Решение Верховного Суда УР от 21 апреля 2005 года
(извлечение)
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
судьи Верховного Суда Удмуртской Республики К-ва,
при секретаре М-ой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Удмуртской Республики о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений постановления Правительства Удмуртской Республики N 522 от 25 мая 2000 г. "О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Удмуртской Республики", установил:
Прокурор Удмуртской Республики обратился в суд с заявлением, в котором просил:
признать противоречащим части 1 статьи 1, статье 2, статье 10 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" и не действующим со дня его принятия пункт 1 постановления Правительства Удмуртской Республики от 25 мая 2000 г. N 522 "О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Удмуртской Республики Министерства внутренних дел Удмуртской Республики";
признать противоречащими статье 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункту 1 ст.6 ФЗ N 196-ФЗ от 10 декабря 1995 г. "О безопасности дорожного движения", статье 23 ФКЗ N 2-ФКЗ от 17 декабря 1997 г. "О Правительстве Российской Федерации" и не действующими со дня принятия пункты 2, 3, 4, 5, 6 постановления Правительства Удмуртской Республики от 25 мая 2000 г. N 522 "О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Удмуртской Республики Министерства внутренних дел Удмуртской Республики".
Требования мотивированы тем, что Правительством Удмуртской Республики 25 мая 2000 г. принято постановление N 522 "О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Удмуртской Республики", опубликованное в газете "Известия Удмуртской Республики" N 76 от 30 июня 2000 г. (далее - Постановление).
По мнению прокурора, данное Постановление противоречит требованиям действующего законодательства.
Так, пункт 1 Постановления, устанавливающий, что обязательный государственный технический осмотр автомототранспортных средств и прицепов к ним, зарегистрированных в установленном порядке, организуется и проводится Государственной инспекцией, противоречит пункту "г" статьи 71 Конституции РФ и части 1 ст.1, ст.2, ст.10 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции".
Правительство Удмуртской Республики, установив обязанность Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД УР организовывать и проводить обязательный государственный технический осмотр транспортных средств, вышло за пределы компетенции, установленной федеральным законодательством, нарушив принцип верховенства федерального законодательства и интересы РФ.
Закрепляя в пунктах 2, 3, 4, 5, 6 Постановления порядок и сроки проведения государственного технического осмотра транспортных средств, Правительство УР превысило установленную для него федеральным законодательством компетенцию, вступив в противоречие с положениями ст.12.1 КоАП РФ, постановлением Правительства Российской Федерации N 880 от 31 июля 1998 г. "О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", п.1 ст.6 ФЗ N 196-ФЗ от 10 декабря 1995 г. "О безопасности дорожного движения", ст.23 ФКЗ N 2-ФКЗ от 17 декабря 1997 г. "О Правительстве Российской Федерации".
Кроме того, по мнению прокурора, пункты 3, 5, 6 Постановления противоречат ст.12.1 КоАП РФ, в соответствии с примечанием к которой при проведении государственного технического осмотра запрещается проводить инструментальную проверку в организации независимо от формы собственности.
Обращение прокурора в суд мотивировано защитой прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.
В судебном заседании представитель прокурора УР поддержал доводы, изложенные в заявлении, и уточнил требования относительно признания недействующим пункта 2 постановления Правительства Удмуртской Республики N 522 от 25 мая 2000 г. "О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Удмуртской Республики", указав, что необходимо признать противоречащими статье 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и недействующими пункты 1, 2 Порядка установления размеров платы за проведение государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним в Удмуртской Республике, утвержденного пунктом 2 постановления Правительства Удмуртской Республики N 522 от 25 мая 2000 г., в части использования средств технического диагностирования при проведении государственного технического осмотра транспортных средств, а также пункты 5, 6, 7 этого Порядка.
Указанные требования мотивированы тем, что оспариваемые положения предусматривают оплату владельцем транспортного средства работ по техническому диагностированию при проведении государственного технического осмотра транспортных средств, регламентируют размер платы за эти работы, что противоречит ст.12.1 КоАП РФ.
Представитель Правительства Удмуртской Республики Косырев А.Ю., представитель Министерства внутренних дел Удмуртской Республики Шабалин М.Б., представитель Управления Госавтоинспекции МВД Удмуртской Республики Зыкин А.П., представители ООО "Техцентр" Ахметзянов М.И. и Нестеров В.А., представитель ЗАО "Восток" Пушкарев А.А. требования прокурора не признали, указав, что постановление Правительства N 522 не противоречит федеральному законодательству, а только дублирует его отдельные положения и было принято во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 880 "О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, совместного приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации N 708, Министерства финансов Российской Федерации N 61н, Министерства транспорта Российской Федерации N 26 от 3 августа 2001 г. "Об утверждении нормативных правовых актов, подготовленных во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 880", приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15 марта 1999 г. N 190 "Об организации проведения государственного технического осмотра транспортных средств" и ряда других нормативных правовых актов. Также указывается на ошибочное толкование тождественности понятий "инструментальная проверка" и "технический осмотр с использованием средств технического диагностирования". Кроме того, отмечено, что примечание к ст.12.1 КоАП РФ противоречит международному законодательству и не должно применяться.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц и исследовав материалы дела, суд полагает необходимым частично удовлетворить заявление прокурора о признании недействующими оспариваемых положений постановления Правительства Удмуртской Республики от 25 мая 2000 г. N 522 по следующим основаниям.
