О Законе "Об Архивном фонде Удмуртской
Республики и архивах"
Высшим законодательным органом республики впервые за всю историю Удмуртии принят Закон "Об Архивном фонде Удмуртской Республики и архивах". Этот основополагающий акт по регулированию взаимоотношений граждан, общества и государства в области архивного дела базируется на "Основах законодательства Российской Федерации об Архивном фонде и архивах", принятых 7 июля 1993 г. с редким для того периода единодушием российских депутатов самой разной политической ориентации.
Во многом такой результат голосования явился следствием того, что "Основы" появились не на пустом месте. Они аккумулировали в себе многое из предшествующего опыта архивного строительства в дореволюционной России и бывшем СССР. В то же время при их подготовке было внимательно изучено и проанализировано то новое, что появилось в ходе проходящей в стране архивной реформы, учтен имеющийся опыт зарубежного архивного законодательства, а также принятые в последние годы российские законодательные акты по смежным с архивным делом вопросом ("Основы законодательства Российской Федерации о культуре", Законы "О реабилитации жертв политических репрессий", "О государственной тайне", "О вывозе и ввозе культурных ценностей" и др.).
Важнейшим принципом Закона "Об Архивном фонде Удмуртской Республики и архивах" является отсутствие в нем идеологизации в старом понимании этого слова. В нем выражены интересы свободного, открытого для информационных потоков правового общества и отражаются общепринятые в мире управленческие стандарты и профессиональные нормы. Закон деполитизирован в том смысле, что не создает каких-либо исключительных прав, льгот и привилегий в организации, хранении и использовании архивов гражданам, партиям, общественным движениям, учреждениям и организациям в зависимости от их паспортных данных, политических убеждений, вероисповедания или ведомственной принадлежности. Все они - собственники архивов и их пользователи - равны перед законом, обязаны подчиняться его требованиям, могут апеллировать к нему - таков лейтмотив закона. Для всех без исключения государственных и ведомственных архивов Удмуртской Республики устанавливается общий порядок хранения, комплектования, учета и использования архивных документов.
Сфера применения закона - все находящиеся на территории Удмуртии архивы и архивные фонды, объединенные ранее не существовавшим понятием "Архивный фонд Удмуртской Республики". Вместе с тем впервые в отечественном архивоведении Архивный фонд разделяется на государственную и негосударственную части. Первую часть составляют архивные фонды, уже хранящиеся в государственных, муниципальных и ведомственных архивах, а также архивные документы, которые создаются в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления республики. Сюда же относятся архивные документы, создающиеся в процессе деятельности организаций и предприятий, отнесенных к государственной и муниципальной собственности Удмуртской Республики. В негосударственную часть Архивного фонда входят архивные фонды и документы, являющиеся собственностью современных общественных и религиозных объединений, политических партий, различных негосударственных организаций, а также частной собственностью различных юридических и физических лиц.
Пока только формирующаяся негосударственная часть Архивного фонда Удмуртской Республики, без сомнения, со временем будет расширяться, увеличиваться в объеме. Появляются новые типы и виды архивов: частных предприятий, фирм, общественных организаций, религиозных конфессий, а также частных лиц. В то же время этот объективный процесс формирования негосударственной части Архивного фонда Удмуртии в нынешних условиях таит серьезные опасности. Кризисное состояние экономики, существующая в обществе недооценка значимости науки и культуры оказывают отрицательное воздействие на сохранность негосударственных архивов. В результате будущие историки могут лишиться ценных документов о бурных событиях сегодняшней жизни.
Тревога за сохранность архивных документов на современном этапе бесконечных реорганизаций в сфере управления и экономики заставила нас спешить с принятием закона. Сотни организаций и предприятий в нашей республике уже прекратили свое существование. Архивные органы республики стараются принимать необходимые меры: осуществляют проверки, выявляют факты недобросовестного отношения должностных лиц к обеспечению сохранности документов, составляют акты и справки. К сожалению, надо отметить, что эти акты и справки многие руководители, даже в случае большой утраты важнейших документов, подписывают не глядя, без всяких последствий для себя и ответственных, а точнее безответственных, должностных лиц. Только за последнее время выявлено 29 случаев утраты более 600 дел постоянного хранения в республиканских министерствах и ведомствах, других организациях. Большое количество документов утрачено, например, при реорганизации Министерства бытового обслуживания, при переезде в новое здание Удмуртмелиорации, в бывшем Министерстве местной промышленности, Министерстве торговли, на Ижевском заводе пластмасс, в бывшем Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и других организациях.
