Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Закон УР от 23 апреля 1996 г. N 192-I "О занятости населения в Удмуртской Республике"

 

Закон УР от 23 апреля 1996 г. N 192-I
"О занятости населения в Удмуртской Республике"

 

Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Удмуртской Республики на труд и социальную защиту от безработицы, постоянно проживающих (*) на территории Российской Федерации.

 

I. Общие положения

 

Статья 1. Занятость граждан

 

Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и Удмуртской Республики и приносящая, как правило, им заработок (трудовой доход). (**)

Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Принуждение (в какой-либо форме) к труду не допускается, за исключением случаев, особо установленных законодательством. Незанятость граждан не может служить основанием для их привлечения к административной и иной ответственности.

 

Статья 2. Занятые граждане

 

Занятыми считаются граждане:

работающие по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы;

временно отсутствующие в связи с нетрудоспособностью, отпуском, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами;

самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе предприниматели, лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью, включая фермеров, а также члены производственных кооперативов;

избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел;

проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению Федеральной государственной службы занятости населения, за исключением обучающихся в вечерних (сменных) общеобразовательных школах в случае, если они потеряли работу в период совмещения ее с обучением или обучаются после окончания профессионального учебного заведения, не дающего общего среднего образования.

 

Статья 3. Порядок и условия признания граждан безработными

 

Безработными признаются трудоспособные незанятые граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовы приступить к ней. При этом не учитываются оплата за выполнение общественных работ по направлению службы занятости, а также выплаты выходного пособия и среднего заработка работникам, высвобожденным с предприятий, из учреждений и организаций в связи с их ликвидацией, реорганизацией, сокращением численности штата.

Решение о признании гражданина безработным принимается службой занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней с момента предъявления службе занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, а также документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние два месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу и не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании. При этом гражданин признается безработным со дня предъявления указанных документов.

В случае представления справки о среднем заработке за последние два календарных месяца по последнему месту работы в иностранной валюте органы службы занятости осуществляют перевод иностранной валюты в рубли по официальному курсу, установленному на день увольнения гражданина.

Безработными не могут быть признаны граждане:

не достигшие 16-летнего возраста, а также граждане, которым в соответствии с пенсионным законодательством назначена пенсия, кроме граждан, получающих пенсию по инвалидности III группы;

отказавшиеся в течение 10 дней со дня обращения в службу занятости от двух вариантов подходящей работы, а впервые ищущие работу, не имеющие профессии (специальности) - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (одно и то же место учебы) дважды.

Гражданин, который в установленном порядке не признан безработным, приобретает право на повторное обращение в службу занятости для признания таковым через две недели.

 

Статья 4. Подходящая и неподходящая работа

 

1. Подходящей считается такая работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, прежней работы, состояния здоровья, транспортной доступности рабочего места.

Максимальная удаленность подходящей работы от места безработного определяется соответствующим представительным органом государственной власти административно-территориальной единицы с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

Оплачиваемая работа, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, включая работу временного характера, отвечающая требованиям законодательства Российской Федерации о труде, считается подходящей для следующих категорий граждан:

впервые ищущих работу, не имеющих профессии (специальности);

отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию или получить смежную профессию (специальность) после трехгодичного перерыва в работе или после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы.

2. Подходящей не может считаться работа, если:

она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние два месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал средний уровень заработка в республике. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже указанного среднего уровня в республике.

 

Статья 5. Государственная политика в области содействия занятости населения

 

1. Удмуртская Республика обеспечивает проведение политики содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

2. Государственная политика Удмуртской Республики в области содействия занятости населения направлена на:

обеспечение равных возможностей всем гражданам, проживающим на территории Удмуртской Республики, независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношений к религии, в реализации права на труд и свободный выбор занятости;

поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному и творческому труду;

соблюдение добровольности труда, свободного волеизъявления граждан в выборе вида занятости;

обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, прежде всего особо нуждающихся в социальной защите: выпускников общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, выпускников вспомогательных школ, лиц моложе 18 лет, сирот, выпускников детских домов, детей, оставшихся без попечения родителей, и других; одиноких и многодетных родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста, детей-инвалидов; лиц предпенсионного возраста, инвалидов, лиц, продолжительное время не имеющих работу; лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание; беженцев, вынужденных переселенцев, лиц, страдающих психическими расстройствами;

сочетание самостоятельности представительных органов государственной власти административно-территориальных единиц в обеспечении занятости населения с согласованностью действий при реализации республиканской программы занятости населения;

координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая социальное обеспечение, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;

поощрение работодателей, создающих новые рабочие места;

координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости населения;

международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Удмуртской Республики за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Удмуртской Республики, соблюдение международных трудовых норм;

предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы.

