Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Государственного Совета УР
от 13 февраля 2002 года N 546-II
Республиканская целевая программа
"Сохранение плодородия почв Удмуртской Республики
на 2002 - 2005 годы"
Паспорт
республиканской целевой программы "Сохранение плодородия
почв Удмуртской Республики на 2002 - 2005 годы"
Наименование Программы Республиканская целевая программа
"Сохранение плодородия почв УР на
2002 - 2005 годы"
Основание для разработки Устойчивая тенденция деградации
Программы пахотных почв УР и необходимость
стабилизации урожайности культур
на существующем уровне
Республиканский заказчик Министерство сельского хозяйства
и продовольствия УР
Основные разработчики Министерство сельского хозяйства
и продовольствия УР
Республиканский центр
агрохимической службы
"Удмуртский"
Управление "Удмуртмелиоводхоз"
Ассоциация "Удмуртагрохим"
Исполнители и Сельскохозяйственные
соисполнители Программы товаропроизводители
Управление "Удмуртмелиоводхоз"
Ассоциация "Удмуртагрохим"
Республиканский центр
агрохимической службы "Удмуртский"
Сроки реализации 2002 - 2005 годы
Программы
Объемы и источники На 2002 - 2005 годы (без учета
финансирования стоимости минеральных удобрений,
вывозки и внесения органики),
млн. рублей - 756,1
в том числе:
федеральный бюджет - 227,1
бюджет УР - 414,2
внебюджетные источники,
собственные средства
сельскохозяйственных
товаропроизводителей и
инвестиции - 114,8
Объемы финансирования,
предусмотренные Программой, носят
ориентировочный характер и
подлежат ежегодной корректировке
при формировании и утверждении
бюджета
Основная цель Программы Прекращение деградации
плодородия почвы и снижения
урожайности, получение стабильных
урожаев растениеводческой
продукции, обеспечение населения
продуктами питания
Важнейшие целевые Применение органических удобрений
показатели в объеме 8,95 млн. тонн,
минеральных удобрений - 233,3
тыс. тонн действующего вещества,
известкование кислых почв - 78
тыс. га, фосфоритование - 90 тыс.
га, культуртехнические работы -
1,0 тыс. га, реконструкция и
строительство мелиоративных
систем - 1,4 тыс. га,
противоэрозионных сооружений - 11
штук, водопроводов - 40 км
Ожидаемые конечные Сохранение достигнутого ранее по
результаты тенциального плодородия почв на
уровне урожайности зерна 15 - 20
ц/га
Система контроля за Ежегодное представление отчета в
исполнением Программы Правительство УР о результатах
выполнения Программы
Рассмотрение хода выполнения
Программы на коллегии
Министерства сельского хозяйства
и продовольствия УР
I. Социальная значимость целевой программы
для населения УР
Реализация Программы позволит преодолеть наметившиеся деградационные процессы и стабилизировать урожайность сельскохозяйственных культур на существующем уровне.
Республиканское значение Программы выражается в том, что, оказывая поддержку сельскохозяйственным товаропроизводителям в сохранении плодородия почв, республика находит путь улучшения решения актуальных социальных проблем:
- снабжение населения Удмуртской Республики продуктами растениеводства и животноводства;
- снижение неблагоприятного воздействия сельскохозяйственного производства на экологическую обстановку Удмуртской Республики;
- обеспечение сельского населения питьевой водой;
- снижение социальной напряженности и поднятие уровня жизнеобеспеченности сельского населения.
Задачей земледелия является получение стабильных и высоких урожаев на фоне постепенного повышения плодородия почв. К сожалению, в последнее десятилетие в республике идет интенсивный процесс антропогенной деградации почвенного плодородия и снижение урожая возделываемых культур, что будет иметь существенные социально-экономические последствия. По выражению Ю.Либиха "причина возникновения и падения наций лежит в одном и том же. Расхищение плодородия почв обуславливает их гибель, поддержание этого плодородия - их жизнь, богатство и могущество".
II. Содержание проблемы и необходимость ее
решения программными методами
Высокое плодородие почв является основой продовольственной безопасности страны, решения социально-экономических проблем населения. Общая площадь сельскохозяйственных угодий в республике составляет 1,9 млн. гектаров, в том числе пашни - 1,5 млн. гектаров (78,9 процента), кормовых угодий - 0,3 млн. гектаров.
В 1964 году в стране была принята программа интенсивной химизации сельского хозяйства. В Удмуртской Республике химизация земледелия должна была решать одновременно две задачи: поднятие урожайности возделываемых культур и одновременно обеспечить направленные изменения агрохимических параметров плодородия почв, естественный потенциал которых в то время составлял 8-9 ц/га зерна.
Почвы республики имели высокую кислотность, поэтому первостепенной задачей было снижение их кислотности, что обеспечило бы необходимые условия для эффективного использования минеральных удобрений, расширения посевов более ценных и урожайных культур.
В результате интенсивного известкования за период с 1970 по 1990 годы площади кислых почв резко сократились (см. таблицу N 1), средневзвешенное pH почв с 0,5 достигло 5,6, что близко к оптимальному значению для большинства сельскохозяйственных культур на современном уровне агротехники и реализуемых задач в земледелии. В настоящий период в известковании нуждается 36,1 процента площади пашни.
Таблица N 1
Агрохимические показания плодородия почв УР
Показатели плодородия | Годы | |
I тур (1970 г.) |
VI тур (1999 г.) |
|
Кислотность: Средневзвешенная pH Удельный вес кислотных почв, % Содержание подвижного фосфора: Среднее содержание, мг/кг Удельный вес с низком содержанием, % Содержание обменного калия: Среднее содержание, мг/кг Удельный вес с низким содержанием, % |
5,0 82,2 47,0 76,3 104,0 24,2 |
5,6 36,1 103,0 26,5 106,0 32,3 |
За период с 1970 по 1990 годы резко повысилось использование минеральных удобрений. В результате создался значительный положительный баланс элементов питания: в 1990 году было внесено 84 кг азота на гектар пашни, фосфора - 34 кг, калия - 62 кг, вынос урожаем составил соответственно 49, 16 и 54 кг. В результате в почве осталось 35 кг азота, 18 кг фосфора и 8 кг калия в действующем веществе. За счет положительного баланса фосфора его усвояемые запасы в почвах республики возросли в два раза и в среднем достигли 103 мг на 1 кг почвы при потребности не менее 130 мг. Удельный вес почв с низким содержанием фосфора сократился с 76 до 23 процентов площади пашни. Существенное значение для этого имело массовое фосфоритование почв, начатое в конце 70-х годов.
