Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Удмуртской Республики
от 19 октября 2009 года N 294
Республиканская целевая программа
"Развитие лесопромышленного комплекса
Удмуртской Республики на 2010-2013 годы"
1. Паспорт республиканской целевой программы
"Развитие лесопромышленного комплекса Удмуртской
Республики на 2010-2013 годы"
Наименование Программы |
Республиканская целевая программа "Развитие лесопромышленного комплекса Удмуртской Республики на 2010-2013 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Постановление Правительства Удмуртской Республики от 30 июня 2008 года N 151 "Об утверждении Положения о разработке и реализации республиканских, ведомственных целевых программ", распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 18 февраля 2008 года N 103 "О разработке республиканской целевой программы "Развитие лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Удмуртской Республики на 2009-2013 годы" |
Государственный заказчик Программы |
Министерство промышленности, энергетики и транспорта Удмуртской Республики |
Разработчик Программы |
Министерство промышленности, энергетики и транспорта Удмуртской Республики |
Исполнители Программы |
Министерство промышленности, энергетики и транспорта Удмуртской Республики, иные исполнители, привлекаемые в соответствии с законодательством |
Основные цели Программы |
Сохранение производственного потенциала, формирование лесопромышленного комплекса, ориентированного на использование инноваций, обеспечивающего эффективность производства и конкурентоспособность выпускаемой продукции путем проведения активизации инвестиционной деятельности |
Основные задачи Программы |
1. Создание условий для сохранения производственного потенциала лесопромышленного комплекса. 2. Техническое перевооружение с использованием современного оборудования, созданием гибких технологий, ассортимента современной конкурентоспособной продукции. 3. Активизация инвестиционной и инновационной деятельности. 4. Совершенствование форм и методов государственной поддержки |
Целевые индикаторы Программы |
1. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам деятельности: - "обработка древесины и производство изделий из дерева"; - "производство мебели". 2. Объем выпуска продукции с 1 куб. м переработанной древесины. 3. Сумма прибыли, полученной по виду деятельности "обработка древесины и производство изделий из дерева". 4. Среднесписочная численность работников, занятых в лесопромышленном комплексе. 5. Среднемесячная заработная плата работников, занятых в лесопромышленном комплексе |
Сроки реализации Программы |
С 1 января 2010 года до 31 декабря 2013 года |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования Программы составляет 925,84 млн. рублей, в том числе: - за счет средств бюджета Удмуртской Республики - 16,84 млн. руб., в том числе: 2010 год - 0,64 млн. руб.; 2011 год - 2,0 млн. руб.; 2012 год - 2,5 млн. руб.; 2013 год - 11,7 млн. руб.; - за счет иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации - 909,0 млн. руб., в том числе: 2010 год - 246,0 млн. руб.; 2011 год - 301,0 млн. руб.; 2012 год - 186,0 млн. руб.; 2013 год - 176,0 млн. руб. Объемы финансирования из бюджета Удмуртской Республики, предусмотренные настоящей Программой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке в соответствии с законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики. В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и критериям эффективности бюджетные ассигнования на реализацию Программы могут быть сокращены в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Удмуртской Республики |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы, показатели социально-экономической эффективности Программы |
1. Увеличение объемов производства и реализации отгруженной продукции в лесопромышленном комплексе к 2013 году на 33,3 % по сравнению с 2009 годом, объема вывозки и переработки древесины в лесопромышленном комплексе на 31,0 %. 2. Увеличение суммы полученной прибыли по виду деятельности "обработка древесины и производство изделий из дерева" на 36,7 %. 3. Рост численности работников, занятых в лесопромышленном комплексе, на 11,2 %. |
2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Одним из важнейших факторов экономического роста Удмуртской Республики являются природные ресурсы, из которых самые обширные по территориальному масштабу и экономическим возможностям - леса. Лесные ресурсы позволяют без ущерба для природы ежегодно заготавливать только по главному пользованию более 2 млн. куб. м древесины различных пород и около 500 тыс. куб. м от рубок ухода.
В последние годы в силу ряда причин наблюдалось снижение уровня использования лесных ресурсов. Реализуемая с 2003 по 2008 годы республиканская целевая программа "Развитие лесопромышленного комплекса Удмуртской Республики на 2003-2005 годы", срок реализации которой был продлен на 2006-2008 годы, позволила достичь стабилизации работы лесопромышленного комплекса республики и снять остроту отдельных проблем. Однако мировой финансовый кризис снова поставил организации лесопромышленного комплекса в сложное положение. Начавшееся в предыдущие годы техническое перевооружение в 2009 году практически приостановилось. С целью дальнейшего развития необходимо активизировать модернизацию основных фондов для выпуска востребованной конкурентной продукции, внедрение новых технологий, повышение квалификации кадров.
Помимо этого введенный в действие с 1 января 2007 года Лесной кодекс Российской Федерации кардинальным образом изменил принципы ведения лесного хозяйства, разделил хозяйственные и контрольные функции управления лесным хозяйством, на лесозаготовителей возложены функции ведения лесного хозяйства на арендованных площадях. Эти подходы являются комплексными, требующими межотраслевой координации, согласованного использования кадровых, финансовых, материальных, информационных и иных ресурсов.
Настоящая Программа призвана организовать работу по привлечению и использованию всех имеющихся ресурсов из бюджета Удмуртской Республики, а также мер государственной поддержки на федеральном уровне и иных источников для эффективного развития лесопромышленного комплекса республики.
