Постановление Правительства РФ от 8 января 1998 г. N 17
"О федеральной целевой программе "Комплексное развитие приграничного поселка Забайкальск Читинской области"
27 августа 1999 г.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 1996 г. N 1142 "О комплексном развитии приграничного поселка Забайкальск Читинской области" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 40, ст. 4678) и в целях расширения торгово-экономического сотрудничества Российской Федерации с Китайской Народной Республикой Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Комплексное развитие приграничного поселка Забайкальск Читинской области" (далее именуется - Программа), разработанную администрацией Читинской области, представленную Министерством экономики Российской Федерации и согласованную с Министерством внешних экономических связей и торговли Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, Федеральной пограничной службой Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
2. Утвердить Министерство экономики Российской Федерации государственным заказчиком (координатором) Программы, предоставив ему право передать часть полномочий государственного заказчика администрации Читинской области путем заключения договора о распределении полномочий среди участников Программы и механизме финансирования программных мероприятий.
3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта инвестиционной программы на очередной финансовый год предусматривать начиная с 1999 года выделение средств для реализации Программы из федерального бюджета.
4. Министерству экономики Российской Федерации совместно с администрацией Читинской области ежегодно представлять в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации Программы.
Председатель Правительства |
В.Черномырдин |
Москва
8 января 1998 г.
N 17
Федеральная целевая программа
"Комплексное развитие приграничного поселка Забайкальск Читинской области"
(утв. постановлением Правительства РФ от 8 января 1998 г. N 17)
27 августа 1999 г.
Паспорт
федеральной целевой программы "Комплексное развитие приграничного поселка Забайкальск Читинской области"
Наименование - федеральная целевая программа "Комплексное развитие
Программы приграничного поселка Забайкальск Читинской
области"
Дата принятия - постановление Правительства Российской Федерации от
решения о 25 сентября 1996 г. N 1142 "О комплексном развитии
разработке приграничного поселка Забайкальск Читинской
Программы области"
Государственный - Министерство экономики Российской Федерации,
заказчик администрация Читинской области в части
Программы оперативного управления строительством и
(координатор) эксплуатацией объектов центра приграничной торговли
Основные - администрация Читинской области, Министерство
разработчики экономики Российской Федерации, Министерство
Программы внешних экономических связей и торговли Российской
Федерации, Государственный таможенный комитет
Российской Федерации
Цели и задачи - Программа разработана с целью восстановления и
Программы, увеличения объемов международных грузопотоков на
важнейшие Транссибирской железнодорожной магистрали и
целевые расширения торгово-экономического сотрудничества
показатели России с Китаем.
Основными задачами Программы являются: создание
социальной инфраструктуры поселка Забайкальск,
обеспечивающей потребности его жителей; развитие
транспортной инфраструктуры для осуществления
торгово-экономических связей между Россией и
Китаем; строительство торгового комплекса для
ведения приграничной торговли.
В результате реализации Программы будет увеличена
пропускная способность железнодорожной станции
Забайкальск на 3,5-4,5 млн. т грузов в год,
налоговые поступления в бюджеты разных уровней от
работы центра приграничной торговли составят около
174 млрд.рублей в год, в федеральный бюджет будет
поступать ежегодно до 840 млрд.рублей от уплаты
таможенных платежей и сборов, связанных с
эксплуатацией транспортного узла в поселке
Забайкальск
Сроки реализации - 1998-2001 годы
Программы
Перечень - подпрограмма "Обустройство приграничного поселка
подпрограмм Забайкальск"
подпрограмма "Транспортное обеспечение"
подпрограмма "Центр приграничной торговли"
Исполнители - подрядные организации, определяемые на конкурсной
подпрограмм и основе
основных
мероприятий
Объемы затрат и источники финансирования мероприятий Программы |
млрд.рублей, в ценах на 1 января 1997 г. |
% |
Затраты - всего в том числе: на развитие поселка Забайкальск на реконструкцию транспортного узла на создание центра приграничной торговли Источники финансирования -всего в том числе: федеральный бюджет областной бюджет внебюджетные источники |
1516,7 504,6 519,1 493 1516,7 302,42 127,6 1086,68 |
100 33,3 34,2 32,5 100 19,9 8,4 71,7 |
Ожидаемые - ускорение социально-экономического развития Читинской
конечные области; создание новых рабочих мест и повышение
результаты уровня благосостояния жителей поселка Забайкальск;
реализации создание современной торговой, производственной и
Программы социально-бытовой инфраструктуры на транспортном и
пограничном переходе между Россией и Китаем
Система - контроль и координация действий по реализации
организации Программы осуществляется дирекцией Программы
контроля за
исполнением
Программы
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
В результате политических и экономических перемен, а также по ряду внутренних и международных причин Россия, являющаяся одновременно европейской и азиатской страной, оказалась вне основных процессов интенсивного развития международного экономического сотрудничества, происходящих в странах Северо-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона. Однако интерес этих стран к сотрудничеству с Россией очень высок.
Основой проводимой Россией политики в Северо-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе являются ее взаимоотношения с Китаем. Однако недостаточный уровень развития транспортной и торговой инфраструктуры в приграничных с Китаем районах сдерживает развитие торгово-экономических связей с этой страной. Ярким примером этого является состояние железнодорожной станции Забайкальск и приграничного поселка Забайкальск Читинской области, через которые в настоящее время проходит до 60 процентов всех грузов между Россией и Китаем. Отсутствие необходимой инфраструктуры снижает эффективность торгово-экономических связей России и Китая и ведет к огромным потерям. По оценкам Министерства внешних экономических связей и торговли Российской Федерации, только в 1995 году эти условные потери составили около 7 трлн. рублей.
Недостаточная пропускная способность транспортного узла в поселке Забайкальск заставляет Китай и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона переориентировать грузопотоки на другие направления. Китай, увеличив объемы транзитных перевозок через свою территорию, за счет доходов от них сумел за последние 3 года обустроить несколько пунктов пропуска, развить транспортную инфраструктуру, построить сеть современных шоссейных и железных дорог, превратив Китайско-Восточную железную дорогу в международную магистраль. Китай активно инвестирует средства в строительство пунктов пропуска на территории Монголии, добиваясь придания им статуса международных (то есть пригодных для пропуска грузов третьих стран). Аналогичные работы активно ведутся на границе Китая с Казахстаном. Все это уменьшает объем товаров, перевозимых по Транссибирской железнодорожной магистрали. Грузы, идущие из Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу, поступают через Казахстан на территорию России в районе гг.Оренбурга, Саратова и Астрахани. Выгоду от этого получают преимущественно китайские транспортные организации.
Таким образом, от своевременного обустройства транспортной, торговой и социальной инфраструктуры поселка Забайкальск в значительной степени зависят направление и интенсивность грузопотоков по Транссибирской железнодорожной магистрали из Китая и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Следует отметить, что улучшение экономического положения Читинской области тесно связано с увеличением приграничного товарооборота. Внешнеэкономической деятельностью занимаются более 300 предприятий области. Товарная структура приграничной торговли Читинской области на протяжении последних лет существенно не меняется. Экспортируются природный уран, медные и алюминиевые отходы и лом, черные металлы, азотные удобрения. Около 90 процентов экспорта области приходится всего на четыре страны: на Китай - 40 процентов, Великобританию - 19 процентов, Францию - 16 процентов, Канаду - 14 процентов. Ежегодный объем приграничного товарооборота Читинской области со своим основным торговым партнером - Китаем составил в 1996 году 855 млрд.рублей.
Назрела острая потребность в развитии и современном обустройстве поселка Забайкальск, реконструкции транспортного узла и создании центра приграничной торговли на сопредельной с Китаем территории.
Эти мероприятия позволят увеличить пропускную способность железнодорожной станции Забайкальск на 3,5-4,5 млн.т грузов в год и создать высокопроизводительную приграничную систему обработки грузов.
Решение проблемы транспортного узла поселка Забайкальск позволит повысить ежегодный торговый оборот до 110-120 трлн.рублей (в 1996 году он составил 40,6 трлн.рублей), что будет способствовать реализации договоренностей об интенсификации сотрудничества России и Китая.
Сложность и многопрофильность изложенных проблем требуют комплексного решения в кратчайшие сроки путем использования программно-целевого метода. Федеральная целевая программа "Комплексное развитие приграничного поселка Забайкальск Читинской области" (далее именуется - Программа) состоит из трех разнопрофильных подпрограмм, увязанных по времени и ресурсам. Программа обеспечивает взаимосвязанное решение на федеральном уровне проблем социально-экономического развития региона.
2. Основные цели и задачи, сроки реализации Программы
Основными целями Программы являются обеспечение расширения торгово-экономического сотрудничества Российской Федерации с Китайской Народной Республикой и увеличение ежегодного торгового оборота через поселок Забайкальск в 2,5 раза, рост объемов международных грузопотоков на Транссибирской железнодорожной магистрали.
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие основные задачи в рамках подпрограмм:
строительство в поселке Забайкальск объектов социально-бытовой сферы для обеспечения потребностей жителей и проезжающих;
реконструкция транспортного узла в поселке Забайкальск, в первую очередь модернизация железнодорожной станции Забайкальск;
строительство торгового комплекса для ведения приграничной торговли, создание инфраструктуры по обслуживанию центра приграничной торговли и погранпереходов.
Сроки реализации Программы - 1998-2001 годы.
3. Система программных мероприятий
Для успешного решения экономических и социальных проблем в рамках отдельных подпрограмм предусмотрено обустроить поселок Забайкальск, реконструировать транспортный узел в этом поселке и создать центр приграничной торговли.
Подпрограмма "Обустройство приграничного поселка Забайкальск"
Особенностью поселка Забайкальск является то, что он играет важную роль в российско-китайском приграничном торгово-экономическом сотрудничестве. Этому способствует его удобное географическое положение, наличие железнодорожного и автомобильного транспортного сообщения, масштаб и интенсивность приграничных торговых отношений.
Однако существующие объекты социально-бытовой сферы поселка не обеспечивают потребности его жителей, а по мере роста объемов грузопотоков будет увеличиваться численность работающих, потребуется обустроить их быт.
Для обеспечения соответствующих мировым стандартам условий для работы предприятий центра приграничной торговли, железнодорожной станции, автомобильной станции, создания современной бытовой инфраструктуры и улучшения условий жизнедеятельности населения поселка Забайкальск подпрограммой "Обустройство приграничного поселка Забайкальск" предусматривается реконструкция и создание предприятий общественного питания и пищевой промышленности, жилищных и гражданских объектов.
Схема развития поселка Забайкальск, архитектурные, объемно-планировочные решения и рекомендуемые проекты подготовлены организацией "Читаархпроект".
Описание мероприятий подпрограммы приведено в приложении N 1, а в приложении N 3 дается схема комплексного развития инфраструктуры поселка Забайкальск.
Подпрограмма "Транспортное обеспечение"
Торгово-экономическое сотрудничество России и Китая в данном регионе сдерживается в немалой степени низкой пропускной способностью грузопотоков станции Забайкальск. Трудности в обработке внешнеторговых грузов появились в начале 80-х годов. Постоянным явлением стали длинные очереди перед погранпереходами, значительные простои поездов, хищения грузов. Система обработки грузов, проходящих через железнодорожную станцию Забайкальск и автомобильную дорогу через поселок Забайкальск, уже не способна пропустить весь грузопоток без значительных задержек.
Отсутствие развитой инфраструктуры, обеспечивающей своевременную обработку внешнеторгового грузопотока, приводит к потерям, которые оцениваются почти в 7 трлн.рублей ежегодно. При достижении планируемого товарооборота между Россией и Китаем на этом участке границы в размере до 110-120 трлн.рублей суммарные потери могут достичь 16-21 трлн.рублей. Этих потерь можно избежать за счет увеличения пропускной способности системы обработки грузов. Очевидно, что без вложения капиталов в развитие транспорта невозможно увеличить в 2-4 раза объемы перевозок. Создание новых и модернизация имеющихся транспортных коммуникаций стали назревшей необходимостью.
В качестве первоочередной цели подпрограмма предусматривает реконструкцию железнодорожного перехода Забайкальск - Маньчжурия. Затем намечается провести реконструкцию железнодорожной станции Забайкальск. Для этого необходимо подготовить территорию, осуществить строительство объектов производственного назначения, электро-, тепло-, водоснабжения и канализации, социально-бытового назначения.
Описание мероприятий подпрограммы приведено в приложении N 1.
Подпрограмма "Центр приграничной торговли"
Эта подпрограмма предусматривает создание торгового комплекса в поселке Забайкальск для ведения приграничной торговли на сопредельной с Китаем территории.
Целесообразность строительства центра приграничной торговли обусловлена рядом благоприятных факторов:
готовность китайских государственных и частных организаций принять участие в инвестировании центра приграничной торговли;
через поселок проходит основной в регионе поток пассажиров и грузов из России в Китай и обратно;
в поселке Забайкальск существуют уникальные предпосылки для эффективного вложения капитала, полностью отвечающие требованиям государственной инвестиционной политики, направленной на выделение средств для капитальных вложений с целью реализации высокоэффективных проектов с быстрой окупаемостью.
На отведенной для размещения центра приграничной торговли территории планируется построить ряд объектов, обеспечивающих благоприятные условия для развития оптовой торговли, торговли по образцам, организации торговли мелкими партиями и розничной торговли, а также для предоставления услуг по заключению контрактов, ведению деловых переговоров, обмену коммерческой информацией и других услуг.
В состав намечаемых к строительству объектов входят:
здание управления центра приграничной торговли;
здание таможни;
контрольно-пропускной пункт для грузовых автомобилей и кассовый зал;
здание с помещениями для офисов, для демонстрационно-выставочного зала и для кафе на 600 мест;
здание с помещениями для офисов и с рестораном на 500 мест;
три здания с офисами, гаражами и магазинами;
комплекс магазинов;
рынок с магазинами и кафе на 300 мест;
помещения для банка и страховой компании.
Для обслуживающего персонала центра приграничной торговли предусмотрено строительство объектов социально-бытовой сферы в поселке Забайкальск.
Организации и предприниматели из различных провинций Китая проявляют большую заинтересованность в скорейшем начале функционирования центра приграничной торговли. С вводом его в строй будут созданы благоприятные условия для совершения коммерческих операций и сокращения различных накладных расходов, так как во многих случаях отпадет необходимость выезжать на дальние расстояния для проведения встреч и заключения соглашений.
В дальнейшем предполагается расширение площади центра приграничной торговли путем строительства его второй очереди.
В результате строительства намеченных объектов и начала функционирования комплекса будут созданы условия для совершения внешнеторговых операций и ведения приграничной торговли.
Описание мероприятий подпрограммы приведено в приложении N 1.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Финансовое обеспечение Программы осуществляется за счет использования бюджетных средств на возвратной основе и средств внебюджетных источников. Для финансирования Программы будут привлекаться средства отечественных и иностранных инвесторов, заинтересованных в развитии внешнеторговых связей с Китаем и другими странами, кредиты коммерческих банков, средства из прибыли предприятий, которые будут поступать по мере введения в действие объектов. Предусматривается использовать на возвратной и платной основе средства федерального бюджета, в том числе средства Бюджета развития Российской Федерации, в размере до 20 процентов затрат на осуществление Программы, а также средства бюджета Читинской области в размере более 8 процентов затрат.
Доля внебюджетных источников составит около 72 процентов
Объемы затрат на реализацию Программы и ее подпрограмм, источники их финансирования приведены в таблице 1, а по мероприятиям подпрограмм - в приложении N 1.
Порядок финансирования Программы предусматривает возврат средств, полученных из федерального бюджета, а расчеты окупаемости показывают, что возврат будет осуществлен в течение 2 лет с момента их представления.
Одним из важнейших источников финансирования инвестиционных проектов центра приграничной торговли начиная с 1998 года должны стать средства Бюджета развития Российской Федерации, включая государственные гарантии, предоставляемые инвесторам под инвестиционные проекты.
Таблица 1
Объемы затрат на реализацию Программы и подпрограмм, источники их финансирования
(млрд.рублей, в ценах на 1 января 1997 г.)
1998- 2000 годы - всего |
в том числе | ||||
1998 год |
1999 год |
2000 год |
2001 год |
||
Затраты по Программе - всего Источники финансирования: средства федерального бюджета, включая Бюджет развития Российской Федерации бюджет Читинской области(2) внебюджетные источники(3) Затраты по подпрограмме "Обустройство приграничного поселка Забайкальск" Источники финансирования: средства Бюджета развития Российской Федерации бюджет Читинской области(2) внебюджетные источники(3) Затраты по подпрограмме "Транспортное обеспечение" Источники финансирования: средства федерального бюджета, выделяемые Министерству путей сообщения Российской Федерации* внебюджетные источники(3) Затраты по подпрограмме "Центр приграничной торговли" Источники финансирования: средства Бюджета развития Российской Федерации бюджет Читинской области(2) внебюджетные источники(3) |
1516,7 302,4 127,6 1086,6 504,6 100 81,6 323 519,1 103,8 415,2 493 98,6 46 348,4 |
418,8 32,1 386,6 84,0 12,1 71,9 114,3 114,3 220,4 20,0 200,3 |
568,7 164,1 49,0 355,6 138,7 38,1 23,1 77,5 157,3 27,4 129,9 272,6 98,6 25,9 148,0 |
285,6 77,0 23,2 185,3 140,2 32,5 23,2 84,5 145,4 44,5 100,8 |
243,5 61,2 23,2 159,1 141,5 29,4 23,2 88,9 101,9 31,8 70,1 |
В целях рационального формирования капитала и других финансовых ресурсов и их использования в строительстве центра приграничной торговли планируется создание акционерного общества открытого типа. Разработка бизнес-планов инвестиционных проектов центра приграничной торговли и представление их на конкурс для получения необходимой государственной поддержки за счет средств Бюджета развития Российской Федерации будут осуществляться акционерным обществом по согласованию с администрацией Читинской области.
