Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Государственного Совета УР
от 26 сентября 2006 г. N 687-III
Республиканская целевая программа
"Вакцинопрофилактика" на 2007-2009 годы
25 июня 2008 г.
Постановлением Государственного Совета УР от 25 июня 2008 г. N 131-IV в Паспорт настоящей Программы внесены изменения
I. Паспорт республиканской целевой программы
"Вакцинопрофилактика" на 2007-2009 годы
Наименование Программы |
Республиканская целевая программа "Вакцинопрофилактика" на 2007-2009 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Федеральная целевая программа "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы), утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2001 года N 790; распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 25 июня 2006 года N 678-р "О Плане основных мероприятий Правительства Удмуртской Республики на III квартал 2006 года"; распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 7 августа 2006 года N 816-р "О разработке проекта республиканской целевой программы "Вакцинопрофилактика на 2007-2009 годы". |
Цель Программы | Снижение заболеваемости, инвалидизации и смертности среди населения Удмуртской Республики, связанных с инфекционными заболеваниями, управляемыми средствами специфической профилактики |
Основные задачи Программы |
Достижение необходимого уровня охвата населения профилактическими прививками; предотвращение заболеваний брюшным тифом, бешенством, лептоспирозом, сибирской язвой, туляремией, менингококковой инфекцией, гриппом, вирусным гепатитом В среди групп населения повышенного риска инфицирования; предупреждение случаев заболевания гемофильной и пневмококковой инфекциями среди детей раннего возраста; обеспечение эффективной системы "холодовой цепи" на всех этапах транспортировки и хранения вакцин и других иммунобиологических препаратов; внедрение в практику здравоохранения технологий с применением новых вакцин; обеспечение и совершенствование эпидемиологического надзора за инфекционными заболеваниями; информирование населения об иммунопрофилактике; повышение профессиональной квалификации медицинских работников в области предупреждения и борьбы с инфекционными заболеваниями. |
Сроки реализации Программы |
2007-2009 годы |
Республиканский заказчик-координа- тор Программы |
Министерство здравоохранения Удмуртской Республики |
Разработчики проекта Программы |
Министерство здравоохранения Удмуртской Республики, Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (по соглашению). |
Исполнители Программы |
Министерство здравоохранения Удмуртской Республики, Государственное учреждение здравоохранения "Удмуртский республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями", органы и учреждения здравоохранения муниципальных образований в Удмуртской Республике (по соглашению), Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (по соглашению), Федеральное государственное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике" (по соглашению). |
Ресурсное обеспечение Программы |
Источник финансирования - бюджет Удмуртской Республики. На 2007 год - 7164,8 тыс.руб. На 2008 год - 4637,0 тыс.руб. На 2009 год - 4966,0 тыс.руб. Итого: 16767,8 тыс.руб. Объемы финансирования, предусмотренные настоящей Программой, носят ориентировочный характер и подлежат ежегодной корректировке в соответствии с законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий год, законом Российской Федерации о федеральном бюджете на соответствующий год, решениями представительных органов местного самоуправления в Удмуртской Республике об утверждении местных бюджетов на соответствующий год. |
Механизм реализации Программы |
Республиканский заказчик Программы - Министерство здравоохранения Удмуртской Республики: - обеспечивает реализацию Программы в пределах средств, предусмотренных законом о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий финансовый год; - заключает договоры на закупку и поставку продукции для республиканских нужд с непосредственными исполнителями программных мероприятий в соответствии с действующим законодательством; - обеспечивает координацию деятельности основных исполнителей и соисполнителей, контроль за ходом реализации мероприятий и эффективным использованием средств; - ежегодно формирует бюджетные заявки на ассигнования из бюджета Удмуртской Республики для финансирования республиканских нужд, связанных с реализацией Программы, и в установленном порядке представляет их в Министерство экономики Удмуртской Республики. |
Перечень основных мероприятий Программы |
Развитие системы информирования населения о вакцинопрофилактике; приобретение медицинских иммунобиологических препаратов; обеспечение системы транспортировки и хранение препаратов для вакцинопрофилактики; утилизация медицинских отходов, связанных с проведением вакцинопрофилактики обеспечение системы эпидемиологического надзора за инфекционными заболеваниями подготовка кадров в области предупреждения и борьбы с инфекционными заболеваниями укрепление материально-технической базы Республиканского консультативного центра иммунопрофилактики Государственного учреждения здравоохранения "Удмуртский республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями" |
Контроль за реализацией Программы |
Министерство здравоохранения Удмуртской Республики и другие органы исполнительной власти Удмуртской Республики осуществляют контроль реализации Программы в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 23 декабря 2002 года N 1094 "Об утверждении Положения о разработке и реализации республиканских целевых программ". |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Ликвидация кори; отсутствие заболеваемости брюшным тифом, сибирской язвой, туляремией, бешенством в группах высокого риска заражения; снижение заболеваемости лептоспирозом до единичных случаев (3-5 в год); снижение на 30 % случаев заболевания гемофильной и пневмококковой инфекциями и отсутствие смертности среди детей раннего возраста в прививаемых группах высокого риска; формирование единой компьютерной базы данных по учету и планированию профилактических прививок; обеспечение безопасности иммунизации населения Удмуртской Республики, предупреждение неблагоприятных последствий вакцинопрофилактики. |
Оценка эффективности Программы |
Социально-экономическая эффективность: - стабилизация эпидемической ситуации по инфекционным заболеваниям; - улучшение демографической ситуации в Удмуртской Республике за счет снижения смертности от инфекционных заболеваний; - сохранение трудового потенциала населения Удмуртской Республики; - формирование здорового образа жизни населения Удмуртской Республики на основе заинтересованности и личной ответственности граждан за состояние собственного здоровья и здоровья своих детей, - улучшение подготовки кадрового состава учреждений здравоохранения, оснащение их современным медицинским оборудованием, внедрение в практику новых методов диагностики и профилактики инфекционных болезней. Экономическая эффективность Программы за годы ее реализации составит 741554,52 тыс.рублей, что ежегодно 247184,84 тыс.рублей за счет уменьшения ущерба, наносимого экономике Удмуртской Республики в связи с диагностикой и лечением инфекционных заболеваний рабочих и служащих, снижением выплат по уходу за больными детьми и выплат по листам нетрудоспособности. |
II. Содержание проблемы и необходимость ее решения
программными методами. Социально-экономическая значимость
проблемы для населения Удмуртской Республики
Программа разработана в целях совершенствования охраны здоровья населения республики и снижения заболеваемости инфекционными заболеваниями, во исполнение Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", приказа Минздрава России от 27 июня 2001 года N 229 "О Национальном календаре профилактических прививок и календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям", постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 ноября 2005 года N 25 "О дополнительной иммунизации населения Российской Федерации", приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 января 2006 года N 27 "О внесении изменений в приложение N 1 к приказу Минздрава России от 27 июня 2001 года N 229 "О Национальном календаре профилактических прививок и календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям", в соответствии с распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 25 июня 2006 года N 678-р "О Плане основных мероприятий Правительства Удмуртской Республики на III квартал 2006 года", распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 7 августа 2006 года N 816-р "О разработке проекта республиканской целевой программы "Вакцинопрофилактика" на 2007-2009 годы".
Программа сформирована исходя из принципа преемственности по отношению к федеральной целевой программе "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)" (подпрограмме "Вакцинопрофилактика"), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2001 года N 790 (с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2004 года N 1355-р), и по отношению к республиканской целевой программе "Вакцинопрофилактика на 2003-2006 годы", утвержденной постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 4 сентября 2002 года N 643-II "О Республиканской целевой программе "Вакцинопрофилактика на 2003-2006 годы".
Программа направлена на стабилизацию в Удмуртской Республике эпидемической ситуации по инфекционным заболеваниям, управляемым вакцинопрофилактикой, снижение смертности от инфекций среди взрослого и детского населения республики.
Решение проблемы борьбы с инфекционными заболеваниями регулируется Федеральным законом "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" и другими правовыми актами, регламентирующими отношения в области здравоохранения.
Профилактика инфекционных болезней является одним из основных приоритетных направлений в охране здоровья населения Удмуртской Республики. В последние годы ситуация в Удмуртской Республике остается напряженной. Число больных инфекционными заболеваниями ежегодно регистрируется в пределах 480-500 тысяч случаев, что приводит к значительным экономическим потерям. Экономический ущерб от инфекционной заболеваемости ежегодно в среднем составляет 641823,0 тысяч рублей, за 2005 год был равен 793284,7 тысяч рублей.
Наиболее эффективной и действенной мерой по снижению инфекционной заболеваемости и сохранению здоровья населения является иммунизация. Современные вакцины защищают от инфекции более 95 % привитого населения.
Благодаря реализации Республиканской целевой программы "Вакцинопрофилактика на 2003-2006 годы" в Удмуртской Республике уровень охвата прививками детей увеличился с 90 % до 98 %, в результате чего заболеваемость дифтерией и корью снизилась до единичных случаев, эпидемическим паротитом - в 39 раз, число больных краснухой уменьшилось за последние 3 года в 18 раз, показатель заболеваемости коклюшем уменьшился в 3 раза. Удмуртской Республике присвоен статус территории, свободной от полиомиелита, отсутствуют случаи заболевания вакциноассоциированным полиомиелитом, врожденной краснухой и столбняком среди новорожденных.