К началу 90-х годов республика имела потенциал эффективного плодородия на уровне урожайности зерна 22 ц/га. Фактический урожай рос соответственно объемам химизации, но несколько более низкими темпами. Наибольший урожай зерновых по республике был собран в 1997 году в размере 17,8 ц/га.
Но с 1990 года химизация земледелия резко сокращается и в 1996 - 1999 годах объемы известкования уменьшились в 20,5 раза, фосфоритования - в 6,5 раза, органических удобрений внесли в 4,5 и минеральных - в 6 раз меньше. Несмотря на это, урожай в период с 1991 по 1995 год оставался на пиковом уровне (14,7 ц/га) за счет накопленного потенциала плодородия, а за последние пять лет наблюдается его снижение и урожай зерновых в среднем за 1996-2000 годы составил 13,1 ц/га. В дальнейшем продолжится неизбежное, снижение урожая, который при существующей ситуации будет стремиться к естественной продуктивности почв 8-9 ц/га зерна.
Начиная с 1994 года, создалась принципиально новая ситуация, когда из почвы выносится ежегодно на 30 - 37 кг питательных веществ больше, чем вносится. Баланс основных питательных веществ складывается отрицательный, то есть происходит истощение накопленных ранее запасов плодородия с одновременным подкислением почв.
Агрохимический мониторинг почв показывает, что за период с 1992 по 1998 годы площади сильно- и среднекислых почв увеличились в Можгинском районе на 3,1 тыс. га, в Воткинском - на 2,8 тыс. га, в Балезинском - на 7,8 тыс. га. Увеличились площади почв с низким содержанием обменного калия в 5-ти районах (Можгинский, Селтинский, Кизнерский, Вавожский, Увинский) с 98 до 140 тыс. га, или на 43 процента. Средневзвешенный показатель обменного калия по этим районам снизился со 111 до 89 мг/кг почвы. В дальнейшем эти тенденции будут развиваться, а восстановление потенциала плодородия почв потребует новых больших затрат.
Разработанная комплексная программа повышения плодородия почв Удмуртской Республики на 1996 - 2000 годы осталась неосуществленной. Из плановых ежегодных объемов применения органических удобрений в количестве 6-7 млн. тонн в 2000 году внесли в почву всего лишь 1,5 млн. тонн, или 1,1 т/га пашни, в то же время только для поддержания существующего уровня содержания гумуса следует ежегодно вносить 8 г/га органических удобрений. Задачу восполнения органики в почве целесообразно решать более широким возделыванием сидеральных культур, использованием запасов соломы и расширением посевов многолетних трав, в том числе бобовых. Не менее важным в земледелии, но часто недооцененным, является обеспеченность возделываемых культур микроэлементами (см. таблицу N 2).
Таблица N 2
Агрохимическая характеристика обеспеченности
почв Удмуртской Республики микроэлементами
Микроэлементы | Среднее содержание, мг/кг | Удельный вес почв с низкой обеспеченностью, % |
Бор Марганец Молибден Кобальт Цинк Медь |
0,6 58,0 0,12 0,2 1,2 0,17 |
17,7 4,2 45,7 36,5 91,7 72,7 |
Пахотные почвы республики характеризуются как низкообеспеченные цинком (92 процента площади) и медью (73 процента), хорошо обеспеченные - бором и марганцем. Обеспеченность кобальтом и молибденом по районам варьирует в широких пределах, от низкой до средней. Недостаток этих элементов адекватно влияет на величину и качество растениеводческой продукции, что предопределяет необходимость использования этих микроэлементов в технологии земледелия. Проведенные исследования в Удмуртской Республике подтверждают высокую эффективность использования микроэлементов в качестве удобрения сельскохозяйственных культур.
Проводимые в начале 90-х годов реформы остановили развитие водохозяйственного строительства и мелиорации земель в республике. Объем капитальных вложений из федерального бюджета в 1995 году составил всего 0,2 млн. рублей, что в 65 раз меньше среднегодового объема за 1986 - 1990 годы.
Тяжелое экономическое положение отразилось и на состоянии существующих мелиоративных систем, по благодаря выделяемым на их содержание средствам из бюджета Удмуртской Республики, местных бюджетов удалось сохранить мелиоративный фонд - источник гарантированных урожаев.
Всего в республике имеется 44,4 тыс. гектаров мелиорированных земель, из них 22,4 тыс. гектаров - это осушаемые земли, расположенные в плодородных поймах рек, и 22 тыс. гектаров орошаемых земель. На начало текущего года требуют повышения технического уровня и реконструкции 6,7 тыс. гектаров этих угодий, 14 тыс. гектаров не поливается из-за отсутствия оборудования и средств землепользователей на их приобретение. Данные системы находятся на консервации до улучшения экономических условий.
Огромный ущерб сельскому хозяйству, земельным ресурсам и окружающей среде наносит водная эрозия, которая является одним из самых опасных негативных процессов, вызывающих деградацию и уничтожение почвенного покрова. В районах интенсивного проявления эрозии при несоблюдении мер по защите почв с каждого гектара ежегодно смывается от 3 до 5 тонн наиболее плодородных почвенных частиц.
По данным Государственного комитета Удмуртской Республики по земельным ресурсам и землеустройству площадь сельскохозяйственных угодий, эрозионно-опасных и подверженных водной эрозии, составляет 1425,5 тыс. гектаров, в том числе пашни 1287,2 тыс. гектаров, или соответственно 75 и 86 процентов к их общей площади.
По результатам исследования земель, подверженных овражной эрозии, проведенного Удмуртским государственным университетом в 1998 году, установлено, что значительное уменьшение роста оврагов в 80-е годы напрямую связано с влиянием проводимых в эти годы в значительных объемах противоэрозионных и почвозащитных мероприятий. В последние годы активность оврагообразования вновь существенно возросла.