Ввод начальных объектов центра приграничной торговли в эксплуатацию позволит получать доход от работы этих объектов до полного завершения строительства и освоения центра в целом. В результате станет возможным достаточно быстро возместить вложенные средства и получить дополнительный источник для стабильного финансирования капитальных вложений в развитие других объектов центра приграничной торговли и объектов инфраструктуры поселка Забайкальск до 2001 года.
5. Механизм реализации Программы
Главной отличительной особенностью механизма реализации Программы в сложившихся условиях является поиск и нахождение внебюджетных источников их финансирования.
Безусловно, государственная поддержка преимущественно за счет средств Бюджета развития Российской Федерации, а также за счет других статей федерального бюджета необходима, но основной упор в реализации Программы сделан на привлечение российского и иностранного капитала на коммерческой основе. Затраты на создание центра приграничной торговли окупятся менее чем за 2 года. Капитальные вложения на реконструкцию и модернизацию железнодорожной станции Забайкальск с учетом постепенного устранения внешнеторговых потерь окупятся в течение года.
6. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Статус Программы и многопрофильность решаемых ею задач являются основанием для создания самостоятельного органа, руководящего процессом ее управления и реализации, - дирекции Программы.
Дирекция Программы создается совместным решением Правительства Российской Федерации, государственного заказчика (координатора) Программы - Министерства экономики Российской Федерации и администрации Читинской области. Дирекция Программы является юридическим лицом на правах государственного учреждения, руководствуется в своей деятельности законодательством Российской Федерации, а также положением, утверждаемым в установленном порядке. Дирекция Программы направляет и координирует действия всех участников Программы для достижения намеченных целей, в том числе разрабатывает и реализует мероприятия по привлечению финансовых, кредитных и материальных ресурсов.
Состав дирекции Программы определяется характером решаемых задач, необходимостью коллегиальной проработки решений и согласования интересов всех задействованных в Программе сторон. Состав дирекции Программы формируется из числа ответственных работников федеральных и местных органов исполнительной власти, в ведении которых находится рассмотрение основных вопросов Программы.
Дирекция Программы организует разработку и реализацию стратегии развития Программы, определяет ее цели и приоритетные направления, координирует исполнение отдельных подпрограмм, обладает правом распределения ресурсов по направлениям и проектам, обеспечивает координацию деятельности федеральных и местных органов власти. Дирекцию Программы возглавляет генеральный директор, который осуществляет общее и текущее руководство реализацией Программы, контроль за согласованным исполнением различных подпрограмм и проектов.
В своей деятельности дирекция Программы подотчетна государственному заказчику и администрации Читинской области.
7. Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации Программы
Экономический эффект от реализации Программы определяется следующими показателями:
доходы от производственно-торговой деятельности вводимых в действие объектов;
устранение потерь внешнеторгового товарооборота и прирост его объемов;
дополнительные доходы федерального бюджета от налоговых отчислений и таможенных платежей.
В таблице 2 сопоставлены показатели объемов затрат (текущих и капитальных) с прогнозируемыми доходами от деятельности вводимых в эксплуатацию объектов. Вложенные средства возмещаются в течение короткого периода времени, что обеспечивается в первую очередь за счет прибыли и других доходов от работы центра приграничной торговли. Капитальные вложения в реализацию мероприятий Программы используются с высокой эффективностью.
При своевременном открытии финансирования строительство центра приграничной торговли может быть начато во II квартале 1998 г. и завершено до конца 1999 года. Доходы от эксплуатации объектов комплекса и от торговой деятельности начнут поступать начиная со II квартала 1998 г. По окончании строительства в 2000 году указанные доходы будут составлять около 1188 млрд.рублей в год. Расчетная чистая прибыль в 2000 году составит 568 млрд.рублей. Срок окупаемости определяется как период времени, за который накопленная сумма чистых доходов (прибыль и амортизационные отчисления) превысит суммарный объем инвестиций. Объем инвестиций (997,6 млрд.рублей) будет превышен по накопленной сумме чистого дохода к окончанию I квартала 2000 г. Таким образом, в соответствии с расчетом срок окупаемости затрат по Программе составит 2 года.
Часть прибыли от работы объектов центра приграничной торговли в соответствии с намеченным порядком организации финансирования Программы будет направляться на финансирование строительства объектов инфраструктуры поселка Забайкальск.
Все средства федерального бюджета, выделяемые на возвратной и платной основе для создания центра приграничной торговли и развития объектов инфраструктуры поселка Забайкальск, возмещаются в течение 2 лет с выплатой установленных процентов.
Значительную часть экономического эффекта от работы центра приграничной торговли составят отчисления в виде налогов и сборов в бюджеты разных уровней (федеральный, областной, местный). Указанные налоговые поступления оцениваются в размере до 174 млрд.рублей в год.
Таблица 2
Оценка поступлений валовых доходов и платежей от деятельности центра приграничной торговли
(млрд.рублей, в ценах на 1 января 1997 г.)