2.1. Анализ ситуации и проблемы в области лесопромышленного комплекса в Российской Федерации
Лесопромышленный комплекс Российской Федерации является одним из важнейших направлений деятельности национальной экономики, которое обеспечивает своей продукцией практически все отрасли промышленности России. В 45 субъектах Российской Федерации продукция лесопромышленного комплекса составляет от 10 до 50 % от общего объема промышленного производства. Однако низкий технический уровень производства, высокая степень износа основных производственных фондов, недостаточное количество лесных дорог для круглогодичного использования и ряд других накопившихся и не решавшихся в последние годы проблем не позволяют отрасли быть эффективной и конкурентоспособной, занять достойное место в экономике России.
Учитывая сложившуюся ситуацию в данном секторе экономики, Правительство Российской Федерации приняло ряд нормативных актов по решению вопросов эффективной деятельности лесопромышленного комплекса России. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 года N 1540-р одобрены основные направления развития лесной промышленности на период до 2015 года. Принято постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов". Образован постоянно действующий Совет по развитию лесного комплекса при Правительстве Российской Федерации. Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 31.10.2008 года N 248/482 утверждена Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года.
Прогноз развития лесного комплекса Российской Федерации приведен в таблице 1.
Таблица 1
Наименование показателя |
2007 г. |
2010 г. |
2015 г. |
2020 г. |
2020 г. в % к 2007 г. |
Заготовка древесины, млн. куб. м |
187 |
194 |
239 |
294 |
157 |
Производство пиломатериалов, млн. куб. м |
23,2 |
35 |
45 |
54 |
233 |
Древесно-стружечные плиты, фанера, млн. куб. м |
9,7 |
14,2 |
22,3 |
31 |
320 |
Целлюлоза по варке, млн. т |
6 |
6,9 |
9,6 |
13,4 |
223 |
Бумага и картон, млн. т |
7,6 |
8,7 |
11,5 |
15,8 |
208 |
Выручка от реализации продукции, млрд. дол. США <*> |
25,2 |
32,7 |
56 |
90,7 |
360 |
<*> В ценах 2007 года.
Однако мировой финансовый кризис, который начал оказывать серьезное воздействие на российскую экономику с сентября 2008 года, может внести свои коррективы в Стратегию развития лесного комплекса России. Принятые Правительством Российской Федерации антикризисные меры позволили не допустить разрастания кризиса, его перехода в формы, угрожающие основам функционирования экономики. В сегодняшних условиях это позволяет сосредоточиться как на решении текущих антикризисных задач, так и на создании основ для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период. Начало спада было связано с совокупным влиянием других обстоятельств и факторов: введением в действие недоработанного нового Лесного кодекса Российской Федерации, непродуманным административным реформированием органов лесоуправления, критическим истощением доступных лесных ресурсов. Есть и другие причины, например, постоянный рост платежей и тарифов, связанных с лесопользованием, производством и экспортом лесной продукции и т.д.
В 2008 году рост производства в обработке древесины и производстве изделий из дерева составил 101,4 % (к 2007 году), по производству целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них - 100,3 %. Снизился уровень лесозаготовок - динамика производства по виду деятельности составила 85,6 %.
В январе-июне 2009 год индекс производства в обработке древесины и производстве изделий из дерева составил 73,1 % (к соответствующему периоду 2008 года), по производству целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них - 90,3 процента. Динамика производства по виду деятельности "лесозаготовки" составила 86,2 %, в том числе по вывозке древесины - 84,4 %, древесины деловой - 80,8 %, производству ДВП - 60,8 %, фанеры клееной - 68,4 %, деревянных домов - 48,4 %, ДСП - 69,2 %, пиломатериалов - 81,5 %. При этом производство шпона строганного увеличилось в 3,4 раза за счет наращивания мощностей в Приморском крае, где его производство увеличилось в 18,4 раза.
Производство основных видов продукции в январе-июле 2009 года по отношению к соответствующему периоду 2008 года снизилось на 12-30 %. Производство мебели (без встроенной) в январе-июне 2009 года снизилось на 26 %. Основная причина падения производства - низкий спрос рынка на продукцию лесопромышленного комплекса.
Доля убыточно работающих предприятий в общем количестве организаций в деревообработке увеличилась с 43,8 % до 61,9 %. На 01 июня 2009 года в обработке древесины и производстве изделий из дерева имеется просроченная кредиторская задолженность в размере 6,6 млрд. руб., которая по отношению к маю 2008 года увеличилась на 22,9 %.
2.2. Анализ ситуации и проблемы в области лесопромышленного комплекса в Удмуртской Республике
2.2.1. Основные показатели развития лесопромышленного комплекса в Удмуртской Республике
Комплекс мер, который применялся по стимулированию лесопромышленного комплекса в 2003-2008 годах, позволил преодолеть спад объемов производства продукции и поддержать позитивные тенденции, связанные с модернизацией производства и расширением ассортимента выпускаемой продукции.
В рамках реализации республиканской целевой программы "Развитие лесопромышленного комплекса Удмуртской Республики на 2003-2008 годы" в 2005-2007 годах предоставлены бюджетные кредиты на создание запасов сырья и топлива на возвратной основе в сумме 69,8 млн. руб.
В 2008 году в связи с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс Российской Федерации, вместо кредитов предусматривается субсидирование части затрат по уплате процентов по банковским кредитам, направленным на сырье и топливо, а также на реализацию инвестиционных проектов. В 2008 году субсидии предоставлены в сумме 2,2 млн. руб.
Динамика объемов производства лесопромышленного комплекса в Удмуртской Республике приведена на рисунке 1.
(млн. руб.)
"Динамика объемов производства лесопромышленного комплекса"
Рис. 1.
Динамика объемов производства лесопромышленного комплекса
Однако в 2009 году влияние мирового финансового кризиса негативно отразилось на работе промышленности Удмуртской Республики, в том числе и лесопромышленного комплекса. За период с января по июль 2009 года объем реализации товаров и услуг по виду деятельности "обработка древесины и производство изделий из дерева" к соответствующему периоду прошлого года составил 74,7 %, по виду деятельности "производство мебели" - 73 %.
Снижение выпуска продукции, как и в целом по лесопромышленному комплексу России, произошло по всей основной номенклатуре. Показатели производства основных видов промышленной продукции приведены в таблице 2.
Таблица 2
Наименование |
Ед. изм. |
2008 год, факт. |
Темп роста 2008 г. к уровню 2007 г. (в %) |
7 мес. 2009 г., факт. |
Темп роста 2009 г. к соотв. периоду 2008 г. (в %) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Обработка древесины и производство изделий из дерева |
|
|
|||
Пиломатериалы |
тыс. куб. м |
246,1 |
106,7 |
62,7 |
69,7 |
Фанера клееная |
куб. м |
24784 |
129,6 |
7391 |
50,4 |
Древесно-стружечные плиты |
тыс. куб. м |
180,8 |
105,9 |
|
89,6 |
Производство мебели |
|
|
|||
Стулья |
тыс. шт. |
143,5 |
158,9 |
24,3 |
32,6 |
Кресла |
тыс. шт. |
0,9 |
124,9 |
|
37,4 |
Шкафы |
тыс. шт. |
186,8 |
103,5 |
47,4 |
44 |
Кровати деревянные |
тыс. шт. |
115,4 |
113,6 |
62,8 |
84,4 |
Сегодня нет организаций, которые бы не ощущали влияние кризиса. Главные проблемы, с которыми сталкивается рынок сегодня - это, во-первых, снижение платежеспособного спроса, во-вторых, сложности по кредитованию отрасли банками. Поэтому основная задача - задействовать внутренние резервы ликвидности лесопромышленных организаций.
Деревообработка занимает небольшую долю в обрабатывающем производстве (1,3 %). Благодаря своей специфике, падение и стагнация производства в деревообрабатывающей промышленности сопровождаются меньшими социально-экономическими последствиями, чем в системообразующих отраслях. Однако это не должно становиться фактором, определяющим пониженное внимание со стороны органов государственной власти Удмуртской Республики к поддержанию и стимулированию развития данной отрасли в период кризиса. Наоборот, именно отраслям, ориентированным на постоянно существующий, и потому малозависящий от кризисов, конечный внутренний спрос населения, должно уделяться повышенное внимание.
На уровне Правительства Удмуртской Республики утвержден План по преодолению негативных последствий мирового финансового кризиса в Удмуртской Республике. Проводится еженедельный мониторинг работы основных организаций республики. На уровне организаций разработаны аналогичные программы по преодолению финансового кризиса. В условиях рыночной экономики выживание - это, в первую очередь, проблема не государства, а бизнеса. В современных условиях самая эффективная государственная поддержка - это субсидирование процентной ставки по кредитам на пополнение оборотных средств для создания запасов сырья и топлива на весеннее-осенний период бездорожья и реализацию инвестиционных проектов. Это позволит поддержать предприятия на выходе из кризиса, своевременно запустить наиболее важные для развития республики инвестиционные проекты. В связи с чем в Программе обозначены два сценария развития лесопромышленного комплекса Удмуртской Республики - от оптимистического к пессимистическому, который взят за основу. Цели остаются неизменными, но кризис может повлиять на сроки их достижения.
2.2.2. Проблемы развития лесопромышленного комплекса в Удмуртской Республике
При общей тенденции стабилизации работы отрасли за прошлые годы, в том числе в условиях кризиса, остался нерешенным ряд проблем, которые оказывают влияние на развитие отрасли и конкурентоспособность предприятий:
1. Износ основных производственных фондов.
Положительная динамика обновления основных средств в целом отражает ситуацию в части деревообрабатывающего оборудования и оборудования для производства мебели. Что же касается лесозаготовительной техники, то значительная часть основных производственных фондов на лесозаготовках морально устарела, физически изношена и достигла критического возраста.
Характеристика возрастной структуры парка лесозаготовительных машин приведена в таблице 3.
Таблица 3
Наименование машин (групп машин) |
Доля машин в % со сроком эксплуатации |
||||
До 1 года |
До 3 лет |
До 5 лет |
До 10 лет |
Более 10 лет |
|
Трелевочные тракторы |
1,6 |
3,3 |
4,3 |
28,7 |
62,1 |
Валочно-пакетирующие машины |
|
|
|
|
100 |
Погрузчики леса |
|
|
9,8 |
62,3 |
27,9 |
Автолесовозная техника |
1,9 |
2,5 |
10,8 |
34,2 |
50,6 |
2. Отсутствие сети лесовозных дорог.
Отсутствие лесной инфраструктуры в лесном фонде привело к тому, что участки лесного фонда вдоль существующих дорог вырублены. Создание сети лесовозных дорог круглогодичного пользования позволит снизить сезонность лесозаготовок и увеличить объем заготовки и вывозки древесины.
3. Сложное финансовое положение предприятий отрасли.
По итогам работы за 6 месяцев 2009 года 33,3 % лесозаготовительных организаций являются убыточными. Сумма полученных ими убытков по сравнению с 2008 годом увеличилась в 2 раза. По виду деятельности "обработка древесины и производство изделий из дерева" наблюдается увеличение доли убыточных предприятий - 68,8 % (за соответствующий период 2008 г. - 31,3 %). Сумма полученного убытка увеличилась в 2,7 раза. Одной из причин высоких затрат на производство является рост цен на продукцию и услуги естественных монополий.
4. Низкая инвестиционная привлекательность.