 

Статья 6. Законодательство о занятости населения

 

1. Отношения в сфере занятости населения регулируются Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", законодательством Российской Федерации о труде, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Удмуртской Республики.

2. Законодательство о занятости населения распространяется также на постоянно проживающих в Российской Федерации и на территории Удмуртской Республики иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не вытекает из актов законодательства Российской Федерации или не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

 

Статья 7. Полномочия органов государственной власти Удмуртской Республики в осуществлении государственной политики в области содействия занятости населения

 

1. К полномочиям органов государственной власти Удмуртской Республики в осуществлении государственной политики в области содействия занятости населения относятся:

реализация основных направлений государственной политики в области занятости населения, предупреждения массовой безработицы на территории Удмуртской Республики;

принятие законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих общие принципы государственной политики в сфере занятости населения;

разработка и финансовое обеспечение целевых программ в области содействия занятости населения;

контроль за формированием средств Государственного фонда занятости на территории Удмуртской Республики;

соблюдение минимальных и обязательных в Российской Федерации норм социальной и экономической защищенности граждан от безработицы;

координация деятельности исполнительных органов государственной власти административно-территориальных единиц по вопросам занятости населения;

формирование основных принципов социальной защиты работников несостоятельных организаций и организаций, осуществляющих структурные изменения производства.

2. В случаях массового высвобождения работников и затруднений в их дальнейшем трудоустройстве представительные органы государственной власти административно-территориальных единиц Удмуртской Республики по предложению органов службы занятости, профсоюзных органов или иных представительных органов работников могут приостановить на срок до шести месяцев решение о высвобождении или принимать решение о проведении поэтапного высвобождения работников в течение года, осуществляя финансирование данных мероприятий за счет средств соответствующих бюджетов.

 

II. Права граждан в области занятости

 

Статья 8. Право граждан на трудоустройство

 

Граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателям или через бесплатное посредничество службы занятости.

Решение о приеме на работу оформляется путем заключения трудового договора (контракта, соглашения) между работодателями и гражданином, устраивающимся на работу.

Порядок и условия заключения трудовых договоров (контрактов, соглашений) при трудоустройстве регулируются законодательством Российской Федерации о труде.

 

Статья 9. Право граждан на консультацию по профориентации, профессиональную подготовку, переподготовку и получение информации в государственной службе занятости населения

 

Граждане имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в службе занятости с целью выбора работы, режима труда, возможности обучения.

Безработные граждане имеют также право на бесплатную профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку по направлению службы занятости.

 

Статья 10. Право граждан на профессиональную деятельность за пределами территории Удмуртской Республики

 

Граждане имеют право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории Удмуртской Республики.

 

Статья 11. Право граждан на обжалование действий органов государственной службы занятости населения, их должностных лиц

 

Граждане вправе обжаловать действия должностных лиц органов службы занятости населения в вышестоящий орган системы службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

III. Гарантии Удмуртской Республики в области занятости

 

Статья 12. Гарантии Удмуртской Республики в реализации права граждан на труд

 

1. Удмуртская Республика гарантирует гражданам Удмуртской Республики:

свободу выбора рода деятельности, в том числе работы с разными режимами труда;

охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде;

бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости;

предоставление работодателями, в соответствии с их заранее поданными заявками, подходящей работы выпускникам учебных заведений на период не менее трех лет.

2. Удмуртская Республика гарантирует безработным гражданам, а также инвалидам, которые по заключению уполномоченного на то органа имеют показания к труду:

бесплатную профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению службы занятости;

обеспечение социальной поддержки;

компенсацию в соответствии с законодательством Российской Федерации материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению службы занятости;

бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение;

возможность заключения срочных трудовых договоров (контрактов) на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан.

 

Статья 13. Дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения

 

1. Правительство Удмуртской Республики обеспечивает дополнительные гарантии категориям граждан, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы.

2. Квота (минимальное количество рабочих мест) для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите, устанавливается исполнительными органами государственной власти административно-территориальных единиц (городов и районов) организациям независимо от формы собственности с численностью работающих более 30 человек в процентах к среднесписочной численности работников, но не менее 3 процентов.

Приоритетным правом при трудоустройстве на квотируемые рабочие места пользуются инвалиды и подростки до 18 лет.

Порядок установления квоты, предусматривающий предварительное согласование с работодателями минимального количества рабочих мест и категорий трудоустраиваемых на них граждан, особо нуждающихся в социальной защите, определяется Правительством Удмуртской Республики.

Общественные объединения инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются об обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.

Организациям, размещающим заказы, посредством которых создаются новые рабочие места на предприятиях общественных объединений инвалидов, количество этих рабочих мест включается в счет выполнения установленной квоты.

3. Организациям, трудоустраивающим в пределах определенной им квоты граждан из категории особо нуждающихся в социальной защите, предоставляется следующая льгота по платежам:

сумма налога на прибыль, направляемая в республиканский бюджет, снижается на величину затрат, понесенных организацией на трудоустройство граждан указанных категорий.

При этом указанная величина снижения налога на прибыль не должна превышать 100-кратного размера минимальной оплаты труда в расчете на каждое созданное рабочее место для указанной категории граждан.

4. Гражданам, высвобождаемым из организаций в связи с сокращением численности или штата, гарантируются в течение двух лет после увольнения сохранение очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы, а также возможность пользоваться лечебными учреждениями и детскими дошкольными учреждениями (их детям) до поступления в школу на равных условиях с гражданами, работающими в данной организации.

5. Жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу в государственные (муниципальные) предприятия, в государственные (муниципальные) учреждения и организации.

 

IV. Регулирование и организация занятости населения

 

Статья 14. Регулирование занятости населения

 

В целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения Удмуртская Республика осуществляет:

проведение мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, в том числе для подростков, не достигших 16-летнего возраста, поощрение применения гибких режимов труда и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест;

правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав и интересов граждан Удмуртской Республики и соответствующих государственных гарантий;

ежегодную разработку и реализацию республиканской программы содействия занятости населения;

координацию деятельности министерств, ведомств республики и учебных заведений в области подготовки молодежи в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования в соответствии с требованиями рынка труда;

ведение финансово-кредитной, инвестиционной, налоговой политики, разработку и реализацию республиканских программ с учетом необходимости обеспечения занятости населения и сохранения рабочих мест;

создание механизма контроля за выявлением лиц, получающих пособие по безработице обманным путем.

 

Статья 15. Государственная служба занятости населения

 

1. Государственная служба занятости населения Удмуртской Республики входит в состав организационно самостоятельной Федеральной государственной службы занятости населения.

Ее работу возглавляет и организует Госкомитет Удмуртской Республики по занятости населения. Председатель Госкомитета входит в состав Правительства Удмуртской Республики.

Назначение и освобождение от должности Председателя Госкомитета Удмуртской Республики по занятости населения осуществляется вышестоящим органом службы занятости по представлению Правительства Удмуртской Республики.

В городах и районах органы службы занятости подчиняются в своей деятельности вышестоящим органам службы занятости и исполнительным органам государственной власти административно-территориальной единицы в пределах их компетенции.

Органы службы занятости совместно с представительными и исполнительными органами государственной власти административно-территориальных единиц осуществляют разработку и реализацию государственной политики в области содействия занятости населения.

2. Основными задачами органов службы занятости являются:

содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;

организация при необходимости профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан;

осуществление социальных выплат в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной и иной помощи безработным гражданам и членам семей безработных, находящихся на их содержании;

оценка состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;

разработка республиканской и других целевых программ содействия занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

3. Органы службы занятости имеют следующие права:

запрашивать у работодателей информацию о предполагаемых структурных изменениях и иных мероприятиях, в результате которых может произойти высвобождение работников, а также данные о потребности в рабочей силе, о количестве высвобождаемых, принятых и уволенных работников;

направлять работодателям при наличии у них потребностей в рабочей силе граждан, обращающихся в службу занятости для трудоустройства;

разрабатывать и вносить на рассмотрение исполнительных органов государственной власти административно-территориальных единиц предложения об установлении для работодателей минимального количества специальных рабочих мест для граждан, требующих специальной защиты и испытывающих затруднения в трудоустройстве;

заключать по доверенности работодателей от их имени договоры с гражданами о трудоустройстве (с предварительной при необходимости профессиональной подготовкой), оплачивать таким гражданам за счет средств работодателей стоимость проезда, суточные за каждый день нахождения в пути, а также выдавать им пособия при переезде на новое место жительства и работы;

направлять в установленном порядке безработных граждан по их желанию на оплачиваемые общественные работы;

оказывать материальную и иную помощь семьям безработных;

взыскивать в бесспорном порядке с работодателей суммы сокрытых или заниженных страховых взносов в фонд занятости, а также недоимок штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством. Взыскание указанных сумм производится после расчетов работодателя с бюджетами. При взыскании в бесспорном порядке указанных сумм органы службы занятости пользуются правами, предоставленными налоговым органам Российской Федерации по взысканию не внесенных в срок налогов.

4. Услуги, связанные с содействием занятости граждан, предоставляются органами службы занятости бесплатно.

 

Статья 16. Статистическая отчетность о занятости населения

 

Для объективной оценки состояния рынка труда и положения в области занятости населения в Удмуртской Республике применяется государственная статистическая отчетность.

Органы службы занятости обмениваются на безвозмездной основе с органами государственной статистики, налоговыми органами, органами миграционной службы и другими заинтересованными государственными органами отчетной документацией и сведениями, необходимыми каждой из сторон для выполнения своих функций.

 

Статья 17. Привлечение на территории Удмуртской Республики иностранной рабочей силы

 

Привлечение и использование на территории Удмуртской Республики иностранной рабочей силы осуществляются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Порядок привлечения рабочей силы в Удмуртской Республике с территорий других субъектов Российской Федерации определяется Правительством Удмуртской Республики с учетом состояния рынка труда республики.

 

Статья 18. Лицензирование деятельности по содействию занятости населения

 

Деятельность по оказанию гражданам услуг в содействии трудоустройству, профессиональной ориентации и психологической поддержки безработных граждан и незанятого населения осуществляется юридическими лицами на основании лицензий, выдаваемых органами исполнительной власти Удмуртской Республики, при наличии заключения Госкомитета Удмуртской Республики по занятости населения.

 

Статья 19. Координационные комитеты содействия занятости населения

 

В целях выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения Правительством Удмуртской Республики, исполнительными органами государственной власти административно-территориальных единиц в рамках социального партнерства создаются координационные комитеты содействия занятости населения из представителей объединений профессиональных союзов, иных представительных органов работников, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

Организация и порядок работы комитетов определяются представленными в комитетах сторонами.

 

Статья 20. Участие профессиональных союзов, их органов, иных представительных органов работников в содействии занятости населения

 

1. Профессиональные союзы Удмуртской Республики, их органы и иные представительные органы работников вправе участвовать в разработке государственной политики в области содействия занятости населения в соответствии с законодательством Российской Федерации о профессиональных союзах.

2. Профессиональные союзы, их органы и иные представительные органы работников имеют право:

вносить в Правительство Удмуртской Республики, исполнительные органы государственной власти административно-территориальных единиц республики предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников;

содействовать обеспечению социальных гарантий трудящихся в вопросах организации занятости, приема на работу (службу), увольнения, предоставления льгот и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Массовое высвобождение работников, связанное с рационализацией производства, совершенствованием организации труда, ликвидацией, перепрофилированием организации или ее структурных подразделений, полной или частичной приостановкой производства по инициативе работодателя, может осуществляться только после предварительного письменного уведомления (не менее чем за три месяца) соответствующих профсоюзных органов и проведения с ними переговоров о соблюдении прав и интересов членов профсоюза.

4. Органы исполнительной власти, работодатели проводят по предложению профессиональных союзов, их органов или иных представительных органов работников взаимные консультации по проблемам занятости населения.

По итогам консультаций могут заключаться соглашения, предусматривающие мероприятия, направленные на содействие занятости населения.

5. Профессиональные союзы, их органы, иные представительные органы работников вправе требовать от работодателя включения в коллективный договор конкретных мер по обеспечению занятости.

6. Предложения профессиональных союзов, их органов, иных представительных органов работников в связи с массовым высвобождением работников, направленные в соответствующие органы власти и работодателям, подлежат рассмотрению в установленном порядке.

 

Статья 21. Финансирование мероприятий по содействию занятости населения

 

1. Финансирование мероприятий по содействию занятости населения на территории республики осуществляется за счет средств Государственного фонда занятости Российской Федерации, республиканского и местных бюджетов Удмуртской Республики.

2. Фонд занятости является Государственным внебюджетным фондом Российской Федерации.

