См. Республиканскую целевую программу "Повышение безопасности дорожного движения на 2008-2010 годы", утвержденную постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 28 августа 2007 г. N 871-III
В целях повышения защищенности жизни и здоровья населения Удмуртской Республики от последствий дорожно-транспортных происшествий и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 100 "О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения" в 2006-2012 годах":
1. Утвердить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения на 2008-2010 годы".
2. Определить Правительство Удмуртской Республики заказчиком республиканской целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения на 2008-2010 годы".
3. Поручить Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике разработать и представить на рассмотрение Правительства Удмуртской Республики проект Республиканской целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения на 2008-2010 годы" в срок до 1 августа 2007 года.
Председатель Правительства
Удмуртской Республики |
Ю.С.Питкевич |
Концепция
Республиканской целевой программы "Повышение безопасности
дорожного движения на 2008-2010 годы"
(утв. распоряжением Правительства УР от 25 июня 2007 г. N 559-р)
I. Обоснование соответствия предполагаемой к решению проблемы и
целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития
Удмуртской Республики
Проблема аварийности на автотранспорте приобрела особую остроту в последнее десятилетие в связи с несоответствием существующей дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям жителей республики в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения, крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.
В 2006 году произошло 1876 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 319 человек. По сравнению с 2005 годом число погибших снизилось на 9,9 %. Более половины погибших в дорожно-транспортных происшествиях составили люди наиболее активного трудоспособного возраста (20-45 лет). Всего за последние 5 лет в дорожно-транспортных происшествиях на дорогах республики погибли 1608 человек.
Дорожно-транспортные аварии наносят экономике Удмуртской Республики значительный социально-экономический ущерб. В истекшем 2006 году социально-экономический ущерб от потери людских ресурсов, погибших и раненных в дорожно-транспортных происшествиях, составил более 840 млн.рублей(1).
Основными видами дорожно-транспортных происшествий в Удмуртской Республике являются: наезд на пешехода, столкновение, опрокидывание, наезд на препятствие, наезд на стоящее транспортное средство. Более 80 % всех дорожно-транспортных происшествий связаны с нарушениями Правил дорожного движения водителями транспортных средств. В каждом пятом происшествии виноват водитель, находившийся в состоянии опьянения. Около четверти всех происшествий связаны с неправильным выбором скорости движения. Каждый пятый водитель, совершивший дорожно-транспортное происшествие, не имеет права на управление транспортным средством. Вследствие выезда на полосу встречного движения происходит около 10 % дорожно-транспортных происшествий. Аварийность увеличивается по вине водителей транспортных средств, принадлежащих физическим лицам. Удельный вес этих происшествий превышает 80 процентов происшествий, совершаемых по вине водителей. Две трети всех происшествий из-за нарушений Правил дорожного движения водителями совершается водителями легковых автомобилей.
Наиболее многочисленной и самой уязвимой группой участников дорожного движения являются пешеходы. За последние 5 лет погибло свыше 450 и ранено свыше 2200 пешеходов. Крайне низкая дорожно-транспортная дисциплина участников дорожного движения является одним из наиболее существенных факторов, влияющих на состояние аварийности в Удмуртии.
Сохраняющаяся сложная обстановка с аварийностью во многом определяется постоянно возрастающей мобильностью населения при имеющемся перераспределении перевозок от общественного транспорта к личному, увеличивающейся диспропорцией между приростом числа автомобилей и приростом протяженности улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные транспортные потоки. Существующая дорожно-транспортная инфраструктура в городах фактически соответствует уровню 60-100 автомобилей на 1 тыс.жителей, в то время как современный уровень обеспечения автомобилями уже превысил 200 автомобилей на 1 тыс.жителей.
Следствием такого положения является ухудшение условий движения, заторы, увеличение расхода топлива, ухудшение экологической обстановки и рост количества дорожно-транспортных происшествий. В настоящее время в городах и населенных пунктах происходит около 70 % всех дорожно-транспортных происшествий. Темпы прироста числа пострадавших в городах республики опережают темпы прироста количества дорожно-транспортных происшествий. Почти 40 % дорожно-транспортных происшествий произошло в городе Ижевске.
Решение проблемы обеспечения безопасности дорожного движения относится к наиболее приоритетным задачам развития страны, что нашло свое отражение в Указе Президента Российской Федерации "О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" N 1042 от 02 сентября 2006 года.
