Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Государственного Совета
Удмуртской Республики
от 25 июня 2008 года N 133-IV
Вносится Государственным Советом
Удмуртской Республики
Проект
Федеральный закон
О внесении изменений в статью 55 Закона Российской Федерации
"Об образовании"
Президент Российской Федерации |
Д.А.Медведев |
Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений
в статью 55 Закона Российской Федерации "Об образовании"
Разработка проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" обусловлена несоответствием положений статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон "Об образовании") Бюджетному кодексу Российской Федерации, некорректностью имеющихся формулировок и, как следствие, многочисленной (и очень часто противоречивой) судебной практикой по вопросам предоставления педагогическим работникам мер социальной поддержки. Также существующая редакция статьи 55 Закона "Об образовании" не позволяет субъектам Российской Федерации выполнить условия предоставления финансовой помощи на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилого фонда, предусмотренные пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". В связи с изложенным предлагается внести изменения в абзац третий пункта 5 статьи 55 Закона "Об образовании" по следующим основаниям:
1) В соответствии с положениями статьи 55 Закона "Об образовании" и с учетом многочисленной судебной практики Верховного Суда Российской Федерации меры социальной поддержки педагогических работников, установленные абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона "Об образовании", являются федеральными льготами, предоставляемыми в натуральной форме. Субъекты Российской Федерации не вправе регламентировать порядок предоставления указанных льгот, изменять натуральную форму их предоставления, а только обязаны определить размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, ресурсоснабжающим и (или) жилищно-коммунальным организациям. Таким образом, в соответствии со статьей 55 Закона "Об образовании" установлена федеральная льгота, но ее финансирование (финансовое обеспечение установленных федеральным законом мер социальной поддержки) осуществляется субъектами Российской Федерации.
На основании изложенного действующая редакция абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона "Об образовании" не соответствует статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, закрепившей принцип самостоятельности бюджетов, а именно "недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".
2) Действующая редакция абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона "Об образовании" не позволяет субъектам Российской Федерации в полной мере выполнить условия предоставления финансовой помощи на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилого фонда, предусмотренные пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в случае подачи заявки на предоставление с 1 января 2009 года финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Фонд предоставляет финансовую поддержку на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилого фонда за счет своих средств при условии наличия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, предусматривающих не позднее 1 января 2010 года предоставление установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме.
С учетом того, что, как отмечалось ранее, меры социальной поддержки педагогическим работникам, установленные статьей 55 Закона "Об образовании", являются федеральными мерами (льготами) и должны предоставляться в натуральном виде, субъект Российской Федерации не вправе изменить порядок их предоставления, следовательно, субъекты Российской Федерации не смогут, не нарушив указанный Закон, выполнить требования пункта 6 части 1 статьи 14 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и, соответственно, лишаются с 1 января 2009 года права на получение финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилого фонда за счет Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Более того, в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Многочисленная судебная практика Верховного Суда Российской Федерации по вопросу применения абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона "Об образовании" свидетельствует о том, что до принятия в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" федерального закона, предусматривающего замену натуральных мер социальной поддержки (льгот), предусмотренных Законом "Об образовании", денежной компенсацией, все правовые акты субъектов Российской Федерации, устанавливающие такую замену, признаются не соответствующими федеральному законодательству и, следовательно, не подлежащими применению.
3) Полагаем, что в целях повышения уровня социальной защищенности педагогических работников более целесообразно перейти на денежную форму предоставления мер социальной поддержки, так как значительное число педагогических работников не используют предоставленные им льготы в натуральном виде (например, при отсутствии централизованного отопления педагогическим работникам предоставляются бесплатно на каждый отопительный период твердые виды топлива, что приводит к отказу со стороны педагогических работников от предоставляемых ресурсов по причине их ненадобности). Переход на предоставление мер социальной поддержки в виде соответствующих денежных выплат, эквивалентных предоставляемым натуральным мерам, позволит осуществить предоставление мер социальной поддержки всем педагогическим работникам, что будет способствовать повышению их социальной защищенности.
4) Внесение изменений в абзац третий пункта 5 статьи 55 Закона "Об образовании" вызвано также использованием в нем устаревшей терминологии, такой как "бесплатная жилая площадь" (в условиях многообразия форм собственности на жилые помещения непонятно, что является бесплатной жилой площадью для педагогического работника, проживающего в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности) или "бесплатное освещение" (при отсутствии раздельного учета электрической энергии, используемой для освещения или на другие бытовые цели, возникают трудности с предоставлением указанной меры социальной поддержки).
5) Статья 55 Закона "Об образовании" предусматривает для педагогических работников, проживающих в сельской местности, особые условия предоставления мер социальной поддержки по сравнению с иными работниками бюджетной сферы, которые до принятия Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" пользовались аналогичными мерами социальной поддержки, предусмотренными на федеральном уровне. Указанное положение создает определенную социальную напряженность.
На основании изложенного и в целях повышения эффективности предоставления педагогическим работникам мер социальной поддержки, повышения социальной защищенности педагогических работников, в целях приведения абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона "Об образовании", в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и соотнесения его положений с положениями Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" предлагается рассмотреть и принять прилагаемый проект федерального закона "О внесении изменений в статью 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", в соответствии с которым:
исключить противоречия между Законом "Об образовании" и Бюджетным кодексом Российской Федерации, предоставив субъектам Российской Федерации право на определение размера и порядка предоставления перечисленных в федеральном законе мер социальной поддержки;
соотнести положения Закона "Об образовании" с положениями Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", что позволит субъектам Российской Федерации в целях улучшения жилищных условий значительного числа граждан претендовать на получение финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилого фонда за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства;
в целях повышения уровня социальной защищенности педагогических работников и ликвидации практики непредоставления мер социальной поддержки (отказа педагогических работников от предоставления мер социальной поддержки в натуральной форме в связи с их ненадобностью) перейти на денежную форму (компенсационную форму) предоставления мер социальной поддержки;
устранить неопределенность и повысить эффективность правоприменительной практики путем уточнения терминологии, используемой при предоставлении мер социальной поддержки;
снять социальную напряженность, вызванную различиями в мерах социальной поддержки педагогических работников и прочих работников бюджетной сферы, проживающих в сельской местности.
Принятие представленного проекта федерального закона повысит качество и эффективность правоприменительной практики, внесет определенность в вопросе предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам, что, в свою очередь, исключит необходимость постоянного вмешательства судебных органов (на сегодняшний день число дел о законности правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам, рассмотренных судами, в том числе Верховным Судом Российской Федерации, исчисляется десятками).
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими
силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта
федерального закона "О внесении изменений в статью 55 Закона
Российской Федерации "Об образовании"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" потребует признания утратившими силу следующих актов федерального законодательства:
постановление Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года N 246 "О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ";
постановление Совета Министров СССР от 4 мая 1971 года N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности";
абзац пятый пункта 23 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года N 437 "О мерах по дальнейшему улучшению жилищных, коммунально-бытовых и социально-культурных условий жизни сельского населения";
распоряжение Совета Министров СССР от 23 мая 1984 года N 1003-р.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений
в статью 55 Закона Российской Федерации "Об образовании"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" не потребует дополнительных финансовых затрат за счет средств федерального бюджета и не повлечет изменения финансовых обязательств Российской Федерации.
<< Назад |
Статья 1 >> Статья 1 |
|
Содержание Постановление Государственного Совета УР от 25 июня 2008 г. N 133-IV "О внесении в порядке законодательной инициативы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.