Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Государственного Совета УР
от 25 ноября 2008 года N 185-IV
Республиканская целевая программа
"Старшее поколение" на 2009-2011 годы
I. Паспорт
республиканской целевой программы "Старшее поколение" на 2009-2011 годы
Наименование Программы |
Республиканская целевая программа "Старшее поколение" на 2009-2011 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Распоряжение Президента Удмуртской Республики от 15 января 2008 года N 3-РП "О подготовке и проведении празднования 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов в Удмуртской Республике"; распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 11 марта 2008 года N 173-р "О подготовке и проведении празднования 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов в Удмуртской Республике"; распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 13 октября 2008 года N 932-р "О разработке республиканской целевой программы "Старшее поколение" на 2009-2011 годы |
Государственный заказчик Программы |
Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики |
Разработчик Программы |
Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики |
Исполнители Программы |
Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики; Министерство культуры Удмуртской Республики; Министерство здравоохранения Удмуртской Республики; Государственный комитет Удмуртской Республики по физической культуре и спорту; Удмуртская республиканская общественная организация Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов (по согласованию); другие исполнительные органы государственной власти Удмуртской Республики; органы местного самоуправления в Удмуртской Республике (по согласованию) |
Основная цель Программы |
Создание условий для повышения качества жизни пожилых граждан на основе совершенствования деятельности учреждений социального обслуживания, обеспечения доступности медицинской помощи, образовательных, культурно-досуговых и иных услуг, внедрения новых форм социального обслуживания, содействия активному участию пожилых людей в жизни общества |
Основные задачи Программы |
Совершенствование деятельности учреждений и служб, предоставляющих пожилым людям комплекс жизненно важных социально ориентированных услуг в части разработки новых форм социального обслуживания пожилых граждан с учетом масштабов и темпов старения населения, создание условий для внедрения экономически обоснованных моделей и приближения уровня социального обслуживания к потребностям общества; создание условий для продолжения образования в "третьем возрасте"; содействие повышению уровня социальной адаптации пожилых людей, упрочению социальных связей в сочетании с расширением их социокультурных контактов; усиление координации деятельности республиканских органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий всех форм собственности и общественных организаций в части решения актуальных проблем жизнеобеспечения граждан старшего поколения; поддержание жизненной активности пожилых людей мерами реабилитационного и оздоровительного характера; обеспечение государственной поддержки граждан пожилого возраста; укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания |
Целевые индикаторы Программы |
Количество лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, лиц, награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (далее - труженики тыла), получивших единовременную материальную помощь; количество лиц, получивших натуральную помощь; количество лиц, получивших материальную помощь на проведение дорогостоящих операций, проведение ремонта жилых помещений; количество ветеранов Великой Отечественной войны, охваченных услугами специализированных заездов в центрах социального обслуживания; количество лиц, получивших льготную подписку; количество пожилых людей, принявших участие в республиканских, районных, городских мероприятиях, посвященных Дню Победы, Международному дню пожилых людей, Международному дню инвалидов |
Сроки и этапы реализации Программы |
С 1 января 2009 года до 31 декабря 2011 года с разбивкой на следующие этапы: первый этап (2009 год) - подготовка и реализация мероприятий по социальной поддержке граждан старшего поколения; второй этап (2010 год) - реализация мероприятий по социальной поддержке граждан старшего поколения; третий этап (2011 год) - реализация мероприятий по социальной поддержке граждан старшего поколения, оценка эффективности реализации Программы |
Объемы и источники финансирования Программы |
Источники финансирования - бюджет Удмуртской Республики и иные источники в соответствии с законодательством Российской Федерации. Общий объем финансирования из бюджета Удмуртской Республики составляет 52 000 тысяч рублей. Сумма затрат по годам: 2009 год - 9070 тысяч рублей; 2010 год - 34171 тысяч рублей; 2011 год - 8759 тысяч рублей. Предполагаемый объем финансирования из бюджета Удмуртской Республики, предусмотренный Программой, носит ориентировочный характер и подлежит ежегодной корректировке в соответствии с законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий финансовый год |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
Оказать адресную денежную и натуральную помощь 60 тысячам пожилых людей; улучшить качество услуг, предоставляемых центрами социального обслуживания, 260 тысячам граждан старшего поколения; организовать специализированные заезды для 3011 ветеранов Великой Отечественной войны в центры социального обслуживания; провести диспансеризацию 57,5 тысяч ветеранов войны, тружеников тыла и вдов погибших (умерших) участников войны и обеспечить их специализированной медицинской помощью; обеспечить более 3 тысяч тружеников тыла, реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий, зубопротезированием, искусственными хрусталиками, электрокардиостимуляторами, глазными протезами, эндопротезированием суставов; организовать для 89,5 тысяч пожилых людей мероприятия, посвященные Дню Победы, Международному дню пожилых людей, Международному дню инвалидов |
II. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Современная демографическая ситуация в Удмуртской Республике, как и в целом по Российской Федерации, характеризуется тенденцией увеличения доли пожилых людей, что соответствует общемировому процессу старения населения.
В настоящее время в республике проживает более 392,5 тыс.пенсионеров (25,5 % от общей численности населения), в том числе работающих - 100,7 тыс.человек (25,6 %). Каждый 5-й житель республики старше трудоспособного возраста.
Определяющим для уровня жизни пенсионера является характеристика его возможностей удовлетворять материальные, культурные и социальные потребности за счет приобретения услуг. В условиях рынка приобретение услуг в значительной мере зависит от экономического положения пенсионера.
По состоянию на 1 апреля 2008 года средний размер пенсии в республике составлял 3916,03 рубля, трудовой пенсии - 4021,74 рубля (из общего числа пенсионеров 91,2 % - получатели трудовой пенсии), пенсии по старости - 4213,14 рублей, пенсии по инвалидности - 3189,13 рубля.
Величина прожиточного минимума в Удмуртской Республике за I квартал 2008 года для пенсионеров составила 3064 рубля. Численность пенсионеров, доход которых ниже прожиточного минимума, по состоянию на 1 января 2008 года составляет 78,6 тыс.человек (20,0 % от общей численности пенсионеров).
Физическое здоровье самым непосредственным образом влияет на способность пожилых людей участвовать в жизни общества. У пожилых людей (55-65 лет) уровень заболеваемости в 2 раза, а в старческом возрасте (более 80 лет) - в 6 раз выше, чем у лиц трудоспособного возраста. В связи с ухудшением здоровья пожилых людей увеличивается инвалидность и смертность этой категории граждан.
Особой группой нуждающихся в поддержке государства являются инвалиды, участники Великой Отечественной войны, труженики тыла, средний возраст которых превышает 80 лет. Их мужество и героизм при защите Отечества, а также трудовые подвиги во время Великой Отечественной войны, утраченное здоровье на послевоенном восстановлении народного хозяйства требуют со стороны государства незамедлительного и возможно полного решения проблем ветеранов войны и труда.
В республике действовала Республиканская целевая программа "Старшее поколение" на 2004-2005 годы" (далее - Республиканская программа), на реализацию которой было выделено 60 млн.рублей. Республиканская программа носила межведомственный характер. Ее координацию осуществляло Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики. За время действия Республиканской программы различные виды социальной помощи и услуг получили более 180 тысяч пенсионеров.
Анализ достигнутых в ходе реализации Республиканской программы результатов и реального положения пожилых людей в республике позволил определить приоритеты развития социальной политики в отношении граждан старшего поколения, направленные на создание условий для здоровой, безопасной и достойной старости.
III. Социально-экономическая значимость проблемы
для населения республики
В условиях глобальных социально-экономических преобразований одним из показателей устойчивого развития Удмуртской Республики является снижение уровня социальной напряженности, характеризующееся повышением качества жизни пожилых людей.
Повышение уровня и качества жизни пожилых людей остается одной из первоочередных задач органов государственной власти. Значимость социальной поддержки граждан старшего поколения обусловлена низким уровнем материального положения, продолжающимся процессом преждевременного старения населения и высоким уровнем заболеваемости взрослого населения.
Совершенствование системы социальной поддержки граждан старшего поколения без использования республиканской целевой программы является неэффективным.
IV. Основные цели и задачи Программы
Целью Программы является создание условий для повышения качества жизни пожилых граждан на основе совершенствования деятельности учреждений социального обслуживания, обеспечения доступности медицинской помощи, образовательных, культурно-досуговых и иных услуг, внедрения новых форм социального обслуживания, содействия активному участию пожилых людей в жизни общества.
В рамках Программы предусматривается решение следующих задач:
совершенствование деятельности учреждений и служб, предоставляющих пожилым людям комплекс жизненно важных социально ориентированных услуг в части разработки новых форм социального обслуживания пожилых граждан с учетом масштабов и темпов старения населения, создание условий для внедрения экономически обоснованных моделей и приближения уровня социального обслуживания к потребностям общества;
содействие повышению уровня социальной адаптации пожилых людей, упрочению социальных связей в сочетании с расширением их социокультурных контактов;
усиление координации деятельности республиканских органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий всех форм собственности и общественных организаций в части решения актуальных проблем жизнеобеспечения граждан старшего поколения;
поддержание жизненной активности пожилых людей мерами реабилитационного и оздоровительного характера;
обеспечение государственной поддержки граждан пожилого возраста;
укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания.
Программа будет рассчитана на 2009-2011 годы и ее реализацию планируется осуществить в три этапа.
Первый этап (2009 год) предполагает организационную работу по реализации Программы, включает выполнение первоочередных мероприятий в интересах граждан старшего поколения. Планируется уточнение программных мероприятий и объемов финансирования на последующие годы.
Второй этап (2010 год) наряду с осуществлением запланированных мероприятий включает при необходимости подготовку в установленном порядке предложений по их корректировке.
Третий этап (2011 год), являясь завершающим, предполагает проведение оценки эффективности реализации Программы, подготовку предложений и рекомендаций по совершенствованию деятельности в интересах пожилых людей.
V. Целевые индикаторы по годам реализации Программы
Для оценки эффективности реализации Программы в соответствии с приоритетными направлениями ее реализации применяются следующие целевые индикаторы:
количество тружеников тыла, получивших единовременную материальную помощь;
количество лиц, получивших натуральную помощь;
количество лиц, получивших материальную помощь на проведение дорогостоящих операций, проведение ремонта жилых помещений;
количество ветеранов Великой Отечественной войны, охваченных услугами специализированных заездов в центрах социального обслуживания;
количество ветеранов войны, тружеников тыла и вдов погибших (умерших) участников войны, охваченных диспансеризацией и специализированной медицинской помощью;
количество лиц, получивших льготную подписку;
количество пожилых людей, принявших участие в республиканских, городских и районных мероприятиях, посвященных Дню Победы, Международному дню пожилых людей, Международному дню инвалидов.
Прогноз основных целевых индикаторов Программы
Целевой индикатор |
Прогноз по годам |
||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
|
количество тружеников тыла, получивших единовременную материальную помощь |
|
50000 |
|
количество лиц, получивших натуральную помощь |
3000 |
3000 |
2800 |
количество лиц, получивших материальную помощь на проведение дорогостоящих операций, проведение ремонта жилых помещений |
500 |
250 |
500 |
количество ветеранов Великой Отечественной войны, охваченных услугами специализированных заездов в центрах социального обслуживания |
1 250 |
1 111 |
650 |
количество ветеранов войны, тружеников тыла и вдов погибших (умерших) участников войны, охваченных диспансеризацией и специализированной медицинской помощью |
57500 |
56500 |
55500 |
количество лиц, получивших льготную подписку |
7000 |
7000 |
7000 |
количество пожилых людей, принявших участие в республиканских, городских и районных мероприятиях, посвященных Дню Победы, Международному дню пожилых людей, Международному дню инвалидов |
89500 |
89500 |
89500 |
VI. План мероприятий Программы
В целях реализации Программы необходимо осуществить комплекс организационно-практических мероприятий. План мероприятий Программы является приложением 1 к настоящей Программе.
VII. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета Удмуртской Республики и иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.
тыс.руб.
Источники финансирования |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Всего |
бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации |
По согласованию |
|||
бюджет Удмуртской Республики |
9070 |
34171 |
8759 |
52000 |
бюджеты муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике |
По согласованию |
Ориентировочный объем средств из бюджета Удмуртской Республики в 2009-2011 г. составит 52000 тыс.рублей (в ценах текущих лет), за исключением объемов финансирования, направляемых на социальную поддержку пожилых людей на оказание государственной социальной помощи, социальное обслуживание, реализацию мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, проезду и ежемесячной денежной выплаты.
Объемы финансирования за счет средств бюджета Удмуртской Республики подлежат ежегодной корректировке в соответствии с законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий финансовый год.
VIII. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы базируется на принципах партнерства исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, органов местного самоуправления и общественных объединений.
Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики осуществляет организацию, координацию и контроль за реализацией Программы, вносит в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий Программы с учетом складывающейся социально-экономической ситуации, обеспечивает контроль за целевым использованием средств бюджета Удмуртской Республики.
Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики и его территориальные органы, учреждения социального обслуживания заключают договоры на поставку продукции (выполнение работ, оказание услуг) для государственных нужд Удмуртской Республики с организациями, определенными в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, принимает и оплачивает произведенные товары (выполненные работы, оказанные услуги) в соответствии с условиями договора, соглашения.
Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики ежегодно уточняет с учетом выделяемых на Программу финансовых средств целевые показатели и затраты по программным мероприятиям.
Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики ежегодно формирует бюджетные заявки на ассигнования из бюджета Удмуртской Республики для финансирования мероприятий Программы и в установленном порядке представляет их в Министерство экономики Удмуртской Республики.
IX. Организация управления Программой
Управление Программой осуществляется Министерством социальной защиты населения Удмуртской Республики и включает в себя комплекс организационных мер по реализации Программы.
Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики:
несет ответственность за достижение поставленной цели и решение задач Программы, обеспечение достижения значений целевых индикаторов;
обеспечивает реализацию Программы в соответствии с утвержденным планом мероприятий и в пределах средств, предусмотренных законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий финансовый год, а также в соответствии с заключенными контрактами (договорами, соглашениями) с участниками реализации Программы;
является главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых на реализацию Программы, несет ответственность и обеспечивает контроль за целевым и эффективным их использованием;
заключает контракты (договоры, соглашения) в соответствии с законодательством;
принимает от исполнителей Программы произведенные товары (выполненные работы, оказанные услуги) и оплачивает их в соответствии с условиями контракта (договора, соглашения);
ежеквартально в течение двух недель по окончании соответствующего квартала направляет в Министерство экономики Удмуртской Республики отчет о реализации Программы по установленной форме с пояснительной запиской;
по запросу Правительства Удмуртской Республики представляет информацию о реализации мероприятий Программы;
в срок до 1 марта текущего года представляет отчет о реализации Программы за весь период ее реализации в Министерство экономики Удмуртской Республики по установленной форме с пояснительной запиской;
направляет в уполномоченный орган бюджетную заявку на ассигнования из бюджета Удмуртской Республики для финансирования Программы на соответствующий финансовый год;
вправе ежегодно вносить на рассмотрение Правительства Удмуртской Республики предложения об уточнении плана мероприятий Программы в случае несоответствия объемов финансирования, предусмотренных законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий финансовый год, объемам финансирования, предусмотренным Программой.
X. Контроль за реализацией Программы
Контроль за реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком Программы - Министерством социальной защиты населения Удмуртской Республики в установленном законодательством порядке.
XI. Методика оценки эффективности Программы
Методика оценки эффективности Программы заключается в определении количественных характеристик реализации государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения на территории Удмуртской Республики.
Оценка количественных характеристик эффективности Программы будет ежегодно производиться на основании использования системы целевых индикаторов.
XII. Оценка социальной, экономической, бюджетной
эффективности реализации Программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
оказать адресную денежную и натуральную помощь 60 тысячам пожилых людей;
улучшить качество услуг, предоставляемых центрами социального обслуживания 260 тысячам граждан старшего поколения;
организовать специализированные заезды для 3011 ветеранов Великой Отечественной войны в центры социального обслуживания;
провести диспансеризацию 57,5 тысяч ветеранов войны, тружеников тыла и вдов погибших (умерших) участников войны и обеспечить их специализированной медицинской помощью;
обеспечить более 3 тысяч тружеников тыла, реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий, зубопротезированием, искусственными хрусталиками, электрокардиостимуляторами, глазными протезами, эндопротезированием суставов;
стимулировать и поддерживать активную жизненную позицию пожилых людей посредством привлечения их в клубы по интересам, развития творческого потенциала, участия в общественных объединениях;
обеспечить более широкий доступ пожилых людей к культурным ценностям, образовательным, информационным, консультативным и развлекательным программам, современным информационным технологиям.
XIII. Технико-экономическое обоснование Программы
Технико-экономическое обоснование Программы представлено в приложении 2 к настоящей Программе.
XIV. Оценка рисков реализации Программы
В ходе реализации мероприятий Программы можно предположить наличие следующих основных рисков, связанных с наличием объективных и субъективных факторов.
Внешние риски:
изменение федерального законодательства и законодательства Удмуртской Республики;
изменение федерального законодательства в части перераспределения полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
Внутренние риски:
возможность недофинансирования или несвоевременного финансирования расходов на реализацию программных мероприятий из бюджета Удмуртской Республики;
возможность отклонений в достижении результатов из-за несоответствия влияния отдельных мероприятий Программы на ситуацию, связанную с пожилыми людьми, их ожидаемой эффективности.
В целях управления указанными рисками в процессе реализации Программы предусматривается:
создание эффективной системы управления на основе четкого распределения функций, полномочий и ответственности исполнителей Программы;
проведение мониторинга выполнения Программы, регулярного анализа и при необходимости - ежегодной корректировки индикаторов, а также мероприятий Программы;
перераспределение объемов финансирования в зависимости от динамики и темпов достижения поставленных целей, изменений во внешней среде.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.