В целях сохранения плодородия почв Удмуртской Республики, их рационального использования:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Сохранение плодородия почв Удмуртской Республики на 2011-2015 годы".
2. Определить Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики заказчиком республиканской целевой программы "Сохранение плодородия почв Удмуртской Республики на 2011-2015 годы".
3. Поручить Министерству сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики разработать и представить на рассмотрение Правительства Удмуртской Республики проект республиканской целевой программы "Сохранение плодородия почв Удмуртской Республики на 2011-2015 годы" в срок до 1 августа 2010 года.
Председатель Правительства Удмуртской Республики |
Ю.С. Питкевич |
Концепция
республиканской целевой программы "Сохранение
плодородия почв Удмуртской Республики на 2011-2015 годы"
(утв. распоряжением Правительства УР от 12 июля 2010 г. N 637-р)
I. Обоснование соответствия решения проблемы целям и приоритетным
задачам социально-экономического развития Удмуртской Республики
Сохранение и расширенное воспроизводство плодородия почв является основой успешного ведения земледелия. Особенно это актуально в условиях Удмуртской Республики, имеющей низкое естественное плодородие почв (7-8 ц/га).
В Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы, утвержденной Законом Удмуртской Республики от 18 декабря 2009 года N 68-РЗ, определены задачи по поддержанию почвенного плодородия. Решению обозначенных задач будет способствовать реализация мероприятий разрабатываемой республиканской целевой программы "Сохранение плодородия почв Удмуртской Республики на 2011-2015 годы" (далее - Программа).
В Программе будут предусмотрены меры по сохранению и повышению плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, что является одним из условий интенсификации земледелия. Реализация вышеуказанных направлений будет способствовать росту продуктивности сельскохозяйственного производства, увеличению ценности земли, как основного средства производства в сельском хозяйстве и, как следствие, решению задач обеспечения населения качественным продовольствием, улучшению социальной обстановки на селе, сохранению существующих и созданию новых рабочих мест.
Плодородие почв должно иметь уровень, способный при внедрении современных технологий обеспечить производство качественной сельскохозяйственной продукции в количестве, необходимом для сохранения продовольственной безопасности страны.
II. Обоснование целесообразности и необходимости
решения проблемы программно-целевым методом
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся разработка и принятие законов и иных нормативных правовых актов в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно абзацу первому статьи 13 названного Федерального закона, в целях обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения осуществляются разработка и реализация федеральных целевых программ обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения и региональных целевых программ в данной области.
В настоящее время принята и действует федеральная целевая программа "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2012 года", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 99. На основании вышеуказанного постановления разработана республиканская целевая программа "Сохранение плодородия почв Удмуртской Республики на 2006-2010 годы", утвержденная постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 22 ноября 2005 года N 528-III, и республиканская целевая программа "Сохранение плодородия почв Удмуртской Республики на 2010 год", утвержденная постановлением Правительства Удмуртской Республики от 28 сентября 2009 года N 273.
В целях продолжения реализации мероприятий по восстановлению и сохранению плодородия почв Удмуртской Республики необходима разработка республиканской целевой программы "Сохранение плодородия почв Удмуртской Республики на 2010-2015 годы".
Плодородие почв - это оптимальное соотношение свойств, процессов и режимов, структурных взаимосвязей в почве для достижения продуктивности сельскохозяйственных растений, оправданной с экологической и экономической точек зрения.
За годы интенсивной химизации земледелия, объемного использования органических удобрений эффективное плодородие почв выросло с 12,4 до 21,7 ц/га зерновых культур. Но с изменением экономических и организационных условий, в том числе в сельском хозяйстве, в земледелии сложился отрицательный баланс основных элементов питания, нарастают процессы подкисления почв пахотных земель, что приводит к последовательному снижению плодородия почв.
Одним из важных факторов повышения продуктивности почв является орошение овощных и кормовых угодий, осушение переувлажненных земель, культуртехнические работы в сочетании с агрохимическими и другими мероприятиями. Только при этом условии обеспечивается наивысшая эффективность мелиорированных земель.
Проблема 1. Подкисление почв.
В результате интенсивного известкования в период массовой химизации до начала 90-х годов прошлого столетия доля кислых почв пахотных земель в республике была снижена с 82,2 % до 36,5 %, средневзвешенное значение рН доведено с 5,0 до 5,6 единиц.
