В целях обеспечения полноценным сбалансированным питанием на основе современных технологий учащихся и воспитанников образовательных учреждений города Глазова в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, на основании распоряжения Администрации города Глазова от 24.08.2009 N 73/ОД "О разработке проекта муниципальной долгосрочной целевой программы "Детское и школьное питание в образовательных учреждениях города Глазова на 2010-2014 годы", руководствуясь постановлением Главы Администрации города Глазова от 22.11.2007 N 9/15 "Об утверждении порядка принятия решений о разработке и реализации долгосрочных городских целевых программ", Уставом муниципального образования "Город Глазов", постановляю:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную долгосрочную целевую программу "Детское и школьное питание в образовательных учреждениях города Глазова на 2010-2014 годы".
2. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Глава Администрации города Глазова |
А.М. Богданов |
Муниципальная долгосрочная целевая программа
"Детское и школьное питание в образовательных
учреждениях города Глазова в 2010-2014 гг"
(утв. постановлением Администрации г. Глазова УР от 1 октября 2009 г. N 9/39)
I. Паспорт городской целевой программы "Детское и школьное
в образовательных учреждениях города Глазова в 2010-2014 гг"
1. Полное наименование Программы |
Детское и школьное питание в образовательных учреждениях города Глазова в 2010-2014 гг. |
2. Основание для разработки Программы |
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. 2. Федеральный закон от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" 3. Устав муниципального образования "Город Глазов" 4. Республиканская целевая программа "Детское и школьное питание" на 2006-2009 гг., утв. Постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 25.04 2006 N 620-III |
3. Заказчик Программы |
Администрация г. Глазова |
4.Разработчик Программы |
Управление образования Администрации г. Глазова Управление дошкольного образования Администрации г. Глазова |
5.Исполнитель Программы |
Управление образования Администрации г. Глазова Управление дошкольного образования Администрации г. Глазова |
6. Цели и задачи Программы |
Цель: Создание устойчивой системы детского и школьного питания, способной обеспечить воспитанников и обучающихся в дошкольных и общеобразовательных учреждениях города Глазова качественным и безопасным питанием в целях сохранения и укрепления их здоровья, а также профилактики заболеваний. Задачи: - повышение качества питания в образовательных учреждениях города; - укрепление здоровья детей дошкольного и школьного возраста г. Глазова; - обеспечение питанием школьников и дошкольников города Глазова в соответствии с единым рационом питания, соответствующим потребностям детей и установленным нормам; - централизация производства продукции школьного питания; - повышение эффективности системы детского и школьного питания г. Глазова; - повышение уровня производственного и финансового контроля при производстве и реализации продукции детского и школьного питания; - увеличение объемов и повышение технического уровня производства продукции детского и школьного питания; - повышение профессионального уровня персонала предприятий детского и школьного питания города; - популяризация принципов здорового питания среди дошкольников, школьников и их родителей. |
7.Сроки реализации Программы. |
Срок реализации Программы: с 01 января 2010 года по 31 декабря 2014 года |
8.Объемы финансирования по источникам и срокам. |
Источник финансирования 2010 тыс. руб. 2011 тыс. руб. 2012 тыс. руб. 2013 тыс. руб. 2014 тыс. руб. Итого тыс. руб.
Бюджет г. Глазова 16649,0 17753,1 19031,8 20430,6 21930,3 95794,8
Внебюджетные средства образовательных учреждений 32602,0 35210,2 38026,6 41069,4 44354,5 191262,7
Итого 49251,0 52963,3 57058,4 61500,0 66284,8 287057,5
|
9. Ожидаемые конечные результаты |
В результате реализации мероприятий Программы к 2014 году будет создана система, обеспечивающая детей дошкольного и школьного возраста оптимальным питанием в соответствии с физиологическими потребностями, совершенствование системы организации питания в образовательных учреждениях на основе внедрения новых технологий и форм обслуживания для сохранения и укрепления их здоровья. Ожидается улучшение качества питания, обеспечение социальных льгот для учащихся из малообеспеченных семей, обеспечение соответствия предприятий, отвечающих за питание детей, требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства. В качестве индикаторов программы выступают: - удельный вес обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, обеспеченных качественным питанием; - количество обучающихся, нуждающихся в поддержке муниципалитета, обеспеченных горячим питанием; - количество пищеблоков, оснащенных современным технологическим оборудованием; - количество работников системы питания, прошедших курсы повышения квалификации; -удельный вес обучающихся и воспитанников, имеющих заболевания системы пищеварения и желудочно-кишечного тракта. |
II. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программным методом.