В соответствии со ст.17 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" N 196-ФЗ находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации и зарегистрированные в установленном порядке транспортные средства подлежат обязательному государственному техническому осмотру. Порядок проведения обязательного государственного технического осмотра устанавливается Правительством Российской Федерации.
31 июля 1998 г. за N 880 было принято постановление Правительства Российской Федерации "О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" с последующими изменениями и Положение о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации с последующими изменениями.
В п.3 постановления Правительства РФ N 880 и п.7 Положения указано, что государственная инспекция может привлекать в установленном порядке на конкурсной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к участию в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре, что в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, проверка технического состояния транспортных средств при государственном техническом осмотре проводится с использованием средств технического диагностирования, имеющихся в государственной инспекции, а также у привлекаемых в установленном порядке вышеприведенных лиц.
В п.4 этого же постановления установлены периоды введения проверки технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре, которые отнесены к ведению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В пп.7 и 8 вышеуказанного постановления указано на осуществление проведения государственного технического осмотра транспортных средств на платной основе и на установление размера платы за проведение техосмотра транспортных средств, в том числе с использованием средств технического диагностирования.
Во исполнение данного постановления Правительства РФ и было принято оспариваемое постановление Правительства Удмуртской Республики от 25 мая 2000 г. N 522 "О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Удмуртской Республики", опубликованное в газете "Известия Удмуртской Республики" N 76 от 30 июня 2000 г.
Пунктом 2 вышеуказанного постановления утвержден Порядок установления размеров платы за проведение государственного технического осмотра транспортных средств, который предусматривает:
- п.1 - размер платы за проведение государственного технического осмотра транспортных средств, в том числе с использованием средств технического диагностирования, устанавливается Государственным комитетом Удмуртской Республики по тарифам и ценам по согласованию с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Удмуртской Республики;
- п.2 - в размер платы за проведение государственного технического осмотра транспортных средств включена стоимость работ по проверке технического состояния транспортных средств, в том числе с использованием средств технического диагностирования;
- п.5, 6 - регламентируют вопросы стоимости работ по проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования;
- п.7 - устанавливается предельный уровень рентабельности таких работ.
Кроме того, пунктом 3 постановления Правительства УР N 522 установлен срок введения проверки технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре с 1 мая 2000 года поэтапно в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 880.
Далее было постановлено:
пункт 4 - проведение государственного технического осмотра транспортных средств осуществляется на платной основе;
пункт 5 - Государственная инспекция может привлекать в установленном порядке на конкурсной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к участию в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре;
пункт 6 - контроль за качеством работ по проверке технического состояния транспортных средств при государственном техническом осмотре, проводимых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляют подразделения Государственной инспекции.
В примечании ст.12.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, введенного в действие с 1 июля 2002 года, указано на то, что при прохождении государственного технического осмотра запрещается проводить инструментальную проверку в организации независимо от формы собственности. Также запрещается требовать у водителя, собственника или иного законного владельца транспортного средства предъявления или приобретения экологических талонов, диагностических карт, технических карт либо иных документов, не предусмотренных Федеральным законом.
Возражения заинтересованных лиц о том, что понятие "инструментальная проверка" и "проверка технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования" не идентичны, судом приняты быть не могут. Следует признать, что при проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования и при инструментальной проверке при прохождении государственного технического осмотра автомототранспортных средств подразумевается проведение инструментальной (с использованием инструментов, приборов) проверки автомототранспортных средств.
Такой вывод подтверждается пояснениями представителей ООО "Техцентр" и ЗАО "Восток" о том, что по результатам проверки технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования водителю, собственнику или иному законному владельцу транспортного средства выдается диагностическая карта транспортного средства, которая предъявляется при прохождении государственного технического осмотра автомототранспортного средства.