Принятие закона и предусматриваемая в нем административная ответственность за сохранность документов помогут сохранить документальную память и защитить социальные права граждан в более полном объеме. А пока даже постановлений федерального правительства Удмуртской Республики оказалось недостаточно, например для руководителей органов местного самоуправления Селтинского и Якшур-Бодьинского районов, чьи муниципальные архивы до сих пор находятся в подвалах. В этой связи уместно напомнить слово известного историка В.В.Снегирева: "Каждый архив является драгоценным народным достоянием, подлежащим самой бережной охране, особенно со стороны всех тех, кому не безразлична память о старине, кто сознает необходимость знакомства с нею для создания лучшего будущего".
В целом вопросам правового регулирования принципов, порядка и сроков ведомственного хранения документов Архивного фонда Удмуртской Республики в законе уделено значительное место, и это закономерно, т.к. в сотнях ведомственных архивов республики формируются и некоторое время хранятся десятки тысяч дел и документов, содержащих уникальную информацию о работе и жизни предприятий и жителей Удмуртии, ее истории.
Четвертым разделом закона определяется система государственного управления архивным делом в Удмуртской Республике, которое осуществляется Советом Министров Удмуртской Республики через образуемый им республиканский орган управления архивным делом - Комитет по делам архивов. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом о местном самоуправлении Удмуртской Республики органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями в области архивного дела и самостоятельно осуществляют их через образуемые ими городские и районные архивные отделы. Возлагая основную ответственность за развитие архивного дела в Удмуртии на государственные органы, закон в ст.17 предусматривает добровольное участие в этом процессе общественных и религиозных объединений и организаций нашей республики.
Особый интерес для широкой общественности представляют вопросы, связанные со сферой использования архивных документов, доступа к ним. Им посвящена ст.23 закона, которая предусматривает свободное обращение каждого гражданина и заинтересованных организаций в любой государственный архив республики. В отношении закрытой архивной информации закон вводит хронологические ограничения на доступ к документам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну (30 лет со времени их создания, если иное не установлено законодательством). Информация, затрагивающая тайну личной жизни человека (состояние здоровья, имущественное положение, семейные и интимные отношения), а также угрожающая его жизни и безопасности жилища, становится открытой через 75 лет со времени ее создания, а ранее этого срока - только с разрешения самого гражданина или его наследников. В целом эти хронологические ограничения соответствуют зарубежным запретительным нормам и защищают естественные интересы государства и граждан.
Следует отметить, что в архивных учреждениях республики уже в течение ряда лет проводилась и проводится работа по снятию грифов секретности с хранящихся там документов. Основная масса ранее засекреченных документов в настоящее время доступна для наследователей. Работа эта продолжается, но ее интенсивность не всегда зависит от архивистов, т.к., не обладая правом засекречивать документы, при снятии ограничений с их использования они вынуждены считаться с мнением ведомств, наложивших в свое время эти ограничения.
Последний, седьмой раздел посвящен международному сотрудничеству Удмуртской Республики в области архивного дела, а также выявлению документов по истории Удмуртии за пределами ее современной территории. Особенно важно это сделать за дореволюционный период, учитывая специфику формирования архивных фондов республиканского архива документальными источниками государственных учреждений только на уровне уездов, что существенно снижает их информационные возможности. И это тем более важно, учитывая тот фактор, что до революции основная территория Удмуртии входила в состав губерний России. Понимая значимость проведения такой работы для роста исторического самосознания народа Удмуртии и укрепления ее государственности, Комитет по делам архивов планирует уже в этом году разработать и начать реализацию специальной программы по целевому выявлению исторических источников в различных архивохранилищах России, ближнего и дальнего зарубежья.
Итак, Закон "Об Архивном фонде Удмуртской Республики и архивах" принят. Главное теперь - сделать так, чтобы он заработал в полную силу, помогая всем нам постичь прошлое, достойно жить в настоящем и сделать более предсказуемым наше будущее, которое со временем также станет прошлым.
Председатель Комитета по делам архивов
при Совете Министров Удмуртской Республики | Н.К.Коробейникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
О Законе "Об Архивном фонде Удмуртской Республики и архивах ("Неделя Удмуртии" от 27 января 1995 г.)
Текст опубликован в газете "Неделя Удмуртии" от 27 января 1995 года