Совершенствование организации детского и школьного питания является на современном этапе одной из самых актуальных проблем в обеспечении здоровья детей. Свидетельством особого внимания к этому вопросу является включение экспериментальных проектов организации питания в приоритетный национальный проект "Образование". Для качественного изменения системы питания необходимо решать не только вопросы технического перевооружения столовых, строительства межшкольных комбинатов, финансовой помощи детям из семей, находящихся в сложной социальной ситуации, но и вопросы изменения пищевых стереотипов детей и родителей, формирования навыков рационального питания, навыков здорового образа жизни.
В Удмуртской Республике вопросы организации детского и школьного питания были возведены в ранг государственной политики с началом реализации в 2006 году Республиканской целевой программы "Детское и школьное питание". Ее особенностью стал именно комплексный подход к решению проблем школьного питания. Актуальность решения вопросов полноценного питания в регионе обусловлена эколого-климатическими особенностями региона, дефицитом витаминов и отдельных макро- и микроэлементов, нарушением принципа сбалансированности в рационе питания детей. Проблемы качества питания усугублены устаревшей материально-технической базой и износом технологического оборудования школьных пищеблоков, что не позволяет достигнуть необходимых санитарных и технологических показателей при производстве продукции.
Город Глазов, расположенный на севере Удмуртской Республики, находится в наиболее неблагоприятной климатической зоне республики, а экология города усложняется деятельностью градообразующего предприятия.
В г. Глазове 31 детское дошкольное учреждение (летом - 32 с детской дачей "Искра") и 19 общеобразовательных учреждений. Охват горячим питанием (горячий завтрак, обед) в школах в среднем по городу составляет 79 % (от 49 до 100 %), что выше, чем в среднем по РФ, в ДДУ - 100 %.
На момент разработки программы школьные столовые работают на полуфабрикатах и частично на сырье. Школьные столовые имеют необходимые помещения: кладовую для хранения суточного запаса продуктов, горячий цех, отделения доработки овощных, мясных, рыбных полуфабрикатов, моечные отделения и хозяйственно-бытовые помещения. Пищеблоки школьных столовых оснащены необходимым технологическим оборудованием. Износ оборудования составляет 98 %. В каждой школьной столовой организованы дополнительно буфеты по продаже кулинарных, мучных изделий, горячих и прохладительных напитков, соков. В ДДУ, работающих с использованием собственных пищеблоков и штатных сотрудников, наблюдаются аналогичные проблемы в части технического оснащения. Отмечается недостаточная оснащенность пищеблоков технологическим и холодильным оборудованием, имеет место изношенность технологического и холодильного оборудования, несвоевременно проводится его ремонт и замена.
Одним из существенных недостатков организации питания является составление меню, исходя из стоимости продуктов питания, а не физиологической потребности детей в биологически ценных веществах, в результате чего рационы не сбалансированы по основным ингредиентам. В меню недостаточно включаются мясо, рыба, кисломолочные продукты, фрукты, молоко, яйцо, превалирует углеводистая модель питания, не постоянно проводится витаминизация.
С 2006 года в рамках реализации "Республиканской целевой программы "Детское и школьное питание" на 2006-2009 годы", утвержденной Постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 25 апреля 2006 года N 620-III, в г. Глазове реализуется пилотный проект "Школьное молоко".
В соответствии с программой часть расходов по организации питания детей из малообеспеченных семей было обеспечено республиканским бюджетом. Затраты на одноразовое питание одного школьника составляли в 2008 г. 5,36 рублей (при стоимости школьного обеда в 20 рублей), в 2009 г. - 18,33 рубля (при стоимости обеда в I квартале 2009 года 20 рублей, со второго квартала 2009 г. - 25 рублей). Порядок признания семьи малообеспеченной оставляет за пределами предоставления льгот детей, чьи родители не могут подтвердить статус малообеспеченной семьи.
Болезни органов пищеварения занимают третье место в структуре общей заболеваемости детского населения г. Глазова и ежегодно уровень данной нозологии увеличивается в среднем на 8,3 %. По сравнению с 2000 годом отмечается рост функциональных расстройств желудка в 1,8 раз.
В настоящее время 8 % учащихся образовательных учреждений имеют дефицит массы тела. Из-за дефицита веса ежегодно признаются непригодными к службе в Вооруженных силах РФ 4 % юношей. У детей с дефицитом массы тела отмечается снижение иммунитета, повышена склонность к заболеваниям. Дефицит железа, кальция, витаминов ведет к росту заболеваемости анемией, к снижению работоспособности, к снижению устойчивости к инфекциям, нарушению зрения.
5 % учащихся общеобразовательных учреждений имеют избыточную массу тела. При избыточной массе тела снижена сопротивляемость организма к инфекциям, чаще встречается аллергопатология, нередко наблюдается нарушение осанки, плоскостопие, искривление ног. Иногда констатируется отставание в половом созревании. Наиболее частым осложнением ожирения является сахарный диабет и заболевания сердечно-сосудистой системы.
Программа направлена на обеспечение детей дошкольного и школьного возраста качественным сбалансированным питанием, профилактики микронутриентной и витаминной недостаточности и укрепления их здоровья. Реализация проекта не только решает проблемы материально-технического обеспечения школьных столовых и качества школьного питания, но и имеет важные социальные последствия, такие, как повышение доступности школьного питания, эффективное использование государственных дотаций, выделяемых на питание детей из малообеспеченных и многодетных семей.
Программа является дополнением к реализации гранта приоритетного национального проекта "Образование" на обновление оборудования школьных столовых. Наличие данной программы является необходимым условием софинансирования вопросов организации питания в рамках создаваемой на 2010-2014 гг. республиканской целевой программы "Детское и школьное питание".
Полученный при реализации проекта опыт организации школьного питания может быть использован в других регионах.
III. Цель, задачи, сроки реализации Программы.
Цель Программы:
Создание устойчивой системы детского и школьного питания, способной обеспечить воспитанников и обучающихся в дошкольных и общеобразовательных учреждениях города Глазова качественным и безопасным питанием в целях сохранения и укрепления их здоровья, а также профилактики заболеваний.
Задачи:
- повышение качества питания в образовательных учреждениях города;
- укрепление здоровья детей дошкольного и школьного возраста г. Глазова;
- обеспечение питанием школьников и дошкольников города Глазова в соответствии с единым рационом питания, соответствующим потребностям детей и установленным нормам;
- централизация производства продукции школьного питания;
- повышение эффективности системы детского и школьного питания г. Глазова;
- повышение уровня производственного и финансового контроля при производстве и реализации продукции детского и школьного питания;
- увеличение объемов и повышение технического уровня производства продукции детского и школьного питания;
- повышение профессионального уровня персонала предприятий детского и школьного питания города;
- популяризация принципов здорового питания среди дошкольников, школьников и их родителей.
Срок реализации Программы: 2010-2014 гг.
IV. Система программных мероприятий
Мероприятия |
Этапы и сроки исполнения |
Сведения об объемах, источниках, формах и механизмах привлечения финансовых, трудовых и материальных ресурсов для реализации программы |
||||||
Объем финансирования, в тыс. руб. |
Источники финансирования |
Исполнители, ожидаемый результат |
||||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
||||
1. Нормативная правовая деятельность | ||||||||
1.1. Подготовка Постановления Администрации г. Глазова "О реализации Муниципальной долгосрочной целевой программа "Детское и школьное питание в образовательных учреждениях города Глазова на 2010-2014 годы" |
2009 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Администрация г. Глазова, нормативное обеспечение организационных вопросов реализации программы. |
2. Организационная деятельность | ||||||||
2.1. Система мер по обеспечению детей дошкольного и школьного возраста качественным, сбалансированным питанием | ||||||||
2.1.1. Обеспечение завтраком, в том числе из обогащенных продуктов, включая молочные, учащихся 1-4-х классов общеобразовательных учреждений. |
2010-2014 |
60,0 |
64,8 |
70,8 |
75,6 |
82,1 |
Бюджет г. Глазова |
Управление образования, учреждения среднего (полного) общего образования. Улучшение качества питания учащихся начальной школы, максимальный охват питанием. |
2.1.2.Обеспечение качественным, сбалансированным бесплатным питанием обучающихся из семей, находящихся в социально опасном положении, которые не могут подтвердить статус малообеспеченной семьи |
2010-2014 |
730,0 |
790,0 |
854,0 |
930,0 |
1004,0 |
Бюджет г. Глазова |
Управление образования, учреждения среднего (полного) общего образования. Улучшение качества питания учащихся из социально неблагополучных семей, обеспечение социальных льгот обучающимся из семей, находящихся в социально опасном положении, которые не могут подтвердить статус малообеспеченной семьи. |
2.1.3.Обеспечение качественным, сбалансированным питанием учащихся 1-11-х классов общеобразовательных учреждений из малообеспеченных семей |
2010-2014 |
1800,0 |
1944,0 |
2100,0 |
2270,0 |
2450,0 |
Бюджет г. Глазова |
Управление образования, учреждения среднего (полного) общего образования. Улучшение качества питания, повышение стоимости детодня, обеспеченного за счет средств республиканского бюджета для детей из малообеспеченных семей. |
2.1.4.Обеспечение качественным, сбалансированным питанием учащихся 1-11-х классов общеобразовательных учреждений из многодетных малообеспеченных семей |
2010-2014 |
540,0 |
583,0 |
626,0 |
680,0 |
734,0 |
Бюджет г. Глазова |
Управление образования, учреждения среднего (полного) общего образования. Улучшение качества питания, повышение стоимости детодня, обеспеченного за счет средств республиканского бюджета для детей из многодетных малообеспеченных семей. |
2.1.4.Частичное погашение торговой наценки и надбавки при организации питания в пришкольных лагерях |
2010-2014 |
920,0 |
994,0 |
1074,0 |
1160,0 |
1253,0 |
Бюджет г. Глазова |
Управление образования, учреждения среднего (полного) общего образования. Организация качественного питания в пришкольных лагерях, социальная помощь для детей из малообеспеченных семей |
2.1.5. Обеспечение качественным сбалансированным питанием воспитанников учреждений дошкольного образования |
2010-2014 |
10800,0 |
11664,0 |
12597,0 |
13605,0 |
14693,0 |
Бюджет г. Глазова |
Управление дошкольного образования, учреждения дошкольного образования. Организация качественного питания в учреждениях дошкольного образования |
32562,0 |
35167,0 |
37980,0 |
41019,0 |
44300,0 |
Родительская плата |
|||
2.2. Система мер по совершенствованию организации питания школьников | ||||||||
2.2.1. Совершенствование организации питьевого режима воспитанников дошкольных учреждений и учащихся образовательных учреждений качественной питьевой водой. |
2010-2014 |
40,0 |
43,2 |
46,6 |
50,4 |
54,5 |
Внебюджет. средства образовательных учреждений |
Образовательные учреждения. Обеспечение детей дошкольного и школьного возраста качественной питьевой водой, соответствующей требованиям санитарных норм и правил |
2.2.2. Внедрение автоматизации учета производственных процессов, системы безналичных расчетов в сфере школьного питания |
2010-2014 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Бюджет г. Глазова |
Обслуживающие предприятия общественного питания. Обеспечение скорости расчетов; точности и унификации при разработке технологических, технико-технологических карт, с расчетом пищевой, энергетической ценности и выхода готовой продукции; осуществление расчетов расхода продуктов и калькуляции стоимости продукции. Построение системы учета расходования бюджетных и личных средств на питание школьников, обеспечение гарантии их целевого использования. |
2.3. Система мер по основам рационального питания и здорового образа жизни | ||||||||
2.3.1.Проведение конференций, семинаров, совещаний с руководителями и специалистами по вопросам здорового питания |
2011,2014 |
|
3,3 |
|
|
4,2 |
Бюджет г. Глазова |
Управление образования, управление дошкольного образования, управление здравоохранения. Формирование мировоззрения здорового образа жизни, в том числе питания; повышение уровня информированности руководителей и специалистов в области здорового питания |
3. Материально-техническое обеспечение | ||||||||
3.1. Система мер по техническому перевооружению и модернизации предприятий системы дошкольного и школьного питания города | ||||||||
3.1.1. Монтаж систем приточно-вытяжной вентиляции пищеблоков, ремонт систем водоснабжения и канализации |
2010-2014 |
1089,0 |
1000,0 |
1000,0 |
1000,0 |
1000,0 |
Бюджет г. Глазова |
Образовательные учреждения. Обеспечение соответствия пищеблоков предприятий дошкольного и школьного питания требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства; обеспечение безопасности организации питания детей дошкольного и школьного возраста |
3.1.2. Приобретение резервных источников горячего водоснабжения (водонагревателей) |
2010-2014 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
50,0 |
Бюджет г. Глазова |
Образовательные учреждения. Обеспечение соответствия пищеблоков предприятий дошкольного и школьного питания требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства; - безопасности организации питания детей дошкольного и школьного возраста |
3.1.4. Замена технологического и холодильного оборудования для дошкольных образовательных учреждений |
2010-2014 |
250,0 |
250,0 |
250,0 |
250,0 |
250,0 |
Бюджет г. Глазова |
Образовательные учреждения. Обеспечение соответствия пищеблоков предприятий дошкольного и школьного питания требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства; безопасности организации питания детей дошкольного и школьного возраста |
3.1.5. Приобретение столовой и кухонной посуды, кухонного инвентаря |
2010-2014 |
150,0 |
150,0 |
150,0 |
150,0 |
150,0 |
Бюджет г. Глазова |
Образовательные учреждения. Обеспечение соответствия пищеблоков предприятий дошкольного и школьного питания требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства; безопасности организации питания детей дошкольного и школьного возраста |
3.1.12. Приобретение мебели для обеденных залов общеобразовательных учреждений, детских садов |
2010-2014 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Бюджет г. Глазова |
Образовательные учреждения. Обеспечение: - соответствия предприятий школьного питания требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства; - безопасности организации питания детей школьного возраста |
4. Информационно-аналитическая, кадровая деятельность | ||||||||
4.1.1. Повышение квалификации работников основных профессий предприятий питания дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений |
2010-2014 |
60,0 |
60,0 |
60,0 |
60,0 |
60,0 |
Бюджет г. Глазова |
Предприятия дошкольного и школьного питания. Обеспечение профессионального роста, совершенствование профессиональных навыков, улучшение профессионально-кадрового состава работников предприятий дошкольного и школьного питания |
Итого |
|
49251,0 |
52963,3 |
57058,4 |
61500,0 |
66284,8 |
|
|
V. Механизм реализации Программы.
Решение проблем организации детского и школьного питания требует комплексного, системного подхода. Развитие системы питания детей дошкольного и школьного возраста осуществляется в рамках четко определенных задач при поддержке муниципалитета и при государственной поддержке.
Формируется система школьного питания с современной материально-технической базой, внедрением новых технологий производства, форм и методов обслуживания, совершенствуется работа образовательных учреждений по обеспечению продуктами питания, усилению контроля качества и безопасности продуктов.
Таким образом, проблема организации питания детей всех возрастных групп является комплексной и может быть решена при поддержке, координации межотраслевых связей, взаимодействии с контрольными органами и различными структурами Администрации города. Все вышеназванные факторы являются критериями отбора проблемы для программной разработки.
VI. Ресурсное обеспечение Программы.
Объемы финансирования, предусмотренные настоящей Программой, носят ориентировочный характер и подлежат ежегодной корректировке при формировании бюджета г. Глазова. Финансирование за счет внебюджетных средств учреждений и собственных средств родителей осуществляется в соответствии с действующим законодательством по согласованию с указанными лицами.
Источник финансирования |
2010 тыс. руб. |
2011 тыс. руб. |
2012 тыс. руб. |
2013 тыс. руб. |
2014 тыс. руб. |
Итого тыс. руб. |
Бюджет г. Глазова |
16649,0 |
17753,1 |
19031,8 |
20430,6 |
21930,3 |
95794,8 |
Внебюджетные средства образовательных учреждений |
32602,0 |
35210,2 |
38026,6 |
41069,4 |
44354,5 |
191262,7 |
Итого |
49251,0 |
52963,3 |
57058,4 |
61500,0 |
66284,8 |
287057,5 |
VII. Ожидаемые социально-экономические
эффекты от реализации программных мероприятий
Решение проблемы организации питания детей дошкольного и школьного возраста путем реализации мероприятий Программы позволит:
- увеличить охват питанием школьников;
- повысить качество питания детей дошкольного и школьного возраста путем использования обогащенных продуктов, способствующих улучшению их здоровья;
- осуществить модернизацию материально-технической базы предприятий общественного питания, занятых обслуживанием школьников, в соответствии с современными технологиями и формами обслуживания;
- отрегулировать работу межшкольного комбината питания, организовать централизованное производство полуфабрикатов повышенной пищевой ценности
- обеспечить доступность и качество дошкольного и школьного питания.
VIII. Система показателей и индикаторов Программы
Наименование показателей |
Величина показателей в базовом 2009 году |
Плановые показатели |
||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
||
- удельный вес обучающихся муниципальных дощкольных и общеобразовательных учреждений, обеспеченных качественным питанием (% от общей численности); |
87 % |
88 % |
89 % |
90 % |
91 % |
92 % |
- количество обучающихся из семей, находящихся в социально-опасном положении |
1050 |
1060 |
1075 |
1095 |
1115 |
1175 |
- количество пищеблоков, оснащенных современным технологическим оборудованием; |
0 |
19 |
21 |
23 |
25 |
27 |
- удельный вес обучающихся и воспитанников, имеющих заболевания системы пищеварения и желудочно-кишечного тракта (% от общей численности) |
18,3 |
18,2 |
18,1 |
18,0 |
17,9 |
17,8 |
Начальник управления образования |
О.М. Тимощук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Цель Программы - создание устойчивой системы детского и школьного питания, способной обеспечить воспитанников и обучающихся в дошкольных и общеобразовательных учреждениях города Глазова качественным и безопасным питанием в целях сохранения и укрепления их здоровья, а также профилактики заболеваний.
Срок реализации Программы: 2010-2014 гг.
В результате реализации Программы к 2014 году будет создана система, обеспечивающая детей дошкольного и школьного возраста оптимальным питанием в соответствии с физиологическими потребностями, совершенствование системы организации питания в образовательных учреждениях на основе внедрения новых технологий и форм обслуживания для сохранения и укрепления их здоровья. Ожидается улучшение качества питания, обеспечение социальных льгот для учащихся из малообеспеченных семей, обеспечение соответствия предприятий, отвечающих за питание детей, требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства.
Постановление Администрации г. Глазова УР от 1 октября 2009 г. N 9/39 "Об утверждении муниципальной долгосрочной целевой программы "Детское и школьное питание в образовательных учреждениях города Глазова на 2010-2014 годы"
Текст постановления опубликован в журнале "Городские ведомости" октябрь 2009 г. N 13