Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Государственного Совета УР
от 25 февраля 2003 г. N 715-II
Республиканская целевая программа
"Развитие торфяной отрасли в Удмуртской Республике
на 2003-2005 годы"
1. Паспорт
Республиканской целевой программы "Развитие торфяной
отрасли в Удмуртской Республике на 2003-2005 годы"
Наименование Программы |
Республиканская целевая программа "Развитие торфяной отрасли в Удмуртской Республике на 2003-2005 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
1. Постановление Государственного Совета Удмуртской Республики от 12 февраля 2002 г. N 535-II "О плане законотворческой работы Государственного Совета Удмуртской Республики" 2. Постановление Правительства Удмуртской Республики от 7 мая 2002 г. N 399 "Об утверждении Концепции развития торфяной отрасли в Удмуртской Республике" |
Республиканский заказчик Программы |
Министерство топлива, энергетики и связи Удмуртской Республики |
Основные цели Программы |
- осуществление комплексных мероприятий по обеспечению торфяным топливом сельского населения и котельных жилищно-коммунального хозяйства, работающих на жидком топливе и каменном угле; - сокращение расходов бюджета Удмуртской Республики, связанных с оплатой энергетических ресурсов для отраслей социальных и коммунальных сфер; - оздоровление и дальнейшее развитие народного хозяйства Удмуртской Республики за счет создания новых рабочих мест, а также увеличения налоговых поступлений; - улучшение экологической обстановки в населенных пунктах за счет сокращения вредных выбросов в атмосферу, присущих жидкому топливу и каменному углю |
Сроки реализации Программы |
2003-2005 годы |
Исполнители и разработчики Программы |
Министерство топлива, энергетики и связи Удмуртской Республики; ОАО "Удмуртторф" |
Объемы и источники финансирования Программы |
- обеспечение объемов капитальных вложений за счет всех источников финансирования на 2003-2005 годы в объеме 77,235 млн.рублей (в ценах 2002 года); - источники финансирования: средства бюджета Удмуртской Республики на возвратной основе в размере 15,035 млн.рублей, ОАО "Удмуртторф" - 62,2 млн.рублей. Объемы финансирования, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат ежегодной корректировке при формировании и утверждении бюджета Удмуртской Республики |
Ожидаемые результаты Программы |
- сокращение расходов бюджета Удмуртской Республики на оплату энергоносителей может достигать 11,2 млн.руб. в год; - улучшение топливной безопасности Удмуртской Республики; - увеличение рабочих мест и занятости населения; - увеличение налоговых отчислений в бюджет Удмуртской Республики (дополнительные доходы консолидированного бюджета УР за счет поступления платежей по налогу на прибыль, начиная с 2005 года, ежегодно будут составлять более 1,4 млн.руб., за счет поступления налогоа на имущество - более 1,25 млн.руб.); - улучшение экологической обстановки в населенных пунктах за счет сокращения вредных выбросов в атмосферу, присущих жидкому топливу и каменному углю |
2. Содержание проблемы и необходимость ее решения
программными методами
Состояние и уровень развития производства торфяного топлива оказывают существенное влияние на социальное и экономическое развитие Удмуртской Республики, качественный уровень жизни населения, состояние экономики региона в целом и являются одними из наиболее значимых факторов повышения эффективности энергоснабжения. В природно-климатических условиях Удмуртской Республики расходы на отопление и горячее водоснабжение объектов социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства составляют значительную долю расходов бюджета Удмуртской Республики; расходы на энергоснабжение решающим образом влияют на уровень себестоимости продукции, производимой организациями.
Применение торфяного вида топлива позволяет по сравнению с другими видами топлива (такими, как каменный уголь и жидкое топливо) сократить текущие расходы на энергоресурсы, что является эффективным способом устранения дефицита энергоресурсов, обеспечивая топливную безопасность Удмуртии. Такая оценка подкрепляется потенциалом и географическим расположением запасов торфа в Удмуртской Республике. В Удмуртской Республике выявлено и учтено 160 торфяных месторождений с площадью в границах промышленной залежи более 50 га, в которых содержится 116 млн. тонн торфа.
По сравнению с другими природными ресурсами торфяные ресурсы имеют ряд преимуществ:
- относительно равномерно распределены по территории республики, что резко снижает транспортные затраты;
- доступны, достаточно быстро осваиваются, возможна комплексность решения, включая промышленное производство коммунально-бытового топлива для мелких муниципальных потребителей и населения, особенно для южных районов, где положение с топливом усугубляется из-за отсутствия дров;
- получаемая продукция - топливный торф - экологически чистая и практически не имеющая отходов.
Развитие добычи торфа и производства торфяной продукции в Удмуртской Республике должно привести:
- к активному вовлечению в хозяйственную деятельность одного из основных видов местных природных ресурсов - торфа;
- к изменению топливного баланса районов Удмуртской Республики в сторону увеличения использования торфа в качестве коммунально-бытового топлива, особенно для средних и мелких потребителей;
- к созданию новых рабочих мест на базе расширения добычи и переработки торфа;
- к обеспечению пополнения доходной части бюджета Удмуртской Республики и повышению уровня жизни населения.
3. Социально-экономическая значимость Программы
для населения Удмуртской Республики
Реализация Программы обеспечит сочетание социальной значимости в развитии производства торфяного топлива как элемента повышения благосостояния населения с экономической целесообразностью производства торфяной продукции в Удмуртской Республике. При реализации Программы будут максимально учитываться производственные возможности предприятий Удмуртской Республики.
Социальная значимость развития производства торфяного топлива для населения заключается в следующем:
- обеспечение торфом населенных пунктов Удмуртской Республики, в которых имеются трудности с топливом;
- улучшение условий жизни населения путем создания новых рабочих мест и создания условий для надежного топливообеспечения;
- повышение экологической безопасности объектов теплоснабжения путем снижения вредных выбросов в атмосферу.
С экономической точки зрения выполнение Программы приведет к следующим результатам:
- сокращению расходов бюджета Удмуртской Республики за счет сокращения дотаций населению и снижения расходов на отопление и горячее водоснабжение объектов, непосредственно финансируемых из бюджета Удмуртской Республики, местных бюджетов Удмуртской Республики (только в отношении котельных и иных источников тепла, которые являются государственной (муниципальной) собственностью, находятся на балансе органов государственной власти и органов местного самоуправления в Удмуртской Республике и являются непосредственными потребителями топлива, финансирующиеся непосредственно за счет соответствующего бюджета);
- увеличению доходов бюджета Удмуртской Республики за счет увеличения налоговых поступлений.
При действующей налоговой системе перевод котельных коммерческих организаций на потребление торфяного топлива приведет к увеличению налоговой базы по налогу на прибыль организаций и налогу на добавленную стоимость. Часть экономии средств может быть направлена на увеличение заработной платы, что может привести вместо роста налога на прибыль организаций к увеличению поступлений в бюджет налога на доходы физических лиц и платежей в фонды обязательного страхования.
В среднем в бюджет Удмуртской Республики при действующих ставках вышеуказанных налогов поступит от 30 до 45 % полученной организациями экономии в стоимости топлива.
4. Основные цели и задачи Программы
Развитие производства торфяного топлива в состоянии оказать значительное влияние на различные аспекты деятельности народно-хозяйственного комплекса Удмуртской Республики.
Основной целью Программы является осуществление комплексных мероприятий по обеспечению большей части населения, объектов энергетики и жилищно-коммунального хозяйства торфяным топливом. Эти мероприятия должны быть направлены на повышение уровня жизни населения, сокращение расходов бюджета Удмуртской Республики, связанных с оплатой энергетических ресурсов для отраслей социальной и коммунальной сферы и населения, а также на оздоровление и дальнейшее развитие народного хозяйства республики за счет использования эффективных топливно-энергетических ресурсов максимально возможным числом потребителей.
При определении целевых показателей развития производства торфяного топлива за основу была принята выполненная открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт торфяной промышленности" "Схема развития производства торфяной продукции в республике Удмуртия на период 2001-2010 гг.". На ее основе рассчитаны необходимые финансовые ресурсы для обеспечения торфяным топливом муниципальных образований - районов или отдельных населенных пунктов Удмуртской Республики.
В качестве стратегического ориентира при разработке Программы была рассмотрена задача обеспечения торфяным топливом средних и малых котельных в населенных пунктах. Указанная задача предполагает достижение следующих целевых показателей:
- перевод части потребителей жидкого топлива и каменного угля в городах и крупных населенных пунктах на использование топливного торфа;
- перевод основных потребителей дров, каменного угля в сельской местности на использование топливного торфа (торфяные брикеты).
Главной проблемой в достижении этих показателей является создание механизма финансирования производства торфяного топлива. Поэтому намеченные ориентиры развития производства торфяного топлива были оценены с точки зрения возможностей финансирования.
Задачами Программы являются:
- создание условий для надежного обеспечения торфяным топливом потребителей Удмуртской Республики различных категорий;
- повышение уровня использования торфа в республике, повышение рентабельности объектов жилищно-коммунального хозяйства;
- создание благоприятных условий для привлечения внебюджетных источников финансирования для дальнейшего развития производства торфяного топлива;
- применение передовых технологий при возведении объектов производства торфяного топлива;
- обеспечение использования на объектах производства торфяного топлива энергосберегающих и экологически чистых технологических процессов;
- проведение государственной политики ценообразования на торфяное топливо для населения с учетом уровня доходов граждан и государственной поддержки социально незащищенным слоям населения.
5. Сроки и этапы реализации Программы
Начало реализации Программы - I квартал 2003 года.
Окончание реализации Программы - 2005 год.
Программой намечено строительство:
1. Цехов по производству топливных гранул на основе торфа с использованием грануляторов типа "Грант" с объемом производства по 2000 тонн/год каждый в районах:
- Можгинском районе - торфопредприятия (далее - т/п) "Можгинское";
- Завьяловском районе - т/п "Сокол";
- Воткинском районе - т/п "Сива";
- Кезском районе - т/п "Поломское".
2. Цехов по производству торфяного брикета с использованием прессов ПБУ-1Н по технологии государственного унитарного предприятия "Кировский научно-исследовательский институт лесной промышленности" (далее - ГУП "Кировский НИИ ЛП") с объемом производства 5000 тонн/год в Глазовском районе, т/п "Дзякино".
3. Модульного мини-завода (разработка государственного унитарного предприятия "ГИПРОТОРФ", г.Москва (далее - ГУП "ГИПРОТОРФ"), с объемом производства 10000 тонн в год в Сюмсинском районе, т/п "Орловское". На первом этапе развития производства топливного торфа (с точки зрения удобства использования) Программой предполагается организация производства топливных и торфяных брикетов.
6. План мероприятий Программы, в том числе меры
по трудоустройству, включая создание новых рабочих мест,
переподготовку и социальную защиту высвобождаемых
работников в результате реализации Программы
Перечень приоритетных мероприятий по реализации Программы предлагается с учетом возможностей ОАО "Удмуртторф" и приведен в таблице 1.
Таблица 1
N п/п |
Вид продукции и необходимые работы для организации производства |
Место внедрения |
Год осво- ения |
Объемы произ- вод- ства (тонн) |
Цена за едини- цу про- дукции (руб.\ тонн) |
Ориен- тиро- вочные затра- ты на осво- ение (тыс. руб.) |
Источник финанси- рования |
Исполни- тели меропри- ятий |
1. | Производство топливных гранул на основе торфа с использованием грануляторов типа "Грант". Для чего необходимо: |
2003- 2005 |
8000 | 400 | 8000 | Средства ОАО "Удмурт- торф" |
ОАО "Удмурт- торф" |
|
- разработать рабочий проект цеха по производ- ству топливных гранул, ориентировочная стоимость - 500 тыс.руб.; |
Можгинский район, т/п "Можгин- ское" |
2003 | 2000 | 400 | 2000 | |||
Завьялов- ский район, т/п "Сокол" |
2003 | 2000 | 400 | 2000 | ||||
гранулятор, изготовить нестандартное оборудование, провести монтаж- ные пусконаладоч- ные работы, ориентировочная стоимость - 1500 тыс.руб. |
Воткинский район, т/п "Сива" |
2004 | 2000 | 400 | 2000 | |||
Кезский район, т/п "Поломское" |
2005 | 2000 | 400 | 2000 | ||||
2. | Производство торфяного брикета с использованием прессов ПБУ-1Н по технологии ГУП "Кировский НИИ ЛП" |
Глазовский район, т/п "Дзякино" |
2002- 2003 |
10000 | 700 | 10700 | Средства ОАО "Удмурт- торф" |
ОАО "Удмурт- торф" |
Для чего необходимо: - продолжить разработку рабо- чего проекта цеха по производству брикетов, стоимость проекта - 200 тыс.руб. |
2002- 2003 |
200 | ||||||
- приобрести два пресса ПБУ-1Н, продолжить изго- товление нестан- дартного оборудо- вания, провести монтажные и пусконаладочные работы, стоимость работ составит 4000 тыс.руб. |
2002- 2003 |
4000 | ||||||
- приобрести комплект оборудо- вания для добычи фрезерного торфа с использованием пневматических уборочных машин, стоимость комплекта - 6500 тыс.руб. |
2003 | 6500 | ||||||
3. | Производство тор- фяных топливных брикетов. Строи- тельство модуль- ного мини-заводп (разработка ГУП "ГИПРОТОРФ", г.Москва) на базе торфяного месторождения "Ахметы" |
Сюмсинский район, т/п "Орловское" |
2003- 2005 |
10000 | 700 | 58535 | ||
Для чего необходимо: - решением Прави- тельства Удмурт- ской Республики вывести торфяное месторождение "Ахметы" из числа охраняемых |
Сюмсинский район, т/п "Орловское" |
Средства ОАО "Удмурт- торф" |
ОАО "Удмурт- торф" |
|||||
- разработать рабочий проект на освоение торфяно- го месторождения, ориентировочная стоимость работ составит 1500 тыс.руб. |
Сюмсинский район, т/п "Орловское" |
2003 | 1500 | |||||
- приобрести комплект оборудования для подготовки производственных площадей, стои- мость комплекта - 10535 тыс.руб. |
2004 | 10535 | ||||||
- проложить узко- колейную железную дорогу от поселка "Орловское" до торфяного месторождения "Ахметы" - 20 км, стоимость работ - 20000 тыс.руб. (из них средства бюджета Удмурт- ской Республики - 12035 тыс.руб.) |
2004 | 20000 | Средства бюджета УР на возврат- ной основе, средства ОАО "Удмурт- торф" |
ОАО "Удмурт- торф" |
||||
- приступить к освоению место- рождения "Ахметы" и подготовить 50 га производствен- ных площадей. Стоимость работ с последующим ремонтом производственных площадей составит 5000 тыс.руб. |
2004 | 5000 | Средства ОАО "Удмурт- торф" |
|||||
- приобрести комплект оборудо- вания для добычи фрезерного торфа с использованием пневматических уборочных машин, стоимость комплекта - 6500 тыс.руб. |
2004 | 6500 | Средства ОАО "Удмурт- торф" |
|||||
- приобрести оборудование для строительства модульного мини- завода, произвес- ти монтажные и пусконаладочные работы, ориентировочная стоимость работ составит 15000 тыс.руб. |
2004 2005 |
12000 3000 |
Средства ОАО "Удмурт- торф", средства бюджета УР на возврат- ной основе |
ОАО "Удмурт- торф" |
||||
Всего затрат | 77235 |
В результате реализации Программы будет построено четыре цеха по производству топливных гранул, один цех по производству топливного брикета и один модульный мини-завод по производству торфяных топливных брикетов.
Объемы производства торфяного топлива позволят удовлетворить потребности районов в топливе (нефти и каменном угле) путем их замещения: Можгинский, Воткинский и Глазовский районы на 40 %; Завьяловский район - 15 %, Кезский район - 70 % и Сюмсинский район - 100 %. При этом будут созданы 52 рабочих места и в производстве будет задействовано 132 человека.
7. Ресурсное обеспечение Программы
Производство торфяного топлива в Удмуртской Республике зависит от объемов капитальных вложений за период выполнения Программы.
Требуемый объем финансирования Программы приведен в таблице 2.
Таблица 2
Источник финансирования | Всего 2003-2005 гг. (млн.руб.) |
В том числе по годам | ||
2003 | 2004 | 2005 | ||
Бюджет Удмуртской Республики |
- | 12,035* | 3,0* | |
Средства организаций (по согласованию) |
16,2 |
44,0 |
2,0 |
|
Итого: | 77,235 | 16,2 | 56,035 | 5,0 |
* На возвратной основе.
Объемы финансирования, предусмотренные бюджетом Удмуртской Республики, носят ориентировочный характер и подлежат ежегодной корректировке при принятии закона Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий финансовый год.
8. Механизм реализации Программы
8.1. Финансово-экономический механизм
Реализация Программы должна быть обеспечена системой финансово-экономических и организационно-правовых отношений, гарантирующих инвесторам соблюдение их интересов.
Государственная поддержка производства торфяного топлива на уровне республики возможна по следующим направлениям:
- прямое финансирование в виде капитальных вложений на строительство мини-заводов по его производству;
- адресное финансирование нуждающихся в форме субсидий, бюджетных кредитов юридическим лицам на их участие в развитии производства топлива.
8.2. Организационный механизм
Организационный механизм предусматривает добровольное объединение организационных, производственных и финансовых возможностей исполнителей мероприятий Программы с учетом их интересов. Предполагается установление договорных отношений между республиканским заказчиком Программы и органами местного самоуправления в Удмуртской Республике (в первую очередь с теми, где работы по производству торфяного топлива и его использованию находятся в начальной стадии) по вопросам взаимодействия при выполнении мероприятий, предусмотренных Программой.
Практическое осуществление государственной поддержки организаций в переводе на использование торфяного топлива для отопления, приготовления горячей воды и на технологические нужды реализуется путем разработки соответствующих бизнес-планов, представляемых в Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики и Министерство экономики Удмуртской Республики, которые оценивают и дают заключение о целесообразности государственной поддержки инвестиций.
Строительство объектов по производству торфяного топлива будет осуществляться на конкурсной основе подрядными строительными организациями.
9. Организация управления Программой
Управление Программой осуществляется республиканским заказчиком - Министерством топлива, энергетики и связи Удмуртской Республики во взаимодействии с Министерством экономики Удмуртской Республики, иными органами исполнительной власти Удмуртской Республики, а также ОАО "Удмуртторф" и ГУП "Удмуртлестоппром" на основе программных мероприятий согласно установленным срокам.
10. Контроль за ходом реализации Программы
Контроль за ходом реализации Программы осуществляет Правительство Удмуртской Республики, перед которым Министерство топлива, энергетики и связи Удмуртской Республики ежеквартально отчитывается о ходе реализации Программы.
11. Оценка эффективности социально-экономических
(экологических) результатов реализации Программы
Использование любого вида топлива отрицательно воздействует на окружающую среду.
Из-за относительно высокой влажности торфа температура его горения не превышает 1000°C, а отношение O:N (кислорода к азоту) значительно выше, чем в угле, поэтому в выбросах увеличивается содержание не NOx, а N2O - оксидов.
Торф содержит в значительно меньших количествах, чем другие виды топлива, тяжелые металлы, которые высвобождаются во время горения, часть уходит с дымом, большая часть переходит в золу. Выбросы кадмия, никеля, ванадия намного ниже выбросов от горения других видов топлива. Кроме того, концентрация тяжелых металлов ограничивается при выборе болот для добычи торфа.
Таким образом, из проведенного анализа использования торфа в качестве топлива следует, что это экологически чистое и достаточно эффективное топливо, особенно в условиях малой энергетики.
Предлагаемое использование местного торфяного топлива вместо каменного угля создает предпосылки в улучшении экологической обстановки в республике, обеспечивая снижение выбросов в атмосферу серы и оксидов азота, что благоприятно скажется на развитии флоры и фауны, а также на здоровье населения.
Кроме того, отходы от сжигания торфа - зола, по своему химическому составу является прекрасным удобрением.
Экологический эффект от реализации Программы будет положительным и наступление отрицательных последствий маловероятно.
Социально-экономические результаты от реализации Программы представлены в виде дополнительных налоговых поступления в бюджет Удмуртской Республики за год, которые составят:
- за счет налога на доходы физических лиц около 800 тыс.рублей;
- за счет налога на прибыль организаций - свыше 1,4 млн.рублей в год, начиная с 2005 года.
Кроме того, реализация Программы позволит сократить расходы бюджета Удмуртской Республики на оплату энергоносителей на 11,2 млн.рублей в год.
Эффект от использования местного торфяного топлива за счет замещения им таких видов топлива, как нефть, мазут, привозной каменный уголь, составит:
N п/п |
Вид топлива |
Кало- рий- ность (ккал/ кг) |
Цена (руб./ т.) |
Коэффи- циент пере- счета на условное топливо |
Стоимость топлива, переведенная в тонну условного топлива, (руб./ т.у.т.) |
Экономия при замене топлива на торфяное (руб./тонн) |
|
Торф фре- зерный |
Топлив- ные гранулы |
||||||
1. | Условное топливо |
7000 | - | 1 | - | - | - |
2. | Каменный уголь (кузбасский) |
5100 | 1600,0 | 1:1,37 | 2192,0 | 1758 | 1333 |
3. | Нефть сырая | 10845 | 1700,0 | 1:0,65 | 1105,0 | 671,0 | 246 |
4. | Торф фрезерный |
2250 | 140,0 | 1:3,1 | 434,0 | - | - |
5. | Топливные гранулы |
3900 | 480 | 1:1,79 | 859 | ||
6. | Торфяные брикеты |
4300 | 840 | 1:1,63 | 1369,0 |
С учетом продолжающегося роста цен на привозное топливо соотношение в пользу использования местного торфяного топлива еще более улучшится.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Государственного Совета УР от 25 февраля 2003 г. N 715-II "О Республиканской целевой программе "Развитие... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.