3. Фонд занятости на территории республики формируется за счет:

а) обязательных страховых взносов работодателей;

б) обязательных страховых взносов с заработка работающих;

в) ассигнований из республиканского и местных бюджетов;

г) добровольных взносов предприятий, учреждений, организаций, общественных организаций и граждан;

д) средств, взыскиваемых с работодателей за нарушение требований, предусмотренных настоящим законодательством;

е) доходов от реализации на договорной основе мероприятий по использованию средств фонда занятости на создание дополнительных, новых рабочих мест;

ж) других поступлений, в том числе доходов от инвестирования временно свободных средств фонда занятости в государственные ценные бумаги.

4. Размеры обязательных страховых взносов с работодателей и заработка работающих в фонд занятости, категории работодателей и работников, освобождаемых от уплаты страховых взносов в фонд занятости, определяются федеральным законом.

5. Фонд занятости находится в оперативном управлении органов службы занятости при паритетном участии профсоюзов в решении вопросов формирования и использования средств фонда.

6. Средства фонда занятости хранятся на счетах учреждений Центрального банка Российской Федерации, других уполномоченных банков и расходуются на финансирование мероприятий по разработке и реализации государственной политики в области содействия занятости населения.

Средства, не использованные в отчетном году, изъятию не подлежат и переходят на следующий финансовый год.

7. Фонд занятости в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах освобождается от уплаты налогов по доходам, указанным в пункте 3 настоящей статьи, за исключением подпунктов е), ж).

8. Контроль за уплатой работодателями страховых взносов в фонд занятости осуществляют органы налоговой инспекции.

 

Статья 22. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан

 

1. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан может осуществляться по направлению службы занятости в случаях, если:

невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;

необходимо изменить профессию (квалификацию) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;

гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

2. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или иных образовательных учреждениях, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми службой занятости договорами.

3. Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку имеют безработные граждане по истечении срока выплаты пособия, в том числе направленные на оплачиваемые общественные работы в случае отсутствия свободных рабочих мест.

4. Учебные заведения, осуществляющие обучение и переподготовку граждан по договорам со службой занятости, освобождаются от уплаты налогов на прибыль, а также государственных и таможенных пошлин.

 

Статья 23. Организация общественных работ

 

Правительство Удмуртской Республики, исполнительные органы государственной власти административно-территориальных единиц по предложению и при участии службы занятости организуют в целях обеспечения временной занятости населения проведение оплачиваемых общественных работ на предприятиях, в учреждениях, организациях, находящихся в государственной собственности, и по договорам - на других предприятиях, в учреждениях, организациях.

С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор. Преимущественным правом на заключение такого договора пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице (стипендии).

Граждане, занятые на общественных работах, получают оплату труда за фактически выполненные работы, но не ниже уровня, установленного законодательством Российской Федерации. На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании, а также право на получение пособия по безработице.

Финансирование общественных работ производится предприятиями, учреждениями, организациями, для которых выполняются эти работы, а также за счет соответствующего местного бюджета и привлечения при необходимости средств республиканского бюджета и фонда занятости.

 

V. Участие работодателей в обеспечении занятости населения

 

Статья 24. Содействие работодателей в обеспечении занятости населения

 

1. Работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на территории Удмуртской Республики на основе:

соблюдения условий договоров (контрактов, других соглашений), регулирующих трудовые отношения в соответствии с законодательством;

реализации мер, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями по защите трудящихся в случае приостановки производства или высвобождения работников;

оказания помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставления сверх установленной законодательством Российской Федерации дополнительной материальной помощи высвобождаемым работникам за счет средств предприятий, учреждений, организаций и других работодателей;

создания условий для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работающих. При исчислении налогооблагаемой прибыли сумма балансовой прибыли предприятий, учреждений, организаций уменьшается на сумму средств, затраченных работодателями на эти цели;

разработки и реализации социального плана организации, предусматривающего сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы;

соблюдения установленной квоты для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в том числе инвалидов и лиц моложе 18 лет;

трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите, по квотам, определяемым Правительством Удмуртской Республики и представительными органами государственной власти административно-территориальных единиц или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан.

2. Работодатели своевременно, не менее чем за три месяца, и в полном объеме представляют службе занятости, профсоюзному органу или иному представительному органу работников информацию о возможных массовых увольнениях трудящихся, числе и категориях работников, которых они могут коснуться, и сроке, в течение которого их намечено осуществить, и несут ответственность в установленном порядке.

3. Работодатели в случае несоблюдения ими установленной организациям квоты ежемесячно вносят в фонд занятости обязательную плату:

в размере пятикратной величины установленного законодательством Российской Федерации минимального размера оплаты труда за каждого нетрудоспособного в рамках квоты инвалида или гражданина моложе 18 лет;

в размере двукратной величины установленного законодательством Российской Федерации минимального размера оплаты труда за каждого нетрудоустроенного в рамках квоты из числа других категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

Работодатели в случае систематического непредоставления в службу занятости информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей) вносят в фонд занятости плату в размере десятикратного размера минимальной оплаты труда.

4. Работодатели обязаны представлять органам службы занятости:

в пятидневный срок со дня появления вакансий информацию о наличии вакантных мест (должностей);

ежемесячно информацию о выполнении квоты для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите, перечислении в фонд занятости обязательных страховых взносов и внесении обязательной платы при невыполнении квоты для приема на работу инвалидов и лиц моложе 18 лет.

5. Работодатели полностью возмещают затраты службы занятости по созданию специальных рабочих мест и профессиональной подготовки в связи с трудоустройством работников, получивших профессиональное заболевание или инвалидность на данном производстве, путем перечисления средств в фонд занятости.

6. В случае отказа в приеме на работу ранее заявленных выпускников учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования предприятия, учреждения и организации производят целевые финансовые отчисления в фонд занятости в размере среднего заработка работника данной категории в год.

7. При приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель в пятидневный срок возвращает в службу занятости направление с указанием дня приема гражданина на работу.

В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель делает в направлении службы занятости отметку о дне явки гражданина и причине отказа в приеме на работу и возвращает направление гражданину.

 

Статья 25. Права работодателей

 

1. Работодатель имеет право принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся на предприятие, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление службы занятости.

2. Работодатели, трудоустраивающие на работу сверх установленной минимальной численности выпускников общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, а также инвалидов, лиц моложе 18 лет и других категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, имеют право на снижение ставки налога на прибыль в размере 2 процентов от сумм, зачисляемых в местные бюджеты городов и районов республики, за каждый процент перевыполнения квоты.

3. Работодатель имеет право получать от службы занятости бесплатную информацию о состоянии рынка труда.

4. При необходимости служба занятости может компенсировать работодателям полностью или частично затраты на организацию обучения принятых на работу граждан, высвобождаемых с других предприятий, из учреждений, организаций.

5. Работодатель имеет право обжаловать действие органа службы занятости в вышестоящий орган службы занятости, а также в установленном законодательством судебном порядке.

 

VI. Социальные гарантии и компенсации

 

Статья 26. Гарантии социальной поддержки безработных

 

1. Государство гарантирует безработным:

выплату пособий по безработице;

выплату стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации по направлению органов службы занятости;

возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

компенсацию затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению службы занятости;

оплату за счет средств республиканского бюджета отпуска по беременности и родам безработным женщинам, а также проходящим профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку по направлению службы занятости в размере установленного минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента.

2. Время в период безработицы, в течение которого гражданин в установленном Законом порядке получает стипендию, пособие по безработице, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей, не прерывает трудового стажа и засчитывается в общий трудовой стаж.

3. Все виды пособий и других выплат безработным подлежат индексации в установленном законом порядке.

 

Статья 27. Льготы и компенсации работникам, высвобождаемым с предприятий, из учреждений и организаций

 

Работникам, высвобождаемым с предприятий, из учреждений, организаций в связи с их ликвидацией, реорганизацией, осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, при расторжении трудового договора представляются льготы и компенсации в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

При отсутствии у ликвидируемых предприятий, учреждений, организаций средств, предназначенных для расчетов с высвобождаемыми гражданами, выплата компенсаций производится в порядке и на условиях, установленных законодательством.

 

Статья 28. Размеры стипендий, выплачиваемых гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации

 

На период профессиональной подготовки (переподготовки) граждан по направлению службы занятости им выплачивается стипендия в следующих размерах:

для граждан, имеющих трудовой стаж свыше одного года - в размере 75 процентов их среднемесячного заработка по последнему месту работы, но не ниже минимального размера оплаты труда, предусмотренного законодательством Российской Федерации, и не выше среднего заработка в республике;

для граждан, не имеющих трудового стажа или имеющих трудовой стаж менее одного года - в размере стипендии, установленной государством для учебных заведений соответствующего профиля, но не ниже размера пособия по безработице, предусмотренного для этой категории граждан;

для граждан, утративших способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профзаболевания, за счет средств соответствующих предприятий (организаций) - в размере 100 процентов среднего заработка по последнему месту работы, но не ниже минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации, и не выше среднего заработка в республике.

Гражданам, имеющим иждивенцев, размер стипендии повышается на каждого иждивенца на 10 процентов, но не может превышать размер среднего заработка по последнему месту работы.

Размер стипендии может быть уменьшен или выплата ее может быть приостановлена в случаях неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительной причины.

 

Статья 29. Порядок определения размеров пособия по безработице

 

1. Пособие безработным гражданам (включая инвалидов III группы), уволенным по любым основаниям, устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние два месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 12 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 12 календарных недель с полным рабочим днем (неделей).

Пособие по безработице выпускникам высших учебных заведений, ранее не работавшим, устанавливается равным 2-кратному размеру минимальной оплаты труда.

Пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, ищущим работу впервые, устанавливается в размере минимальной оплаты труда.

2. При наличии у безработного гражданина нетрудоспособных иждивенцев размер пособия увеличивается на 10 процентов на каждого иждивенца, но максимальный размер его не может превышать размер среднего заработка по последнему месту работы.

3. В соответствии с приговором или решением суда с пособия по безработице производятся все виды удержаний (алименты, возмещение ущерба и так далее).

 

Статья 30. Условия и сроки выплаты пособия по безработице

 

1. Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

2. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным в порядке, определенном статьей 3 настоящего Закона.

Период выплаты пособия не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

Гражданам, высвобожденным с предприятий, из учреждений и организаций в связи с их ликвидацией, реорганизацией или другими структурными изменениями и зарегистрированным в службе занятости в течение двух недель после увольнения, но не трудоустроенным в течение трех месяцев, пособие по безработице выплачивается с первого дня по истечении этого периода.

В случае непредоставления оплачиваемой постоянной работы по истечении установленного срока выплаты пособия по безработице гражданин имеет преимущественное право на получение иной профессии (специальности) и участие в оплачиваемых общественных работах на период вплоть до его трудоустройства.

3. Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные службой занятости сроки не реже двух раз в месяц.

4. Государственный Совет Удмуртской Республики, представительные органы государственной власти административно-территориальных единиц могут устанавливать и более продолжительные сроки выплаты пособий или предусматривать условия продления их выплаты за счет средств соответствующих бюджетов.

В случае возникновения критической ситуации на рынке труда Правительством Удмуртской Республики может устанавливаться иной порядок регистрации безработных граждан и условий выплаты пособия по безработице.

 

Статья 31. Порядок продления сроков выплаты пособия по безработице гражданам со стажем работы, дающим право на пенсию по старости (по возрасту)

 

1. Для граждан, общий трудовой стаж которых в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации дает им право на пенсию по старости (по возрасту), включая пенсии на льготных условиях, но которые не достигли пенсионного возраста, продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий требуемый стаж на основании справок об общем трудовом стаже, выдаваемых органами социальной защиты.

Общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

2. По предложению органов службы занятости безработным гражданам, имеющим независимо от перерывов в трудовой деятельности стаж работы, дающий право выхода на полную пенсию по старости (по возрасту, включая пенсию на льготных условиях), с их согласия пенсия оформляется досрочно, но не ранее чем за два года до установленного законодательством Российской Федерации срока выхода на пенсию.

 

Статья 32. Размеры пособия по безработице гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям, уволенным с военной службы и из органов внутренних дел

 

Пособия по безработице начисляются гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям, уволенным с военной службы и из органов внутренних дел с момента их регистрации в службе занятости в качестве безработных и до решения вопроса об их трудоустройстве, но срок его выплаты не должен превышать 12 месяцев (для лиц предпенсионного возраста - 24 месяца) в размерах: первые три месяца - 75 процентов среднемесячного заработка (денежного довольствия) по последнему месяцу работы (службы); следующие четыре месяца - 60 процентов; в дальнейшем - 45 процентов, но во всех случаях не ниже минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации, и не выше среднего заработка, сложившегося в республике.

 

Статья 33. Размер пособия для иных категорий безработных граждан

 

Гражданам, ищущим работу впервые, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также гражданам, уволенным по любым основаниям, но не имевшим 12 недель оплачиваемой работы в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, пособия выплачиваются в размере установленного законом минимального размера оплаты труда.

Граждане, завершившие профессиональную подготовку и переподготовку в учебных заведениях по направлению службы занятости и вновь признанные в установленном порядке безработными, имеют право на получение пособия, первоначальный размер которого не ниже выплачиваемой им во время учебы стипендии.

