Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Удмуртской Республики
от 09 ноября 2009 года N 321
Республиканская целевая программа
"Развитие лесного хозяйства Удмуртской Республики на 2010-2013 годы"
28 марта, 6 декабря 2011 г.
Постановлением Правительства УР от 6 декабря 2011 г. N 435 в раздел I настоящей Программы внесены изменения
I. Паспорт республиканской целевой программы "Развитие лесного
хозяйства Удмуртской Республики на 2010-2013 годы" (далее - Программа)
II. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Одним из важнейших факторов экономического роста Удмуртской Республики являются природные ресурсы, из которых самые обширные по территориальному масштабу и экономическим возможностям - леса. Лесные ресурсы позволяют без ущерба для природы ежегодно заготавливать только по главному пользованию более 2 млн. куб. м древесины различных пород и около 500 тыс. куб. м от рубок ухода.
Введенный в действие с 1 января 2007 года Лесной кодекс Российской Федерации кардинальным образом изменил принципы ведения лесного хозяйства, разделил хозяйственные и контрольные функции управления лесным хозяйством, в связи с чем требуется изменение подходов к развитию лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса. Эти подходы являются комплексными, требующими межотраслевой координации, согласованного использования кадровых, финансовых, материальных, информационных и иных ресурсов.
Настоящая Программа призвана организовать работу по привлечению и использованию всех имеющихся ресурсов, а также средств федерального бюджета, бюджета Удмуртской Республики и иных источников для эффективного развития лесного хозяйства.
Анализ ситуации и проблемы в области
лесного хозяйства в Российской Федерации
Общий запас древесины в Российской Федерации составляет 82 млрд. м3 (четверть мировых запасов). Установленная расчетная годовая лесосека по рубкам главного пользования составляет 576 млн. куб. м. В то же время расчетная лесосека в целом по Российской Федерации осваивается только на 22 %. При этом в транспортно-доступных лесных участках запасы спелых насаждений ценных древесных пород в значительной степени истощены, а новые территории практически не осваиваются. Более того, отмечается увеличение расчетной лесосеки, что свидетельствует о продолжающемся накоплении спелых и перестойных древостоев, главным образом мягколиственных пород. Недостаточное развитие инфраструктуры лесного хозяйства (на одну тысячу квадратных километров леса в России приходится лишь 1,2 км лесных дорог) приводит к тому, что по объемам заготавливаемой древесины Россия уступает США, Канаде и Бразилии, заготавливая только 6 % от мирового объема.
Высоки потери лесного хозяйства от лесных пожаров, вредителей и болезней леса, промышленных выбросов и незаконных заготовок. Ежегодный ущерб от лесных пожаров оценивается в 3-3,5 млрд. рублей. Около 40 тыс. гектаров лесов ежегодно усыхает вследствие вспышек размножения вредителей и болезней. По данным Фонда дикой природы (WWF) до 35 % всей древесины, заготовленной в Европейской части России, имеют незаконное происхождение.
Следует отметить также несвоевременное проведение лесоустройства, старение производственных мощностей и недостаток кадрового обеспечения всех уровней - от квалифицированных рабочих до инженерных и технических кадров, как для организаций, осуществляющих ведение лесного хозяйства, лесничеств, так и органов управления лесами.
Сложившуюся ситуацию в лесном хозяйстве России призван изменить Лесной кодекс Российской Федерации.
Основными приоритетными направлениями развития лесного комплекса являются:
развитие нормативной правовой базы в рамках разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в области лесных отношений;
создание системы воспроизводства лесного фонда и восстановления лесов;
сокращение незаконных рубок и теневого оборота древесины.
Развитие лесной транспортной инфраструктуры, включающей обеспечение экономической доступности лесных участков, повышение рентабельности заготовки древесины посредством строительства лесных дорог круглогодичного действия позволит существенно увеличить объемы использования лесов.
Анализ ситуации и проблемы в области
лесного хозяйства в Удмуртской Республике
Общая площадь лесов на территории Удмуртской Республики на 1 января 2009 года составляет 2065,8 тыс. га, в том числе: на землях лесного фонда, находящихся в ведении Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики, - 2034,8 тыс. га; 17,3 тыс. га занимают леса на землях особо охраняемых природных территорий (национальный парк "Нечкинский"); на 9,8 тыс. га расположены городские леса; 3,9 тыс. га занимают леса на землях обороны и безопасности. Лесистость территории республики составляет 46,8 %. Распределение покрытой площади земель лесного фонда по преобладающим породам указано на рисунке 1.
Рисунок 1
"Распределение покрытой площади земель лесного фонда по преобладающим породам"
Общий запас древесины основных лесообразующих пород по состоянию на 1 января 2009 года составляет 319,46 млн. м3, в том числе хвойных древесных пород - 188,97 млн. м3.
В эксплуатационных лесах запас спелых и перестойных насаждений составляет 52,92 млн. м3, в том числе хвойных древесных пород - 27,29 млн. м3.
Средний запас древесины на 1 га в эксплуатационных лесах составляет 159 м3, в том числе в спелых и перестойных насаждениях - 249 м3.
Ежегодный общий средний прирост составил на 1 января 2009 года 6,92 млн. м3, в том числе на 1 гектар покрытых лесной растительностью земель лесного фонда - 3,40 м3.
Для использования лесные участки в 2008 г. переданы в аренду:
- для заготовки древесины передано в аренду 55 лесных участков;
- для строительства, реконструкции, эксплуатации ЛЭП, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов 45 лесных участков;
- для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых 30 лесных участков;
- для ведения сельского хозяйства 16 участков;
- для ведения охотничьего хозяйства и осуществления охоты 10 участков;
- для осуществления рекреационной деятельности 7 участков.
В 2008 году площадь рубок (спелых и перестойных насаждений) на территории Удмуртской Республики составила 7427 га, что на 518 га (7 %) больше, чем в 2007 году. Было заготовлено 1285,0 тыс. м3 древесины, что на 34,1 тыс. м3 больше, чем в 2007 году. Расчетная лесосека по главному пользованию установлена в объеме 2468,8 тыс. м3. Таким образом интенсивность использования расчетной лесосеки составила в 2008 году 52 % против 49 % в 2007 году.
Информация по отпуску древесины на корню в 2008 году приведена в таблице 1.
Таблица 1
Группы лесопользователей |
Установленный ежегодный объем лесопользования, тыс. м3 |
Фактическое использование в 2008 г., тыс. м3 |
В процентах, % |
На участках лесного фонда, переданных в аренду |
551,8 |
467,9 |
85 |
Реализация древесины на корню с лесных аукционов |
650,6 |
420,6 |
65 |
Заготовка древесины для собственных нужд граждан |
360,0 |
275,0 |
76 |
В 2008 году рубки ухода за лесом выполнены на площади 25,7 тыс. га.
В ходе проведения рубок ухода заготовлено древесины 483,4 тыс. м3. Доля древесины, полученной при рубках ухода, составила 24 % общего объема заготовленной древесины.
Рубки ухода в молодняках выполнены на площади 14,4 тыс. га. Интенсивность рубок ухода в молодняках составила 10,6 м3/га, по проекту лесоустройства - 10,5 м3/га.
В 2008 году лесовосстановление на землях лесного фонда было проведено на площади 4353 га, в т.ч. заложено лесных культур на площади 2505 га.
Ввод молодняков в категорию ценных древесных насаждений, который является важным показателем, характеризующим успешность лесовосстановительного процесса, осуществлен на площади 7579 га, в том числе за счет лесных культур - на площади 4920 га.
В настоящее время основные проблемы в области лесного хозяйства России характерны и для Удмуртской Республики, а именно:
1. Нарушение периодичности проведения лесоустроительных работ.
Эффективное ведение лесного хозяйства невозможно без современных качественных лесоустроительных работ. В соответствии с требованиями лесного законодательства срок повторяемости всего комплекса лесоустроительных работ в республике должен составлять 10 лет. На территории Удмуртской Республики последнее лесоустройство проводилось в 1995-1997 годах, в связи с чем в 2010 году 100 % всех материалов имеют срок давности более 10 лет. По России в целом данный показатель составляет 50 %.
Материалы лесоустройства являются основной информационной базой при государственном управлении лесами, планировании и техническом проектировании в лесном хозяйстве, лесной промышленности и других отраслях республики, использующих древесные и недревесные ресурсы, экологические, санитарно-гигиенические, рекреационные и другие полезные свойства лесов.
