Постановление Правительства УР от 25 августа 1997 г. N 789
"О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации о
реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации"
Во исполнение Указов Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации", от 27 мая 1997 года N 528 "О дополнительных мерах по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" и в целях создания экономической базы для повышения уровня эксплуатации объектов и инженерных сетей жилищно-коммунального хозяйства республики, качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг Правительство Удмуртской Республики постановляет:
1. Считать приоритетной задачей администраций городов и районов, министерств и ведомств, предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства всех форм собственности дальнейшее развитие реформы жилищно-коммунального хозяйства на основе проведения его демонополизации, создания конкурентной среды в сфере строительства, управления и эксплуатации жилищного фонда, завершения перехода на договорные отношения между субъектами собственности и хозяйствования, а также совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг с обеспечением мер социальной защиты и усиления адресной поддержки малообеспеченных семей.
2. Программу реформирования жилищно-коммунального хозяйства Удмуртской Республики принять на период до 2003 года включительно (прилагается).
Стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг уточнять ежегодно с учетом реального роста доходов населения.
3. Образовать Правительственную комиссию по реформированию жилищно-коммунального хозяйства в Удмуртской Республике в составе согласно приложению.
4. Утвердить Положение о Правительственной комиссии по реформированию жилищно-коммунального хозяйства в Удмуртской Республике (прилагается).
5. Правительственной комиссии по реформированию жилищно-коммунального хозяйства в срок до 1 октября 1997 года разработать план практических мероприятий по реализации Программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства Удмуртской Республики внести его на утверждение в Правительство Удмуртской Республики.
6. Установить, что реформирование республиканского и местных бюджетов производится на основании ежегодно определяемых стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг.
7. Министерству финансов Удмуртской Республики:
ежегодно предусматривать отдельной строкой необходимые бюджетные ассигнования на финансирование жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с установленными социальными стандартами;
предусматривать в расходной части бюджета по защищенной статье средства на финансирование жилищных компенсаций (субсидий) гражданам;
в целях обеспечения стабильной и надежной работы всех систем жилищно-коммунального хозяйства в отопительные периоды предусматривать отдельной строкой в республиканском бюджете защищенной статьей необходимые ассигнования на выполнение неотложных работ по подготовке к зиме;
предусмотреть в проекте бюджета на 1998 год финансирование государственного заказа по оснащению зданий, строений, помещений и других объектов бюджетной сферы приборами учета и регулирования потребления электроэнергии, тепла, газа и воды.
8. Рекомендовать администрациям городов и районов при формировании местных бюджетов руководствоваться пунктом 7 настоящего постановления.
9. Приобретение и установку приборов учета и регулирования потребления энергоресурсов проводить в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 7 июня 1997 года N 680 "О закупке продукции для государственных нужд Удмуртской Республики на 1998 год".
10. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на отдел жилищно-коммунального хозяйства и строительства управления жилищно-коммунального хозяйства, строительства и производственной инфраструктуры Аппарата Правительства Удмуртской Республики.
Председатель Правительства
Удмуртской Республики |
П.Н.Вершинин |
Принята
Постановлением Правительства
Удмуртской Республики
от 25 августа 1997 г. N 789
Программа
реформирования жилищно-коммунального хозяйства
Удмуртской Республики
Содержание программы:
1. Введение
1.1. Состояние жилищно-коммунального хозяйства Удмуртской Республики
Жилищно-коммунальное хозяйство Удмуртской Республики представляет собой многоотраслевой комплекс производства услуг.
В ЖКХ Удмуртской Республики сосредоточено основных фондов на 18,9 трлн.руб; более 9 млн.кв.м жилья, 235 котельных и 125 центральных тепловых пунктов (ЦТП), 1009 км тепловых сетей в 2-х трубном исчислении, более 10 тыс.км воздушных и кабельных линий электропередач, 2030 трансформаторных подстанций.
В состав отрасли входят инженерные системы водоснабжения и водоотведения с тысячами километров распределительных систем, кроме того гостиничное хозяйство, дороги и мосты, бани и прачечные, зеленое хозяйство и ритуальные службы, а также службы благоустройства.
Состояние этих фондов характеризуется нарастающим износом, составляющим от 40 до 70%.
Более 600 тыс.кв.м жилищного фонда нуждается в неотложном капитальном ремонте. Из года в год увеличивается подлежащий сносу ветхий и аварийный фонд с износом более 60% (в 1993 г. ветхого жилья было 55,6 тыс.кв в 1994 г. - 67,9 тыс.кв.м., в 1995 г. - 117,5 тыс.кв.м). Из года в год снижаются затраты на капитальный ремонт жилья: если в 1977 г. на капитальный ремонт были выделены средства из расчета 2 руб.33 коп. на 1 кв.м общей площади, то в 1996 г. в сопоставимых ценах всего 20 коп. По этой причине ремонтируются лишь отдельные конструктивные элементы жилых зданий, резко увеличивается недоремонт жилищного фонда.
Сегодня все системы водоснабжения эксплуатируются с нарушениями режимов работы. Из 1978 км водопроводных сетей 956 км требуют замены и капитального ремонта (что составляет 48,3%), из 344 водопроводных станций 288 (или 83,7%) требуют замены насосного оборудования. Все 7 комплексов водоочистки нуждаются в капитальном ремонте с заменой оборудования, технологических коммуникаций, фильтрующих материалов, в доведении хлораторных и складов хлора до соответствия требованиям безопасности. По теплоэнергетическому хозяйству требуется ежегодно заменять 40,5 км тепловых сетей: в 235 котельных - 76 морально и физически изношенных котлов, 185 единиц котельно-вспомогательного оборудования (дымососы, насосы, вентиляторы и т.п.). В находящихся в эксплуатации 127 ЦТП требуется замена насосов в количестве 65 единиц, теплообменное оборудование в количестве 95 секций, большое количество запорной арматуры.