Несмотря на большое количество родников, рек и прудов в республике обострена проблема обеспечения питьевой водой сельских населенных пунктов.
По данным инвентаризации систем водоснабжения, проведенной в 1991 - 1992 годах институтом "Удмуртгипроводхоз", централизованным водоснабжением было охвачено 1360 сельских населенных пунктов.
Однако 56 процентов источников водоснабжения (скважин) размещалось без зон охраны от источников загрязнения, для 53 процентов населения, обеспеченного водопроводами, водоподача осуществлялась без ввода в дома через водоразборные колонки. Удельное недопотребление составляло в среднем по республике 114 литров в сутки на человека (включая расход на содержание личного скота и использование воды для полива). Все это свидетельствует о низкой степени благоустройства села.
В настоящее время сельскохозяйственное водоснабжение находится на довольно низком техническом и санитарном уровне. За последние 10 лет в сельской местности не ведутся работы по ремонту, реконструкции и строительству водопроводов, бурению скважин. В связи со значительным износом водопроводы требуют ремонта, многие просто вышли из строя. Большинство населения потребляют воду, не соответствующую ГОСТу "Вода питьевая". Резкое сокращение государственного финансирования агрохимических и мелиоративных работ, отсутствие на эти цели средств у сельскохозяйственных товаропроизводителей существенно подорвали техническую базу этих отраслей, возникает реальная угроза утраты в республике производственной базы проведения этих мероприятий. В настоящее время наличие специализированной техники составляет 30 процентов к уровню 1990 года. За этот период имеющийся парк машин не обновлялся, предельно изношен и требует больших средств на ремонт и восстановление. В подобном состоянии находятся железнодорожные пути, повышенные тупики, прирельсовые склады, техника для складской переработки удобрений и химических мелиорантов.
Интенсивная деградация земель, их мелиоративная неустроенность в сочетании с неблагоприятными климатическими условиями приводят к большому недобору сельскохозяйственной продукции.
Однако собственных мер, принимаемых сельскохозяйственными товаропроизводителями для сохранения плодородия почвы и достигнутого уровня урожайности, явно недостаточно.
Комплекс мер, предусмотренных Программой, основан на научных исследованиях основных параметров плодородия почвы, прогнозных оценках, анализе тенденций изменения урожайности культур в зависимости от интенсивности химизации и мелиорации сельскохозяйственного производства.
Осуществление мер, предусмотренных Программой, по предотвращению процессов деградации почв позволит сохранить их плодородие.
III. Основные цели и задачи целевой программы
Реализация Программы позволит достигнуть следующих основных целей:
1. Сохранить достигнутое плодородие почв Удмуртской Республики на уровне урожайности 15 - 20 центнеров зерна с гектара пашни, что позволит получать стабильные урожаи продукции растениеводства, улучшить обеспечение отрасли животноводства кормами, а в итоге обеспечить население республики продуктами питания.
2. Снизить себестоимость растениеводческой и животноводческой продукции и тем самым улучшить экономическое состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей.
3. Улучшить экологическое состояние природы Удмуртской Республики, снизить загрязнение окружающей среды и природных вод, улучшить качество продуктов питания.
4. Обеспечить гарантированные урожаи на мелиорированных землях.
5. Улучшить обеспечение сельского населения питьевой водой.
Достичь эти цели можно лишь при условии решения следующих задач:
- направление финансирования на наиболее приоритетные задачи;
- повышение эффективности использования средств химизации сельского хозяйства;
- обеспечение бездефицитного баланса питательных веществ в земледелии республики, что повлечет за собой прекращение снижения азота, фосфора, калия и других элементов в почвах;
- прекращение процесса подкисления почв;
- улучшение структуры почвы, водно-воздушного режима произрастания сельскохозяйственных культур;
- снижение водной и ветровой эрозии почв;
- предотвращение отрицательного действия средств химизации на окружающую среду;
- закрепление содержащихся в почве и попадающих в нее токсичных элементов и тяжелых металлов в недоступных растениям формах;
- эффективное использование мелиорированных земель;
- улучшение водообеспеченности сельскохозяйственного производства и населения.
Выполнение поставленных Программой целей и задач намечается путем реализации системы программных мероприятий.
IV. Сроки и этапы реализации программы
Программа рассчитана на 2002 - 2005 годы. После окончания срока и завершения ее реализации необходимо разрабатывать вновь для решения тех же задач аналогичную программу.
V. Система программных мероприятий
Основой осуществления аграрной реформы, выполнения государственных программ увеличения производства сельскохозяйственной продукции является повышение почвенного плодородия. В этих целях необходимо осуществить комплекс мероприятий, включающих выполнение агротехнических, мелиоративных, культуртехнических, агрохимических работ, защиту почв от эрозии, сельское водоснабжение.
Большое значение эти мероприятия будут иметь для развития многоукладности экономики и решения социальных проблем на селе.
Выполнение намечаемых мероприятий обеспечивается имеющимися мощностями специализированных организаций при совершенствовании их деятельности в условиях рыночной экономики.
Применение органических удобрений
По данным агрохимического обследования в настоящее время 508 тыс. гектаров пашни характеризуется низким содержанием гумуса в почве, что составляет 37 процентов от ее площади. Среднее содержание органическое вещества в почве составляет 2,2 процента. Внесение органических удобрений в 2000 году составило всего 1,1 тонны на 1 га пашни против 4,7 тонн в 1991 году при ежегодной потребности в среднем 8 тонн/га.
Истощение запасов гумуса отрицательно влияет на агрофизические, физико-химические свойства и биологическую активность почвы, ухудшает ее водно-воздушный, тепловой и пищевой режимы.
В целях рационального использования ресурсов органических удобрений предусматривается:
1. Довести применение органических удобрений к 2005 году до 2,5 млн. тонн согласно приложению N 1. Обеспечить внесение 40 процентов органических удобрений на паровые поля.
2. Обеспечить запашку соломы на полях до 710 тыс. тонн в пересчете на навоз.
3. В севооборотах расширить площади многолетних трав, особенно бобовых, для повышения запасов биологического азота согласно приложению N 2, увеличить объемы сидеральных культур.
Применение минеральных удобрений
В настоящее время в республике удобряются самыми минимальными дозами до 44 процентов посевов сельскохозяйственных культур. Практически не получают минеральной подкормки луга и пастбища. В пересчете на один гектар пашни в 2000 году внесено 17,2 кг действующего вещества против 92 кг/га в 1991 году. За последние 9 лет объем использования минеральных удобрений снизился в 5,3 раза. Баланс питательных веществ на пашне отрицательный и составил в 2000 году минус 38,6 кг/га.
Для прекращения процесса деградации почв и сохранения фактической урожайности на уровне 14-15 ц/га зерна в республике необходимо вносить удобрения в пределах 75 тыс. тонн в действующем веществе (без фосфоритной муки) или 54 кг на гектар пашни. Внесение такой нормы удобрений в Программе предусмотрено добиться к концу 2005 года.
Одновременно с увеличением использования удобрений должна быть существенно повышена их эффективность. Для этого удобрения должны вноситься только с учетом агрохимической характеристики поля, в нужном соотношении и количестве и на фоне высокой агротехники возделывания культур. Разбросные способы внесения должны быть заменены на локальные, повсеместно необходимо применять почвенную и растительную диагностику. В настоящий период конкретное использование удобрений должно быть строго обосновано экономически. Расчеты показывают, что в условиях диспаритета цен окупаемость минеральных удобрений на зерновых культурах при используемой технологии остается очень низкой и затраты едва окупаются прибылью. Удобрения должны использоваться только в том случае, когда это обеспечивает положительный экономический результат. Задача получения урожая должна решаться, в первую очередь, за счет максимального использования потенциала эффективного плодородия конкретно обрабатываемого участка и его реализации за счет подбора культуры и технологии возделывания.
В практике земледелия следует шире использовать и микроудобрения, т.к. обеспеченность почв некоторыми из них очень низкая.
С целью повышения плодородия почв предусматривается:
1. Довести внесение минеральных удобрений в республике до 75 тыс. тонн действующего вещества к концу 2005 года согласно приложению N 3.
2. Осуществить внедрение эффективных приемов применения минеральных удобрений, микроэлементов на основе данных почвенной и растительной диагностики питания растений.
3. Разработать меры по стимулированию использования землепользователями минеральных удобрений, для чего ежегодно предусматривать в бюджете Удмуртской Республики выделение финансовых средств.
Известкование кислых почв
В Удмуртской Республике 464,7 тыс. га пахотных земель характеризуются повышенной кислотностью, из них 150 тыс. га пашни - средне- и сильнокислые и требуют первоочередного известкования. Прекращение известкования приведет к повторному подкислению почв.
По данным Республиканского центра агрохимической службы "Удмуртский" только для сохранения существующего уровня кислотности ежегодно необходимо вносить не менее 500 тыс. тонн извести, но в связи с недостаточным финансированием в последние годы практически свертываются объемы выполнения этих работ. Если в 1991 году в хозяйствах республики известкование почв было проведено на площади 145,8 тыс. га, то в 2000 году всего 6,1 тыс. га и внесено 33 тыс. тонн извести.
В 2002 - 2005 годах необходимо:
1. Обеспечить известкование кислых почв на площади 78 тыс. га согласно приложению N 4.
2. Произвести и поставить сельскому хозяйству с местных известковых карьеров 438 тыс. тонн известковых удобрений согласно приложению N 5.
3. Обеспечить работы по химической мелиорации почв необходимой проектно-сметной документацией и осуществлять авторский надзор за ее выполнением.
Фосфоритование почв
В республике 816 тыс. га или 65 процентов пашни характеризуются недостаточным содержанием фосфора, из них 280 тыс. га кислых почв может быть улучшено путем внесения фосфоритной муки. Фосфоритование почв снизилось со 105,9 тыс. га в 1991 году до 1,2 тыс. га в 2000 году, или почти в 90 раз.
Для сохранения запасов фосфора в почвах и сокращения площадей почв с низким содержанием фосфора ежегодно требуется фосфоритовать не менее 57 тыс. га пашни.
С учетом финансовых возможностей в 2002 - 2005 годах намечается:
1. Обеспечить фосфоритование почв на площади 90 тыс. га согласно приложению N 4.
2. Поставить сельскому хозяйству Удмуртской Республики 135 тыс. тонн фосфоритной муки в физическом весе.
3. Обеспечить внесение фосфоритной муки строго в соответствии с проектно-сметной документацией, не допуская потерь при транспортировке, хранении и внесении в почву.
Мелиорация земель, сельскохозяйственное водоснабжение
Первоочередными мероприятиями являются: коренное улучшение сельскохозяйственных угодий, повышение технического уровня существующих мелиоративных систем, культуртехнические, противоэрозионные работы и водоснабжение.
Программой предусматривается осуществить работы по комплексной реконструкции осушаемых и орошаемых земель общей площадью 1,4 тыс. гектаров, включая замену вышедших из строя трубопроводов на оросительной сети, а также отремонтировать мелиоративные системы на площади 2,6 тыс. гектаров. Восстановление орошаемых земель будет преимущественно осуществляться для обеспечения стабильного производства овощей, кормов утилизации животноводческих стоков.
Для решения проблем водоснабжения сельских товаропроизводителей и населения предусматривается обеспечить ввод в действие 40 км водопроводов, пробурить 16 водозаборных скважин.
Общий объем мелиоративных и водохозяйственных работ указан в приложении N 6.
Первостепенное внимание будет уделено коренному улучшению природных кормовых угодий, включая культуртехнические мероприятия и окультуривание, созданию высокопродуктивных сенокосов и пастбищ. Намечается значительно увеличить объем работ по поверхностному улучшению существующих сенокосов и пастбищ.
Для поддержания высокой продуктивности улучшенных угодий предусматривается увеличить объем работ по перезалужению площадей выродившихся травостоев, широко применять противоэрозионные технологии. При залужении и восстановлении ранее улучшенных травостоев посев трав должен проводиться с увеличенной долей бобовых компонентов.
Защита почв от эрозии
О комплексе мер по борьбе с эрозией почв первостепенное место отводится организационно-хозяйственным, агротехническим, гидротехническим и лесомелиоративным мероприятиям. В этих целях необходимо:
- развивать контурно-мелиоративное земледелие с введением почвозащитных севооборотов и размещением культур с учетом крутизны склонов, нарезкой границ полей, рабочих участков, дорог по горизонталям местности или под углом к ним, выполнением комплекса гидротехнических, лесолугомелиоративных, противоэрозионных мероприятий. Такое земледелие должно быть внедрено в первую очередь на землях с крутизной склонов более 2 градусов;
- применить в полном объеме почвозащитные технологии возделывания сельскохозяйственных культур на основе минимизации обработки почв, внедрить безотвальную обработку почвы с учетом почвенно-климатических условий согласно приложению N 8. Довести до оптимальных объемов применение других агротехнических противоэрозионных мероприятий, включая полосное размещение сельскохозяйственных культур, пожнивное мульчирование почвы, посев сидератов, возделывание пропашных культур с использованием постоянных гребней;
- осуществить меры по предотвращению переуплотнения почв путем внедрения технологических приемов снижения отрицательного воздействия технических средств на почву: совмещение операций, применение широкозахватных агрегатов, ограничение проведения полевых работ при высокой влажности почвы, перегрузочные и перевалочные процессы на уборке, при перевозке урожая и других грузов, внесение в почву соломы, сидератов, разуплотнение почв глубоким рыхлением.
Большое значение имеют защитные лесные насаждения. В целях получения максимального эффекта от защитного лесоразведения согласно приложению N 9 предусматривается:
- заложить защитные лесные насаждения на площади 723 гектара по оврагам и балкам. На склонах более 0,5 градусов полезащитные лесные полосы размещать поперек склонов и контурно в соответствии с противоэрозионной организацией территории;
- осуществить реконструкцию и ремонт ранее созданных полезащитных лесных полос и проведение рубок ухода в них на площади 100 гектаров.
Для защиты почв от водной эрозии предусматривается осуществить строительство водозадерживающих плотин, водонаправляющих и водосборных сооружений, реконструкцию и ремонт противоэрозионных гидротехнических сооружений в объемах согласно приложению N 6.
Научно-техническое обеспечение Программы
Научно-техническое обеспечение Программы будет осуществляться в рамках Федеральной программы "Повышение плодородия почв России на 2002 - 2005 годы" и республиканской целевой программы "Сохранение плодородия почв Удмуртской Республики на 2002 - 2005 годы".
Научно-техническим обеспечением Программы и контролем за изменением плодородия почв республики будут заниматься:
- Республиканский центр агрохимической службы "Удмуртский";
- Управление по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению "Удмуртмелиоводхоз";
- Ижевская сельскохозяйственная академия;
Эти научно-исследовательские организации осуществляют весь комплекс вопросов по контролю за состоянием плодородия почв, экологотоксикологических условий выращивания сельскохозяйственной продукции, разработке технологий и мероприятий по исключению антропогенной деградации земель сельскохозяйственного использования и составлению проектно-сметной документации на работы по восстановлению и поддержке плодородия.
В настоящее время в республике проводится 6-й тур агрохимического обследования плодородия почв. Для обеспечения объективной информации о состоянии и динамике их плодородия, возможности планирования специалистами хозяйств рационального использования удобрений, размещения культур ежегодная потребность работы по текущему агрохимическому контролю составляет 250 тыс. гектаров. В последние годы из-под контроля плодородия выпадают почвы, отведенные в земли запаса районных сельских администраций. Использование земель бесконтрольно и без должного восстановления плодородия может привести к невосполнимым потерям. Поэтому агрохимический мониторинг плодородия почв должен проводиться независимо от формы собственности на всех пахотных землях Удмуртской Республики в нормативных объемах за счет средств бюджета Удмуртской Республики.
VI. Ресурсное обеспечение программы
Финансирование Программы предполагается за счет следующих источников:
- средства федерального бюджета;
- средства бюджета Удмуртской Республики;
- собственные средства организаций, заинтересованных в реализации настоящей программы, ссуды, кредиты, инвестиции;
Источником средств бюджетного финансирования являются земельные налоги и арендная плата за землю.
Общий объем финансирования Программы составляет 756,1 млн. рублей.
Кроме того, в Программе не учтены затраты товаропроизводителей на приобретение минеральных удобрений и затраты на вывозку и внесение навоза, которые составляют дополнительно 1600 млн. рублей (за исключением субсидий на минеральные удобрения из федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики). Разбивка по годам и источникам финансирования представлена согласно приложению N 10. Потребность в финансовых ресурсах на реализацию конкретных мероприятий приведена в приложениях N 3, N 4, N 7 и N 9.
Финансирование мероприятий по повышению плодородия почв осуществляется государством на основе долевого участия.
1. Федеральным бюджетом и бюджетом Удмуртской Республики финансируются:
- 80 процентов стоимости работ по коренному улучшению земель, связанных с повышением плодородия почв (известкование и фосфоритование почв);
- 100 процентов стоимости работ по агрохимическому и агроэкологическому обследованию земель и подготовке проектно-сметной документации.
2. Объемы финансирования работ из бюджета Удмуртской Республики соответствуют Республиканской программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2001 - 2004 годы "Развитие Удмуртии на 2001 - 2004 годы".
3. Часть бюджетных средств может быть направлена на обновление технической базы участников выполнения Программы. Конкретные объемы и направления определяются Министерством сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики ежегодно.
4. Объемы финансирования, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат ежегодной корректировке при формировании и утверждении бюджета.
VII. Механизм реализации программы
Республиканская целевая программа "Сохранение плодородия почв Удмуртской Республики на 2002 - 2005 годы" является программой первого уровня и составляет неотъемлемую часть организационной структуры программно-целевого управления АПК, в рамках среднесрочной Программы социально-экономического развития агропромышленного комплекса Удмуртской Республики на 2002 - 2005 годы.
В соответствии с Положением о разработке, утверждении и реализации республиканских целевых программ Удмуртской Республики управление реализацией программы будет осуществлять республиканский заказчик. Республиканский заказчик - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики - осуществляет общее управление Программой и выполняет следующие функции:
- осуществляет конкретный отбор и назначение исполнителей мероприятий Программы, создает исполнительную дирекцию Программы;
- утверждает смету расходов на содержание исполнительной дирекции в пределах выделенного объема финансирования;
- устанавливает права, обязанности и ответственность каждого исполнителя;
- обеспечивает распределение и перераспределение всех видов ресурсов.
Реализация Программы осуществляется на основе договоров или соглашений, заключаемых республиканским заказчиком Программы, со всеми исполнителями программных мероприятий.
VIII. Организация управления программой
Текущее управление осуществляется исполнительной дирекцией Программы, формируемой республиканским заказчиком.
Исполнительная дирекция Программы имеет круг оперативных полномочий по организации выполнения Программы:
- координация общей технической и экономической политики в рамках Программы;
- доведение до исполнителей программных заданий;
- определение методов и путей выполнения этапов Программы, текущее управление Программой;
- регулирует разногласия, возникающие в ходе выполнения Программы;
- контроль исполнения этапов, сроков, качества работ и заказов;
- периодическая отчетность и информация о ходе выполнения Программы.
IX. Контроль за ходом реализации программы
В соответствии с Положением о разработке, утверждении и реализации республиканских целевых программ Удмуртской Республики контроль за ходом ее выполнения будет осуществлять республиканский заказчик.
Республиканский заказчик Программы направляет:
- ежеквартально в Министерство экономики Удмуртской Республики статистическую, справочную и аналитическую информацию о подготовке и реализации Программы;
- ежегодно до 1 февраля в Министерство экономики Удмуртской Республики и Министерство финансов Удмуртской Республики доклады о ходе работ по Программе и эффективности использования финансовых средств.
Министерство экономики Удмуртской Республики с участием Министерства финансов Удмуртской Республики до 1 марта каждого года подготавливает и представляет в Правительство Удмуртской Республики доклад о ходе реализации Программы за отчетный год.
Министерство экономики Удмуртской Республики с участием Министерства финансов Удмуртской Республики, республиканского заказчика организует экспертные проверки хода реализации Программы. При этом обращается внимание на выполнение сроков реализации программных мероприятий, на целевое и эффективное использование средств внебюджетных источников финансирования в конечные результаты Программы.
По результатам экспертных проверок подготавливаются предложения для внесения в Правительство Удмуртской Республики о целесообразности продолжения работ и финансирования Программы или об их прекращении, уточнении льгот или применения санкций к участникам Программы.
X. Оценка эффективности социально-экономических и экологических
последствий от реализации программы
Эффективность социально-экономических последствий реализации программы будет выражаться в улучшении обеспечения населения Удмуртской Республики продуктами питания, производстве рыночно востребованной продукции и стабилизации на нее цен.
Увеличение объемов применения средств химизации, проведения агрохимических, мелиоративных и лесотехнических работ позволит остановить сокращение штатов на предприятиях, производящих эти работы (хозяйства республики, предприятия ассоциации "Удмуртагрохим", Управления "Удмуртмелиоводхоз", управления сельскими лесами Удмуртской Республики). Все эти мероприятия в конечном итоге несколько снизят социальную напряженность среди сельского населения.
Реализацией Программы обеспечится частичное улучшение экологической обстановки в Удмуртской Республике. Это произойдет за счет того, что уменьшится загрязнение рек, естественных и искусственных водоемов республики органическими удобрениями и сточными водами животноводческих ферм и комплексов. Увеличение объемов локального внесения минеральных удобрений также значительно сократит попадание их в реки, пруды и озера. Строительство новых мелиоративных и гидротехнических сооружений, проведение работ по созданию овражно-балочных насаждений сократят смыв почвы в водные объекты, что уменьшит их обмеление и заиливание.
Проведение известкования почв положительно отразится не только на снижении кислотности почв, но и на снижении поступления тяжелых металлов и токсичных веществ в продукцию растениеводства, и в результате - на уменьшении накопления этих элементов в продуктах питания.
Приложение N 1
к постановлению Государственного Совета УР
от 13 февраля 2002 г. N 546-II
Объемы внесения органических удобрений
и источники их восполнения
Показатель | 2000 факт |
2002 2005 |
в том числе по годам | |||
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |||
всего органических удобрений, тыс. тонн |
1530 |
8950 |
2000 |
2150 |
2300 |
2500 |
в том числе: навоз |
7080 |
1750 |
1760 |
1780 |
1790 |
|
солома в пересчете на навоз |
1870 |
250 |
390 |
520 |
710 |
|
Всего, т/га пашни | 1,3 | 1,4 | 1,5 | 1,6 | 1,8 |
Приложение N 2
к постановлению Государственного Совета УР
от 13 февраля 2002 г. N 546-II
Полевое травосеяние в Удмуртской
Республике на 2002 - 2005 годы
(тыс. га)
Укосная площадь многолетних трав в 2002 году |
Укосная площадь многолетних трав в 2005 году |
в том числе бобовые травы |
Площадь ежегод- ного подсева |
|
Всего по Удмурт- ской Республике |
385,0 |
395,0 |
280,0 |
145,0 |
Приложение N 3
к постановлению Государственного Совета УР
от 13 февраля 2002 г. N 546-II
Объемы применения минеральных удобрений
(в ценах 2002 года)
Показатель | 2000 факт |
2002 2005 |
в том числе по годам | |||
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |||
Всего удобрений, тыс.тонн действующего вещества |
23,9 |
233,3 |
35 |
54,8 |
68,5 |
75 |
в том числе: азотные |
14,7 |
86 |
13 |
20 |
25 |
28 |
фосфорные | 4,6 | 84 | 12 | 20 | 25 | 27 |
калийные | 4,6 | 63,3 | 10 | 14,8 | 18,5 | 20 |
Всего, кг действующего вещества/га |
19,8 |
25 |
39 |
49 |
54 |
|
Субсидии на минеральные удобрения из федерального бюджета, млн. рублей* |
14,4 |
61,5 |
10,0 |
13,0 |
16,9 |
21,6 |
Господдержка на минераль- ные удобрения из бюджета Удмуртской Республики, млн. рублей |
35,5 |
50,9 |
25,0 |
14,8 |
11,1 |
- |
* - объем финансирования из федерального бюджета приведен для информации. Лимит объема ежегодно пересматривается и доводится Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Приложение N 4
к постановлению Государственного Совета УР
от 13 февраля 2002 года N 546-II
Объемы известкования и фосфоритования почв
(в ценах 2002 года)
Показатель | 2000 факт |
2002 2005 |
в том числе по годам | |||
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |||
Известкование, тыс.га | 6,5 | 78,0 | 14,0 | 19,0 | 20,0 | 25,0 |
млн.рублей | 13,5 | 180,8 | 32,3 | 44,1 | 46,4 | 58,0 |
в том числе: федеральный бюджет* |
6,5 |
47,3 |
9,8 |
11,1 |
11,1 |
15,3 |
бюджет УР | 5,0 | 97,3 | 16,0 | 24,2 | 26,0 | 31,1 |
средства хозяйств | 2,0 | 36,2 | 6,5 | 8,8 | 9,3 | 11,6 |
Фосфоритование, тыс.га | 1,2 | 90,0 | 11,0 | 23,0 | 26,0 | 30,0 |
млн. рублей | 2,0 | 197,9 | 14,6 | 53,4 | 60,3 | 69,6 |
в том числе: федеральный бюджет* |
1,0 |
34,1 |
7,7 |
8,3 |
8,3 |
9,8 |
бюджет УР | 0,7 | 124,2 | 4,0 | 34,4 | 39,9 | 45,9 |
средства хозяйств | 0,3 | 39,6 | 2,9 | 10,7 | 12,1 | 13,9 |
Всего, тыс.га | 168,0 | 25,0 | 42,0 | 46,0 | 55,0 | |
млн.рублей | 15,5 | 378,7 | 46,9 | 97,5 | 106,7 | 127,6 |
в том числе: федеральный бюджет* |
7,5 |
81,4 |
17,5 |
19,4 |
19,4 |
25,1 |
бюджет УР | 5,7 | 221,5 | 20,0 | 58,6 | 65,9 | 77,0 |
средства хозяйств | 2,3 | 75,8 | 9,4 | 19,5 | 21,4 | 25,5 |
* - объем финансирования из федерального бюджета приведен для информации. Лимит объема ежегодно пересматривается и доводится Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Приложение N 5
к постановлению Государственного Совета УР
от 13 февраля 2002 г. N 546-II
Объемы потребности и поставки известняковых
материалов и фосфоритной муки
(в ценах 2002 года)
Показатель |
2000 факт |
2002 2005 |
в том числе по годам | |||
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |||
Потребность в известняковой муке, тыс. тонн |
34,6 |
468 |
84 |
114 |
120 |
150 |
из них производство и поставка с местных известняковых карьеров, тыс. тонн |
16,5 |
438 |
84 |
114 |
120 |
120 |
приобретение завозной извести, тыс. тонн Потребность в фосфорит- ной муке, тыс. тонн |
2,0 |
30 135,0 |
- 16,5 |
- 34,5 |
- 39,0 |
30 45,0 |
Приложение N 6
к постановлению Государственного Совета УР
от 13 февраля 2002 г. N 546-II
Объемы мелиоративных и водохозяйственных работ
Наименование видов работ | 2000 факт |
2002 2005 |
в том числе по годам | |||
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |||
Реконструкция и строи- тельство мелиоративных систем, тыс.га |
0,2 |
1,4 |
0,3 |
0,4 |
0,3 |
0,4 |
Капитальный ремонт ме- лиоративных систем, тыс.га |
0,21 |
2,6 |
0,6 |
0,7 |
0,7 |
0,6 |
Культуртехнические работы, тыс.га |
0,02 |
1,0 |
0,2 |
0,3 |
0,2 |
0,3 |
Строительство и ре- конструкция противо- эрозионных сооружений, штук |
2 |
11 |
2 |
3 |
3 |
3 |
Строительство и рекон- струкция водопроводов, км |
14 |
40 |
10 |
10 |
10 |
10 |
Бурение скважин, штук | - | 16 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Приложение N 7
к постановлению Государственного Совета УР
от 13 февраля 2002 года N 546-II
Объемы финансирования мелиоративных
и водохозяйственных мероприятий
(млн. рублей в ценах 2002 года)
Наименование видов работ | 2000 факт |
2002 2005 |
в том числе по годам | |||
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |||
Мелиорация земель (включая культуртехнические работы), всего |
9,2 |
66,7 |
10,8 |
14,0 |
18,1 |
23,8 |
в том числе: федеральный бюджет |
8,5 |
37,1 |
6,0 |
7,8 |
10,1 |
13,2 |
бюджет УР | 18,5 | 3,0 | 3,9 | 5,0 | 6,6 | |
средства местных бюджетов и хозяйств |
0,7 |
11,1 |
1,8 |
2,3 |
3,0 |
4,0 |
Ремонт и содержание суще- ствующих мелиоративных систем, всего |
6,8 |
78,0 |
12,6 |
16,4 |
21,3 |
27,7 |
в том числе: федеральный бюджет |
0,8 |
3,7 |
0,6 |
0,8 |
1,0 |
1,3 |
бюджет УР | 5,1 | 61,9 | 10,0 | 13,0 | 16,9 | 22,0 |
средства местных бюджетов и хозяйств |
0,9 |
12,4 |
2,0 |
2,6 |
3,4 |
4,4 |
Противоэрозионные меро- приятия, всего |
6,4 |
45,0 |
7,3 |
9,5 |
12,2 |
16,0 |
в том числе: федеральный бюджет |
4,4 |
19,1 |
3,1 |
4,0 |
5,2 |
6,8 |
бюджет УР | 0,7 | 18,5 | 3,0 | 3,9 | 5,0 | 6,6 |
средства местных бюджетов и хозяйств |
1,3 |
7,4 |
1,2 |
1,6 |
2,0 |
2,6 |
Сельскохозяйственное водо- снабжение, всего |
5,4 |
48,3 |
7,8 |
10,2 |
13,1 |
17,2 |
в том числе: федеральный бюджет |
4,3 |
21,7 |
3,5 |
4,6 |
5,9 |
7,7 |
бюджет УР | 0,3 | 18,5 | 3,0 | 3,9 | 5,0 | 6,6 |
средства местных бюджетов и хозяйств |
0,8 |
8,1 |
1,3 |
1,7 |
2,2 |
2,9 |
Всего | 27,8 | 2 38,0 | 38,5 | 50,1 | 64,7 | 84,7 |
в том числе: федеральный бюджет |
18,0 |
81,6 |
13,2 |
17,2 |
22,2 |
29,0 |
бюджет УР | 6,1 | 117,4 | 19,0 | 24,7 | 31,9 | 41,8 |
средства местных бюджетов и хозяйств |
3,7 |
39,О |
6,3 |
8,2 |
10,6 |
13,9 |
Приложение N 8
к постановлению Государственного Совета УР
от 13 февраля 2002 года N 546-II
Внедрение почвозащитной энергосберегающей технологии
возделывания сельскохозяйственных культур
(тыс. га)
Наименование работ | 2000 факт |
2002 2005 |
в том числе по годам | |||
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |||
Применение безотвальной технологии производства сельскохозяйственных культур |
40,0 |
290,0 |
40,0 |
60,0 |
90,0 |
100,0 |
Приложение N 9
к постановлению Государственного Совета УР
от 13 февраля 2002 года N 546-II
Объемы работ по лесомелиорации
(в ценах 2002 года)
Показатель | 2000 факт |
2002 2005 |
в том числе по годам | |||
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |||
Создание противоэрози- онных овражно-балочных насаждений, тыс.га |
0,184 |
0,723 |
0,180 |
0,180 |
0,180 |
0,183 |
Рубки ухода в полеза- щитных лесонасаждени- ях, тыс. га |
0,100 |
0,025 |
0,025 |
0,025 |
0,025 |
|
Стоимость проведения комплексных лесомели- оративных мероприятий всего, млн. рублей |
0,5 |
2,6 |
0,5 |
2,6 |
0,7 |
0,8 |
в том числе федеральный бюджет* |
0,5 |
0,6 |
0,5 |
0,6 |
0,7 |
0,8 |
* - объем финансирования из федерального бюджета приведен для информации. Лимит объема ежегодно пересматривается и доводится Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Приложение N 10
к постановлению Государственного Совета УР
от 13 февраля 2002 г. N 546-II
Объемы финансирования работ
по республиканской целевой программе "Сохранение
плодородия почв Удмуртской Республики на 2002-2005 годы"
(млн. рублей в ценах 2002 года)
Наименование видов работ | 2000 факт |
2002 2005 |
в том числе по годам | |||
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |||
Агрохимические работы: известкование почв |
13,5 |
180,8 |
32,3 |
44,1 |
46,4 |
58,0 |
фосфоритование почв | 2,0 | 197,9 | 14,6 | 53,4 | 60,3 | 69,6 |
агрохимическое обследо- вание почв |
2,5 |
24,4 |
5,2 |
6,4 |
6,4 |
6,4 |
Всего по агрохимическим ра- ботам: |
18,0 |
403,1 |
52,1 |
103,9 |
113,1 |
134,0 |
в том числе: федеральный бюджет* |
7,5 |
81,4 |
17,5 |
19,4 |
19,4 |
25,1 |
бюджет УР | 8,2 | 245,9 | 25,2 | 65,0 | 72,3 | 83,4 |
внебюджетные средства | 2,3 | 75,8 | 9,4 | 19,5 | 21,4 | 25,5 |
Субсидии на минеральные удобрения из федерального бюджета |
14,4 |
61,5 |
10,0 |
13,0 |
16,9 |
21,6 |
Субсидии на минеральные удобрения из бюджета Уд- муртской Республики |
35,5 |
50,9 |
25,0 |
14,8 |
11,1 |
- |
Мелиоративные работы: мелиорация земель (вклю- чая культуртехнические ра- боты) |
9,2 |
66,7 |
10,8 |
14,0 |
18,1 |
23,8 |
ремонт и содержание суще- ствующих мелиоративных систем |
6,8 |
78,0 |
12,6 |
16,4 |
21,3 |
27,7 |
сельскохозяйственное во- доснабжение |
5,4 |
48,3 |
7,8 |
10,2 |
13,1 |
17,2 |
Всего по мелиоративным ра- ботам: |
21,4 |
193,0 |
31,2 |
40,6 |
52,5 |
68,7 |
в том числе: федеральный бюджет* |
13,6 |
62,5 |
10,1 |
13,2 |
17,0 |
22,2 |
бюджет УР | 5,4 | 98,9 | 16,0 | 20,8 | 26,9 | 35,2 |
внебюджетные средства | 2,4 | 31,6 | 5,1 | 6,6 | 8,6 | 11,3 |
Противоэрозионные работы мелиоративные |
6,4 |
45,0 |
7,3 |
9,5 |
12,2 |
16,0 |
лесотехнические | 0,5 | 2,6 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 |
Всего по противоэрозионным работам: |
6,9 |
47,6 |
7,8 |
10,1 |
12,9 |
16,8 |
в том числе: федеральный бюджет |
4,9 |
21,7 |
3,6 |
4,6 |
5,9 |
7,6 |
бюджет УР | 0,7 | 18,5 | 3,0 | 3,9 | 5,0 | 6,6 |
внебюджетные средства | 1,3 | 7,4 | 1,2 | 1,6 | 2,0 | 2,6 |
всего по программе: | 96,2 | 756,1 | 126,1 | 182,4 | 206,5 | 241,1 |
в том числе: федеральный бюджет |
40,4 |
227,1 |
41,2 |
50,2 |
59,2 |
76,5 |
бюджет УР | 40,8 | 414,2 | 60,2 | 104,6 | 115,3 | 125,2 |
внебюджетные средства | 6,0 | 114,8 | 15,7 | 27,7 | 32,0 | 39,4 |
* - объем финансирования из федерального бюджета приведен для информации. Лимит объема ежегодно пересматривается и доводится Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Государственного Совета УР от 13 февраля 2002 г. N 546-II "О республиканской целевой программе "Сохранение... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.