2. Нерешенность вопроса по финансированию лесоустройства.
До 2007 года организация проведения лесоустройства на землях лесного фонда относилась к полномочиям Российской Федерации и финансировалась за счет средств федерального бюджета. Согласно Лесному кодексу Российской Федерации система лесоустройства значительно преобразована. Источниками финансирования выполнения работ и оказания услуг по лесоустройству в зависимости от их вида теперь могут быть соответственно федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджеты муниципальных образований, иные источники финансирования, а также средства отдельных лесопользователей.
3. Отсутствие современной техники.
Имеющиеся технические средства представлены в недостаточном количестве и имеют высокую изношенность, что не позволяет качественно проводить работы по охране, защите и воспроизводству лесов, что сказывается на ухудшении состояния и качества лесов.
Для решения проблем лесного хозяйства республики целесообразно применить программно-целевой метод, позволяющий консолидировать усилия органов государственной власти и органов местного самоуправления, исключить параллельное решение одних и тех же задач, аккумулировать финансовые вложения из различных источников на решение наиболее проблемных вопросов.
III. Социально-экономическая значимость
проблемы для населения Удмуртской Республики
Лес является сырьевой базой как для лесопромышленного комплекса, так и для других сопряженных отраслей народного хозяйства и имеет огромные потенциальные возможности для их развития. Эффективное использование лесных ресурсов может внести более весомый вклад в экономику республики. К сожалению, современное финансово-экономическое положение не позволяет эффективно и в приемлемые сроки решить поставленные проблемы лесного хозяйства без мер государственной поддержки.
Качественное состояние лесов позволяет также более эффективно использовать недревесные и рекреационные ресурсы леса. В таких районах республики, как Красногорском, Балезинском, Якшур-Бодьинском районах, в основе доходов населения являются сбор и реализация ягод, грибов, лекарственных растений. Вблизи городов население массово использует территории для отдыха и туризма.
Постановлением Правительства УР от 6 декабря 2011 г. N 435 в раздел IV настоящей Программы внесены изменения
IV. Основные цели и задачи Программы
Цель Программы:
Сохранение и воспроизводство лесов как сырьевой базы, обеспечивающей потребности экономики и населения в продукции деревообработки, и как важнейшего природоформирующего компонента окружающей природной среды на основе рационального и неистощительного лесопользования.
Основные задачи Программы:
1) Использование геоинформационных систем и технологий (ГИС-технологий) для обеспечения интенсивного, комплексного использования лесных ресурсов.
2) Совершенствование технологии интенсивного воспроизводства лесов (в том числе уход за лесами).
3) Приобретение специализированной лесопожарной техники и оборудования для оснащения ПХС третьего типа на территории Удмуртской Республики в целях эффективного тушения и предупреждения лесных пожаров, а также обновление парка пожарной техники и оборудования, существующих ПХС первого типа
Программа рассчитана на 2010-2013 годы, и ее реализацию планируется осуществить в следующем порядке.
2010-2013 годы - организация и выполнение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. Объемные показатели и их финансирование могут меняться в случае внесения изменений в лесохозяйственные регламенты лесничеств и Лесной план Удмуртской Республики;
2011-2013 годы - организация и выполнение комплекса лесоустроительных работ;
2012-2013 годы - техническое перевооружение предприятий с использованием современной техники для осуществления комплекса лесохозяйственных работ при уходе за лесом и оценка эффективности реализации программы.
Постановлением Правительства УР от 6 декабря 2011 г. N 435 в раздел V настоящей Программы внесены изменения
V. Целевые индикаторы по годам реализации Программы
Целевые индикаторы для оценки эффективности и хода реализации Программы представлены в таблице 2.
Целевые индикаторы, характеризующие развитие лесного хозяйства
Таблица 2
VI. План мероприятий программы
Мероприятия Программы ориентированы, в первую очередь, на мобилизацию собственного потенциала предприятий, а также привлечение инвесторов в сочетании с государственной поддержкой, предусмотренной законодательством Российской Федерации и Удмуртской Республики. Достижение целей и задач Программы обусловливает выполнение производственных, инвестиционных и инновационных, финансово-экономических, организационно-структурных мероприятий (Приложение к Программе).
Постановлением Правительства УР от 6 декабря 2011 г. N 435 раздел VII настоящей Программы изложен в новой редакции
VII. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета бюджету Удмуртской Республики на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, за счет субсидий из федерального бюджета бюджету Удмуртской Республики на приобретение специализированной лесопожарной техники и оборудования, за счет средств бюджета Удмуртской Республики и иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Финансирование мероприятий Программы за счет средств бюджета Удмуртской Республики осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, выделенных Министерству лесного хозяйства Удмуртской Республики.
Необходимые для реализации Программы объемы и источники финансирования приведены в следующей таблице.
Объемы и источники финансирования мероприятий
Таблица 3
Источники финансирования |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Всего 2010-2013 годы |
Объем инвестиций за счет всех источников финансирования, млн. руб., в том числе: |
558,7 |
810,0 |
786,2 |
749,7 |
2904,6 |
Бюджет Удмуртской Республики, млн. руб. |
0,0 |
32,2 |
32,2 |
32,2 |
96,6 |
На приобретение специализированной лесопожарной техники и оборудования за счет бюджета Удмуртской Республики, млн. руб. |
0,0 |
20,0 |
20,0 |
0,0 |
40,0 |
Субвенции из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, млн. руб. |
135,2 |
135,2 |
135,2 |
135,2 |
540,8 |
Субсидии из федерального бюджета бюджету Удмуртской Республики на приобретение специализированной лесопожарной техники и оборудования, млн. руб. |
0,0 |
104,9 |
50,0 |
0,0 |
154,9 |
Иные источники в соответствии с законодательством Российской Федерации, млн. руб. |
423,5 |
517,7 |
548,8 |
582,3 |
2072,3 |
Общее финансирование Программы в области лесного хозяйства - 2904,6 млн. руб., в том числе:
1) субвенции из федерального бюджета бюджету Удмуртской Республики на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений - 540,8 млн. руб.;
2) субсидии из федерального бюджета бюджету Удмуртской Республики на приобретение специализированной лесопожарной техники и оборудования - 154,9 млн. руб.;
3) иные источники в соответствии с законодательством Российской Федерации - 2072,3 млн. руб.;
4) средства бюджета Удмуртской Республики - 96,6 млн. руб., в том числе по годам:
2010 год - 0,0 млн. руб.;
2011 год - 32,2 млн. руб.;
2012 год - 32,2 млн. руб.;
2013 год - 32,2 млн. руб.;
5) на приобретение специализированной лесопожарной техники и оборудования за счет бюджета Удмуртской Республики - 40,0 млн. руб.
VIII. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы базируется на принципах партнерства с заинтересованными исполнительными органами государственной власти Удмуртской Республики, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в Удмуртской Республике, органами местного самоуправления и организациями, четкого разграничения полномочий и ответственности всех исполнителей Программы.
Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики (государственный заказчик Программы):
обеспечивает реализацию Программы в соответствии с планом мероприятий;
заключает в соответствии с законодательством договоры и соглашения, связанные с реализацией Программы;
осуществляет координацию и контроль действий исполнителей Программы;
формирует бюджетные заявки на ассигнования из бюджета Удмуртской Республики для финансирования Программы и представляет их в установленном порядке в Министерство экономики Удмуртской Республики.
IX. Организация управления Программой
Управление Программой осуществляется государственным заказчиком республиканской Программы - Министерством лесного хозяйства Удмуртской Республики.
Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики:
несет ответственность за достижение поставленной цели и решение задач Программы, обеспечение достижения значений целевых индикаторов;
обеспечивает реализацию Программы в соответствии с утвержденным планом мероприятий и в пределах средств, предусмотренных законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на реализацию Программы на соответствующий финансовый год, а также в соответствии с заключенными контрактами (договорами, соглашениями) с участниками реализации Программы;
является главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых на реализацию Программы, несет ответственность и обеспечивает контроль за целевым и эффективным их использованием;
заключает контракты (договоры, соглашения) в соответствии с законодательством;
принимает от исполнителей Программы произведенные товары (выполненные работы, оказанные услуги) и оплачивает их в соответствии с условиями контракта (договора, соглашения);
ежеквартально в течение двух недель по окончании соответствующего квартала направляет в Министерство экономики Удмуртской Республики отчет о реализации Программы по установленной форме с пояснительной запиской;
по запросу Правительства Удмуртской Республики представляет информацию о реализации мероприятий Программы;
в срок до 1 марта текущего года представляет отчет о реализации Программы за весь период ее реализации в Министерство экономики Удмуртской Республики по установленной форме с пояснительной запиской;
направляет в уполномоченный орган бюджетную заявку на ассигнования из бюджета Удмуртской Республики для финансирования Программы на соответствующий финансовый год.
X. Контроль за реализацией Программы
Контроль за реализацией Программы осуществляет Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики.
Государственный заказчик и исполнитель Программы осуществляет подготовку и представление в установленном порядке справочно-аналитической информации и ежегодных докладов о ходе реализации мероприятий Программы и эффективности использования финансовых средств.
Постановлением Правительства УР от 6 декабря 2011 г. N 435 в раздел XI настоящей Программы внесены изменения
XI. Методика оценки эффективности Программы
Под эффективностью реализации Программы понимается степень достижения целей Программы. Для количественной оценки степени достижения целей используются целевые индикаторы, представленные в разделе 5 Программы. Оценка производится путем сравнения целевого значения показателя с фактическим значением по итогам месяца, квартала, года или иного периода.
В текущем разделе определяются правила расчета эффективности целевых индикаторов:
1) Объем рубок лесных насаждений с 1 гектара покрытых лесной растительностью земель лесного фонда
Данный показатель характеризует степень интенсивности использования лесов по заготовке древесины и вовлечения новых площадей лесов в освоение. Рассчитывается по формуле:
Ор = Озд/Плз,
где:
Ор - объем рубок лесных насаждений с 1 га покрытых лесной растительностью земель лесного фонда (куб. м);
Озд - объем заготовки рубок спелых и перестойных лесных насаждений, рубок лесных насаждений при уходе за лесами, поврежденных и погибших лесных насаждений (тыс. м3);
Плз - площадь покрытых лесной растительностью земель лесного фонда (тыс. га).
Эффективность мероприятия подтверждается увеличением объема заготовок к соответствующему периоду прошлого года и, соответственно, роста показателя объема рубок лесных насаждений с 1 га покрытых лесной растительностью земель лесного фонда. О невыполнении или неэффективности мероприятия программы будет свидетельствовать снижение данного показателя.
2) Удельная площадь земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, погибшей от пожаров
Данный показатель характеризует степень повреждаемости лесов пожарами и эффективность противопожарных мероприятий. Рассчитывается по формуле:
Уп = Плзп/Плз х 100 %,
где:
Уп - удельная площадь земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, погибшей от пожаров (%);
Плзп - площадь земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, погибшей от пожаров (тыс. га);
Плз - площадь покрытых лесной растительностью земель лесного фонда (тыс. га).
Эффективность мероприятия будет подтверждена отсутствием земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, погибшей от пожаров, и, соответственно, нулевое значение показателя. Ненулевое значение показателя будет свидетельствовать о невыполнении или неэффективности мероприятий Программы.
3) Удельная площадь земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, погибшей от вредителей и болезней леса
Данный показатель характеризует степень повреждаемости лесов вредителями и болезнями, эффективность мероприятий по борьбе с ними. Рассчитывается по формуле:
Увб = Ппвб/Плз х 100 %,
где:
Увб - удельная площадь земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, погибшей от вредителей и болезней (%);
Ппвб - площадь земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, погибшей от вредителей и болезней (тыс. га);
Плз - площадь покрытых лесной растительностью земель лесного фонда (тыс. га).
Эффективность мероприятия будет подтверждена сохранением значения показателя удельной площади земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, погибшей от вредителей и болезней, на уровне 0,1 %. Увеличение данного показателя будет свидетельствовать о невыполнении или неэффективности мероприятий Программы.
4) Соотношение площади искусственного лесовосстановления и площади сплошных рубок лесных насаждений на землях лесного фонда
Данный показатель характеризует интенсивность работ по лесовосстановлению, их эффективность и своевременность проведения. Рассчитывается по формуле:
Сил = Пил/Пср х 100 %,
где:
Сил - соотношение площади искусственного лесовосстановления и площади сплошных рубок лесных насаждений на землях лесного фонда (%);
Пил - площадь искусственного лесовосстановления (посадка леса, га);
Пср - площадь сплошных рубок лесных насаждений (га).
Эффективность мероприятия будет подтверждена увеличением данного показателя.
5) Доля площади ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда
Данный показатель характеризует качественную структуру лесов и рассчитывается по формуле:
Дцн = Пцп/Плз х 100 %,
где:
Дцн - доля площади ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда (%);
Пцп - площадь покрытых лесной растительностью земель, занимаемых лесами ценных лесных пород (хвойные, твердолиственные, береза и осина I, II класса бонитета) (тыс. га);
Плз - площадь покрытых лесной растительностью земель лесного фонда (тыс. га).
6) Лесистость территории Удмуртской Республики
Данный показатель характеризует лесистость территории и рассчитывается по формуле:
Лт = Плз/Оп х 100 %,
где:
Лт - лесистость территории (%);
Плз - площадь покрытых лесной растительностью земель всех категорий на территории Удмуртской Республики (тыс. га);
Оп - общая площадь Удмуртской Республики (тыс. га).
Эффективность мероприятия будет подтверждена увеличением данного показателя.
7) Доля площади земель лесного фонда, на которых проведено лесоустройство с применением геоинформационных систем и технологий
Данный показатель характеризует степень внедрения геоинформационных систем и технологий при проведении работ по лесоустройству и определяется по формуле:
Излф = Плу/Полф х 100 %,
где:
Излф - изученность земель лесного фонда с применением геоинформационных систем и технологий;
Плу - площадь земель лесного фонда, на которых проведено лесоустройство с применением геоинформационных систем и технологий.
Отношение площади лесного фонда, пройденной пожарами в отчетном году, к средней площади, пройденной пожарами за предыдущие пять лет (при классах пожарной опасности по условиям погоды на уровне средних многолетних показателей).
Данный показатель характеризует результативность тушения лесных пожаров и определяется по формуле:
х 100,
где:
- отношение площади лесного фонда, пройденной пожарами в отчетном году, к средней площади, пройденной пожарами за предыдущие пять лет (при классах пожарной опасности по условиям погоды на уровне средних многолетних показателей);
- площадь лесного фонда, пройденная пожарами в отчетном году;
- средняя площадь, пройденная пожарами, за предыдущие пять лет.
XII. Оценка социальной, экономической,
бюджетной эффективности реализации Программы
Многосторонние экологические, экономические и социальные функции лесов реализуются в процессе их длительного роста (50-100 лет) и используются во многих отраслях жизнедеятельности общества. Эти факторы затрудняют определение полной экономической, бюджетной и социальной эффективности использования средств, вкладываемых в лесное хозяйство.
Экономическая эффективность будет выражаться в снижении затрат на реализацию мероприятий по воспроизводству лесов в результате внедрения современных технологий, увеличении поступления денежных средств в соответствующие уровни бюджета в результате интенсивного лесопользования.
Расчет экономического, бюджетного и социального эффекта от реализации Программы представлен в таблице 4.
Экономический эффект от реализации Программы в лесном хозяйстве
Таблица 4
Мероприятие |
Ед. изм. |
Прогноз |
|||||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
|||
Без учета Программы | |||||||
Использование расчетной лесосеки при рубке спелых и перестойных насаждений |
% |
30 |
34 |
38 |
43 |
51 |
|
Лесовосстановление - всего |
тыс. га |
3,5 |
3,4 |
3,4 |
3,3 |
3,3 |
|
в т.ч. посадка леса |
тыс. га |
2,5 |
2,0 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
|
Выращивание стандартного посадочного материала |
тыс. шт. |
15,0 |
8,0 |
6,0 |
6,0 |
6,0 |
|
Уход за лесами |
тыс. га |
29,0 |
28,0 |
27,0 |
26,0 |
25,0 |
|
в т.ч. в молодняках |
тыс. га |
13,0 |
12,0 |
12,0 |
11,0 |
10,0 |
|
Заготовка древесины, всего |
тыс. м3 |
1316,6 |
1415,4 |
1478,1 |
1601,6 |
1799,1 |
|
Поступление платежей от заготовки древесины в бюджетную систему |
млн. руб. |
114,3 |
133,2 |
154,0 |
169,9 |
194,8 |
|
- из них в бюджет Удмуртской Республики |
млн. руб. |
46,9 |
54,6 |
63,1 |
69,6 |
79,9 |
|
С учетом реализации программы | |||||||
Использование расчетной лесосеки при рубке спелых и перестойных насаждений |
% |
30 |
39 |
52 |
63 |
72 |
|
Лесовосстановление - всего |
тыс. га |
5,0 |
5,8 |
6,8 |
7,7 |
8,1 |
|
в т.ч. посадка леса |
тыс. га |
2,5 |
2,8 |
3,4 |
3,7 |
4,1 |
|
Выращивание стандартного посадочного материала |
тыс. шт. |
20,0 |
20,0 |
20,0 |
20,0 |
20,0 |
|
Уход за лесами (лесохозяйственные регламенты лесничеств) |
тыс. га |
30,0 |
30,0 |
30,0 |
30,0 |
30,0 |
|
в т.ч. в молодняках |
тыс. га |
14,0 |
14,0 |
14,0 |
14,0 |
14,0 |
|
Заготовка древесины, всего |
тыс. м3 |
1320,9 |
1543,1 |
1864,1 |
2135,6 |
2357,8 |
|
Поступление платежей от заготовки древесины в бюджетную систему |
млн. руб. |
114,6 |
145,2 |
194,2 |
226,6 |
255,3 |
|
- из них в бюджет Удмуртской Республики |
млн. руб. |
47,0 |
59,5 |
79,6 |
92,9 |
104,7 |
|
Экономический эффект с учетом реализации Программы | |||||||
Использование расчетной лесосеки при рубке спелых и перестойных насаждений |
% |
0 |
5 |
14 |
20 |
21 |
|
Лесовосстановление - всего |
тыс. га |
1,5 |
2,4 |
3,4 |
4,4 |
4,8 |
|
в т.ч. посадка леса |
тыс. га |
0 |
0,8 |
1,9 |
2,2 |
2,6 |
|
Выращивание стандартного посадочного материала |
тыс. шт. |
5,0 |
12,0 |
14,0 |
14,0 |
14,0 |
|
Уход за лесами |
тыс. га |
1,0 |
2,0 |
3,0 |
4,0 |
5,0 |
|
в т.ч. в молодняках |
тыс. га |
1,0 |
2,0 |
2,0 |
3,0 |
4,0 |
|
Заготовка древесины, всего |
тыс. м3 |
4,3 |
127,7 |
386,0 |
534,0 |
558,7 |
|
Поступление платежей от заготовки древесины в бюджетную систему |
млн. руб. |
0,3 |
12,0 |
40,2 |
56,7 |
60,5 |
|
- из них в бюджет Удмуртской Республики |
млн. руб. |
0,1 |
4,9 |
16,5 |
23,3 |
24,8 |
Эффективность реализации программы по лесохозяйственным направлениям оценивается путем достижения установленных значений целевых индикаторов по годам в соответствии с таблицей 2 Программы.
XIII. Оценка рисков реализации Программы
В ходе реализации Программы могут возникнуть следующие риски:
а) финансовые риски - в случаях меньшего, по сравнению с планируемым, объема финансирования Программы из бюджета Удмуртской Республики. В итоге будут реализованы отдельные мероприятия, которые не позволят выйти на запланированные показатели, что скажется на бюджетной эффективности программы;
б) конъюнктурный риск, связанный со структурными и количественными изменениями спроса и предложения на выпускаемую продукцию и динамики цен. Этот риск крайне мал, так как объем производства и реализации продукции заложен без учета инфляции;
в) ресурсные риски, связанные с отсутствием сырья. Этот риск также крайне мал, так как использование расчетной лесосеки составляет менее 50 %;
г) погодные риски, влекущие за собой остановку предприятий из-за отсутствия сырья;
д) административный риск представляет собой невыполнение в полном объеме исполнителями Программы мероприятий, что приведет к невыполнению целей и задач Программы, обусловленному:
не достижением целевых показателей;
неэффективным использованием ресурсов;
повышением вероятности неконтролируемого влияния негативных факторов на реализацию Программы.
Способами ограничения административного риска являются:
регулярная и открытая публикация данных о ходе финансирования Программы в качестве механизма, стимулирующего исполнителей Программы выполнять принятые на себя обязательства;
обобщение и анализ опыта привлечения внебюджетных ресурсов.
Средний рост показателей работы лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса, заложенных в программе, значительно не отразится на выполнении запланированных показателей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.