Однако, в связи с незначительными объемами известкования, в соответствии с естественными процессами генезиса почв, в наших условиях с 2000 года нарастают процессы подкисления почв. Исследования, проведенные в 2008 году в четырех муниципальных районах Удмуртской Республики (Шарканский, Увинский, Завьяловский, Сарапульский) показали, что площадь пахотных земель в указанных районах по сравнению с состоянием в 1999-2000 годах увеличилась на 19,4 %, а среднее значение рН уменьшилось с 5,55 до 5,40 единиц. Дальнейшее подкисление почв неизбежно приведет к общему снижению продуктивности возделываемых культур, к снижению биологической активности почв.
Чем больше будет углубляться процесс подкисления почв, тем больше усилий потребуется для нейтрализации вновь возникшей кислотности. Поэтому целесообразно проводить известкование в объемах, обеспечивающих сохранение кислотности на существующем уровне (задача минимум), а при появлении экономической возможности продолжить известкование с целью устранения почв с рН менее 5,0 единиц (задача максимум).
Для решения первой задачи требуется ежегодно вносить 252 тыс. тонн углекислого кальция (342 млн. руб.), для решения второй - не менее 381 тыс. тонн (516 млн. руб.). В настоящее время ежегодно вносится 15 тыс. тонн сыромолотой извести или 9 тыс. тонн углекислого кальция (15 млн. руб.). При таких объемах периодичность известкования, при нормативе не менее 7 лет, составит более 200 лет, что неминуемо приведет к интенсивному подкислению почв до естественного состояния.
Известкование необходимо проводить в первую очередь в хозяйствующих субъектах, внедряющих прогрессивные технологии и добившихся высокой культуры земледелия в соответствии с показателями агрохимического обследования.
Проблема 2. Недостаточный уровень обеспечения пахотных почв питательными веществами, низкий уровень применения минеральных удобрений.
В условиях Удмуртской Республики наиболее важным показателем плодородия почв является содержание фосфора. За период интенсивной химизации запасы его в почве были увеличены более чем в два раза и в конце прошлого века составили 126 мг/кг почвы.
Однако из-за значительного невосполнения выноса фосфора урожаем за последние годы наблюдается устойчивое снижение его запасов в почве. Обследование в четырех муниципальных районах Удмуртской Республики (Шарканский, Увинский, Завьяловский, Сарапульский) в 2008 году показало, что содержание запасов усвояемого фосфора снизилось на 25 мг/кг почвы, или на 19 %, что неизбежно будет сопровождаться адекватным снижением потенциала плодородия почв и урожая возделываемых культур.
Удобрения являются одним из обязательных и важнейших факторов интенсификации земледелия, сохранения и расширенного воспроизводства плодородия почв. Уровень их использования в настоящий период не обеспечивает возмещения выноса элементов питания из почвы, что ведет к неизбежному истощению почв.
Анализ результатов исследований показывает, что внесение 1 кг действующего вещества удобрений в разброс под предпосевную обработку обеспечивает дополнительное получение с одного гектара 4,2 кг зерна, при локальном внесении - 12,2 кг/га. Поэтому использование удобрений более целесообразно методом локального внесения.
Важным источником повышения плодородия почв и урожайности возделываемых культур являются органические удобрения. Но их использование затруднено отсутствием финансовых возможностей для вывоза и внесения в почву. Поэтому органические удобрения, как правило, используются только на близлежащих к фермам участках и неравномерно.
На 26 % площадей пахотных земель содержание гумуса в почве находится на низком уровне. Для его сохранения необходимо последовательно внедрять биологизацию земледелия на фоне ограниченного использования минеральных удобрений, расширять площади сидеральных и бобовых культур, увеличивать количество используемой в качестве органического удобрения соломы.
Применение удобрений должно быть эффективным. Оно должно экономически оправдываться увеличением урожайности и при этом не ухудшать почву, состав растений, состояние сопредельных сред (в первую очередь, водной). Экономное и эффективное использование удобрений может быть только при условии обоснованного и грамотного их использования с учетом агрохимических свойств почвы, для чего необходимо своевременное проведение обследования почв.
Проблема 3. Износ существующих мелиоративных систем, неудовлетворительное состояние гидротехнических сооружений, развитие водной эрозии почв, зарастание пахотных земель древесно-кустарниковой растительностью.
