3 августа 2009 г.
Правительство Удмуртской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Удмуртской Республике на 2009-2012 годы".
2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Удмуртской Республике на 2009-2012 годы" Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики.
3. Финансирование мероприятий республиканской целевой программы "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Удмуртской Республике на 2009-2012 годы" осуществить в пределах средств, предусмотренных Законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).
Председатель Правительства |
Ю.С.Питкевич |
Республиканская целевая программа
"Развитие молочного скотоводства и увеличение производства
молока в Удмуртской Республике на 2009-2012 годы"
(утв. постановлением Правительства УР от 24 февраля 2009 г. N 34)
3 августа 2009 г.
Постановлением Правительства УР от 3 августа 2009 г. N 215 в Паспорт настоящей Программы внесены изменения
1. Паспорт республиканской целевой программы "Развитие молочного
скотоводства и увеличение производства молока в Удмуртской
Республике на 2009-2012 годы"
Наименование Программы |
"Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Удмуртской Республике на 2009-2012 годы" (далее - Программа). |
Основание для разработки Программы |
Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 1096 "Об утверждении Правил распределения и предоставления в 2009-2011 годах из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации". |
Государственный заказчик Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики. |
Разработчик Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики. |
Исполнители Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (далее - Минсельхозпрод УР) и иные организации, выполняющие государственный заказ на конкурсной основе. |
Цели Программы |
Создание экономических и технологических условий для устойчивого развития отрасли молочного скотоводства. Увеличение объемов производства молока в хозяйствах всех категорий с 666,4 тыс. тонн в 2008 году до 722,0 тыс. тонн в 2012 году (рост 108,3 %). |
Задачи Программы |
1. Создание высокоэффективного кормопроизводства. 2. Укрепление племенной базы молочного скотоводства. 3. Увеличение производства молока и ускоренное развитие отрасли молочного скотоводства. 4. Реконструкция, техническая и технологическая модернизация ферм. 5. Кадровое обеспечение отрасли. |
Целевые индикаторы и показатели Программы |
Численность поголовья коров во всех категориях хозяйств: 2009 г. - 159,8 тыс.гол. 2010 г. - 163,0 тыс.гол. 2011 г. - 166,3 тыс.гол. 2012 г. - 172,6 тыс.гол. Рост к 2008 году -110,1 % Производство молока в хозяйствах всех категорий: 2009 г. - 680,0 тыс. тонн 2010 г. - 694,0 тыс. тонн 2011 г. - 708,0 тыс. тонн 2012 г. - 722,0 тыс. тонн Рост к 2008 году - 108,3 % Средний удой от 1 коровы: 2009 г. - 4350 кг 2010 г. - 4500 кг 2011 г. - 4650 кг 2012 г. - 5000 кг Рост к 2008 году - 118,5 % Заготовка объемистых кормов в расчете на 1 условную голову: 2009 г. - 30,0 ц к.ед. 2010 г. - 34,0 ц к.ед. 2011 г. - 36,0 ц к.ед. 2012 г. - 40,0 ц к.ед. При показателе энергетической ценности кормов (сено, силос, сенаж) не менее 10,5 МДж в 1 кг сухого вещества (СВ). Удельный вес племенного поголовья в общей численности крупного рогатого скота: 2009 г. - 14,0 % 2010 г. - 14,5 % 2011 г. - 14,8 % 2012 г. - 15,0 %. Приобретение племенного молодняка: 2009 г. - 2100 гол. 2010 г. - 2000 гол. 2011 г. - 2350 гол. 2012 г. - 2500 гол.
Объемы реализации племенного молодняка (в % от численности поголовья коров в племенных хозяйствах республики): 2009 г. - 15,2 % 2010 г. - 15,5 % 2011 г. - 15,0 % 2012 г. - 15,0 % Создание пунктов по оказанию сервисных услуг личным подсобным хозяйствам населения: к 2012 году - в каждом сельском районе республики. Выход телят на 100 маток: 2009 г. - 79,0 гол. 2010 г. - 81,0 гол. 2011 г. - 82,0 гол. 2012 г. - 83,0 гол. Модернизация коровников с заменой технологического оборудования: 2009 г. - 4,3 тыс.скотомест 2010 г. - 4,6 тыс.скотомест 2011 г. - 4,9 тыс.скотомест 2012 г. - 5,0 тыс.скотомест |
Характеристика программных мероприятий |
Основным принципом при выполнении программных мероприятий является минимизация "человеческого" фактора и оптимизация технологических решений. Мероприятия: 1. Обеспечение крупного рогатого скота в полной потребности высококачественными кормами собственного производства. 2. Обеспечение животных комфортными условиями содержания и ухода. 3. Охрана здоровья животных. 4. Совершенствование племенных и продуктивных качеств животных. 5. Улучшение воспроизводительных качеств маточного поголовья крупного рогатого скота. 6. Государственная поддержка племенных хозяйств в виде субсидий на возмещение части затрат по содержанию наиболее высокоценных животных. 7. Улучшение породных и продуктивных качеств молочного скота в личных подсобных хозяйствах населения (ЛПХ), а также в крестьянских (фермерских) хозяйствах (КФХ). Создание пунктов искусственного осеменения (сервисных центров). 8. Повышение квалификации кадров всех уровней. 9. Проведение научно-исследовательских работ, разработка и тиражирование рекомендаций по внедрению современных технологий и информационно-справочных изданий. |
Сроки реализации Программы |
2009-2012 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
Объем финансирования из средств бюджета Удмуртской Республики на реализацию программных мероприятий на период 2009-2012 г.г. составляет в ценах соответствующих лет 4414,12 млн.рублей, в том числе по годам: 2009 г. - 918,8 млн.руб. 2010 г. - 1044,45 млн.руб. 2011 г. - 1126,17 млн.руб. 2012 г. - 1324,7 млн.руб. Из них: - на поддержку племенного животноводства: 2009 г. - 13,7 млн.руб. 2010 г. - 40,0 млн.руб. 2011 г. - 42,0 млн.руб. 2012 г. - 45,0 млн.руб. - на приобретение племенных животных: 2009 г. - 42,0 млн.руб. 2010 г. - 45,0 млн.руб. 2011 г. - 47,0 млн.руб. 2012 г. - 50,0 млн.руб. - на производство молока: 2009 г. - 302,9 млн.руб. 2010 г. - 310,0 млн.руб. 2011 г. - 330,0 млн.руб. 2012 г. - 350,0 млн.руб. - на приобретение семян высокобелковых культур: 2009 г. - 0,7 млн.руб. 2010 г. - 1,3 млн.руб. 2011 г. - 1,4 млн.руб. 2012 г. - 1,6 млн.руб. - на животноводческие помещения: 2009 г. - 100,0 млн.руб. 2010 г. - 125,0 млн.руб. 2011 г. - 130,0 млн.руб. 2012 г. - 250,0 млн.руб. - на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования: 2009 г. - 161,0 млн.руб. 2010 г. - 177,1 млн.руб. 2011 г. - 194,8 млн.руб. 2012 г. - 214,2 млн.руб. - на приобретение комбикормов и сбалансированных добавок: 2009 г. - 65,0 млн.руб. 2010 г. - 75,95 млн.руб. 2011 г. - 81,27 млн.руб. 2012 г. - 110,0 млн.руб. - на научно-исследовательские работы, разработку и тиражирование рекомендаций по внедрению современных технологий, информационно-справочных изданий: 2009 г. - 0,2 млн.руб. 2010 г. - 0,8 млн.руб. 2011 г. - 0,8 млн.руб. 2012 г. - 0,8 млн.руб. - на социальные выплаты молодым специалистам в виде ежемесячной доплаты к должностному окладу и единовременной выплаты: 2009 г. - 1,5 млн.руб. 2010 г. - 1,7 млн.руб. 2011 г. - 1,8 млн.руб. 2012 г. - 2,0 млн.руб. - на повышение квалификации кадров, профессиональную переподготовку, целевые учебы и семинары: 2009 г. - 0 млн.руб 2010 г. - 6,0 млн.руб. 2011 г. - 6,5 млн.руб. 2012 г. - 7,0 млн.руб. - на улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов: 2009 г. - 8,0 млн.руб. 2010 г. - 8,8 млн.руб. 2011 г. - 9,6 млн.руб. 2012 г. - 10,4 млн.руб. - на развитие водоснабжения, газификации, электрификации и дорожное строительство: 2009 г. - 223,8 млн.руб. 2010 г. - 252,8 млн.руб. 2011 г. - 281,0 млн.руб. 2012 г. - 283,7 млн.руб.
Объемы финансирования, предусмотренные настоящей Программой, носят ориентировочный характер и подлежат ежегодной корректировке на основании мониторинга и анализа выполнения Программы и в соответствии с Законом Удмуртской Республики "О бюджете Удмуртской Республики". |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
1. Увеличение продуктивности коров к 2012 г. до 5000 кг, валового производства молока до 770,0 тыс.тонн. 2. Доведение производства молока на душу населения до 502 кг в год. 3. Повышение производительности труда на 12 % и высвобождение из сферы производства 1080 человек. |
Введение
Программа направлена на увеличение объемов производства молока, что позволит:
- насытить региональный продовольственный рынок собственной высококачественной молочной продукцией;
- расширить объемы продаж молочной продукции в другие регионы России;
- улучшить финансовое положение сельскохозяйственных организаций;
- повысить оплату труда работников отрасли животноводства.
Программа направлена на реализацию тактических задач Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 г., утвержденной распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 24 марта 2008 года N 207-р.
2. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена Программа
В Удмуртской Республике в стоимости валовой продукции сельского хозяйства продукция животноводства занимает 60 %, в том числе на долю молочного скотоводства приходится более 30 процентов.
За последние 8 лет в хозяйствах всех категорий республики наблюдается тенденция увеличения объемов производства молока и продуктивности дойного стада коров. Так, производство молока с 549,9 тыс.тонн в 2000 году увеличилось до 672,8 тыс.тонн в 2008 году (темп роста 122,3 процента). Продуктивность дойного стада коров с 2682 кг выросла до 4220 кг молока (темп роста в 1,6 раза).
Производство молока в расчете на душу населения увеличилось соответственно с 337 кг до 502 кг или на 130 %.
Анализ состояния молочного скотоводства в Удмуртской Республике
Показатели |
Ед.изм. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2008 г. в % к 2006 г. |
Валовое производство молока в хозяйствах всех категорий |
тыс.тонн |
666,5 |
671,4 |
672,1 |
100,8 |
в т.ч. в сельскохозяйственных организациях |
тыс.тонн |
472,4 |
483,4 |
484,6 |
102,6 |
Производство молока на душу населения |
кг |
432 |
437 |
438 |
101,4 |
Поголовье молочных коров, всего |
тыс. голов |
172,6 |
167,6 |
156,7 |
90,8 |
в т.ч. в сельскохозяйственных организациях |
тыс. голов |
123,8 |
124,1 |
114,7 |
92,6 |
Удой на корову в год по хозяйствам всех категорий |
кг |
3907 |
4092 |
4220 |
108,1 |
в т.ч. в сельскохозяйственных организациях |
кг |
4016 |
4173 |
4247 |
105,8 |
Покупка племенного молодняка крупного рогатого скота молочных пород |
гол. |
2263 |
1281 |
1564 |
69,1 |
Выход телят на 100 маток |
гол. |
77 |
78 |
75 |
97,4 |
Удельный вес племенных коров в общей численности коров молочных пород |
% |
10,4 |
10,6 |
15,0 |
4,6 |
Рентабельность производства молока: - с господдержкой |
% |
23,4 |
33,3 |
23,3 |
-0,1 |
- без господдержки |
% |
13,3 |
20,6 |
12,0 |
-1,3 |
Вместе с тем в большинстве сельскохозяйственных организаций молочное скотоводство продолжает оставаться низкорентабельной отраслью. Вследствие диспаритета цен на энергоресурсы, комбикорма, технику и продукцию животноводства продолжается сокращение поголовья крупного рогатого скота, в том числе коров. Замедлились темпы роста продуктивности животных.
Главными препятствиями устойчивого развития молочного животноводства и успешной реализации потенциала молочной продуктивности в республике являются:
- недостаточное развитие племенной базы;
- низкий выход телят в расчете на 100 коров (75 голов);
- недостаточный удельный вес ферм с современными технологиями;
- недостаточный уровень развития кормовой базы.
Необходимость решения проблемы программно-целевым методом обусловлена:
- социальной значимостью молока, как необходимого для здоровья людей продукта питания, наиболее доступного по цене;
- биологическими особенностями крупного рогатого скота по сравнению со скороспелыми отраслями (птицеводство, свиноводство).
Для развития отрасли молочного скотоводства, как крупного поставщика молока в перспективе, Удмуртская Республика располагает всеми необходимыми предпосылками:
- достаточные площади земельных угодий и пастбищ для производства высококачественных кормов;
- апробированные в ведущих районах республики технологии интенсивного молочного животноводства;
- высокопродуктивные породы молочного скота интенсивного типа (голштинская, черно-пестрая).
3. Социально-экономическая значимость проблемы для
населения Удмуртской Республики
Социально-экономическая значимость Программы заключается в повышении уровня интенсификации молочного скотоводства, как одной из ведущих отраслей сельскохозяйственного производства. Посредством решения данной проблемы параллельно решаются вопросы:
- повышения экономической эффективности сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- оживления деятельности перерабатывающих предприятий;
- повышения уровня обеспечения продуктами питания населения республики;
- создания дополнительных рабочих мест;
- увеличения численности поголовья коров в личных подсобных хозяйствах населения.
Реализация Программы будет способствовать достижению стратегической цели - повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельскохозяйственного производства и успешного развития приоритетных отраслей сельского хозяйства, а также решению тактических задач по дальнейшей интенсификации животноводства и развитию сельских территорий.
Реализация Программы создаст условия и предпосылки для устойчивого развития молочного скотоводства и производства молока в 2012 году в объеме 770 тыс.тонн, или на душу населения 502 кг в год.
Поскольку производство молока обеспечивает круглогодовую занятость рабочей силы и постоянный доход субъектам хозяйствования в течение всего года, то ускоренное развитие отрасли позволит в перспективе научно обоснованно и в интересах населения республики удовлетворить спрос на молоко и молочные продукты за счет собственного производства.
4. Цели и задачи Программы
Цели Программы:
- создание экономических и технологических условий устойчивого развития отрасли молочного скотоводства;
- увеличение объемов производства молока в хозяйствах всех категорий с 672,8 тыс.тонн в 2008 году до 770,0 тыс.тонн в 2012 году (темп роста 114,4 процента).
Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи:
- создание высокоэффективного кормопроизводства;
- укрепление племенной базы молочного скотоводства,
- увеличение производства молока и ускоренное развитие отрасли молочного скотоводства;
- реконструкция, техническая и технологическая модернизация ферм;
- кадровое обеспечение отрасли.
Постановлением Правительства УР от 3 августа 2009 г. N 215 в раздел 5 настоящей Программы внесены изменения
5. Целевые индикаторы и показатели эффективности Программы
Основные целевые индикаторы и показатели эффективности Программы и их значения по годам приведены в таблице.
6. План мероприятий Программы
N п/п |
Наименование мероприятия |
Направления расходов |
Объем финансирования из бюджета Удмуртской Республики, млн.руб. |
Исполнитель |
||||||||
всего |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
|
|||||||
Создание высокоэффективного кормопроизводства | ||||||||||||
1. |
Техническая модернизация кормопроизводства. |
Субсидии на приобретение семян высокобелковых кормовых культур |
5,0 |
0,7 |
1,3 |
1,4 |
1,6 |
Минсельхозпрод УР |
||||
2. |
Оптимизация структуры посевных площадей кормовых высокобелковых культур. |
Субсидии на приобретение комбикормов и балансирующих добавок |
332,22 |
65,0 |
75,95 |
81,27 |
110,0 |
Минсельхозпрод УР |
||||
3. |
Повышение качества заготовляемых кормов. |
|||||||||||
4. |
Замена в концентратной части рационов кормления коров зерна и зерносмесей полноценными комбикормами |
|||||||||||
Укрепление племенной базы молочного скотоводства | ||||||||||||
1. |
Повышение генетического потенциала животных с одновременной элиминацией низкопродуктивных особей. |
Субсидии на поддержку племенного животноводства |
140,7 |
13,7 |
40,0 |
42,0 |
45,0 |
Минсельхозпрод УР |
||||
2. |
Обеспечение широко-масштабной проверки быков-производителей по качеству потомства. |
|
184,0 |
42,0 |
45,0 |
47,0 |
50,0 |
Минсельхозпрод УР |
||||
3. |
Направленное выращивание ремонтных телок. |
|
||||||||||
4. |
Обеспечение, в полной потребности, товарных хозяйств республики высокопродуктивным племенным молодняком собственной репродукции. |
|
||||||||||
5. |
Осеменение маточного поголовья (не менее 50 %) семенем быков категории "улучшатель" |
Субсидии на приобретение племенных животных, семени быков-производителей |
||||||||||
Увеличение производства молока и ускоренное развитие молочного скотоводства | ||||||||||||
1. |
Совершенствование технологии раздоя полновозрастных коров и коров-первотелок. |
Субсидии на производство молока |
1292,9 |
302,9 |
310,0 |
330,0 |
350,0 |
Минсельхозпрод УР |
||||
2. |
Рациональное использование кормов. |
|||||||||||
3. |
Обеспечение ветеринарного благополучия. |
|||||||||||
4. |
Профилактические мероприятия. |
|||||||||||
5. |
Внедрение информационных технологий |
|||||||||||
Реконструкция, техническая и технологическая модернизация ферм | ||||||||||||
1. |
Создание оптимальных условий содержания и ухода за животными. |
Субсидия на животноводческие помещения. |
605,0 |
100,0 |
125,0 |
130,0 |
250,0 |
Минсельхозпрод УР |
||||
2. |
Модернизация технологического оборудования |
Субсидии на развитие водоснабжения, газификации, электрификации и дорожное строительство |
1041,3 |
223,8 |
252,8 |
281,0 |
283,7 |
Минсельхозпрод УР |
||||
Субсидия на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования |
747,1 |
161,0 |
177,1 |
194,8 |
214,2 |
Минсельхозпрод УР |
||||||
Кадровое обеспечение отрасли | ||||||||||||
1. |
Повышение уровня квалификации кадров специалистов. |
Государственные контракты (договоры) на оказание услуг (повышение квалификации кадров, профессиональная переподготовка, целевые учебы и семинары) |
19,5 |
0 |
6,0 |
6,5 |
7,0 |
Минсельхозпрод УР, организации, выполняющие государственный заказ на конкурсной основе |
||||
2. |
Создание "базовых хозяйств" как демонстрационных площадок по внедрению современных технологий для распространения опыта работы передовых хозяйств республики, России, зарубежных стран. |
Социальные выплаты молодым специалистам в виде ежемесячной доплаты к должностному окладу и единовременной выплаты |
7,0 |
1,5 |
1,7 |
1,8 |
2,0 |
Минсельхозпрод УР |
||||
3. |
Мотивация труда специалистов на выполнение контрольных показателей. |
Субсидии на улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов |
36,8 |
8,0 |
8,8 |
9,6 |
10,4 |
Минсельхозпрод УР |
||||
4. |
Закрепление молодых специалистов на селе. |
Государственные контракты (договоры) на оказание услуг (научно-исследодовательские работы, разработка рекомендаций и информационно-справочных изданий) |
2,6 |
0,2 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
Минсельхозпрод УР, организации, выполняющие государственный заказ на конкурсной основе |
||||
5. |
Проведение научно-исследовательских работ, разработка и тиражирование рекомендаций, информационно-справочных изданий |
|||||||||||
|
Итого: |
|
4414,12 |
918,8 |
1044,45 |
1126,17 |
1324,7 |
|
7. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Решение основных задач Программы предусмотрено посредством выполнения комплекса программных мероприятий, осуществляемых с использованием средств государственной поддержки из бюджета Удмуртской Республики.
Задача 1. Создание высокоэффективного кормопроизводства
Мероприятия:
1. Техническая модернизация кормопроизводства.
2. Оптимизация структуры посевных площадей кормовых высокобелковых культур.
3. Повышение качества заготовляемых кормов.
4. Замена в концентратной части рационов кормления коров зерна и зерносмесей полноценными комбикормами.
Меры государственной поддержки:
1.1. Субсидии на приобретение семян высокобелковых
кормовых культур
Размер субсидий определяется исходя из количества приобретенных семян высокобелковых кормовых культур.
Ставка субсидии рассчитывается в размере 30 % от стоимости одной тонны семян.
Годы |
Объемы приобретения, тонн |
Затраты, млн.руб. |
Субсидии, млн.руб. |
|
Ставка субсидии, % |
Всего, млн.руб. |
|||
2009 |
16,1 |
2,3 |
30,0 |
0,7 |
2010 |
25,0 |
4,3 |
30,0 |
1,3 |
2011 |
26,8 |
4,7 |
30,0 |
1,4 |
2012 |
26,9 |
5,3 |
30,0 |
1,6 |
2009-2012 |
- |
16,6 |
|
5,0 |
1.2. Субсидии на приобретение комбикормов и балансирующих добавок
Размер субсидии определяется исходя из потребности комбикормов для коров и их стоимости.
Стоимость комбикорма-концентрата в 2008 году составляла 8 руб./кг. Ставка субсидии предусмотрена в размере 31 % ежегодно от объема затрат по приобретению комбикормов.
Годы |
Потребность в комбикормах, тыс.тонн |
Затраты, млн.руб. |
Ставка субсидии, % |
Размер субсидий, млн.руб. |
2009 |
26,2 |
209,8 |
31,0 |
65,0 |
2010 |
35,5 |
283,9 |
26,7 |
75,95 |
2011 |
40,3 |
322,6 |
25,2 |
81,27 |
2012 |
44,4 |
354,8 |
31,0 |
110,0 |
2009-2012 |
146,4 |
1171,1 |
31,0 |
332,22 |
В 2009 и 2010 годах финансирование мероприятий по данному направлению осуществляется в рамках реализации Программы "Корма на 2007-2010 годы".
Задача 2. Укрепление племенной базы молочного скотоводства
Мероприятия:
1. Повышение генетического потенциала животных с одновременной элиминацией низкопродуктивных особей.
2. Обеспечение широкомасштабной проверки быков-производителей по качеству потомства.
3. Направленное выращивание ремонтных телок.
4. Обеспечение, в полной потребности, товарных хозяйств республики высокопродуктивным племенным молодняком собственной репродукции.
5. Осеменение маточного поголовья (не менее 50 %) семенем быков категории "улучшатель".
Меры государственной поддержки.
2.1 Субсидии на поддержку племенного животноводства
Племенные заводы
Размер субсидии определяется исходя из количества коров по состоянию на начало года.
Ставка субсидий определяется из расчета на 1 корову стада.
В 2007 году затраты на содержание одной коровы составили в племенных заводах от 36,6 до 53,4 тыс.рублей. Ставка субсидии на содержание одной головы коровы в год в племенных заводах составит ежегодно с 2010 года до 2500 рублей (в 2009 году - 800 рублей).
Годы |
Количество коров, гол. |
Ставка субсидии, руб. |
Размер субсидий, млн.руб. |
2009 |
6350 |
800 |
5,1 |
2010 |
6360 |
2500 |
15,9 |
2011 |
6400 |
2500 |
16,0 |
2012 |
6500 |
2500 |
16,3 |
2009-2012 |
- |
- |
53,3 |
Племенные репродукторы.
Размер субсидий определяется исходя из количества коров в племенных репродукторах по состоянию на начало года.
Ставка субсидий определяется из расчета на 1 корову стада.
В 2007 году затраты на содержание одной коровы составили в племенных репродукторах от 33,5 до 40,4 тыс.рублей. Ставка субсидии на содержание одной головы коровы в год составит ежегодно с 2010 года по 2250 руб. (в 2009 году - 800 рублей).
Годы |
Количество коров, тыс.гол. |
Ставка субсидии, руб. |
Размер субсидий, млн.руб. |
2009 |
10750 |
800 |
8,6 |
2010 |
10177 |
2250 |
22,9 |
2011 |
11022 |
2250 |
24,8 |
2012 |
12222 |
2250 |
27,9 |
2009-2012 |
- |
- |
83,8 |
2.2 Субсидии на приобретение племенных животных
Размер субсидий рассчитывается за количество приобретенных племенных животных (телок и нетелей) по ставке за 1 кг живой массы.
В 2007 и 2008 годах ставка субсидии была 30 руб. за 1 кг живой массы. Ставка субсидии на 2009-2012 гг. определена в размере 50 рублей за 1 кг живой массы. Субсидия в расчете на одну голову племенных животных не может превышать 20,0 тыс.рублей.
Годы |
Планируется приобрести, гол. |
Живая масса, тонн |
Ставка субсидии, руб. |
Размер субсидий, млн.руб. |
2009 |
2100 |
834 |
50 |
41,7 |
2010 |
2250 |
854 |
50 |
42,7 |
2011 |
2350 |
894 |
50 |
44,7 |
2012 |
2500 |
954 |
50 |
47,7 |
2009-2012 |
8950 |
- |
- |
176,8 |
2.3. Субсидии на приобретение и содержание быков-производителей
Размер субсидий рассчитывается на количество быков-производителей, приобретенных организациями по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных.
С 2010 года ставка субсидии составит 20 тыс.руб. за 1 голову (в 2009 году - 17,5 тыс.руб.).
Годы |
Покупка племенных быков |
|
голов |
млн.руб. |
|
2009 |
17 |
0,3 |
2010 |
40 |
0,8 |
2011 |
40 |
0,8 |
2012 |
40 |
0,8 |
2009-2012 |
- |
2,7 |
Размер субсидий рассчитывается на содержание быков-производителей организациями по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных.
Ставка субсидии на содержание одного быка составит 30 тыс.руб. в год с 2010 года.
Годы |
Субсидии на содержание быков |
|
голов |
млн.руб. |
|
2009 |
- |
- |
2010 |
40 |
1,2 |
2011 |
40 |
1,2 |
2012 |
40 |
1,2 |
2009-2012 |
- |
3,6 |
2.4. Субсидии на поддержку сельскохозяйственных организаций,
приобретающих семя племенных быков-производителей,
оцененных по качеству потомства
Размер субсидий рассчитывается за семя быков-производителей категории "улучшатель", оцененных по качеству потомства.
Ставка субсидии определяется из расчета 15 руб. за одну дозу семени.
Годы |
Приобретение семени, тыс.доз |
Ставка субсидии, руб. |
Размер субсидий, млн.рублей |
2009 |
- |
- |
- |
2010 |
100 |
15 |
1,5 |
2011 |
100 |
15 |
1,5 |
2012 |
100 |
15 |
1,5 |
Итого |
300 |
1,5 |
4,5 |
Задача 3. Увеличение производства молока и ускоренное
развитие молочного скотоводства
Мероприятия:
1. Совершенствование технологии раздоя полновозрастных коров и коров-первотелок.
2. Рациональное использование кормов.
3. Обеспечение ветеринарного благополучия.
4. Своевременное проведение профилактических мероприятий.
5. Более широкое использование информационных технологий.
6. Создание сервисных центров (пунктов) по искусственному осеменению маточного поголовья крупного рогатого скота в личных подсобных хозяйствах населения.
Меры государственной поддержки.
3.1 Субсидии на производство молока
Размер субсидии определяется исходя из объемов реализации произведенного молока, а также с учетом увеличения объемов реализации на 3 % к соответствующему периоду предыдущего года. Основным критерием начисления и выплаты субсидий является сохранение численности поголовья коров на уровне 1 января 2009 года.
Ставка субсидии рассчитывается дифференцированно для хозяйств без учета увеличения объемов реализации молока к уровню предыдущего года (1 категория хозяйств), а также для хозяйств с учетом увеличения не менее 3 % к уровню предыдущего года (2-я категория хозяйств).