Поэтому в связи с принятием Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и вступлением в законную силу ст.12.1 КоАП РФ пункты 5, 6, 7 и пункты 1, 2 Порядка установления размеров платы за проведение государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним в Удмуртской Республике, утвержденного пунктом 2 постановления Правительства Удмуртской Республики N 522 от 25 мая 2000 г., в части использования средств технического диагностирования при проведении государственного технического осмотра транспортных средств, а также пункты 3, 4, 5, 6 постановления Правительства УР N 522, которыми установлено проведение технического контроля с использованием средств технического диагностирования, с привлечением к проверке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и платный характер этих действий, вступили в противоречие с вышеуказанным Федеральным законом.
Ссылка представителей заинтересованных лиц на Конвенцию о дорожном движении от 1968 года не может быть принята во внимание, ибо данный документ не регулирует порядок и сроки прохождения государственного технического осмотра транспортных средств.
Таким образом, принятием Правительством УР указанных выше положений нарушаются права и законные интересы граждан, так как установлено, что проводить государственный технический осмотр транспортных средств с обязательным использованием средств технического диагностирования при проверке технического состояния транспортных средств и оплачивать определенные средства за указанные услуги вынуждены те владельцы транспортных средств городов, районов республики, где созданы станции технического диагностирования, а органы ГИБДД в указанных местностях отказывают в проведении государственного технического осмотра транспортных средств, если процедура диагностирования в привлекаемых Госавтоинспекцией МВД УР коммерческих организациях не пройдена и не представлена диагностическая карта на автомобиль.
С учетом того что определенная законодателем позиция о запрещении проведения инструментальной проверки в организации независимо от формы собственности установлена более поздним Законом, то указанные выше положения оспариваемого прокурором постановления Правительства УР должны быть признаны недействующими со дня введения в действие соответствующего закона (Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), т.е. с 1 июля 2002 года.
Довод прокурора, что пункты 2, 3, 4, 5, 6 Постановления противоречили федеральному законодательству со дня его принятия, не может быть удовлетворен, поскольку это несоответствие возникло в вышеуказанный период времени.
Сам факт изложения в постановлении Правительства УР N 522 отдельных положений постановления Правительства РФ N 880 не является самостоятельным основанием к признанию оспариваемого нормативного правового акта недействующим, поскольку при этом не были приняты новые правовые нормы (правила поведения). В частности, не были изменены порядок и сроки проведения государственного технического осмотра транспортных средств, установленные постановлением Правительства РФ N 880.
Далее пунктом 1 постановления Правительства УР N 522 установлено, что обязательный государственный технический осмотр автомототранспортных средств и прицепов к ним, зарегистрированных в установленном порядке в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Удмуртской Республики, организуется и проводится Государственной инспекцией.
Вместе с тем, согласно пункту "г" статьи 71 Конституции РФ установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности является предметом ведения Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с частью 1 ст.1 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" милиция в Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных настоящим Законом и другими федеральными законами.
В статье 2 этого Закона определены задачи милиции, а также указано на то, что иные задачи на милицию могут быть возложены только настоящим Законом.
Статья 10 данного Закона в соответствии с поставленными перед милицией задачами определяет ее обязанности, перечень которых является исчерпывающим.
Таким образом, Правительство Удмуртской Республики, установив обязанность Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД УР организовывать и проводить обязательный государственный технический осмотр транспортных средств, вышло за пределы компетенции, установленной федеральным законодательством.
Следовательно, пункт 1 оспариваемого постановления противоречит части 1 статьи 1, статье 2, статье 10 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" и должен быть признан не действующим со дня его принятия как принятый с превышением установленных полномочий.
Довод заинтересованных лиц о простом дублировании федерального законодательства в данном случае несостоятелен ввиду того, что оспариваемое положение не просто дублирует положения нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, а в императивной форме возлагает на подразделение милиции (Госавтоинспекцию), которая согласно статье 1 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" является государственным органом исполнительной власти, определенных задач, тем самым нарушается принцип верховенства федерального законодательства, что влечет нарушение интересов РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 198, 199, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление прокурора Удмуртской Республики удовлетворить частично.
Признать противоречащим федеральному законодательству и не действующим со дня принятия пункт 1 постановления Правительства Удмуртской Республики от 25 мая 2000 г. N 522 "О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Удмуртской Республики Министерства внутренних дел Удмуртской Республики".
Признать противоречащими федеральному законодательству и не действующими со дня введения в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, т.е. с 1 июля 2002 года, пункты 5, 6, 7 и пункты 1, 2 Порядка установления размеров платы за проведение государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним в Удмуртской Республике, утвержденного пунктом 2 постановления Правительства Удмуртской Республики N 522 от 25 мая 2000 г., в части использования средств технического диагностирования при проведении государственного технического осмотра транспортных средств, а также пункты 3, 4, 5, 6 постановления Правительства Удмуртской Республики N 522 от 25 мая 2000 г.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в 10-дневный срок.
Судья В.Ю.Калмыков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда УР от 21 апреля 2005 г.
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании