюджетов местных администраций и независимых фондов;
- ускорение процесса согласования проектов хозяйственного освоения на территории Удмуртии;
- основу для рационального построения Программы туристического освоения территории Удмуртии;
- вхождение ряда продуктов, полученных в процессе реализации программы, в Страховой фонд документации Удмуртской Республики;
- выполнение противоаварийных мероприятий на отдельных объектах наследия;
- развитие некоторых направлений научно-исследовательской сферы.
Исполнение программы позволит преодолеть недооценку признанной всем миром роли культуры как одного из факторов, обеспечивающих устойчивое экономическое развитие государства, недооценку памятников истории и культуры как ресурса, составляющего основу развития отрасли туризма, недооценку объектов наследия как необходимой составляющей благоприятной среды обитания, сохранения и развития национальных культур народов, населяющих Удмуртскую Республику.
Бюджетная заявка
на ассигнования из республиканского бюджета для финансирования
республиканской целевой программы "Сохранение историко-культурного
наследия народа Удмуртской Республики" на 2001-2003 годы
Цели и основные этапы программы, уровень утверждения, государственный заказчик |
Финансовые затраты (млн.рублей в ценах 2001 г.) |
Результаты выполнения основных этапов программы в натуральном и стоимостном выражениях |
||||
Источники и направл-я расходов |
На весь период реализ. прог-мы |
По 1991 включ. |
2000 оц-ка |
2001 прогноз |
||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Цели и основные этапы: |
Затраты - Всего |
39,068 | 10,207 | В целом за период реал-ции |
||
нормат.-правовой базы сохранения наследия народа УР; |
В т.ч.: | законов, обеспечивающих сохранение культурного наследия; - Инвентар-ция недвижимых памятников истории и культуры; |
||||
Федерал. бюджет |
19,934 | 6,046 | ||||
и формирование системы госуд-го учета недвижимых объектов и памятников культурного наследия; - Оценка культурного потенциала УР и ее районов с целью экономического освоения в программе развития туризма - Реставрация памятников истории и культуры, находящихся в аварийном состоянии, с целью сохранения их культурной ценности; - Обеспечение доступа населения к информации о культурном наследии Удмуртии. Этапы реализации: 2001 г. 2002 г. 2003 г. Уровень утверждения: Государственный заказчик: Министерство культуры Удмуртской Республики |
Бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты |
9,334 | 3,161 | |||
Внебюдж. источники |
9,8 | 1,0 | и заполнение Национального Банка Данных недвижимого наследия; - Культурно- ландшафтное районирование и разработки по системе особо охраняемых истор.-культур. территорий; |
|||
Из общего объема затрат, затраты на: |
||||||
Капит-ные вложения |
||||||
В т.ч.: | ||||||
Федерал. бюджет |
19,634 | 5,946 | "Наследие"; - Телепрограмма "Наследие"; 2001 год (Прогноз) - обеспечение разработки норм.-правовой базы; - концепция Национального Банка Данных; - Формирование источниковой базы; - Создание баз данных, ГИС-системы; - инвертар-ция наследия; - вложения в развитие музеев-заповед. - подготовит-ые работы по экомониторингу наследия, культ.-ландшаф. районированию, созданию системы особо охраняемых истор.-культур. территорий: - бюллетень "Наследие; - телепрограмма "Наследие"; - противоавар. и реставрац-ные работы на памятниках истории и культуры. |
|||
Бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты |
1,465 | 0,840 | ||||
Внебюдж. источники |
9,8 | 1,0 | ||||
Прочие текущие расходы В т.ч.: |
||||||
Федерал. бюджет |
0,3 | 0,1 | ||||
Бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты |
7,869 | 2,321 | ||||
Внебюдж. источники |
||||||
Начальник экономического
отдела МК УР |
Т.Ф.Захарова |
Начальник Управления ОПИК МК УР |
Н.П.Девятова |
Заключение
на проект Республиканской целевой программы "Сохранение
историко-культурного наследия Удмуртской Республики"
Специалисты Института считают, что проект Республиканской целевой программы сохранения историко-культурного наследия выполнен на хорошем, отвечающим современным требованиям методическом уровне и может стать базой для формирования эффективной государственной системы сохранения наследия в Удмуртской Республике.
Авторами логично сформулированы основные цели и задачи программы. В них сформулированы вопросы выявления памятников, их паспортизации и создания базы данных, проблема реставрации объектов наследия, подходы к формированию системы экологического мониторинга за состоянием памятников, организации системы историко-культурных территорий, проведению культурно-ландшафтного районирования, решению проблем сохранения и развития исторических городов.
Важно отметить комплексность подхода к формированию данной программы. Реализация задач сохранения историко-культурного наследия на современном этапе невозможна без создания нормативно-правовой базы, без организации системы управления, обеспечивающее рациональное использование культурного потенциала региона. Авторы проекта программы дают четкие ответы на все эти требования. В программу включена система мероприятий по разработке законодательных республиканских актов в этой сфере, определенные организационно-методические задачи по популяризации данной программы. Намечены конкретные, и вместе с тем, последовательные шаги в работе по сохранению и использованию наследия (создание перового в республике музея-заповедника, комплексных музейных объектов: "Сибирский тракт" и архитектурно-этнографического музея).
Следует отметить, что программа ориентированна на охрану различных объектов наследия Республики Удмуртия: археологического, промышленного, этнографического наследия. Инвентаризация наследия связана с оценкой его общего потенциала в различных регионах республики и с выделением наиболее ценных и особо охраняемых историко-культурных территорий.
В целом подобный подход, несомненно, отвечает задачам не только сохранения наследия на территории республики, но и способствует формированию национального самосознания, единства и преемственности развития народов, проживающих в Удмуртии, осуществлению современной культурной политики как особого фактора перспективного социального и экономического развития республики и ее отдельных районов.
На наш взгляд, при реализации программы должны быть сделаны некоторые дополнения и уточнения.
1. В список участников и основных исполнителей программы следует включить и республиканские органы, связанные с охраной природы. Это особенно важно в связи с поставленными в программе задачами экологического мониторинга, формированием системы охраняемых ландшафтных территорий.
2. При формировании системы законодательных документов следует большее внимание уделить проработке нормативных актов, определяющих статус отдельных объектов и территорий: в частности, законодательное утверждение прав и обязанностей исторических городов, статус археологических земель, выявление исторических сельских поселений, исторических промышленных зон и т.п. Эти вопросы пока не получили развития в федеральном законодательстве, поэтому их современная проработка во многом зависит от состояния законодательства субъекта федерации.
3. В системе мероприятий по использованию объектов наследия следовало бы уделить больше внимания развитию туризма (в частности, организации специализированного туризма в рамках реализации культурных программ).
4. Наверное, не следовало бы акцентировать внимание в четвертом разделе программы на Российский союз городов и регионов - практика оказывает, что подобного типа организации также легко распадаются, как и возникают. Следовало бы сформулировать пункт 1 этого раздела как "деятельность в рамках специализированных государственных и общественных организаций", а также "подготовка ежегодного Государственного доклада о состоянии наследия в Удмуртской Республике". В такой формулировке данные пункты не потеряют актуальность в течение многих лет.
5. Финансовая сторона программы разработана очень четко и достаточно реально. В то же время по ряду разделов предлагаемое финансирование выглядит заниженным - это, прежде всего, раздел по нормативно-правовому обеспечению, а также затраты на развитие и организацию музеев-заповедников.
В целом эти замечания не снижают общую высокую оценку разработанного специалистами Управления по охране и использованию памятников истории и культуры Удмуртской Республики проекта программы. Комплексность видения общей проблемы и детальная проработка отдельных задач по ее реализации делают этот документ действенным рычагом перспективной культурной политики республики. В настоящий момент этот проект можно назвать одним из лучших в Российской Федерации.
Рекомендуем данную программу к рассмотрению Правительством Удмуртской Республики и принятию с учетом незначительных высказанных замечаний.
Директор Российского
научно-исследовательского института
культурного и природного наследия
им.Д.С.Лихачева, профессор |
Ю.А.Веденин |
Заключение
к проекту постановления Государственного Совета Удмуртской
Республики "О республиканской целевой программе "Сохранение
историко-культурного наследия народа Удмуртской Республики
на 2001-2003 годы"
/Проект вносит Правительство
Удмуртской Республики/
Правовое управление Аппарата Государственного Совета Удмуртской Республики, рассмотрев представленный проект Государственного Совета Удмуртской Республики и проект вышеназванной республиканской целевой программы (далее Программа), отмечает следующее. Программа разработана в соответствии с Законом Удмуртской Республики "О республиканских целевых программах".
В соответствии со статьей 5 вышеназванного закона Программа должна быть представлена Государственному Совету Удмуртской Республики совместно с представлением проекта бюджета на предстоящий год.
Необходимо отметить, что не представлены документы, обосновывающие финансирование Программы за счет средств бюджета Российской Федерации.
Других замечаний нет.
Заместитель Руководителя Аппарата -
начальник Правового управления
Аппарата Государственного Совета,
Удмуртской Республики |
К.А.Глухов |
Заключение
постоянной комиссии Государственного Совета Удмуртской
Республики по науке, образованию, культуре и молодежной политике
к проекту республиканской целевой программы "Сохранение
историко-культурного наследия народа Удмуртской Республики
на 2001-2003 годы"
Постоянная комиссия Государственного Совета Удмуртской Республики по науке, образованию, культуре и молодежной политике, рассмотрев представленный Правительством Удмуртской Республики проект республиканской целевой программы "Сохранение историко-культурного наследия народа Удмуртской Республики на 2001-2003 годы" (далее Программа), отмечает следующее.
Принятие данной Программы позволит ликвидировать имеющийся пробел в области государственного управления, касающегося проблем нормативно-правового регулирования в сфере охраны объектов культурного наследия, учета памятников истории и культуры, контроля за их рациональным использованием, оценки культурного потенциала недвижимых объектов историко-культурного наследия народа Удмуртской Республики.
Данная Программа будет способствовать реализации социально и политически значимых направлений в культуре и экономике Удмуртской Республики:
- формированию национального самосознания, единства и преемственности развития народов, населяющих Удмуртию;
- удовлетворению образовательных и познавательных потребностей жителей Удмуртии;
- воспитанию чувства патриотизма, основанного на уважительном и бережном отношении к истории родного края.
Программа послужит ресурсной базой, обеспечивающей развитие туризма как сферы экономики.
Основные положения Программы направлены на оптимизацию процессов сохранения объектов культурного наследия и вовлечения их в образовательную, социальную, культурную и экономическую сферы развития Удмуртской Республики.
Замечаний и предложений по проекту Программы комиссия не имеет.
Постоянная комиссия предлагает внести проект Программы на рассмотрение сессии Государственного Совета Удмуртской Республики.
Председатель
постоянной комиссии |
А.Г.Красильников |
Заключение
Постоянной комиссии Государственного Совета Удмуртской
Республики на проект постановления Государственного Совета
Удмуртской Республики "О республиканской целевой программе
"Сохранение историко-культурного наследия народа Удмуртской
Республики" на 2001-2003 годы"
Постоянная комиссия Государственного Совета Удмуртской Республики рассмотрела проект постановления Государственного Совета Удмуртской Республики "О республиканской целевой программе "Сохранение историко-культурного наследия народа Удмуртской Республики" на 2001-2003 годы" и отмечает.
Республиканская целевая программа "Сохранение историко-культурного наследия народа Удмуртской Республики " на 2001-2003 годы" разработана в соответствии с Законом Удмуртской Республики "О республиканских целевых программах" и представлена на утверждение Государственного Совета Удмуртской Республики. Финансирование представленной республиканской программы запланировано с 2001 года, в то время как в Законе Удмуртской Республики "О бюджете Удмуртской Республики на 2001 год" средств на указанную программу не заложено. Следует внести изменения в программу по переносу сроков финансирования целевой республиканской программы на 2002 год. Финансирование текущего года осуществлять за счет сверхплановых доходов бюджета Удмуртской Республики. Принимая во внимание замечание комиссии к программе, проект постановления Государственного Совета Удмуртской Республики "О республиканской целевой программе "Сохранение историко-культурного наследия народа Удмуртской Республики" на 2001-2003 годы" можно внести на рассмотрение сессии Государственного Совета и принять за основу.
Председатель комиссии |
С.Э.Широбокова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением утверждена республиканская целевая программа "Сохранение историко-культурного наследия народа Удмуртской Республики" на 2001-2003 гг.".
Целью программы является формирование нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сфере охраны культурного наследия народа Удмуртской Республики, формирование системы государственного учета памятников истории и культуры и проведение инвентаризации недвижимых объектов культурного наследия, а также осуществление государственного контроля за рациональным использованием объектов культурного наследия народа Удмуртской Республики.
Система программных мероприятий состоит из 5 разделов: формирование нормативно-правовой базы сохранения наследия Удмуртской Республики; инвентаризация и государственный учет объектов культурного наследия; сохранение и использование объектов культурного наследия; организационно-методическая, популяризационная деятельность; аварийные реставрационные работы.
Реализация данной программы обеспечит: формирование в Удмуртской Республике действенных механизмов сохранения наследия; формирование строгой системы государственного учета недвижимых объектов наследия и проведение инвентаризации; выполнение противоаварийных мероприятий на отдельных объектах наследия; формирование национального самосознания, сохранение и дальнейшее развитие национальных культур.
Постановление Государственного Совета УР от 19 января 2001 г. "О республиканской целевой программе "Сохранение историко-культурного наследия народа Удмуртской Республики" на 2001-2003 гг."
Текст постановления официально опубликован не был