Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Факторы развития экономики Удмуртской Республики
2.1 Долгосрочные тенденции развития экономики Удмуртской Республики
Экономика Российской Федерации находится в тренде долгосрочного роста. Несмотря на экономический кризис, в длительной перспективе экономика продолжит рост, и Российская Федерация сохранит позицию одной из ведущих стран мира по размеру экономики.
Рост валового внутреннего продукта России (далее - ВВП) в период с 2003 по 2007 годы составлял в среднем 107,3 % в год, что выше темпов роста за предыдущий период и выше среднего уровня роста мирового ВВП. Рост ВВП по прогнозу Министерства экономического развития России на 2008 год составлял 7,6-7,8 %. Однако по итогам 2008 года рост составил всего 5,6 %.
Несмотря на фактическое замедление роста и увеличение рисков рецессии российской экономики, в долгосрочной перспективе прогнозируется восстановление высоких темпов экономического развития.
Министерство экономического развития России прогнозирует, что развитие до 2020 года будет происходить в два этапа: "консолидация конкурентных преимуществ" и "инновационный прорыв". Рост экономики при этом будет обеспечен переходом от развития "традиционных" секторов к развитию инновационных видов деятельности. На первом этапе рост будет поддержан высокими ценами на нефть (от 50 долларов и выше), что обусловлено сокращением доли "легкой" нефти в общих мировых запасах и росте потребления по странам мира в долгосрочной перспективе.
ВВП Российской Федерации на душу населения должен достичь к 2020 году 30 тыс. долларов, общие затраты на исследования и разработки увеличатся до 2,5-3 % ВВП, объем экспорта превысит 900 млрд. долларов, при этом экспорт машиностроительной продукции составит 110-130 млрд. долларов в год.
Но современная (кризисная) экономическая ситуация открывает перед Удмуртской Республикой как ряд возможностей, так и рисков, которые могут оказать существенное влияние на изменение структуры и объема экономики Удмуртской Республики.
Положительными последствиями кризиса являются:
переход предприятий на производство уникальной (в технологическом или функциональном отношении) продукции в целях подстраивания под сужающийся спрос;
расширение региональной географии сбыта российских компаний и повышение возможностей выхода на мировые рынки;
увеличение возможностей импорта технологий и обмена опыта с иностранными компаниями в аналогичных сферах деятельности;
рост спроса на льготные инвестиционные условия (ввиду дефицита инвестиционной деятельности в России и мире вследствие действия кризиса);
возможности реализации новых инвестиционных проектов ввиду снижения цен на ряд материалов и услуг;
возможности по повышению эффективности экономики, в том числе за счет активного внедрения энергосберегающих технологий.
Рисками экономического кризиса являются:
усиление дифференциации регионов страны по уровню социально-экономического развития;
рост инфляции вследствие роста денежной массы в стране;
рост инфляции вследствие сильной девальвации рубля при высокой доле импорта среди потребительских и промышленных товаров;
импорт инфляции по причине выравнивания внутренних и мировых цен на товары и услуги;
сокращение инвестиционной активности иностранных и российских компаний;
повышение уязвимости российской экономики от негативных тенденций мировой экономики.
2.2 Направления развития секторов экономики Удмуртской Республики
В докризисный период сформировалось понимание дефицитного перечня факторов, которые необходимо было преодолеть отдельным секторам и отраслям для реализации стратегий, основанных на технологической модернизации. Основными барьерами для перехода к новому типу стратегий являются: квалификационный барьер, корпоративный барьер, инновационно-технологический барьер, капитальный барьер.
К секторам, в которых наиболее перспективна реализация стратегий роста, основанных на технологической модернизации, относятся: добыча нефти, производство машин и оборудования, производство электрооборудования, пищевая промышленность, химическая промышленность, производство нефтегазового оборудования и предоставление нефтесервисных услуг.
Сектора экономики Удмуртии можно разделить на три группы, отличающиеся по возможностям (наличию ресурсов, инновационного потенциала и т.д.) перехода к новому типу стратегий.
К первой группе секторов относятся: предприятия атомной промышленности, ракетостроения, химической промышленности. Для данной группы секторов необходим возврат в стадию активизации исследований и разработок, а также расширение производственных возможностей с целью дальнейшего вывода на рынок новой продукции.
Ко второй группе секторов относятся: производство средств связи, конденсаторов, электродвигателей, черная металлургия, добыча нефти. Для данной группы секторов переход к новому типу стратегии будет происходить через запуск масштабной модернизации производственных мощностей (либо внедрения новых технологий производства) и внедрение новых технологий маркетинга с целью повышения маржинальности бизнеса.
К третьей группе секторов относятся: сельское хозяйство, приборостроение, автомобилестроение, деревообработка, производство стрелкового оружия. Для данной группы секторов существует потребность расширения рынков сбыта за счет создания брендированной продукции, выпуска новых видов продукции и дальнейшего развития собственной научно-технологической базы.
В кратко- и среднесрочной перспективе для улучшения позиций секторов экономики Удмуртской Республики на внешних рынках необходимо оказывать им поддержку в преодолении существующих барьеров, поскольку существуют риски "сжатия" старых рынков.
Законом Удмуртской Республики от 10 апреля 2015 г. N 15-РЗ в пункт 2.3 раздела 2 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после официального опубликования названного Закона
2.3 Последствия кризиса в мировой экономике
Мировой экономический кризис обострил ряд ранее нерешенных проблем и спровоцировал кризис перепроизводства в Российской Федерации и Удмуртии. Ранее существовавшие барьеры для перехода на новый этап развития и выхода на новые рынки значительно выросли. При этом для предприятий многих секторов экономики, таких как: производство электрооборудования, радиоэлектроника, автомобилестроение, производство нефтегазового оборудования и некоторых других - обозначилась угроза банкротств.
Главным двигателем роста российских рынков, а также рынков, на которых работают предприятия Удмуртской Республики, был ценовой фактор, однако падение цен на всех основных товарных рынках во второй половине 2008 года и последовавший за ним глобальный экономический кризис привели практически к утрате данного фактора роста. Большинство предприятий региона оказалось не способно решить вставшие перед ними проблемы, что привело к сокращению персонала, снижению оплаты труда и приостановлению инвестиционных проектов.
"Сжатие" рынков, сокращение доступных ресурсов и падение объемов производства обострит проблемы преодоления существующих барьеров для развития предприятий и переходу к новому типу стратегий, основанному на технологической модернизации. Оценка перспективной динамики некоторых значимых для экономики Удмуртской Республики секторов в условиях кризиса на краткосрочную перспективу приведена в таблице 1.
Таблица 1. Оценка перспективной динамики некоторых
значимых для экономики Удмуртской Республики секторов
в условиях кризиса (на краткосрочную перспективу)
Сектор экономики |
Темп роста в предшествующий период |
Объем реального или возможного снижения производства |
Объем реального или возможного сокращения кадров |
Объем реального или возможного сокращения инвестиций |
Нефтедобыча |
Максимум добычи в 2007 году, максимум цен - июнь 2008 года (рост за 1,5 года в 3 раза) |
10-20 % (15-30 % прибыли, в августе - сентябре 2008 года она упала на 15 млрд. долларов) |
10 % |
Замораживание части проектов в Восточной Сибири, на северных шельфах; добычи "тяжелой нефти" |
Нефтегазовое машиностроение и нефтесервис |
Максимумы продаж - 2005-2007 годы |
50 % (сокращение в ценовом выражении - до 50 %) |
до 30-50 % |
Приостановление большей части программ капитальных вложений. Замораживание геологоразведки |
Черная металлургия |
3-5 % в год |
15-25 % (ситуационный спад до 40 %) |
10-30 % |
Сокращение инвестиционных программ в 1,5-2,5 раза |
Автомобилестроение |
Рост продаж новых иномарок до сентября 2008 года - 40 % в месяц |
До 5 % (при незначительном снижении цен) |
5 %, у дилеров и в сервисах -до 20 % |
Отказ от новых инвестиционных проектов |
Ритейл, реклама и услуги |
10-20% в год |
До 20 % (реклама - до 30 %) |
10-30 % |
Сокращение инвестиционных программ в 2-3 раза |
Строительство, стройматериалы |
Рост цен за 1997-2007 годы в 4-5 раз |
20-30 % (сокращение цен на 20-50 %) |
10-30 % |
Отказ от новых инвестиционных проектов и замораживание реализуемых |
Среди секторов экономики Удмуртской Республики самые значительные снижения объемов производства (отгрузки) прогнозируются в машиностроении, строительстве, черной металлургии и торговле. Также риски сокращения производства существуют для таких секторов, как химическая промышленность, деревообработка, легкая промышленность.
Кризис скажется на формировании бюджета Удмуртской Республики. Следствием падения среднегодовой цены на нефть до 50 долларов за баррель станет существенное снижение доходов республики. Возрастает потребность секвестирования бюджетных расходов в связи с прогнозами возможного сокращения собственных доходов бюджета. Сокращения финансирования коснутся прежде всего инвестиционных программ, части мероприятий государственных программ Удмуртской Республики, расходов на содержание государственных органов Удмуртской Республики.
Наиболее негативными последствиями и рисками для экономики Удмуртской Республики, которые должны быть предотвращены, являются:
приостановление государственных инвестиционных проектов и программ частных компаний;
отказ компаний от финансирования социально значимых проектов, а также мероприятий в научной сфере;
снижение конкурентоспособности компаний вследствие дефицита финансового ресурса, сокращения внутреннего странового спроса, роста дешевого импорта на мировом рынке;
массовая безработица (до 10-20 %) и социальная нестабильность (рост криминогенности, алкоголизма и прочих);
дефицит всех уровней бюджетной системы и возможный рост государственного долга;
замедление темпов роста обрабатывающей промышленности, снижение доходов в добывающей промышленности;
замедление темпов роста регионального банковского сектора и снижение финансовой устойчивости региональных кредитных организаций вследствие сужения ресурсной базы, ухудшения качества активов, недостаточной капитализации.
Положительными последствиями кризиса могут стать:
повышение эффективности экономики и рост спроса на новые технологии производства;
сокращение доли неэффективных производств в экономике (за счет повышения инновационности производственных циклов, отказа от неэффективных видов деятельности, импорта технологий и развития собственной научно-производственной базы) и повышение сбалансированности в экономике;
инфраструктурная модернизация, удержание достигнутого уровня жизни в различных населенных пунктах, стабилизация системы расселения;
развитие энергосбережения и альтернативной энергетики;
повышение кадровой мобильности и развитие малого бизнеса;
активизация работы по оптимизации бюджетных расходов;
усиление процесса консолидации банковского капитала в масштабах, позволяющих в значительной степени удовлетворять высокую потребность экономики в кредитных ресурсах.
2.4 Необходимость выбора приоритетов в условиях текущих экономических проблем
Несмотря на текущий спад государственной инвестиционной активности, в краткосрочной перспективе как на федеральном уровне, так и на уровне Удмуртской Республики сформирован ряд механизмов, который позволит региону сохранить устойчивость социально-экономической сферы в среднесрочной перспективе, а также обеспечит в долгосрочной перспективе возможность экономического роста.
На федеральном уровне сформированы инструменты стимулирования инвестиционного развития. К ним следует отнести Инвестиционный фонд Российской Федерации, государственную корпорацию "Банк развития и внешнеэкономической деятельности", особые экономические зоны и другие (см. табл. 2). В 2008 году объем привлекаемых инвестиций по проектам Инвестиционного фонда Российской Федерации был снижен до 500 млн. рублей, что дало возможность включения в заявки проектов регионального значения.
Таблица 2. Характеристика основных инструментов
государственной инвестиционной политики в Российской Федерации
Основные инструменты государственной инвестиционной политики |
Характеристика |
Особые экономические зоны |
Обрабатывающие и высокотехнологичные отрасли экономики Производство новых видов продукции, развитие импортозамещающих производств Развитие транспортной инфраструктуры Развитие туризма и санаторно-курортной сферы Федеральный закон от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" |
Инвестиционный фонд |
Проекты в различных секторах экономики, соответствующие критериям отбора Постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 2008 года N 134 "Об утверждении Правил формирования и использования бюджетных ассигнований инвестиционного фонда Российской Федерации" |
Государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" |
Реализация инвестиционных проектов, направленных на устранение инфраструктурных ограничений экономического роста Реализация инвестиционных проектов, направленных на развитие инноваций Участие в реализации проектов, направленных на повышение эффективности использования природных ресурсов, охрану окружающей среды и улучшение экологической обстановки Участие в реализации проектов, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства Федеральный закон от 17 мая 2007 года N 82-ФЗ "О банке развития" |
Технологические парки |
Проекты в сфере высоких технологий, био- и медицинских технологий, приборостроения, машиностроения, электронной техники, новых материалов Государственная программа "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий" Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 марта 2006 года N 328-р |
Российская венчурная компания |
Проекты в сфере инноваций и высоких технологий Постановление Правительства Российской Федерации от 24 августа 2006 года N 516 |
Концессионные соглашения |
Проекты в области жилищно-коммунального хозяйства, строительства и реконструкции инфраструктурных объектов Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" |
Федеральные целевые программы |
Проекты, направленные на решение системных проблем в регионах Привлечение инвестиций |
Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства |
Проекты капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" |
На федеральном уровне приняты отраслевые стратегии развития на долгосрочную перспективу, среди них: Стратегия развития транспортного машиностроения Российской Федерации в 2007-2010 годах и на период до 2015 года (утверждена приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 18 сентября 2007 года N 391), Концепция развития автомобильной промышленности России (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2002 года N 987-р), Стратегия развития металлургической промышленности России на период до 2020 года (утверждена приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 18 марта 2009 года N 150), Энергетическая стратегия России на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 года N 1234-р), Стратегия развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 года N 877-р), Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446) и другие.
Кроме этого, Правительством Российской Федерации сформированы антикризисные меры, которые позволят смягчить негативные последствия экономического кризиса.
В Удмуртской Республике создана система мер по повышению инвестиционной активности в регионе:
принят ряд правовых актов в сфере инвестиционной деятельности (см. приложение к настоящей Стратегии);
разработаны и утверждены республиканские целевые программы (далее - РЦП), направленные на стимулирование отдельных секторов экономики Удмуртской Республики, в том числе: РЦП "Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Удмуртскую Республику на 2007-2009 годы", РЦП "Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2005-2009 годы", РЦП развития малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике на 2009-2013 годы, РЦП "Развитие машиностроения и металлообработки в Удмуртской Республике на 2006-2010 годы", РЦП "Развитие лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Удмуртской Республики на 2009-2013 годы", РЦП "Развитие текстильной и легкой промышленности Удмуртской Республики на 2004-2010 годы" и другие;
внедрен механизм публичной коммуникации с внешними инвесторами, например, ежегодно проводится Инвестиционный форум;
внедрен механизм взаимосвязи органов государственной власти с субъектами предпринимательства, осуществляющими деятельность на территории Удмуртской Республики, в целях его эффективного развития, например, ежегодно проводятся конференции.
На современном этапе в сфере экономики приоритеты должны охватывать поддержку тех секторов, которые, с одной стороны, подвержены наибольшим рискам в условиях экономического кризиса, с другой стороны, содержат потенциал роста в долгосрочной перспективе. Поддержка этих секторов значительно улучшит возможности диверсификации структуры экономики Удмуртской Республики и структуры налоговых поступлений бюджета Удмуртской Республики.
Следует формировать перечень проектов, направленных на реализацию поставленных приоритетов и удовлетворяющих новым требованиям развития (в части эффективности, прогнозирования рисков и других).
Необходимо сконцентрировать усилия на приоритетных проектах, исходя из понимания ограниченности ресурсов и значимости поставленных целей. Приоритетные проекты не могут охватывать все сектора экономики республики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.