Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Указу Президента Удмуртской Республики
от 30 декабря 2008 года N 211
Программа
противодействия коррупции в Удмуртской Республике на 2009-2010 годы
1. Состояние проблемы
Реформирование системы государственного управления в России является одним из важных условий ускорения социально-экономического развития страны. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года N 1789-р одобрена Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах, в соответствии с которой одним из основных направлений административной реформы является оптимизация функций исполнительных органов государственной власти и противодействие коррупции.
Коррупционность государственных структур и должностных лиц препятствует развитию государственного управления, влечет за собой огромные дополнительные затраты со стороны предпринимателей и населения. Коррупция представляет собой реальную угрозу нормальному функционированию публичной власти, верховенству закона, правам человека и социальной справедливости. Коррупция подрывает доверие населения к власти, существенно затрудняет экономическое развитие.
Для противодействия указанным угрозам необходимо продолжать осуществлять мероприятия по противодействию коррупции в Удмуртской Республике. Необходимость создания эффективного механизма противодействия коррупции в Удмуртской Республике предусмотрена Программой социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы, Законом Удмуртской Республики от 20 сентября 2007 года N 55-РЗ "О мерах по противодействию коррупционным проявлениям в Удмуртской Республике", а также распоряжением Президента Удмуртской Республики от 5 марта 2007 года N 41-РП "О реализации административной реформы в Удмуртской Республике".
Основные усилия антикоррупционной политики органов государственной власти Удмуртской Республики должны быть направлены на устранение причин и условий, порождающих коррупцию, и, тем самым, на повышение эффективности государственного управления. Важной частью антикоррупционной политики Удмуртской Республики является настоящая Программа противодействия коррупции в Удмуртской Республике на 2009-2010 годы (далее - Программа).
Одной из основных функций уполномоченного органа по реализации мероприятий, направленных на противодействие коррупции в Удмуртской Республике, должна стать координация антикоррупционной политики и контроль за ее проведением. Это предполагает выработку и реализацию системы мер, направленных на устранение условий, порождающих, провоцирующих и поддерживающих коррупцию во всех ее проявлениях, в государственных органах Удмуртской Республики.
Программа разработана с учетом:
Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции";
Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации";
Указа Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих";
Указа Президента Российской Федерации от 3 марта 2007 года N 269 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов";
Закона Удмуртской Республики от 20 сентября 2007 года N 55-РЗ "О мерах по противодействию коррупционным проявлениям в Удмуртской Республике";
Закона Удмуртской Республики от 5 июля 2005 года N 38-РЗ "О государственной гражданской службе Удмуртской Республики".
2. Цели и задачи Программы
Целями Программы являются:
1) снижение уровня коррупции и устранение причин и условий, порождающих коррупцию в государственных органах Удмуртской Республики;
2) создание системы противодействия коррупции в деятельности государственных органов Удмуртской Республики;
3) обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства от угроз, связанных с коррупцией;
4) повышение эффективности взаимодействия государственных органов и общества в сфере государственного управления.
Для достижения указанных целей требуется решение следующих задач:
1) измерение и оценка существующего уровня коррупции, а также измерение уровня снижения коррупции, достигаемого по итогам реализации Программы;
2) повышение для должностных лиц риска коррупционных действий и потерь от их совершения;
3) увеличение выгод от действий в рамках законодательства и во благо общественных интересов;
4) формирование антикоррупционного общественного сознания, характеризующегося нетерпимостью лиц, замещающих государственные должности Удмуртской Республики, государственных гражданских служащих Удмуртской Республики, граждан и организаций к коррупционным действиям;
5) предупреждение коррупционных правонарушений и противодействие условиям, порождающим коррупцию;
6) обеспечение ответственности за коррупционные правонарушения во всех случаях, прямо предусмотренных нормативными правовыми актами;
7) возмещение вреда, причиненного коррупционными правонарушениями;
8) мониторинг коррупционных факторов и эффективности мер антикоррупционной политики;
9) содействие реализации прав граждан и организаций на доступ к информации о фактах коррупции и коррупционных факторах, а также на их свободное освещение в средствах массовой информации.
3. Направления реализации Программы
Программа основывается на реализации мероприятий по следующим направлениям:
3.1. Организационные меры по формированию механизмов
противодействия коррупции в Удмуртской Республике
Одной из главных задач уполномоченного органа является выработка и реализация совместно с заинтересованными государственными органами Удмуртской Республики системы мер, направленных на сокращение условий, порождающих, провоцирующих и поддерживающих коррупцию во всех ее проявлениях, и координация их исполнения.
В свою очередь, важнейшим аспектом совершенствования деятельности каждого государственного органа Удмуртской Республики должна стать разработка и реализация комплекса мер антикоррупционной направленности, в том числе путем разработки и реализации планов государственных органов Удмуртской Республики по реализации в 2009 и 2010 годах мероприятий Программы противодействия коррупции в Удмуртской Республике на 2009-2010 годы с указанием должностных лиц, ответственных за их реализацию.
Программа предусматривает разработку и утверждение перечня коррупционно опасных должностей в государственных органах Удмуртской Республики, который позволит локализовать и сконцентрировать усилия по противодействию коррупции на наиболее приоритетных направлениях деятельности. Перечень, в первую очередь, должен включать в себя те государственные должности Удмуртской Республики и должности государственной гражданской службы Удмуртской Республики, которые связаны с непосредственным предоставлением государственных услуг заявителям. Для эффективной разработки перечня коррупционно опасных должностей необходимо также предварительно сформировать перечень коррупционно опасных функций (услуг) в сфере деятельности каждого государственного органа Удмуртской Республики.
Кроме того, для выполнения указанных мероприятий необходимо каждому государственному органу Удмуртской Республики проводить анализ должностных обязанностей лиц, замещающих государственные должности Удмуртской Республики, и государственных гражданских служащих Удмуртской Республики, исполнение которых в наибольшей мере подвержено риску коррупционных проявлений.
В частности, исполнение таких должностных обязанностей может быть связано с:
непосредственным предоставлением государственных услуг заявителям, а также иными непосредственными контактами с гражданами и организациями;
осуществлением контрольных и надзорных мероприятий;
подготовкой и принятием решений о распределении бюджетных средств, а также распределением ограниченного ресурса;
подготовкой и принятием решений, связанных с осуществлением государственных закупок;
подготовкой и принятием решений о выдаче лицензий и разрешений;
осуществлением регистрационных действий;
подготовкой и принятием решений по республиканским целевым программам и другим программам, предусматривающим выделение бюджетных средств;
подготовкой и принятием решений, связанных с назначениями на государственные должности, замещение которых связано с риском коррупционных проявлений.
В рамках реализации Программы уполномоченный орган также будет осуществлять следующие организационные меры по формированию механизмов противодействия коррупции:
подготовка и представление в Государственный Совет Удмуртской Республики и Президенту Удмуртской Республики отчета о состоянии мер по противодействию коррупционным проявлениям и реализации мер антикоррупционной политики в Удмуртской Республике в 2009 и 2010 годах;
проведение мониторинга эффективности мер по противодействию коррупции в Удмуртской Республике, его общественное обсуждение.
3.2. Совершенствование организации деятельности по размещению
государственных заказов для государственных нужд Удмуртской Республики
В Удмуртской Республике должна быть продолжена работа по оптимизации процедур закупок для государственных нужд Удмуртской Республики. С целью повышения эффективности государственных закупок для государственных нужд Удмуртской Республики будут реализовываться:
меры по установлению процедур, позволяющих проводить мониторинг отклонения цен заключения договоров от среднерыночного уровня;
мониторинг отклонения цен заключения договоров от среднерыночного уровня;
меры по использованию всех возможных процедур, не противоречащих законодательству, в целях развития свободной конкуренции среди поставщиков продукции для государственных нужд;
меры по устранению случаев участия на стороне поставщиков продукции для государственных нужд близких родственников должностных лиц, ответственных за подготовку и принятие решений по размещенным государственным заказам, а также лиц, которые могут оказать прямое влияние на процесс формирования, размещения и контроля за проведением государственных закупок, исключение иных возможных предпосылок конфликта интересов государственных гражданских служащих.