Вместе с тем сохраняется эпидемиологическое неблагополучие по менингококковой инфекции, вирусным гепатитам, особо опасным и природно-очаговым инфекциям.
В Удмуртской Республике заболеваемость менингококковой инфекцией превышает порог эпидемиологического благополучия в 3-4 раза, причем в 58 % случаев заболевшими являются дети. Процесс характеризуется высокой летальностью от генерализованных форм, смертность от данной инфекции выросла в 3,5 раза.
Отсутствие случаев заболевания корью среди жителей Удмуртской Республики не является свидетельством стабильного эпидемиологического благополучия в отношении этой инфекции, сохраняется реальная угроза завоза кори из эндемичных территорий.
Территория Удмуртской Республики является неблагополучной по заболеваемости животных бешенством из-за активизации его природных очагов, роста численности диких плотоядных животных, безнадзорных собак и кошек, вовлечения в эпизоотический процесс сельскохозяйственных и домашних животных. В результате этого число лиц, обращающихся за медицинской помощью по поводу укусов и других повреждений, полученных от животных, ежегодно составляет не менее 5 тысяч человек, из них 2-3 тысячи человек получают назначение на проведение курса антирабических прививок. При их несвоевременном проведении жизнь лиц, пострадавших от укусов, может оказаться под угрозой. Кроме того, проводится профилактическая иммунизация против бешенства лиц, профессиональная деятельность которых связана с риском заражения.
В Удмуртской Республике имеются эпизоотические территории по лептоспирозу, сибирской язве, туляремии, заболеваемость которыми в последние годы не регистрируется. На учете находится более 300 населенных пунктов, неблагополучных по сибирской язве.
Спорадическая заболеваемость лептоспирозом колеблется от 20 до 50 случаев в год, заражение происходит при купании в открытых водоемах. Активно циркулирует в природе возбудитель туляремии. В то же время практически не получают профилактические прививки против инфекций контингенты повышенного риска инфицирования, в частности: работники животноводческих, коммунальных хозяйств, лесничеств. Для предупреждения данных карантинных и зоонозных инфекций крайне необходим постоянный запас иммунологических препаратов для экстренной вакцинации при возникновении случаев заболевания или подозрении на них.
Несмотря на то, что вакцинация против вирусного гепатита В обеспечивается в рамках Национального прививочного календаря, в иммунизации нуждаются группы повышенного риска инфицирования, в частности ранее непривитые медицинские работники в возрасте старше 35 лет.
Острые кишечные инфекции представляют собой обширную группу инфекционных заболеваний, основными из которых являются бактериальная дизентерия, сальмонеллез, брюшной тиф, вирусный гепатит А. По наносимому ежегодно экономическому ущербу они занимают второе место после острых респираторных вирусных инфекций и гриппа. Заболеваемость острыми кишечными инфекциями в 2004 и 2005 годах составила соответственно 736,5 и 749,6 случаев на 100 тысяч населения.
Вирусный гепатит А до сих пор является одним из наиболее распространенных вирусных гепатитов в мире. Удельный вес гепатита А в структуре вирусных гепатитов колеблется в республике от 25 % до 40 %, уровень заболеваемости составляет от 5 до 20 случаев на 100 тысяч населения в год. Преимущественными путями его распространения являются водный, пищевой и контактно-бытовой. Основную группу заболевших составляют дети 7-14 лет, подростки и лица молодого возраста. Регистрируются групповые заболевания в организованных коллективах. Обеспечение населения доброкачественной водой, особенно в сельской местности, остается острой проблемой в Удмуртской Республике, поэтому крайне важна иммунологическая защита детей раннего возраста на всех территориях высокого риска заражения.
Бактериальная дизентерия и сальмонеллез - это наиболее распространенные острые кишечные инфекции, регистрируются не менее 9000-15000 случаев заболевания ежегодно. Уровень заболеваемости превышает пороговые показатели эпидемиологического благополучия, отмечаются групповые случаи заболевания в организованных коллективах.
В Удмуртской Республике выявляются спорадические случаи брюшного тифа. Высокому риску заражения подвержены лица, занятые обслуживанием канализационных сооружений, контактные в очагах инфекционных заболеваний.
Дети раннего возраста, особенно в закрытых детских коллективах, относятся к основной категории, часто болеющих инфекционными заболеваниями и прежде всего, заболеваниями верхних дыхательных путей. В этой связи актуальным остается вопрос их защиты от возбудителей гемофильной, пневмококковой инфекций.
Ежегодно в осенне-зимний период регистрируется подъем заболеваемости населения острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом. В период эпидемии гриппа болеет до 10 % населения Удмуртской Республики, ежегодный экономический ущерб при этом составляет 65913,4 тысяч# рублей, что намного выше ущерба, наносимого остальными заболеваниями. Показатели заболеваемости детей во много раз выше, чем взрослых. Для создания эпидемического благополучия по данным заболеваниям необходимо охватить вакцинацией не менее 50-70 % населения Удмуртской Республики, что особенно актуально в период регистрации локальных очагов гриппозной инфекции с высокой смертностью среди людей, имеющих контакт с инфицированными птицами. С учетом национального прививочного календаря прививки против гриппа не получают такие категории групп повышенного риска инфицирования, как школьники старших классов общеобразовательных учреждений, подростки, студенты среднетехнических и высших заведений, дети с ослабленным здоровьем.
Энтеровирусы, широко распространенные среди населения, могут вызывать как спорадические заболевания, так и эпидемические вспышки. Своевременная их диагностика, надзор за циркуляцией во внешней среде являются неотъемлемой частью комплекса лечебно-профилактических мероприятий.
В Удмуртской Республике необходимо продолжение работы по подготовке медицинских кадров по вопросам вакцинопрофилактики, созданию единой компьютерной сети по сбору и передаче информации о состоянии заболеваемости и иммунизации населения.
Необходимо совершенствование системы ранней диагностики инфекционных заболеваний и оценки состояния постпрививочного иммунитета, обеспечение системы безопасности иммунизации с применением современных медикаментов, комбинированных вакцин, новых типов медицинских инструментов для инъекций (саморазрушающихся шприцев), а также качественных и эффективных систем утилизации медицинских отходов.
Материально-техническая база лечебно-профилактических учреждений по хранению и транспортировке вакцин в настоящее время устарела и не обеспечивает требуемые условия соблюдения "холодовой цепи".
Для совершенствования в республике организации прививочной работы создан Республиканский консультативный центр иммунопрофилактики, для эффективного функционирования которого отсутствует должная материально-техническая база.
Система информирования населения о мерах профилактики инфекций требует дальнейшего развития с активным привлечением средств массовой информации, тиражированием санитарно-просветительской литературы.
Проблема борьбы с инфекциями, которыми можно управлять с помощью иммунизации, требует проведения целенаправленных и скоординированных действий органов исполнительной власти, заинтересованных министерств, ведомств, обеспечения финансовыми и материальными ресурсами.
Данная Программа будет способствовать реализации государственной политики по борьбе с инфекционными заболеваниями, а также внедрению в медицинскую практику эффективных методов профилактики, диагностики инфекционных болезней, что приведет к снижению уровня смертности, инвалидизации населения, инфекционной заболеваемости.
Необходимость государственной поддержки профилактики инфекционных заболеваний особенно возрастает в связи со сложным социально-экономическим положением и ухудшением состояния здоровья населения и, в первую очередь, подрастающего поколения.
Принятие настоящей Программы связано с обеспечением эпидемиологического благополучия и биологической безопасности на территории Удмуртской Республики.
III. Основные цели и задачи Программы
Основной целью Программы является снижение заболеваемости, инвалидизации и смертности среди населения Удмуртской Республики, связанных с инфекционными заболеваниями, управляемыми средствами специфической профилактики.
Для ее достижения необходимо решение следующих задач:
- достижение необходимого уровня охвата населения профилактическими прививками;
- предотвращение заболеваний брюшным тифом, бешенством, бруцеллезом, лептоспирозом, сибирской язвой, туляремией, менингококковой инфекцией, гриппом, вирусным гепатитом В среди групп населения повышенного риска инфицирования;
- предупреждение случаев заболевания гемофильной и пневмококковой инфекциями среди детей раннего возраста;
- обеспечение эффективной системы "холодовой цепи" на всех этапах транспортировки и хранения вакцин и других иммунобиологических препаратов;
- внедрение в практику здравоохранения технологий с применением новых вакцин;
- обеспечение и совершенствование эпидемиологического надзора за инфекционными заболеваниями;
- информирование населения о значении иммунопрофилактики;
- повышение профессиональной квалификации медицинских работников в области предупреждения и борьбы с инфекционными заболеваниями.
IV. Сроки и этапы реализации Программы
Мероприятия, предусмотренные Программой, будут осуществляться в течение 2007-2009 годов. Программа не предусматривает поэтапной разбивки сроков ее реализации.
Постановлением Государственного Совета УР от 25 июня 2008 г. N 131-IV раздел V настоящей Программы изложен в новой редакции
V. Целевые индикаторы реализации Программы
Инфекцион- ное заболевание |
Целевые индикаторы (при условии 100 % финансирования программных мероприятий) |
||
2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | |
Менингокок- ковая инфекция |
Охват вакцинацией 100 % детей высокого риска заражения |
Охват вакцинацией 100 % детей высокого риска заражения |
Охват вакцинацией 100 % детей высокого риска заражения |
Корь | Охват вакцинацией 50000 взрослого населения до 35 лет |
- | - |
Бешенство | Охват вакцинацией 2500 человек в природных очагах по эпидемическим показаниям Охват экстренной профилактикой гамма-глобулином 100 % пострадавших от укусов |
Охват вакцинацией 3250 человек в природных очагах по эпидемическим показаниям Охват экстренной профилактикой гамма-глобулином 100 % пострадавших от укусов |
Охват вакцинацией 3456 человек в природных очагах по эпидемическим показаниям Охват экстренной профилактикой гамма-глобулином 100 % пострадавших от укусов |
Сальмонел- лез |
Охват экстренной профилактикой бактериофагом 300 контактных в организованных коллективах в очагах |
- | Охват экстренной профилактикой бактериофагом 60 контактных в организованных коллективах в очагах |
Лептоспироз | Охват вакцинацией 200 человек высокого риска заражения по эпидемическим показаниям |
Охват вакцинацией 50 человек высокого риска заражения по эпидемическим показаниям |
- |
Сибирская язва |
Охват экстренной профилактикой иммуноглобулином 100 % контактных в очагах |
Охват экстренной профилактикой иммуноглобулином 100 % контактных в очагах |
- |
Брюшной тиф | Охват вакцинацией 100 человек, выезжающих в эндемические территории |
Охват вакцинацией 100 человек, выезжающих в эндемические территории |
- |
Туляремия | Охват вакцинацией 3000 человек на энзоотичных территориях |
Охват вакцинацией 1000 человек на энзоотичных территориях |
- |
Вирусный гепатит |
Охват вакцинацией 500 человек медицинского персонала |
- | - |
Грипп | Охват вакцинацией 10000 человек (учащиеся старших классов) |
Иммунизация высокоочищенной малореактогенной вакциной 350 детей раннего возраста из группы риска |
Иммунизация высокоочищенной малореактогенной вакциной 319 детей раннего возраста из группы риска |
Дизентерия | Охват экстренной профилактикой бактериофагом 300 контактных в организованных коллективах в очагах |
- | Охват экстренной профилактикой бактериофагом 60 контактных в организованных коллективах в очагах |
Гемофильная инфекция, пневмокок- ковая инфекция |
Охват вакцинацией 100 % детей по эпидемическим показаниям |
Охват вакцинацией 100 % детей по эпидемическим показаниям |
Охват вакцинацией 100 % детей по эпидемическим показаниям |
Вакцина против гепатита А |
- | Охват вакцинацией 400 человек высокого риска заражения по эпидемическим показаниям |
Охват вакцинацией 117 человек высокого риска заражения по эпидемическим показаниям |
Вакцина трехкомпо- нентная бесклеточ- ная против коклюша, столбняка, дифтерии |
- | Охват вакцинацией 130 детей с противопоказаниями к введению АКДС-вакцины или реакцией на предыдущие введения АКДС-вакцины |
Охват вакцинацией 418130 детей с противопоказаниями к введению АКДС-вакцины или реакцией на предыдущие введения АКДС-вакцины |
VI. План мероприятий Программы
Система мероприятий определяется основной целью и задачами Программы. Мероприятия указаны в приложении N 1 к настоящей Программе.
1. Развитие системы информирования населения о вакцинопрофилактике
В целях высокого охвата профилактическими прививками необходимо развитие соответствующей системы информирования всех слоев населения. В этой связи Программа предусматривает изготовление и прокат тематических видеороликов по местному телевидению, разработку, издание и распространение санитарно-просветительских материалов (памятки и буклеты) по вопросам пропаганды вакцинопрофилактики.
2. Приобретение медицинских иммунобиологических препаратов
В целях предотвращения и снижения заболеваемости населения отдельными инфекционными болезнями предусматривается приобретение медицинских иммунобиологических препаратов (вакцин, иммуноглобулинов, бактериофагов), применяемых по эпидемическим показаниям и не включенных в Национальный календарь профилактических прививок: против туляремии, сибирской язвы, бешенства, лептоспироза, брюшного тифа, менингококковой инфекции, вирусного гепатита А, вирусного гепатита В, гриппа, кори для лиц в возрасте 18-35 лет, ранее не привитых, не болевших или однократно привитых, против гемофильной и пневмококковой инфекций, а также в целях экстренной профилактики и лечения некоторых инфекционных заболеваний бактериальной и вирусной этиологии, требующих применения иммуноглобулинов.
3. Обеспечение системы транспортировки и хранение препаратов для вакцинопрофилактики
Для сохранения свойств вакцин требуется соблюдение определенного температурного режима на всех этапах транспортировки, в том числе на конечных пунктах реализации в лечебных учреждениях, контроль температурного режима на всех этапах "холодовой цепи" с помощью термоиндикаторов, замена устаревшего холодильного оборудования, приобретение термоконтейнеров многоразового использования для транспортировки вакцин, обеспечение технического обслуживания холодильных стационарных камер.
4. Утилизация медицинских отходов, связанных с проведением вакцинопрофилактики
Для предупреждения неблагоприятных последствий вакцинопрофилактики предусматривается применение во всех лечебных учреждениях, проводящих иммунизацию, одноразовых самоблокирующихся шприцев, современных систем для утилизации медицинских отходов, приобретение дополнительных расходных материалов ("безопасных контейнеров", пакетов для автоклавирования, разрешенных для сбора и хранения отходов) и необходимого медицинского оборудования (паровых стерилизаторов, иглодеструкторов).
5. Обеспечение системы эпидемиологического надзора за инфекционными заболеваниями
В целях обеспечения системы эпидемиологического надзора за инфекционными заболеваниями в Удмуртской Республике, совершенствования иммунологической службы предполагается оснащение лечебно-профилактических учреждений Удмуртской Республики компьютерной техникой, создание единой компьютерной базы данных по учету и планированию профилактических прививок детского и взрослого населения, ее внедрение в работу кабинетов иммунопрофилактики лечебно-профилактических учреждений.
Важным звеном в системе эпидемиологического надзора за инфекционными заболеваниями является их качественная и своевременная диагностика с применением высокочувствительных тест-систем последнего поколения.
Для подтверждения эффективности вакцинопрофилактики и выявления защитных титров антител к вакциноуправляемым инфекциям необходимо проведение серологических исследований в индикаторных детских и взрослых группах населения, оценки качественных и количественных показателей напряженности постпрививочного иммунитета и состояния коллективного иммунитета населения с последующей его коррекцией, внедрение в работу кабинетов иммунопрофилактики лечебно-профилактических учреждений методов иммунизации детей с отягощенным прививочным анамнезом.
6. Подготовка кадров в области предупреждения и борьбы с инфекционными заболеваниями
В целях внедрения в практику усовершенствованных методов диагностики, лечения, профилактики и надзора за инфекциями требуется подготовка врачей и среднего медицинского персонала, для чего Программой предусмотрено проведение ежегодного обучения и тестирования медицинских работников для оценки уровня знаний по вопросам вакцинопрофилактики, подготовка и издание методических рекомендаций, тематических обзоров, бюллетеней по вакцинопрофилактике, организация семинаров, совещаний, участие в республиканских и российских конференциях по проблемам вакцинопрофилактики.
7. Укрепление материально-технической базы Республиканского консультативного центра иммунопрофилактики Государственного учреждения здравоохранения "Удмуртский республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями"
Материально-техническая база Республиканского консультативного центра иммунопрофилактики, созданного при Государственном учреждении здравоохранения "Удмуртский республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями", требует совершенствования. В Программе предусматривается:
- приобретение компьютерной и оргтехники для организации контроля и осуществления оперативного мониторинга по планированию и расходу вакцин и иммунобиологических препаратов;
- приобретение холодильного оборудования для хранения и распределения медицинских иммунобиологических препаратов;
- материально-техническое оснащение вновь созданного Республиканского консультативного центра иммунопрофилактики;
- приобретение автомобиля-микроавтобуса "Соболь" на базе ГАЗ-2217 для проведения контроля за соблюдением требований хранения, учета, расхода, соблюдения "холодовой цепи", а также выездной работы мобильной бригады непосредственно в городах и районах Удмуртской Республики.
Постановлением Государственного Совета УР от 25 июня 2008 г. N 131-IV в раздел VII настоящей программы внесены изменения
VII. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета Удмуртской Республики.
Общий объем финансирования Программы на 2007-2009 годы составляет 16767,8 тысячи рублей.
Необходимые для реализации Программы финансовые ресурсы приведены в приложении N 1 к Программе.
Объемы финансирования, предусмотренные настоящей Программой, носят ориентировочный характер и подлежат ежегодной корректировке в соответствии с законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий год.
Ресурсное обеспечение Программы в 2007-2009 годах предусматривает выполнение задач вакцинопрофилактики, связанных с расширением Национального прививочного календаря, реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" и календаря по эпидемическим показаниям.
За счет средств федерального бюджета осуществляется обеспечение вакцинами согласно Национальному прививочному календарю и приоритетного национального проекта "Здоровье" для иммунизации детского и взрослого населения.
Средства бюджета Удмуртской Республики обеспечивают: организацию прививочной работы в лечебно-профилактических учреждениях, закупку вакцин для проведения профилактических прививок против вирусного гепатита В, менингококковой инфекции, вирусного гепатита А, краснухи, гемофильной и пневмококковой инфекции, бешенства, сибирской язвы, лептоспироза, клещевого энцефалита, создание эффективной системы транспортировки и хранения иммунологических препаратов и вакцин; обеспечение учреждений здравоохранения и центров гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике диагностическими препаратами и средами.
VIII. Механизм реализации Программы
Республиканский заказчик Программы - Министерство здравоохранения Удмуртской Республики обеспечивает реализацию Программы в пределах средств, предусмотренных законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий финансовый год, направляет в Министерство экономики Удмуртской Республики информацию о проводимых мероприятиях в соответствующем финансовом году.
Министерство здравоохранения Удмуртской Республики заключает договоры на закупку и поставку продукции для республиканских нужд в соответствии с программными мероприятиями с организациями - поставщиками, определяемыми на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством, принимает и оплачивает произведенные товары (выполненные работы, оказанные услуги) в соответствии с условиями договора, соглашения.
К участию в Программе привлекаются органы исполнительной власти Удмуртской Республики, органы местного самоуправления в Удмуртской Республике, научно-исследовательские и общественные организации в соответствии с заключенными соглашениями.
В ходе реализации Программы Министерство здравоохранения Удмуртской Республики обеспечивает координацию деятельности основных исполнителей, контроль за ходом реализации мероприятий и эффективным использованием средств.
Министерство здравоохранения Удмуртской Республики ежегодно уточняет, с учетом выделяемых на Программу финансовых средств, целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы и состав ее исполнителей.
Министерство здравоохранения Удмуртской Республики ежегодно формирует бюджетные заявки на ассигнования из бюджета Удмуртской Республики для реализации Программы и в установленном порядке представляет их в Министерство экономики Удмуртской Республики.
IX. Организация управления Программой
Министерство здравоохранения Удмуртской Республики осуществляет общее управление Программой, руководит профессиональными аспектами реализации программных положений в соответствии с законодательством, приказами, нормативно-инструктивными и методическими материалами Министерства здравоохранения Российской Федерации с учетом накопленных практических навыков и рекомендациями Всемирной организации здравоохранения.
Министерство здравоохранения Удмуртской Республики с учетом выделенных на реализацию Программы бюджетных средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты на программные мероприятия, при необходимости вносит в установленном порядке предложения об изменении или продлении сроков реализации отдельных программных мероприятий.
Реализация Программы осуществляется на основе договоров, заключаемых Министерством здравоохранения Удмуртской Республики с организациями-поставщиками (исполнителями) в соответствии с действующим законодательством.
Министерство здравоохранения Удмуртской Республики по запросу Правительства Удмуртской Республики, Министерства экономики Удмуртской Республики в установленные ими сроки направляет им оперативную информацию о реализации Программы.
X. Контроль за ходом реализации Программы
Контроль и ответственность за реализацию Программы возлагается на Министерство здравоохранения Удмуртской Республики. Министерство здравоохранения Удмуртской Республики и другие органы исполнительной власти Удмуртской Республики осуществляют контроль реализации Программы в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 23 декабря 2002 года N 1094 "Об утверждении Положения о разработке и реализации республиканских целевых программ".
Министерство финансов Удмуртской Республики совместно с Министерством экономики Удмуртской Республики проводят выборочные проверки целевого использования средств бюджета Удмуртской Республики, выделенных на реализацию Программы.
XI. Оценка эффективности социально-экономических результатов
реализации Программы
Реализация Программы позволит обеспечить заболеваемость менингококковой инфекцией на уровне эпидемического благополучия (не более 2 случаев на 100 тыс. населения). Вакцинация против гепатита А детей и школьников, находящихся в дошкольно-школьных учреждениях с круглосуточным пребыванием, позволит снизить групповую заболеваемость детей в организованных коллективах и показатели заболеваемости гепатитом А по Удмуртской Республике.
Вакцинация против гемофильной инфекции ослабленных детей, находящихся в дошкольных учреждениях с круглосуточным пребыванием, приведет к снижению тяжелых заболеваний (менингит, пневмония) в основном у детей грудного и раннего возраста.
Иммунизация против брюшного тифа, применение препаратов для экстренной профилактики острых кишечных инфекций по эпидемическим показаниям позволит обеспечить локализацию очага и предотвратит дальнейшее распространение инфекции.
Иммунизация взрослых лиц в возрасте 18-35 лет обеспечит хорошую иммунную прослойку среди этого контингента (не менее 90 %), что в дальнейшем предупредит распространение коревой инфекции среди населения Удмуртской Республики.
Использование вакцин против бешенства, бруцеллеза, лептоспироза, сибирской язвы, туляремии предотвратит развитие вышеуказанных заболеваний среди населения Удмуртской Республики.
Иммунизация против гепатита В для медицинских работников, позволит избежать внутрибольничные профессиональные заражения; применение вакцины против гриппа для прививок старшим возрастным группам в общеобразовательных школах, студентам среднетехнических и высших учебных заведений позволит снизить заболеваемость гриппом в Удмуртской Республике, предотвратить летальные исходы.
Реализация Программы поддержит статус Удмуртской Республики свободной от полиомиелита, предупредит возникновение случаев врожденной краснухи, столбняка новорожденных, обеспечит подготовку территории Удмуртской Республики к сертификации в 2009 году.
Социальная эффективность Программы заключается в:
- стабилизации эпидемиологической ситуации по инфекционным заболеваниям;
- улучшении демографической ситуации в Удмуртской Республике за счет снижения смертности от инфекционных заболеваний;
- сохранении трудового потенциала населения Удмуртской Республики;
- формировании здорового образа жизни населения Удмуртской Республики на основе заинтересованности и личной ответственности граждан за состояние собственного здоровья и здоровья своих детей;
- улучшении подготовки кадрового состава учреждений здравоохранения;
- оснащении современным медицинским оборудованием;
- внедрении в практику новых методов диагностики и профилактики инфекционных болезней.
Экономический ущерб от инфекционной заболеваемости ежегодно в среднем составляет 641823, 0 тысяч# рублей, за 2005 год был равен 793284,7 тысяч# рублей
Экономическая эффективность Программы за годы ее реализации составит 741554,52 тысяч# рублей, ежегодно - 247184,84 тысяч# рублей за счет уменьшения ущерба, наносимого экономике Удмуртской Республики в связи с диагностикой и лечением инфекционных заболеваний рабочих и служащих, выплатами по уходу за больными детьми, выплатами по листкам нетрудоспособности.
Методика оценки эффективности Программы (при условии 100 % финансирования программных мероприятий) включает в себя:
1) оценку выполнения целевых индикаторов реализации Программы в соответствии с разделом V (в процентном отношении);
2) оценку экономической эффективности за каждый год реализации Программы, которая рассчитывается следующим образом: экономический ущерб от инфекционных заболеваний (против которых направлены конкретные мероприятия настоящей Программы) в 2006 году (включает прямые затраты на лечение, затраты на выплату пособий по листкам нетрудоспособности и др.) минус экономический ущерб от этих инфекционных заболеваний в 2007 (2008, 2009) году, минус средства бюджета Удмуртской Республики, израсходованные на реализацию Программы в 2007 (2008, 2009) году.
Реализация мероприятий Программы позволяет на современном уровне осуществлять профилактику инфекционных заболеваний и с помощью вакцинации управлять развитием эпидемического процесса инфекционных болезней.
XII. Технико-экономическое обоснование Программы
Технико-экономическое обоснование мероприятий по разделам представлено в приложениях NN 1-2 к Программе.
XIII. Оценка рисков реализации Программы
Финансовый риск реализации Программы связан с финансированием мероприятий Программы не в полном объеме и может привести к ухудшению эпидемиологической ситуации по многим инфекционным заболеваниям на территории Удмуртской Республики.
Способами ограничения финансового риска являются:
- ежегодная корректировка программных мероприятий и показателей в зависимости от достигнутых результатов;
- перераспределение средств Программы на наиболее необходимые в данный момент мероприятия.
Административный риск, связанный с неэффективным управлением Программой может быть обусловлен:
- срывом мероприятий и недостижением целевых показателей;
- неэффективным использованием ресурсов;
- повышением вероятности неконтролируемого влияния негативных факторов на реализацию Программы.
Способами ограничения административного риска являются:
- регулярная и открытая публикация данных о ходе финансирования и реализации Программы в средствах массовой информации;
- усиление контроля за ходом выполнения программных мероприятий и совершенствование механизма текущего управления реализацией Программы;
- своевременная корректировка мероприятий Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.