 

Статья 34. Прекращение, приостановка выплаты пособия по безработице, снижение его размера

 

1. Выплата пособия по безработице может быть прекращена, приостановлена или его размер может быть сокращен органами службы занятости.

2. Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях:

признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным статьей 2 настоящего Закона;

прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии;

переезда безработного в другую местность;

получения пособия по безработице обманным путем, либо предоставления документов, содержащих заведомо недостоверную или искаженную информацию;

отказа от услуг службы занятости по личному письменному заявлению;

осуждения лица, получающего пособие по безработице, к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;

назначения в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации пенсии по старости (по возрасту), за выслугу лет, по инвалидности (за исключением пенсий по инвалидности III группы).

3. Выплата пособия по безработице может быть приостановлена:

- на срок до трех месяцев в случаях:

совершения безработным правонарушений (хулиганство, нарушение общественного порядка и т.д.);

отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;

длительного (более одного месяца) отсутствия безработного в месте постоянного проживания без уведомления службы занятости;

нарушения безработным условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного. Приостановка выплаты пособия по безработице производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию;

увольнения с последнего места работы за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации, а также отчисления гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;

явки на перерегистрацию в качестве безработного в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;

самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службы занятости.

Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице и не засчитывается в общий трудовой стаж.

4. Выплата пособия по безработице не производится в периоды:

временной нетрудоспособности безработного;

отпуска по беременности и родам;

выезда безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования;

призыва безработного на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей.

Указанные периоды не засчитываются в общий период выплаты пособия по безработице и продлевают его.

5. Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25 процентов на срок до одного месяца в случаях:

неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех рабочих дней со дня направления органами службы занятости;

отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу).

6. Решение о прекращении, приостановке выплаты пособия по безработице или снижении его размера принимается органами службы занятости с обязательным уведомлением безработного.

 

Статья 35. Материальная или иная помощь

 

1. Членам семьи безработного, находящимся на его иждивении, а также гражданам, потерявшим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного законодательством срока его выплаты, может оказываться материальная и иная помощь, включая дотации за пользование жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания.

Порядок и условия оказания материальной и иной помощи определяются законодательством Российской Федерации, Удмуртской Республики, представительными органами государственной власти административно-территориальных единиц, а также коллективными договорами и иными соглашениями.

 

Статья 36. Добровольное социальное страхование на случай потери работы

 

Граждане могут заключать со страховыми организациями договор добровольного страхования на случай потери работы. Порядок, периодичность и условия страхования определяются законодательством Российской Федерации.

 

VII. Контроль за исполнением настоящего Закона и
ответственность за его нарушение

 

Статья 37. Органы, осуществляющие контроль за исполнением настоящего Закона

 

Контроль за исполнением настоящего Закона осуществляется уполномоченными на то республиканскими государственными органами в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами и законодательством Удмуртской Республики.

 

Статья 38. Ответственность за нарушение настоящего Закона

 

Ответственность за нарушение настоящего Закона наступает в соответствии с действующим законодательством.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, составляются должностными лицами органов службы занятости.

 

Статья 39. О вступлении в силу настоящего Закона

 

Ввести в действие настоящий Закон по истечении десяти дней со дня его официального опубликования, а статьи 13, 25, 29 (в части установления размера пособия по безработице выпускникам высших учебных заведений) - с 1 октября 1996 года.

Правительству Удмуртской Республики до 1 октября 1996 года принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего Закона.

 

---------------------------------

(*) Шесть месяцев и более, если иное не определено законодательством.

(**) Далее - заработок.

 

Председатель Государственного Совета УР

А.А.Волков

 

г.Ижевск

23 апреля 1996 г.

N 192-I

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Закон УР от 23 апреля 1996 г. N 192-I "О занятости населения в Удмуртской Республике"


Текст Закона опубликован в газете "Известия Удмуртской Республики" N 96 от 25 июня 1996 г. и в газете "Удмуртская правда" N 94-95 от 26 июня 1996 г.


Законом УР от 29 декабря 2003 г. N 66-РЗ настоящий Закон признан утратившим силу


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Закон УР от 8 мая 2002 г. N 28-РЗ


Закон УР от 13 декабря 2001 г. N 66-РЗ


Закон УР от 16 августа 2001 г. N 34-РЗ


Закон УР от 1 марта 2000 г. N 156-II


Закон УР от 3 октября 1997 г. N 468-I