Мониторинг соблюдения требований Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" будет осуществляться Министерством торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики и Администрацией Президента и Правительства Удмуртской Республики. Информация о результатах мониторинга соблюдения требований закона должна выноситься на обсуждение Правительства Удмуртской Республики и размещаться на сайте "Официальное представительство Удмуртской Республики в сети "Интернет".
3.3. Внедрение антикоррупционных механизмов в рамках реализации
кадровой политики в Удмуртской Республике, совершенствование
системы внутреннего контроля
В рамках реализации законодательства о государственной гражданской службе Удмуртской Республики в целях противодействия коррупции будут развиваться:
исключающие коррупцию системы подбора и расстановки кадров, в том числе мониторинг конкурсного замещения вакантных должностей, ротации должностных лиц;
механизмы урегулирования конфликтов интересов на государственной гражданской службе Удмуртской Республики;
процедуры предотвращения и устранения нарушений правил служебного поведения государственных гражданских служащих Удмуртской Республики.
В отношении лиц, замещающих государственные должности Удмуртской Республики, и государственных гражданских служащих Удмуртской Республики должна быть создана и внедрена комплексная система контроля за представлением указанными лицами сведений о доходах и имуществе, принадлежащем им на праве собственности, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов их семей, об экономических и хозяйственных интересах и о конфликте интересов.
Эффективное противодействие коррупции в государственных органах Удмуртской Республики невозможно без совершенствования системы внутреннего контроля деятельности лиц, замещающих государственные должности Удмуртской Республики, и государственных гражданских служащих Удмуртской Республики.
Одним из механизмов дополнительного внутреннего контроля деятельности государственных гражданских служащих Удмуртской Республики может стать внесение следующих положений в заключаемые с ними служебные контракты:
дополнительные ограничения для данной категории государственных гражданских служащих Удмуртской Республики в связи с занимаемой должностью;
требования в отношении раскрытия контактов данного должностного лица с иными лицами по служебным вопросам, помимо обязательных административных процедур и действий, закрепленных в административном и должностном регламентах;
формы ответственности за нарушение предусмотренных в служебном контракте ограничений, а также в случае выявления коррупционных проявлений в действиях данного должностного лица;
право представителя нанимателя осуществлять видеонаблюдение и звукозапись исполнения должностным лицом своих должностных обязанностей.
В компетенции государственных органов Удмуртской Республики находится возможность создания собственной системы внутреннего контроля, основанной на внедрении открытых и гласных процедур при осуществлении действий, связанных с потенциальной возможностью коррупции, выработке механизмов параллельной и перекрестной взаимопроверки документов, сопровождающих заключение договоров, контрактов на поставку товаров или выполнение услуг и т.д., создании морально-психологического климата, формирующего отношение к фактам коррупции, как явлению безнравственному, несовместимому со статусом государственного гражданского служащего, требующему не только морального осуждения, но и информирования об этих фактах непосредственного руководства, а, в случае необходимости, и правоохранительных органов. В первоочередном порядке эта система должна применяться в отношении тех структурных подразделений государственных органов Удмуртской Республики, которые исполняют наиболее коррупциогенные полномочия.
Также в рамках реализации данного направления в государственных органах Удмуртской Республики должна совершенствоваться система внутреннего контроля, основанная на механизме служебных проверок. Должен быть разработан и внедрен механизм проведения служебных проверок в отношении государственных гражданских служащих Удмуртской Республики, исполняющих должностные обязанности, в наибольшей мере подверженных риску коррупционных проявлений, в плановом порядке, а также в отношении иных государственных гражданских служащих Удмуртской Республики на основании поступившей информации о коррупционных проявлениях, в том числе жалоб и обращений граждан и организаций, а также публикаций в средствах массовой информации. С этой целью должна быть разработана система мероприятий по целенаправленному сбору, фиксации и детальному рассмотрению данных, свидетельствующих о фактах коррупции.
Отдельным направлением внутреннего контроля должна стать система постоянного мониторинга имущественного положения должностных лиц, в том числе на основе выборочного анализа представленных ими сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов их семей, а также организация анализа стиля жизни тех должностных лиц, в отношении которых имеются жалобы граждан и организаций, негативные публикации в средствах массовой информации.
3.4. Организация и проведение антикоррупционной экспертизы
правовых актов Удмуртской Республики и их проектов
Противодействие коррупции должно включать в себя мероприятия по исключению из правовых актов норм, порождающих коррупцию, повышающих вероятность совершения коррупционных действий.
Необходимо нормативно ограничить возможность принятия управленческих решений по усмотрению лиц, замещающих государственные должности Удмуртской Республики, и государственных гражданских служащих Удмуртской Республики. Одновременно необходимо исключить возможность появления в правовом акте норм, усложняющих (прямо или косвенно) управленческий процесс и формирующих тем самым питательную среду для вымогательства, взяточничества, других форм проявления коррупции.
В связи с этим Программа предусматривает организацию и проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов Удмуртской Республики и их проектов, вносимых на рассмотрение государственных органов Удмуртской Республики. В первую очередь обязательной антикоррупционной экспертизе должны быть подвергнуты правовые акты, которые устанавливают контрольно-надзорные, распорядительные, разрешительные полномочия государственных органов Удмуртской Республики, а также полномочия по оказанию государственных услуг гражданам и организациям. Для организации и проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов Удмуртской Республики и их проектов предусматривается разработка проекта Указа Президента Удмуртской Республики "О порядке антикоррупционной экспертизы правовых актов Удмуртской Республики и их проектов".
3.5. Формирование нетерпимого отношения к проявлениям коррупции
В государственных органах Удмуртской Республики должна быть создана и реализована программа семинаров и тренингов, направленных на формирование нетерпимого отношения к проявлениям коррупции со стороны лиц, замещающих государственные должности Удмуртской Республики, и государственных гражданских служащих Удмуртской Республики, граждан и организаций. Ее основная задача - формирование у лиц, замещающих государственные должности Удмуртской Республики, и государственных гражданских служащих Удмуртской Республики осознания важности и ответственности государственной службы как формы служения обществу и государству, разъяснение лицам, замещающим государственные должности Удмуртской Республики, и государственным гражданским служащим Удмуртской Республики вопросов ответственности за коррупционные правонарушения, основных положений международного и федерального законодательства, а также законодательства Удмуртской Республики по противодействию коррупции, ситуаций конфликта интересов и механизмов его преодоления, формирование ясного представления о действиях и проявлениях в деятельности должностных лиц, рассматриваемых как коррупционные.
Указанные мероприятия должны проводиться как для сотрудников государственных органов Удмуртской Республики, так и для сотрудников (работников) подведомственных им организаций. Кроме того, целесообразно проведение публичных информационных мероприятий для различных целевых групп граждан и предпринимателей - получателей государственных услуг.
Государственные органы Удмуртской Республики должны обеспечить информирование своих сотрудников, а также должностных лиц подведомственных организаций о результатах проведенных служебных проверок, обстоятельствах совершения коррупционных проступков и принятых мерах по отношению к виновным должностным лицам.
3.6. Установление обратной связи с получателями
государственных услуг
В государственных органах Удмуртской Республики должен быть организован анализ публикаций в средствах массовой информации, а также заявлений и обращений граждан на предмет наличия информации о фактах коррупции со стороны лиц, замещающих государственные должности Удмуртской Республики, и государственных гражданских служащих Удмуртской Республики, а также организована проверка таких фактов. В целях установления действенной обратной связи с получателями государственных услуг государственные органы Удмуртской Республики должны разработать комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективное информирование граждан и организаций о заинтересованности государственного органа в выявлении фактов коррупции и привлечении виновных должностных лиц к ответственности.
В уполномоченном органе должен быть создан постоянный канал взаимодействия с заявителями посредством организации "горячей линии" и определен порядок обработки поступающих на неё сообщений о коррупционных инцидентах в государственных органах Удмуртской Республики и подведомственных им организациях.
Также планируется обеспечить соблюдение правил приема граждан руководителями государственных органов Удмуртской Республики. В средствах массовой информации планируется отражать факты привлечения к ответственности должностных лиц за правонарушения, связанные с использованием служебного положения, а также информацию по итогам рассмотрения обращений граждан.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
5. Организация управления Программой и контроль ее
исполнения, механизм реализации Программы
Контроль за исполнением Программы осуществляет руководитель уполномоченного органа. Координацию мероприятий в рамках Программы осуществляет уполномоченный орган.
Исполнители мероприятий в установленные сроки представляют в уполномоченный орган отчеты о реализации предусмотренных Программой мероприятий.
Руководители государственных органов - исполнителей мероприятий несут в соответствии с законодательством персональную ответственность за их качественное и своевременное исполнение.
Неотъемлемой составляющей механизма реализации Программы является использование на всех стадиях независимого мониторинга хода реализации Программы. Оперативная информация о ходе реализации мероприятий Программы, о правовых актах, принятых в целях реализации мероприятий Программы, размещается на сайте "Официальное представительство Удмуртской Республики в сети "Интернет".
5. Ожидаемые результаты реализации Программы
В результате реализации Программы ожидаются следующие результаты:
1) снижение уровня коррупции при осуществлении государственными органами Удмуртской Республики своих полномочий, в том числе снижение числа злоупотреблений при осуществлении должностных полномочий со стороны лиц, замещающих государственные должности Удмуртской Республики, и государственных гражданских служащих Удмуртской Республики, а также со стороны иных лиц и организаций, осуществляющих государственные полномочия;
2) создание правовой базы для эффективного противодействия коррупции в Удмуртской Республике;
3) повышение эффективности государственного управления и качества и доступности государственных услуг;
4) укрепление доверия населения к государству, к деятельности государственных органов Удмуртской Республики, повышение уважения граждан к государственной гражданской службе и статусу государственного гражданского служащего;
5) уменьшение издержек предпринимателей на преодоление административных барьеров.
Для оценки эффективности реализации Программы необходимо разработать и внедрить механизмы мониторинга в соответствии с показателями, отражающими:
число выявленных коррупционных правонарушений со стороны лиц, замещающих государственные должности Удмуртской Республики, и государственных гражданских служащих Удмуртской Республики;
долю граждан и организаций, сталкивающихся с проявлением коррупции в деятельности государственных органов Удмуртской Республики, в том числе официально обратившихся с жалобами и заявлениями на проявления коррупции в деятельности государственных органов Удмуртской Республики;
соотношение числа выявленных коррупционных правонарушений и доли указанных выше граждан и организаций;
объем выявленных коррупционных рынков;
объем посреднических рынков при предоставлении государственных услуг государственными органами Удмуртской Республики;
уровень удовлетворенности заявителей качеством и доступностью государственных услуг.
6. Финансовое обеспечение Программы
Источниками финансирования Программы являются средства бюджета Удмуртской Республики, а также средства, поступившие из федерального бюджета на проведение административной реформы в случае победы в конкурсном отборе для оказания поддержки проведения административной реформы. Финансирование мероприятий Программы из бюджета Удмуртской Республики будет осуществляться за счет текущего финансирования государственных органов Удмуртской Республики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.