Инвестиции в основной капитал по чистым видам экономической деятельности по крупным и средним организациям за 6 мес. 2009 г. по виду деятельности "обработка древесины и производство изделий из дерева" составили 25,8 млн. руб. или 46,2 % к уровню 2008 года. Более 80 % инвестиций, направляемых на замену устаревшего оборудования, составляют собственные средства организаций, низкими темпами осуществляется внедрение прогрессивных, ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий. Преобладание в отрасли малых организаций, а также отсутствие у основных лесозаготовительных и деревообрабатывающих организаций закрепленной за ними на долгосрочной основе лесосырьевой базы ограничивают возможность привлечения внешних финансовых средств.
5. Проблема освоения лесосечного фонда.
Лесной кодекс Российской Федерации установил правовые нормы, обеспечивающие наиболее эффективное использование лесных ресурсов в условиях развития рыночных отношений, в то же время обязал лесозаготовителей проводить все виды лесохозяйственных работ на арендованных участках лесного фонда. В связи с тяжелым финансовым положением, отсутствием средств, квалифицированных кадров, необходимой техники и оборудования лесозаготовительные организации не имеют возможности проводить указанные виды работ и, следовательно, вынуждены отказываться от аренды участков лесного фонда. Отсутствие стабильного обеспечения сырьем не позволяет заключать долгосрочные контракты на поставку продукции.
6. Проблема кадрового обеспечения.
Проблема обеспечения производства квалифицированными рабочими и специалистами является особо актуальной. За последнее десятилетие произошел значительный отток высококвалифицированных кадров из отрасли в населенных пунктах, особенно на лесозаготовительных работах. По отдельным специальностям дефицит ощущается уже сегодня и способен существенно обостриться в дальнейшем. Наблюдается старение инженерных кадров, низкий потенциал управленческого состава, неспособность ряда руководителей организаций внедрять современные эффективные методы управления, отсутствие трудовой мотивации работников, падение престижа рабочих и инженерно-технических профессий при оттоке квалифицированных кадров из отрасли.
7. Проблемы мебельных организаций республики.
Организациям, специализирующимся на производстве мебели, присущи такие проблемы, как:
а) однообразие и узость выпускаемого ассортимента бытовой мебели;
б) незаполненность отдельных ассортиментных ниш мебели;
в) низкое качество изготовления мебели;
г) отсутствие развитой сети производителей мебельных компонентов;
д) высокий уровень применения импортных материалов, фурнитуры и комплектующих.
Решение вышеперечисленных проблем требует принятия неотложных мер по активизации инвестиционной, инновационной деятельности организаций, совершенствованию системы управления, обеспечению организаций квалифицированными кадрами, проведению сертификации производств. Все это определяет необходимость разработки программных мер, нацеленных на повышение эффективности работы отрасли и конкурентоспособности выпускаемой продукции.
3. Социально-экономическая значимость
проблемы для населения Удмуртской Республики
Лесной комплекс традиционно является важным для экономического развития Удмуртской Республики. Большинство предприятий являются поселкообразующими, что определяет высокую социальную значимость отрасли. В структуре промышленного производства доля лесопромышленного комплекса составляет около 1,3 %, где работают свыше 230 организаций всех форм собственности, с общей численностью работающих около 9 тыс. чел. или 5,7 % от общей численности работников, занятых в обрабатывающих производствах.
Лесопромышленный комплекс, сырьевой базой которого является лес - возобновляемый природный ресурс, обеспечивает своей продукцией все отрасли народного хозяйства и имеет огромные потенциальные возможности для развития. Эффективное использование лесных ресурсов может внести более весомый вклад в экономику республики. К сожалению, современное финансово-экономическое положение лесопромышленного комплекса не позволяет эффективно и в приемлемые сроки решить проблемы лесной отрасли без мер государственной поддержки.
Улучшение социального положения работников лесопромышленного комплекса является одной из ключевых задач, стоящих перед отраслью. Средняя заработная плата работников в лесном хозяйстве и лесопромышленном комплексе почти в 2 раза ниже среднемесячной заработной платы по разделу "обрабатывающие производства". Это препятствует эффективному развитию кадрового потенциала. Без квалифицированных кадров невозможно успешное развитие приоритетных направлений лесопромышленного комплекса по глубокой переработке древесины, внедрение энергосберегающих технологий, повышение конкурентоспособности продукции. Более того, снижение численности работающих обостряет проблему безработицы в лесных поселках, а наличие значительного количества убыточных организаций приводит к хроническому дефициту местных бюджетов. Угроза дальнейшего сокращения численности работников остается реальной в связи с происходящими изменениями в лесном хозяйстве. Это связано с процессами структурной перестройки лесного хозяйства, освоением новых технологий, ликвидацией неэффективных производств, стремлением предприятий освободиться от излишков рабочей силы с целью снижения издержек. Существенно обострить эти процессы может сворачивание неконкурентоспособных производств, ликвидация организаций и высвобождение значительного количества работников.
В современных условиях также недостаточно внимания уделяется проблемам охраны окружающей среды. Организации лесопромышленного комплекса в целом не влияют на экологическую ситуацию в республике, в общих выбросах загрязняющих веществ их доля составляет немногим более 1 %. Это определяется, в первую очередь, структурой производства: в лесопромышленном комплексе Удмуртской Республики слабо развиты экологически опасные производства фанеры, древесных плит и т.п. Планируемое развитие данных производств потребует увеличения затрат на мероприятия, снижающие отрицательное воздействие на окружающую среду. В настоящее время доля затрат на природоохранные мероприятия в общем объеме инвестиций находится на низком уровне: так, в 2008 году затраты составили всего 2,9 % от общих затрат на инвестиции.
Таким образом, развитие лесопромышленного комплекса позволит не только решить комплекс проблем в отрасли, но и будет способствовать улучшению социально-экономической и экологической ситуации в республике.