Значительная часть кормов для животноводства производится на плодородных пойменных землях, которые требуют регулирования водного стока. Выращивание овощных культур невозможно без полива, особенно в засушливые годы.
Наличие мелиоративных систем способствует получению гарантированных урожаев овощей и кормовых культур независимо от погодных условий, а также увеличению их урожайности в 2-3 раза. С помощью оросительных систем осуществляется утилизация животноводческих стоков на крупнейших свиноводческих комплексах республики.
При избыточном увлажнении осушение заболоченных земель в несколько раз повышает их продуктивность по сравнению с естественным уровнем.
На зарастающих кустарником землях важное значение приобретают культуртехнические работы для предотвращения выбытия из сельскохозяйственного оборота этих угодий.
Значительный ущерб сельскому хозяйству, земельным ресурсам и окружающей среде наносит водная и ветровая эрозия, которая является одним из самых существенных негативных процессов, вызывающих деградацию и уничтожение плодородного почвенного покрова. На сельскохозяйственных угодьях, подверженных водной эрозии и оврагообразованию необходимо устройство противоэрозионных гидротехнических сооружений в сочетании с правильным проведением агротехнических мероприятий. Для предотвращения ветровой эрозии почв необходимо внедрение почвозащитных технологий обработки почвы.
В весенне-летний период во время интенсивного таяния снега и ливневых дождевых осадков необходимо проведение мероприятий по безаварийному пропуску паводка через гидротехнические сооружения.
По данным ежегодного обследования мелиорированных земель треть из них находится в неудовлетворительном состоянии. Основной причиной является неисправность внутрихозяйственных мелиоративных систем ввиду отсутствия оборудования и ухода за мелиоративной сетью.
Учитывая сложившееся состояние мелиорированных земель, основное внимание необходимо уделить ремонту, реконструкции, повышению технического уровня существующих мелиоративных систем, противоэрозионных сооружений, проведению культуртехнических работ, комплексу эксплуатационных мероприятий по уходу за мелиоративной сетью.
Кроме этого с целью обеспечения кормами животноводства, повышения эффективности использования сельскохозяйственных земель возникает необходимость создания долголетних культурных пастбищ. Процесс производства сельскохозяйственной продукции требует бесперебойного водоснабжения. Поэтому остается необходимость в ремонте и прокладке водопроводов, бурении новых скважин, замене водонапорных башен.
Проблема 4. Отсутствие сплошного агрохимического и агроэкологического мониторинга пахотных земель.
Статьей 11 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 101 "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" одним из направлений обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения признано проведение учета показателей плодородия земель сельскохозяйственного назначения и мониторинга плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
В Удмуртской Республике агрохимический контроль пахотных земель сельскохозяйственного назначения в настоящий период ведется по 13 показателям. Контроль за состоянием почв по водно-физическим, физико-химическим свойствам, эрозионным процессам и ряду других показателей не осуществляется.
Ежегодно агрохимическое обследование проводится на площади 70-80 тыс. га. В соответствии с научно-обоснованной методикой по проведению комплексного мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, периодичность обследования должна составлять не более 7 лет, то есть ежегодно должно обследоваться около 150-160 тыс. га.
При существующей системе финансирования работ по агрохимическому обследованию почв с частичным привлечением средств хозяйствующих субъектов в 2009 году в 10 муниципальных районах, подлежащих обследованию, проведено агрохимическое обследование на 21 % пахотных земель.
Необходимо иметь в виду, что согласно статье 16 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 101 "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", мониторинг плодородия земель сельскохозяйственного назначения является составной частью государственного мониторинга земель и, следовательно, не является обязанностью землепользователей. Вследствие чего мониторинг плодородия земель сельскохозяйственного назначения проводится нерегулярно, отсутствует сплошной мониторинг.
В результате отсутствия сплошного агрохимического и агроэкологического мониторинга пахотных земель теряется достоверность информации о состоянии земель сельскохозяйственного назначения, становится невозможным объективное планирование мероприятий по воспроизводству плодородия почв.
III. Характеристика и прогноз развития проблемы без
использования программно-целевого метода ее решения
Применение удобрений и мелиорантов - одно из важнейших условий повышения урожая сельскохозяйственных культур и плодородия почвы. Без компенсирования выноса элементов питания с урожаем за счет удобрений и мелиорантов наступают обеднение и деградация почв, ухудшается экологическое состояние агрофитоценозов. Однако и чрезмерное их внесение в почву или несбалансированное применение не приводит к адекватному повышению урожая, а порой сопровождается ухудшением плодородия почв, качества сельскохозяйственной продукции, загрязнением водной и воздушной среды.