В результате реализации республиканской целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2008-2010 годах" (далее - Программа) будет снижаться уровень смертности и травматизма населения от дорожно-транспортных происшествий и обеспечиваться рост безопасности и благополучия граждан республики.
II. Обоснование целесообразности и необходимости решения проблемы
программно-целевым методом
С учетом уровня риска гибели людей в результате дорожно-транспортных происшествий и ущерба, наносимого национальным интересам Удмуртской Республики, эффективное обеспечение безопасности дорожного движения не может быть достигнуто только в рамках основной деятельности органов исполнительной власти.
В настоящее время недостаточно разработан механизм координации действий органов исполнительной власти республики и муниципальных образований, что ведет к определенной разобщенности при осуществлении деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Применение программно-целевого метода позволит обеспечить комплексность и системность в решении проблемы на основе:
- определения целей, задач и мероприятий;
- концентрации ресурсов республики на реализации мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;
- повышения эффективности управления в области обеспечения безопасности дорожного движения.
При применении программно-целевого метода будут осуществляться:
- координация действий субъектов управления в области обеспечения безопасности дорожного движения;
- реализация комплекса мероприятий, в том числе профилактического характера, снижающих количество дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими и число граждан, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий.
Осуществление этих мероприятий позволит достичь положительного эффекта за счет реализации целевого научно обоснованного и системного воздействия органов исполнительной власти на объекты управления с целью повышения безопасности дорожного движения.
III. Характеристика и прогноз развития проблемной ситуации без
использования программно-целевого метода ее решения
Сложившаяся ситуация в области обеспечения безопасности дорожного движения в Удмуртской Республике продолжает ухудшаться в результате несоответствия имеющейся дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям населения и республики в безопасном дорожном движении. Для такой ситуации характерны:
- высокий уровень аварийности и тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий (в том числе детский травматизм). При этом в 2010 году ожидается рост числа погибших до 393 человек и свыше 2038 дорожно-транспортных происшествий;
- высокая доля среди погибших людей наиболее активного трудоспособного возраста (20-45 лет). Эта доля в 2010 году может превысить 60 %;
- возрастающая диспропорция между приростом числа автомобилей и состоянием дорожной инфраструктуры;
- низкий уровень безопасности при перевозках пассажиров и грузов, в том числе опасных;
- недостаточное вовлечение населения и общественных объединений в работу по предотвращению дорожно-транспортных происшествий.
При этом основными недостатками подхода к обеспечению безопасности дорожного движения без использования программно-целевого метода по-прежнему будут являться:
- организационная разобщенность и автономная структура управления государственных органов власти всех уровней, органов местного самоуправления и общественных объединений;
- невозможность формирования единых целевых показателей (индикаторов);
- невозможность полного и эффективного использования системного и комплексного подходов при разработке мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения и смягчение социально-экономических последствий дорожно-транспортных происшествий;
- отсутствие эффективных механизмов координации и контроля мероприятий по повышению безопасности дорожного движения, а также последовательности их реализации;
- отсутствие системного планирования действий и существующих ресурсов.
В этих условиях можно будет выделить следующие основные проблемы:
- отсутствие системного подхода к созданию научных основ организации и проведения прикладных исследований, выявления закономерностей возникновения дорожно-транспортных происшествий, определения наиболее эффективных социально приемлемых методов исключения факторов, влияющих на возникновение дорожно-транспортных происшествий, а также к разработкам методов снижения тяжести их последствий;
- системный кризис в организации согласованной деятельности органов исполнительной власти на республиканском и районных уровнях;
- снижение эффективности использования финансовых средств, направляемых на осуществление деятельности органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности дорожного движения в условиях ведомственной разобщенности.
Организация и проведение системных исследований в сфере совершенствования методов государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения без применения программно-целевого подхода осложняются нескоординированностью постановки и решения насущных прикладных задач в этой области. Вследствие этого достижение необходимых результатов в приемлемые сроки становится затруднительным, а затраты для их достижения возрастут примерно в 2-3 раза по сравнению с использованием метода программно-целевого планирования.
Таким образом, решение поставленной проблемы без использования программно-целевого подхода сделает невозможным достижение конечных результатов и приведет к повышению темпов прироста количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими, в том числе с погибшими.
IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и
рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
Для решения поставленной проблемы будут привлекаться средства:
- федерального бюджета (40,4. млн.руб.);
- бюджет Удмуртской Республики (101,5 млн.руб.), из них по реализации распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 28.08.2006 г. N 901-р "О соглашении о взаимодействии по реализации ФЦП "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах" между МВД РФ и Правительством Удмуртской Республики (40,0 млн.руб.);
- бюджетов муниципальных образований (10,5 млн.руб.);
- внебюджетных источников (3,4 млн.руб.).
Наибольший риск связан с недостаточным финансированием Программы.
Риск недофинансирования из федерального бюджета нивелируется Соглашением "О взаимодействии (сотрудничестве) по реализации федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах" между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Правительством Удмуртской Республики" от 15.01.2007 года.
В случаях меньшего, по сравнению с планируемым, объема финансирования будут реализованы отдельные мероприятия Программы в пределах средств, полученных из источников финансирования, предусмотренных Программой.
V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы
Сроки реализации настоящей Программы - 2008-2010 годы с этапами реализации настоящей Программы:
1 этап - 2008 год;
2 этап - 2009 год;
3 этап - 2010 год.
VI. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и
показателям эффективности, позволяющим оценивать ход реализации Программы
по годам
Целью Программы является сокращение числа погибших в результате дорожно-транспортного происшествия в 2010 году по сравнению с 2006 годом на 16,5 %. Это позволит республике, снизив показатели дорожно-транспортной аварийности, уменьшить социальную остроту проблемы.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
создание комплексной системы профилактики, которая позволит формировать у участников дорожного движения стереотипы законопослушного поведения и негативное отношение к правонарушениям в сфере дорожного движения;
поддержка детских и молодежных организаций и объединений, участвующих в реализации социальных проектов в сфере воспитания;
модернизация системы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, формирование навыков безопасного поведения у участников дорожного движения;
создание условий для значительного повышения качества подготовки водителей транспортных средств, совершенствование системы повышения их квалификации;
повышение правового сознания населения в целях соблюдения им норм и правил дорожного движения, эффективная организация контрольно-надзорной деятельности, внедрение новых форм и методов надзора, применение современных автоматических систем и средств;
ликвидация мест концентрации дорожно-транспортных происшествий, предотвращение заторов, оптимизация скоростных режимов движения на участках улично-дорожной сети, организация стоянок транспортных средств, применение современных инженерных схем организации дорожного движения, технических средств (светофоров и прочее) и автоматизированных систем управления движением, строительство подземных и надземных пешеходных переходов;
сокращение времени прибытия соответствующих служб на место дорожно-транспортного происшествия и повышение эффективности их деятельности при оказании помощи пострадавшим.
Целевыми показателями Программы являются число погибших и количество дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими.
В качестве целевых показателей и индикаторов эффективности реализации настоящей Программы предлагается также использовать следующие:
1) снижение транспортного риска (сокращение количества лиц, погибших в результате ДТП, на 10 тыс.транспортных средств);
2) снижение социального риска (сокращение количества лиц, погибших в результате ДТП, на 100 тыс.населения);
3) снижение тяжести последствий (сокращение количества лиц, погибших в результате ДТП, на 100 пострадавших);
4) сокращение количества мест концентрации ДТП;
5) сокращение количества ДТП с участием водителей, стаж управления транспортным средством которых не превышает трех лет;
6) сокращение количества детей, пострадавших в результате ДТП по собственной неосторожности.
VII. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы
Всего за три года на реализацию Программы планируется привлечь 188,8 млн.рублей, в том числе 40,4 млн.рублей из федерального бюджета, 101,5 млн.рублей - из республиканского бюджета.
Источники и объемы финансирования мероприятий Программы
Источник финансирования | Годы | Объемы финансирования (тыс.руб.) |
Бюджет Удмуртской Республики, в т.ч. | 2008 год | 32300,0 |
по реализации распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 28.08.2006 г. N 901-р "О соглашении о взаимодействии по реализации ФЦП "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах" между МВД РФ и Правительством Удмуртской Республики |
14335,0 | |
Бюджет Удмуртской Республики, в т.ч. | 2009 год | 33100,0 |
по реализации распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 28.08.2006 г. N 901-р "О соглашении о взаимодействии по реализации ФЦП "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах" между МВД РФ и Правительством Удмуртской Республики |
12427,0 | |
Бюджет Удмуртской Республики, в т.ч. | 2010 год | 36100,0 |
по реализации распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 28.08.2006 г. N 901-р "О соглашении о взаимодействии по реализации ФЦП "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах" между МВД РФ и Правительством Удмуртской Республики |
13330,0 | |
Федеральный бюджет (по согласованию) | 2008 год | 15001,5 |
2009 год | 12993,5 | |
2010 год | 12393,5 | |
Бюджеты муниципальных образований (по согласованию) |
2008 год | 3496,0 |
2009 год | 3524,5 | |
2010 год | 3524,5 | |
Внебюджетные источники (по согласованию) | 2008 год | 1124,5 |
2009 год | 1147,3 | |
2010 год | 1147,3 | |
Итого | 2008 год | 51922,0 |
2009 год | 50765,3 | |
2010 год | 53165,3 | |
Итого за три года реализации Программы | 155852,7 |
Объемы финансирования из федерального бюджета, местных бюджетов и внебюджетных источников являются предполагаемыми.
VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и
результативности предлагаемых вариантов решения проблемы
Основным показателем эффективности применения Программы является снижение показателей аварийности, в первую очередь числа погибших в ДТП, количества ДТП с пострадавшими.
Снижение социально-экономического ущерба от гибели людей определено в соответствии с методикой оценки и расчета нормативов социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий (N Р-03112199-0502-00) на основании федеральной целевой программы.
Расчет социально-экономической эффективности Программы
N п/п |
Показатель | 2006 год | 2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год | Итого за 2008-2010 годы |
1 | Количество лиц, погибших в результате ДТП (программный показатель) |
340 | 326 | 312 | 298 | 284 | 894 |
2 | Количество лиц, погибших в результате ДТП (инерционный сценарий: увеличение количества погибших ежегодно на 5,4 %) |
340 | 358 | 377 | 397 | 418 | 1120 |
3 | Снижение вследствие реализации мероприятий Программы числа погибших |
- | 32 | 65 | 99 | 134 | 298 |
4 | Количество ДТП с пострадавшими (программный показатель) |
1876 | 1852 | 1828 | 1802 | 1778 | 5408 |
5 | Количество ДТП с пострадавшими (инерционный сценарий: увеличение количества ДТП ежегодно на 2,1 %) |
1876 | 1915 | 1955 | 1996 | 2038 | 5989 |
6. | Снижение вследствие реализации мероприятий Программы числа ДТП с пострадавшими |
- | 63 | 127 | 194 | 260 | 581 |
7 | Оценочное снижение числа раненых в ДТП людей (из расчета 109 раненых на 100 ДТП) |
- | 184 | 352 | 505 | 644 | 1501 |
8 | Снижение социально-экономического ущерба от реализации Программы (млн.руб.) |
- | - | 105,0 | 186,2 | 259,6 | 550,8 |
9 | Общие расходы на реализацию мероприятий Программы, млн.руб. |
- | - | 51,9 | 50,7 | 53,1 | 155,7 |
10 | Расходы из республиканского бюджета на реализацию мероприятий Программы, млн.рублей |
- | - | 32,3 | 33,1 | 36,1 | 101,5 |
IX. Предложения по разработчикам проекта Программы, государственным
заказчикам республиканской Программы (государственным
заказчикам-координаторам) и исполнителям Программы
Предлагаемый заказчик-координатор Программы - Министерство внутренних дел по Удмуртской Республике (по согласованию).
Предлагаемый заказчик Программы - Правительство Удмуртской Республики.
Предлагаемые исполнители Программы:
Министерство внутренних дел по Удмуртской Республике (по согласованию);
Министерство промышленности и транспорта Удмуртской Республики;
Министерство образования и науки Удмуртской Республики;
Министерство здравоохранения Удмуртской Республики;
Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Удмуртской Республики;
Государственное учреждение "Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики".
Разработчик Программы - Министерство внутренних дел по Удмуртской Республике (по согласованию).
X. Предложения по основным направлениям финансирования, срокам и
этапам реализации Программы
Предлагается реализация Программы в три этапа:
- 1 этап (2008 год) - 51,9 млн.руб.;
- 2 этап (2009 год) - 50,7 млн.руб.;
- 3 этап (2010 год) - 53,1 млн.руб.
В качестве основных направлений финансирования расходов, необходимых для реализации целей, заявленных Программой, предлагаются:
- повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения;
- организационно-планировочные и инженерные меры;
- развитие системы оказания помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий.
XI. Предложения по механизмам формирования мероприятий Программы
Для решения поставленных задач запланировано проведение мероприятий, детализация которых отражена в Приложении N 1 к настоящей Программе, по следующим основным направлениям:
- Мероприятия, направленные на повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения. Деятельность в указанном направлении предусматривает совершенствование и развитие систем подготовки водителей транспортных средств, других участников дорожного движения, широкое внедрение современных средств контроля за соблюдением Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, разработку мер правового воздействия в случае неправомерного поведения, а также совершенствование профилактической работы.
- Организационно-планировочные и инженерные меры, направленные на совершенствование организации движения транспортных средств и пешеходов. Деятельность в указанном направлении предусматривает улучшение условий движения транспортных средств и пешеходов, внедрение современных методов регулирования транспортных потоков, комплексных схем организации дорожного движения, совершенствование организации пешеходного движения, снижение влияния дорожных условий на возникновение ДТП, увеличение пропускной способности улично-дорожной сети, проведение инженерных мероприятий в местах концентрации ДТП.
XII. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления
реализацией Программы
Механизм реализации Программы базируется на принципах партнерства органов исполнительной власти Удмуртской Республики и органов местного самоуправления, хозяйственных и общественных организаций, а также четкого разграничения полномочий и ответственности всех участников Программы.
Государственный заказчик-координатор Программы осуществляет:
1) управление реализацией Программы;
2) методическое обеспечение реализации Программы;
3) реализацию программных мероприятий;
4) внесение предложений в бюджет Удмуртской Республики по реализации мероприятий настоящей Программы на очередной финансовый год с участием средств федерального и республиканского бюджетов, внебюджетных источников;
5) контроль за ходом выполнения мероприятий настоящей Программы и целевым использованием бюджетных средств.
Функции коллегиального совещательного органа управления реализацией Программы возлагаются на комиссию по обеспечению безопасности дорожного движения при Правительстве республики.
Об исполнении мероприятий Программы и результатах ее применения исполнителями Программы в пределах своей компетенции ежегодно готовится справка, которая направляется в комиссию Правительства Удмуртской Республики по обеспечению безопасности дорожного движения в срок до 1 февраля отчетного года.
Общая оценка эффективности осуществляется по итогам каждого года на заседании комиссии Правительства Удмуртской Республики по обеспечению безопасности дорожного движения. По результатам заседания готовятся общая справка и отчет о проделанной работе, который направляется в Дирекцию по управлению федеральной целевой программой, иные органы исполнительной власти, задействованные в реализации мероприятий Программы.
Контроль за реализацией Программы осуществляется Министерством внутренних дел по Удмуртской Республике в порядке, установленном законодательством.
__________________________________
(1) Расчеты общественной экономической эффективности выполнены в соответствии с Методикой оценки и расчета нормативов социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий (Р-03112199-0502-00). Стоимость гибели человека в ДТП принята равной 2375 тыс.рублей, раненного 41,8 тыс.рублей (в ценах 2001 года)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждается Концепция Республиканской целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения на 2008-2010 годы".
Цель Программы - сокращение числа погибших в результате дорожно-транспортного происшествия в 2010 году по сравнению с 2006 годом на 16,5 %.
Основными задачами Программы являются: создание комплексной системы профилактики, которая позволит формировать у участников дорожного движения стереотипы законопослушного поведения и негативное отношение к правонарушениям в сфере дорожного движения; поддержка детских и молодежных организаций и объединений, участвующих в реализации социальных проектов в сфере воспитания; модернизация системы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, формирование навыков безопасного поведения у участников дорожного движения; создание условий для повышения качества подготовки водителей транспортных средств, совершенствование системы повышения их квалификации; повышение правового сознания населения в целях соблюдения им правил дорожного движения, эффективная организация контрольно-надзорной деятельности, внедрение новых форм и методов надзора, применение современных автоматических систем и средств; ликвидация мест концентрации дорожно-транспортных происшествий, оптимизация скоростных режимов движения на участках улично-дорожной сети, организация стоянок транспортных средств, применение современных инженерных схем организации дорожного движения, технических средств и автоматизированных систем управления движением, строительство подземных и надземных пешеходных переходов; сокращение времени прибытия соответствующих служб на место дорожно-транспортного происшествия и повышение эффективности их деятельности при оказании помощи пострадавшим.
Распоряжение Правительства УР от 25 июня 2007 г. N 559-р "О разработке проекта республиканской целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения на 2008-2010 годы"
Текст распоряжения опубликован на сайте Президента Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики в сети Интернет http://www.udmurt.ru от 28 июня 2007 г.
Текст распоряжения предоставлен Администрацией Президента и Правительства Удмуртской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве