Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства УР
от 24 января 2003 г. N 98
Проект
Республиканская целевая программа
"Развитие торфяной отрасли в Удмуртской
Республике на 2003-2005 годы"
1. Паспорт
Республиканской целевой программы
"Развитие торфяной отрасли в Удмуртской Республике
на 2003 - 2005 годы".
Наименование Республиканская целевая программа
Программы "Развитие торфяной отрасли в Удмуртской
Республике на 2003 - 2005 годы" (далее -
Программа).
Основание для 1. постановление Государственного Совета
разработки Удмуртской Республики от 12 февраля 2002
Программы года N 535-П "О плане законотворческой
работы Государственного Совета Удмуртской
Республики"
2. постановление Правительства Удмуртской
Республики от 7 мая 2002 года N 399 "Об
утверждении концепции развития торфяной
отрасли в Удмуртской Республике"
Республиканский Министерство топлива, энергетики и связи
заказчик Программы Удмуртской Республики
Основные цели - осуществление комплексных мероприятий по
Программы обеспечению торфяным топливом сельского
населения и котельных жилищно -
коммунального хозяйства, работающих на
жидком топливе и каменном угле;
- сокращение расходов бюджета Удмуртской
Республики, связанных с оплатой
энергетических ресурсов для отраслей
социальных и коммунальных сфер;
- оздоровление и дальнейшее развитие
народного хозяйства Удмуртской Республики
за счет создания новых рабочих мест, а
также увеличения налоговых поступлений;
- улучшение экологической обстановки в
населенных пунктах за счет сокращения
вредных выбросов в атмосферу, присущих
жидкому топливу и каменному углю.
Сроки реализации 2003 - 2005 годы
Программы
Исполнители и - Министерство топлива, энергетики и связи
разработчики Удмуртской Республики;
Программы - Государственное унитарное предприятие
"Удмуртторф"
(2 декабря 2002 года принято постановление
Правительства Удмуртской Республики N 996
"О преобразовании государственного
унитарного предприятия "Удмуртторф" в
открытое акционерное общество
"Удмуртторф")
Объемы и источники - обеспечение объемов капитальных вложений
финансирования за счет всех источников финансирования
Программы на 2003 - 2005 годы в объеме 77,235
млн.рублей (в ценах 2002 года);
- источники финансирования: средства
бюджета Удмуртской Республики в размере
15,035 млн.рублей, государственного
унитарного предприятия "Удмуртторф" -
62,2 млн. рублей.
Объемы финансирования, предусмотренные
Программой, носят ориентировочный характер
и подлежат ежегодной корректировке при
формировании и утверждении бюджета
Удмуртской Республики.
Ожидаемые результаты - сокращение расходов бюджета Удмуртской
Программы Республики на оплату энергоносителей может
достигать 11,2 млн. руб. в год;
- улучшение топливной безопасности
Удмуртской Республики;
- увеличение рабочих мест и занятости
населения;
- увеличение налоговых отчислений в бюджет
Удмуртской Республики (дополнительные
доходы консолидированного бюджета УР за
счет поступления платежей по налогу на
прибыль, начиная с 2005 года, ежегодно
будут составлять более 1,4 млн. руб.; за
счет поступления налога на имущество более
1,25 млн. руб.);
- улучшение экологической обстановки в
населенных пунктах за счет сокращения
вредных выбросов, в атмосферу, присущих
жидкому топливу и каменному углю.
2. Содержание проблемы и необходимость ее решения
программными методами
Состояние и уровень развития производства торфяного топлива оказывают существенное влияние на социальное и экономическое развитие Удмуртской Республики, на качественный уровень жизни населения, на состояние экономики региона в целом, и являются одними из наиболее значимых факторов повышения эффективности энергоснабжения. В природно-климатических условиях Удмуртской Республики расходы на отопление и горячее водоснабжение объектов социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства составляют значительную долю расходов бюджета Удмуртской Республики; расходы на энергоснабжение решающим образом влияют на уровень себестоимости продукции, производимой организациями.
Применение торфяного вида топлива позволяет по сравнению с другими видами топлива (такими как каменный уголь и жидкое топливо) сократить текущие расходы на энергоресурсы и является эффективным способом устранения дефицита энергоресурсов, обеспечивая топливную безопасность Удмуртии. Такая оценка подкрепляется потенциалом и географическим расположением запасов торфа в Удмуртской Республике.
В Удмуртской Республике выявлено и учтено 160 торфяных месторождений с площадью в границах промышленной залежи более 50 га, в которых содержится 116 млн. тонн торфа.
По сравнению с другими природными ресурсами торфяные ресурсы имеют ряд преимуществ:
- относительно равномерно распределены по территории республики, что резко снижает транспортные затраты;
- доступны, достаточно быстро осваиваются, возможна комплексность решения, включая промышленное производство коммунально-бытового топлива для мелких муниципальных потребителей и населения особенно для южных районов, где положение с топливом усугубляется из-за отсутствия дров;
- получаемая продукция - топливный торф экологически чистая и практически не имеющая отходов.
Развитие добычи торфа и производства торфяной продукции в Удмуртской Республике должно привести:
- к активному вовлечению в хозяйственную деятельность одного из основных видов местных природных ресурсов - торфа;
- к изменению топливного баланса районов Удмуртской Республики в сторону увеличения использования торфа в качестве коммунально-бытового топлива, особенно для средних и мелких потребителей;
- к созданию новых рабочих мест на базе расширения добычи и переработки торфа;
- к обеспечению пополнения доходной части бюджета Удмуртской Республики и повышению уровня жизни населения.
3. Социально-экономическая значимость Программы
для населения Удмуртской Республики
Реализация Программы обеспечит сочетание социальной значимости в развитии производства торфяного топлива, как элемента повышения благосостояние населения, с экономической целесообразностью производства торфяной продукции в Удмуртской Республике. При реализации программы будут максимально учитываться производственные возможности предприятий Удмуртской Республики.
Социальная значимость развития производства торфяного топлива для населения заключается в следующем:
- обеспечение торфом населенных пунктов Удмуртской Республики, в которых имеются трудности с топливом;
-улучшение условий жизни населения путем создания новых рабочих мест и создания условий для надежного топливообеспечения;
-повышение экологической безопасности объектов теплоснабжения путем снижения вредных выбросов в атмосферу.
С экономической точки зрения выполнение Программы приведет к следующим результатам:
- сокращению расходов бюджета Удмуртской Республики за счет сокращения дотаций населению и снижения расходов на отопление и горячее водоснабжение объектов, непосредственно финансируемых из бюджета Удмуртской Республики, местных бюджетов Удмуртской Республики, (только в отношении котельных и иных источников тепла, которые являются государственной (муниципальной) собственностью, находятся на балансе органов государственной власти и органов местного самоуправления в Удмуртской Республике и являются непосредственными потребителями топлива и финансируются непосредственно за счет соответствующего бюджета);
- увеличению доходов бюджета Удмуртской Республики за счет увеличения налоговых поступлений.
При действующей налоговой системе, перевод котельных коммерческих организаций на потребление торфяного топлива приведет к увеличению налоговой базы по налогу на прибыль организаций и налогу на добавленную стоимость. Часть экономии средств может быть направлена на увеличение заработной платы, что может привести вместо роста налога на прибыль организаций к увеличению поступлений в бюджет налога на доходы физических лиц и платежей в фонды обязательного страхования.
В среднем в бюджет Удмуртской Республики при действующих ставках вышеуказанных налогов поступит от 30 до 45 % полученной организациями экономии в стоимости топлива.
4. Основные цели и задачи Программы
Развитие производства торфяного топлива в состоянии оказать значительное влияние на различные аспекты деятельности народно-хозяйственного комплекса Удмуртской Республики.
Основной целью Программы является осуществление комплексных мероприятий по обеспечению большей части населения, объектов энергетики и жилищно-коммунального хозяйства торфяным топливом. Эти мероприятия должны быть направлены на повышение уровня жизни населения, на сокращение расходов бюджета Удмуртской Республики, связанных с оплатой энергетических ресурсов для отраслей социальной и коммунальной сферы и населения, а также на оздоровление и дальнейшее развитие народного хозяйства республики за счет использования эффективных топливно-энергетических ресурсов максимально возможным числом потребителей.
При определении целевых показателей развития производства торфяного топлива за основу была принята выполненная открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт торфяной промышленности" "Схема развития производства торфяной продукции в республике Удмуртия на период 2001-2010 гг.". На ее основе рассчитаны необходимые финансовые ресурсы для обеспечения торфяным топливом муниципальных образований - районов или отдельных населенных пунктов Удмуртской Республики.
В качестве стратегического ориентира при разработке Программы была рассмотрена задача обеспечения торфяным топливом средних и малых котельных в населенных пунктах. Указанная задача предполагает достижение следующих целевых показателей:
- перевод части потребителей жидкого топлива и каменного угля в городах и и крупных населенных пунктах на использование топливного торфа;
- перевод основных потребителей дров, каменного угля в сельской местности на использование топливного торфа (торфяные брикеты).
Главной проблемой в достижении этих показателей является создание механизма финансирования производства торфяного топлива. Поэтому намеченные ориентиры развития производства торфяного топлива были оценены с точки зрения возможностей финансирования.
Задачами Программы являются:
- создание условий для надежного обеспечения торфяным топливом потребителей Удмуртской Республики различных категорий;
- повышение уровня использования торфа в республике, повышение рентабельности объектов жилищно-коммунального хозяйства;
- создание благоприятных условий для привлечения внебюджетных источников финансирования для дальнейшего развития производства торфяного топлива;
- применение передовых технологий при возведении объектов производства торфяного топлива;
- обеспечение использования на объектах производства торфяного топлива энергосберегающих и экологически чистых технологических процессов;
- проведение государственной политики ценообразования на торфяное топливо для населения с учетом уровня доходов граждан и государственной поддержки социально незащищенным слоям населения.
5. Сроки и этапы реализации Программы
Начало реализации Программы - I квартал 2003 год.
Окончание реализации Программы - 2005 год.
Программой намечено строительство:
1) Цехов по производству топливных гранул на основе торфа с использованием грануляторов типа "Грант" с объемом производства по 2000 тонн/год каждый в районах:
- Можгинском районе - торфопредприятие (далее - т/п) "Можгинское";
- Завьяловском районе - т/п "Сокол";
- Воткинском районе - т/п "Сива";
- Кезском районе - т/п "Поломское".
2) Цеха по производству торфяного брикета с использованием прессов ПБУ1Н по технологии государственного унитарного предприятия "Кировский научно-исследовательский институт лесной промышленности" (далее - ГУП "Кировский НИИ ЛП") с объемом производства 5000 тонн/год в Глазовском районе, т/п "Дзякино".
3) Модульного мини-завода (разработка государственного унитарного предприятия "ГИПРОТОРФ", г.Москва (далее - ГУП "ГИПРОТОРФ",)) с объемом производства 10000 тонн в год в Сюмсинском районе, т/п "Орловское".
На первом этапе развития производства топливного торфа (с точки зрения удобства использования) Программой предполагается организация производства топливных и торфяных брикетов.
6. План мероприятий Программы, в том числе
меры по трудоустройству, включая создание новых
рабочих мест, переподготовку и социальную защиту
высвобождаемых работников в результате реализации Программы
Перечень приоритетных мероприятий по реализации Программы предлагается с учетом возможностей государственного унитарного предприятия "Удмуртторф" (далее - ГУП "Удмуртторф") и приведен в таблице 1.
Таблица 1
N п/п |
Вид продукции и необходимые рабо- ты для организации производства |
Место внедрения | Год ос- воения |
Объемы произ- водства (тонн) |
Цена за единицу продук- ции (руб. \тонн) |
Ориенти- ровочные затраты на освоение (тыс. руб.). |
Источник финанси- рования |
Исполните- ли меро- приятий |
1 | Производство топливных гранул на основе торфа с использованием грануляторов типа "Грант". Для чего необходимо: |
2003- 2005 |
8000 |
400 |
8000 |
средства ГУП "Удмурт- торф" |
ГУП "Удмурт- торф" |
|
- Разработать рабочий проект цеха по производству топливных гранул, ориентировочная стоимость - 500 тыс. руб. - Приобрести гранулятор, изготовить нестандартное оборудование, провести монтажные и пусконаладочные работы, ориентировочная стоимость - 1500 тыс. руб. |
Можгинский рай- он, т/п "Можгин- ское" |
2003 |
2000 |
400 |
2000 |
|||
Завьяловский район, т/п "Сокол" |
2003 |
2000 |
400 |
2000 |
||||
Воткинский рай- он, т/п "Сива" |
2004 | 2000 | 400 | 2000 | ||||
Кезский район, т/п "Поломское" |
2005 | 2000 | 400 | 2000 | ||||
2 | Производство торфяного брикета с использованием прессов ПБУ-1Н по технологии ГУП "Кировский НИИ ЛП". |
Глазовский район, т/п "Дзякино" |
2002- 2003 |
10000 | 700 | 10700 |
средства ГУП "Удмурт- торф" |
ГУП "Удмурт- торф" |
Для чего необходимо: - Продолжить разработку рабочего проекта цеха по производству бри- кетов, стоимость проекта - 200 тыс. руб. |
2002- 2003 |
200 | ||||||
- Приобрести два пресса ПБУ- 1Н, продолжить изготовление нестан- дартного оборудования, провести монтажные и пусконаладочные ра- боты, стоимость работ составит - 4000 тыс. руб. |
2002- 2003 |
4000 | ||||||
- Приобрести комплект оборудо- вания для добычи фрезерного торфа с использованием пневматических уборочных машин, стоимость ком- плекта - 6 500 тыс. руб. |
2003 | 6500 | ||||||
3 | Производство торфяных топливных брикетов. Строительство модульно- го мини -завода (разработка ГУП "ГИПРОТОРФ", г. Москва) на базе торфяного месторождения "АХМЕ- ТЫ" |
Сюмсинский район, т/п "Орловское" |
2003- 2005 |
10000 |
700 |
58535 |
||
Для чего необходимо: - Решением Правительства Уд- муртской Республики вывести тор- фяное месторождение "АХМЕТЫ" из числа охраняемых. |
Сюмсинский район, т/п "Орловское" |
средства ГУП "Удмурт- торф" |
ГУП "Удмурт- торф" |
|||||
- Разработать рабочий проект на освоение торфяного месторождения, ориентировочная стоимость работ составит 1500 тыс. руб. |
Сюмсинский район, т\п "Орловское" |
2003 | 1500 | |||||
- Приобрести комплект оборудо- вания для подготовки производст- венных площадей, стоимость ком- плекта- 10 535 тыс. руб. |
2004 | 10535 | ||||||
- Проложить узкоколейную желез- ную дорогу от поселка "Орловское" до торфяного месторождения "АХ- МЕТЫ" - 20 км, стоимость работ - 20000 тыс. руб. (из них средства бюджета УР 12035 тыс. руб.) |
2004 | 20000 | Средства Бюджета УР, Средства ГУП "Удмурт- торф" |
ГУП "Удмурт- торф" |
||||
- Приступить к освоению место- рождения "Ахметы" и подготовить 50 га производственных площадей. Стоимость работ с последующим ремонтом производственных площа- дей составит - 5 000 тыс. руб. |
2004 | 5000 | Средства ГУП "Удмурт- торф" |
|||||
- Приобрести комплект оборудо- вания для добычи фрезерного торфа с использованием пневматических уборочных машин, стоимость ком- плекта - 6 500 тыс. руб. |
2004 | 6500 | средства ГУП "Удмурт- торф" |
|||||
- Приобрести оборудование для строительства модульного мини- завода, произвести монтажные и пусконаладочные работы, ориенти- ровочная стоимость работ составит - 15 000 тыс. руб. |
2004 2005 |
12000 3000 |
средства ГУП "Удмурт- торф", средства бюджета УР |
ГУП "Удмурт- торф" |
||||
Всего затрат | 77 235 |
В результате реализации Программы будет построено четыре цеха по производству топливных гранул, один цех по производству топливного брикета и один модульный мини-завод по производству торфяных топливных брикетов.
Объемы производства торфяного топлива позволят удовлетворить потребности районов в топливе (нефти и каменном угле) путем их замещения:
Можгинский, Воткинский и Глазовский районы на 40%; Завьяловский район на 15%, Кезский район на 70% и Сюмсинский район на 100%. При этом будет создано 52 рабочих места и в производстве будет задействовано 132 человека.
7. Ресурсное обеспечение Программы
Производство торфяного топлива в Удмуртской Республике зависит от объемов капитальных вложений за период выполнения Программы.
Требуемый объем финансирования Программы приведен в таблице 2
Таблица 2
Источник финансирования | Всего 2003-2005 г.г.(млн. руб.) |
В том числе по годам | ||
2003 | 2004 | 2005 | ||
Бюджет Удмуртской Рес- публики |
- | 12,035 | 3,0 | |
Средства организаций (по согласованию) |
16,2 | 44,0 | 2,0 | |
Итого: | 77,235 | 16,2 | 56,035 | 5,0 |
Объемы финансирования, предусмотренные бюджетом Удмуртской Республики, носят ориентировочный характер и подлежат ежегодной корректировке при принятии закона Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий финансовый год.
8. Механизм реализации Программы
8.1. Финансово-экономический механизм
Реализация Программы должна быть обеспечена системой финансовоэкономических и организационно-правовых отношений, гарантирующих инвесторам соблюдение их интересов.
Государственная поддержка производства торфяного топлива на уровне республики возможна по следующим направлениям:
- прямое финансирование в виде капитальных вложений на строительство мини-заводов по его производству;
- адресное финансирование нуждающихся в форме субсидий, бюджетных кредитов юридическим лицам на их участие в развитии производства топлива.
8.2. Организационный механизм
Организационный механизм предусматривает добровольное объединение организационных, производственных и финансовых возможностей исполнителей мероприятий Программы с учетом их интересов.
Предполагается установление договорных отношений между республиканским заказчиком Программы и органами местного самоуправления в Удмуртской Республике (в первую очередь с теми, где работы по производству торфяного топлива и его использованию находятся в начальной стадии) по вопросам взаимодействия при выполнении мероприятий, предусмотренных Программой.
Практическое осуществление государственной поддержки организаций в переводе на использование торфяного топлива для отопления, приготовления горячей воды и на технологические нужды реализуется путем разработки соответствующих бизнес-планов, представляемых в Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики и Министерство экономики Удмуртской Республики, которые оценивают и дают заключение о целесообразности государственной поддержки инвестиций.
Строительство объектов по производству торфяного топлива будет осуществляться на конкурсной основе подрядными строительными организациями.
9. Организация управления Программой
Управление Программой осуществляется республиканским заказчиком - Министерством топлива, энергетики и связи Удмуртской Республики во взаимодействии с Министерством экономики Удмуртской Республики, иными органами исполнительной власти Удмуртской Республики", а также ГУП "Удмуртторф" и ГУП "Удмуртлестоппром" на основе программных мероприятий согласно установленных сроков.
10. Контроль за ходом реализации Программы
Контроль за ходом реализации Программы осуществляет Правительство Удмуртской Республики, перед которым Министерство топлива, энергетики и связи Удмуртской Республики ежеквартально отчитывается о ходе реализации Программы.
11. Оценка эффективности социально-экономических
(экологических) результатов реализации Программы
Использование любого вида топлива отрицательно воздействует на окружающую среду.
Из-за относительно высокой влажности торфа, температура его горения не превышает 1000°С, а отношение О:N (кислорода к азоту) значительно выше, чем в угле, поэтому в выбросах увеличивается содержание не NОХ , а N2О - оксидов. Торф содержит в значительно меньших количествах, чем другие виды топлива, тяжелые металлы, которые высвобождаются во время горения, часть уходит с дымом, большая часть переходит в золу. Выбросы кадмия, никеля, ванадия намного ниже выбросов от горения других видов топлива. Кроме того, концентрация тяжелых металлов ограничивается при выборе болот для добычи торфа.
Таким образом, из проведенного анализа использования торфа в качестве топлива следует, что это экологически чистое и достаточно эффективное топливо, особенно в условиях малой энергетики.
Предлагаемое использование местного торфяного топлива вместо каменного угля создает предпосылки в улучшении экологической обстановки в республике, обеспечивая снижение выбросов в атмосферу серы и оксидов азота, что благоприятно скажется на развитии флоры и фауны, а также на здоровье населения.
Кроме того, отходы от сжигания торфа - зола, по своему химическому составу является прекрасным удобрением.
Экологический эффект от реализации Программы будет положительным и наступление отрицательных последствий маловероятно.
Социально-экономические результаты от реализации Программы представлены в виде дополнительных налоговых поступлении в бюджет Удмуртской Республики за год, которые составят:
- за счет налога на доходы физических лиц около 800 тыс. рублей;
- за счет налога на прибыль организаций - свыше 1,4 млн. рублей в год начиная с 2005 года.
Кроме того, реализация Программы позволит сократить расходы бюджета Удмуртской Республики на оплату энергоносителей на 11,2 млн. рублей в год.
Эффект от использования местного торфяного топлива за счет замещения им таких видов топлива как нефть, мазут, привозной каменный уголь составит:
N п/п |
Вид топлива | Кало- рий- ность (ккал/ кг) |
Цена (руб/т) |
Коэффи- циент пе- ресчета на услов- ное топ- ливо |
Стоимость топлива, переведен- ная в тонну условного топлива, (руб./т.у.т.) |
Экономия при за- мене топлива на торфяное (руб\тонн) |
|
Торф фрезер- ный |
Топ- ливные гранулы |
||||||
1. | Условное топливо |
7000 | - | 1 | - | - | - |
2. | Каменный уголь (куз- басский) |
5100 |
1600,0 |
1:1,37 |
2192,0 |
1758 |
1333 |
3. | Нефть сырая | 10845 | 1700,0 | 1:0,65 | 1105,0 | 671,0 | 246 |
4. | Торф фре- зерный |
2250 | 140,0 | 1:3,1 | 434,0 | - | - |
5. | Топливные гранулы |
3900 | 480 | 1:1,79 | 859 | ||
6. | Торфяные брикеты |
4300 | 840 | 1:1,63 | 1369,0 |
С учетом продолжающегося роста цен на привозное топливо соотношение в пользу использования местного торфяного топлива еще более улучшится.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства УР от 24 января 2003 г. N 98 "О проекте республиканской целевой программы "Развитие... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.