Исключению из сельскохозяйственного оборота более 17 тыс. га земель, увеличению площадей заболоченных и эродированных земель будет способствовать разрушение существующих мелиоративных сооружений и отказ от проведения мелиоративных мероприятий.
Без проведения культуртехнических работ невозможен ввод в сельскохозяйственный оборот новых земель. Производство сельскохозяйственной продукции практически неосуществимо без качественного водоснабжения.
Сохранение плодородия почв сельскохозяйственного назначения включает в себя воздействие на совокупность факторов, определяющих отдачу сельскохозяйственных угодий в виде урожая. Возделывание сельскохозяйственных культур необходимо рассматривать как единый процесс рационального использования имеющегося почвенного плодородия и одновременного создания условий для его расширенного воспроизводства.
Без проведения комплекса мероприятий, которые будут предусмотрены Программой, произойдет снижение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и урожайности до естественного уровня в 7-8 ц/га.
IV. Возможные варианты решения проблем, оценка преимуществ
и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
Программа предусматривает проведение комплекса мероприятий, направленных на сохранение плодородия почв и, как следствие, достижение высоких урожаев сельскохозяйственных культур при экономической рентабельности и экологической целесообразности систем земледелия.
Осуществление воспроизводства плодородия возможно только на основе сочетания агротехники, мелиоративных и агрохимических приемов при строгой их последовательности: оптимизируется агротехника, затем устраняются лимитирующие факторы (кислотность почв, эрозионные процессы). Этим создается фон для повышения эффективности следующих мероприятий:
применения органических и минеральных удобрений, сидератов;
обеспечения оптимального уровня питания растений при обязательном контроле за плодородием почв;
максимального насыщения севооборотов культурами, обеспечивающими накопление биологического азота;
выполнения программы по оптимизации реакции почвенной среды, защите почв от эрозии и деградации как мероприятий, предшествующих применению удобрений, направленных на охрану окружающей среды;
освоения зональных систем земледелия и технологических приемов.
Для содействия реализации вышеуказанных мероприятий в Программе будут предусмотрены следующие направления:
предоставление субсидий на выполнение работ по известкованию и фосфоритованию почв;
предоставление субсидий на приобретение минеральных удобрений;
предоставление субсидий на выполнение мелиоративных и водохозяйственных мероприятий, в том числе:
мелиорация земель (включая культуртехнические работы);
ремонт и содержание существующих мелиоративных систем;
реконструкция и строительство мелиоративных систем;
противоэрозионные мероприятия;
противопаводковые мероприятия;
сельскохозяйственное водоснабжение;
финансирование работ по агрохимическому и эколого-токсикологическому обследованию почв.
На выполнение показателей Программы оказывают влияние различные факторы.
1. Макроэкономические риски. Ухудшение внутренней и внешней конъюнктуры мировых цен может снизить финансовую возможность технической модернизации отрасли, усилить зависимость развития отрасли от государственных инвестиций. Снижение темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, кризис банковской системы не позволят интенсифицировать развитие агропромышленного комплекса, снизится спрос на производимую продукцию, сократятся реальные доходы сельского населения.
2. Природно-климатические риски. Сельское хозяйство относится к отраслям, в значительной степени зависящим от погодно-климатических условий. Колебания погодных условий оказывают серьезное влияние на урожайность сельскохозяйственных культур и объемы их производства, что может существенно повлиять на степень достижения прогнозируемых показателей.
3. Социальные риски. Возможность консервации или усиления социальной непривлекательности сельской местности, увеличения разрыва между уровнями жизни города и села создаст серьезную угрозу демографического кризиса в сельской местности, что, в свою очередь, спровоцирует нехватку трудоспособного населения, поставит под угрозу реализацию программ развития аграрного сектора.
4. Международные торгово-политические риски. Успешное функционирование аграрного сектора зависит от ситуации на международных рынках и деятельности экспортеров и импортеров сельхозпродукции на внутреннем рынке. Изменение конъюнктуры международной торговли сельхозпродукцией может сказаться на результатах сельскохозяйственной деятельности. Существует риск значительного возрастания конкуренции в результате вступления России во Всемирную торговую организацию. Усилятся ограничения по принятию различных мер аграрной политики, в том числе по внутренней поддержке сельского хозяйства.
5. Финансовые риски. Сложившаяся с 2009 года финансово-экономическая ситуация в мире и в Российской Федерации может привести к ограничению бюджетного финансирования Программы, что приведет к снижению эффективности программных мероприятий в связи с сокращением объемов работ, предусмотренных Программой.
V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы
Сроки решения проблемы определены на 2011-2015 годы. Выделение этапов реализации Программы не предусмотрено.
VI. Предложения по целям и задачам Программы,
целевым индикаторам и показателям эффективности,
позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам
Цель Программы - воспроизводство плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и создание условий для увеличения объемов производства продукции растениеводства.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
повышение эффективности использования сельскохозяйственных средств химизации;
обеспечение бездефицитного баланса питательных веществ в земледелии республики, что повлечет за собой прекращение снижения содержания азота, фосфора, калия и других элементов в почвах;
прекращение процесса подкисления почв;
улучшение структуры почвы, водно-воздушного режима произрастания сельскохозяйственных культур;
снижение водной и ветровой эрозии почв;
предотвращение отрицательного действия средств химизации на окружающую среду;
эффективное использование мелиорированных земель;
организация мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и формирование информационной базы данных по плодородию почв земель сельскохозяйственного назначения на основе проведения агрохимического и эколого-токсикологического обследования, проведение научно-исследовательских работ.
Результат реализации Программы определяется количественными показателями, которые отвечают критериям объективности, достоверности, прозрачности, сопоставимости:
предотвращение выбытия из сельскохозяйственного оборота сельскохозяйственных угодий;
защита сельхозугодий от водной эрозии;
внесение в почву минеральных удобрений;
снижение темпов подкисления за счет известкования и фосфоритования;
агрохимическое и эколого-токсикологическое обследование почв.
Целевые индикаторы и показатели эффективности Программы
Наименование показателей |
ед. изм. |
2009 год |
план |
||||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
|||
Целевые индикаторы |
|
|
|
|
|
|
|
Предотвращение выбытия из сельскохозяйственного оборота сельскохозяйственных угодий |
тыс. га |
6,0 |
6,5 |
6,8 |
6,8 |
6,8 |
6,8 |
Защита сельхозугодий от водной эрозии |
тыс. га |
0,0 |
0,6 |
0,7 |
0,8 |
0,9 |
1,0 |
Внесение в почву минеральных удобрений |
тыс. т (в действующем веществе) |
17,5 |
19,0 |
20,0 |
21,0 |
22,0 |
23,0 |
Уменьшение степени кислотности путем проведения известкования и фосфоритования на площади |
тыс. га |
2,2 |
3,1 |
3,6 |
4,2 |
4,8 |
5,0 |
Агрохимическое и эколого-токсикологическое обследование почв |
тыс. га |
79,0 |
107,0 |
109,0 |
110,0 |
112,0 |
114,0 |
Показатели эффективности |
|
|
|
|
|
|
|
Бюджетная эффективность: - отчисления в бюджеты всех уровней |
млн. руб. |
53,8 |
59,3 |
62,3 |
65,4 |
68,7 |
72,1 |
Экономическая эффективность: - прибыль от реализации сельскохозяйственной продукции |
млн. руб. |
31,4 |
31,7 |
31,9 |
32,1 |
32,3 |
32,5 |
Социальная эффективность: - фонд оплаты труда |
млн. руб. |
144,2 |
168,2 |
181,7 |
196,2 |
211,9 |
228,9 |
Оценка эффективности реализации Программы рассчитывается в соответствии с Положением о порядке проведения оценки эффективности реализации республиканских, ведомственных целевых программ, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 2 марта 2009 года N 40.
Бюджетная эффективность Программы рассчитывается путем умножения суммы отчисления в бюджеты всех уровней на коэффициент соотношения объема бюджетного финансирования по Программе с объемом совокупного бюджетного финансирования в сельском хозяйстве, расчет которого приведен в приложении 1 к Концепции (далее - Коэффициент).
Экономическая эффективность сельскохозяйственного производства формируется под воздействием разнообразных факторов: условия производства (природные: почва, рельеф, климат); экономические (цены на семена, удобрения, приобретаемое оборудование, реализуемую продукцию; дорожные условия); материальные и трудовые ресурсы; затраты производства; технология и организация производственных процессов, и рассчитывается путем умножения планируемого прироста прибыли от реализации сельскохозяйственной продукции на Коэффициент.
Социальная эффективность реализации мероприятий Программы определяется показателем фонда оплаты труда в сельскохозяйственном производстве, умноженном на Коэффициент.
Достижение планируемых результатов зависит не только от качества производимых работ и строгого соблюдения технологии, но и в значительной степени от природно-климатических условий, что необходимо учитывать при анализе и оценке эффективности.
VII. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы
Всего за пять лет реализации Программы планируется привлечь 3396,9 млн. рублей, в том числе 1492,4 млн. рублей из федерального бюджета, 934,0 млн. рублей из бюджета Удмуртской Республики, 970,5 млн. рублей из внебюджетных источников.
Финансирование мероприятий Программы за счет средств бюджета Удмуртской Республики осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, выделенных Министерству сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики.
Источники и объемы финансирования мероприятий Программы
Источники финансирования Программы |
На период реализации |
Прогноз по годам, млн. рублей |
||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||
Финансирование всего, в том числе за счет средств: |
3396,9 |
555,3 |
612,1 |
672,1 |
737,4 |
820,0 |
бюджета Удмуртской Республики; |
934,0 |
151,0 |
166,0 |
182,0 |
205,0 |
230,0 |
федерального бюджета; |
1492,4 |
247,6 |
271,0 |
297,2 |
319,7 |
356,9 |
внебюджетных источников |
970,5 |
156,7 |
175,1 |
192,9 |
212,7 |
233,1 |
Объемы финансирования, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке при формировании и утверждении бюджета Удмуртской Республики на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).
В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и показателям эффективности бюджетные ассигнования на реализацию Программы могут быть сокращены в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Удмуртской Республики.
Финансирование мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности
и результативности предлагаемых вариантов решения проблемы
Реализация мероприятий Программы будет способствовать сохранению достигнутого ранее потенциального плодородия почв на уровне 15 ц/га урожайности зерновых, увеличению объема производства сельскохозяйственной продукции за счет:
оптимизации режима питания сельскохозяйственных растений вследствие применения минеральных удобрений и мелиорантов на основании результатов агрохимического обследования почв;
оптимизации водно-воздушного режима почвы, сокращения площади эродированных земель при проведении мелиоративных мероприятий;
ввода в сельскохозяйственный оборот новых земель при проведении культуртехнических работ.
IX. Предложения по разработчикам проекта Программы,
государственным заказчикам Программы (государственным
заказчикам-координаторам) и исполнителям мероприятий Программы
Разработчиком проекта Программы предлагается определить Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики.
Государственным заказчиком Программы предлагается определить Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики.
Предлагаемые исполнители программы - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики, а также иные получатели средств бюджета Удмуртской Республики, осуществляющие реализацию мероприятий Программы в соответствии с законодательством.
X. Предложения по основным направлениям
финансирования, срокам и этапам реализации Программы
Основные направления финансирования расходов и их объемы, необходимые для реализации целей, поставленных Программой, отражены в прилагаемом к настоящей концепции плане мероприятий (приложение 2 к Концепции).
1. Предоставление субсидий на выполнение работ по известкованию и фосфоритованию почв. На эти цели за весь период реализации Программы предусмотрено финансирование в размере 139,2 млн. рублей из бюджета Удмуртской Республики и 39,5 млн. рублей из внебюджетных источников.
2. Предоставление субсидий на приобретение минеральных удобрений предусматривается из бюджетов Удмуртской Республики и Российской Федерации с привлечением собственных средств сельхозтоваропроизводителей. Соответственно за весь период программы 465,0 млн. рублей - бюджет Удмуртской Республики, 1315,9 млн. рублей - бюджет Российской Федерации и 908,6 млн. рублей - внебюджетные источники.
3. Предоставление субсидий на выполнение мелиоративных и водохозяйственных мероприятий включает в себя несколько направлений:
текущие расходы на ремонт и содержание существующих мелиоративных систем, противопаводковые мероприятия;
капитальные вложения на мелиорацию земель (включая культуртехнические работы), на реконструкцию и строительство мелиоративных систем, противоэрозионные мелиоративные работы и сельскохозяйственное водоснабжение.