II-IV кварталы 1998 года |
1999 год |
2000 год | 2001 год |
||
всего | I квартал |
||||
1. Валовые доходы - всего в том числе: от передачи в пользование построенных помещений, от предоставления разрешений на торговую и иные виды деятельности от продажи разрешений на по- сещение центра приграничной торговли, въезд и стоянку автотранспорта, от обработки грузов и оказания прочих услуг от торговой деятельности 2. Платежи (оплата труда и отчисления на социальные нужды, оплата затрат электроэнергии, тепловой энергии и прочих эксплуатационных расходов, платежи за кредит, налоговые платежи) 3. Чистый доход (валовые доходы за вычетом платежей) 4. Чистый доход нарастающим итогом |
669 368 55 246 330 339 339 |
1098 564 87 447 568 530 869 |
1188 603 93 492 620 568 1437 |
296 150 23 123 155 141 1010 |
1221 603 98 520 650 571 2008 |
В доходы федерального бюджета войдут также дополнительные поступления от таможенных платежей и сборов в связи с ростом экспортных и импортных операций благодаря реконструкции железнодорожной станции Забайкальск и созданию центра приграничной торговли. Общий объем поступлений в федеральный бюджет за счет таможенных платежей и сборов от внешнеторгового товарообмена, связанного с транспортным узлом в поселке Забайкальск, составит около 840 млрд.рублей в год.
В показатель экономического эффекта капитальных вложений в реконструкцию железнодорожной станции Забайкальск помимо непосредственного сопоставления затрат и поступлений доходов от эксплуатации станционного хозяйства можно включить доходы от роста товарообмена с Китаем. Эти доходы оцениваются в сотни миллионов долларов США в год только за счет устранения потерь из-за недостатков в схеме продвижения грузов и техническом оснащении железнодорожной станции.
Итоговые показатели эффективности реализации Программы:
срок окупаемости инвестиций в создание центра приграничной торговли и развитие поселка Забайкальск - 2 года;
поступление налогов и сборов от работы центра приграничной торговли в бюджеты разных уровней - до 174 млрд.рублей в год;
доходы от устранения потерь в результате реконструкции и модернизации железнодорожного узла Забайкальск - около 7 трлн.рублей;
дополнительный прирост поступлений в федеральный бюджет от уплаты таможенных платежей и сборов - около 260 млрд.рублей в год.
Осуществление Программы позволит:
создать условия для развития товарообмена и иных форм сотрудничества с Китаем благодаря формированию торгово-производственной и транспортной инфраструктуры в приграничном поселке Забайкальск;
увеличить объем внешнеторговых операций с Китаем в связи с сокращением сроков обработки внешнеторговых грузов и устранением потерь от простоя поездов и вагонов на станции Забайкальск;
упорядочить приграничную торговлю и увеличить ее оборот благодаря созданию центра приграничной торговли на сопредельной с Китаем территории;
создать необходимые социально-бытовые условия для жизнедеятельности работников, занятых на производственных, транспортных, торговых и иных предприятиях и в организациях, а также жителей поселка;
развить приграничный транспортный узел и комплекс услуг для осуществления торгово-экономических операций, что придаст дополнительный импульс социально-экономическому развитию значительной части территории Читинской области.
Реализация Программы позволит также получить иные, не поддающиеся в настоящее время точным количественным оценкам, выгоды от расширения деловых контактов, ведения приграничной торговли на современном организационном уровне, от проведения предприятиями и организациями внешнеторговых операций, необходимых для развития экономики России.
Приложение N 1
Перечень
мероприятий федеральной целевой программы "Комплексное развитие приграничного поселка Забайкальск Читинской области"
27 августа 1999 г.
Подпрограмма "Обустройство приграничного поселка Забайкальск"
/-----------------------------------------------------------------------\
| | Стоимость работ (млрд. |
| Мероприятие | рублей, |
| | в ценах на 1 января 1997 г.) |
| |------------------------------------------|
| | 1998- | 1998 | 1999 | 2000- |
| | 2001 | год | год | 2001 |
| | годы- | | | годы |
| | всего | | | |
|----------------------------+----------+--------+---------+------------|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
|-----------------------------------------------------------------------|
| Подпрограмма "Обустройство приграничного поселка Забайкальск" |
| |
| | | | | |
|1. Строительство новой | 19,43 | 9,86 | 9,57 | |
| котельной | | | | |
| мощностью 120 Гкал/час | | | | |
| и тепловых сетей | | | | |
| протяженностью 35 км | | | | |
| | | | | |
|2. Расширение мощностей | 6,96 | 6,96 | | |
| существующей | | | | |
| котельной с 20 до 60 | | | | |
| Гкал/час | | | | |
| | | | | |
Постановлением Правительства РФ от 27 августа 1999 г. N 966 действие пункта 3 настоящего перечня было приостановлено с 1 января по 31 декабря 1999 г. в части выделения средств из федерального бюджета
|3. Строительство очистных | 22,736 | 3,37 | 19,366 | |
| сооружений | 10 | | 10 | |
| с магистральными сетями | 5,5 | 2 | 3,5 | |
| (7 тыс.куб.м) | 7,236 | 1,37 | 5,866 | |
| | | | | |
| | | | | |
|4. Строительство ЛЭП 110 кВ | 61,48 | 11,6 | 12,1 | 37,78 |
| г.Краснокаменск - | 12 | | | 12 |
| пос.Забайкальск (70 км) | 49,48 | 11,6 | 12,1 | 25,78 |
| | | | | |
|5. Строительство | 29 | | | 29 |
| автоматической | 5,7 | | | 5,7 |
| телефонной станции | 5 | | | 5 |
| | 18,3 | | | 18,3 |
| | | | | |
| | | | | |
|6. Благоустройство | 69,6 | 16,1 | 16,7 | 36,8 |
| территории поселка и | 26 | | 7,5 | 18,5 |
| внутрипоселковых дорог | 43,6 | 16,1 | 9,2 | 18,3 |
| | | | | |
| | | | | |
|7. Строительство | 8,41 | | 4,5 | 3,91 |
| гостиницы на | | | | |
| 200 мест с | | | | |
| рестораном | | | | |
| | | | | |
|8. Строительство | 12,18 | 4,18 | 8 | |
| международного | 6 | | 6 | |
| автовокзала на 500 | 6,18 | 4,18 | 2 | |
| пассажиров | | | | |
\-----------------------------------------------------------------------/
Мероприятие |
Источники финансирования затрат |
Период реализации |
Ожидаемые конечные результаты |
1 | 6 | 7 | 8 |
Подпрограмма "Обустройство приграничного поселка Забайкальск"
| | |
1. Строительство новой |внебюджетные |1998-1999|обеспечение
котельной | | годы|теплоснабжени-
мощностью 120 Гкал/час | | |ем поселка
и тепловых сетей | | |
протяженностью 35 км | | |
| | |
2. Расширение мощностей |внебюджетные |1998 год |обеспечение
существующей | | |теплоснабжени-
котельной с 20 до 60 | | |ем поселка
Гкал/час | | |
| | |
3. Строительство очистных | |1998-1999|решение
сооружений |федеральный бюджет| годы |экологических
с магистральными сетями |областной бюджет | |проблем
(7 тыс.куб.м) |внебюджетные | |
| | |
4. Строительство ЛЭП 110кВ| |1998-2001|энергообеспе-
г.Краснокаменск - |федеральный бюджет| годы |чение поселка,
пос.Забайкальск (70 км)|внебюджетные | |центра пригра-
| | |ничной
| | |торговли и
| | |железно-
| | |дорожной
| | |станции
| | |
5. Строительство | |2000-2001|телефонизация
автоматической |федеральный бюджет| годы |поселка и
телефонной станции |областной бюджет | |центра
|внебюджетные | |приграничной
| | |торговли
| | |
6. Благоустройство | |1998-2001|благоустройство
территории поселка и |областной бюджет | годы |поселка
внутрипоселковых дорог |внебюджетные | |
| | |
7. Строительство |внебюджетные |1999-2000|создание
гостиницы на | | годы |современных
200 мест с | | |бытовых условий
рестораном | | |для приезжих
| | |
8. Строительство | |1998-1999|создание
международного |федеральный бюджет| годы |современных
автовокзала на 500 |внебюджетные | |условий для
пассажиров | | |обслуживания
| | |пассажиров
|
Мероприятие |
Стоимость работ (млрд. рублей, в ценах на 1 января 1997 г.) |
|||
1998- 2001 годы- всего |
1998 год |
1999 год |
2000- 2001 годы |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
9. Строительство: специализированной вспомогательной школы на 480 мест общеобразовательной школы на 960 мест 10. Строительство: детского сада санаторного типа на 280 мест (для больных туберкулезом) детского сада на 140 мест 11. Строительство больничного комплекса на 150 коек 12. Строительство районного дома культуры 13. Строительство жилых домов (40000 кв.м), в том числе 9500 кв.м для сотрудников погранвойск 14. Строительство комплекса отдела внутренних дел 15. Строительство комплекса линейного отдела внутренних дел 16. Строительство комплекса зданий суда, прокуратуры, налоговой полиции 17. Строительство искусственного водоема площадью 4000 кв.м 18. Строительство здания многопрофильного автотранспортного предприятия и приобретение 200 различных автомашин 19. Строительство: хлебозавода на 10 т/сутки столовой на 80 мест магазина дома быта спортивного комплекса пищекомбината молочного завода крытого рынка 20. Строительство здания госсанэпиднадзора с лабораторией для проведения сертификации продукции 21. Строительство пограничного контрольно- ветеринарного пункта 22. Строительство дороги федерального значения Чита - Забайкальск (14 км) Стоимость работ по подпрограмме - всего |
1,93 2,478 2,436 0,97 1,466 2,03 0,9 1,13 28,42 12,5 1,42 14,5 9,28 4 5,28 69,6 16,53 17 36,07 4,8 3,9 12,76 12,5 2,9 4,5 5,1 6,36 4,5 21,86 2,32 1,16 0,87 1,45 2,04 1,74 2,9 4,64 2,32 2,03 56,84 11,18 4,782 40,878 504,6 100 81,6 323 |
1,93 1,16 0,97 0,19 5 5 9,5 1,2 8,3 4,8 1,2 1,2 8,4 8,4 84,06 12,1 71,96 |
2,478 1,276 1,276 16,2 6 0,7 9,5 19,8 6 5,3 8,5 3,9 2,8 1,3 1,5 2,32 1,74 2,32 2,03 13,67 4,17 9,5 138,77 38,1 23,098 77,572 |
2,03 0,9 1,13 7,22 6,5 0,72 9,28 4 5,28 40,3 10,53 10,5 19,27 12,76 8,5 2,9 2 3,6 26,36 4,5 21,86 1,16 0,87 1,45 22,04 2,9 4,64 34,77 7,01 4,782 22,978 281,77 61,9 45,52 173,468 |
Мероприятие |
Источники финансирования затрат |
Период реализации |
Ожидаемые конечные результаты |
1 | 6 | 7 | 8 |
9. Строительство: специализированной вспомогательной школы на 480 мест общеобразовательной школы на 960 мест 10. Строительство: детского сада санаторного типа на 280 мест (для больных туберкулезом) детского сада на 140 мест 11. Строительство больничного комплекса на 150 коек 12. Строительство районного дома культуры 13. Строительство жилых домов (40000 кв.м), в том числе 9500 кв.м для сотрудников погранвойск 14. Строительство комплекса отдела внутренних дел 15. Строительство комплекса линейного отдела внутренних дел 16. Строительство комплекса зданий суда, прокуратуры, налоговой полиции 17. Строительство искусственного водоема площадью 4000 кв.м 18. Строительство здания многопрофильного автотранспортного предприятия и приобретение 200 различных автомашин 19. Строительство: хлебозавода на 10 т/сутки столовой на 80 мест магазина дома быта спортивного комплекса пищекомбината молочного завода крытого рынка 20. Строительство здания госсанэпиднадзора с лабораторией для проведения сертификации продукции 21. Строительство пограничного контрольно- ветеринарного пункта 22. Строительство дороги федерального значения Чита - Забайкальск (14 км) Стоимость работ по подпрограмме - всего |
областной бюджет областной бюджет областной бюджет внебюджетные областной бюджет внебюджетные федеральный бюджет областной бюджет внебюджетные областной бюджет внебюджетные федеральный бюджет областной бюджет внебюджетные областной бюджет федеральный бюджет федеральный бюджет федеральный бюджет областной бюджет внебюджетные федеральный бюджет внебюджетные внебюджетные внебюджетные внебюджетные внебюджетные внебюджетные внебюджетные внебюджетные внебюджетные областной бюджет федеральный бюджет пограничного федеральный бюджет областной бюджет внебюджетные федеральный бюджет областной бюджет внебюджетные |
1998 год 1999 год 1998-1999 годы 2000 год 1998-2000 годы 2000 год 1998-2001 годы 1998 год 1999 год 2000-2001 годы 1998-2001 годы 2000-2001 годы 1999 год 2001 год 2000 год 2000 год 2000 год 1999 год 2000 год 2000 год 1999 год 1999 год 1998-2001 годы 1998-2001 годы |
улучшение обучени детей школьного возраста оздоровление детей дошкольного возраст улучшение условий медицинского обслуживания населения обеспечение жильем работников центра приграничной торговли и военнослужащих погранвойск создание материально- технической базы для отдела внутренних дел создание материально- технической базы для линейного отдела внутренних дел обеспечение правопорядка охрана окружаю среды транспортное обслуживание жителей поселка приезжающих обеспечение населения продукта питания и оказание социально- бытовых услуг обеспечение здоровья населения обеспечение ветеринарного контроля создание подъездного пути к поселку Забайкальск комплексное развит производ- ственной и социально- бытовой инфраструктуры поселка |
Подпрограмма "Транспортное обеспечение"
Мероприятие |
Стоимость работ (млрд. рублей, в ценах на 1 января 1997 г.) |
|||
1998- 2001 годы- всего |
1998 год |
1999 год |
2000- 2001 годы |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Подпрограмма "Транспортное обеспечение"
| | | |
1. Подготовка территории |67,86 | 67,86 | |
и земляные работы | | | |
| | | |
2. Строительство |47,56 | 23,5 | 24,06 |
искусственных |11 | | 8,5 |
сооружений |36,56 | 23,5 | 15,56 |
| | | |
3. Реконструкция верхнего |106,14 | 14,5 | 41,1 | 50,54
строения пути |24,73 | | 5,3 | 19,43
|81,41 | 14,5 | 35,8 | 31,11
| | | |
4. Устройство связи и |37,7 | 5 | 16,5 | 16,2
системы | 7,54 | | 4,2 | 3,34
центральной блокировки |30,16 | 5 | 12,3 | 12,86
| | | |
| | | |
5. Строительство |95,7 | | 28,7 | 67
производственных |22,14 | | | 22,14
и служебных зданий и |73,56 | | 28,7 | 44,86
сооружений | | | |
| | | |
6. Работы по |16,24 | 3,5 | 4,2 | 8,54
электроснабжению | 3,75 | | | 3,75
|12,49 | 3,5 | 4,2 | 4,79
| | | |
7. Работы по |49,3 | | 17,4 | 31,9
теплоснабжению, |12,36 | | 5,3 | 7,06
водоснабжению и |36,94 | | 12,1 | 24,84
реконструкция | | | |
сетей канализации | | | |
| | | |
8. Строительство зданий |98,6 | | 25,4 | 73,2
социально-бытового |22,3 | | 4,1 | 18,2
назначения |76,3 | | 21,3 | 55
| | | |
Стоимость работ по |519,1 | 114,36| 157,36 | 247,38
подпрограмме - всего |103,82 | | 27,4 | 76,42
|415,28 | 114,36| 129,96 | 170,96
|
Мероприятие |
Источники финансирования затрат |
Период реализации |
Ожидаемые конечные результаты |
1 | 6 | 7 | 8 |
Подпрограмма "Транспортное обеспечение"
| | |
1. Подготовка территории |внебюджетные |1998 год |
и земляные работы | | |
| | |
2. Строительство | |1998-1999 |
искусственных |федеральный бюджет | годы |
сооружений |внебюджетные | |
| | |
3. Реконструкция верхнего | |1998-2000 |
строения пути |федеральный бюджет | годы |
|внебюджетные | |
| | |
4. Устройство связи и | |1998-2000 |
системы |федеральный бюджет | годы |
центральной блокировки |внебюджетные | |
| | |
| | |
5. Строительство | |1999-2001 |
производственных |федеральный бюджет | годы |
и служебных зданий и |внебюджетные | |
сооружений | | |
| | |
6. Работы по | |1998-2001 |
электроснабжению |федеральный бюджет | годы |
|внебюджетные | |
| | |
7. Работы по | |1999-2001 |
теплоснабжению, |федеральный бюджет | годы |
водоснабжению и |внебюджетные | |
реконструкция | | |
сетей канализации | | |
| | |
8. Строительство зданий | |1999-2001 |
социально-бытового |федеральный бюджет | годы |
назначения |внебюджетные | |
| | |
Стоимость работ по | |1998-2001 |увеличение
подпрограмме - всего |федеральный бюджет | годы |пропускной
| внебюджетные | |способности
| | |железнодо-
| | |рожной
| | |станции
| | |Забайкаль
|
Подпрограмма "Центр приграничной торговли"
Мероприятие |
Стоимость работ (млрд. рублей, в ценах на 1 января 1997 г.) |
|||
1998- 2001 годы- всего |
1998 год |
1999 год |
2000- 2001 годы |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Подпрограмма "Центр приграничной торговли"
| | | |
| | | |
1. Строительство здания |9,8 | 4,64 | 5,16 |
управления |4,64 | 4,64 | |
торговым комплексом |5,16 | | 5,16 |
| | | |
2. Строительство здания |45,36 | 22,43 | 22,93 |
таможни |20 | | 20 |
| 7,43 | 4,5 | 2,93 |
| 17,93 | 17,93| |
| | | |
3. Строительство | 2,47 | 2,47 | |
контрольно-пропускного | 1,4 | 1,4 | |
пункта для грузовых | 1,07 | 1,07 | |
автомобилей | | | |
и кассового зала | | | |
| | | |
4. Строительство помещения |73,95 | 29 | 44,95 |
для офисов |14,5 | | 14,5 |
с кафе на 600 мест и | 4,3 | | 4,3 |
выставочным залом |55,15 | 29 | 26,15 |
| | | |
5. Строительство помещения |65,13 | 25,3 | 39,83 |
для офисов | 8,5 | | 8,5 |
с рестораном на 500 | 3,2 | | 3,2 |
мест |53,43 | 25,3 | 28,13 |
| | | |
6. Строительство трех |123,25 | 44,8 | 78,45 |
зданий с офисами, |24,6 | | 24,6 |
магазинами и гаражами | 9,5 | | 9,5 |
|89,15 | 44,8 | 44,35 |
| | | |
7. Строительство комплекса | 7,4 | 7,4 | |
магазинов | | | |
| | | |
8. Строительство рынка с | 56,69 | 24,7 | 31,99 |
магазинами | 10,13 | | 10,13 |
и кафе на 300 мест | 7,2 | 4,2 | 3 |
| 39,36 | 20,5 | 18,86 |
| | | |
9. Строительство рынка с |61,62 | 40,73 | 20,89 |
магазинами |11 | | 11 |
| 7,4 | 4,4 | 3 |
|43,22 | 36,33 | 6,89 |
| | | |
10. Строительство здания |46,4 | 18 | 28,4 |
для банка, | 9,87 | | 9,87 |
страховой компании и |36,53 | 18 | 18,53 |
офисов | | | |
| | | |
11. Строительство | 0,93 | 0,93 | |
коммунально- | | | |
санитарных объектов | | | |
| | | |
Стоимость работ по |93 | 220,4 | 272,6 |
подпрограмме - всего |98,6 | | 98,6 |
|46 | 20,07 | 25,93 |
|48,4 | 200,33 | 148,07 |
|
Мероприятие |
Источники финансирования затрат |
Период реализации |
Ожидаемые конечные результаты |
1 | 6 | 7 | 8 |
Подпрограмма Центр приграничной торговли"
|
| | |
1. Строительство здания | |1998-1999|
управления |областной бюджет | годы |
торговым комплексом |внебюджетные | |
| | |
2. Строительство здания | |1998-1999|
таможни |федеральный бюджет | годы |
|областной бюджет | |
|внебюджетные | |
| | |
3. Строительство | |1998 год |
контрольно-пропускного |областной бюджет | |
пункта для грузовых |внебюджетные | |
автомобилей | | |
и кассового зала | | |
| | |
4. Строительство помещения | |1998-1999|
для офисов |федеральный бюджет | годы |
с кафе на 600 мест и |областной бюджет | |
выставочным залом |внебюджетные | |
| | |
5. Строительство помещения | |1998-1999|
для офисов |федеральный бюджет | годы |
с рестораном на 500 |областной бюджет | |
мест |внебюджетные | |
| | |
6. Строительство трех | |1998-1999|
зданий с офисами, |федеральный бюджет | годы |
магазинами и гаражами |областной бюджет | |
|внебюджетные | |
| | |
7. Строительство комплекса |внебюджетные |1998 год |
магазинов | | |
| | |
| | |
8. Строительство рынка с | |1998-1999|
магазинами |федеральный бюджет | годы |
и кафе на 300 мест |областной бюджет | |
|внебюджетные | |
| | |
9. Строительство рынка с | |1998-1999|
магазинами | федеральный бюджет| годы |
| областной бюджет | |
| внебюджетные | |
| | |
10. Строительство здания | |1998-1999|
для банка, | федеральный бюджет| годы |
страховой компании и | внебюджетные | |
офисов | | |
| | |
11. Строительство | областной бюджет | 1998 год|
коммунально- | | |
санитарных объектов | | |
| | |
Стоимость работ по | |1998-1999|обеспечение
подпрограмме - всего | федеральный бюджет| годы |услов
| областной бюджет | |для ведения
| внебюджетные | |приграничной
| | | торговли
|
-------------------------------------------------------------------------
(1) Приложения NN 2 и 3 не приводятся.
(2) Объемы бюджетного финансирования определены расчетно. По годам они будут устанавливаться при разработке проектов бюджета Российской Федерации и бюджета Читинской области на соответствующий год.
(3) Кредиты коммерческих банков, средства частных инвесторов, собственная прибыль предприятий.
Основными целями Программы "Комплексное развитие приграничного поселка Забайкальск Читинской области" являются обеспечение расширения торгово-экономического сотрудничества РФ с Китайской Народной Республикой и увеличение ежегодного торгового оборота через поселок Забайкальск в 2,5 раза, рост объемов международных грузопотоков на Транссибирской железнодорожной магистрали.
В рамках Программы предусматривается осуществление строительства в поселке Забайкальск объектов социально-бытовой сферы для обеспечения потребностей жителей и проезжающих, реконструкции транспортного узла в поселке Забайкальск, а также строительства торгового комплекса для ведения приграничной торговли, создание инфраструктуры по обслуживанию центра приграничной торговли и погранпереходов.
Для реализации Программы создается самостоятельный орган, руководящий процессом ее управления и реализации, - дирекция Программы.
Функции государственного заказчика (координатора) Программы возложены на Министерство экономики РФ и администрацию Читинской области.
Сроки реализации Программы - 1998-2001 годы.
Постановление Правительства РФ от 8 января 1998 г. N 17 "О федеральной целевой программе "Комплексное развитие приграничного поселка Забайкальск Читинской области"
Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 5 февраля 1998 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 19 января 1998 г., N 3, ст. 351
Постановлением Правительства РФ от 27 августа 1999 г. N 966 действие пункта 3 перечня мероприятий федеральной целевой программы "Комплексное развитие приграничного поселка Забайкальск Читинской области" было приостановлено с 1 января по 31 декабря 1999 г. в части выделения средств из федерального бюджета