В республике ниже среднего среди регионов Российской Федерации уровень обеспечения жилищно-коммунальными услугами, что создает дискомфортные условия проживания как в жилище, так и вне его.
Финансовое состояние отрасли крайне неудовлетворительно.
Выполненный объем услуг и работ, подлежащий финансированию из бюджета по состоянию на начало июня 1997 г. составляет 384 млрд.руб., а фактически профинансировано 155 млрд.руб. (т.е. 40,4%). Неплатежи потребителей за отпущенные услуги продолжают расти и на сегодня составляют 888 млрд.руб., в т.ч. долг предприятий бюджетной сферы - 221 млрд.руб.
В силу этих неплатежей предприятия отрасли имеют долг перед поставщиками в 744 млрд.руб., в т.ч. перед "Удмуртэнерго" - в 384 млрд.руб. В каждом предприятии многомиллионные картотеки на общую сумму 425 млрд.руб.
Практически все жилищно-коммунальные предприятия республики имеют задолженность по заработной плате в 3-4 месяца на общую сумму 27 млрд.руб.
Из приведенного следует, что бюджетный механизм финансирования не может обеспечить развитие отрасли. Нужен принципиально иной экономический механизм ее функционирования, способный сделать ее эффективной, самоокупаемой.
Реформа жилищно-коммунального хозяйства, начатая в Российской Федерации в начале девяностых годов, является на сегодня одним из приоритетных направлений социальной и экономической политики государства. Процесс реформирования жилищно-коммунальных правоотношений в России периода 1990-1996 годов был достаточно динамичным как в нормотворчестве, так и в апробировании новых механизмов в жилищно-коммунальной сфере. В этот период времени были уточнены основные цели преобразования в этой сфере экономики и созданы необходимые правовые основы для проведения реформы.
Сформированная в 1990-1996 гг. законодательная, правовая и нормативно-методическая база определила основные направления реформы ЖКХ на основе взвешенного перехода этой сферы экономики на рыночные принципы хозяйствования, усиления мер социальной поддержки низкодоходных категорий граждан.
Решающим шагом в этом направлении явилось принятие Законов РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и "Об основах Федеральной жилищной политики", а также Постановлений Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.93 г. N 935 и Совета Министров Удмуртской Республики от 17.02.94 г. N 71, которыми был предусмотрен поэтапный переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг с достижением в 1998 г. 100% покрытия затрат на содержание, ремонт жилья и коммунальных услуг за счет платежей граждан с одновременным переходом на бюджетную форму социальной поддержки низкодоходных семей через предоставление компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг вместо датирования предприятий ЖКХ.
В результате проводимой политики бесплатной приватизации жилья гражданам, в республике произошли изменения в структуре собственности жилищного фонда, сформировался рынок жилья. В собственность граждан за истекший период передано 140,5 тыс. квартир, что составляет 37% от числа квартир от государственного и муниципального жилищного фонда, подлежащего приватизации.
Средняя обеспеченность жильем увеличилась с 1993 по 1996 г. на 1,0 кв.м общей площади и составила 16,2 кв.м на 1 чел.
В этот период в муниципальную собственность передавались объекты ЖКХ, акционированных, ликвидированных предприятий и организаций колхозов и совхозов.
Процесс муниципализации наиболее активно шел в жилищной сфере в гг. Воткинске, Глазове, Сарапуле и Завьяловском районе.
Изменилась структура предприятий отрасли. В настоящее время в отрасли 105 предприятий, из них половина многоотраслевого характера. Основная доля предприятий муниципализирована (97 предприятий или 92,3%), 8 предприятий республиканского уровня собственности.
Общая численность работающих в ЖКХ республики составляет 19,5 тыс.чел.
Начали формироваться договорные отношения между владельцем основных фондов ЖКХ и хозяйствующими субъектами, но этот процесс идет чрезвычайно медленно.
В городах и районах республики с 1994 г. осуществляется переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг с одновременным применением мер социальной защиты граждан путем предоставления и компенсаций по оплате жилья и коммунальных услуг. Формируются договорные отношения с нанимателями и собственниками жилья.
За 1994-1996 гг. рост ставок оплаты труда, при котором доля населения в покрытии издержек по представлению жилищно-коммунальных услуг возросла до 30%, позволил преодолеть отставание оплаты жилищно-коммунальных услуг от темпов инфляции. Однако, в связи с тем, что в этот период сложилась неблагоприятная динамика доходов населения, рост оплаты услуг населением проходил болезненно. Это не дало ощутимых результатов реализации программ реформирования жилищно-коммунальных отношений и вызвало необходимость изменения темпов и этапов реформы оплаты жилья и коммунальных услуг. Законом РФ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", принятым 8.12.1995 г., было предусмотрено увеличение срока поэтапного перехода к полной оплате жилья и коммунальных услуг населением с 5 до 10 лет.
Тем не менее, ставки оплаты жилищно-коммунальных услуг в 1996 г. продолжали расти опережающими инфляцию темпами.
Затраты на предоставление жилищно-коммунальных услуг в среднем на 1 чел. в месяц в 1996 г. сложилась в размере 106500 руб. При этом, доля платежей населения в покрытии этих затрат в 1996 г. составила 17,7%. Исходя из этого, при установлении максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 10% от совокупного дохода семьи, право на компенсации при оплате за жилье и коммунальные услуги в 1996 г. получили около 15,0 тыс. семей на сумму 5,3 млрд.руб.
Трехлетний опыт проведения реформ в ЖКХ показал, что принятые в 1991 году и последующие годы решения, касающиеся реформирования отношений в этой сфере экономики, нередко не были увязаны с общенациональной политикой в области установления цен на энергоносители, динамикой доходов населения, процессом передачи в муниципальную собственность объектов ЖКХ и другими факторами. На местах, за редким исключением, нет осознанной, последовательной и целенаправленной работы в этой сфере экономики.
Важнейшим условием формирования новой экономической политики в ЖКХ, обеспечивающей защиту интересов потребителей, гарантированное качество обслуживания, разрушение монополизма, является развитие договорных отношений в сфере производства и потребления жилищно-коммунальных услуг, а также управление муниципальной собственностью.
Службы "Заказчика" по жилищно-коммунальным услугам формально созданы в гг.Ижевске, Глазове, Камбарке, Сарапуле и Сарапульской районе.
Созданные службы "Заказчика" далеко не всегда эффективно решают стоящие перед ними задачи.
В других городах и районах функции Заказчика возложены на жилищно-эксплуатационные или многоотраслевые предприятия жилищно-коммунального хозяйства, что приводит к совмещению ими функций Заказчика и Подрядчика.
Это нарушает принцип рыночных отношений - разделение этих функций, ведет к чисто формальной процедуре заключения договоров, исключает объективный контроль выполнения договорных обязательств и применение экономических санкций.
Правовая неопределенность взаимоотношений предприятий и потребителей усугубляется отсутствием договоров найма жилого помещения. Процесс перехода от традиционных ордеров к договорам найма находится лишь в самой начальной стадии.
Отсутствует контроль за порядком заключения и исполнения условий договоров между органами местного самоуправления, производителями услуг и их потребителями, а также надзор за содержанием жилищного фонда и коммунальных объектов любой формы собственности. Для наведения порядка в этом вопросе необходимо завершить создание государственной жилищной инспекции.
Вызывает сомнение обоснованность самих базовых или "экономически обоснованных" тарифов на услуги ЖКХ, так как стоимость в расчете на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц по городам и районам за 1996 год существенно различается (см. таблицу).
_________________________________________________________________________
NN Наименование городов и районов Стоимость услуг на 1 кв.м общей
п/п площади в месяц (руб.), всего
_________________________________________________________________________
1 2 3
_________________________________________________________________________
1 Алнашский 5600
_________________________________________________________________________
2 Балезинский 7300
_________________________________________________________________________
3 Вавожский 6600
_________________________________________________________________________
4 Воткинский 7900
_________________________________________________________________________
5 Глазовский 6600
_________________________________________________________________________
6 Граховский 7400
_________________________________________________________________________
7 Дебесский 11600
_________________________________________________________________________
8 Завьяловский 7600
_________________________________________________________________________
9 Игринский 9100
_________________________________________________________________________
10 Камбарский 9600
_________________________________________________________________________
11 Каракулинский 10200
_________________________________________________________________________
12 Кезский 7100
_________________________________________________________________________
13 Кизнерский 8100
_________________________________________________________________________
14 Киясовский 11100
_________________________________________________________________________
15 Красногорский 10100
_________________________________________________________________________
16 М.Пургинский 7100
_________________________________________________________________________
17 Можгинский 9200
_________________________________________________________________________
18 Сарапульский 9100
_________________________________________________________________________
19 Селтинский 6600
_________________________________________________________________________
20 Сюмсинский 7900
_________________________________________________________________________
21 Увинский 6400
_________________________________________________________________________
22 Шарканский 6400
_________________________________________________________________________
23 Юкаменский 9300
_________________________________________________________________________
24 Як.Бодьинский 12200
_________________________________________________________________________
25 Ярский 7400
_________________________________________________________________________
В среднем по районам 8500
_________________________________________________________________________
26 г.Ижевск 7000
_________________________________________________________________________
27 г.Сарапул 6800
_________________________________________________________________________
28 г.Воткинск 6800
_________________________________________________________________________
29 г.Глазов 7800
_________________________________________________________________________
30 г.Можга 6100
_________________________________________________________________________
В среднем по городам 6900
_________________________________________________________________________
В среднем по республике 7100
_________________________________________________________________________
Медленно идет на местах процесс формирования служб, выполняющих функции по предоставлению гражданам компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг. Некоторые семьи не обращаются за компенсациями из-за недостаточной информированности по данному вопросу.
Все вышеизложенное указывает на неэффективную систему хозяйствования и финансирование отрасли. В связи с чем продолжается ветшание жилищного фонда, снижение надежности работы инженерных систем, лавинообразно растет задолженность муниципальных бюджетов перед энерго-, газо-, теплоснабжающими организациями.
Проведение комплексной реформы жилищно-коммунального хозяйства позволит существенно увеличить эффективность данного сектора экономики, улучшить условия проживания населения в жилищном фонде, увеличить реальные жилищные права граждан и стабилизировать социально-экономическую обстановку.
1.2. Основные цели реформы
Программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) Удмуртской Республики разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 1997 г. N 621 "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг", а также результатов проведенных в 1991-1997 гг. преобразований.
Главным условием реформы является экономическая сбалансированность проводимых мероприятий с реальными возможностями бюджета и доходами населения.
Целью реформирования ЖКХ является перевод жилищно-коммунального хозяйства на рыночные, социально-ориентированные принципы функционирования для обеспечения населения необходимым качеством и количеством жилищно-коммунальных услуг путем:
снижения стоимости и повышения качества жилищно-коммунальных услуг;
совершенствования механизмов финансирования отрасли;
усиления социальной политики в сфере ЖКХ;
обеспечения государственного контроля в вопросах содержания и использования жилищного фонда и объектов коммунального назначения.
2. Определение стандарта (норматива) условий проживания
2.1. Установить социальную норму площади жилья в соответствии с федеральным стандартом социальной нормы площади жилья, исходя из следующих норм обеспеченности населения жильем:
18 кв.м общей площади жилья на одного члена семьи из трех и более человек, 42 кв.м на семью из двух человек и 33 кв.м. на одиноко проживающего человека;
Социальную норму площади жилья для подсчета жилищных компенсаций в общежитиях установить в следующих размерах:
в общежитиях гостиничного типа - 10 кв.м на одного человека;
в общежитиях покомнатного заселения - 6 кв.м жилой площади на одного человека.
В коммунальных квартирах общая площадь жилья, занимаемого семьей, определяется пропорционально жилой площади комнат.
2.2. В городах и районах республики до конца 1997 года установить стандарт качества жилья, т.е. типовой, массовый уровень качества жилья (более 50%), сложившийся на данной территории, и, соответственно, стандарт оплаты социальной нормы площади жилья исходя из ставок оплаты жилищна коммунальных услуг для жилья, принятого в качестве стандарта.
Принятый стандарт пересматривать по мере развития жилищной реформы, дифференциации ставок оплаты услуг и повышения уровня благоустройства жилищного фонда.
3. Организация энергоресурсосбережения в
жилищно-коммунальном хозяйстве
Важнейшим элементом жилищно-коммунальной реформы является организация энергоресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве, которая может дать наибольший эффект с точки зрения снижения стоимости услуг.
Необходимо обеспечить функционирование экономического механизма, который, с одной стороны, стимулировал бы заинтересованность энергоресурсосберегающих предприятий и потребителей в экономии топливно-энергетических ресурсов, а с другой стороны, предусматривал бы экономические санкции за нерациональное и расточительное расходование энергоресурсов. Энергосбережение - комплексная объемная работа, имеющая много направлений, различных по масштабности, вложениям и требующая проведения новой организационной, технической, тарифной, налоговой политики, а также изменения законодательства.
Первым этапом работы по энергосбережению в жилищно-коммунальном хозяйстве является осуществление первоочередных организационных и технических мероприятий по установке приборов учета (снижение затрат на 15 - 30%). С целью скорейшего получения экономического эффекта целесообразна следующая очередность установки приборов и систем учета: в первую очередь, на границах раздела балансовой принадлежности между государственной и муниципальной собственностью (ЦТП, школы, больницы, жилые дома и т.п.) и энергоснабжающими организациями, в дальнейшем - установка приборов поквартирного учета. В этих целях необходимо обеспечить, в основном в 1998 году, установку приборов учета потребления электроэнергии, тепла, газа и воды, с выделением необходимых средств, в зданиях, строениях, помещениях и других объектах бюджетной сферы.
По приобретению и установке поквартирных водо-, газо-, теплосчетчиков необходимо уже в 1997 году принять решение по изысканию средств и завершению этих работ в 2003 году. Мероприятия по оснащению приборами и системами учета расхода энергоресурсов потребителей ЖКХ и бюджетной сферы в разрезе городов и районов республики прилагаются (приложение N 1).
Основными направлениями технической политики в реализации механизма энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве являются:
повышение теплоизоляции ограждающих конструкций вновь строящихся зданий, а также реконструируемого жилищного фонда и зданий другого назначения;
внедрение в практику строительства автономных систем инженерного оборудования;
установка приборов регулирования, контроля и учета теплоты для каждой квартиры;
замена морально и физически изношенного оборудования на более эффективное, экономичное во всех подотраслях ЖКХ;
широкое внедрение новых, более совершенных видов оборудования, материалов при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов и инженерных сетей;
О мероприятиях по повышению надежности, устойчивости, экономичности работы объектов жилищно-коммунального хозяйства в отопительном сезоне 1998-1999 годов см. Постановление Правительства УР от 1 июня 1998 г. N 456
перевод теплоисточников на более экономичные (в том числе уменьшающие выбросы в атмосферу) виды топлива (газообразные);
внедрение автоматизированных систем управления;
широкое проведение режимно-наладочных работ на оборудовании инженерных коммуникациях.
Первоочередные мероприятия по энергосбережению в жилищно-коммунальном хозяйстве на период до 2000 года прилагаются (приложение N 2).
Начиная с 1997 года необходимо обеспечить приемку законченных строительством, реконструируемых и капитально отремонтированных объектов жилищно-гражданского назначения с учетом требований по вопросам энергосбережения.
В связи с острой необходимостью формирования н введения в действие финансово-экономических механизмов энергосбережения, формирования республиканского органа управления энергосбережения жизненно важно в кратчайший срок принятие закона Удмуртской Республики "Об энергосбережении и повышении эффективности использования топлива энергии".
4. Демонополизация жилищно-коммунального хозяйства
В целях улучшения содержания жилищного фонда, повышения ответственности за качество выполняемых работ необходимо:
4.1. Завершить в 1997 году разделение функций заказчиков жилищно-коммунальных услуг и подрядчиков по их представлению.
4.2. Обеспечить, начиная с 1 января 1998 года, и в последующие годы, обязательное заключение договоров между службами заказчика и эксплуатационными подрядными организациями с указанием конкретного перечня и объемов работ, подлежащих выполнению.
Типовой договор на обслуживание (содержание) и предоставление коммунальных услуг утвержден постановлением Администрации г.Ижевска от 6 августа 1998 г. N 395
4.3. Провести подготовительную работу и с 1 января 1998 г. заключить договоры на оказание жилищно-коммунальных услуг между собственниками, владельцами, арендаторами, нанимателями жилых помещений и управляющими жилищным фондом организациями и в дальнейшем проводить эту работу постоянно.
4.4. Ввести в практику отбор подрядчиков для выполнения работ по содержанию и ремонту жилищного фонда и его оборудования на конкурсной основе независимо от хозяйственно-правового статуса подрядчика при наличии у него лицензии на соответствующий вид работ.
Постановление Администрации г.Ижевска от 6 мая 1999 г. N 185 "Об утверждении Расчета платы за наем и Расчета платы за капитальный ремонт жилых помещений в муниципальном жилом фонде г.Ижевска"
4.5. Проводить организационные мероприятия, стимулирующие создание товариществ собственников жилья, как новой эффективной формы управления многоквартирными жилыми домами, посредством предоставления налоговых льгот, организации обучения. Осуществлять финансирование работ по содержанию и ремонту жилищного фонда товариществ собственников жилья на равных условиях с жилищным фондом, находящимся в собственности города, района.
Решить на методическом уровне вопрос о выделении в общедолевую собственность членам товарищества собственников жилья придомового земельного участка.
4.6. Проводить преобразование предприятий ЖКХ в хозяйствующие субъекты с более высокой степенью независимости и ответственности, в равноправных партнеров договорных отношений, в том числе путем акционирования.
5. Развитие договорных отношений между субъектами собственности
и хозяйствования
Одним из главных процессов реформы ЖКХ является создание и дальнейшее совершенствование договорных отношений на всех уровнях и во всех структурах производства и предоставления жилищно-коммунальных услуг хозяйствующими субъектами различных организационно-правовых форм включая собственника-домовладельца, предприятия государственного муниципального и других видов негосударственного сектора.
Для решения этих задач следует:
5.1. Создать в 1997 году необходимые правовые, нормативные акты, обеспечивающие сочетание прав, обязанностей и ответственности участников договора, защиту интересов потребителей, независимость и ответственность предприятий жилищно-коммунального хозяйства, подрядных организаций всех форм собственности, эффективную, регулирующую роль органов местного самоуправления.
5.2. Разработать в 1997 году на республиканском уровне примерные типовые договоры по каждому виду услуг, на местном - утверждение форм договоров, отражающих особенности и уровень обслуживания конкретного города, района.
5.3. Проводить в 1997 году и последующие годы организационные мероприятия по формированию служб единого заказчика - муниципальных унитарных предприятий.
5.4. Завершить в 1998 году отработку механизма разделения функций заказчика и подрядчика на работах по эксплуатации жилищного фонда, с передачей в службы единого заказчика расчетов за жилищные и коммунальные услуги с населением и расположенными в жилищном фонде организациями.
5.5. Обеспечить в 1998 году и последующие годы обязательное заключение службами заказчика договоров с выбранными на конкурсной основе подрядчиками на предоставление жилищных и коммунальных услуг заданного объема, качества, стоимости и сроков их исполнения.
5.6. Организовать контроль за деятельностью подрядных организаций в целях гарантированного обеспечения оплаты реально выполненных работ и предоставленных услуг.
Постановление Правительства УР от 18 мая 1998 г. N 403 "О Государственной жилищной инспекции Удмуртской Республики"
5.7. Организовать работу республиканской жилищной инспекции с целью контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, независимо от его принадлежности, в части обеспечения прав и законных интересов граждан и государства.
6. Изменение механизмов финансирования
Изменение механизма финансирования ЖКХ призвано создать финансовые предпосылки для становления этой сферы как отрасли реальной рыночной экономики.
6.1. Обеспечить самоокупаемость жилищного хозяйства посредством постепенного повышения населению платежей за жилищно-коммунальные услуги. Для взаимных финансовых расчетов принять следующий уровень платежей населения в процентах к затратам на содержание и ремонт жилищного фонда и поставку коммунальных услуг (содержание и ремонт жилья, включая капитальный, теплоснабжение, водоснабжение, канализация, газоснабжение, электроснабжение):
1997 год - 35%
1998 год - 50%
1999 год - 60%
2000 год - 70%
2001 год - 80%
2002 год - 90%
2003 год - 100%
Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг гражданами в г.Ижевске см. Постановление Первого заместителя Главы Администрации г.Ижевска от 29 июля 1997 г. N 185
Постановление Администрации г.Ижевска от 19 декабря 1997 г. N 416 "Об изменении тарифов и ставок на жилищные и коммунальные услуги в связи с деноминацией рубля"
6.2. Проводить с 1998 г. дальнейшую дифференциацию ставок оплаты жилищно-коммунальных услуг, предусмотрев полную оплату расходов по содержанию лифтов, электроплит, систем дымоудаления, вывозки мусора.
6.3. Ввести полную оплату второго жилья.
6.4. Предусмотреть повышенные темпы роста оплаты жилищных услуг по сравнению с коммунальными.
6.5. В соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 13 марта 1997 г. N 261 ввести в 1997 г.:
в структуру оплаты жилищных услуг населением - накопления на капитальный ремонт жилищного фонда;
плату за наем государственного и муниципального жилья.
6.6. Средства на капитальный ремонт и за наем жилых помещений аккумулировать на специальном счете и использовать строго по целевому назначению.
6.7. В городах и районах республики провести анализ действующих цен и тарифов на услуги ЖКХ, исключив из них затраты, связанные с неоправданными потерями воды, тепловой и электрической энергии, других материальных ресурсов.
6.8. Выделять отдельной строкой средства, необходимые для обеспечения федеральных социальных стандартов предоставления жилищно-коммунальных услуг в консолидированном бюджете.
6.9. Обеспечить финансирование расходов на реализацию льгот различным категориям граждан за счет бюджетных средств.
7. Обеспечение адресной социальной защиты семей с низкими
доходами в виде предоставления компенсаций на оплату жилищных
и коммунальных услуг
Для взаимных финансовых расчетов принять максимально допустимую долю собственных расходов семьи (в %) от совокупного семейного дохода в следующих размерах:
1997 год - 16%
1998 год - 18%
1999 год - 19%
2000 год - 20%
2001 год - 22%
2002 год - 23%
2003 год - 25%.
Реализация очередного годового этапа реформы должна проводиться с учетом реального роста доходов населения. Доля населения, приобретающая право на жилищные субсидии не должна превышать 30%.
Положение об Ижевском Центре жилищных субсидий утверждено постановлением Мэра г.Ижевска от 30 марта 1998 г. N 158
7.1. Организовать муниципальные Центры по предоставлению гражданам компенсаций по оплате жилья и коммунальных услуг.
7.2. Обеспечить бюджетное предоставление гражданам (семьям) компенсаций вне зависимости от формы собственности жилищного фонда.
О порядке предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг жителям г.Ижевска см. постановление Первого заместителя главы Администрации г.Ижевска от 25 апреля 2002 г. N 184
7.3. Изменить в 1998 г. порядок предоставления гражданам (семьям) жилищных компенсаций на оплату жилищных и коммунальных услуг, установив, что семья (гражданин), имеющая совокупный доход в расчете на каждого человека, не превышающий установленный прожиточный минимум, не должна расходовать на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, свыше половины установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда в расчете на каждого человека.
7.4. Проводить социальный мониторинг доходов и расходов населения, оценку платежеспособности граждан, предприятий и организаций, анализировать влияние тарифов на коммунальные услуги, на финансовое положение предприятий региона.
8. Организационное обеспечение реализации программы
реформирования
Для реализации программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства необходимо, чтобы на республиканском и местном уровнях активно действовали комиссии, рабочие группы, объективно заинтересованные в ее проведении и работающие в тесной взаимосвязи с экономическими и другими службами собственников (администрациями городов и районов).
8.1. Для координации деятельности по отработке механизмов реализации реформы на всех ее этапах, обеспечения оперативного рассмотрения и подготовки проектов решений по вопросам преобразований в сфере жилищно-коммунального хозяйства считать целесообразным образование правительственной комиссии.
8.2. Организовать в городах и районах республики работу рабочих групп (с привлечением в их состав ученых, специалистов по экономике и финансам, органов социальной политики и т.д.) по реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
8.3. Для последовательного и динамичного хода преобразований необходимо создание структур, экономически заинтересованных в сокращении суммы бюджетных дотаций жилищно-коммунальному хозяйству. (Создание республиканского фонда энергосбережения, фонда восстановления и сохранения жилья, других специальных фондов).
8.4. Считать целесообразным создание в республике организационно-методического центра проведения преобразований в жилищно-коммунальной сфере (помощь в подготовке нормативной базы, подготовке кадров, повышении квалификации и т.д.).
9. Информационное обеспечение реформы
Важным элементом реформирования ЖКХ должны стать правильное понимание общественностью, населением осуществляемых организационных, правовых и экономических изменений, широкое освещение лучшего опыта работы по проведению реформ на местах обслуживания, обеспечения социальной защиты граждан.
9.1. В республиканском и местных бюджетах на 1998 год предусмотреть расходы на освещение хода реформы ЖКХ в средствах массовой информации (СМИ).
9.2. Совместно с работниками СМИ республики, городов, районов, предприятий регулярно организовывать пресс-конференции, обсуждение основных проблем реформы ЖКХ за "Круглым столом", на научно-практических конференциях. Ввести во всех СМИ тематические рубрики.
9.3. Организовать выпуск отраслевой газеты "Жилищно-коммунальное хозяйство", информационных и тематических сборников, плакатов, листовок.
9.4. Совместно с учеными, специалистами, журналистами организовывать социологические опросы населения, публиковать их результаты.
Приложение N 2
к программе реформирования
жилищно-коммунального хозяйства
Удмуртской Республики
Первоочередные
мероприятия по внедрению энергосберегающих
технологий и оборудования в жилищно-коммунальном
хозяйстве Удмуртской Республики на 1997-2000 гг.
-------------------------------------------------------------------------
NN Наименование Срок Объем Возмож- Исполнитель
пп мероприятий внед- затрат ный ис-
рения млн.руб. точник
финанси-
рования
-------------------------------------------------------------------------
1. Перевод котельных с твердого
топлива на природный газ:
- МП "Теплоэнергия" в г.Глазове, 1997 г. по централи- МП
первая очередь - 6,5 Гкал/час; смете зованный "Тепло-
фонд под- энергия"
вторая очередь - 14 Гкал/час; 1998- готовки
1999 гг. к зиме
местный
бюджете
- в МП САХ г. Глазова, котельная 1997 г. 4006,0 " - " ТПО ЖКХ
тепловой мощностью 7,5 Гкал/час; САХ
г.Глазова
- котельная N 6 в Каракулинском 1997 г. 3620,0 - " - ТПО ЖКХ
МПЖКХ на попутный газ тепловой МП ЖКХ
мощностью 7,5 Гкал/час; с.Кара-
кулино
- котельная ОСК в МП ВКХ 1997 г. 4980,0 - " - ТПО ЖКХ
г.Сарапула тепловой мощностью ВКХ
7,5 Гкал/час;
- в МП КТС г.Сарапула по ул. 1998 г. 1879,0 - " - ТПО ЖКХ
Раскольникова, 134 тепловой МП КТС
мощностью 1,32 Гкал/час;
- котельная санатория 1998 г. 1650,0 - " - ТПО ЖКХ
"Медведево" в МП ГКТС г.Ижевска МП
тепловой мощностью 1 Гкал/час: ГКТС
- котельная по ул.Короткой, 33 1998 г. 1740,0 - " - - " -
в МП ГКТС г. Ижевска тепловой
мощностью 1,26 Гкал/час
- водогрейной части котельной 1998 г. 1580,0 - " - ТПО ЖКХ
ЦРБ в Завьяловском РПО ЖКХ РПО ЖКХ
тепловой мощностью 1 Гкал/час;
- котельной средней школы в 1999 г. 1104,0 - " - ТПО ЖКХ
Сюмсинском МП ЖКХ тепловой МП ЖКХ
мощностью 2,5 Гкал/час;
- котельной средней школы в 1999 г. 1960,0 - " - ТПО ЖКХ
п.Яр тепловой мощностью 2,4 МП ЖКХ
Гкал/час;
- котельной районной больницы 1999 г. 3240,0 - " - - " -
в Шарканском МП ЖКХ тепловой
мощностью 4,8 Гкал/час;
- котельной по ул.Раскольникова, 2000 г. 4368,0 - " - ТПО ЖКХ
142 в КТС г.Сарапула тепловой КТС
мощностью 4,2 Гкал/час;
- котельной по ул.Гагарина, 15 2000 г. 1560,0 - " - - " -
тепловой мощностью 1 Гкал/час;
- котельной в п.Северный Сига- 2000 г. 4920,0 - " - ТПО ЖКХ
евского МП ЖКХ Сарапульского МП ЖКХ
района тепловой мощностью
17 Гкал/час;
- котельной СПТУ-34 в Сюмсинс- 2000 г. 2320,0 - " - ТПО ЖКХ
ком МП ЖКХ тепловой мощностью МП ЖКХ
4,8 Гкал/час;
- котельной производственной 2000 г. 1310,0 - " - ТПО ЖКХ
базы МП ЖКХ г.Камбарки тепловой МП ЖКХ
мощностью 1 Гкал/час;
2. Замена морально устаревших ТПО ЖКХ
паровых котлов с КПД 75 % на МП ЖКХ
водогрейные котлы с КПД свыше
96 %:
- в Можгинском МП ЖКХ тепловой 1997 г. 5200,0 - " - ТПО ЖКХ
мощностью 12 Гкал; МП ЖКХ
- то же в п.Северный Сарапуль- 1997 г. 700,0 с.Сигаево
ского района тепловой мощностью
7,5 Гкал/час;
3. Перевод на жидкое топливо ко- 1997- 3850 ТПО ЖКХ
тельной в Красногорском МП ЖКХ 1998 гг. МП ЖКХ
тепловой мощностью 12 Гкал/час; с.Красно-
горское
- котельной в Сарапульском МП 1997 г. 3510 ТПО ЖКХ
КТС по ул.Азина, 132 тепловой МП КТС
мощностью 5,2 Гкал/час; г.Сарапула
- центральной котельной в 2120 ТПО ЖКХ
Киясовском МП ЖКХ тепловой МП ЖКХ
мощностью 3,5 Гкал/час с.Киясово
4. Проведение режимно-наладочных В соот- 600,0 ТПО ЖКХ
и пуско-наладочных испытаний ветст- предприя-
котлов с частичной заменой вии с тия
средств КИП и А и газогорелоч- графиком
ных устройств на котельных ЖКХ 1997 г.
республики
5. Внедрение стенда для проверки 1997 г. 240,0 ТПО ЖКХ
водосчетчиков Ду 15-80 мм
6. Применений при капитальном ТПО ЖКХ
ремонте теплотрасс изоляции на
пенополиуретановой основе в
полимерной оболочке при
усредненном диаметре труб
Ду 100 мм
- 1,5 км 1998 г. 180,0 местный МП ЖКХ
- 3,5 км 1999 г. 400,0 бюджет
- 6 км 2000 г. 680,0 централ.
фонд по
подготовке
к зиме
7. Наладка гидравлических режимов по согла- по местный МП ЖКХ
тепловых сетей на предприятиях сованному смете бюджет
жилищно-коммунального хозяйства графику с
на договорной основе админист-
рациями
городов и
районов
8. Внедрение автоматических регу- - " - - " - - " - МП ЖКХ
ляторов тепла на отопительных
приборах и абонентских вводах
в муниципальном фонде, здания
и сооружения бюджетной сферы
9. Внедрение электрохимических и - " - - " - - " - Предприя-
натрий-катиионитных фильтров тия этих
на котельных Завьяловского, районов
Воткинского, Глазовского и
Сарапульского районов
10.Децентрализация теплоснабжения 1998- - " - - " - МП ЖКХ
за счет установки индивидуальных 2000 гг.
газовых отопительных агрегатов
11.Внедрение стенда для проверки 1997- 350,0 централ. ТПО ЖКХ
газовых счетчиков 1998 гг. фонд по
подготовке
к зиме
Положение
о Правительственной комиссии по реформированию жилищно-коммунального
хозяйства в Удмуртской Республике
(утв. постановлением Правительства УР от 25 августа 1997 г. N 789)
1. Правительственная комиссия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства в Удмуртской Республике (далее именуется Комиссия) образована для координации деятельности по отработке механизмов реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения оперативного рассмотрения и подготовки проектов решений по вопросам преобразований в этой сфере.
2. В своей деятельности Комиссия руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Правительства Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации. Конституцией и законами Удмуртской Республики, постановлениями и распоряжениями Правительства Удмуртской Республики, а также настоящим Положением.
3. Основными задачами Комиссии являются:
а) разработка предложений по реализации социально-экономических преобразований жилищно-коммунального хозяйства в Удмуртской Республике, а также осуществление контроля за соблюдением мер социальной защиты населения при переходе на рыночные принципы оплаты жилищно-коммунальных услуг;
б) координация работы по подготовке предложений и проектов законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Удмуртской Республике;
в) рассмотрение предложений о повышении эффективности деятельности республиканских и местных органов исполнительной власти, направленной на проведение реформы жилищно-коммунального хозяйства;
г) анализ и оценка хода реформы жилищно-коммунального хозяйства и распространение передового опыта в этой сфере;
д) организация работы по разъяснению положений жилищно-коммунальной реформы и ее социально-экономического значения.
4. Комиссия для осуществления возложенных на нее задач имеет право:
а) запрашивать в установленном порядке от республиканских и местных органов исполнительной власти, а также предприятий, учреждений и организаций необходимую информацию по вопросам, относящимся к ведению Комиссии;
б) образовывать в установленном порядке временные рабочие группы для подготовки предложений по отдельным проблемам;
в) заслушивать представителей республиканских и местных органов исполнительной власти и принимать решения по вопросам, отнесенным к ее компетенции;
г) взаимодействовать с местными органами исполнительной власти общественными объединениями, комиссиями Государственного Совета Удмуртской Республики.
5. Предложения Комиссии, требующие решения Правительства Удмуртской Республики, оформляются в виде проектов распоряжений и постановлений Правительства Удмуртской Республики.
6. Комиссия осуществляет свою деятельность по плану, утверждаемому председателем Комиссии.
Заседания Комиссии проводит председатель Комиссии или его заместитель. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.
Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины членов Комиссии. Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии и оформляются протоколом, который подписывает председатель Комиссии.
Члены Комиссии принимают участие в ее работе на общественных началах без права замены.
На заседания Комиссии могут приглашаться руководители республиканских и местных органов исполнительной власти Удмуртской Республики, а также предприятий, учреждений организаций.
Приложение
к постановлению Правительства УР
от 25 августа 1997 г. N 789
Состав
Правительственной комиссии по реформированию
жилищно-коммунального хозяйства в
Удмуртской Республике
Питкевич Ю.С. - Первый заместитель Председателя Правительства
Удмуртской Республики (председатель комиссии);
Аверьянов Е.М. - министр экономики Удмуртской Республики
(заместитель председателя);
Загайнов В.Ф. - генеральный директор ТПО жилкомхоза Удмуртской
Республики (заместитель председателя);
Арсагова О.В. - начальник отдела министерства юстиции Удмуртской
Республики;
Баталова Г.В. - глава администрации Завьяловского района (по
согласованию);
Бельтюков В.В. - министр финансов Удмуртской Республики;
Боткин О.И. - директор научно-исследовательского учреждения
"Содружество" института экономики Уральского
отделения РАН (по согласованию);
Вишневская Г.С. - глава администрации Игринского района (по
согласованию);
Горяинов А.П. - глава администрации г.Глазова (по согласованию);
Дойников Г.П. - председатель Госкомитета Удмуртской Республики по
статистике;
Засыпкин В.И. - первый заместитель главы администрации г.Ижевска
(по согласованию);
Зыков М.Е. - председатель Удмуртского республиканского Совета
ветеранов войны, труда, вооруженных сил и
правоохранительных органов (по согласованию);
Кузнецова Н.Ф. - первый заместитель министра социальной защиты
населения Удмуртской Республики;
Наумов В.Л. - первый заместитель председателя Госкомитета
Удмуртской Республики по собственности;
Орлов Е.Н. - председатель Совета федерации профсоюзов (по
согласованию);
Семенов И.Н. - директор предприятия ЖКХ г.Можги;
Соловьев В.А. - председатель комиссии Государственного Совета
Удмуртской Республики (по согласованию);
Степанов В.А. - начальник Удмуртского территориального управления
по антимонопольной политике (по согласованию);
Трухин С.А. - заместитель главы администрации - начальник
Горжилуправления г.Ижевска (по согласованию);
Тюриков В.В - заместитель генерального директора ТПО жилкомхоза
Удмуртской Республики;
Фефилов С.С. - председатель комитета по труду при Правительстве
Удмуртской Республики;
Ходырев А.Г. - первый заместитель Председателя Госкомитета
Удмуртской Республики по архитектуре и
строительству;
Ховрин С.Г. - главный специалист отдела жилищно-коммунального
хозяйства и строительства Управления жилищно-
коммунального хозяйства, строительства и
производственной инфраструктуры Аппарата
Правительства Удмуртской Республики (ответственный
секретарь комиссии);
Шиляев В.И. - глава администрации Селтинского района (по
согласованию).
------------------------
Приложение не приводится
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства УР от 25 августа 1997 г. N 789 "О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации о реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации"
Текст постановления опубликован в газетах "Удмуртская правда" от 18 февраля 1998 г. и "Известия Удмуртской Республики" от 3 марта 1998 г.
Постановлением Правительства УР от 31 марта 2008 г. N 64 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства УР от 8 июля 2002 г. N 611
Постановление Правительства УР от 15 ноября 1999 г. N 1115
Настоящий документ снят с контроля