4. Основные цели и задачи Программы
1. Основные цели Программы:
Сохранение производственного потенциала, формирование лесопромышленного комплекса, ориентированного на использование инноваций, обеспечивающего эффективность производства и конкурентоспособность выпускаемой продукции путем активизации инвестиционной деятельности.
2. Основные задачи Программы:
1) Сохранение производственного потенциала в условиях финансового кризиса.
2) Техническое перевооружение организаций с использованием современного оборудования, созданием гибких технологий, обеспечивающих производство и быструю смену ассортимента современной конкурентоспособной продукции.
3) Активизация инвестиционной и инновационной деятельности организаций лесопромышленного сектора экономики.
4) Совершенствование форм и методов государственной поддержки организаций лесопромышленного комплекса.
5. Целевые индикаторы по годам реализации Программы
Целевые индикаторы для оценки эффективности и хода реализации Программы представлены в таблице 4.
Целевые индикаторы и показатели эффективности, характеризующие
результаты реализации республиканской программы "Развитие
лесопромышленного комплекса Удмуртской Республики на 2010-2013 годы"
Таблица 4
N п/п |
Наименование целевого индикатора и показателя эффективности |
Ед. изм. |
Факт 2008 г. |
Оценка 2009 |
Прогноз |
|||
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
|||||
1 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам деятельности: |
млн. руб. |
3817,7 |
3439 |
3510 |
3791 |
4033 |
4400 |
- "обработка древесины и производство изделий из дерева" |
|
2096 |
1950 |
2000 |
2200 |
2390 |
2600 |
|
- "производство мебели" |
|
1721,7 |
1489 |
1510 |
1591 |
1643 |
1800 |
|
2 |
Объем выпуска продукции с 1 куб. м переработанной древесины |
руб. |
2455 |
2299 |
2247 |
2321 |
2348 |
2350 |
3 |
Сумма прибыли по виду деятельности: "обработка древесины и производство изделий из дерева" |
млн. руб. |
31,3 |
20,7 |
23,0 |
24,8 |
26,0 |
28,3 |
4 |
Среднесписочная численность работников, занятых в лесопромышленном комплексе, в том числе по виду деятельности: |
чел. |
8867 |
7482 |
7860 |
8295 |
8327 |
8360 |
- "обработка древесины и производство изделий из дерева" |
|
6021 |
5072 |
5328 |
5495 |
5517 |
5550 |
|
- "производство мебели" |
|
2846 |
2410 |
2532 |
2800 |
2810 |
2810 |
|
5 |
Среднемесячная заработная плата по виду деятельности: |
|
|
|
|
|
|
|
- "обработка древесины и производство изделий из дерева" |
руб. |
7195 |
7418 |
8271 |
9181 |
10100 |
11100 |
|
- "производство мебели" |
руб. |
9946 |
10051 |
11200 |
12432 |
13675 |
14900 |
|
6 |
Дополнительный объем производства и отгрузки продукции |
млн. руб. |
|
-
|
259 |
431 |
554 |
692 |
7 |
Дополнительные налоговые поступления |
млн. руб. |
|
- |
3,1 |
4,0 |
4,7 |
5,8 |
<*> Базовый показатель по Программе.
6. План мероприятий Программы
Мероприятия Программы ориентированы, в первую очередь, на мобилизацию собственного потенциала организаций, а также привлечение инвесторов в сочетании с государственной поддержкой, предусмотренной законодательством Российской Федерации и законодательством Удмуртской Республики. Достижение целей и задач Программы обуславливает выполнение производственных, инвестиционных и инновационных, финансово-экономических, организационно-структурных мероприятий (согласно приложению).
7. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Программа реализуется за счет средств бюджета Удмуртской Республики и иных источников в соответствии с федеральным законодательством. Возможно привлечение средств из федерального бюджета в части имеющихся мер государственной поддержки.
Общий объем финансирования Программы составляет 925,84 млн. рублей, в том числе:
- за счет средств бюджета Удмуртской Республики - 16,84 млн. руб., в том числе:
2010 год - 0,64 млн. руб.;
2011 год - 2,0 млн. руб.;
2012 год - 2,5 млн. руб.;
2013 год - 11,7 млн. руб.;
- за счет иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации - 909,0 млн. руб., в том числе:
2010 год - 246,0 млн. руб.;
2011 год - 301,0 млн. руб.;
2012 год - 186,0 млн. руб.;
2013 год - 176,0 млн. руб.
Объемы финансирования из бюджета Удмуртской Республики, предусмотренные настоящей Программой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке в соответствии с законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики.
В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и критериям эффективности бюджетные ассигнования на реализацию Программы могут быть сокращены в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Удмуртской Республики.
Средства из бюджета Удмуртской Республики направляются на следующие мероприятия:
1. Субсидирование части процентной ставки юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг по банковским кредитам, направленным на создание межсезонных запасов сырья и топлива, осуществляемое в установленном законодательством порядке.
В рамках реализации республиканской целевой программы "Развитие лесопромышленного комплекса Удмуртской Республики на 2003-2008 годы" в 2005-2007 годах предоставлены бюджетные кредиты на создание запасов сырья и топлива на возвратной основе в сумме 69,8 млн. руб.
В 2008 году в связи с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс Российской Федерации, вместо кредитов предусматривается субсидирование части затрат по уплате процентов по банковским кредитам, направленным на создание запасов сырья и топлива, а также на реализацию инвестиционных проектов. В 2008-2009 годах субсидии на создание запасов сырья предоставлены в сумме 0,95 млн. руб.
В соответствии с Положением о порядке предоставления предприятиям легкой промышленности и лесопромышленного комплекса Удмуртской Республики за счет средств бюджета Удмуртской Республики субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам на создание запасов сырья и материалов (топлива), утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 31 марта 2008 года N 65, субсидии предоставляются в размере не более 2/3 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату предоставления кредита. С 15 сентября 2009 года ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации - 10,5 %.
В итоге предприятиям предоставляется возможность уменьшить затраты на погашение процентов по банковским кредитам на 5-7 %. По прогнозным данным организаций лесопромышленного комплекса, сумма привлекаемых заемных средств на создание запасов сырья и топлива составит:
Таблица 6
Годы |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Сумма привлекаемых заемных средств, млн. руб. (прогноз) |
90,0 |
97,0 |
105,0 |
110,0 |
2. В рамках реализации республиканской целевой программы в 2008-2009 годах субсидии на реализацию инвестиционных проектов из бюджета Удмуртской Республики предоставлены в сумме 2,1 млн. руб.
В соответствии с Положением о порядке предоставления предприятиям промышленности Удмуртской Республики за счет средств бюджета Удмуртской Республики для реализации инвестиционных проектов субсидий на возмещение части процентной ставки по кредитам и части затрат по уплате лизинговых платежей, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 17 декабря 2007 года N 193, субсидии на реализацию инвестиционных проектов предоставляются из расчета не более 2/3 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
При действующей ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации - 10,5 % - расчет заемных средств, подлежащих субсидированию, приведен в таблице 7.
Таблица 7
Годы |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Сумма привлекаемых инвестиций (по информации организаций), млн. руб., в том числе: |
246,0 |
301,0 |
186,0 |
176,0 |
заемные средства, млн. руб. |
184,5 |
226,0 |
148,8 |
140,1 |
3. Затраты на проведение профессиональных соревнований предусматриваются в объеме 0,4 млн. руб. на уровне средств, выделенных из бюджета Удмуртской Республики в 2007 году. Соревнования планируется проводить 1 раз в 2 года в целях повышения профессионального мастерства лесозаготовителей и привлечения молодых рабочих для работы в лесу.
8. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы осуществляется организациями в соответствии с планом мероприятий.
Государственный заказчик - Министерство промышленности, энергетики и транспорта Удмуртской Республики:
обеспечивает реализацию Программы в соответствии с планом мероприятий Программы;
представляет отчет о реализации Программы в Государственный Совет Удмуртской Республики, Правительство Удмуртской Республики, Министерство экономики Удмуртской Республики по установленным законодательством формам и срокам;
заключает государственные контракты (договоры, соглашения), связанные с реализацией Программы;
в ходе реализации Программы обеспечивает координацию деятельности исполнителей, контроль за ходом реализации мероприятий и эффективным использованием средств бюджета Удмуртской Республики;
осуществляет проведение мониторинга реализации Программы;
ежегодно формирует бюджетные заявки на ассигнования из бюджета Удмуртской Республики для финансирования Программы и представляет их в установленном порядке в Министерство экономики Удмуртской Республики.
9. Организация управления Программой
Управление реализацией Программы осуществляет Министерство промышленности, энергетики и транспорта Удмуртской Республики.
Государственный заказчик обеспечивает достижение значений целевых индикаторов и показателей эффективности, является главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых на реализацию Программы.
Министерство промышленности, энергетики и транспорта Удмуртской Республики:
с учетом выделенных на реализацию Программы бюджетных средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты на программные мероприятия, при необходимости вносит в установленном порядке предложения об изменении или продлении сроков реализации отдельных программных мероприятий;
по запросу Правительства Удмуртской Республики, Министерства экономики Удмуртской Республики в установленные ими сроки направляет им оперативную информацию о реализации Программы;
ежеквартально направляет в Министерство экономики Удмуртской Республики отчет о реализации Программы по установленным формам;
в установленные законодательством сроки направляет в Государственный Совет Удмуртской Республики, Правительство Удмуртской Республики отчет о реализации Программы, срок реализации которой завершился в истекшем году. Исполнитель программы представляет в Министерство промышленности, энергетики и транспорта Удмуртской Республики ежеквартальный отчет по исполнению мероприятий Программы.
Заказчик Программы организует размещение в средствах массовой информации и (или) в сети Интернет данные о Программе и ее реализации.
10. Контроль за реализацией Программы
Государственным заказчиком Программы является Министерство промышленности, энергетики и транспорта Удмуртской Республики, которое выступает в качестве координатора и организатора деятельности по развитию лесопромышленного комплекса республики.
Контроль за ходом реализации Программы, эффективностью и целевым использованием средств бюджета осуществляется Министерством промышленности, энергетики и транспорта Удмуртской Республики в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Удмуртской Республики
11. Методика оценки эффективности Программы
Под эффективностью реализации Программы понимается степень достижения целей Программы. Для количественной оценки степени достижения целей используются целевые индикаторы, представленные в разделе 5 Программы. Оценка производится путем сравнения целевого значения показателя с фактическим значением по итогам месяца, квартала, года или иного периода.
В текущем разделе определяются правила расчета эффективности целевых индикаторов:
1) объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по чистым видам деятельности.
Эффективность достижения данного показателя характеризуется темпом роста объема отгруженных товаров, выполненных работ и услуг по следующим видам экономической деятельности:
а) обработка древесины и производство изделий из дерева;
б) производство мебели;
в) совокупность двух вышеприведенных видов экономической деятельности.
Формула для расчета показателя:
Ко
То = ---- x 100 %,
Кб
где:
То - темп роста объема отгруженных товаров, выполненных работ и услуг в отчетном периоде (месяц, квартал, год), %;
Ко - объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг в отчетном периоде (месяц, квартал, год), млн. руб.;
Кб - объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг в базисном периоде, в качестве которого берется аналогичный период года, предшествующего отчетному (месяц, квартал, год), млн. руб.
Эффективность мероприятия будет подтверждена увеличением роста объема реализации товаров и услуг;
2) объем выпуска продукции с 1 куб. м переработанной древесины.
Данный показатель характеризует эффективность работы предприятий лесопромышленного комплекса в части использования лесных ресурсов (увеличения глубины переработки) и рассчитывается по формуле:
Эп = (Оо/Во)/(Об/Вб) x 100 %,
где:
Эп - темп роста выпуска продукции с 1 куб. м переработанной древесины в отчетном периоде (месяц, квартал, год), млн. руб.;
Оо/Об - объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по видам экономической деятельности "обработка древесины и производство изделий из дерева", "производство мебели", по чистым видам деятельности соответственно в отчетном и базовом периоде, тыс. рублей;
Во/Вб - объем вывозки древесины соответственно в отчетном и базовом периоде, тыс. рублей/тыс. куб. м.
Эффективность мероприятия реализуемой Программы будет подтверждаться ростом выпуска продукции с 1 куб. м переработанной древесины к аналогичному периоду прошлого года;
3) сумма прибыли, полученной предприятиями по виду деятельности "обработка древесины и производство изделий из дерева".
Данный показатель характеризует финансовое состояние предприятий. Эффективность его достижения характеризуется темпом роста прибыли по виду экономической деятельности "обработка древесины и производство изделий из дерева" и рассчитывается по формуле:
Со
По = ----- x 100 %,
Сб
где:
По - темп роста прибыли в отчетном периоде (месяц, квартал, год), %;
Со - объем прибыли в отчетном периоде (месяц, квартал, год), млн. руб.;
Сб - объем прибыли в базисном периоде, в качестве которого берется аналогичный период года, предшествующего отчетному (месяц, квартал, год), млн. руб.
Эффективность мероприятия реализуемой Программы будет подтверждена увеличением роста прибыли;
4) среднесписочная численность работников, занятых в лесопромышленном комплексе.
Данный показатель характеризует тенденции занятости в лесопромышленном комплексе. Эффективность его достижения характеризуется увеличением среднесписочной численности работников по видам экономической деятельности "обработка древесины и производство изделий из дерева", "производство мебели" и совокупному показателю по видам экономической деятельности, который рассчитывается по формуле:
Тч = Чо/Чб x 100 %,
где:
Тч - темп роста выпуска среднесписочной численности работников в отчетном периоде (месяц, квартал, год), чел.;
Чо - среднесписочная численность работников в отчетном периоде, чел.;
Чб - среднесписочная численность работников в базовом периоде, чел.;
5) среднемесячная заработная плата работников, занятых в лесопромышленном комплексе.
Данный показатель характеризует тенденции в сфере оплаты труда работников, занятых в лесопромышленном комплексе. Темпы роста среднемесячной заработной платы по видам экономической деятельности "обработка древесины и производство изделий из дерева", "производство мебели" рассчитываются по формуле:
Зч = Фо/Фб x 100 %,
где:
Зч - темп роста среднемесячной заработной платы в отчетном периоде (месяц, квартал, год), руб.;
Фо - среднемесячная заработная плата в отчетном периоде, руб.;
Фб - среднемесячная заработная плата в базовом периоде, руб.
Эффективность мероприятия реализуемой Программы будет подтверждаться увеличением темпов роста оплаты труда работников, занятых в лесопромышленном комплексе.
12. Оценка социальной, экономической, бюджетной
эффективности реализации Программы
В результате выполнения программных мероприятий объем производства и реализации продукции к 2013 году по сравнению с 2009 годом увеличится по видам деятельности "обработка древесины и производство изделий из дерева" на 22,6 %, "производство мебели" на 14,2 %, объем заготовки и переработки древесины на 20 %. В результате выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью сумма прибыли увеличится на 30,3 %. Ожидается увеличение численности работников лесопромышленного комплекса на 12 %, рост заработной платы до уровня в обрабатывающих производствах. Мировой финансовый кризис может внести коррективы в показатели развития лесопромышленного комплекса. Остановка работ в строительном комплексе республики сильно ударила по всему рынку стройматериалов. Но это не должно становиться фактором, определяющим перспективы развития лесопромышленного комплекса, цели остаются прежними.
Расчет экономического, бюджетного и социального эффекта от реализации Программы представлен в таблицах 8-12.
Экономический эффект от реализации Программы
в лесопромышленном комплексе
Прогноз объема производства и отгрузки продукции
Таблица 8
Объем отгруженной продукции |
Ед. изм. |
Факт* 2008 г. |
Оценка* 2009 г. |
Прогноз |
|||
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
||||
Без учета Программы | |||||||
Обработка древесины и производство изделий из дерева |
млн. руб. |
|
|
1851 |
1910 |
1979 |
2058 |
Производство мебели |
млн. руб. |
|
|
1400 |
1450 |
1500 |
1550 |
С учетом реализации Программы | |||||||
Обработка древесины и производство изделий из дерева |
млн. руб. |
2096* |
1950*
|
2000
|
2200
|
2390 |
2600 |
Производство мебели |
млн. руб. |
1721 |
1489 |
1510 |
1591 |
1643 |
1700 |
Экономический эффект с учетом реализации Программы (дополнительный объем проведенных мероприятий) | |||||||
Экономический эффект от реализации Программы, в том числе: |
млн. руб. |
-
|
-
|
259
|
431
|
554
|
692
|
- обработка древесины и производство изделий из дерева |
|
- |
- |
149 |
290 |
411 |
542 |
- производство мебели |
|
- |
- |
110 |
141 |
143 |
150 |
*- 2008 г. - реализация РЦП "Развитие лесопромышленного комплекса УР на 2003-2008 годы".
*- 2009 г. - реализация РЦП "Развитие лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса УР на 2009-2013 годы".
Прогноз производства важнейших видов промышленной продукции
Таблица 9
Объем производства продукции |
Ед. изм. |
Факт 2008 г. |
Оценка 2009 г. |
Прогноз |
|||
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
||||
Без учета Программы | |||||||
Вывозка древесины |
тыс. куб. м |
|
|
830 |
800 |
750 |
700 |
пиломатериалы |
тыс. куб. м |
|
|
130 |
135 |
140 |
144 |
ДСП |
тыс. куб. м |
|
|
140 |
120 |
110 |
110 |
Клееная фанера |
тыс. куб. м |
|
|
10,0 |
13,5 |
14,0 |
14,5 |
С учетом реализации Программы | |||||||
Вывозка древесины |
тыс. куб. м |
853,7 |
848 |
890 |
948 |
1018 |
1110 |
пиломатериалы |
тыс. куб. м |
195,3 |
136,1 |
140 |
145 |
150 |
150 |
ДСП |
тыс. куб. м |
201,9 |
160 |
175 |
180 |
180 |
185 |
Клееная фанера |
тыс. куб. м |
25 |
12,6 |
15 |
20 |
25 |
25 |
Экономический эффект с учетом реализации Программы (дополнительный объем проведенных мероприятий) | |||||||
Вывозка древесины |
тыс. куб. м |
- |
- |
60 |
148 |
268 |
410 |
пиломатериалы |
тыс. куб. м |
- |
- |
10 |
10 |
10 |
6 |
ДСП |
тыс. куб. м |
- |
- |
35 |
60 |
70 |
75 |
Клееная фанера |
тыс. куб. м |
- |
- |
5 |
6,5 |
9 |
10,5 |
Бюджетная эффективность Программы оценивается как интегральная оценка эффективности отдельных мероприятий Программы, рассматриваемых как инвестиционные проекты.
Бюджетная эффективность реализации Программы
Таблица 10
N п/п |
Наименование |
Всего, 2010-2013 годы |
в том числе |
|||
|
|
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
|
1 |
Расходы бюджета Удмуртской Республики - всего*, млн. руб.: в т.ч. |
16,84
|
0,64
|
2,0
|
2,5
|
11,7
|
*Субсидии по кредитам на реализацию инвестиционных проектов |
9,173 |
0,173 |
1,0 |
1,5 |
6,5 |
|
*Субсидии по кредитам на создание запасов сырья и топлива |
7,267 |
0,467 |
0,8 |
1,0 |
5,0 |
|
*Профессиональные соревнования |
0,4 |
- |
0,2 |
- |
0,2 |
|
2 |
Дополнительный объем производства от реализации Программы, млн. руб. |
1936 |
259 |
431 |
554 |
692 |
3 |
Дополнительные налоговые поступления в бюджет Удмуртской Республики, млн. руб. |
17,6 |
3,1 |
4,0 |
4,7 |
5,8 |
* Объемы финансирования из бюджета Удмуртской Республики, предусмотренные настоящей Программой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке в соответствии с Законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики.
Социальная эффективность реализации Программы
Таблица 11
N п/п |
Наименование |
Факт 2008 г. |
Оценка 2009 г. |
прогноз |
|||
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
||||
1. |
Среднегодовая численность работников лесопромышленного комплекса, чел., в том числе занятых по виду деятельности: |
8867
|
7482
|
7800
|
8295
|
8327
|
8360
|
- "обработка древесины и производство изделий из дерева", чел. |
6021 |
5072 |
5328 |
5495 |
5517 |
5550 |
|
- "производство мебели", чел. |
2846 |
2410 |
2532 |
2800 |
2810 |
2810 |
|
2. |
Среднемесячная заработная плата работников по виду деятельности, руб.: |
|
|
|
|
|
|
- "обработка древесины и производство изделий из дерева" |
7195 |
7418 |
8271 |
9181 |
10100 |
11100 |
|
- "производство мебели" |
9946 |
10051 |
11200 |
12432 |
13675 |
14900 |
13. Оценка рисков реализации Программы
В ходе реализации Программы могут возникнуть следующие риски:
1) финансовые риски - в случаях меньшего, по сравнению с планируемым, объема финансирования Программы из бюджета Удмуртской Республики. В итоге будут реализованы отдельные мероприятия, которые не позволят выйти на запланированные показатели, что скажется на бюджетной эффективности Программы;
2) конъюнктурный риск, связанный со структурными и количественными изменениями спроса и предложения на выпускаемую продукцию и динамикой цен. Этот риск крайне мал, так как объем производства и реализации продукции заложен без учета инфляции;
3) ресурсные риски, связанные с отсутствием сырья. Этот риск также крайне мал, так как использование расчетной лесосеки составляет всего 50 %;
4) погодные риски, влекущие за собой остановку предприятий из-за отсутствия сырья. Для их предупреждения в программе планируется предусмотреть субсидии;
5) административный риск представляет собой невыполнение в полном объеме исполнителями Программы мероприятий, что приведет к невыполнению целей и задач Программы, обусловленному:
не достижением целевых показателей;
не эффективным использованием ресурсов;
повышением вероятности неконтролируемого влияния негативных факторов на реализацию Программы.
Способами ограничения административного риска являются:
регулярная и открытая публикация данных о ходе финансирования Программы в качестве механизма, стимулирующего исполнителей Программы выполнять принятые на себя обязательства;
обобщение и анализ опыта привлечения внебюджетных ресурсов;
6) влияние мирового финансового кризиса.
Средний рост показателей работы лесопромышленного комплекса, заложенных в Программе, значительно не отразится на выполнении запланированных показателей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.