Объем финансирования данных направлений за весь период программы должен составить из бюджета Удмуртской Республики 201,2 млн. рублей, 176,5 млн. рублей - из федерального бюджета и 22,4 млн. рублей из внебюджетных источников;
4. Финансирование работ по агрохимическому обследованию почв предусматривается из средств бюджета Удмуртской Республики в объеме 118,6 млн. рублей за период реализации Программы.
Срок реализации программы - 5 лет, этапы не предусмотрены.
XI. Предложения по механизмам формирования мероприятий Программы
Разработку проекта программы предлагается поручить Министерству сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики. К разработке разделов Программы будут привлекаться исполнительные органы государственной власти Удмуртской Республики, а также органы местного самоуправления в Удмуртской Республике.
При формировании плана мероприятий Программы будет использован положительный опыт реализации республиканских целевых программ "Сохранение плодородия почв Удмуртской Республики на 2006-2010 годы", "Сохранение плодородия почв Удмуртской Республики на 2010 год", федеральной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2012 года", целевых программ других субъектов Российской Федерации, основные направления деятельности, обозначенные в Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы.
XII. Предложения по возможным вариантам форм
и методов управления реализацией Программы
Управление реализацией Программы осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики. С учетом выделенных на реализацию Программы бюджетных средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты на программные мероприятия, при необходимости вносит в установленном порядке предложения об изменении или продлении сроков реализации отдельных программных мероприятий.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики по запросу Правительства Удмуртской Республики, Министерства экономики Удмуртской Республики в установленные ими сроки направляет оперативную информацию о реализации Программы, ежеквартально направляет в Министерство экономики Удмуртской Республики отчет о реализации Программы по установленным уполномоченным органом формам, в установленные законодательством сроки направляет в Государственный Совет Удмуртской Республики, Правительство Удмуртской Республики отчет о реализации Программы, срок реализации которой завершился в истекшем году.
Государственный заказчик Программы осуществляет методическое обеспечение реализации Программы, организует размещение в средствах массовой информации и (или) в сети Интернет данные о Программе и ее реализации.
Приложение 1
к Концепции республиканской
целевой Программы "Сохранение
плодородия почв Удмуртской
Республики на 2011-2015 годы"
Расчет
коэффициента соотношения объема бюджетного финансирования
по Программе с объемом совокупного бюджетного
финансирования агропромышленного комплекса
|
2009 год |
план |
||||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
||
Объем бюджетного финансирования по программе, млн. руб. |
44,0 |
151,0 |
166,0 |
182,0 |
205,0 |
230,0 |
Совокупный объем бюджетного финансирования, млн. руб. |
1181,5 |
1429,6 |
1572,5 |
2196,0 |
2257,4 |
2300,0 |
коэффициент |
0,037224 |
0,105623 |
0,105564 |
0,082877 |
0,090812 |
0,100000 |
Приложение 2
к Концепции республиканской целевой
программы "Сохранение плодородия почв
Удмуртской Республики на 2011-2015 годы"
План
мероприятий республиканской целевой программы "Сохранение
плодородия почв Удмуртской Республики на 2011-2015 годы"
(млн. рублей в ценах текущих лет)
Наименование мероприятия |
Направления расходов |
Источник финансирования |
Объем финансирования (млн. рублей, в ценах 2009 года) |
Исполнитель |
Ожидаемые результаты |
|||||
Годы реализации |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|||||
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
7. |
8. |
9. |
10. |
11. |
1. Предоставление субсидий на выполнение работ по известкованию и фосфоритованию почв |
Текущие расходы |
Бюджет Удмуртской Республики, |
139,2 |
21,0 |
24,3 |
27,9 |
32,2 |
33,8 |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики |
Снижение темпов процесса подкисления почв, увеличение содержания фосфора - как основного показателя плодородия почв в условиях Удмуртской Республики, закрепление содержащихся в почве и попадающих в нее токсичных элементов и тяжелых металлов в недоступных растениям формах |
внебюджетные источники |
39,5 |
4,2 |
7,3 |
8,3 |
9,6 |
10,1 |
||||
2. Предоставление субсидий на приобретение минеральных удобрений |
Текущие расходы |
Бюджет Удмуртской Республики, |
465,0
|
80,0
|
85,0
|
90,0
|
100,0 |
110,0 |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики |
Обеспечение тенденции к бездефицитному балансу питательных веществ в земледелии республики и как следствие увеличение урожайности сельскохозяйственных культур |
федеральный бюджет, |
1315,9 |
216,5 |
238,2
|
262,0
|
282,2
|
317,0
|
||||
внебюджетные источники |
908,6 |
148,8 |
163,7 |
180,1 |
198,1 |
217,9 |
||||
3. Предоставление субсидий на выполнение мелиоративных и водохозяйственных мероприятий, в том числе: |
Текущие расходы |
Бюджет Удмуртской Республики, |
201,2
|
33,4
|
36,7
|
40,3
|
44,6
|
46,2
|
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики |
Сохранение земель сельскохозяйственного назначения в системе земледелия и защита земель путем строительства, реконструкции и ремонта гидротехнических сооружений, мелиоративных систем, проведение культуртехнических работ |
федеральный бюджет, |
176,5 |
31,1 |
32,8
|
35,2
|
37,5
|
39,9
|
||||
внебюджетные средства |
22,4 |
3,7 |
4,1 |
4,5 |
5,0 |
5,1 |
||||
- мелиорация земель (включая культуртехнические работы) |
Капитальные вложения |
Бюджет Удмуртской Республики, |
35,2
|
2,0
|
7,2
|
8,1
|
8,8
|
9,1
|
|
|
федеральный бюджет, |
17,1 |
7,9 |
9,2 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
||||
внебюджетные источники |
3,9 |
0,2 |
0,8 |
0,9 |
1,0 |
1,0 |
||||
- ремонт и содержание существующих мелиоративных систем, противопаводковые мероприятия |
Текущие расходы |
Бюджет Удмуртской Республики,
|
38,0
|
4,0
|
7,5
|
8,2
|
8,9
|
9,4
|
||
федеральный бюджет, |
20,0 |
3,2 |
3,6 |
4,0 |
4,4 |
4,8 |
||||
внебюджетные источники |
4,2 |
0,4 |
0,8 |
0,9 |
1,0 |
1,1 |
||||
- реконструкция и строительство мелиоративных систем |
Капитальные вложения |
Бюджет Удмуртской Республики, |
37,6 |
12,4 |
5,6 |
5,9 |
6,8 |
6,9 |
||
федеральный бюджет, |
139,4 |
20,0
|
20,0
|
31,2
|
33,1
|
35,1
|
||||
внебюджетные источники |
4,3 |
1,4 |
0,6 |
0,7 |
0,8 |
0,8 |
||||
- противоэрозионные мелиоративные работы |
Капитальные вложения |
Бюджет Удмуртской Республики, |
60,4
|
10,0
|
11,0
|
12,0
|
13,4
|
14,0
|
||
внебюджетные источники |
6,7 |
1,1 |
1,2 |
1,3 |
1,5 |
1,6 |
||||
- сельскохозяйственное водоснабжение |
Капитальные вложения |
Бюджет Удмуртской Республики, |
30,0
|
5,0
|
5,4
|
6,1
|
6,7
|
6,8
|
||
внебюджетные источники |
3,3 |
0,5 |
0,6 |
0,7 |
0,7 |
0,8 |
||||
4. Финансирование работ по агрохимическому обследованию почв |
Текущие расходы |
Бюджет Удмуртской Республики
|
118,6 |
16,6 |
20,0 |
23,8 |
28,2 |
30,0 |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики |
Организация мониторинга плодородия земель сельскохозяйственного назначения и формирование информационной базы данных по плодородию земель сельскохозяйственного назначения эффективное использование средств химизации |
|
|
Всего, в том числе: |
3396,9
|
555,3 |
612,1 |
672,1 |
737,4 |
820,0 |
|
|
Бюджет Удмуртской Республики, |
934,0 |
151,0 |
166,0 |
182,0 |
205,0 |
230,0 |
||||
федеральный бюджет, |
1492,4 |
247,6 |
271,0 |
297,2 |
319,7 |
356,9 |
||||
внебюджетные средства |
970,5 |
156,7 |
175,1 |
192,9 |
212,7 |
233,1 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства УР от 12 июля 2010 г. N 637-р "О разработке проекта республиканской целевой программы "Сохранение плодородия почв Удмуртской Республики на 2011-2015 годы"
Текст распоряжения официально опубликован не был
Текст распоряжения предоставлен Администрацией Президента и Правительства Удмуртской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве