Постановление Государственного Совета УР от 22 июня 2004 г. N 250-III
"О Республиканской целевой программе "Развитие инновационной
деятельности в Удмуртской Республике на 2005-2009 годы"
27 февраля 2007 г.
Государственный Совет Удмуртской Республики постановляет:
1. Утвердить Республиканскую целевую программу "Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2005-2009 годы" (прилагается).
2. Определить республиканским заказчиком Республиканской целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2005-2009 годы" Министерство экономики Удмуртской Республики.
3. Рекомендовать Правительству Удмуртской Республики при формировании проектов бюджетов Удмуртской Республики на 2005-2009 годы предусмотреть финансирование Программы.
Председатель Государственного Совета УР |
И.Н.Семенов |
Республиканская целевая программа
"Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике
на 2005-2009 годы"
(утв. постановлением Государственного Совета УР
от 22 июня 2004 г. N 250-III)
27 февраля 2007 г.
См. распоряжение Правительства УР от 20 февраля 2006 г. N 141-р "О развитии инновационной деятельности в Удмуртской Республике в 2006 году"
Постановлением Государственного Совета УР от 27 февраля 2007 г. N 780-III в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт
Республиканской целевой программы
"Развитие инновационной деятельности в Удмуртской
Республике на 2005-2009 годы"
(далее - Программа)
Наименование Программы |
Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2005-2009 годы |
Основание для разработки Программы |
Протокол N 15 совещания Президента Удмуртской Республики А.А.Волкова с руководителями органов исполнительной власти Удмуртской Республики, Государственного Совета Удмуртской Республики, территориальных органов федеральных органов государственной власти в Удмуртской Республике от 6 августа 2003 г. Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 29 сентября 2003 г. N 836-р "О создании рабочей группы по разработке проекта Республиканской целевой программы" |
Цель Программы | Активизация инновационной деятельности, направленной на повышение конкурентоспособности экономики и обеспечение устойчивого социально-экономического развития Удмуртской Республики, на основе создания развитой республиканской инновационной инфраструктуры, сбалансированного и эффективного использования ресурсов, научно-технического и образовательного потенциалов республики |
Основные задачи Программы |
1. Создание республиканской инновационной инфраструктуры, интегрирующей ресурсы субъектов науки, промышленности, среднего и малого бизнеса, осуществляющей информационную, нормативно-правовую, организационную, координационную, консалтинговую, научно-техническую, идеологическую и финансовую поддержку инновационной деятельности с учетом укрепления межрегиональных и международных экономических и гуманитарных связей. 2. Эффективное использование в интересах социально-экономического развития республики инновационного потенциала научных организаций, вузов, предприятий, бизнеса, стимулирование коммерциализации результатов их интеллектуальной деятельности, процесса создания новых инновационных предприятий в научно-технической сфере и всесторонняя поддержка перспективных инновационных проектов. 3. Обеспечение интеграции науки, образования, промышленности, бизнеса путем создания интегрированных структур, ориентированных на разработку и производство конкурентоспособной продукции, на реализацию эффективных инновационных проектов, а в итоге на повышение конкурентоспособности экономики. 4. Формирование финансово-экономических механизмов поддержки и стимулирования инновационной деятельности, совершенствования системы государственного заказа на научно-техническую и инновационную продукцию в интересах развития республики. 5. Формирование условий для эффективного взаимодействия государства и бизнес-сообщества в инновационной сфере и развития конкурентной среды в предпринимательском секторе экономики, для совершенствования взаимодействия крупного бизнеса с малым и средним предпринимательством, стимулирования развития частного инновационного предпринимательства и повышения конкурентоспособности бизнеса. 6. Реализация экономически эффективных инновационных проектов в интересах социально-экономического развития республики. 7. Подготовка квалифицированных кадров в сфере инновационной деятельности и формирование инновационной культуры |
Сроки и этапы реализации Программы |
2005-2009 годы: Первый этап - 2005 год. Начало реализации программных мероприятий. Подготовка кадров. Анализ состояния и проблем развития научно-технической, инновационной сферы организаций республики с целью выявления инновационно активных центров в разных отраслях и направлениях деятельности. Создание нормативно-правовых, организационных и экономических условий, стимулирующих инновационную деятельность в Удмуртской Республике. Создание и организация деятельности Республиканского инновационно-технологического центра (далее - ИТЦ УР). Содействие реализации инновационных проектов. Взаимодействие с российскими инновационно-инвестиционными фондами. Второй этап - 2006-2009 годы. Продолжение реализации программных мероприятий. Формирование инновационной инфраструктуры. Поддержка и развитие благоприятной среды для инновационной деятельности в Удмуртской Республике. Развитие ИТЦ УР. Содействие реализации инновационных проектов. Создание системы привлечения внебюджетных инвестиций в инновационное развитие Удмуртской Республики. Взаимодействие с российскими и международными инновационно-инвестиционными фондами |
Республиканский заказчик Программы |
Министерство экономики Удмуртской Республики |
Основные разработчики Программы |
Министерство образования и науки Удмуртской Республики, Министерство экономики Удмуртской Республики |
Исполнители Программы |
Министерство экономики Удмуртской Республики, Министерство образования и науки Удмуртской Республики, Министерство промышленности и транспорта Удмуртской Республики, Министерство топлива, энергетики и связи Удмуртской Республики, Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Удмуртской Республики, Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики, другие заинтересованные министерства и ведомства, вузы, предприятия и организации Удмуртской Республики (по согласованию) |
Ресурсное обеспечение Программы, млн.руб. |
Объемы финансирования из бюджета Удмуртской Республики, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат ежегодной корректировке. Объемы финансирования Программы из бюджета Удмуртской Республики: субвенции: 2005 год - 2,5 млн.руб., 2006 год - 2,7 млн.руб., 2007 год - 2,9 млн.руб., 2008 год - 3,1 млн.руб., 2009 год - 3,3 млн.руб.; на возвратной основе: ежегодно по 10 млн.руб. |
Механизм реализации Программы |
Республиканский заказчик Программы обеспечивает реализацию Программы в соответствии с Планом мероприятий. |
Перечень основных мероприятий Программы |
- Разработка нормативно-правового, организационного и методического обеспечения Программы. - Формирование инновационной инфраструктуры. - Формирование системы информационного и патентно-правового обеспечения инновационной технологической деятельности. - Подготовка кадров и формирование инновационной культуры. - Реализация мероприятий по интегрированию Удмуртской Республики в российский и международный рынок инноваций. Привлечение дополнительных инвестиций. - Реализация инновационных проектов |
Контроль реализации Программы |
Министерство экономики Удмуртской Республики |
Оценка эффективности Программы |
Устойчивое функционирование инновационной инфраструктуры республики. Рост экономических показателей повышения конкурентоспособности продукции: увеличение доли инновационной конкурентоспособной продукции (изделий и технологий), повышение рентабельности работы организаций и увеличение внутреннего регионального продукта, прирост числа рабочих мест за счет инновационной деятельности |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Создание централизованной республиканской инновационной инфраструктуры. Создание инновационно-технологического центра, способного обеспечивать информационное, патентно-правовое, консалтинговое, организационное, финансовое, научно-техническое и идеологическое сопровождение инновационной деятельности в Удмуртской Республике Обеспечение прироста внутреннего валового продукта Удмуртской Республики за счет производства конкурентоспособной наукоемкой продукции и услуг в 2005 году на 14,5 млн.руб., в 2006 - на 38 млн.руб., в 2007 - на 55 млн.руб., в 2008 - на 88 млн.руб., в 2009 - на 116 млн.руб. Всего за пять лет - более 300 млн.руб. При этом предполагается создание новых рабочих мест в 2005 году - 350, в 2006 году - 700, в 2007 году - 750, в 2008 году - 750, в 2009 году - 800. Всего за 5 лет - более 3 тысяч рабочих мест |
Основные понятия и определения
Инновации - качественно новые объекты, полученные в результате инновационной деятельности.
Инновационная деятельность - деятельность, направленная на коммерциализацию накопленных или освоенных достижений (знаний, технологий, оборудования) путем создания качественно новых объектов.
Инновационная инфраструктура - комплекс взаимосвязанных структур (инновационно-внедренческие предприятия, технопарки и т.д.), обслуживающих и обеспечивающих реализацию инновационной деятельности.
Инновационная культура - состояние высокой восприимчивости общества новых идей, готовности и способности к поддержке и реализации новшеств.
Инновационный проект (ИП) - осуществляемая в едином цикле и под единым управлением инновационная деятельность.
Инновационно-инвестиционный цикл - последовательность действий по реализации инновационного проекта, содержащая: обеспечение инвестиций для реализации ИП, маркетинг ИП, научное обеспечение ИП, правовое обеспечение ИП, проектирование и производство изделий технического обеспечения ИП, подготовку тиражирования инноваций, тиражирование и реализацию инноваций, реализацию реинвестиций.
Инфраструктура - комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур, обеспечивающих технологию решения проблемы.
Региональная инновационная система - элемент национальной инновационной системы, обеспечивающий переход к инновационному пути развития региона на основе выбранных приоритетов развития и создание условий для разработки, постановки на производство и выпуска высокотехнологичной, конкурентоспособной на мировом и отечественном рынках продукции.
Республиканская инновационная политика - составная часть социально-экономической политики Удмуртской Республики, направленная на организацию и стимулирование инновационной деятельности, превращение ее в устойчивый источник экономического роста республики.
Субъект инновационной деятельности - участник деятельности (предприятия и организации), направленной на коммерциализацию накопленных или освоенных достижений (знаний, технологий, оборудования) путем создания качественно новых объектов.
Принятые сокращения, обозначения и применяемая терминология
ИП - инновационный проект.
ИТЦ УР - Инновационно-технологический центр Удмуртской Республики.
МПАИД - Межведомственная программа активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере России.
НПО - начальное профессиональное образование.
ПФО - Приволжский федеральный округ.
ссузы - средние специальные учебные заведения.
УдНЦ УрО РАН - Удмуртский научный центр Уральского отделения Российской академии наук.
ЦНТИ УР - Центр научно-технической информации Удмуртской Республики.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
В последние десятилетия в промышленно развитых странах экономический рост достигается за счет интенсификации инновационной деятельности. Коммерциализация научно-технических исследований и разработок становится в мире основным средством увеличения прибыли за счет лучшего удовлетворения рыночного спроса и снижения производственных издержек по сравнению с конкурентами. Особую роль в этом процессе играют предприятия малого и среднего бизнеса, которые в развитых странах обеспечивают примерно половину всех нововведений. По данным национального научного фонда США, количество нововведений в малых фирмах на единицу затрат, как правило, больше, чем в крупных фирмах. Кроме того, малые фирмы на треть опережают крупные в скорости освоения новшеств.
В России формирование национальной доктрины инновационного развития экономики ведется с конца 90-х годов прошлого века. В 1998 году были приняты "Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы" и "Межведомственная программа активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере России на 1998-2000 годы". В рамках МПАИД к 2001 году в 25 регионах России, обладающих высоким научно-техническим потенциалом, были созданы инновационно-технологические центры, инновационно-промышленные комплексы, в которых разместились сотни малых технологических предприятий, осуществляющих свою деятельность более чем в 20 секторах экономики. К этому же времени был образован Союз ИТЦ России, введена в эксплуатацию первая очередь системы информационного обеспечения инновационной деятельности, началось функционирование многоуровневой системы подготовки специалистов для инновационной деятельности. На следующем этапе реализации МПАИД (2001-2003 годы) в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2000 г. N ИК-П8-30435 было принято решение продолжить работу по развитию инновационной инфраструктуры, совершенствованию системы подготовки и переподготовки кадров для инновационной деятельности, объединению организационных и финансовых ресурсов участников инновационной деятельности, увеличению совместно реализуемых проектов, в том числе проблемно-ориентированных, комплексных, региональных и международных. Особое внимание в МПАИД (2001-2003 годы) уделено региональному сотрудничеству.
Государственная политика в области инноваций сформулирована в документах, одобренных на совместном заседании Совета безопасности Российской Федерации, Президиума Государственного Совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям и изложенных Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 года в письме "Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу" (Пр-576), в утвержденных им "Приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники Российской Федерации" (Пр-577), "Перечне критических технологий Российской Федерации" (Пр-578). Согласно данным документам, целью государственной политики в области развития науки и технологий является переход к инновационному пути развития страны на основе избранных приоритетов. К числу важнейших направлений государственной политики в области развития науки и технологий отнесено формирование национальной инновационной системы. Основными задачами при формировании национальной инновационной системы являются:
- совершенствование механизмов взаимодействия между участниками инновационного процесса, включая организацию взаимодействия государственных научных организаций и государственных высших учебных заведений с промышленными предприятиями, в целях продвижения новых технологий в производство, повышения квалификации производственного персонала;
- проведение действенной экономической политики в отношении участников инновационного процесса, стимулирование внебюджетного финансирования, создание институциональных и правовых условий для развития венчурного инвестирования в наукоемкие процессы;
- создание и развитие объектов инновационной инфраструктуры (инновационно-технологические центры, технопарки и т.д.), сети организаций по оказанию консалтинговых услуг в области инновационной деятельности, содействие созданию и развитию в научно-технической сфере малых инновационных предприятий, специальных бирж интеллектуальной собственности и научно-технических услуг.
На том же заседании было принято решение, что полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах и органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо осуществить меры по формированию в федеральных округах и субъектах Российской Федерации инновационных центров. Во многих регионах ПФО центры, призванные координировать инновационную деятельность, уже созданы (в Пермской области - 2, в Кировской области - 1, в Нижегородской области - 5, в Самарской области - 2, в Саратовской области - 2, в Ульяновской области - 1, в Республике Башкортостан - 1, в Республике Татарстан - 8, в Республике Мордовия - 1, в Чувашской Республике - 1, в Республике Марий Эл - 1).
В октябре 2002 года подписано соглашение между Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации, полномочным представителем Президента Российской Федерации в ПФО, председателем Совета ректоров вузов ПФО, Фондом содействия развитию инновационной деятельности в ПФО. В рамках реализации этого соглашения в Нижнем Новгороде создан Межрегиональный фонд содействия инновациям (МФСИ), участниками которого стали 43 научные организации, вузы, промышленные предприятия из 14 субъектов ПФО. От Удмуртской Республики учредителями фонда стали 12 организаций. Правительством Удмуртской Республики проведена работа по сбору инновационных проектов. В настоящий момент отобрано 80 наиболее инвестиционно привлекательных проектов, более 50 проектов находятся на экспертизе.
В феврале 2004 года в Ижевске было проведено совместное заседание Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации "Большой Урал" и аппарата Совета безопасности Российской Федерации по теме: "О политике РФ в области развития национальной инновационной системы". Проведенная работа обусловила высокую активность Удмуртской Республики - быстрое и качественное реагирование на изменения политико-экономического климата в отношении инноваций. Докладывать вопрос инновационного строительства в России на выездном заседании Госсовета Российской Федерации в г.Санкт-Петербурге было поручено Президенту Удмуртской Республики А.А.Волкову, что свидетельствует о приоритете Удмуртской Республики не только в Приволжском федеральном округе.
Удмуртская Республика в сравнении с другими регионами ПФО обладает значительным инновационным потенциалом, который определяется наличием действующих на ее территории инновационно ориентированных организаций: вузы, обладающие собственной научно-исследовательской и опытно-конструкторской базой, институты УдНЦ УрО РАН, отраслевые институты, ряд промышленных предприятий, имеющих в своей структуре научно-технические центры или инженерно-технические группы, разрабатывающие новые высокотехнологичные изделия, малые предприятия и организации, действующие в инновационной сфере, научные общественные организации, фонды, декларирующие в уставных документах инновационную деятельность. Ряд промышленных предприятий активно сотрудничает с научными организациями и вузами и в результате выпускает инновационную продукцию (средства связи, стрелковое оружие, медицинскую технику и др.).
Вместе с тем, многие инновационные структуры функционируют в условиях слабого взаимодействия друг с другом, что отрицательно сказывается на эффективности использования интеллектуальных ресурсов Удмуртской Республики.
Эффективное развитие инновационного потенциала Удмуртской Республики в дальнейшем должно соответствовать тенденциям развития национальной инновационной системы, поэтому целесообразно провести интеграцию всех субъектов инновационной деятельности с целью создания единой республиканской инфраструктуры. Помимо создания горизонтальных связей между элементами инновационной инфраструктуры такой шаг позволит осуществлять прямую централизованную республиканскую поддержку инновационной деятельности.
2. Социально-экономическая значимость Программы
для Удмуртской Республики и населения Удмуртии
Наличие благоприятной среды для инновационной деятельности в Удмуртской Республике прямо и косвенно будет оказывать позитивное воздействие на уровень жизни населения Удмуртской Республики:
1) создание новых рабочих мест будет способствовать увеличению уровня занятости населения в Удмуртской Республике;
2) коммерциализация накопленных и освоенных достижений непосредственно повлияет на рост уровня доходной части бюджета Удмуртской Республики, что позволит увеличить финансирование республиканских социальных программ;
3) применение новых наукоемких разработок и технологий в области жилищно-коммунального хозяйства, медицины и средств жизнеобеспечения, строительства и т.д. будет способствовать повышению качества жизни населения Удмуртской Республики;
4) активное внедрение новых разработок позволит стимулировать развитие фундаментальной и прикладной науки на территории Удмуртской Республики.
Экономическая значимость Программы обусловлена созданием республиканской инновационной инфраструктуры, которая по окончании действия Программы станет автономной от бюджета Удмуртской Республики, самоокупаемой, ежегодно обеспечивающей дополнительный прирост объема инновационной продукции.
3. Основные цели и задачи Программы
Мероприятия Программы направлены на достижение следующей цели - активизация инновационной деятельности, направленной на повышение конкурентоспособности экономики и обеспечение устойчивого социально-экономического развития Удмуртской Республики, на основе создания развитой республиканской инновационной инфраструктуры, сбалансированного и эффективного использования ресурсов, научно-технического и образовательного потенциала республики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
1) создание республиканской инновационной инфраструктуры, интегрирующей ресурсы субъектов науки, промышленности, среднего и малого бизнеса, осуществляющей информационную, нормативно-правовую, организационную, координационную, консалтинговую, научно-техническую, идеологическую и финансовую поддержку инновационной деятельности с учетом укрепления межрегиональных и международных экономических и гуманитарных связей;
2) эффективное использование в интересах социально-экономического развития республики инновационного потенциала научных организаций, вузов, предприятий, бизнеса, стимулирование коммерциализации результатов их интеллектуальной деятельности, процесса создания новых инновационных предприятий в научно-технической сфере и всесторонняя поддержка перспективных инновационных проектов;
3) обеспечение интеграции науки, образования, промышленности, бизнеса путем создания интегрированных структур, ориентированных на разработку и производство конкурентоспособной продукции, на реализацию эффективных инновационных проектов, а в итоге на повышение конкурентоспособности экономики;
4) формирование финансово-экономических механизмов поддержки и стимулирования инновационной деятельности, совершенствования системы государственного заказа на научно-техническую и инновационную продукции в интересах развития республики;
5) формирование условий для эффективного взаимодействия государства и бизнес-сообщества в инновационной сфере и развития конкурентной среды в предпринимательском секторе экономики, для совершенствования взаимодействия крупного бизнеса с малым и средним предпринимательством, стимулирования развития частного инновационного предпринимательства и повышения конкурентоспособности бизнеса;
6) реализация экономически эффективных инновационных бизнес-проектов в интересах социально-экономического развития республики;
7) подготовка квалифицированных кадров в сфере инновационной деятельности и формирование инновационной культуры.
4. Сроки и этапы реализации Программы
Реализация мероприятий Программы рассчитана на 2005-2009 годы.
Первый этап - 2005 год.
Начало реализации программных мероприятий. Подготовка кадров. Анализ состояния и проблем развития научно-технической, инновационной сферы организаций республики на выявление инновационно активных центров в разных отраслях и направлениях деятельности. Создание нормативно-правовых, организационных и экономических условий, стимулирующих инновационную деятельность в Удмуртской Республике. Создание и организация деятельности ИТЦ УР. Содействие реализации инновационных проектов. Взаимодействие с Российскими инновационно-инвестиционными фондами.
Второй этап - 2006-2009 годы.
Продолжение реализации программных мероприятий. Формирование инновационной инфраструктуры. Поддержка и развитие благоприятной среды для инновационной деятельности в Удмуртской Республике. Развитие ИТЦ УР. Содействие реализации инновационных проектов. Создание системы привлечения внебюджетных инвестиций в инновационное развитие Удмуртской Республики. Взаимодействие с российскими и международными инновационно-инвестиционными фондами.
5. Система программных мероприятий
5.1. Разработка нормативно-правового, организационного
и методического обеспечения Программы
В рамках настоящего направления планируется в министерствах и ведомствах Удмуртской Республики провести анализ действующих в сфере инновационной деятельности правовых актов Российской Федерации и Удмуртской Республики. Проведение указанного анализа необходимо прежде всего для:
- выявления причин и условий, препятствующих развитию инновационной деятельности как в Удмуртской Республике, так и в Российской Федерации;
- приведения в соответствие с федеральным законодательством действующего в сфере инновационной деятельности регионального законодательства;
- разработки и последовательного принятия новых входящих в компетенцию Удмуртской Республики правовых актов, направленных на поддержку и развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике;
- выработки предложений по совершенствованию действующего федерального законодательства в сфере инновационной деятельности;
- подготовки нормативно-правовых документов по организации инновационной инфраструктуры (в том числе устава ИТЦ УР и т.д.);
- разработки механизма финансирования инновационных проектов;
- взаимодействия федеральных и республиканских органов власти в части софинансирования развития инновационного потенциала, разработки и реализации инновационных проектов;
- внедрения системы экономических показателей повышения конкурентоспособности экономики республики от активизации инновационной деятельности.
5.2. Формирование инновационной инфраструктуры
В качестве ядра республиканской инновационной инфраструктуры в рамках Программы создается ИТЦ УР учредителями которого выступят Правительство Удмуртской Республики, предприятия и организации Удмуртской Республики.
ИТЦ УР будет призван осуществлять следующие функции:
- реализацию мероприятий Программы;
- инвентаризацию, анализ, мониторинг и координацию инновационной деятельности в Удмуртской Республике (инновационно-внедренческие предприятия, технопарки и др.);
- взаимодействие с инновационно-инвестиционной сферой других регионов Российской Федерации;
- осуществление поддержки (информационной, патентно-правовой, консалтинговой, организационной, финансовой, научно-технической) республиканской инновационной деятельности;
- поиск инвесторов для осуществления инновационной деятельности в Удмуртской Республике;
- финансовое обеспечение инновационных проектов;
- экспертизу инновационных проектов;
- кадровое обеспечение инновационной деятельности в Удмуртской Республике;
- организацию и проведение выставок, семинаров и конференций по инновационной деятельности в Удмуртской Республике.
Помимо создания ИТЦ УР, развитие инновационной инфраструктуры предусматривает формирование рыночно ориентированной сети функционирующих организаций, оказывающих инжиниринговые, консалтинговые, информационные, финансовые и другие услуги, направленные на поддержку и развитие инновационной деятельности в регионе. В зависимости от объемов спроса на инфраструктурные услуги со стороны научно-технического комплекса инфраструктурные функции могут выполнять как малые организации, созданные на базе действующих научных и образовательных учреждений, так и специализированные организации, располагающие собственной материальной и кадровой базой.
5.3. Формирование системы информационного
и патентно-правового обеспечения инновационной
технологической деятельности
Решение задачи информационного и патентно-правового обеспечения на республиканском уровне осуществляется с привлечением ЦНТИ УР, который будет выполнять следующие функции:
- взаимодействие с российской и международной патентной базой;
- консультирование в вопросах интеллектуальной собственности и авторского права;
- осуществление информационной и патентно-правовой поддержки республиканской инновационной деятельности;
- предоставление информационных и патентно-правовых услуг учредителям и членам ИТЦ УР, а также другим заинтересованным организациям.
5.4. Подготовка кадров и формирование
инновационной культуры
В целях организации повышения квалификации кадров в области коммерциализации технологий и инновационного менеджмента необходимо провести переподготовку кадров научных организаций и вузов, промышленных предприятий и других субъектов инновационной деятельности, которые будут заниматься продвижением инновационного проекта. Важную роль в этом играет Президентская программа "Подготовка управленческих кадров" по подготовке директоров проектов - менеджеров ИТЦ УР.
Программой предусмотрено как краткосрочное повышение квалификации (до 100 часов), так и профессиональная переподготовка (до 1000 часов) с выдачей соответствующих документов установленного образца, а также обучение специалистов за пределами Удмуртской Республики в рамках международных программ.
Программой предусмотрено проведение следующих мероприятий:
- организация и проведение выставок, семинаров и конференций по инновационной деятельности в Удмуртской Республике;
- освещение в средствах массовой информации достижений, полученных в результате инновационной деятельности в Удмуртской Республике.
5.5. Реализация мероприятий по интегрированию
Удмуртской Республики в российский и международный рынки
инноваций. Привлечение дополнительных инвестиций
Для интегрирования в российский и международный рынки инноваций и привлечения дополнительных инвестиций Программой предусматривается сотрудничество с российскими и международными венчурными фондами, с российскими и международными программами, с российскими инноваторами и инновационно активными предприятиями, участие в конкурсах, грантах и т.д.
5.6. Реализация инновационных проектов
Инновационные проекты реализуются поэтапно. Реализация проектов предусматривает следующие мероприятия:
- проведение комплексной экспертизы и конкурсный отбор инновационных проектов, представление отобранных проектов для бюджетного финансирования в Правительство Удмуртской Республики;
- конкурсный отбор организаций для исполнения инновационных проектов;
- финансирование утвержденных в Правительстве Удмуртской Республики проектов посредством предоставления кредитов на возвратной основе;
- консалтинговое, информационное, организационно-финансовое и иное сопровождение инновационных проектов со стороны ИТЦ УР.
Отбор проектов проводится на основании следующих критериев:
- социально-экономическая значимость инновационного проекта для Удмуртской Республики;
- рентабельность инновационного проекта;
- срок окупаемости;
- наличие собственных или иных дополнительных источников финансирования;
- использование незадействованных ресурсов Удмуртской Республики при реализации проектов;
- соответствие приоритетам развития промышленности и критическим технологиям Удмуртской Республики и Российской Федерации.
6. Ресурсное обеспечение Программы
Предполагаемый объем финансирования Программы отражен в таблице 1.
Таблица 1.
Объемы финансирования Программы
(млн.руб.)
Годы | Бюджет Удмуртской Республики |
Средства предприятий (предположительно) |
Другие источники (предположительно) |
|
субвенции | кредит | |||
2005 год | 2,5 | 10,0 | 11,0 | 2,0 |
2006 год | 2,7 | 20,0 | 11,9 | 2,2 |
2007 год | 2,9 | 30,0 | 12,3 | 2,4 |
2008 год | 3,1 | 40,0 | 12,4 | 2,7 |
2009 год | 3,3 | 50,0 | 12,8 | 2,8 |
Направление и сроки финансовых затрат из бюджета Удмуртской Республики представлены в приложении к данной Программе. Финансирование Программы предполагается осуществлять за счет:
- бюджета Удмуртской Республики в виде субвенций и кредитов;
- долевого участия предприятий и частных инвесторов (по согласованию);
- внебюджетных средств (фондов, венчурных инвесторов и т.д.) и реинвестируемых средств Программы в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Удмуртской Республики.
Постановлением Государственного Совета УР от 27 февраля 2007 г. N 780-III в раздел 7 настоящей Программы внесены изменения
7. Механизм реализации Программы
Республиканским заказчиком Программы является Министерство экономики Удмуртской Республики, которое:
- обеспечивает реализацию Программы в соответствии с Планом мероприятий;
- заключает договоры и соглашения, связанные с реализацией Программы;
- отчитывается перед Правительством Удмуртской Республики о реализации Программы.
Исполнителями Программы являются: Министерство экономики Удмуртской Республики, Министерство образования и науки Удмуртской Республики, Министерство промышленности и транспорта Удмуртской Республики, Министерство топлива, энергетики и связи Удмуртской Республики, Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Удмуртской Республики, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики, другие заинтересованные министерства и ведомства, вузы, предприятия и организации, действующие на территории Удмуртской Республики (по согласованию).
Реализация Программы осуществляется через созданную инфраструктуру - ИТЦ УР.
8. Управление Программой
Формы и методы организации управления Программой определяются республиканским заказчиком Программы.
Оперативное управление и организацию контроля за исполнением мероприятий Программы в рамках своих функций и компетенции осуществляют:
Министерство экономики Удмуртской Республики, Министерство образования и науки Удмуртской Республики, Министерство промышленности и транспорта Удмуртской Республики, Министерство топлива, энергетики и связи Удмуртской Республики, Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Удмуртской Республики, Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики, другие заинтересованные министерства и ведомства.
Постановлением Государственного Совета УР от 27 февраля 2007 г. N 780-III в раздел 9 настоящей Программы внесены изменения
9. Контроль за ходом реализации Программы
Контроль за ходом реализации Программы осуществляется в соответствии с Законом Удмуртской Республики от 18 октября 2006 года N 44-РЗ "О республиканских и ведомственных целевых программах".
Контроль за реализацией Программы возлагается на республиканского заказчика - Министерство экономики Удмуртской Республики.
10. Оценка эффективности социально-экономических
результатов Программы
Оценка эффективности социально-экономических результатов реализации Программы осуществляется по следующим критериям:
- устойчивое функционирование инновационной инфраструктуры республики;
- рост экономических показателей повышения конкурентоспособности продукции: увеличение доли инновационной конкурентоспособной продукции (изделий и технологий);
- повышение рентабельности работы организаций и увеличение внутреннего республиканского продукта, повышение инновационного рейтинга Удмуртской Республики;
- прирост числа рабочих мест за счет инновационной деятельности.
От реализации Программы ожидаются следующие результаты:
- создание централизованной республиканской инновационной инфраструктуры;
- создание ИТЦ УР, способного обеспечивать информационное, патентно-правовое, консалтинговое, организационное, финансовое, научно-техническое и идеологическое сопровождение инновационной деятельности в Удмуртской Республике;
- обеспечение прироста внутреннего валового продукта Удмуртской Республики за счет производства конкурентоспособной наукоемкой продукции и услуг в 2005 году - на 14,5 млн.руб., в 2006 году - на 38 млн.руб., в 2007 году - на 55 млн.руб., в 2008 году - на 88 млн.руб., в 2009 году - на 116 млн.руб. Всего за пять лет - более 300 млн.рублей;
- создание новых рабочих мест в 2005 году - 350, в 2006 году - 700, в 2007 году - 750, в 2008 году - 750, в 2009 году - 800. Всего за 5 лет - более 3 тысяч рабочих мест.
Постановлением Государственного Совета УР от 27 февраля 2007 г. N 780-III в Приложение к настоящей Программе внесены изменения
Приложение
к Республиканской целевой
программе "Развитие инновационной
деятельности в Удмуртской Республике
на 2005-2009 годы"
План
мероприятий по реализации программы
и их финансовое обеспечение
27 февраля 2007 г.
N п/п |
Наименование программного мероприятия |
Предполагамые исполнители |
Источники финанси- рования |
Сроки исполнения и затраты из бюджета Удмуртской Республики (млн.руб.) |
Экономическое обоснование затрат |
Ожидаемые результаты |
||||
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | ||||||
1. | Анализ нормативно-правовых и методических документов Удмуртской Республики и Российской Федерации, регламентирующих инновационную деятельность. Разработка и утверждение нормативно-правовых и методических документов, необходимых для реализации Программы |
Министерства и ведомства Удмуртской Республики |
- | - | - | - | - | - | - | Нормативнопра- вовая и методическая база республиканской инновационной деятельности |
2. | Разработка предложений по созданию и развитию республиканской инновационной инфраструктуры |
Министерства и ведомства Удмуртской Республики |
- | - | - | - | - | - | - | Предложения по развитию инновационной структуры в Удмуртской Республике |
3. | Организация ИТЦ УР | Министерство экономики Удмуртской Республики, Министерство образования и науки Удмуртской Республики |
Бюджетные субвенции |
1,45 | - | - | - | - | Аренда помещений - 170 тыс.руб., покупка оргтехники - 130 тыс.руб., мебель - 80 тыс.руб., расходные материалы и канцтовары - 20 тыс.руб., транспортные услуги - 10 тыс.руб., услуги связи - 30 тыс.руб., оплата услуг по выполнению пунктов 3, 4, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 14, 15 - 1010 тыс.руб. |
Интеграция инновационных ресурсов Удмуртской Республики в единую инфраструктуру |
4. | Создание республиканской инновационной инфраструктуры и условий для ее стабильной работы и развития |
Министерство экономики Удмуртской Республики, Министерство образования и науки Удмуртской Республики, ИТЦ УР |
Бюджетные субвенции |
- | 1,66 | 0,3 | 0,54 | 0,64 | Поддержка деятельности и развитие в 2006 году: ИТЦ УР - 545 т.р.; Республиканского бизнес-инкубато- ра - 455 т.р. Развитие инновационной инфраструктуры: 2006 г. - 660 т.р.; 2007 г. - 300 т.р.; 2008 г. - 540 т.р.; 2009 г. - 640 т.р. |
Создание эффективно действующей республиканской инновационной инфраструктуры |
5. | Формирование портфеля инновационных проектов Удмуртской Республики |
ИТЦ УР, Министерство образования и науки Удмуртской Республики |
Бюджетные субвенции |
0,10 | - | 0,12 | - | - | 2005 год - сбор и предварительная экспертная оценка информации - 30 тыс.руб., обработка информации, подготовка макета каталога проектов - 10 тыс.руб., типографские расходы (300 экз. каталога по 200 руб.) - 60 тыс.руб. 2007 год - сбор и предварительная экспертная оценка информации - 50 тыс.руб., обработка информации, подготовка макета каталога проектов - 10 тыс.руб., типографские расходы - 60 тыс.руб. |
Каталог инновационных проектов для конкурсного отбора и предоставления инвестору |
6. | Мониторинг технологических инновационных ресурсов |
ИТЦ УР, Министерство образования и науки Удмуртской Республики |
Бюджетные субвенции |
- | - | - | - | - | Расходы учтены в пунктах 3, 4 |
Выявление республиканских технологических возможностей с целью использования при производстве инновационного продукта. Дополнения в портфель инновационных проектов для конкурсного отбора и предоставления инвестору |
7. | Интеграция в российскую и международную систему информационного обеспечения инновационной деятельности |
ИТЦ УР, Министерство образования и науки Удмуртской Республики |
Бюджетные субвенции |
0,05 | 0,05 | 0,05 | 0,05 | 0,05 | 2005 год: 50 т.руб. - организация и поддержка сайта, посвященного инновационной деятельности Удмуртской Республики. 2006-2009 годы: поддержка и обновление сайта - ежегодно по 50 тыс.руб. Дополнительные расходы учтены в пунктах 3, 4 |
Информационная поддержка инновационной деятельности Удмуртской Республики на российском и международном уровнях. Возможность продвижения инноваций Удмуртской Республики на внешний рынок |
8. | Взаимодействие с участниками российской и международной патентно-правовой системы |
Министерство образования и науки Удмуртской Республики, ИТЦ УР, ЦНТИ УР (по согласованию) |
Бюджетные субвенции |
0,05 | 0,05 | 0,06 | 0,07 | 0,08 | Организация доступа к патентным российской и мировой патентным базам: в 2005 году - 50 тыс.руб.; в 2006 году - 50 тыс.руб.; в 2007 году - 60 тыс.руб.; в 2008 году - 70 тыс.руб.; в 2009 году - 80 тыс.руб. |
Оперативное решение патентно-право- вых вопросов. Защита интелинтелекту- альной собственности |
9. | Участие в общероссийских и международных программах научно-технического и инновационного развития |
Министерство образования и науки Удмуртской Республики, ИТЦ УР, субъекты инновационной деятельности (по согласованию) |
- | - | - | - | - | - | При необходимости долевого участия финансирование привлекается из кредитных средств, направленных на финансирование конкретного проекта (п.13, 15). Дополнительные расходы (услуги связи, транспорт, канцтовары и т.д.) учтены в пунктах 3, 4 |
Привлечение дополнительных средств для развития инноваций. Повышение интеллектуаль- ного потенциала Удмуртской Республики. Приобретение долгосрочных партнеров |
10 | Организация выставок, конференций, семинаров и т.д. Организация выпуска печатных изданий, посвященных инновационной деятельности Удмуртской Республики |
Министерство экономики Удмуртской Республики, Министерство образования и науки Удмуртской Республики, ИТЦ УР, субъекты инновационной деятельности (по согласованию) |
Бюджетные субвенции |
0,5 | 0,55 | 0,38 | 0,5 | 0,55 | Выпуск бюллетеня, посвященного республиканской инновационной деятельности: ежегодно 50 тыс. руб. Проведение семинара: ежегодно 150 т.р. Организация выставкиконфере- нции (с учетом необходимой аренды павильона и выставочного оборудования): 2005 г. - 300 т.р.; 2006 г. - 350 т.р.; 2007 г. - 180 т.р.; 2008 г. - 300 т.р.; 2009 г. - 350 т.р.; дополнительные расходы (услуги связи, транспорт, канцтовары и т.д.) учтены в пунктах 3, 4 |
Повышение инвестиционной привлекательно- сти Удмуртской Республики. Обмен опытом. Формирование инновационной культуры Удмуртской Республики |
11. | Подготовка кадров для инновационной деятельности |
Министерство образования и науки Удмуртской Республики, ИТЦ УР, образовательные учреждения Удмуртской Республики (по согласованию) |
Бюджетные субвенции |
0,20 | 0,22 | 0,24 | 0,26 | 0,28 | Ежегодно 100 т.руб. на повышение квалификации специалистов в республиканских образовательных учреждениях. Обучение за пределами Удмуртской Республики: 2005 год - 100 тыс.руб., 2006 год - 120 тыс.руб., 2007 год - 140 тыс.руб., 2008 год - 160 тыс.руб., 2009 год - 180 тыс.руб. Дополнительные расходы (услуги связи, транспорт, канцтовары и т.д.) учтены в пунктах 3, 4 |
Повышение отдачи от инновационной деятельности. Формирование инновационной культуры Удмуртской Республики |
12. | Организация и проведение конкурсного отбора инновационных проектов |
Министерство экономики Удмуртской Республики, ИТЦ УР, Министерство образования и науки Удмуртской Республики, заинтересован- ные министерства и ведомства Удмуртской Республики |
Бюджетные субвенции |
0,15 | 0,17 | 0,18 | 0,21 | 0,23 | Организационные расходы, экспертиза инновационных проектов и маркетинговые исследования: 2005 год - 150 тыс.руб., 2006 год - 170 тыс.руб., 2007 год - 180 тыс.руб., 2008 год - 210 тыс.руб., 2009 год - 230 тыс.руб. Дополнительные расходы (услуги связи, транспорт, канцтовары и т.д.) определяются пунктами 3, 4 |
Портфель инновационных проектов |
13. | Реализация инновационных проектов |
ИТЦ УР, субъекты инновационной деятельности (по согласованию) |
Бюджетное кредито- вание |
10 | 20 | 30 | 40 | 50 | Финансирование на возвратной основе 5-10 инновационных проектов: 2005 год - 10 млн.руб., 2006 год - 20 млн.руб., 2007 год - 30 млн.руб., 2008 год - 40 млн.руб., 2009 год - 50 млн.руб. |
Создание новых рабочих мест. Рост валового регионального продукта за счет инновационного продукта. Возврат кредитов. Получение средств для инвестиций в долгосрочные проекты |
14. | Интеграция в российский и международный рынок инноваций |
ИТЦ УР, Министерство образования и науки Удмуртской Республики, субъекты инновационной деятельности (по согласованию) |
Бюджетные субвенции |
- | - | - | - | - | Расходы учтены в пунктах 3, 4 |
Увеличение инвестиционной привлекательно- сти Удмуртской Республики. Привлечение дополнительных инвестиций |
15 | Организация и проведение конкурса "10 лучших инновационных идей студентов Удмуртской Республики" |
Министерство экономики Удмуртской Республики, Министерство образования и науки Удмуртской Республики, ИТЦ УР, вузы (по согласованию) |
Бюджетные субвенции |
- | - | 0,06 | 0,06 | 0,06 | Финансирование мероприятий по организации, проведению конкурса и экспертизе инновационных идей студентов Удмуртской Республики: 2007 г. - 60 т.р.; 2008 г. - 60 т.р.; 2009 г. - 60 т.р. |
Стимулирование инновационной активности студентов Удмуртской Республики |
0,15 | 0,15 | 0,15 | Формирование призового фонда конкурса: 2007 г. - 150 т.р.; 2008 г. - 150 т.р.; 2009 г. - 150 т.р. |
|||||||
16 | Организация и проведение конкурса по предоставлению грантов на проведение НИОКР инновационно активными субъектами малого предпринимательства |
Министерство экономики Удмуртской Республики, Министерство образования и науки Удмуртской Республики, ИТЦ УР |
Бюджетные субвенции |
- | - | 0,06 | 0,06 | 0,06 | Финансирование мероприятий по организации, проведению конкурса и экспертизе представленных документов по НИОКР: 2007 г. - 60 т.р.; 2008 г. - 60 т.р.; 2009 г. - 60 т.р. |
Стимулирование инновационной активности субъектов малого предпринимате- льства |
0,2 | 0,2 | 0,2 | Выплата грантов инновационно активным субъектам малого предприниматель- ства: 2007 г. - 200 т.р.; 2008 г. - 200 т.р.; 2009 г. - 200 т.р. |
|||||||
17 | Проведение мероприятий по комплексному инновационному развитию Удмуртской Республики |
Министерство экономики Удмуртской Республики, Министерство образования и науки Удмуртской Республики, ИТЦ УР |
Бюджетные субвенции |
- | - | 0,6 | 0,6 | 0,6 | Финансирование обучающих семинаров и конференций: 2007 г. - 600 т.р.; т.р.; 2008 г. - 600 т.р.; 2009 г. - 600 т.р. |
Повышение компетентности субъектов инновационной деятельности |
18 | Проведение аналитических исследований инновационных разработок |
Министерство экономики Удмуртской Республики, Министерство образования и науки Удмуртской Республики |
Бюджетные субвенции |
- | - | 0,1 | - | - | На создание базы инновационных разработок Удмуртской Республики: 2007 г. - 100 т.р. |
Систематизация инновационных разработок Удмуртской Республики |
19 | Содействие развитию патентной деятельности инновационно активных субъектов малого предпринимательства |
Министерство экономики Удмуртской Республики, ИТЦ УР |
Бюджетные субвенции |
- | - | 0,4 | 0,4 | 0,4 | Субсидирование на конкурсной и паритетной основе затрат на получение патентов, регистрацию товарных знаков, программ ЭВМ, заключение и регистрацию лицензионных договоров инновационно активных субъектов малого предприниматель- ства: 2007 г. - 400 т.р.; 2008 г. - 400 т.р.; 2009 г. - 400 т.р. |
Внедрение в производство новых технологий в производство инновационной продукции. Обеспечение правовой защищенности инноваторов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Государственного Совета УР от 22 июня 2004 г. N 250-III "О Республиканской целевой программе "Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2005-2009 годы"
Текст постановления официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Государственного Совета УР от 24 июня 2008 г. N 116-IV
Постановление Государственного Совета УР от 26 февраля 2008 г. N 43-IV
Постановление Государственного Совета УР от 27 февраля 2007 г. N 780-III