Постановление Государственного Совета УР от 28 сентября 2004 г. N 285-III
"О Республиканской целевой программе "Развитие крестьянских
(фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов
в Удмуртской Республике на 2005-2009 годы"
25 апреля 2006 г.
Государственный Совет Удмуртской Республики постановляет:
1. Утвердить Республиканскую целевую программу "Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов в Удмуртской Республике на 2005-2009 годы" (прилагается).
2. Определить республиканским заказчиком Республиканской целевой программы "Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов в Удмуртской Республике на 2005-2009 годы" Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики.
Председатель Государственного Совета УР |
И.Н.Семенов |
Республиканская целевая программа
"Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств
и сельскохозяйственных кооперативов в Удмуртской
Республике на 2005-2009 годы"
(утв. постановлением Государственного Совета УР
от 28 сентября 2004 г. N 285-III)
25 апреля 2006 г.
Постановлением Государственного Совета УР от 25 апреля 2006 г. N 632-III в паспорт настоящей программы внесены изменения
Паспорт
Республиканской целевой программы
"Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств
и сельскохозяйственных кооперативов в Удмуртской
Республике на 2005-2009 годы"
Наименование Программы |
Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов в Удмуртской Республике на 2005-2009 годы |
Основание для разработки Программы |
Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 31 мая 2004 года N 529-р "О разработке проекта Республиканской целевой программы "Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов в Удмуртской Республике на 2005-2009 годы" |
Цель Программы |
Создание экономических и социальных условий, способствующих повышению эффективности развития крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов в Удмуртской Республике |
Основные задачи Программы |
1. Развитие производственной базы крестьянских (фермерских) хозяйств. 2. Совершенствование социальной инфраструктуры. 3. Формирование снабженческо-сбытовых и производственных кооперативов. 4. Защита законных прав и интересов крестьянских (фермерских) хозяйств. 5. Повышение квалификации глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств. 6. Совершенствование системы содействия развитию крестьянских (фермерских) хозяйств. 7. Снижение стоимости кредитов, полученных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, личными подсобными хозяйствами и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами в кредитных организациях Российской Федерации. |
Сроки реализации |
2005-2009 годы |
Республиканский заказчик |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики |
Разработчики проекта Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики. Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов Удмуртской Республики. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ижевская государственная сельскохозяйственная академия" |
Исполнители Программы |
Исполнительная дирекция Программы, крестьянские (фермерские) хозяйства и кооперативы Удмуртской Республики (по согласованию) |
Ресурсное обеспечение Программы |
Общий объем финансирования - 361,5 млн.руб., в том числе за счет: - субсидий из бюджета Удмуртской Республики - 41,5 млн.руб.; - внебюджетных источников - 320 млн.руб., в том числе: - собственные средства крестьянских (фермерских) хозяйств - 180 млн.руб. (по согласованию); - заемные средства (кредиты банков и кредитных кооперативов) - 140 млн.руб. |
Механизм реализации Программы |
Реализация Программы осуществляется республиканским заказчиком с участием органов исполнительной власти Удмуртской Республики, органов местного самоуправления (по согласованию) и иными участниками Программы. Основным элементом механизма реализации Программы является программно-целевой метод |
Перечень основных мероприятий Программы |
1. Инженерное обустройство крестьянских (фермерских) хозяйств. 2. Строительство и реконструкция животноводческих помещений. 3. Развитие фермерской кооперации. 4. Подготовка и повышение квалификации фермеров. 5. Совершенствование правовой базы |
Контроль реализации Программы |
Ежегодное рассмотрение хода выполнения Программы на коллегии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики. Экспертные проверки, организуемые Министерством экономики Удмуртской Республики с участием Министерства финансов Удмуртской Республики. Ежегодное представление отчетов в Правительство Удмуртской Республики |
Ожидаемые результаты |
Повышение устойчивости социально-экономического развития сельских территорий за счет диверсификации хозяйственной деятельности в аграрной экономике, роста занятости и доходов сельского населения |
Оценка эффективности Программы |
Производство сельскохозяйственной продукции на сумму 2096 млн.руб. Объем производства в 2009 г. составит 130 % к уровню 2003 г. Создание около 1200 новых рабочих мест. Возврат в производство 9 тыс.га сельскохозяйственных угодий. Отчисления налогов в бюджеты всех уровней 85 млн.руб. |
Введение
Республиканская целевая программа "Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов в Удмуртской Республике на 2005-2009 годы" (далее - Программа) разработана во исполнение распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 31 мая 2004 г. N 529-р для обеспечения дальнейшего развития крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов.
Необходимость разработки новых, соответствующих рыночным критериям ведения хозяйства, экономических моделей организации сельскохозяйственного производства назрела давно. Предложенная к рассмотрению Программа разработана с целью закрепления результатов двух предыдущих Программ, а именно: Республиканской целевой программы "Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов Удмуртской Республики на 2000-2003 годы" и Республиканской целевой программы "Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов в Удмуртской Республике на 2002-2004 годы".
Опыт экономически развитых стран доказывает, что фермерские хозяйства являются одной из наиболее эффективных форм использования земли, трудовых и материально-технических ресурсов в аграрной экономике. В то же время несовершенство действующего законодательства и отсутствие системы обоснованной государственной политики и регулирования деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств не позволяют в полной мере реализовать их потенциал в нашей стране.
Реализация намеченных Программой мероприятий позволит вовлечь в производство неиспользуемые сельскохозяйственные угодья и личные сбережения граждан, а социальный эффект проявится в росте занятости и доходов населения сельской местности.
При разработке Программы развития крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов учитывались внешние и внутренние региональные факторы, современный уровень развития сельского хозяйства Удмуртской Республики и его составляющих, а также национально-исторические традиции, возможности государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов в ближайшей перспективе.
Основной задачей развития крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Удмуртской Республики является формирование условий, в которых будет осуществлен переход к стабильной, безубыточной работе и реализован мотивационный механизм для их производительного труда.
Главным результатом развития крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Удмуртской Республики должно стать увеличение производства продуктов питания, создание новых рабочих мест, увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
1. Содержание проблемы и необходимость ее решения
программными методами
На 1 января 2004 года в Удмуртской Республике зарегистрировано 3361 крестьянское (фермерское) хозяйство. За ними закреплено 75202 га земельной площади, в том числе 65828 га пашни, или 4,8 % общей площади пашни в Удмуртской Республике.
Большая часть крестьянских (фермерских) хозяйств, созданных в начале 90-х годов XX века и получивших стартовую финансовую поддержку, имеют хорошую материальную базу, наращивают производство продукции, доказывают, что от производства сельскохозяйственной продукции можно получать высокую прибыль, и подают хорошие примеры для других селян.
Но в то же время крестьянские (фермерские) хозяйства, образовавшиеся после 1994 года и не получившие стартовой поддержки, не имеют производственной базы, нанимают технику для обработки земли и уборки урожая.
Многие крестьянские (фермерские) хозяйства обрабатывают дальние заброшенные земли далеко не лучшего качества.
Вследствие более высокой рентабельности значительная часть фермеров занята выращиванием растениеводческой продукции. Однако без животноводства трудно рассчитывать на стабильность в развитии хозяйства, поскольку именно эта отрасль является постоянным источником поступления финансов и менее подвержена погодным колебаниям. Кроме того, на производственно-отраслевую структуру крестьянского хозяйства существенное влияние оказывает конъюнктура рынка сбыта продукции.
Но несмотря на это крестьянские (фермерские) хозяйства Удмуртской Республики в 2003 году произвели 4,5 % зерна, 5,1 % картофеля к общему объему производства сельскохозяйственной продукции.
Вследствие диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию и энергоносители, сокращения государственной поддержки развития фермерства замедлилось образование новых крестьянских (фермерских) хозяйств.
Многие крестьянские (фермерские) хозяйства, не имеющие сельскохозяйственной техники, работают на уровне личных подсобных хозяйств.
В данный период в республике проводится перерегистрация и паспортизация крестьянских (фермерских) хозяйств. Многие главы крестьянских (фермерских) хозяйств проходят хорошую школу хозяйствования и избираются руководителями коллективных хозяйств. Некоторые из них на основе своих развитых крестьянских (фермерских) хозяйств организуют закрытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью.
Большая часть крестьянских (фермерских) хозяйств образовалась в 1992-1993 годы. Часть глав крестьянских (фермерских) хозяйств вышла на пенсию, а их дети не желают продолжать дело родителей. Сельский труд пока малопривлекателен, особенно при отсутствии сельскохозяйственной техники.
Вышеуказанные обстоятельства повлекут за собой сокращение количества мелких крестьянских (фермерских) хозяйств. В то же время эффективно работающие крестьянские (фермерские) хозяйства расширяют посевные площади, в том числе за счет земель крестьянских (фермерских) хозяйств, прекративших свою деятельность (приложение 2).
В целом при сокращении количества крестьянских (фермерских) хозяйств обрабатываемые земельные площади и валовой объем производства сельскохозяйственной продукции возрастут (приложение 3).
В Удмуртской Республике существует необходимость расширения производства в действующих хозяйствах и образования новых крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов.
Недостаток финансовых средств порождает проблемы деградации технического потенциала, почвенного плодородия и ухудшения качественного состава рабочих, руководителей, специалистов сельского хозяйства. Указанные проблемы в свою очередь служат причиной ряда иных последствий экономического и социального характера. Необходимо привлечение личных сбережений граждан на приобретение сельскохозяйственной техники и на строительство производственной базы, например через систему кредитных кооперативов.
Образовался замкнутый круг проблем, разорвать который в состоянии лишь целенаправленное воздействие государства. Простым вливанием бюджетных средств ситуацию не изменить, нужно нечто большее, что могло бы мобилизовать ресурсы, интересы и потребности сельхозтоваропроизводителей на снижение затрат, повышение производительности труда.
Фермерские хозяйства сталкиваются с теми же проблемами, что и коллективные сельскохозяйственные организации, но, тем не менее, у них есть и свои специфические проблемы, связанные с тем, что фермерские хозяйства чаще всего создаются на новом участке, где наблюдается:
- отсутствие залогового имущества для получения кредита;
- отсутствие производственной и социальной инфраструктуры;
- недостаток средств на строительство производственных помещений;
- низкий уровень межфермерской кооперации по производству, переработке и сбыту продукции тормозит дальнейшее развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, готовых осваивать новые земли и увеличивать объемы производства.
Поэтому государственные субсидии необходимо направлять на разрешение данных проблем. Но, учитывая характер развития экономики и дефицит государственных ресурсов, необходимо сконцентрировать все средства, которые можно привлечь, на решение наиболее острых проблем в развитии фермерства. Наиболее приемлемым для этого является программно-целевой метод, позволяющий объединить государственные, заемные и собственные средства сельскохозяйственных товаропроизводителей для решения поставленных задач.
2. Социально-экономическая значимость проблемы
для населения Удмуртской Республики
Агропромышленный комплекс является одним из наиболее крупных и важных секторов экономики, и его состояние оказывает значительное воздействие на социально-экономическую и политическую ситуацию в Удмуртской Республике.
Агропромышленный комплекс Удмуртской Республики выполняет следующие важные задачи:
устойчивое обеспечение населения продовольствием;
обеспечение рабочими местами до 95 процентов трудоспособного населения в сельских районах Удмуртской Республики.
Другое фундаментальное положение заключается в том, что в развитии агропромышленного комплекса одинаково заинтересованы жители города и села. Уровень жизни основной массы народа на две трети зависит от сельского хозяйства, формирующего планку цен на продовольствие. Поэтому и престиж сельского труда, и уровень жизни в деревне должны быть не ниже, чем в городе.
Развитие фермерского движения позволяет рационально распоряжаться средствами производства в сельском хозяйстве, земля приобретает в лице фермера настоящего хозяина. Это будет способствовать росту производства, улучшению благосостояния крестьян.
Важно также подчеркнуть роль малого предпринимательства в решении социальных проблем села, налаживании устойчивого развития сельских территорий, обеспечении занятости и поддержании доходов сельского населения. Малый сектор играет роль социального амортизатора, позволяя государству существенно экономить на программах борьбы с сельской безработицей и бедностью, хотя данная проблема еще далеко не решена.
Особое внимание необходимо уделить межфермерской, в том числе с участием коллективных сельскохозяйственных организаций, кооперации на основе разделения труда в производстве отдельных видов сельскохозяйственной продукции. Такое объединение позволит более рационально использовать производственные мощности сельского хозяйства, улучшить обеспечение сортовыми семенами и молодняком племенного скота, повысить эффективность производства.
Из-за высоких цен крестьянским (фермерским) хозяйствам сложно закупать необходимые средства производства. Фермеры вынуждены отказаться от отдельных видов техники, если ее нельзя задействовать на полную мощность. И здесь решение видится в создании и развитии сельскохозяйственных кооперативов по совместному использованию технических средств.
За счет расширения производства в существующих крестьянских (фермерских) хозяйствах, строительства и реконструкции пустующих животноводческих помещений, ввода строящихся объектов по переработке сельскохозяйственной продукции, открытия новых магазинов будет создано около 1200 рабочих мест.
Таблица 2.1.
Сведения
о финансировании из бюджета Удмуртской Республики
мероприятий Республиканской целевой программы "Развитие
крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов
в Удмуртской Республике на 2002-2004 годы"
тыс.руб.
N п/п |
Наименование мероприятий |
Сумма финансирования | ||||
2002 год |
2003 год |
2004 год (ожидаемое финансиро- вание) |
Итого за 3 года |
В среднем за один год |
||
1. | Выделено из бюджета Удмуртской Республики, всего: |
8920,0 | 4872,0 | 4700,0 | 18492,0 | 6164,0 |
в том числе: государственная поддержка на развитие крестьянских (фермерских) хозяйств |
5920,0 | 4872,0 | 4700,0 | 15492,0 | 5164,0 | |
капитальные вложения на инженерное обустройство крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов |
3000,0 | 0,0 | 0,0 | 3000,0 | 1000,0 | |
2. | Кроме того выделено средств по другим направлениям государственной поддержки |
2188,0 | 4507,0 | 4950,0 | 11645,0 | 3882 |
3. | Выделено средств для приобретения сельскохозяйственной техники по лизингу |
4200 | 3360 | 4200 | 11760 | 3920 |
Итого | 15308,0 | 12739,0 | 13850,0 | 41897,0 | 13966 |
Средства бюджета Удмуртской Республики, выделяемые на реализацию данной Программы, в большей степени носят инвестиционный характер, а потому оказывают прямое влияние на развитие производства крестьянских (фермерских) хозяйств. Так, при реализации предыдущей Программы с 2002 по 2003 годы субсидии на строительство животноводческих помещений из бюджета Удмуртской Республики составили 5665 тыс.рублей, введено в действие 1090 скотомест (27 помещений) для крупного рогатого скота и свиней. Фермерские хозяйства, построившие животноводческие помещения, дополнительно произвели за этот период продукции на 18 млн.рублей, изыскали и вложили 8500 тыс.рублей собственных средств на развитие производства.
Эффективное использование полученных средств показывает результаты работы крестьянских (фермерских) хозяйств по выполнению Республиканской целевой программы "Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов в Удмуртской Республике на 2002-2004 годы".
Таблица 2.2.
Анализ производства продукции
тыс.тонн
Вид продукции | Факт 2000-2001 гг. |
План по Программе 2002-2003 гг. |
Факт 2002-2003 гг. |
Выполнение Программы, % |
Зерно | 60,2 | 55 | 66,2 | 120 |
Картофель | 32,1 | 29 | 46,1 | 159 |
Овощи | 3 | 3,1 | 3,5 | 113 |
Мясо | 1,7 | 1,9 | 2,2 | 115 |
Молоко | 13,8 | 14,5 | 16,6 | 114 |
Поголовье скота в фермерских хозяйствах за 2 года возросло.
Таблица 2.3.
Поголовье скота
тыс.голов
Поголовье | Наличие | (+) (-) тыс. голов |
Темп прироста, % |
|
На 01.01.04 | На 01.01.02 | |||
КРС | 7,9 | 6,5 | +1,4 | 22 |
в том числе коровы | 3,5 | 3,0 | +0,5 | 17 |
Свиньи | 6,3 | 5,9 | +0,4 | 7 |
Финансовая поддержка развития фермерства из бюджета Удмуртской Республики стимулирует ежегодное вложение собственных средств крестьянских (фермерских) хозяйств в сумме 45 млн.рублей в развитие производственной базы, или на 1 млн.рублей бюджетных средств приходится 3-4 млн.рублей собственных.
Постановлением Государственного Совета УР от 25 апреля 2006 г. N 632-III в раздел 3 настоящей программы внесены изменения
3. Основные цели и задачи Программы
Основной целью Программы является создание экономических и социальных условий, способствующих повышению эффективности развития крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Удмуртской Республики, повышению их социальной и правовой защищенности в условиях рыночных отношений.
Достижение цели осуществляется путем решения следующих основных задач:
1. Развитие производственной базы крестьянских (фермерских) хозяйств.
2. Совершенствование социальной инфраструктуры.
3. Формирование снабженческо-сбытовых и производственных кооперативов.
4. Защита законных прав и интересов крестьянских (фермерских) хозяйств.
5. Повышение квалификации глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств.
6. Совершенствование системы содействия развитию крестьянских (фермерских) хозяйств.
7. Снижение стоимости кредитов, полученных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, личными подсобными хозяйствами и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами в кредитных организациях Российской Федерации.
4. Сроки и этапы реализации Программы
Программа не предусматривает поэтапной разбивки реализации программных мероприятий. Реализация основных мероприятий Программы привязана к объемам финансирования с разбивкой по годам.
Кроме мероприятий, требующих финансирования, в 2005-2009 гг. предусмотрено проведение мероприятий организационного характера, не требующих финансовых затрат.
В соответствии с законом сроки и ответственные за реализацию программных мероприятий определяются республиканским заказчиком Программы в ежегодно утверждаемых им планах практических мероприятий.
Постановлением Государственного Совета УР от 25 апреля 2006 г. N 632-III раздел 5 настоящей программы изложен в новой редакции
5. План мероприятий Программы
Цель | Задачи | Мероприятия |
1 | 2 | 3 |
Создание организационных, экономических и социальных условий, способствующих повышению эффективности развития крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяй- ственных кооперативов в Удмуртской Республике |
1. Развитие производственной базы |
Для расширения размеров землепользования, увеличения поступлений в бюджет от использования земли (земельный налог, арендная плата) необходимо: 1) обеспечение доступа крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохо- зяйственных потребительских кооперативов к информации государставенного земельного кадастра (в рамках, определенных Федеральным законом "О государственном земельном кадастре"), к информации о землях, находящихся в фонде перераспре- деления, к информации о неэфективно используемых производственных объектах и технике сельскохозяйственного назначения для передачи их в аренду или продажи эффективно работающим собственникам; 2) поставка сельскохозяйственной техники и племенного скота на лизинговой основе |
2. Совершенст- вование социальной инфраструктуры |
Строительство водопровода - 12 км, линий электропередач - 20 км, подъездных путей - 4 км. Коммуникации целесообразно подводить к объединенным крестьянским хозяйствам, которые занимаются возрождением малых деревень, или к группе хозяйств на окраине деревни |
|
3. Формирование сельскохозяйст- венных потребительских кооперативов |
Создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов: - снабженческо-бытовые - 4 - кредитные - 5 - перерабатывающие - 3 |
|
4. Защита законных прав и интересов крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйст- венных потребительских кооперативов |
Осуществление правового консультирования по вопросам деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов |
|
5. Повышение квалификации глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, граждан и членов сельскохозяйст- венных потребительских кооперативов |
1) обеспечение ежегодного обучения и переподготовки глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств и членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов совместно с научно-образовательными учреждениями Удмуртской Республики |
|
2) проведение и участие в семинарах, конкурсах, выставках, ярмарках, конференциях, связанных с организацией деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов |
||
3) издание и распространение справочно- информационной и методической литературы по вопросам деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяй- ственных потребительских кооперативов |
||
4) создание информационно- консультационной службы с участием Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, крестьянских (фермерских) хозяйств, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов |
||
5) распространение информации о крестьянских (фермерских) хозяйствах и сельскохозяйственных потребительских кооперативах |
||
6) направление молодых перспективных глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов на стажировку |
||
6. Совершенст- вование системы содействия развитию крестьянских (фермерских) хозяйств |
1) проведение паспортизации крестьянских (фермерских) хозяйств; 2) создание регистра крестьянских (фермерских) хозяйств в электронном виде; 3) организация выборочных обследований крестьянских (фермерских) хозяйств; 4) проведение ежегодных республиканских и районных конкурсов "Лучшее крестьянское (фермерское) хозяйство года" |
6. Ресурсное обеспечение Программы
Источники финансирования для обеспечения мероприятий, намеченных Программой, определены в соответствии с законодательством. Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджета Удмуртской Республики на соответствующий год. Основная часть мероприятий Программы финансируется за счет внебюджетных источников - заемных (кредиты банков и кредитных кооперативов) и собственных средств крестьянских (фермерских) хозяйств - в соответствии с законодательством.
Постановлением Государственного Совета УР от 25 апреля 2006 г. N 632-III таблица 6.1. настоящей программы изложена в новой редакции
Таблица 6.1.
Объемы финансирования
программных мероприятий за счет средств бюджета
Удмуртской Республики
(млн.рублей)
Наименование программных мероприятий |
План | Всего на 5 лет |
||||
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
||
Из бюджета Удмуртской Республики на: | 6,8 | 10,5 | 11,7 | 13,0 | 14,5 | 56,5 |
- капитальные вложения на инженерное обустройство крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов |
1,7 | 1,9 | 2,0 | 2,3 | 2,6 | 10,5 |
- государственная поддержка развития крестьянских (фермерских) хозяйств сельскохозяйственных кооперативов всего |
5,1 | 8,6 | 9,7 | 10,7 | 11,9 | 46,0 |
в том числе: а) субсидии на строительство и реконструкцию животноводческих помещений |
0,8 |
2,5 |
2,7 |
3,0 |
3,5 |
12,5 |
б) субсидии на внедрение новых прогрессивных технологий |
1,0 | 1,0 | 1,1 | 1,1 | 1,1 | 5,3 |
в) прочие нужды | 1,3 | 1,5 | 1,7 | 1,8 | 1,9 | 8,2 |
г) субсидии на частичное возмещение затрат по созданию материально-технической базы сельскохозяйственным потребительским кооперативам |
0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 | 3,5 |
д) субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, личными подсобными хозяйствами и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами в кредитных организациях Российской Федерации |
1,5 | 3,0 | 3,5 | 4,0 | 4,5 | 16,5 |
Таблица 6.2.
Объемы финансирования
программных мероприятий за счет внебюджетных
источников
Наименование программных мероприятий |
Факт | План | Всего на 5 лет |
||||
В среднем за год 2002-2004 годы |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
||
Развитие производственной базы |
45 | 50 | 55 | 60 | 70 | 85 | 320 |
В том числе: а) приобретение сельско- хозяйственной техники |
27 |
30 |
33 |
36 |
40 |
51 |
190 |
б) строительство живот- новодческих помещений, зерноскладов, картофеле- хранилищ, ремонтных мастерских, гаражей и других производственных помещений |
18 | 20 | 22 | 24 | 30 | 34 | 130 |
Затраты на реализацию Программы составят 361,5 млн.руб., из них:
а) внебюджетные источники - 320 млн.руб., в том числе: собственные средства крестьянских (фермерских) хозяйств - 180 млн.руб., заемные средства (кредиты банков и кредитных кооперативов) - 140 млн.руб.;
б) бюджетные средства Удмуртской Республики - 41,5 млн.руб., в том числе 10,5 млн.руб. - капитальные вложения на инженерное обустройство (см. табл.6.1.).
Государственная поддержка оказывается на конкурсной основе эффективно работающим хозяйствам.
Объемы финансирования из бюджета Удмуртской Республики, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат ежегодной корректировке при формировании и утверждении бюджета Удмуртской Республики.
Отбор исполнителей Программы осуществляется в соответствии с законодательством на конкурсной основе, по положениям, разрабатываемым республиканским заказчиком Программы и утверждаемым Правительством Удмуртской Республики.
7. Механизм реализации Программы
Реализация Программы осуществляется на основании соответствующих актов Правительства Удмуртской Республики, ведомственных актов республиканского заказчика и договоров, заключаемых между участниками Программы.
Взаимоотношения республиканского заказчика Программы с исполнителями мероприятий регулируются договорами, заключаемыми на основании Закона Удмуртской Республики "О республиканских целевых программах" и вышеназванных актов.
Текущая работа по реализации Программы организуется республиканским заказчиком Программы по плану практических мероприятий, разрабатываемому им ежегодно, на основании Программы и объемов финансирования, выделяемых на ее реализацию.
Реализация Программы осуществляется в соответствии с законодательством, в том числе положениями Закона Удмуртской Республики "О республиканских целевых программах".
8. Организация управления Программой
Управление реализацией Программы осуществляет республиканский заказчик - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики. Республиканским заказчиком при необходимости на конкурсной основе отбирается исполнительная дирекция Программы, функции которой определяются договором, заключаемым между ними.
Реализация программных мероприятий обеспечивается на основе договоров, заключаемых с исполнителями, отбираемыми на конкурсной основе, по критериям, определяемым Правительством Удмуртской Республики и республиканским заказчиком Программы.
9. Контроль за ходом реализации Программы
Для осуществления контроля над ходом выполнения мероприятий Программы по условиям договора исполнители предоставляют Министерству сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики ежеквартальные отчеты о ходе работ. Кроме этого, ход выполнения мероприятий Программы ежегодно рассматривается на коллегии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики обобщает и анализирует отчеты и в установленном законодательством Удмуртской Республики порядке отчитывается о выполнении Программы перед Правительством Удмуртской Республики.
С учетом выделяемых на реализацию Программы средств ежегодно уточняются целевые показатели, мероприятия, организуется оформление бюджетных заявок и соответствующих договоров с исполнителями, что позволяет гибко реагировать на возможные изменения ресурсного обеспечения, базовых правовых актов, приоритетных направлений реформирования агропромышленного комплекса Удмуртской Республики.
Задачей государственного контроля над реализацией Программы является обеспечение выполнения предусмотренных в ней мероприятий, соблюдения исполнителями требований законодательства, условий соответствующих договоров.
Контроль за реализацией Программы и эффективностью использования средств осуществляют: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики, Министерство экономики Удмуртской Республики, Министерство финансов Удмуртской Республики.
10. Оценка эффективности социально-экономических
результатов реализации Программы
Совокупность мероприятий, реализуемых на уровне крестьянских (фермерских) хозяйств, позволит максимально мобилизовать их внутренние резервы, повысить трудовую активность работников, что в свою очередь положительно скажется на росте объемов производства продукции.
Образование кооперативных форм организации труда и управления снимет межотраслевые противоречия, сократит потери производимой продукции, расширит ее ассортимент и укрепит экономические позиции хозяйств.
Переход на программно-целевой метод управления позволит консолидировать силы и средства фермерских хозяйств, государства и других субъектов рынка на приоритетных направлениях развития.
Для реализации программных мероприятий произведен расчет потребности в финансовых средствах (табл.6.1.), где предусматривается выделение средств на капитальные вложения в сумме 10,5 млн.рублей (на инженерное обустройство крестьянских (фермерских) хозяйств). Коммуникации целесообразно подводить к объединенным крестьянским хозяйствам, возрождающим малые и заброшенные деревни. Примеры их восстановления имеются в каждом районе Удмуртской Республики. Многие семьи фермеров переселяются в возрождающиеся малые деревни и, получая пособие по переселению, быстро обустраиваются, налаживают производство.
Первый этап становления и развития фермерства, безусловно, уже завершен - образовалось сообщество хозяйств, выделились и успешно развиваются эффективно работающие собственники.
Организация снабжения крестьянских (фермерских) хозяйств материально-техническими ресурсами во многом определяет эффективность их функционирования, рентабельность производства. Наиболее сложное положение с обеспеченностью этой категории хозяйств основными производственными фондами: у фермеров недостаточно помещений для содержания скота, хранения готовой продукции и сельскохозяйственной техники, минеральных удобрений и ядохимикатов.
По статье "Государственная поддержка развития крестьянских (фермерских) хозяйств" на выполнение предусмотренных программных мероприятий требуется выделить из бюджета Удмуртской Республики 31,0 млн.рублей, в том числе субсидии на строительство и реконструкцию животноводческих помещений в сумме 10,6 млн.рублей, которые обеспечат ввод в действие 1800 скотомест.
При строительстве животноводческих помещений фермерами одно скотоместо в расчете на условную голову обходится в 2-3 раза дешевле, чем на крупных фермах, и окупается производством животноводческой продукции в 3-4 года.
Реализация Программы позволит создать благоприятные условия развития крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов в Удмуртской Республике, повышает их экономическую эффективность, обеспечивает производство сельскохозяйственной продукции на сумму 2096 млн.рублей (в ценах 2004 года). Объем производства в 2009 году составит 130 % к уровню 2003 года (приложение 3).
Выполнение мероприятий, предусмотренных в настоящей Программе, обеспечивает укрепление организационного, правового и социального положения крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов, их материально-технической базы повышения производительности труда, профессионального уровня и благосостояния их семей.
Также возрастет адаптация фермеров к рыночным условиям, укрепятся кооперативные связи с другими сельскохозяйственными товаропроизводителями, предприятиями по переработке и сбыту продукции, агросервисному обслуживанию, что даст возможность дальнейшему устойчивому развитию крестьянских (фермерских) хозяйств в последующие годы. Выполнение программных мероприятий обеспечит в 2009 году производство крестьянскими (фермерскими) хозяйствами 40 тыс.тонн зерна, 32 тыс.тонн картофеля, 3 тыс.тонн овощей, 1,5 тыс.тонн мяса, 15 тыс.тонн молока (надой молока на 1 корову увеличится в 1,5 раза), 100 тонн рыбы, 50 тонн меда. Возрастет поголовье скота (приложение 4). Социальный эффект будет заключаться в повышении уровня доходов работников крестьянских (фермерских) хозяйств и членов их семей.
Приложение 1
Крестьянские (фермерские) хозяйства
в Удмуртской Республике и их земельные площади
на 1 января 2004 года
N п/п |
Район | Число крестьянских (фермерских) хозяйств на 01.01.2004 г. |
Площадь предоставленной им земли, га |
В том числе сельскохо- зяйственные угодья, га |
Из них пашня (га) |
1. | Ярский | 50 | 1048 | 952 | 766 |
2. | Глазовский | 104 | 1462 | 1410 | 1377 |
3. | Юкаменский | 73 | 1371 | 1342 | 1286 |
4. | Балезинский | 29 | 1164 | 1024 | 921 |
5. | Красногорский | 53 | 1233 | 1185 | 980 |
6. | Кезский | 60 | 1529 | 1410 | 1308 |
7. | Дебесский | 52 | 1498 | 1395 | 1304 |
8. | Игринский | 144 | 2903 | 2509 | 2266 |
9. | Як.-Бодьинский | 214 | 3476 | 2769 | 2383 |
10. | Шарканский | 107 | 3531 | 3481 | 3444 |
11. | Селтинский | 94 | 3898 | 3719 | 3560 |
12. | Сюмсинский | 166 | 2800 | 2800 | 2672 |
13. | Увинский | 154 | 3158 | 3104 | 2781 |
14. | Вавожский | 90 | 2452 | 2343 | 2134 |
15. | Кизнерский | 71 | 1099 | 1096 | 1072 |
16. | Можгинский | 196 | 4918 | 4894 | 4625 |
17. | Граховский | 325 | 8233 | 7271 | 6117 |
18. | Алнашский | 230 | 2905 | 2891 | 2836 |
19. | М.-Пургинский | 185 | 2500 | 2478 | 2425 |
20. | Киясовский | 60 | 1914 | 1908 | 1889 |
21. | Каракулинский | 163 | 4536 | 4327 | 3795 |
22. | Завьяловский | 385 | 7223 | 6981 | 6622 |
23. | Воткинский | 136 | 3956 | 3864 | 3663 |
24. | Сарапульский | 168 | 4961 | 4914 | 4542 |
25. | Камбарский | 27 | 459 | 183 | 160 |
26. | г.Ижевск | 11 | 198 | 180 | 125 |
27. | г.Сарапул | 14 | 777 | 777 | 775 |
Итого | 3361 | 75202 | 71207 | 65828 |
Приложение 2
Прогноз
развития крестьянских (фермерских) хозяйств
в Удмуртской Республике
N п/п |
Наименование показателя | 01.01.2004 | 01.01.2010 |
1. | Число крестьянских (фермерских) хозяйств | 3361 | 3200 |
2. | Земельная площадь - всего (га) | 75202 | 85000 |
3. | Площадь пашни - всего (га) | 65828 | 75000 |
4. | Удельный вес площади крестьянских (фермерских) хозяйств в общей площади пашни Удмуртской Республики (%) |
4,8 | 5,4 |
Приложение 3
Производство
основных видов сельскохозяйственной продукции крестьянскими
(фермерскими) хозяйствами в Удмуртской Республике
Наименование продукции |
Ед. изм. | Факти- чески произ- ведено в 2003 году |
План производства по годам |
Всего за 5 лет, тыс. т |
Цена единицы продукции (млн.руб.) на 01.01.04 |
Итого, стоимость продукции, млн.руб. |
||||
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | ||||||
Зерно | тыс. т | 33,5 | 34,0 | 35,0 | 37,0 | 39,0 | 40,0 | 185 | 4,5 | 832,5 |
Картофель | -"- | 26,7 | 27,0 | 27,0 | 28,0 | 30,0 | 32,0 | 144 | 4,0 | 576,0 |
Овощи | -"- | 2,3 | 2,4 | 2,5 | 2,7 | 3,0 | 3,0 | 13,6 | 6,5 | 88,4 |
Скот и птица | -"- | 1,1 | 1,2 | 1,2 | 1,3 | 1,4 | 1,5 | 6,6 | 28 | 184,8 |
Молоко | -"- | 8,6 | 10,5 | 11,2 | 12,3 | 13,5 | 15,0 | 62,5 | 5,5 | 343,8 |
Яйцо | млн. шт. | 2,01 | 2,2 | 2,5 | 2,5 | 2,8 | 3,0 | 13,0 | 1,8 | 23,4 |
Рыба | тыс. т | 0,08 | 0,08 | 0,09 | 0,09 | 0,1 | 0,1 | 0,46 | 45 | 20,7 |
Мед | -"- | 0,04 | 0,04 | 0,04 | 0,05 | 0,05 | 0,05 | 0,23 | 80 | 18,4 |
Льноволокно | -"- | 0,02 | 0,12 | 0,15 | 0,18 | 0,2 | 0,25 | 0,9 | 9 | 8,1 |
Итого | 2096,1 |
Приложение 4
Поголовье
скота в крестьянских (фермерских) хозяйствах
в Удмуртской Республике
тыс. голов
Наименование | Наличие на 01.01.2004 |
Прогноз на начало года (на 01.01.2004) | |||||
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | ||
Крупный рогатый скот | 7,9 | 7,9 | 8,0 | 8,1 | 8,2 | 8,3 | 8,5 |
в том числе коровы | 3,5 | 3,5 | 3,5 | 3,6 | 3,6 | 3,7 | 3,8 |
Свиньи | 6,3 | 6,4 | 6,5 | 6,7 | 7,0 | 7,2 | 7,5 |
Овцы и козы | 2,9 | 2,9 | 2,9 | 3,0 | 3,2 | 3,5 | 3,5 |
Лошади | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Государственного Совета УР от 28 сентября 2004 г. N 285-III "О Республиканской целевой программе "Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов в Удмуртской Республике на 2005-2009 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Известия Удмуртской Республики" от 7 октября 2004 г. N 154-155
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Государственного Совета УР от 28 ноября 2006 г. N 734-III
Постановление Государственного Совета УР от 25 апреля 2006 г. N 632-III