Ставка субсидии за 1 тонну реализованного молока в физической массе для хозяйств 1 категории составит 680 рублей, для хозяйств 2 категории 1000 рублей.
На эти цели предусматривается направить из бюджета Удмуртской Республики 1292,9 млн. рублей, в том числе:
2009 г. - 302,9 млн.руб.
2010 г. - 310,0 млн.руб.
2011 г. - 330,0 млн.руб.
2012 г. - 350,0 млн.руб.
Задача 4. Реконструкция, техническая и технологическая
модернизация ферм
Мероприятия:
1. Создание оптимальных условий содержания и ухода за животными.
2. Модернизация технологического оборудования.
Меры государственной поддержки.
4.1. Субсидия на реконструкцию и (или) капитальный ремонт
животноводческих помещений
Субсидии на реконструкцию и (или) капитальный ремонт животноводческих помещений выделяются при условии, что животноводческое помещение предназначено для содержания не менее 200 голов коров и модернизации технологического оборудования на сумму не менее 3,0 млн.рублей.
При этом предусмотрено возмещение 70 % затрат, связанных с реконструкцией и (или) капитальным ремонтом животноводческого помещения, но не более 5 млн.рублей на одно животноводческое помещение.
На эти цели предусматривается направить из бюджета Удмуртской Республики 605,0 млн.рублей, в том числе:
2009 г. - 100,0 млн.руб.
2010 г. - 125,0 млн.руб.
2011 г. - 130,0 млн.руб.
2012 г. - 250,0 млн.руб.
4.2. Субсидия на приобретение сельскохозяйственной
техники и оборудования
Субсидируется следующее оборудование: доильное, очистители-охладители молока, емкости для хранения молока, а также машины и оборудование для приготовления и раздачи кормов.
Субсидия рассчитывается исходя из стоимости приобретенного и установленного технологического оборудования и машин.
Ставка субсидии составляет 50,0 % затрат, но не более 2,0 млн.руб.
На эти цели предусматривается направить из бюджета Удмуртской Республики 747,1 млн.рублей, в том числе:
2009 г. - 161,0 млн.руб.
2010 г. - 177,1 млн.руб.
2011 г. - 194,8 млн.руб.
2012 г. - 214,2 млн.руб.
Задача 5. Кадровое обеспечение отрасли
Реализация мероприятий по направлению "Кадровое обеспечение отрасли" осуществляется на основе государственных контрактов (договоров, соглашений) на оказание услуг.
Мероприятия:
1. Повышение уровня квалификации кадров специалистов.
2. Создание "базовых хозяйств" как демонстрационных площадок по внедрению современных технологий для распространения опыта работы передовых хозяйств республики, России, зарубежных стран.
3. Мотивация труда специалистов на выполнение контрольных показателей.
4. Закрепление молодых специалистов на селе.
5. Проведение научно-исследовательских работ, разработка и тиражирование рекомендаций, информационно-справочных изданий.
Меры государственной поддержки
5.1 Средства на повышение квалификации кадров, профессиональную
переподготовку, целевые учебы и семинары
Размер средств на повышение квалификации (при продолжительности обучения 72 часа аудиторных занятий) определен из расчета количества специалистов и рабочих кадров и стоимости обучения на одного слушателя (от 3 тысяч рублей).
Размер средств на профессиональную переподготовку (при продолжительности обучения свыше 500 часов аудиторных занятий) определен из расчета количества специалистов и рабочих кадров и стоимости обучения на одного слушателя (от 20 тысяч рублей).
Размер средств на целевое обучение (при продолжительности обучения 40 и более часов аудиторных занятий) определен из расчета количества специалистов и рабочих кадров и стоимости обучения на одного слушателя (от 1,7 тыс.рублей).
Размер средств на проведение однодневных обучающих семинаров определен из расчета количества специалистов и рабочих кадров и стоимости обучения на одного слушателя (от 500 рублей).
2009 г. - 0 млн.руб.
2010 г. - 6,0 млн.руб.
2011 г. - 6,5 млн.руб.
2012 г. - 7,0 млн.руб.
5.2. Социальные выплаты молодым специалистам в виде ежемесячной
доплаты к должностному окладу и единовременной выплаты
Средства в размере 20 тысяч рублей на одного выпускника выделяются на единовременную выплату на хозяйственное обзаведение из расчета количества выпускников с высшим и средним профессиональным образованием.
Ежемесячная выплата 1800-2500 рублей (в зависимости от должностной категории и уровня образования) к должностному окладу в течение 2 лет из расчета количества выпускников с высшим и средним профессиональным образованием.
Единовременная выплата в размере 5 тысяч рублей трактористам-машинистам, проработавшим в сельскохозяйственных организациях после окончания образовательного учреждения один год.
2009 г. - 1,5 млн.руб.
2010 г. - 1,7 млн.руб.
2011 г. - 1,8 млн.руб.
2012 г. - 2,0 млн.руб.
В 2009 и 2010 годах финансирование мероприятий по данному направлению осуществляется в рамках реализации подпрограммы "Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Удмуртской Республики на 2007-2010 годы" республиканской целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года".
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
5.4. Средства на научно-исследовательские работы, разработку и
тиражирование рекомендаций по внедрению современных
технологий, информационно-справочных изданий
Размер средств рассчитывается по количеству планируемых к разработке научно-исследовательских работ, рекомендаций по внедрению современных технологий и информационно-справочных изданий исходя из стоимости аналогичных разработок, выполняемых по заказу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики.
2009 г. - 0,2 млн.руб.
2010 г. - 0,8 млн.руб.
2011 г. - 0,8 млн.руб.
2012 г. - 0,8 млн.руб.
Финансирование программных мероприятий будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых Министерству сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики в бюджете Удмуртской Республики на указанные цели.
Объем средств, необходимых на реализацию запланированных мероприятий по Программе, рассчитан:
а) с учетом фактических цен на племенной скот в 2007 и 2008 г. по импорту и внутри страны;
б) среднереспубликанских расходов на содержание молочных коров в племзаводах и племрепродукторах;
в) средних по республике производственных издержек на производство молока и племенного материала крупного рогатого скота;
г) экспертных оценок капитальных вложений на технологическое оборудование молочных ферм и центров по оказанию сервисных услуг.
5.5. Субсидии на развитие водоснабжения, газификации,
электрификации и дорожное строительство
Размер субсидии рассчитывается на основании проектов, прошедших экспертизу в Минсельхозе России.
2009 г. - 223,8 млн.руб.
2010 г. - 252,8 млн.руб.
2011 г. - 281,0 млн.руб.
2012 г. - 283,7 млн.руб.
Финансирование мероприятий по развитию водоснабжения, газификации, электрификации и дорожному строительству осуществляется в рамках реализации республиканской целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" с учетом продления сроков реализации программы до 2012 года.
Объем расходов по всем направлениям Программы будет уточнен после подведения итогов отбора и предоставления в 2009-2011 годах из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на поддержку региональных экономически значимых программ.
Нумерация приводится в соответствии с источником
6. Механизм реализации Программы
Реализация программных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Удмуртской Республики.
Текущая работа по реализации Программы организуется Заказчиком Программы по плану ежегодно разрабатываемых практических мероприятий и объемов финансирования, выделяемых на реализацию Программы.
7. Организация управления Программой
Определение форм и методов организации управления Программой и ее текущее управление осуществляется государственным заказчиком Программы в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Удмуртской Республики.
8. Контроль за реализацией Программы
Контроль за реализацией Программы, эффективностью и целевым использованием средств бюджета Удмуртской Республики осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики.
С учетом выделяемых на реализацию Программы средств ежегодно будут уточняться целевые показатели, мероприятия, что позволит своевременно реагировать на возможные изменения ресурсного обеспечения.
9. Методика оценки эффективности Программы
Оценку эффективности реализации Программы целесообразно проводить на основе использования целевых индикаторов, которые обеспечат мониторинг динамики изменения показателей производства высококачественного молока, численности молочного скота и качественных показателей развития отрасли молочного скотоводства, приведенных в таблице. Эти индикаторы сопоставляются с объемами финансирования из бюджета Удмуртской Республики.
Анализ динамики целевых индикаторов и объемов финансирования Программы проводится по годам.
Планируемая эффективность расходования бюджетных средств по программе рассчитана по формуле:
Э_б = ВП/З х 100, где:
Э_б - планируемая эффективность расходования бюджетных средств по Программе;
ВП - дополнительная валовая прибыль, полученная по программе;
З - расходы бюджета по программе.
Источниками получения информации для расчета экономических показателей, а также оценки степени достижения результатов являются формы статистической отчетности, утвержденной Росстатом, а также ведомственной отчетности.
Постановлением Правительства УР от 3 августа 2009 г. N 215 в раздел 10 настоящей Программы внесены изменения
10. Оценка социальной, экономической и бюджетной
эффективности реализации Программы
Кроме производства высококачественной продукции и наполнения внутреннего рынка молоком и молочными продуктами, реализация Программы обеспечит повышение производительности труда на фермах в среднем на 12 % и будет способствовать высвобождению из сферы производства 1080 человек.
Расчет индикаторов экономической эффективности Программы
Показатели |
Годы |
2009-2012 |
|||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
||
Основные индикаторы 1. Поголовье молочных коров, тыс. гол. |
159,8 |
163,0 |
166,3 |
172,6 |
|
2. Удой на корову в год, кг |
4350 |
4500 |
4650 |
5000 |
|
3. Валовое производство молока, тыс. тонн |
680 |
694 |
708 |
722 |
|
Вспомогательные индикаторы 1. Валовой продукт отрасли, млн. руб. |
6120 |
6245 |
6370 |
6500 |
25235 |
2. Валовой доход отрасли с господдержкой, млн. руб. |
6420 |
6745 |
7170 |
7300 |
27635 |
3. Чистая прибыль отрасли, млн. руб. |
300 |
500 |
800 |
800 |
2400 |
4. Рабочие места, тыс. |
9,0 |
8,8 |
8,55 |
8,3 |
34,65 |
Расчет экономической и социальной эффективности
реализации Программы
Анализ динамики целевых индикаторов Программы и индикаторов ее экономической эффективности при условии финансирования в полном объеме показывает реальность значительного прироста объемов производства высококачественного молока.
Расчет эффективности расходования бюджетных средств по Программе
Показатели |
Ед. изм. |
Годы |
Всего за 4 года |
|||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
|||||
Ежегодный прирост валового производства молока, тыс. т |
тонн |
13,6 |
14,0 |
14,0 |
14,0 |
55,6 |
||
То же в стоимостном выражении (ВП) |
млн. руб. |
122,0 |
126,0 |
126,0 |
126,0 |
500,0 |
||
Ежегодный прирост налогов от отрасли к уровню 2007 года |
млн. руб. |
12 |
5 |
5 |
5 |
27 |
||
Финансирование на продукцию |
всего (Ф) |
млн. руб. |
302,9 |
310,0 |
330,0 |
350,0 |
1292,9 |
|
Ежегодный прирост валового производства молока, тыс. т |
тонн |
13,6 |
14,0 |
14,0 |
14,0 |
55,6 |
||
Финансирование на продукцию |
всего (Ф) |
млн. руб. |
302,9 |
310,0 |
330,0 |
350,0 |
1292,9 |
|
в т.ч. из федерального бюджета (З) |
млн. руб. |
- |
- |
- |
- |
- |
||
Показатели эффективности |
Э_общ. |
% |
40,3 |
40,6 |
38,2 |
36,0 |
38,7 |
|
Э_б |
% |
- |
- |
- |
- |
- |
Эффективность расходования средств финансирования определяется по соотношению конечных результатов Программы и затрат на ее реализацию по коэффициенту Э_общ, который показывает соотношение основного индикатора (валового продукта в стоимостном выражении) к общему объему финансирования по формуле: Э_общ = ВП/Ф х 100, где Э_общ - коэффициент общей эффективности расходования финансовых средств, ВП - ежегодный прирост товарной продукции молока в стоимостном выражении, Ф - объем финансирования производства продукции.
Как видно из таблицы, значение коэффициента Эобщ. в среднем арифметическом выражении составляет 38,7 %. Это означает степень возмещения общих затрат по программе через прирост валового продукта отрасли - в среднем 2,5 года (100 : 38,7 = 2,5 года).
Среднеарифметическая эффективность использования бюджетных средств из бюджета Удмуртской Республики Э_б составляет 67,7 %, что для Программы, предназначенной создать стартовые условия устойчивого и интенсивного развития отрасли на средне- и долгосрочную перспективу, следует считать высоким показателем. Последействие затраченных бюджетных средств будет проявляться после завершения Программы минимум 3-4 года, так как продуктивное долголетие коров укладывается в эти сроки, а продолжительность использования технологически модернизированных ферм превышает указанные сроки.
Финансирование предусмотренных Программой мероприятий будет осуществляться в пределах средств бюджета Удмуртской Республики, предусмотренных Законом Удмуртской Республики "О бюджете Удмуртской Республики на 2009 год" и последующие 2010-2012 годы Министерству сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики на соответствующие мероприятия.
11. Оценка рисков при реализации Программы
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
а) Внешние риски:
- неблагоприятная рыночная конъюнктура с товарами и услугами для села (на энергоносители, удобрения и т.д.), а также непредвиденно высокий рост цен на фуражное зерно, которые могут привести к существенному удорожанию молока и трудностям с его реализацией.
б) Внутренние риски:
- организационные риски, запаздывание с подготовкой кадров;
- производственные и технологические риски (обеспечение кормами, ветеринарная защита и т.д.).
Управление рисками в рамках реализации Программы должно проводиться в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, удобрения, фуражное зерно, другие товары и услуги для села, подлежат государственному управлению на федеральном уровне.
При определении суммы рисков учитывалось возможное недополучение запланированных объемов молока из-за невыхода на прогнозируемые показатели среднего удоя на корову в год, и темпов снижения поголовья молочного скота. В качестве критериев невыхода на плановые показатели приняли уровень предыдущего года по производству молока на корову и выполнение только на 96 % (минус 4 % к плану) плана по численности коров.
Оценка рисков
недополучения ожидаемого экономического эффекта реализации
Программы в части объемов производства молока, млн.рублей
в ценах соответствующего года
Виды рисков |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
От невыхода на плановую продуктивность (кг молока на корову) |
17,4 |
18 |
18,6 |
20,0 |
От невыхода на плановое производство молока, тыс.тонн |
28,4 |
29,2 |
30,0 |
30,8 |
Общая оценка рисков: от невыхода на плановый валовой надой молока в год, тыс.руб. (в ценах 2008 г. - 9000 руб./тонна) |
255,6 |
262,8 |
270,0 |
277,2 |
Риски v Им = (Имо Х Ип) х Рг, где
Им v - риски от невыхода на плановый валовой надой молока в год, тыс.руб.
Имо - от невыхода на плановую продуктивность (кг молока на корову)
Ип - от невыхода на плановое поголовье коров
Рг - цена реализации молока
Расчеты, приведенные в таблице, показали, что риски от невыхода на плановые показатели по удою на корову в год и численности коров чреваты существенными экономическими потерями. Поэтому целесообразно эти риски исключить или свести к минимуму путем постоянного мониторинга целевых индикаторов и принятия соответствующих мер.
Эффективное управление рисками входит в сферу ответственности исполнителей программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Целями разработки программы являются создание экономических и технологических условий для устойчивого развития отрасли молочного скотоводства, а также увеличение объемов производства молока в хозяйствах всех категорий.
В результате реализации программы ожидается увеличение продуктивности коров к 2012 г. до 5000 кг, валового производства молока - до 770,0 тыс.тонн. Планируется доведение производства молока на душу населения до 502 кг в год, повышение производительности труда - на 12 % и высвобождение из сферы производства 1080 человек.
Объем финансирования из средств бюджета Удмуртской Республики на реализацию программных мероприятий на период 2009-2012 г.г. составляет 4414,12 млн.рублей.
Постановление Правительства УР от 24 февраля 2009 г. N 34 "О республиканской целевой программе "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Удмуртской Республике на 2009-2012 годы"
Текст постановления опубликован в журнале "Собрание законодательства Удмуртской Республики" от 28 мая 2009 г. N 23, на сайте Президента Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики в сети Интернет http://www.udmurt.ru от 27 февраля 2009 г.
Текст постановления предоставлен Администрацией Президента и Правительства Удмуртской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Постановлением Правительства УР от 30 июля 2024 г. N 399 настоящий документ признан утратившим силу с 30 июля 2024 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства УР от 24 марта 2010 г. N 90
Постановление Правительства УР от 21 декабря 2009 г. N 371
Постановление Правительства УР от 3 августа 2009 г. N 215