Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Государственного Совета УР
от 5 июня 2002 г. N 600-II
Республиканская целевая программа
"Электронная Удмуртия (2003-2010 годы)"
22 июня 2004 г., 13 декабря 2005 г.
См. Распоряжение Правительства УР от 19 марта 2007 г. N 219-р "О распределении средств на реализацию программных мероприятий республиканской целевой программы "Электронная Удмуртия (2003-2010 годы)" в 2007 году"
Постановлением Государственного Совета УР от 22 июня 2004 г. N 255-III в паспорт Республиканской целевой программы, утвержденной настоящим постановлением, внесены изменения
Паспорт
Республиканской целевой программы "Электронная
Удмуртия (2003-2010 годы)"
Наименование Программы |
"Электронная Удмуртия (2003-2010 годы)" |
Основание разработки Программы |
Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 21 марта 2002 года N 97-р |
Республиканский заказчик Программы |
Министерство экономики Удмуртской Республики |
Разработчик Программы |
Рабочая группа, созданная на основании распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 21 марта 2002 года N 97-р |
Основные исполнители Программы |
Министерства, государственные комитеты, ведомства Удмуртской Республики, Администрация Президента и Правительства Удмуртской Республики, Аппарат Государственного Совета Удмуртской Республики, организации, определяемые на конкурсной основе в порядке, установленном Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" и Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд Удмуртской Республики, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 18 октября 1999 года N 1022 |
Цели Программы |
повышение эффективности и качества государственного управления и местного самоуправления, функционирования экономики и социальной сферы за счет внедрения и массового распространения информационных и коммуникационных технологий; повышение уровня и качества жизни населения Удмуртской Республики ; расширение подготовки специалистов по информационным и коммуникационным технологиям и квалифицированных пользователей; развитие нормативной правовой базы для регулирования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в Удмуртской Республике |
Задачи Программы |
создание условий для эффективного взаимодействия между органами государственной власти и гражданами на основе использования ИКТ; совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на основе использования ИКТ; совершенствование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами и внедрение ИКТ в реальный сектор экономики; развитие системы подготовки специалистов по ИКТ и квалифицированных пользователей; развитие телекоммуникационной инфраструктуры и создание пунктов подключения к открытым информационным системам; содействие развитию средств массовой информации посредством внедрения ИКТ; разработка и создание системы электронной торговли |
Объемы и источники финансирования |
Всего на 2003-2010 годы 827,120 млн. рублей, в том числе: за счет бюджета Удмуртской Республики -253,722 млн. рублей; за счет федерального бюджета-491,484 млн. рублей (предполагаемые данные); внебюджетные источники -81,914 млн. рублей (предполагаемые данные). Объемы финансирования, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат ежегодной корректировке при формировании и утверждении бюджета Удмуртской Республики |
Сроки и этапы реализации Программы |
2003 -2010 годы I этап-2003 год, II этап-2004-2005 годы, III этап-2006-2010годы |
Ожидаемые конечные результаты |
Реализация Программы обеспечит: повышение эффективности государственного управления и развитие экономики за счет активизации внедрения и повышения результативности использования ИКТ; интеграцию информационных ресурсов Удмуртской Республики, необходимых для управления социально-экономическими процессами и развития Удмуртской Республики; повышение информационной открытости органов государственной власти и органов местного самоуправления, эффективности их взаимодействия с гражданами и организациями, качества оказываемых им услуг; повышение качества образования за счет использования ИКТ; информационную и интеллектуальную поддержку принятия решений органами государственной власти Удмуртской Республики и органами местного самоуправления; создание информационно-телекоммуникационной и организационной инфраструктуры в Удмуртской Республики, обеспечивающей эффективное формирование, использование информационных ресурсов и реализацию принципа возвратности вкладываемых средств; формирование рынка информационных и телекоммуникационных услуг; предоставление широкому кругу пользователей информации об Удмуртской Республике и обмен информацией о потенциальных деловых партнерах ; дальнейшее развитие средств массовой информации посредством ИКТ |
Система организации контроля за исполнением Программы |
Контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Удмуртской Республики в соответствии с его полномочиями, установленными законодательством |
1. Социальная значимость Программы, содержание проблемы и
обоснование необходимости ее решения
Развитие и широкое применение ИКТ является глобальной тенденцией мирового развития и научно-технической революции последних десятилетий. Применение этих технологий имеет решающее значение для повышения конкурентоспособности экономики, расширения возможностей ее интеграции в мировую систему хозяйства, повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления.
Информатизация и переход к широкомасштабному применению современных информационных технологий (ИТ) и систем во всех сферах деятельности общества для обеспечения потребителей наиболее полной, достоверной и своевременной информацией приобретает в настоящее время особую актуальность.
Основными сферами информатизации в республике являются социальная сфера, сфера управления и реализации реформ, материальное производство. В каждой из этих сфер выделяются отдельные программы информатизации и проекты по видам деятельности.
Несмотря на высокие темпы развития ИТ в последнее десятилетие, Россия не смогла сократить отставание от промышленно развитых стран в уровне информатизации экономики и общества. Отчасти такое положение вызвано общеэкономическими причинами (длительный кризис в экономике, низкий уровень материального благосостояния большинства населения). Недостаточное развитие ИТ в России усугубляется целым рядом факторов, создающих препятствия для широкого внедрения и эффективного использования ИТ в экономике, развития производства в сфере ИТ. К числу таких негативных факторов относятся:
- несовершенная нормативная правовая база, разрабатывавшаяся без учета возможностей современных ИТ;
- недостаточное развитие ИТ в области государственного управления, неготовность органов государственной власти к применению эффективных технологий управления и организации взаимодействия с гражданами и хозяйствующими субъектами;
- отсутствие целостной информационной инфраструктуры и эффективной информационной поддержки рынков товаров и услуг, в том числе в сфере электронной торговли;
- недостаточный уровень подготовки кадров в области создания и использования ИТ;
- барьеры, возникающие из-за недостатков в регулировании экономической деятельности, при выходе российских предприятий и других организаций сферы ИТ на российский и мировой рынки;
- высокий уровень монополизации сетей связи, создающий барьеры на пути их использования и приводящий к перекосам в тарифной политике. С целью преодоления отставания в сфере ИКТ Правительство Российской Федерации постановлением от 28 января 2002 года N 65 утвердило Федеральную целевую программу "Электронная Россия (2002-2010 годы)".
В настоящее время общее состояние уровня информатизации в Удмуртской Республике характеризуется следующим образом:
- большинство информационных систем функционирует на базе локальных вычислительных сетей;
- используются разнородные аппаратно-программные средства, часто не совместимые между собой, не прошедшие сертификацию на соответствие стандартам по совместимости и качеству;
- интеграция локальных сетей через системы телекоммуникаций носит, в основном, экспериментальный характер;
- слабо используются мировые стандарты в области открытых систем;
- нормативная правовая база информатизации не получила должного развития;
- также не получила должного развития подготовка пользователей к внедрению современных ИТ;
- в районах республики сервисное обслуживание средств вычислительной техники не отвечает необходимым требованиям по качеству и квалификации персонала.
Для того чтобы придать новый импульс внедрению перспективных информационных технологий в Удмуртии Правительством Удмуртской Республики принято решение о разработке Республиканской целевой программы "Электронная Удмуртия (2003 - 2010 годы)".
Республиканская целевая программа "Электронная Удмуртия (2003-2010 годы)" должна обеспечить развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, эффективное взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с гражданами и хозяйствующими субъектами, непрерывное образование по информационно-телекоммуникационным технологиям на всех уровнях - от детского сада до подготовки и переподготовки специалистов - с разумным сочетанием государственных и негосударственных образовательных институтов.
2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы
Цели:
повышение эффективности и качества государственного управления и местного самоуправления, функционирования экономики и социальной сферы за счет внедрения и массового распространения ИКТ;
повышение уровня и качества жизни населения Удмуртской Республики ;
расширение подготовки специалистов по ИКТ и квалифицированных пользователей;
развитие нормативной правовой базы для регулирования ИКТ в Удмуртской Республике.
Задачи:
создание условий для эффективного взаимодействия между органами государственной власти и гражданами на основе использования ИКТ;
совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на основе использования ИКТ;
совершенствование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами и внедрение ИКТ в реальный сектор экономики;
развитие системы подготовки специалистов по ИКТ и квалифицированных пользователей;
развитие телекоммуникационной инфраструктуры и создание пунктов подключения к открытым информационным системам;
содействие развитию средств массовой информации посредством внедрения ИКТ;
разработка и создание системы электронной торговли.
Первый этап реализации Программы (2003 год) :
На первом этапе формируются предпосылки для реализации мероприятий Программы. Это предполагает проведение анализа с целью выявления ключевых проблем, препятствующих широкому внедрению ИКТ, изучение уровня информатизации экономики республики, анализ эффективности расходования бюджетных средств, выделяемых на информатизацию, проведение полного учета государственных информационных ресурсов, анализ зарубежного опыта реализации подобных программ, изучение опыта работы в сфере ИКТ различных организаций.
В ходе первого этапа должны быть сформированы системы мониторинга:
уровня распространения ИКТ в республике;
эффективности расходования бюджетных средств в сфере информатизации;
эффективности использования ИКТ, информационных ресурсов в органах государственной власти и бюджетных организациях, обеспеченности их техническими средствами обработки информации и средствами связи;
эффективности действующей нормативной правовой базы, регулирующей использование ИКТ, в том числе в социально-экономической сфере.
Начнут реализовываться опытные проекты по переходу к электронному документообороту в органах государственной власти и органах местного самоуправления, развитию телекоммуникационной инфраструктуры и подключению к компьютерным сетям органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных организаций, созданию общественных пунктов подключения к общедоступным информационным системам, развитию системы электронной торговли и поддержки рынка товаров (услуг), развитию системы подготовки специалистов для сферы ИКТ и квалифицированных пользователей.
Начнется разработка и реализация программы подготовки и переподготовки кадров по ИКТ для государственной и муниципальной службы, и прежде всего из числа работников бюджетных организаций, представителей средств массовой информации, безработных и социально не защищенных граждан.
Второй этап реализации Программы (2004-2005 годы):
На этом этапе будут созданы основы единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для органов государственной власти и органов местного самоуправления, бюджетных и некоммерческих организаций, системы электронной торговли в сфере поставок продукции для республиканских нужд и для общественных пунктов подключения к общедоступным информационным системам.
На основе проведенных исследований, разработанных концепций и сформированной нормативной правовой базы будут реализованы проекты, обеспечивающие взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с гражданами и хозяйствующими субъектами в сфере поставок продукции для республиканских нужд.
Будут созданы предпосылки для обеспечения передачи находящихся в государственной собственности передовых ИКТ организациям гражданской сферы, созданы технопарки как центры развития инновационного предпринимательства в сфере ИКТ.
Будет создана современная материально-техническая база для подготовки в высших образовательных учреждениях Удмуртской Республики специалистов в сфере ИКТ.
Третий этап реализации Программы (2006-2010 годы) :
На третьем этапе будут созданы предпосылки для массового распространения ИКТ во всех сферах общественной деятельности на основе единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и использования системы электронной торговли. Будет обеспечено комплексное внедрение системы электронной торговли в сфере поставок продукции для государственных и муниципальных нужд, электронного документооборота между органами государственной власти и органами местного самоуправления и систем обеспечения информационной безопасности.
На этом этапе будет завершено формирование единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для органов государственной власти и органов местного самоуправления, бюджетных и некоммерческих организаций, общественных пунктов подключения к общедоступным информационным системам.
В результате создания эффективной системы правового регулирования, функционирования единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, совершенствования системы государственного управления и подготовки кадров в сфере ИКТ будут сформированы предпосылки для структурной перестройки экономики.
3. Система программных мероприятий
В Программе предусматривается реализация мероприятий по девяти основным направлениям:
Совершенствование законодательства и системы государственного регулирования в сфере ИКТ
Целью мероприятий этого направления является создание правовых предпосылок для широкого использования ИКТ во всех сферах общественной жизни, в экономике, во взаимоотношениях органов государственной власти и местного самоуправления с гражданами и организациями.
Основными задачами, реализуемыми в рамках данного направления, являются анализ и экспертиза действующей нормативной правовой базы Удмуртской Республики с целью снижения административных барьеров и ограничений, обеспечения равных прав на получение информации из всех общедоступных информационных систем, усиления контроля целесообразности любого расширения перечня требований к хозяйствующим субъектам со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Неотложной задачей является создание республиканского органа управления в сфере информационных ресурсов и телекоммуникаций для координации деятельности государственных и муниципальных органов в сфере ИКТ.
Обеспечение открытости в деятельности органов государственной власти и общедоступности государственных информационных ресурсов, создание условий для эффективного взаимодействия между органами государственной власти и гражданами на основе использования ИКТ
Основными задачами этого направления являются расширение объема информации и перечня информационных услуг, предоставляемых гражданам и хозяйствующим субъектам органами государственной власти и органами местного самоуправления, формирование механизма общественного контроля их деятельности.
Решение этих задач будет основано на следующих принципах:
открытость деятельности органов государственной власти и общедоступность государственных информационных ресурсов;
обеспечение оперативного информационного взаимодействия граждан и органов государственной власти, повышение доверия граждан к государству;
открытость процедур, связанных с проведением конкурсов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Использование ИКТ в работе органов государственной власти позволит расширить объем открытой информации о деятельности этих органов и обеспечить гражданам возможность ее оперативного получения из информационных систем, в том числе по таким важным вопросам, как законотворческая деятельность, бюджетный процесс, закупка продукции для государственных нужд, управление государственной собственностью, конкурсное замещение вакантных должностей.
Совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на основе использования ИКТ
Основной задачей мероприятий данного направления является повышение эффективности работы органов государственной власти и органов местного самоуправления путем обеспечения совместимости стандартов хранения информации и документооборота, подключения к компьютерным сетям органов государственной власти и органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, реализации отраслевых программ информатизации, создания межведомственных, республиканских и местных информационных систем и баз данных. Использование ИКТ позволит обеспечить реализацию прав граждан России на свободное получение открытой информации из информационных систем, а также на использование других услуг, предоставляемых этими системами.
Использование ИКТ в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления будет осуществляться по следующим направлениям:
развитие системы электронного документооборота, локальных информационных сетей, использование стандартов делопроизводства и документооборота;
преимущественное использование алгоритмов и программ для ЭВМ, тексты которых открыты и общедоступны;
развитие систем межведомственного электронного документооборота, обеспечивающих сокращение сроков обработки документов;
повышение качества принимаемых управленческих решений путем распространения опыта, накопленного в социально-экономической сфере, консультирования и повышения квалификации.
Реализация работ должна сопровождаться комплексом организационных мероприятий, обеспечивающих координацию деятельности органов власти в сфере информатизации, разработку и внедрение стандартных решений, эффективное использование выделяемых на эти цели бюджетных средств.
Совершенствование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами и внедрение ИКТ в реальный сектор экономики
Мероприятия этого направления предусматривают перевод в электронную цифровую форму большей части документооборота, осуществляемого между хозяйствующими субъектами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Для достижения данной задачи необходимо:
обеспечить согласованность действий органов государственной власти и органов местного самоуправления в процессе информационного обмена;
обеспечить совместимость стандартов обмена информацией, документооборота, принципов защиты информации, использования электронной цифровой подписи;
определить последовательность перехода к электронному документообороту. В сфере содействия внедрению ИКТ в реальный сектор экономики основными задачами являются:
развитие рынка научно-технической продукции;
обеспечение эффективной передачи ИКТ, находящихся в государственной собственности, организациям гражданского сектора экономики;
развитие телекоммуникационной инфраструктуры и создание общественных пунктов подключения к открытым информационным системам;
сокращение издержек для выхода на рынок ИКТ новых хозяйствующих субъектов, стимулирование выхода российских производителей на мировой рынок ИКТ;
стимулирование хозяйствующих субъектов к повышению открытости их деятельности.
В рамках данного направления реализуются задачи применения ИКТ в организациях государственного сектора, в том числе оборонно-промышленного комплекса, одним из результатов чего должно стать развитие системы электронной торговли.
Важную роль в реализации данного направления будут играть технопарки, создаваемые как центры развития инновационного предпринимательства в сфере ИКТ. При разработке и реализации мер содействия внешнеэкономической деятельности предусматривается участие предпринимателей, деловых кругов и общественных организаций, входящих в сферу ИКТ.
Развитие системы подготовки специалистов по ИКТ и квалифицированных пользователей
Мероприятия этого направления нацелены на совершенствование системы подготовки специалистов для работы с современными ИКТ, ее структурное изменение, обеспечение современного материально-технического оснащения учебного процесса. Мероприятия разработаны с учетом Республиканской целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды в Удмуртской Республике (2002-2004 годы)".
Широкое развитие ИКТ и их проникновение во все сферы жизни общества требует подготовки не только соответствующих специалистов в рамках профессиональных образовательных программ, но и квалифицированных пользователей. При этом необходимо прогнозировать потребности общества в специалистах на 10-15 лет вперед и способствовать организации этой работы в настоящее время.
Основными задачами данного направления являются:
создание в учреждениях высшего профессионального образования Удмуртской Республики современной методической и материально-технической базы подготовки и переподготовки специалистов для сферы ИКТ;
формирование необходимой кадровой, методической и материально-технической базы в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования;
создание нормативной правовой базы информатизации образования и развития системы дистанционного обучения;
развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
развитие системы приема на работу и продвижения по службе на конкурсной основе с использованием ИКТ;
разработка и реализация программ переподготовки кадров государственной и муниципальной службы, бюджетных организаций, развития среднего и высшего профессионального образования на базе ИКТ.
В результате реализации указанных мероприятий будут сформированы профессиональные образовательные программы, созданы необходимые для их реализации аппаратные и программные средства.
Содействие развитию средств массовой информации посредством внедрения ИКТ Содействие развитию средств массовой информации Удмуртской Республики предполагается осуществлять посредством:
обучения работников средств массовой информации методам работы с современными средствами ИКТ;
обеспечения общедоступности российских и международных открытых информационных ресурсов для средств массовой информации Удмуртской Республики с помощью сети Интернет;
создания электронных версий средств массовой информации Удмуртской Республики и архивов в сети Интернет.
Использование ИКТ в средствах массовой информации будет осуществляться на основе конкурса проектов. При принятии решений о выделении средств из бюджета Удмуртской Республики для реализации подобных проектов будут учитываться профессиональный уровень творческих коллективов, наличие обоснованного проекта использования ИКТ и участие редакции в финансировании проекта. Конкурсы предполагается проводить на республиканском уровне. Будет оказываться поддержка средствам массовой информации Удмуртской Республики, участвующим в федеральных конкурсах. При этом будет обеспечено тесное взаимодействие со сложившимися в данной сфере профессиональными объединениями Удмуртской Республики.
Развитие телекоммуникационной инфраструктуры и создание пунктов подключения к открытым информационным системам
Одна из принципиальных проблем, которую необходимо решить при реализации Программы, - отсутствие в ряде районов Удмуртской Республики необходимой телекоммуникационной инфраструктуры и высокие тарифы на подключение к компьютерным сетям (в том числе к сети Интернет). Это делает открытые информационные системы недоступными для граждан с невысокими доходами, а также существенно ограничивает возможность их использования образовательными и научными учреждениями, учреждениями здравоохранения и культуры, бюджетными организациями, местными средствами массовой информации, органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Для решения этих задач Программой предусматриваются мероприятия по двум направлениям:
содействие развитию общей телекоммуникационной инфраструктуры Удмуртии; создание пунктов подключения к общедоступным информационным системам. Реализация мероприятий первого направления будет обеспечиваться преимущественно путем снижения административных барьеров и снятия ограничений для предпринимательской деятельности, повышения конкуренции и создания благоприятных условий для притока иностранных инвестиций в сферу ИКТ. В рамках программы развития телефонной связи в сельских районах Удмуртской Республики предусматривается создание в 2002 году цифровых каналов связи до Шарканского, Кезского и Дебесского районов, в 2004 году до Селтинского, Красногорского и Юкаменского районов, в 2005 году-до Киясовского и Камбарского районов.
Мероприятия второго направления планируется осуществлять путем финансирования (в том числе долевого) за счет средств бюджета Удмуртской Республики и местных бюджетов создания пунктов подключения к общедоступным информационным системам органов государственной власти, бюджетных и некоммерческих организаций, к сети Интернет.
За счет средств федерального бюджета предполагается финансирование подключения к компьютерным сетям и оплата текущих расходов на их использование территориальными органами и подразделениями федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений федерального подчинения. На условиях долевого финансирования предусматривается реализовать проекты по подключению к компьютерным сетям и оплате текущих расходов государственных учреждений Удмуртской Республики, муниципальных учреждений, образовательных и научных учреждений, учреждений здравоохранения и культуры, местных средств массовой информации, общественных пунктов подключения к компьютерным сетям, а также технопарков, действующих и создаваемых при университетах и научно-производственных центрах.
Для обеспечения подключения к открытым информационным системам будет максимально использоваться действующая инфраструктура телекоммуникационных сетей Удмуртской Республики, в том числе сеть связи общего пользования, ведомственные сети связи, а также сети, созданные в системе образования и для научных целей.
Разработка и создание системы электронной торговли
Мероприятия этого направления предусматривают создание системы электронной торговли, в том числе для осуществления закупок продукции для государственных и муниципальных нужд. Такая система существенно повысит эффективность использования средств бюджета Удмуртской Республики и местных бюджетов при осуществлении государственных закупок, а также создаст предпосылки для широкого использования ИКТ в процессе взаимодействия органов государственной власти и хозяйствующих субъектов. Внедрение методов и технологий электронной торговли будет осуществляться после уточнения и дополнения существующей нормативной правовой базы с учетом международных норм и принятых Россией международных обязательств в сфере торговли.
Для достижения этих целей необходимо создать:
единую республиканскую информационную инфраструктуру электронной торговли, включенную в общероссийскую систему информационно-маркетинговых центров;
систему электронной торговли для осуществления закупок продукции для государственных и муниципальных нужд;
единую республиканскую базу данных товаров и услуг и систему ее поддержки. Создание системы электронной торговли для осуществления закупок продукции для государственных и муниципальных нужд позволит автоматизировать эти процессы во всех исполнительных органах, значительно уменьшить издержки государственных заказчиков при проведении конкурсов, сократить потери и злоупотребления. При этом для государственных заказчиков будут созданы типовые комплексы аппаратных и программных средств, необходимые для проведения электронной торговли при осуществлении закупок продукции для государственных и муниципальных нужд. Ожидается, что экономия бюджетных средств после внедрения системы составит примерно 15 процентов.
Система информационно-маркетинговых центров создается для решения следующих задач:
формирование единого информационного пространства, объединяющего данные о предложении и спросе по всей номенклатуре товаров и услуг;
подготовка информационно-аналитических материалов по различным аспектам состояния предложения и спроса товаров и услуг;
формирование условий для значительного увеличения числа хозяйствующих субъектов - постоянных пользователей компьютерных сетей;
обеспечение информационной и функциональной взаимосвязи всех элементов, входящих в систему электронной торговли.
Создание системы информационно-маркетинговых центров будет способствовать поддержке и актуализации разрабатываемой в рамках данного направления единой базы данных о продукции и услугах, которая через компьютерные сети будет доступна для всех граждан, хозяйствующих субъектов и органов государственной власти.
Формирование общественной поддержки выполнения мероприятий Программы
В рамках данного направления планируется осуществить следующие мероприятия:
организация научно-практических конференций по проблемам развития ИКТ и их использованию в Удмуртской Республике;
реализация системы мониторинга эффективности использования ИКТ и информационных ресурсов в органах государственной власти и государственном секторе экономики, а также технической обеспеченности органов государственной власти, что позволит своевременно выявлять и устранять недостатки;
участие во внедрении системы слежения за выполнением нормативных правовых документов в области ИКТ, что позволит своевременно выявлять их нарушение, будет содействовать демонополизации и снижению административных барьеров в сфере ИКТ;
участие в обсуждении через сеть Интернет стандартов, необходимых для распространения ИКТ, анализ распространения различных стандартов ИКТ и их применения в деятельности организаций, что даст возможность принимать оптимальные решения при выработке стандартов ИКТ;
обеспечение широкого информационного сопровождения Программы для привлечения к ней общественного внимания, осуществления поддержки ее реализации со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, предпринимательских кругов, организаций в сфере науки, культуры и образования. На WEB-сервере "Официальное представительство Удмуртской Республики в сети Интернет" будет создана электронная страница, освещающая ход реализации Республиканской целевой программы;
ежегодное проведение конкурсов в сфере развития ИКТ в Удмуртской Республике.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы, составляет 827,120 млн. рублей (в ценах 2002 года), в том числе средства бюджета Удмуртской Республики - 253,722 млн. рублей, средства федерального бюджета - 491,484 млн. рублей (предположительно), внебюджетные источники - 81,914. млн.рублей (предположительно).
Объем финансирования из бюджета Удмуртской Республики на реализацию первого этапа Программы (2003 год) составит 39,312 млн. рублей, второго этапа (2004-2005 годы) - 65,760 млн. рублей, третьего этапа (2006-2010 годы) - 148,650 млн. рублей. По результатам выполнения первого этапа Программы будут уточнены мероприятия второго этапа и скорректированы объемы его финансирования, соответственно после реализации второго этапа будут уточнены мероприятия третьего этапа и скорректированы объемы его финансирования.
Кроме того, ежегодно с учетом исполнения мероприятий Программы возможны дополнения и изменения, как самих мероприятий, так и корректировка объемов их финансирования.
5. Механизм реализации Программы
Республиканский заказчик совместно с другими министерствами и ведомствами Удмуртской Республики, ответственными за реализацию соответствующего пункта мероприятия Программы, разрабатывает и направляет в Министерство финансов Удмуртской Республики сводную бюджетную заявку на финансирование за счет средств бюджета Удмуртской Республики на очередной финансовый год.
Выполнение мероприятий Программы осуществляется посредством заключения договоров между заказчиками и исполнителями программных мероприятий. Организации для выполнения программных мероприятий определяются на конкурсной основе. В объемы финансирования мероприятий Программы включены расходы на осуществление конкурсных процедур.
Одним из принципов реализации Программы является привлечение внебюджетных финансовых средств для выполнения мероприятий, имеющих коммерческую направленность.
6. Управление и контроль за реализацией Программы
Система организации и контроля за реализацией Программы будет осуществляться в соответствии с Законом Удмуртской Республики от 11 апреля 1996 года N 167-I "О республиканских целевых программах", постановлением Правительства Удмуртской Республики от 28 июня 1996 года N 465 "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации республиканских целевых программ Удмуртской Республики".
Для управления реализацией Программы Правительство Удмуртской Республики образует Межведомственный координационный совет, который осуществляет мониторинг и оценку эффективности реализации программных мероприятий.
См. Положение о Межведомственном координационном совете по информатизации при Правительстве Удмуртской Республики, утвержденное распоряжением Правительства УР от 10 октября 2005 г. N 967-р
7. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Реализация Программы окажет воздействие на все сферы общественной жизни. Совершенствование нормативной правовой базы Российской Федерации в сфере ИКТ, направленное на упрощение порядка лицензирования и процедур сертификации, будет способствовать ускорению темпов развития этой области экономики.
Реализация программных мероприятий приведет к увеличению количества хозяйствующих субъектов и развитию конкуренции в области ИКТ. При этом существенно повысятся стимулы для точного и полного соблюдения всех правовых норм, регламентирующих деятельность в сфере ИКТ, и сократится доля теневого рынка программного обеспечения, что позволит повысить доходы в этой области и увеличить налоговые поступления в бюджет.
Быстрое развитие ИКТ, расширение применения современных ИКТ во всех сферах общественной жизни будет способствовать формированию более прогрессивной структуры экономики, создаст принципиально новые возможности для наращивания производства и экспорта отечественной высокотехнологичной продукции.
Предусмотренные Программой меры по модернизации государственного управления и местного самоуправления обеспечат кардинальное ускорение процессов информационного обмена в экономике и обществе в целом, в том числе между гражданами и органами государственной власти, повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, создание принципиально новых возможностей для мониторинга процессов в экономике и обществе и принятия своевременных решений по регулированию этих процессов и, как следствие, рост числа граждан и организаций, использующих ИКТ во взаимоотношениях с органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Использование современных ИКТ при осуществлении работы органов государственной власти Удмуртской Республики и органов местного самоуправления позволит сократить издержки на управление, в том числе за счет высвобождения части технического персонала этих органов. Долю электронного документооборота в общем объеме документооборота в этих органах предполагается довести до 65 % внутри ведомств и до 40 % в межведомственном документообороте.
Создание системы электронной торговли для осуществления закупок продукции для государственных и муниципальных нужд позволит сэкономить от 20 до 40 % средств соответствующих бюджетов, выделяемых на подготовку и проведение торгов и организацию закупок.
В результате реализации Программы фактически сформируется единый порядок сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации. Предусматриваемые Программой меры по ускорению распространения современных способов передачи информации и внедрению электронного документооборота в сфере предпринимательства приведут к сокращению времени на заключение сделок, осуществление взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления и, в конечном счете, к сокращению торговых издержек, повышению конкурентоспособности продукции.
Большое значение будет иметь создание единого информационного пространства на всей территории республики. Развитие ИКТ создаст предпосылки для преодоления экономического отставания отдельных районов, обеспечит гражданам и организациям независимо от мест проживания и расположения равную степень доступности всех открытых информационных ресурсов. Развитие ИКТ потенциально позволит всем гражданам получать медицинские, юридические и иные виды консультационных услуг, оказываемых высококвалифицированными специалистами, существенно увеличит возможности обучения и повышения квалификации с помощью системы дистанционного обучения, явится важным шагом на пути обеспечения равных прав всех граждан в области информации. Показателем наличия таких потребностей может служить быстрый рост числа пользователей сети Интернет и объема получаемых с ее помощью услуг. К 2010 году предполагается довести число пользователей Интернет до 30 % от общего числа населения Удмуртской Республики.
Важным условием распространения сети Интернет являются тарифы на подключение и использование этой сети. В марте 2002 года тарифы на доступ к сети Интернет были снижены на 40 % и составили 0,23 руб. за 1 минуту. Ожидается, что расширение рынка услуг в сфере ИКТ позволит снизить эти тарифы к 2005 году еще на 40 процентов, к 2010 году примерно вдвое и довести месячный тариф за произвольное время подключения к сети Интернет до 3 минимальных размеров оплаты труда.
На базе развития современных методов информационного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с гражданами и организациями появятся принципиально новые возможности для обеспечения открытости и гласности принятия решений, повышения уровня доверия и взаимодействия, сокращения затрат времени на реализацию гражданами Удмуртской Республики своих конституционных прав и обязанностей.
Значительное место в Программе уделено мероприятиям по развитию технологий обучения с использованием ИКТ и подготовке специалистов в сфере ИКТ, в результате чего повысится эффективность обучения, упростится получение гражданами образования путем широкого использования информационных ресурсов в области образовательных программ. Кроме того, в результате реализации мероприятий Программы в сфере образования будет обеспечено повышение общего уровня грамотности граждан в области современных методов работы с информацией, развитие системы подготовки специалистов для сферы ИКТ. Предусмотренные в Программе темпы распространения ИКТ резко увеличат потребность в специалистах этой области.
К 2005 году ежегодная потребность в специалистах со средним и высшим профессиональным образованием составит до 1 тыс. человек, а к концу срока действия Программы - более 1,2 тыс. человек.
Дальнейшее развитие кадрового потенциала будет определяться потребностями в указанных специалистах. С учетом реализации Республиканской целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды Удмуртской Республики (2002-2004 годы)" предполагается подключить к информационным системам (включая подключение к сети Интернет) к 2005 году до 50 % общеобразовательных учреждений и 70% профессиональных учебных заведений.
В целом реализация Программы позволит существенно повысить конкурентоспособность экономики республики за счет снижения издержек и повышения качества продукции и услуг, эффективности государственного управления и местного самоуправления, обеспечит рост уровня и качества жизни граждан, сократит отставание от развитых регионов страны.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.