Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
См. решение Городской думы г. Ижевска от 22 декабря 2006 г. N 215 "О продлении на 2007 год действия Городской целевой среднесрочной программы развития муниципальной информатики как отрасли городского хозяйства города Ижевска на 2002-2006 годы"
Приложение
Городская целевая среднесрочная программа
развития муниципальной информатики как отрасли
городского хозяйства г.Ижевска на 2002-2006 годы
(утв. решением Городской думы г.Ижевска от 20 сентября 2001 г. N 341)
Решением Городской думы г. Ижевска от 24 марта 2005 г. N 303 в паспорт настоящей программы внесены изменения
Паспорт программы
1.1. |
Регистрационный номер Программы: |
|
1.2. |
Полное наименование Программы: |
Городская целевая среднесрочная программа "Развитие информатики как отрасли городского хозяйства г.Ижевска на 2002-2006 годы" |
1.3. |
Условное (краткое) название: |
ГЦСП "Развитие информатики" |
1.4. | Цель Программы: | Формирование инфраструктуры муниципальной информатики как отрасли городского хозяйства г.Ижевска, содействие созданию удобных и эффективных систем оказания услуг населению, обеспечение эксплуатации и развития информационных систем управления |
1.5. |
Муниципальный заказчик Программы: |
Администрация г.Ижевска Россия, УР, г.Ижевск, ул.Пушкинская, 276 Руководитель аппарата Администрации г.Ижевска Тел. 3412-22-67-80 |
1.6. |
Руководитель программы: |
Первый заместитель главы Администрации - вице-мэр г.Ижевска Ушнурцев Михаил Юрьевич Россия, УР, г.Ижевск, ул.Пушкинская, 276 Тел. 3412- 22-45-92 e-mail: ushnurcev_mu@izh.ru |
1.7. |
Головной разработчик: |
Комитет по информатизации Администрации г.Ижевска Россия, УР, г.Ижевск, ул.Пушкинская, 276 Председатель комитета Зензинов Александр Валерьевич Тел. 3412-25-86-44 e-mail: zav@izh.ru |
1.8. |
Сроки реализации Программы: |
2002-2006 годы |
1.9. |
Финансирование Программы: |
25.6 млн.рублей |
Принятые сокращения
БД - базы данных
БП - бизнес - процесс
ГИР - государственные информационные ресурсы
ГИС - геоинформационная система
ГРН - государственный регистр населения
ЕГИМ - единая городская информационная магистраль
ЖКХ - жилищно-коммунальное хозяйство
ИР - информационные ресурсы
ИС - информационная система
ИТ - информационные технологии
КИС - корпоративная информационная сеть
ЛВС - локальная вычислительная сеть
МГИС - муниципальная геоинформационная система
МИ - муниципальная информатика, отрасль городского хозяйства
МИР - муниципальные информационные ресурсы
ОГС - органы городского самоуправления
ОГВ - органы государственной власти
ПК - персональный компьютер
СБД - системы баз данных
СВТ - средства вычислительной техники
СМИ - средства массовой информации
ТК - телекоммуникации
1. Введение
Настоящая Городская целевая среднесрочная программа (далее - Программа) обосновывает необходимость создания муниципальной информатики (МИ) как отрасли городского хозяйства г.Ижевска, определяет стратегию, приоритеты и основные направления развития МИ на период до 2005 года.
Основанием для разработки Программы является решение Городской думы г.Ижевска от 29 января 2001 г. N 271 (п.24).
Программа тесно увязана со стратегическими целями формирования информационного пространства г.Ижевска, сформулированными в Стратегии устойчивого развития г.Ижевска (далее - Стратегии) [3]. Участие общественности в разработке стратегических целей и в обсуждении Стратегии, сформулированный участниками обсуждений вывод о признании информационных технологий в качестве одной из наиболее перспективных точек роста являются подтверждением общественной значимости и гуманистической направленности развития муниципальной информатики.
Программа отражает намерение органов городского самоуправления г.Ижевска взять на себя ответственность за развитие МИ и внедрение в городе информационных технологий с целью обеспечения гарантированного Конституцией РФ права граждан на доступ к информации, затрагивающей их права и свободы, создания ориентированной на потребителей системы оказания услуг населению, внедрения в отраслях городского хозяйства эффективных ресурсосберегающих технологий и автоматизированных систем управления. Необходимость рассмотрения информатики как отдельной отрасли городского хозяйства обусловлена, с одной стороны, появлением нового вида муниципальной собственности - муниципальных информационных ресурсов с соответствующими обязанностями по их созданию, эксплуатации, защите; формированием довольно значительного объема основных средств, имеющих определенную специфику эксплуатации, со все возрастающей потребностью в расширении использования информационных технологий, а с другой, с отсутствием субъекта управления этими объектами и соответствующей организационной инфраструктуры.
2. Анализ развития отрасли
2.1. Роль информационных технологий в современном мире
Развитые страны практически вступили в эпоху постиндустриального, так называемого информационного общества. Если ранее речь шла об интенсификации энергетических и материальных потоков и эти проблемы в эпоху индустриального общества в основном были решены, то сегодня на повестку дня встают вопросы интенсификации информационных потоков, являющихся решающим фактором процессов управления.
Эпоха информационного общества характеризуется широким внедрением интеллектуальных (т.е. основанных на знаниях) систем в сферы материального производства и оказания услуг.
В действительности происходящие процессы не имеют такой самостоятельной цели, как построение информационного общества, а являются проявлением процессов глобализации экономики, глобализации конкуренции.
Тенденции глобализации экономики, новые формы ведения бизнеса в сочетании с информационными технологиями, изменяющими способы взаимодействия, вызывают фундаментальную трансформацию экономики и общества. Открываются новые перспективы для торговли, инвестирования и технологического развития. Практически стираются административные границы. Формируется глобальная конкурентная экономика - экономика, основанная на знаниях и инновациях.
Но глобализация имеет и другую сторону - все возрастающее неравенство развития стран и регионов. Причем отставание это все более и более увеличивается. Технологическое неравенство ведет к перемещению высокорентабельных наукоемких производств и интеллектуальных ресурсов (пресловутая "утечка мозгов") в развитые страны и регионы, а ресурсоемких, энергоемких и вредных производств - в отсталые страны и регионы.
Переход к информационному обществу подразумевает создание высокоразвитых информационных ресурсов, включающих интегрированные базы знаний и базы данных, технологии обеспечения прозрачного доступа к этим информационным ресурсам, высокий уровень развития систем телекоммуникаций. Внедрение таких систем практически невозможно без высококвалифицированного кадрового обеспечения, перестройки всей системы управления.
Начинают формироваться и активно развиваться самостоятельные отрасли, связанные с производством, обработкой и транспортировкой информационных ресурсов. В частности, довольно высокими темпами развиваются такие виды бизнеса, как электронная коммерция, производство программного обеспечения и консалтинговые услуги, новые виды связи и электронных средств массовой информации.
Электронный бизнес становится ядром всего бизнеса. По прогнозам аналитической компании "Andersen Consulting" к 2004 году ожидается освоение и активное использование механизмов электронного бизнеса более чем 80 процентами топ-менеджерами Европы. Причем речь идет не только о создании механизмов электронной торговли, а об интеллектуализации всего цикла производства - от закупок и поставок до продаж.
Успехи информационных технологий, осознание на самом высшем уровне их возможностей для создания нового качества управления привели и кардинальному изменению взглядов на эффективность деятельности органов государственной власти. Наметилась тенденция перенесения основных принципов управления бизнесом в область государственного управления [7, 14, 15].
В числе основных шагов по созданию "правительства следующего века" отмечаются внедрение новых информационных технологий и переосмысление правительственными организациями подходов к оказанию услуг населению [11, 13]. Качественное отличие новых подходов состоит в реализации концепции "виртуальной организации" [18].
Для потребителя услуги - гражданина или организации стираются ведомственные и территориальные границы между различными правительственными органами при получении им той или иной услуги. Возникает новое качество взаимодействия власти и населения. Таким образом, можно сделать вывод о том, что информационные процессы, информационные технологии, технологии, основанные на знаниях, являются одними из главных факторов самоорганизации современного общества, а информатика является (или, по крайней мере, должна являться) одной из системообразующих отраслей.
2.2. Предмет деятельности отрасли
В соответствии с Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации" под информатизацией понимается "организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов". В соответствии со ст.16 того же Закона "все виды производства информационных систем и сетей, технологий и средств их обеспечения составляют специальную отрасль экономической деятельности".
Суть процесса информационного обеспечения иллюстрируется на рис.1. Под информацией в данном случае понимаются и информационные ресурсы (документы и массивы документов), и регистрируемые физические величины объектов технического управления в городском хозяйстве. Потребитель - физические и юридические лица, технические устройства систем управления. Под интерпретацией понимается обработка информации с целью приведения ее к виду, пригодному для использования Потребителем.
Рис.1
Регистрация и хранение Доставка Интерпретация
информации информации
Информация -----------------> Потребитель
Фундаментальные кибернетические законы свидетельствуют о том, что основой процессов управления являются информационные процессы. Поэтому в более общей постановке при рассмотрении предмета деятельности муниципальной информатики следует говорить об организации процессов управления. Причем управления в широком смысле - и организационного, и технического. Объект управления также следует понимать в широком смысле - и физические объекты городского хозяйства, и городское сообщество, и вся система социально-экономических отношений.
Предмет муниципальной информатики как отдельной отрасли городского хозяйства составляют:
- Информационные ресурсы (ИР);
- Средства регистрации, хранения, обработки, интерпретации и использования информации (в том числе, персональные средства информатизации);
- Средства передачи информации - средства телекоммуникаций (ТК);
- Информационные системы (как комплексы программно-технических средств) муниципального управления;
- Бизнес-процессы (далее - БП) муниципального управления. Анализ функциональной и организационной структуры муниципального управления.
2.3. Анализ инфраструктуры
Поскольку современные информационные технологии (ИТ) сравнительно недавно начали внедряться в деятельность муниципальных органов власти, инфраструктура МИ только начинает формироваться.
2.3.1. Муниципальные информационные ресурсы
Создаются большей степенью разрозненные муниципальные информационные ресурсы (МИР). Несмотря на то, что в соответствии с постановлением от 2 февраля 1995 г. N 29 МИР являются элементом муниципального имущества г.Ижевска, работа по управлению этим видом муниципального имущества реально не ведется. Не созданы правовые, экономические и организационные механизмы управления МИР. Такая ситуация не является специфической для г.Ижевска - в целом по стране, на государственном уровне ситуация аналогичная.
2.3.2. Система телекоммуникаций
2.3.2.1. Магистральная информационная транспортная сеть
В соответствии с ст.1 Градостроительного кодекса РФ "комплекс сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженерного оборудования, ... обеспечивающий устойчивое развитие и функционирование поселений" относится к инженерной, транспортной и социальной инфраструктуре. Следовательно, развитие телекоммуникационных сетей в соответствии со ст.34 и 35 Градостроительного кодекса должно предусматриваться Генеральным планом развития города.
Однако в связи с тем, что технологии глобальных и корпоративных информационных сетей стали заметным явлением лишь в последние несколько лет, не было практики проектирования систем телекоммуникаций на уровне Генерального плана развития города. По этой причине соответствующего раздела нет и в Генеральном плане развития г.Ижевска.
В результате приватизации сеть электросвязи общего пользования оказалась в собственности акционерного общества, в составе учредителей которого нет ни Правительства УР, ни Администрации г.Ижевска. Альтернативные телекоммуникационные сети в городе создаются стихийно, и муниципальная власть не управляет этим процессом.
Таким образом, в городе пока не созданы условия для реализации эффективной городской телекоммуникационной сети.
Такое положение затрудняет и доступ граждан к имеющимся публичным информационным ресурсам, и создание некоммерческих информационных сетей (например, библиотечной, научно-образовательной, здравоохранения), и реализацию единой системы управления городом, поскольку связь между удаленными структурными подразделениями Администрации г.Ижевска, другими бюджетными организациями осуществляется чаще всего по телефонной сети общего доступа по коммутируемым каналам, что не гарантирует оперативного и надежного взаимодействия. Сравнительно высокими остаются тарифы на услуги связи.
2.3.2.2. Корпоративные вычислительные сети
На сегодняшний день полноценных корпоративных сетей бюджетных организаций г.Ижевска не существует. Корпоративная сеть Администрации г.Ижевска реализована, главным образом, в виде предоставления удаленного доступа удаленным структурным подразделениям Администрации по коммутируемому каналу.
2.3.2.3. Локальные вычислительные сети
Лишь порядка половины удаленных структурных подразделений Администрации г.Ижевска имеют локальные вычислительные сети. Некоторые из этих ЛВС уже нуждаются в реконструкции. ЛВС, соответствующих стандартам структурированных кабельных сетей, нет. Специальных исследований по наличию ЛВС в бюджетных организациях не проводилось, но даже грубые оценки свидетельствуют о низком уровне внедрения ЛВС.
2.3.3. Персональные СВТ
Анализ состава эксплуатируемых в Администрации, муниципальных учреждениях и муниципальных предприятиях г.Ижевска персональных компьютеров показывает, что велика доля морально устаревших СВТ.
В частности, в Администрации г.Ижевска доля морально устаревших компьютеров составляет 35 процентов (см. рис.2). Наличие устаревших моделей ПК сдерживает внедрение современных сетевых технологий, а также увеличивает эксплуатационные расходы.
Количество компьютеров, приобретенных
Администрацией г.Ижевска по годам
Количество
компьютеров,
шт.
30 ------------------------------------------------\
| |
25 + - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - |
| /-\ |
20 + - | |- -/-\- - - - - - - -/-\- - - - -/-\- - -|
| | | | | /-\ | | | | |
15 + - | |- -| |- - - - -| |- -| |- -/-\- -| |- - -|
| | | | | /-\ | | | | | | | | |
10 + - | |- -| |- -| |- -| |- -| |- -| |- -| |- - -|
| | | | | | | | | | | | | | | |
5 + - | |- -| |- -| |- -| |- -| |- -| |- -| |- - -|
| | | | | | | | | | | | | | | |
0 +-----------------------------------------------/
Старше 1995 1996 1997 1998 1999 2000
Аналогична ситуация в целом по всем муниципальным учреждениям и предприятиям. Доля морально устаревших компьютеров превышает 30 процентов (по состоянию на 1 января 2000 года, данные - по 22 муниципальным учреждениям и предприятиям):
Рис.2
Доля морально устаревших ПК по 22
муниципальным учреждениям и предприятиям
Морально устаревшие - 31 процент
Современные - 69 процентов
Пока не наступило насыщение СВТ рабочих мест специалистов, лишь немногие руководители структурных подразделений используют ПК в своей деятельности. В основном здании Администрации уровень обеспеченности ПК находится на уровне 50 процентов. В подавляющем большинстве удаленных подразделений этот показатель существенно ниже.
2.4. Анализ реализации функциональных задач МИ
Функциональные задачи МИ определяются содержанием процессов информатизации (раздел 2.2.) и предметами ведения городского самоуправления.
Важнейшими функциями МИ являются:
1. Удовлетворение конституционного права граждан на доступ к информации (информационное обеспечение населения);
2. Реализация обратной связи цикла управления;
3. Создание условий для реализации эффективных, ориентированных на потребителя систем оказания социальных услуг населению;
4. Создание условий для эффективного управления (в том числе, технического) объектами жилищно-коммунального хозяйства и инженерной инфраструктуры;
5. Создание условий для реализации эффективных бизнес-процессов управления;
6. Обеспечение информационного взаимодействия с органами государственной власти, общественными организациями, другими юридическими лицами.
2.4.1. Информационное обеспечение населения
Информационное обеспечение населения включает в себя:
- Доведение до населения информации о деятельности органов городского самоуправления;
- Публикация нормативно-правовых актов по вопросам городского самоуправления;
- Комплекс других услуг для удовлетворения информационных потребностей населения (новостного, справочного характера).
Одним из направлений работы по информационному обеспечению населения является публикация нормативно-правовых актов органов городского самоуправления. Для этого используются традиционные средства - публикации в официальном сборнике "Ижевский вестник", газетах "Ижевск-экспресс", "Ижевск вечерний", а также в других средствах массовой информации.
Несмотря на то, что созданы и функционируют Интернет-сайты г.Ижевска и Администрации г.Ижевска, эти сайты пока не стали заметным фактором информационного обеспечения населения. Помимо того, что пока Интернет вообще в нашей стране пока не стал общедоступным, следует отметить, что и информационное наполнение сайтов не носит системного характера. Большинство руководителей структурных подразделений Администрации г.Ижевска, муниципальных учреждений и предприятий, других юридических лиц пока не рассматривают эти сайты как средство публикации результатов своей деятельности, рекламы своих услуг, инструмент реализации услуг. Недостаточна реклама сайтов.
Поскольку отношения органов городского самоуправления г.Ижевска со средствами массовой информации складываются непросто, важным каналом реализации этой функции стало взаимовыгодное сотрудничество с компаниями, занимающимися распространением коммерческих правовых информационно-справочных систем ("Консультант+", "Гарант", "Кодекс"). При этом дополнительная юридическая обработка, проводимая этими компаниями, придает совокупности документов новое качество - системности, поскольку отслеживаются и устанавливаются взаимосвязи документов, документы подвергаются кодификации.
Создаются центры правовой информатизации на базе сети муниципальных библиотек. В частности, на базе Библиотеки им.Некрасова создан центр, обеспечивающий посетителям доступ к Интернет, к правовым информационно-справочным системам.
Создана и начала функционировать муниципальная студия телевидения.
Однако нельзя признать, что возможности современных информационных технологий в целях информационного обеспечения населения используются в полной мере. Кроме того, наблюдается существенный разрыв информационного пространства, образуемого базовыми информационными ресурсами (являющимися предметом деятельности информатики) и медиа-информационными ресурсами, образуемыми СМИ. Этот разрыв серьезно влияет на формирование социально-политической обстановки, создавая возможности вольного или невольного искажения информации, манипулирования сознанием граждан.
2.4.2. Реализация обратной связи цикла управления
Помимо традиционных способов обеспечения обратной связи о качестве муниципального управления - оценки показателей социально-экономического развития, публикаций средств массовой информации, "горячей" телефонной линии, справочной службы по вопросам ЖКХ, личного приема граждан депутатами Городской думы и руководителями Администрации, начинают использоваться и современные средства.
Так, Городская дума, Администрация г.Ижевска и большинство ее структурных подразделений имеют официальные адреса электронной почты, по которым граждане, юридические лица могут направлять свои жалобы и запросы. С этой же целью функционирует виртуальный пейджинговый канал Мэрии.
Публикации в СМИ по вопросам реализации полномочий органами городского самоуправления подвергаются регистрации в информационной системе и систематизации, отчеты доводятся до руководителей структурных подразделений в соответствии с их полномочиями, а также хранятся и предоставляются для доступа пользователям ИС Администрации г.Ижевска.
2.4.3. Оказание социальных услуг
Существующая система оказания услуг населению не отличается ни эффективностью, ни уважительным отношением к гражданам. Совершенно не ценится такой ограниченный для каждого человека ресурс, как время.
Помимо морального аспекта, можно вести речь и об аспекте экономическом. На государственные и муниципальные органы возлагаются непроизводительные обязанности по предоставлению справок. В масштабах крупного города речь идет о довольно больших затратах. Стоит отметить, что в большинстве случаев речь идет о представлении одних и тех же сведений - справок о составе семьи, о доходах членов семьи, о трудовом стаже, об имеющемся в собственности или арендуемом недвижимом имуществе и т.д. И, как правило, такие сведения уже содержатся в ИС соответствующих ОГВ или ОГС.
За последнее время предприняты некоторые попытки создания нового качества оказания социальных услуг населению. Однако коренных изменений, а главное, изменения отношения органов государственной и муниципальной власти к этой проблеме, не произошло.
В развитых странах в системах оказания услуг населению, в том числе и со стороны государственных органов, получила развитие концепция "one - stop service", т.е. оказание услуги при однократном обращении потребителя. При этом, поскольку в большинстве случаев услуга связана с получением или уточнением сведений о клиенте, используется схема "децентрализация пунктов оказания услуг - централизация данных". То есть, речь идет о создании максимально приближенной к потребителю, максимально разветвленной сети пунктов предоставления услуг при централизации сведений в единой базе данных. При этом гарантируются достоверность сведений, полученных от разных источников первичной информации, оперативность доступа, надежная защита персональных данных от несанкционированного доступа.
Большинство законодательных актов в области оказания социальных услуг населению не содержит требований предоставления гражданами сведений в виде справок. Более того, Федеральный закон "О государственной социальной помощи" от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ обязывает органы социальной защиты проводить проверку сведений самостоятельно (ст.8, п.2).
Подзаконные же акты, во-первых, перекладывают обязанность представления справок на получателя услуги (что само по себе для него унизительно), а, во-вторых, вследствие ведомственной разобщенности создают иллюзию эффективного решения задачи, перекладывая эту функцию на другую организацию. Причем, в большинстве случаев источники компенсации затрат не определяются.
Российское законодательство накладывает определенные ограничения на работу с персональными данными. В частности, Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" при формировании информационных ресурсов (в том числе, и муниципальных), содержащих персональные данные, требует, чтобы перечень таких данных был закреплен на уровне федерального закона (ст.11, п.1). К сожалению, большинство федеральных законов, регулирующих оказание социальных услуг населению, таких перечней не содержат.
Нет прямых запретов на взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти при формировании и эксплуатации информационных ресурсов, содержащих персональные данные. В частности, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 г. N 266 "О порядке ведения единого государственного реестра налогоплательщиков" сведения о налогоплательщиках могут предоставляться органам местного самоуправления бесплатно по индивидуально утверждаемым Правительством РФ перечням информационных услуг.
Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110 постановление Правительства РФ от 10 марта 1999 г. N 266 признано утратившим силу
2.4.4. Управление объектами жилищно-коммунального хозяйства
Уровень внедрения средств автоматизации в области управления объектами ЖКХ пока невысок. Как правило, в проектной строительной документации до сих пор не находят отражения современные кабельные сети и системы, позволяющие внедрять технологии единого управления инженерным оборудованием зданий - отоплением, водоснабжением, электрооборудованием, лифтовым оборудованием, охранной и пожарной сигнализацией и т.д. Внедрение таких систем при сравнительно небольшой доле затрат на их создание в общей сметной стоимости строительства могло бы дать большой эффект, связанный с ресурсосбережением, сохранностью материально-технических ценностей, оказанием жителям дополнительных услуг, в целом - повышением уровня комфортности жилья.
В области управления объектами инженерной инфраструктуры - затягивание вопроса с созданием единой межотраслевой муниципальной геоинформационной системы (МГИС), одного из базовых муниципальных информационных ресурсов, с определением вневедомственного владельца единой топоосновы обрекают муниципальные предприятия и учреждения на создание собственных геоинформационных систем, что не гарантирует ни качества (главным образом, с позиции достоверности информации), ни последующей интегрируемости систем. Распыляются и без того ограниченные средства. Даже создав однократно такую систему, в дальнейшем организации не имеют возможности поддерживать ее в актуальном состоянии.
Отсутствие надведомственного учета объектов инженерной инфраструктуры приводит к тому, что полной информацией не владеет никто.
Тем не менее, предпосылки к созданию единой топоосновы существуют. Разработан компьютерный Генеральный план развития города, развиваемый и поддерживаемый в актуальном состоянии Главным управлением архитектуры и градостроительства. В Комитете по земельным ресурсам и землеустройству разработан и эксплуатируется программно-аппаратный комплекс по ведению земельного кадастра. Имеются квалифицированные специалисты в области создания и эксплуатации ГИС-систем (и в городе, и в штате соответствующих структурных подразделений Администрации г.Ижевска). В УдГУ и ИжГТУ осуществляется подготовка специалистов соответствующего профиля, причем в УдГУ создан Центр геоинформационных технологий.
2.4.5. Реализация бизнес-процессов управления
Бизнес-процессы организационного управления нуждаются в совершенствовании. Причем, речь должна вестись не просто о применении новых информационных технологий для реализации некоторых функций и рутинных процессов. Речь должна идти о комплексном реинжиниринге, упрощении многих процессов, сокращении отчетности, автоматизации контрольных функций и т.д.
В противоположность этому после некоторого периода либерализации контрольных функций, вероятно, вследствие имевших место злоупотреблений, в последнее время ужесточены требования к отчетности, значительно возросли объемы отчетной информации. В совокупности с частыми изменениями требований к оформлению документации, недостаточной степенью автоматизации эти изменения привели к возрастанию нагрузки на аппарат, как следствие - к росту аппарата управления, а, в конечном счете - повышению себестоимости управления.
Для контраста - в ходе имеющей место в настоящее время в США реформы системы закупок для государственных нужд значительно упрощены бизнес-процессы обработки транзакций проведения учетных операций, значительная часть операций переведена в электронные формы, внедрены расчетные смарт-карты, по которым государственным служащим предоставляется право совершения мелких покупок (до 2500 долл. США) [8]. В результате значительно удалось снизить численность аппарата, занятого учетными операциями, а также в целом себестоимость такого учета. Громадный эффект дает проведение реверсных (на понижение) Интернет-аукционов по закупке продукции для государственных нужд. Привлекается большее количество участников, следовательно, расширяется диапазон предлагаемых цен, повышается оперативность, снижаются издержки на проведение торгов. Помимо экономического, важен еще и социальный эффект, поскольку процедура может быть полностью публичной, как следствие - повышается доверие к власти.
Нуждается в реинжиниринге и процесс документооборота, поскольку в последнее время резко возросли потоки поступающей в органы городского самоуправления информации (писем, жалоб, предложений от физических и юридических лиц, распорядительных документов вышестоящих органов), появились новые каналы поступления информации (факсимильная связь, электронная почта, пейджинговый канал, СМИ). Диаграмма отражает тенденцию постоянного роста количества входящей корреспонденции.
Рост объема входящих документов
10000 /----------------------------------------\
| /----\ |
8000 + - - - - - - - - - - -/----\-|8604|- - -|
| /----\ |7537| | | |
6000 + - - - - - - - |6747|-| |-| |- - -|
| /----\ | | | | | | |
4000 + - - - -|5301|-| |-| |-| |- - -|
| /----\ | | | | | | | | |
2000 + |3844|-| |-| |-| |-| |- - -|
| | | | | | | | | | | |
0 +----------------------------------------/
1996 1997 1998 1999 2000
Изменение количества издаваемых
нормативно-правовых актов
800 /----------------------------------------\
| /-\ |
600 + /-\ |/| /-\ /-\ |
| /-\ |/| |/| |/| |/| |
400 + |/| |/| |/| |/| |/| |
| |/|-\ |/| |/| |/| |/| |
200 + |/| | |/|-\ |/|-\ |/|-\ |/| |
| |/| | |/| | |/| | |/| | |/|-\ |
0 +-------+-------+-------+-------+--------/
1996 1997 1998 1999 2000
/--\
| /| - постановления
\--/
/--\
| | - распоряжения
\--/
Современные требования к качеству организационного управления делают актуальной задачу сокращения времени реакции на изменение внешних условий. Однако сложившаяся система бумажного документооборота, а, особенно, системы подготовки и согласования нормативно-правовых актов, не позволяют достичь требуемой оперативности. Отсутствие автоматизированных процедур контроля исполнения поручений вызывают проблемы с обеспечением качества управления.
Как видно из диаграммы, роста количества издаваемых нормативно-правовых актов не происходит, более того, наблюдается снижение. С одной стороны, это может свидетельствовать о том, что отношения в области городского самоуправления становятся все более урегулированными, с другой - что аппарат управления не справляется с нагрузкой, связанной с нормотворчеством, что процедуры разработки и согласования нормативно-правовых актов утяжелены.
Управляющий персонал муниципальных структур, как правило, недостаточно представляет возможности ИТ, не участвует в постановке задач информатизации муниципального управления и системы оказания услуг, вследствие чего качественные изменения в системе управления происходят медленно.
Управленческие процессы обременены излишней отчетностью, высокими издержками при проведении простейших операций.
2.5. Анализ системы управления информатизацией
Практически вся инфраструктура управления информатизацией состоит из одного Комитета, состоящего из 6 человек, нескольких небольших отделов и "одиноких" технических специалистов в составе некоторых структурных подразделений. Комитет по информатизации состоит из двух отделов - эксплуатации информационных систем (3 чел.), осуществляющего комплекс работ по администрированию информационных систем, техническому обслуживанию СВТ, информационной защите и обучению пользователей, и информационных технологий (2 чел.), осуществляющего разработки программных систем.
В соответствии с типовыми нормами [4] только на обслуживание имеющегося парка ПК в аппарате Администрации требуется 5 человек. В Администрации обслуживанием СВТ занимается практически один человек, как следствие - должный уровень технического обслуживания не обеспечивается.
Существенно, что формальный и реальный статус информационных отделов и специалистов в области информатизации остается невысоким.
В большинстве сравнимых с Ижевском по численности городах штаты подразделений информатизации составляют 15-25 человек. Как правило, такие подразделения включают в себя эксплуатационные отделы, отделы перспективных разработок, разработки и сопровождения программного обеспечения, геоинформационных технологий, информационной безопасности и т.д.
Положительным фактором явилось введение должности Заместителя главы Администрации по информации и информатизации. Введение этой должности имело еще и такое положительное следствие, как устранение почти повсеместно имеющего место разрыва информационного пространства между СМИ, обеспечением обратной связи цикла управления (связи с общественностью) и средствами информатизации управления. Однако последовавшее затем упразднение этой должности вновь привело к разрыву и информационного пространства, и цепи управления.
Влияние информатизации на управленческие процессы ограничивается, главным образом, автоматизацией некоторых рутинных операций (подготовка текстовых документов, табличные расчеты, бухгалтерский учет, учет информации по роду основной деятельности), не затрагивая структур самих процессов.
Довольно высока текучесть кадров среди технических специалистов, что объясняется ограниченными возможностями служебного и профессионального роста, с одной стороны, а с другой - весьма высокой востребованностью специалистов по информационным технологиям на рынке труда.
2.6. Анализ состояния рынка
Кризис в промышленности имеет своим следствием невостребованность отрасли оказания информационных услуг. В результате, информатика также пришла в упадок. Существовавшая в советское время мощная индустрия производства СВТ и разработки программных средств практически исчезла. Большинство творческих коллективов распалось или диверсифицировало свою деятельность в сектор продажи и обслуживания СВТ, коробочных программных продуктов. Ограниченные возможности городского бюджета также не позволяют широко внедрять ИТ, несмотря на большую потребность.
Опасные тенденции создаются на рынке телекоммуникационных услуг. Монопольное положение на этом рынке ОАО "Удмурттелеком" создает препятствия для создания новых сетей, появления новых операторов связи. Следствием этого является и недостаточное развитие смежного сектора рынка - оказания Интернет-услуг. Сдерживается развитие современных форм ведения бизнеса (электронные расчеты, электронная торговля, информационные услуги).
Имеются и положительные тенденции. Преодолевшие кризис крупные промышленные предприятия вкладывают средства в создание современных информационных систем (управления производством, автоматизации проектирования и т.д.). Частный сектор все более стремится к цивилизованным и эффективным формам ведения бизнеса. Имеется несколько примеров внедрений автоматизированных систем управления торговлей. Растут масштабы так называемого оффшорного программирования. Все это ведет к активизации рынка средств информатизации и услуг связи, к востребованности специалистов.
По оценкам преподавателей вузов города, озвученным в ходе работы Конференции "Стратегия устойчивого развития города Ижевска", качество подготовки специалистов в последние годы не только не упало, но даже повысилось, повысилась мотивация студентов к получению качественных знаний.
2.7. Анализ правового обеспечения
Правовое обеспечение процессов информатизации, как и сама отрасль, только начинает формироваться. Следует заметить, что во всем мире информационное право является одним из наиболее сложных и наименее проработанных разделов юриспруденции.
Основу для формирования правовых отношений в области информатизации создает Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации". Однако данный Закон не определяет муниципальные информационные ресурсы как отдельный вид общественной собственности, не определяет признаков, по которым разграничиваются государственные и муниципальные информационные ресурсы.
В условиях, когда исполнение государственных функций передается органам местного самоуправления, но не передаются средства на создание и эксплуатацию информационных ресурсов, возникает ситуация неопределенности. Кроме того, для исполнения многих государственных функций требуется передача или аренда государственных информационных ресурсов (ГИР).
Нечеткость и противоречивость законодательства, система его исполнения, отсутствие порядка передачи ГИР для исполнения государственных полномочий создают препятствия для создания эффективных систем обслуживания населения (в том числе, из-за ведомственной разобщенности), сдерживает внедрение современных технологий ведения бизнеса (электронная торговля, электронные платежи), способствуют распылению средств, созданию кустарных, неинтегрируемых информационных систем.
В качестве примера можно привести систему оказания различных видов социальной помощи населению. Невозможность доступа к ГИР заставляет органы местного самоуправления для подтверждения сведений об обратившихся за помощью гражданах требовать от них представления справок, что, во-первых, противоречит ч.2 п.2 ст.8 Федерального закона "О государственной социальной помощи", во-вторых, создает социальную напряженность, а в-третьих, вынуждает создавать громоздкую и неэффективную надстройку для выдачи справок (см. раздел 2.4.3.).
Следствием отсутствия четкой нормативно-правовой базы и должной координации являются:
- создание разрозненных замкнутых информационных систем и нестандартизованных ИР, исключающих или затрудняющих их интеграцию в единую муниципальную ИС;
- несоблюдение стандартов;
- слабая правовая защищенность МИР;
- неправомерное использование программного обеспечения;
- нарушения требований информационной безопасности.
Отсутствие в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и Уставе г.Ижевска обязанностей органов местного самоуправления по формированию, эксплуатации и защите МИР как вида муниципального имущества как бы избавляет выборных и должностных лиц от необходимости предусматривать финансирование работ по формированию МИР, решения вопросов обеспечения доступа населения к информации, гарантируемого ст.24 Конституции РФ.
2.8. Анализ финансирования отрасли
Отрасль МИ пока не входит в число приоритетных отраслей, поскольку доля затрат по статье Информатика остается очень низкой (0,069 процента в 2000 году). Хотя в последние годы наблюдается незначительное увеличение этой доли в бюджете, тем не менее, она остается почти на порядок меньше, чем, например, в Перми.
Доли затрат по статье "Информатика"
в бюджетах г.Ижевска и г.Перми
0,300 % --------------------------------------\
| /-\ |
0,250 % + |/| | /--\
| |/| | | | - Ижевск
0,200 % + /-\ /-\ |/| | \--/
| |/| |/| |/| | /--\
0,150 % + |/| |/| /-\ |/| | |/ | - Пермь
| |/| |/| |/| |/| | \--/
0,100 % + |/| |/| |/| |/| |
| |/| |/| |/| /-|/| |
0,050 % + |/| |/| /-|/| | |/| |
| /-|/| /-|/| | |/| | |/| |
0,000 % +-------------------------------------/
1997 1998 1999 2000
В развитых странах, по данным организации World Information Technology and Service Alliance (WITSA), на ИТ тратятся суммы, приближающиеся к 10 процентам валового внутреннего продукта (ВВП) [0]. В бывшей социалистической стране Чехии на ИТ тратится более 8 процентов ВВП.
Расходы на душу населения на ИТ в 1999 году в Швейцарии составили 3200 долл.США, в США - 2717 долл. Темпы роста расходов на ИТ в большинстве стран мира составляют 10-20 процентов в год, в Китае - 30 процентов.
В г.Ижевске в пересчете на одного жителя города из бюджета по статье затрат "Информатика" в 2000 году тратилось 0,06 долл.США. Безусловно, данной статьей все затраты на ИТ не исчерпываются, но даже если учитывать в расчетах только муниципальных служащих, работающих в аппарате Администрации г.Ижевска (200 человек), расходы составляют 211 долл. США на человека. То есть, даже в области управления (сравнительно благополучной) расходы более чем на порядок ниже, чем затраты в пересчете на одного жителя Европы и Америки (включая детей).
Рис.4
Структура расходов
по статье Информатика за 2000 год
Оборудование - 72,7 процентов
Программное обеспечение - 2,6 процентов
Услуги - 18,9 процентов
Расходные материалы - 5,4 процента
Прочее - 0,5 процентов
Проявлением недостаточности финансирования отрасли является структура производимых затрат - несопоставимые доли на приобретение СВТ и ПО. В развитых странах доля затрат на приобретение ПО зачастую в десятки раз превосходит долю затрат на приобретение оборудование.
Вопрос использования лицензионного ПО может стать серьезной проблемой уже в ближайшее время. Присоединение России к различным международным организациям, ратификация различных международных конвенций и соглашений, попытки России защитить свои интересы в области охраны интеллектуальной собственности могут сделать актуальной тему лицензирования ПО. Проведенное Комитетом по информатизации анкетирование дает основание оценивать долю использования лицензионного ПО в подразделениях Администрации г.Ижевска не превышающей 10 процентов. Лицензирование же используемого ПО требует затрат, превышающих размеры ежегодно выделяемые на информатизацию средств. Вероятно, ситуация во многих других бюджетных учреждениях еще хуже.
2.9. Анализ использования ИТ в системе образования
Особенно удручающе положение с наличием и использованием ИТ в системе народного образования.
Из 65 школ 4 районов г.Ижевска лишь 6 имеют возможность подключения к Интернет, лишь 49 школ имеют компьютерные классы (всего - 58 классов), причем в 11 из них установлены ПК еще советского производства (возраст - более 10 лет).
В ряде случаев под компьютерным классом понимается 2-3 компьютера. 13 школ (20 процентов) не имеют ПК вовсе. Даже по скромным заявкам учителей неудовлетворенные потребности школ этих 4 районов составляют 811 персональных компьютеров. Правда, и потребности осознаются по-разному - от 10 до 80 компьютеров на школу (есть и такие, где компьютеров "нет и не надо").
Слаба обеспеченность средних и высших учебных заведений СВТ и средствами телекоммуникаций, - в таких условиях невозможно говорить не только об опережающем, но даже о современном образовании.
Компьютеризация школ Наличие компьютерных классов
Имеющих соврем. комп-ры - 34 % Имеющих соврем. комп.классы - 26 %
Имеющих советские комп-ры - 20 % Имеющих устаревшие комп.
Ранние модели ПК - 26 % классы - 49 %
Не знают компьютеров - 20 % Не имеют комп. классов - 25 %
Подключение к Интернет Неудовлетворенность спроса
Имеют подключение к Интернет - 9 % Современные ПК - 213
Не имеют подключения к Устаревшие ПК - 389
Интернет - 91 % Неудовлетворенные спрос - 811
3. Цели развития отрасли
Стратегические цели развития информационного пространства изложены в Стратегии устойчивого развития г.Ижевска [3]:
- обеспечение гарантированного Конституцией Российской Федерации права граждан на доступ к информации, затрагивающей их интересы;
- создание условий для комфортного проживания в г.Ижевске;
- формирование высокой нравственности, культуры, патриотизма, любви к родному городу.
Достижение выдвинутых стратегических целей невозможно без общественного согласия, без высокого уровня производственной культуры, в том числе, культуры управления. Опыт развитых стран, и, прежде всего, США убеждает, что принятие властью основных идей рынка - равной конкуренции и создания условий для максимального удовлетворения потребителей не только возможно, но и выгодно.
Основной идеей при выдвижении семейства среднесрочных целей как раз и является демонстрация на примере некоторых проектов выгодности перестройки (упрощения) деловых процессов на основе использования новых ИТ, выгодности создания условий для равной конкуренции, обеспечения открытости, прозрачности действий власти, в конечном итоге - выгодности инвестирования средств в информационные технологии.
4. Задачи развития отрасли
Задачи развития отрасли также сформулированы в Стратегии устойчивого развития г.Ижевска [3]:
1. Стимулирование развития рынка, формирование условий для равной конкуренции.
2. Создание условий для привлечения инвестиций в высокотехнологичные и наукоемкие производства.
3. Создание и развитие общедоступных информационных ресурсов. Обеспечение единства информационного пространства.
4. Создание развитой мультисервисной телекоммуникационной среды.
5. Создание и развитие общегородской образовательно-научной информационной сети с подключением к ней высших, средне специальных и средних учебных заведений, библиотек, научных учреждений.
6. Перестройка системы оказания услуг населению на основе создания распределенной сети пунктов доступа (пунктов оказания услуг) и централизации функционального ядра исполнения услуги.
7. Интенсификация производства на основе внедрения современных информационных технологий и ресурсосберегающих мероприятий, в частности, в системе жилищно-коммунального хозяйства.
8. Формирование адекватной потребностям информационного общества структуры кадрового потенциала.
9. Перестройка системы управления городом на основе реинжиниринга деловых процессов, внедрения современных информационных технологий.
5. Основные направления развития
Основные направления развития вытекают исходя из сформулированных долгосрочных и среднесрочных целей и задач (разделы 3 и 4), предмета деятельности (раздел 2.2.), оценки существующего положения (разделы 2.3.-2.9.), а также детализации исполняемых или предполагаемых к исполнению функций.
5.1. Ожидаемые результаты
В результате выполнения Программы ожидаются следующие технические и организационные результаты:
- Качественное изменение системы оказания социальных услуг населению (со стороны ОГС), реализация концепции "одного окна" (см. рис.3).
---------------------------------
(*) Не приводится
- Создание единого информационного пространства города, организация системы информационного обслуживания населения; реализация в полной мере конституционного права граждан на доступ к информации, затрагивающей их права.
- Повышение оперативности решения индивидуальных проблем граждан за счет организации каналов обратной связи (от населения).
- Активизация деловой жизни города за счет внедрения современных (электронных) форм бизнеса, повышение качества оказания услуг населению.
- Снижение тарифов, повышение качества и разнообразия услуг связи за счет развития конкуренции на рынке телекоммуникационных услуг, создания единой городской информационной магистрали.
- Повышение инвестиционной привлекательности города.
- Создание условий для реализации корпоративных информационных сетей предприятий города, образовательной, научной, библиотечной информационных сетей.
- Формирование отдельного вида муниципальной собственности - муниципальных информационных ресурсов, создание возможности привлечения дополнительных доходов в бюджет г.Ижевска за счет продажи или предоставления права аренды МИР.
- Ресурсосбережение за счет внедрения наукоемких технологий и более эффективного управления объектами жилищно-коммунального хозяйства, строительства, транспорта.
- Повышение обоснованности принятия стратегических решений за счет более качественного информационного обеспечения, предоставления инструментальных средств моделирования и поддержки принятия решений.
- Повышение качества работы муниципальных служащих за счет оснащения каждого рабочего места современными средствами вычислительной техники, предоставления доступа к необходимым для реализации полномочий информационным ресурсам, в том числе, правовой, экономической информации и ресурсам глобальной информационной сети Интернет.
- Организация оперативного информационного взаимодействия с органами государственной власти и другими со сторонними организациями.
- В целом - повышение конкурентоспособности города за счет формирования современной инженерной инфраструктуры, внедрения современных технологий производства, услуг и управления, формирования высококвалифицированного кадрового потенциала.
5.2. Траектория развития
При формировании траектории стратегического развития отрасли следует всерьез учитывать и субъективные, как правило, отрицательные факторы. Это, в частности, негативный опыт кусочной автоматизации, неучастие первых лиц в постановке задач автоматизации, следствием чего является создание систем, не ориентированных на руководителей, психологическая и техническая неготовность персонала.
Значительные преграды в создании интегрированных ИС создают ведомственные барьеры, несогласованность действий органов государственной и муниципальной власти, нормативно-правовые акты, принятие которых было пролоббировано, исходя из узковедомственных интересов.
В то же время даже небольшой опыт работы с ИС, участие руководителей в постановке и реализации задач автоматизации приводит к осознанию ими возможностей ИТ, к повышению эффективности управления, к росту потребностей в использовании ИТ. Имеется также положительный опыт информационного взаимодействия различных ведомств (МНС и Госкомстат, МНС и МВД).
Учитывая, с одной стороны, ограниченность средств, перечисленные выше субъективные факторы, а с другой - потенциальную мощь и рефлексивные ожидания, резко повышающиеся при освоении ИТ, предполагается реализация стратегии в несколько этапов:
- Этап 1. Накопление критической массы средств информатизации (персональных, коллективных), освоение элементарных навыков работы со средствами информатизации - наблюдается в настоящее время. Этап объективно необходим, практически завершается.
Характеризуется:
- некоторой хаотичностью, слабой управляемостью, неинтегрируемостью создаваемых ИС и ИР;
- отсутствием достаточной нормативно-правовой базы, стандартов на используемые ИС, представление информации, реализуемые бизнес-процессы управления и оказания услуг населению;
- невысокой степенью готовности персонала к использованию информационных технологий;
- недостаточно четкими представлениями руководства о возможностях и необходимости применения информационных технологий в управлении.
- Этап 2. Самоорганизация (2002-2003 гг.) - интеграция информационных систем, структурирование МИР, закрепление полномочий по созданию и эксплуатации МИР, создание телекоммуникационных сетей как основы построения корпоративных наложенных сетей (в том числе, создание единой городской информационной магистрали), создание нормативно-правовой базы информатизации, экономических механизмов эксплуатации МИР.
- Этап 3. Демонстрация возможностей на реальных задачах (2004-2006 гг.) - поэтапная реализация корпоративной информационной системы управления, создание единичных эффективных бизнес-процессов, демонстрирующих преимущества новых информационных технологий и реинжиниринговых подходов, создание условий для равной конкуренции. Результатом этого этапа должны стать снижение трансакционных издержек, осознание руководителями, депутатами, персоналом управления, гражданами этих преимуществ, приоритетности инвестиций в образование, наукоемкие производства, реинжиниринг бизнес-процессов управления и системы оказания услуг, обеспечение равных условий конкуренции.
- Этап 4. Устойчивое развитие (после 2006 г.) - характеризуется:
- высокой востребованностью информационных, консалтинговых и телекоммуникационных услуг, притоком инвестиций (бюджетных и небюджетных) в отрасль;
- широким внедрением наукоемких производств, информационных систем управления предприятиями (включая городское хозяйство как единое предприятие);
- внедрением электронных форм ведения бизнеса - торговли, расчетов, документооборота. Демократичность выхода на рынок создаст условия для развития конкуренции;
- внедрением бизнес-процессов, ориентированных на потребителя (в том числе, и в органах государственной и муниципальной власти), что влечет за собой повышение качества жизни;
- внедрением эффективных бизнес-процессов управления, не только организационного, но и технического - управления зданиями, объектами инженерной инфраструктуры и т.д. (экологичность, ресурсосбережение, интеллектуальность, эргономичность);
- высокой степенью демократичности власти, открытости информационных ресурсов;
- высоким уровнем востребованности квалифицированных специалистов.
5.3. Функциональные задачи МИ
Помимо функциональных задач, вытекающих непосредственно из предмета деятельности МИ и связанных с решением сугубо технических проблем, исполнение некоторых функций целесообразно возложить на отрасль МИ. Речь идет об обеспечении информационного взаимодействия при исполнении функций, находящихся "на стыке" различных отраслей или присущих сразу нескольким отраслям. Такие ситуации зачастую характеризуются либо ненадлежащим исполнением функций, либо дублированием исполнения, либо закрытостью и затруднением взаимодействия.
Можно сформулировать следующие функциональные задачи:
1. Формирование и эксплуатация МИР. Управление МИР (как одним из элементов муниципального имущества).
2. Создание и эксплуатация ЕГИМ.
3. Информационное обслуживание населения.
4. Участие в создании эффективных бизнес-процессов управления и оказания услуг.
5. Создание и эксплуатация корпоративной информационной сети муниципального управления. Информационное обеспечение управления. Разработка, внедрение и эксплуатация прикладных программных систем муниципального управлении.
6. Обеспечение информационной безопасности.
7. Информационное взаимодействие с органами государственной власти федерального и республиканского уровня, международными и российскими общественными организациями, другими юридическими и физическими лицами по вопросам информатизации (в том числе и с целью самоорганизации, привлечения внешних ресурсов).
8. Содействие развитию новых форм бизнеса (электронная торговля, электронные расчеты и т.д.).
6. Реформирование структуры отрасли
На сегодняшний день МИ в системе муниципального хозяйства г.Ижевска не рассматривается в качестве отдельной отрасли. Муниципальных учреждений и муниципальных предприятий, предметом деятельности которых были бы создание информационных ресурсов, информационное обеспечение, эксплуатация информационных или телекоммуникационных систем нет. По большому счету нет субъекта системообразующей и инновационной (в области управления) деятельности.
В соответствии с определением Статистической комиссии ООН: "Отрасль экономики есть совокупность всех производственных единиц, осуществляющих преимущественно одинаковый или сходный вид производственной деятельности". Таким образом, следует говорить не о реформировании, а о создании отрасли МИ.
6.1. Сфера компетенции
В соответствии с определенным в разделе 2.2. предметом деятельности отрасли к сфере компетенции МИ относятся:
- Формирование МИР как одного из важнейших ресурсов управления городом.
- Формирование механизмов и инструментов управления муниципальными информационными ресурсами как отдельным видом муниципальной собственности.
- Развитие средств телекоммуникаций в г.Ижевске.
- Реинжиниринг бизнес-процессов муниципального управления, оказания услуг населению.
- Создание интегрированной информационной системы управления городским хозяйством.
- Создание системы информационного обслуживания населения.
- Обеспечение информационной безопасности.
- Управление СВТ как объектами, входящими в состав муниципального имущества.
6.2. Формирование инфраструктуры отрасли
Инфраструктуру МИ как отдельной отрасли городского хозяйства составляют:
- Информационные ресурсы.
- Программно-технические ресурсы - средства регистрации, хранения, обработки, интерпретации и использования информации (в том числе, персональные средства информатизации).
- Средства передачи информации - телекоммуникационная инфраструктура (кабельные сети, локальные, корпоративные, городские, глобальные вычислительные сети).
- Информационные системы (как комплексы программно-технических средств) муниципального управления.
- Организационная инфраструктура.
Решением Городской думы г. Ижевска от 24 марта 2005 г. N 303 в подпункт 6.2.1. настоящей программы внесены изменения
6.2.1. Информационные ресурсы
Как указывалось в разделе 6.1., информационные ресурсы являются важнейшим ресурсом стратегического и оперативного управления, создания систем оказания услуг населению.
Город как объект муниципального управления (реальное физическое пространство, территория города, население, система отношений) представляет собой сложную систему, непрерывен, следовательно, и отображающее его информационное пространство должно быть единым и непрерывным.
Ведомственный подход к решению тех или иных задач управления непосредственно над какой-то частью объекта объективно приводит к разрыву информационного пространства.
Выход видится в создании некоторого вневедомственного промежуточного слоя (см. рис.4) - вневедомственных территориальных (даже не обязательно муниципальных) базовых информационных ресурсов - о населении, о недвижимости, о некоторых видах отношений и производной информации (правовая, экономическая, различного рода регистры, реестры и т.д.). Ведомства в данном случае представляют собой некие инструментальные средства по формированию тех или иных ресурсов, но полномочия владения осуществляются на промежуточном слое.
---------------------------------
(*) Не приводится
В отличие от практикуемого в настоящее время ведомственного подхода при формировании ИР, предлагается объектно-ориентированный подход. Такой подход предполагает, что основу структуры системы ИР составляет информационная модель объекта управления (муниципального образования), важнейшими элементами которой являются:
- Первичная информация (базовая, главным образом, идентифицирующая):
- Множество объектов реального мира, находящиеся на территории МО - земельные, водные и иные ресурсы, здания, сооружения, инженерные сети и коммуникации, прочие виды объектов.
- Множество субъектов социально-экономических отношений - человек, предприятие, организация.
- Множество отношений, характеризующих взаимозависимость и/или взаимодействие объектов и субъектов - нормативно-правовая информация, регистры прав и т.д.
- Производная информация:
- Функциональная информация - о состоянии объектов первичного учета.
- О производных (возможно, виртуальных) объектах, полученных как комбинации или взаимодействия других объектов, субъектов и отношений.
- Статистическая информация:
- Показатели социально-экономического развития МО.
- Научно-техническая информация:
- Творческая информация (социально-политическая, аналитическая, массовая информация и т.д.).
Для обеспечения эффективной информационной поддержки решения комплексных задач управления, повышения полноты, достоверности и непротиворечивости информации базы данных, содержащие информацию об объектах, относящихся к одной предметной области, должны быть технологически объединены в объектно-ориентированные системы баз данных (СБД).
Объединение баз данных в СБД предполагает исполнение следующих функций:
- согласованное распределение и административное закрепление полномочий по ведению СБД коллективного и общего пользования за подразделениями и организациями - источниками информации;
- организацию обмена информацией посредством телекоммуникационной сети на основе согласованных регламентов предоставления информации и протоколов (форматов) обмена;
- использование для описания объектов единых общесистемных классификаторов, обеспечивающих информационную совместимость входящих в СБД баз данных, кадастров и регистров;
- наделение некоторого подразделения или организации полномочиями по управлению и ответственностью за функционирование СБД, за разработку, согласование и поддержание общесистемных информационных средств.
Особенностью базовых ИР, объединенных в СБД, является их общесистемный, вневедомственный характер. Они могут быть инструментом интеграции различных ведомственных ИС, построения многофункциональных распределенных интегрированных ИС. Так, например, регистр населения мог бы стать основой построения системы оказания услуг населению, прочих ИС, использующих персональную информацию.
Особый вид ИР представляет географическая информация. Интеграция фактографических данных и географической привязки предоставляет совершенно новое качество при отображении и анализе информации, создает принципиально иные возможности анализа и стратегического управления развитием города.
Некоторые виды базовых ИР требуют особых условий создания, хранения, эксплуатации и предоставления в пользование. Создание таких условий может оказаться недостижимым в условиях ведомственного разделения информационного пространства.
Подробное описание структуры и принципов функционирования СБД будут разработаны в виде отдельного документа, предполагаемого к разработке на основе концепции Объединенных государственных ресурсов (ОГИР), разрабатываемой в составе Федеральной целевой программы "Электронная Россия". Отраслевые подпрограммы будут включаться по мере их разработки в виде приложений к данной Программе.
6.2.2. Программно-технические ресурсы
Учитывая все возрастающую интеллектуализацию СВТ, глобализацию среды хранения и обработки информации, деление на аппаратные и программные средства, средства персонального и коллективного использования, средства различного функционального назначения весьма условно.
Тем не менее, следует различать:
1. СВТ индивидуального пользования (персональные компьютеры, локальные принтеры и другие периферийные устройства, клиентское системное и прикладное ПО);
2. СВТ локального коллективного пользования (серверы, различные виды оборудования локальных вычислительных сетей, сетевое системное ПО, многопользовательские локальные прикладные информационные системы);
3. СВТ корпоративного коллективного пользования (серверы, различные виды сетевого оборудования, обеспечивающего объединение локальных вычислительных сетей в единую корпоративную сеть, корпоративное сетевое системное ПО, многопользовательские распределенные прикладные информационные системы);
4. СВТ общего (глобального) пользования (Интернет-серверы, единая городская информационная магистраль - ЕГИМ, оборудование ЕГИМ и т.д.).
Современный этап эволюции информационных технологий характеризуется гетерогенностью (многоплатформностью), многоуровневостью, существенной распределенностью, асинхронностью информационных систем. Существенно изменилась роль персонального компьютера. Основной ролью ПК в настоящих условиях стало предоставление доступа к информационному пространству (локальному, глобальному).
Эти свойства современных ИС, а также необходимость обеспечения согласованного взаимодействия органов управления, поддержки сквозных бизнес-процессов (БП, в которых участвуют несколько ведомств, подразделений, организаций), управления материальными и информационными потоками, выдвигают требования глобализации подхода к проектированию и реализации ИС.
В условиях, когда к ИР предъявляются требования обеспечения коллективного или глобального доступа (см. раздел 6.2.1.), функционирование технической среды хранения, обработки и передачи информации, организация информационного взаимодействия также становятся надведомственными проблемами.
Существенный рост парка индивидуальных СВТ в органах управления (ПК, периферийное оборудование) и все возрастающий спрос на использование ПК, необходимость обеспечения надежной эксплуатации технических и программных средств выдвигают требование выделения отдельной эксплуатационной службы. Как вариант, возможно размещение муниципального заказа на обслуживание на конкурсной основе среди коммерческих предприятий.
Проблема использования лицензионного ПО, об остроте которой упомянуто в разделе 2.8., с наименьшими потерями для бюджета может быть решена только централизованно, поскольку возможны заключения соглашений о предоставлении значительных льгот (например, по программе MOLG - Microsoft Open License for Government возможно предоставление скидок органам государственной и муниципальной власти в размере до 60 процентов).
Надведомственными становятся также вопросы обеспечения информационной безопасности.
Решением Городской думы г. Ижевска от 24 марта 2005 г. N 303 в подпункт 6.2.3. настоящей программы внесены изменения
6.2.3. Телекоммуникационная инфраструктура
Как уже отмечалось в разделе 2.3.2., общегородской телекоммуникационной сети в Ижевске нет, хотя такая сеть должна быть частью инженерной инфраструктуры города. Соответствующего раздела в Генеральном плане развития г.Ижевска также нет. В структуре Администрации г.Ижевска нет какого-либо органа, формирующего политику в области развития инфраструктуры электросвязи.
Решение многих проблем, упомянутых в разделах 2.4., 2.9. невозможно без создания единой телекоммуникационной сети передачи данных.
Современная городская информационная сеть должна не только объединять локальные вычислительные сети учреждений, давать доступ к глобальным ИР, но и быть единым разделяемым ресурсом города, подобно сети городских дорог.
Представляется целесообразным создание городской мультисервисной телекоммуникационной сети общего пользования.
Такая сеть могла бы стать основой для реализации функциональных задач, перечисленных в разделе 5.3., а также предоставить свои ресурсы любым организациям города для создания логических (виртуальных) частных сетей, расширить возможности развития телефонии, телевизионного и звукового вещания, обмена мультимедийной информацией, создать условия для развития новых видов услуг - электронной торговли, современных банковских расчетных систем, новых видов информационного обслуживания населения.
Современная городская информационная сеть может быть представлена в виде трехуровневой модели, включающей магистраль (ядро), сеть распределения и сеть доступа. Выбор конкретной технологии, топологии сети, оборудования будет определяться проектом.
Решением Городской думы г. Ижевска от 24 марта 2005 г. N 303 в подпункт 6.2.4. настоящей программы внесены изменения
6.2.4. Организационная инфраструктура
С учетом изложенных ранее функциональных задач (раздел 5.3.), сферы компетенции (раздел 6.1.), инфраструктуры (раздел 6.2.) муниципальной информатики представляется целесообразным выделить органы управления, эксплуатирующие организации и организации оказания услуг.
Предлагается следующая организационная инфраструктура отрасли:
1. Куратор отрасли на уровне Заместителя главы Администрации.
2. Управляющая компания (подразделение Администрации, муниципальное учреждение).
3. Орган перспективного развития.
4. Орган управления МИР.
5. Органы формирования информационных ресурсов и оказания информационных услуг.
6. Эксплуатирующие организации.
7. Органы информационной безопасности.
Данную организационную схему предлагается иметь в качестве целевой, в рамках данной Программы реализуемой частично.
Рис.6
/-----------------\
| Зам. главы |
| Администрации |
Органы |(куратор отрасли)|
управления \-----------------/
/-----------------\
| Управляющая |
| компания |
| (Комитет) |
\-----------------/
/----------------------+------------------------\
/---------------\ | /-----------------\ /-----------------\
|Управление МИР | | | Управление | |Орган обеспечения|
| | | | перспективным | | информационной |
| | | | развитием | | безопасности |
\---------------/ | \-----------------/ \-----------------/
. . . . .|. . . . . | . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
| \-----------------------------------\
Эксплуатирующие | |
организации | |
| |
Формирование МИР Эксплуатация ИС Эксплуатация
| | телекоммуникационных
| | сетей
| | |
/--------/ /------/ /---------/
| /-------------------\ | /--------------\ | /---------------\
| |Муниципальный центр| | | Орган | | |. . .Центр. . .|
|-| демографической | | | эксплуатации | |-|. эксплуатации |
| | информации | \--|муниципальной | | |. . .ЕГИМ . . .|
| \-------------------/ |информационной| | \---------------/
| /-------------------\ | системы | | /---------------\
| | Муниципальный | \--------------/ | |. . .Центр. . .|
\-| геоинформационный | | |.эксплуатации .|
| центр | \-|.корпоративной.|
\-------------------/ |вычислительной.|
|сети управления|
\---------------/
Представляется целесообразным функции управления и эксплуатации наиболее ответственных ресурсов закрепить за муниципальными учреждениями и муниципальными предприятиями (на рисунке - сплошная заливка), функции эксплуатации сетевых ресурсов (на рисунке - точечная текстура) распределять на конкурсной основе через механизм муниципального заказа, либо поручить специально создаваемым акционерным обществам с муниципальным участием.
7. Переоснащение и техническое перевооружение
Поскольку о насыщении СВТ Администрации г.Ижевска и других бюджетных организаций говорить пока не приходится, то политика технического перевооружения может сводиться к замещению СВТ на уже существующих рабочих местах на новую технику и перемещению высвободившихся таким образом СВТ на рабочие места и в организации, не имеющие пока СВТ.
Аргументацией такого подхода может служить практический опыт, показывающий, что в большинстве случаев специалисты, не работавшие ранее с ПК, затрудняются в формулировании задач, подлежащих автоматизации. Освоение же навыков в работе с ПК, изучение возможностей информационных технологий порождают потребности в расширении арсенала имеющихся инструментальных программно-аппаратных средств.
Кроме того, опыт показывает, что эксплуатация в интегрированной среде (например, ЛВС) СВТ с возрастом более 3-4 лет тормозит внедрение в этой среде новых технологий. Эксплуатация морально устаревших ПК становится дороже, повышаются риски сбоев и разрушения информационных ресурсов, стоимость которых может во много раз превышать стоимость СВТ.
Поэтому целесообразно в течение 5 лет выйти на режим ежегодного 25-30 процентного обновления парка СВТ.
Особое внимание следует уделить вопросам интеграции СВТ и ИР в единое информационное пространство. Современный компьютер во многих случаях рассматривается уже не как вычислительное средство и даже не как интеллектуальная пишущая машинка, а как средство доступа к информационным ресурсам. Поэтому в среднесрочной перспективе необходимо ориентироваться на создание или реконструкцию ЛВС во всех органах управления и бюджетных организациях, а также создать корпоративную сеть муниципального управления.
8. Объемы и источники финансирования
8.1. Создание информационной инфраструктуры
8.1.1. Создание единой городской магистрали
Таблица 8.1.
Расчет
капитальных затрат на создание
информационной магистрали
N | Наименование | Долл. США | Примечание |
1. | Проектирование ВОЛС | 20000 | |
2. | Строительство волоконно-оптической линии связи |
200000 | 20 км по 10000 долл. США за 1 км |
3. | Приобретение и монтаж активного оборудования ЕГИМ |
560000 | 8 узлов по 70000 долл. США |
4. | Прочие затраты | 20000 |
Итого: 800000 24000000 рублей
8.1.2. Создание корпоративной сети управления
Администрации г.Ижевска
Таблица 8.2.
Расчет
затрат на создание инфраструктуры корпоративной
сети Администрации г.Ижевска
N | Наименование | Долл. США | Примечание |
1. | Активное оборудование для присоединения ЛВС подразделений Администрации к узлам ЕГИМ |
200000 | 20 подразделений по 10000 долл. США |
2. | Пассивное оборудование присоединяемых сетей |
100000 | 20 подразделений по 5000 долл. США |
3. | Прочее оборудование | 30000 |
Итого: 330000 9900000 рублей
8.1.3. Создание ЛВС в структурных подразделениях
Администрации г.Ижевска
Таблица 8.3.
Расчет
затрат на создание ЛВС в структурных подразделениях
Администрации г.Ижевска
N | Наименование | Долл. США | Примечание |
1. | Серверное оборудование | 150000 | 10 подразделений по 10000 долл. США, 10 подразделений по 5000 долл. США |
2. | Кабельные системы | 95000 | 5 подразделений по 10000 долл. США, 5 подразделений по 5000 долл. США, 10 подразделений по 2000 долл. США |
3. | Активное сетевое оборудование | 30000 | 10 подразделений по 2000 долл. США, 10 подразделений по 1000 долл. США |
4. | Прочее оборудование | 10000 |
Итого: 285000 8550000 рублей
8.1.4. Оборудование рабочих мест муниципальных служащих
Таблица 8.4.
N | Наименование | Долл. США | Примечание |
1. | Стандартная офисная комплектация СВТ АРМ |
300000 | 300 АРМ по 1000 долл. США |
2. | Специализированная комплектация СВТ АРМ |
30000 | 20 АРМ по 1500 долл. США |
3. | Дополнительное оборудование коллективного пользования (для рабочих групп) |
25000 | 10 комплектов по 2500 долл. США |
4. | Прочее оборудование | 10000 |
Итого: 365000 19050000 рублей
8.1.5. Программное обеспечение
Таблица 8.5.
N | Наименование | Долл. США | Примечание |
1. | Стандартная комплектация офисного ПО |
90000 | 300 АРМ по 300 долл. США |
2. | Серверное ПО | 45000 | 30 серверов по 1500 долл. США |
3. | Специализированное ПО (заказное прикладное, ГИС, и т.д.) |
250000 | |
4. | Прочее ПО | 10000 |
Итого: 395000 11850000 рублей
8.2. Эксплуатационные расходы
Для обоснованного расчета общих затрат на финансирование работ по внедрению ИТ предлагается разработать нормативы стоимости владения одним типовым автоматизированным рабочим местом пользователя.
Таблица 8.6.
Расчет
нормативов затрат на типовое автоматизированное
рабочее место
N | Наименование приведенных затрат на 1 рабочее место |
Стоимость затрат (долл. США в год) |
Примечание |
1. | Стоимость владения техническими средствами 1 рабочего места |
300 | 1500 долл. США за комплект, срок эксплуатации - 5 лет |
2. | Стоимость владения системным программным обеспечением |
100 | Серверная и пользовательская лицензии |
3. | Стоимость владения типовым комплектом прикладного программного обеспечения |
100 | 300 долл. США, срок эксплуатации - 3 года |
4. | Затраты на сетевую интеграцию | 50 | |
5. | Затраты на обучение пользователей |
10 | |
6. | Проектирование и производство прикладного программного обеспечения |
300 | |
7. | Накладные расходы | 172 | 20 % |
Итого: 1032 прим. 30000 рублей
в год
8.3. Расходы на содержание управленческого
и производственного персонала
8.4. Финансирование из бюджета города
Основным источником финансирования Программы будет являться бюджет г.Ижевска.
Помимо средств бюджета г.Ижевска, предполагается привлечь средства федерального бюджета, выделяемые в соответствии с Федеральной целевой программой государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления в размере порядка 13 млн.рублей. Данные средства привлекаются в форме оплаты работ по проектированию и внедрению ЕГИМ, проектированию части программных систем и обучения специалистов.
Возможно привлечение средств по другим муниципальным, республиканским и федеральным программам, а также в форме грантов международных благотворительных организаций.
9. Финансовые резервы отрасли, формируемые
в результате выполнения Программы
Финансовых резервов в ходе выполнения Программы не формируется.
Решением Городской думы г. Ижевска от 24 марта 2005 г. N 303 пункт 10 настоящей программы изложен в новой редакции
10. Перечень мероприятий Программы
Таблица 10.1.
N п/п |
Наименование мероприятия (по функциональным задачам МИ п.5.3) |
Ответственные за реализацию |
Срок реализации |
Финансирование (тыс.руб.) | |||||
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | Всего | ||||
Формирование базовых муниципальных информационных ресурсов: |
|||||||||
1. | Комплекс БД учета населения | Управление социальной защиты населения, Управление ЗАГС, администрации районов, Комитет по информатизации |
2002-2006 | 325 | 180 | 75 | Предусмотреть в бюджете в расходах соответствующих отраслей |
580 | |
2. | Информационное обслуживание населения: Разработка и внедрение интернет-сайта Администрации г.Ижевска |
Управление по информации и связям с общественностью, Комитет по информатизации |
2002-2006 | 75 | 75 | 80 | 80 | 310 | |
3. | Создание эффективных бизнес-процессов управления и оказания услуг |
Управление финансов, Управление муниципального заказа, Управление документационного обеспечения, Главное управление архитектуры и градостроительства, Управление дошкольного образования и воспитания, Управление здравоохранения, Управление социальной защиты населения, Управление по информации и связям с общественностью, Комитет по информатизации |
2002-2006 | 2000 | 1798 | 238 | 400 | 1020 | 5456 |
4. | Создание корпоративной информационной сети. Информационное обеспечение управления. |
Комитет по информатизации | 2002-2006 | 2007 | 815 | 313 | 420 | 470 | 4025 |
5. | Обеспечение информационной безопасности |
Комитет по информатизации | 2002-2006 | 31 | 50 | 42 | 50 | 50 | 223 |
6. | Приобретение средств вычислительной техники |
Структурные подразделения | 2002-2006 | 4000 | 4000 | 8000 | |||
7. | Обучение специалистов в области ИКТ |
Структурные подразделения | 2002-2006 | 50 | 50 | 100 | |||
8. | Обеспечение эксплуатации корпоративной информационной системы |
Комитет по информатизации | 2002-2006 | 17 | 57 | Предусмотреть в бюджете в расходах отраслей |
74 | ||
Итого (по ст."Информатика (информационное обеспечение)") |
4455 | 2975 | 668 | 5000 | 5670 | 18768 | |||
9. | Реализация Подпрограммы "Информатизация градостроительной деятельности" |
Главное управление архитектуры и градостроительства |
2005-2006 | 2000 | 1600 | 3600 | |||
Итого (по ст."Информатика (информационное обеспечение)" по смете ГУАиГ) |
2000 | 1600 | 3600 | ||||||
10. | Создание Единой городской информационной магистрали (по ст."Капитальное строительство") |
Комитет по информатизации, Управление городского строительства |
2002-2006 | 1000 | 1856 | 0 | 0 | 360 | 3216 |
Итого (по ст."Капитальное строительство") |
1000 | 1856 | 0 | 0 | 360 | 3216 | |||
Итого (по всем статьям расходов) |
5455 | 4831 | 668 | 7000 | 7630 | 25584 |
11. Реализуемые проекты в отрасли на момент
представления Программы
На момент представления Программы в стадии реализации находятся:
В настоящий момент создается начальная база, и отрабатываются технологии построения Корпоративной вычислительной сети Администрации г.Ижевска. Силами Комитета по информатизации Администрации г.Ижевска реализованы следующие проекты:
- Создана, и в настоящий момент модернизируется, локальная вычислительная сеть в основном здании Администрации.
- Организовано один цифровой (ISDN) и два аналоговых канала для подключения удаленных подразделений к сети Администрации г.Ижевска.
- Развернут локальный сервер электронной почты, обслуживающий практически всех пользователей вычислительной сети как в пределах основного здания, так и удаленные подразделения.
- Создан корпоративный почтовый сервер. В настоящее время его ресурсы используют четыре удаленных подразделения Администрации, что дало возможность объединить их почтовые системы и организовать регулярный автоматический обмен сообщениями. В ближайшей перспективе к нему будут подключены все подразделения, имеющие собственные вычислительные сети.
- В глобальной сети Интернет создана WWW-страница города и органов городского самоуправления.
- Опробована технология взаимодействия клиент - серверных баз данных на основе технологии Интернет.
- Идет подготовка к организации взаимодействия удаленных подразделений с использованием средств ISDN телефонии.
12. Кадровая политика
Внедрение современных технологий в область информатизации муниципального управления, требует изменения кадровой политики отрасли.
Обязательным условием при приеме на работу новых сотрудников, должно стать наличие у кандидатов практических знаний в области офисной эксплуатации средств вычислительной техники.
Особое внимание следует уделить решению вопросов подбора кадров и оплаты труда сотрудников, обеспечивающих функционирование телекоммуникаций. К сожалению, их заработная плата не позволяет им самостоятельно оплачивать первоначальное обучение и постоянное совершенствование полученных знаний. С другой стороны, средства, потраченные на разовое обучение работника, могут быть потеряны в результате его перехода на новое место работы. В этой ситуации, возможным выходом является приведение уровня заработной платы сотрудников к уровню оплаты труда в коммерческих структурах с ужесточением требований к профессиональным знаниям работника в области телекоммуникаций.
Литература
1. Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации";
2. Федеральный закон "Об участии в международном информационном обмене";
3. Стратегия устойчивого развития г.Ижевска (базовая версия) /под ред. Т.П.Лагуновой, Ижевск: Издательский дом "Удмуртский университет", 2000, 100 с.;
4. Постановление Минтруда РФ от 23 июля 1998 г. N 28 "Об утверждении Межотраслевых типовых норм времени на работы по сервисному обслуживанию персональных электронно-вычислительных машин и организационной техники и сопровождению программных средств";
5. Основные положения по созданию территориальных информационных ресурсов, методы обеспечения их совместимости и взаимодействия (Шифр "ИНФОРМРЕГИОН - 98"), ВНИИПВТИ, 1998;
6. Концепция информатизации г.Перми, http://www.sdi.ru/~enter/june/koncep.htm;
7. Экономика России: рост возможен. Исследование производительности ключевых отраслей: McKinsey Global Institute, М., октябрь 1999, http://www.mckinsey.com/;
8. Acquisition Reform: Purchase Card Use Cuts Procurement Costs, Improves Efficiency, http://www.npr.gov/library/outside/credit.html;
9. Best Practices in Customer - Driven Strategic in Planning. Federal Benchmarking Consortium Study Report. February 1997; http://www.npr.gov/library/benchmrk/customer.htm;
10. Business process reengineering assessment Guide. General Accounting Office, 1995. http:// www.dtic.mil/c3i/bprcd/5536.htm;
11. Digital Planet 2000/ The Global Information Economy/ World Information Technology and Services Alliance (WITSA), June 2000, http://www.witsa.org/;
12. Gore A., Businesslike Government. Lessons Learned From American Best Companies. National Performance Review, 1997;
13. Gore A., Creating a Government That Works Better & Costs Less. Report of the National Performance Review, 1998;
14. Government Business Process Reingeneering (BPR). Readyness Assessment. Http://www.itpolicy.gsa.gov/mkm/bpr/gbpr.htm;
15. Government Performance and Results Act of 1993 (Public Law 103-62);
16. Kettle D.F. Global Reinvention: Basic Issues, Questions Ahead.; http://www.21stcentury.papers/kettl.htm;
17. Performance Based Organizations. http://www.npr.gov/library/papers/ bkgrd/pbo.htm;
18. The Virtual Office. Lessons and Challenges. http://www.reengineering.com /articles/apr96/VIRTOFC.htm.
19. Worldwide Perspective on Reinventing Government. Office of Intergovernmental Solutions. Reinvention Edition, Issue 6, February 1999, http://policyworks.gov/intergov/.
20. Worldwide Perspective on Reinventing Government. Office of Intergovernmental Solutions. Reinvention Edition, Issue 6, February 1999, http://policyworks.gov/intergov/.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.