В целях совершенствования механизма реализации мер демографической и семейной политики, обеспечения условий для улучшения демографической ситуации, сохранения и повышения качества человеческого потенциала в Удмуртской Республике:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию Республиканской целевой программы демографического развития Удмуртской Республики на 2011-2015 годы.
2. Определить Комитет по делам семьи и демографической политике при Правительстве Удмуртской Республики разработчиком и государственным заказчиком Республиканской целевой программы демографического развития Удмуртской Республики на 2011-2015 годы.
3. Поручить Комитету по делам семьи и демографической политике при Правительстве Удмуртской Республики разработать и представить на рассмотрение Правительства Удмуртской Республики проект республиканской целевой программы демографического развития Удмуртской Республики на 2011-2015 годы в срок до 30 сентября 2010 года.
Председатель Правительства Удмуртской Республики |
Ю.С. Питкевич |
Концепция
Республиканской целевой программы демографического
развития Удмуртской Республики на 2011-2015 годы
(утв. распоряжением Правительства УР от 19 июля 2010 г. N 660-р)
Концепция Республиканской целевой программы демографического развития Удмуртской Республики на 2011-2015 годы (далее - Концепция) определяет комплекс целей, задач и приоритетов государственной демографической политики на ближайшую и среднесрочную перспективу.
Концепция является основой для разработки Республиканской целевой программы демографического развития Удмуртской Республики на 2011-2015 годы (далее - Программа) и последующих нормативных правовых актов, направленных на решение задач демографического развития Удмуртской Республики посредством взаимодействия всех уровней власти, межведомственного сотрудничества, оптимизации и консолидации всех имеющихся государственных и общественных ресурсов.
I. Обоснование соответствия решения проблемы целям и приоритетным
задачам социально-экономического развития Удмуртской Республики
В Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы одной из основных задач государственной политики определена стабилизация демографической ситуации.
Демографические процессы лежат в основе многих долгосрочных тенденций, определяющих уровень социально-экономического развития регионов и обеспечивающих национальную безопасность страны.
Демографическая ситуация в Удмуртской Республике является относительно благополучной в сравнении с другими субъектами Приволжского федерального округа и Российской Федерации и отражает общероссийские тенденции: сокращение численности и старение населения; усиление миграционных процессов; снижение рождаемости до уровня, не обеспечивающего простого численного замещения поколений родителей их детьми; высокие показатели смертности, особенно смертности мужчин трудоспособного возраста.
На начало 2010 года численность постоянного населения Удмуртской Республики составила 1526,3 тысячи человек.
Динамика возрастно-полового состава населения, соотношение численности основных возрастных групп населения отражает интенсивность происходящих в республике демографических процессов.
Продолжается сокращение численности детского населения и его доли в структуре возрастно-полового состава населения, что ведет к выравниванию двух демографических групп в структуре численности населения - детского и населения старшего трудоспособного возраста. Если в 2006 году доля детей 0-17 лет составляла 21,4 % от всего населения республики, то в 2009 - году 20 %, за это время доля населения старше трудоспособного возраста увеличилась с 17,8 % до 18,8 %.
Несмотря на это, демографическая нагрузка на трудоспособное население в Удмуртской Республике ниже, чем по Приволжскому федеральному округу и в среднем по Российской Федерации, что является одним из позитивных условий для социально-экономического развития региона. В 2009 году показатель демографической нагрузки составил 566 (на 1000 человек трудоспособного возраста приходилось 566 лиц нетрудоспособных возрастов (РФ - 589,68; ПФО - 592,62).
Естественное движение населения (разница между показателями рождаемости и смертности) и миграционные процессы (механическое движение населения) определяют численность населения.
Естественный прирост населения республики наблюдался до начала 1990-х годов, а с 1993 года сменился естественной убылью населения (превышением числа умерших над числом родившихся). Максимальное превышение смертности над рождаемостью за этот период наблюдалось в 1994-2005 годах, когда в расчете на каждую тысячу населения умирало на 4,5-4,4 человека больше, чем рождалось. В 2005 году смертность была выше рождаемости в 1,4 раза. В 2009 году впервые за последние 17 лет отмечен естественный прирост населения (0,6 на 1000 человек). По итогам 2009 года Удмуртская Республика занимала I место в Приволжском федеральном округе по сохранению численности населения.
Динамика рождаемости определяется уровнем социально-экономического развития региона, возрастной и половой структурой населения, сложившимся типом репродуктивного поведения населения. До 2005 года в республике отмечалось увеличение численности женщин в детородных возрастах (15-49 лет), в т.ч. в активном детородном возрасте (20-39 лет), на долю которых приходится основное количество рождений.
За последние 9 лет в Удмуртской Республике показатель рождаемости увеличился на 35,3 % (с 10,2 промилле (далее - _) в 2000 году до 13,8 _ в 2009 году).
Уровень рождаемости в Удмуртии традиционно выше уровней Российской Федерации и Приволжского федерального округа. По итогам 2009 года Удмуртская Республика сохранила I место в Приволжском федеральном округе и 25 место в Российской Федерации.
Однако существующий уровень рождаемости не обеспечивает даже простого воспроизводства населения республики. Для простого воспроизводства населения суммарный коэффициент рождаемости (количество рождений на 1 женщину) должен быть не ниже 2,15. В последние годы суммарный коэффициент рождаемости в республике составляет 1,613, в городских поселениях - 1,395, в сельских - 2,214.
Одной из причин недостаточного уровня рождаемости является снижение в сознании населения ценности и престижа института семьи, гендерной диспропорцией и изменившимся репродуктивным поведением населения. Ценностные ориентиры молодежи в большей степени направлены на самореализацию, социальные установки к достижению собственного успеха, материальное благополучие.
В Удмуртской Республике сохраняется положительная тенденция снижения доли внебрачной рождаемости. В 2008 году доля внебрачной рождаемости снизилась до 31,8 % (в 2007 году - 34,1 %), но остается выше, чем в регионах Приволжского федерального округа и Российской Федерации (2008 год: в РФ - 26,9 %, в ПФО - 26,4 %). Высокий уровень внебрачной рождаемости регистрируется в сельских районах.
Динамика рождаемости во многом определяется складывающимися семейно-брачными отношениями. За период с 2000 года по 2009 год общий коэффициент брачности увеличился с 5,2 до 8,1 на 1000 населения (в РФ - 8,3, в ПФО - 7,9 на 1000 населения). Уровень разводов за этот период увеличился с 3,2 до 4,0 на 1000 населения, но не превысил уровня Российской Федерации и Приволжского федерального округа (в РФ - 5,0, в ПФО - 4,6 на 1000 населения).
Уровень смертности и состояния здоровья населения во многом зависит от возрастного состава населения и социально-экономического благополучия региона. Если в 2006-2008 годах уровень смертности составлял 14,3-14,2 _, то в 2009 году он составил 13,2 _, что ниже уровня смертности населения в Приволжском федеральном округе (14,6 _) и Российской Федерации (14,2 _).
За последнее 10-летие сложилась определенная структура причин смертности. В 2009 году по-прежнему первое место занимают сердечно-сосудистые заболевания - 53, %, на 2 месте - несчастные случаи, отравления и травмы (14,5 %), на 3-м - новообразования (11,9 %).
В результате реализации государственных мер по ограничению злоупотребления алкоголем, профилактике дорожно-транспортного травматизма, повышению образовательного и культурного уровня населения продолжает снижаться смертность населения в трудоспособных возрастах, особенно от внешних причин. Показатель смертности в 2009 году составил 658,3 на 100 тысяч трудоспособного населения, что на 8,3 % ниже, чем в 2008 году.
Среди показателей, характеризующих здоровье населения, важное место занимает младенческая смертность. В 2009 году уровень младенческой смертности составил 7,7 _, что ниже аналогичного показателя по Российской Федерации, но выше показателя по Приволжскому федеральному округу (2009 год: РФ - 8,1 _, ПФО - 7,2 _).
Благодаря снижению младенческой и детской смертности, а также смертности населения в трудоспособном возрасте, ожидаемая продолжительность предстоящей жизни населения в 2009 году увеличилась с 67,2 лет в 2008 году до 67,8 лет.
В республике продолжается рост общей заболеваемости населения по всем возрастным группам. Только за 2009 год общая заболеваемость увеличилась на 6,9 % (взрослое население - на 7,0 %, детское население - на 5,4 %, подростки - на 7,0 %). Первичная заболеваемость, так же как и общая, выросла по всем возрастным группам на 7,8 % и составила в 2009 году 938,6 на 1000 населения. Структура первичной и общей заболеваемости населения стабильна на протяжении последних лет. Первое место в структуре первичной и общей заболеваемости занимают болезни органов дыхания (26,8 % и 43,9 % соответственно). На втором и третьем местах по первичной заболеваемости находятся травмы и отравления (12,1 %) и болезни кожи и подкожной клетчатки (6,7 %). В структуре общей заболеваемости второе место принадлежит болезням системы кровообращения (11,3 %), третье место заняли болезни костно-мышечной системы (8,0 %).
Инвалидность - одна из важных социальных проблем. В последние годы в Удмуртской Республике регистрируется рост числа инвалидов. В 2009 году в Удмуртской Республике признаны впервые инвалидами 11 239 человек, из них 768 детей и 10471 взрослых. Показатель первичной инвалидности среди взрослых составил 85,6 на 10 000 населения (в 2008 году - 80,8), среди детей - 25,5 (в 2008 году - 22,0).
Миграция по-прежнему не оказывает положительного влияния на демографическую ситуацию в Удмуртской Республике, но для России приобретает все большее значение. Миграционные потоки позволяют не только стабилизировать численность населения, но и увеличивают трудовой потенциал, тем самым способствуя стабилизации социально-экономического положения страны. В Удмуртской Республике миграция населения не только не увеличивает трудовой потенциал, но и не восполняет естественной убыли населения. В течение последних лет из республики наблюдается отток населения. За период с 2006 по 2009 годы в республику прибыло 59 570 человек, выбыло 67 462 человека, что на 7 892 человека больше, чем прибыло.
В докладе Президента Удмуртской Республики Государственному Совету Удмуртской Республики "О положении в республике" от 24 декабря 2009 указано Правительству Удмуртской Республики на необходимость разработки плана мероприятий, направленных на увеличение продолжительности жизни, сбережение здоровья населения республики, поддержку здорового (активного) образа жизни.
Актуальность Программы, ее цели и задачи определяются наличием не решенных в рамках Республиканской целевой программы демографического развития Удмуртской Республики на 2008-2010 годы задач по сохранению численности населения республики за счет снижения смертности населения трудоспособного возраста, смертности населения от внешних причин, материнской и младенческой смертности. Требуют дальнейшего решения задачи улучшения репродуктивного здоровья, снижения заболеваемости населения, формирования здорового образа жизни, повышения престижа и ценности семьи в общественном сознании, регулирования миграционных процессов.
Программа призвана обеспечить комплексный подход к созданию благоприятных условий стабилизации и дальнейшего демографического развития республики.
Для формирования единого межведомственного подхода к решению демографических проблем, объединения финансовых, правовых и организационных мер, а также для закрепления позитивных тенденций, достигнутых вследствие реализации в Удмуртской Республике государственной демографической и семейной политики, необходим системный подход и комплексное решение социально-демографических проблем программно-целевым методом в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Реализация первоочередных задач Программы позволит сохранить численность населения, изменить неблагоприятные тенденции в возрастной структуре населения, динамике рождаемости и смертности, развитии института семьи, внутренней и внешней миграции, качественных характеристиках населения.
II. Обоснование целесообразности и необходимости
решения проблемы программно-целевым методом
Республиканская целевая программа демографического развития на 2008-2010 годы (далее - Программа 2008-2010), направленная на стабилизацию и улучшение демографической ситуации в Удмуртской Республике, предусматривала координацию усилий всех заинтересованных структур и объединение различных ресурсов для решения существующих и возникающих демографических проблем в новых социально-экономических условиях. С этой целью был создан Координационный совет при Правительстве Удмуртской Республики по реализации Программы 2008-2010, которым за 2008-2009 годы приняты более 30 распорядительных, рекомендательных и иных решений координирующего характера.
Программно-целевой метод в реализации мер по улучшению демографической ситуации доказал свою эффективность как на республиканском, так и на муниципальном уровнях.
В 2009 во всех муниципальных образованиях разработаны и приняты планы мероприятий по реализации республиканских и ведомственных целевых программ, направленных на улучшение демографической ситуации в Удмуртской Республике.
В 2010 году завершается Республиканская целевая программа демографического развития на 2008-2010 годы (далее - Программа 2008-2010). В результате реализации Программы 2008-2010 в 2009 году достигнуты положительные показатели демографического развития республики.
В республике одна из самых низких среди субъектов ПФО ежегодная убыль населения. Только за последние пять лет она сократилась в 2 раза и составила 1,5 % в год.
Продолжается рост рождаемости. В 2009 году, впервые за последние 17 лет, зарегистрирован естественный прирост населения, когда родилось на 882 человека больше, чем ушло из жизни. По итогам 2009 года Удмуртская Республика по уровню рождаемости вышла на I место в ПФО и 25-е место в РФ.
Показатель общей смертности населения в Удмуртской Республике традиционно ниже аналогичного показателя в Российской Федерации. Регистрируется снижение младенческой смертности. В 2009 году этот показатель составил 7,7 на 1000 человек соответствующего возраста.
Ежегодно сокращается число умерших в трудоспособном возрасте. В 2009 году по сравнению с предыдущим годом показатель смертности населения трудоспособного возраста снизился на 7,7 % и составил 662,4 на 100 тысяч трудоспособного населения.
Благодаря снижению младенческой смертности, смертности населения трудоспособного возраста, ожидаемая продолжительность предстоящей жизни населения в 2009 году увеличилась с 67,2 лет (в 2008 г.) до 67,8 лет.
Вопросы снижения смертности населения трудоспособного возраста, смертности населения от несчастных случаев, отравлений и травм, материнской и младенческой смертности на сегодняшний день остаются актуальными и требующими решения. Кроме того, необходим комплексный государственный подход в решении вопросов улучшения репродуктивного здоровья, снижения заболеваемости населения, формирования здорового образа жизни, улучшения семейно-брачных отношений, регулирования миграционных процессов.
Накопленный опыт использования программно-целевого метода для осуществления мер по реализации государственной демографической и семейной политики, результаты анализа реализации мероприятий Программы в 2008-2009 годах, наличие нерешенных задач, а также демографическая ситуация в республике подтверждают целесообразность и необходимость продолжения работы по стабилизации и улучшению демографической ситуации в рамках Программы.
При этом невозможность комплексного решения проблем демографического развития республики без использования программно-целевого метода обусловлена рядом объективных причин:
многообразием, сложностью и масштабностью задач по созданию условий для демографического развития;
необходимостью разработки и реализации комплекса мероприятий, объединенных общими целями, ресурсами, сроками выполнения и исполнителями;
необходимостью выполнения в рамках единой Программы крупных по объему и требующих длительных сроков реализации инвестиционных и инновационных проектов.
III. Характеристика и прогноз развития проблемы без
использования программно-целевого метода ее решения
Программа является инструментом взаимодействия, выработки общих подходов государственных органов исполнительной власти Удмуртской Республики, муниципальных образований в реализации государственной демографической политики, выработке эффективных мер социальной поддержки и улучшению положения семей с детьми.
Реализация мероприятий Программы требует консолидации сил всего общества.
Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода при решении вопросов демографического развития могут стать:
разрозненные усилия исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, органов местного самоуправления, учреждений и организаций, снижение их ответственности в достижении интегрированных целевых показателей, несистемное решение стоящих перед республикой задач в области демографического развития;
недостаточный уровень отдельных государственных социальных услуг в учреждениях здравоохранения, образования, социальной защиты и других сферах и, как следствие, менее эффективное использование средств бюджета Удмуртской Республики, местных бюджетов, недостаточное привлечение средств внебюджетных источников для решения демографических проблем;
сокращение возможностей в решении вопросов снижения материнской, младенческой смертности, смертности населения трудоспособного возраста;
ухудшение отдельных характеристик состояния здоровья населения, в том числе репродуктивного;
снижение общественного престижа института семьи, материнства и детства;
увеличение миграционного оттока трудоспособного населения.
В целом не использование программно-целевого метода может привести к снижению уровня эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, в том числе в достижении показателей Перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 825: смертность общая и смертность трудоспособного населения, смертность младенческая и смертность детская по возрастам, смертность материнская; доля детей, оставшихся без попечения родителей.
IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и
рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
Использование программно-целевого метода дает возможность последовательно осуществлять меры по стабилизации и улучшению демографической ситуации республики.
Вместе с тем выполнению поставленных задач могут помешать риски, сложившиеся в обществе под воздействием социально-экономических проблем, отражающихся в наибольшей степени на семейном благополучии, здоровье населения.
Это может привести к дальнейшему:
снижению уровня здоровья населения;
снижению объемов и качества перинатальной помощи;
ухудшение уровня жизни семей с детьми;
увеличение миграционного оттока населения трудоспособного возраста.
В перспективе эти риски могут снизить эффективность предыдущих мер, направленных на стабилизацию демографической ситуации, и повлекут увеличение расходов в будущем для достижения современного уровня государственной демографической политики в Удмуртской Республике.
Реализация Программы осуществляется с учетом мероприятий, предусмотренных муниципальными программами и направленных на улучшение демографической ситуации муниципальных образований Удмуртской Республики.
Программы республиканского и муниципального уровней взаимно дополняют друг друга, объединяя финансирование, координируя, повышая эффективность работы с различными категориями населения, проживающего на конкретной территории, располагающей собственными возможностями и ресурсами.
В настоящей Концепции рассматриваются 3 варианта реализации Программы.
Первый вариант предусматривает финансирование Программы в полном объеме, что позволит достичь запланированных целевых индикаторов и показателей реализации Программы в 2011-2015 годах.
Основные целевые индикаторы и показатели реализации Программы при первом варианте финансирования приведены в приложении N 1.
Второй вариант предусматривает реализацию Программы с уменьшенным объемом финансирования (от 50 до 80 процентов от заявленного объема финансирования).
Сокращение финансирования Программы приведет:
к невозможности и отказу реализации части мероприятий Программы по решению проблем демографического развития;
к приостановке реализации части мероприятий Программы, начатых по Программе 2008-2010 годов.
Основные целевые индикаторы и показатели реализации Программы при втором варианте финансирования приведены в приложении N 2.
Темпы снижения показателей младенческой, материнской смертности, общей смертности и смертности трудоспособного населения будут замедлены, что отразится на увеличении продолжительности жизни. По сравнению с предыдущим вариантом будет увеличиваться количество однодетных семей, доля семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, рост количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных в семью, будет замедлен.
Третий вариант предусматривает финансирование Программы в объеме менее 30 процентов запрашиваемой суммы, что ставит под сомнение эффективность реализации Программы.
При таком варианте необходимо будет сосредоточить финансирование на наименее затратных мероприятиях, но и менее результативных.
Основные целевые индикаторы и показатели реализации Программы при третьем варианте финансирования приведены в приложении N 3.
V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы
Программа предусматривает достижение целей к концу 2015 года. Отдельным этапом реализации Программы определяется календарный год. По итогам каждого календарного года проводится анализ эффективности проведения мероприятий, расходования средств на основе оценки основных целевых индикаторов и показателей, а также определяются промежуточные результаты реализации Программы.
VI. Предложения по целям и задачам программы,
целевым индикаторам и показателям эффективности,
позволяющим оценивать ход реализации программы по годам
Целью государственной демографической и семейной политики в Удмуртской Республике является стабилизация демографической ситуации (сохранение численности населения, увеличение продолжительности жизни, укрепление института семьи, регулирование миграционных процессов).
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
1. Снижение уровня общей смертности населения и увеличение средней продолжительности жизни.
2. Оптимизация уровня рождаемости.
3. Улучшение брачно-семейных отношений.
4. Снижение миграционного оттока населения, регулирование трудовой миграции.
Реализация комплексных мероприятий в рамках поставленных задач для достижения намеченных целей в области демографической и семейной политики позволит:
снизить заболеваемость населения всех возрастов (снижение потерь рабочих человеко-дней); стабилизировать численность населения трудоспособного возраста;
снизить материнскую, младенческую и детскую смертность, стабилизировать численность детского населения - главного человеческого ресурса социально-экономического развития региона;
уменьшить число разводов, повысить общественный престиж института семьи;
снизить миграционный отток трудоспособного населения, регулировать миграционные процессы.
VII. Предложения по объемам и источникам финансирования программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета Удмуртской Республики в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных главным распорядителям бюджетных средств на очередной финансовый год.
Объем средств бюджета Удмуртской Республики, необходимых для финансирования мероприятий подпрограммы, составляет 600000,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2011 год - 119600,0 тыс. рублей;
2012 год - 120600,0 тыс. рублей;
2013 год - 119600,0 тыс. рублей;
2014 год - 120600,0 тыс. рублей;
2015 год - 119600,0 тыс. рублей.
Внебюджетным источником финансирования Программы являются средства государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения "Удмуртский территориальный фонд обязательного медицинского страхования" - 885 500,0 тысяч рублей, в том числе по годам: 156 000,0 тысяч рублей в 2011 году; 169 500,0 тысяч рублей в 2012 году; 178 000,0 тысяч рублей в 2013 году, 187 000,0 тысяч рублей в 2014 году и 195 000,0 тысяч рублей в 2015 году.
Для выполнения мероприятий, предусмотренных Программой, могут привлекаться средства федерального бюджета и иные источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Предельные (прогнозные) объемы и источники финансирования Программы приведены в приложении N 4.
Объемы финансирования, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке при формировании и утверждении бюджета Удмуртской Республики на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).
Корректировка сопровождается внесением изменений в целевые индикаторы (показатели) эффективности Программы, в оценку социальной, экономической и бюджетной эффективности Программы. Государственный заказчик Программы на этапе формирования и утверждения бюджета Удмуртской Республики на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) разрабатывает проект нормативного акта Правительства Удмуртской Республики о внесении соответствующих изменений в Программу.
VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и
результативности предлагаемых вариантов решения проблемы
Реализация мероприятий Программы позволит:
стабилизировать численность населения;
улучшить качество жизни и здоровья населения;
снизить смертность населения трудоспособного возраста, в том числе от управляемых причин;
увеличить продолжительность жизни населения;
повысить качество и доступность государственных социальных услуг для семей с детьми, в первую очередь для семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
совершенствовать систему мер по развитию института замещающей семьи;
создать условия для стабилизации миграционных процессов.
Реализация мероприятий Программы в полном объеме позволит добиться к 2016 году:
стабилизации численности населения на уровне не менее 1536,3 человек;
естественного прироста населения до 1,6 на 1000 человек населения;
увеличения рождаемости до 13,9 на 1000 населения;
увеличения ожидаемой продолжительности предстоящей жизни до 71,9 лет;
снижения показателя общей смертности населения до 12,3 на 1000 населения;
сокращения миграционной убыли до (-) 271 чел.
Социальная эффективность Программы:
- улучшение демографической ситуации: сохранение численности населения Удмуртской Республики за счет уменьшения естественной убыли; увеличение ожидаемой продолжительности предстоящей жизни; сохранение и улучшение здоровья и качества жизни населения республики; снижение смертности, в первую очередь от предотвратимых причин в младенческом, подростковом и трудоспособном возрастах, а также снижение уровня травматизма и инвалидности;
- укрепление и развитие института семьи, возрождение, сохранение и укрепление духовно-нравственных традиций семейных отношений, семейного воспитания, семейного образа жизни: снижение разводов, увеличение семей с 2-3 и более детьми, уменьшение доли семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении; создание социально - экономических предпосылок для перехода от малодетного к среднему типу репродуктивного поведения семей;
- формирование системы управления миграционными процессами на территории Удмуртской Республики: привлечение трудовых ресурсов, регулирование миграционных потоков.
Экономическая эффективность Программы - экономия бюджетных средств за счет стабилизации демографической ситуации, укрепления здоровья населения, роста продолжительности и качества жизни населения республики, привлечения общественного ресурса, совершенствования адресной социальной помощи, привлечения квалифицированных трудовых ресурсов в Удмуртскую Республику.
IX. Предложения по разработчикам проекта программы,
государственным заказчикам республиканской программы
(государственным заказчикам-координаторам) и
исполнителям мероприятий республиканской программы
Разработчик проекта Программы - Комитет по делам семьи и демографической политике при Правительстве Удмуртской Республики.
Государственный заказчик Программы - Комитет по делам семьи и демографической политике при Правительстве Удмуртской Республики.
Исполнители Программы:
Комитет по делам семьи и демографической политике при Правительстве Удмуртской Республики, Министерство здравоохранения Удмуртской Республики; Министерство образования и науки Удмуртской Республики; Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики; Министерство культуры, печати и информации Удмуртской Республики; Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики; Министерство экономики Удмуртской Республики; Министерство торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики; Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики; Министерство труда Удмуртской Республики; Министерство по делам молодежи Удмуртской Республики; Министерство по физической культуре, спорту и туризму Удмуртской Республики; Управление государственной службы занятости населения Удмуртской Республики; Управление Федеральной миграционной службы по Удмуртской Республике; Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике; государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение Удмуртский территориальный фонд обязательного медицинского страхования; общественные организации.
X. Предложения по основным направлениям
финансирования, срокам и этапам реализации программы
Предлагаемые сроки реализации Программы - 2011-2015 годы.
Финансирование Программы за счет средств бюджета Удмуртской Республики планируется осуществлять по следующим направлениям:
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 1000,0 тыс. рублей;
прочие нужды - 599000,0 тыс. рублей.
Общий объем финансирования за счет средств бюджета Удмуртской Республики - 600000,0 тыс. рублей.
Предельные (прогнозные) объемы финансирования Программы за счет средств бюджета Удмуртской Республики по основным направлениям и государственным заказчикам представлены в приложении N 5.
Предлагаемые объемы финансирования из бюджета Удмуртской Республики и из бюджета Удмуртского территориального фонда обязательного медицинского страхования носят ориентировочный характер и подлежат корректировке при разработке Программы и в соответствии с законом о бюджете Удмуртской Республики и законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртского территориального фонда обязательного медицинского страхования на соответствующий год.
По направлению "научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы" предполагается:
комплексное изучение стимулов, мотиваций, опасений и страхов у лиц, желающих принять некровного ребенка в семью, с целью совершенствования института устройства детей в замещающие семьи;
выявление социальных практик современного материнства и отношение к ним населения Удмуртской Республики.
По разделу "Прочие нужды" предполагается осуществление финансирования следующих направлений:
сохранение и улучшение здоровья населения Удмуртской Республики, снижение смертности и рост продолжительности предстоящей жизни;
снижение заболеваемости, инвалидности и смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, особенно у детей и лиц трудоспособного возраста;
совершенствование системы мероприятий по повышению доступности, качества и эффективности медицинской помощи пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий;
совершенствование системы мер по предупреждению и снижению производственного травматизма, профессиональной и общей заболеваемости работающего населения;
совершенствование информационно-аналитической деятельности по здоровому образу жизни, предупреждению дорожно-транспортных происшествий, алкоголизма, наркомании, табакокурения;
совершенствование системы материальной поддержки семей с детьми;
обеспечение доступности жилья для молодых семей с детьми;
расширение возможностей получения женщиной с семейными обязанностями образования, новой профессии;
повышение информированности молодых семей, укрепление института семьи;
демографическое и нравственное просвещение, пропаганда ценностей семьи и детства, идеи народосбережения;
стимулирование экономической самостоятельности разных категорий семей с несовершеннолетними детьми;
адресная поддержка семей в трудной жизненной ситуации;
развитие института замещающей семьи на территории Удмуртской Республики, уменьшение числа детей-сирот;
разработка системы мер по профилактике отказа от новорожденных;
профилактика семейного неблагополучия, оказание помощи семьям в трудной жизненной ситуации;
улучшение психологического здоровья семей с детьми;
совершенствование работы с семьей и детьми по формированию здорового образа жизни, развитие семейного досуга, отдыха;
формирование духовно-нравственных семейных ценностей, повышение общественного престижа института семьи, материнства и детства;
реализация механизма квотирования рабочих мест для инвалидов;
обеспечение занятости несовершеннолетних, профилактика безнадзорности и правонарушений;
улучшение материально-технической базы учреждений здравоохранения, физкультуры и спорта; отделений социальной помощи семье и детям, организующих отдых и оздоровление детей;
улучшение условий жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями, расширение коммуникационных возможностей детей-инвалидов;
расширение возможностей для трудоустройства граждан, имеющих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, в т.ч. одиноких и многодетных родителей;
контроль за миграционными процессами;
приток квалифицированных трудовых ресурсов в Удмуртскую Республику;
формирование банка данных работодателей, готовых привлечь на работу иностранных граждан из дальнего зарубежья.
За счет средств Удмуртского территориального фонда обязательного медицинского страхования планируется направить на прочие нужды 885500,0 тысяч рублей.
Реализация комплекса мероприятий Программы будет способствовать стабилизации численности населения Удмуртской Республики, увеличению продолжительности предстоящей жизни, улучшению качества жизни и здоровья населения, регулированию миграционных процессов.
XI. Предложения по механизмам формирования мероприятий программы
Исполнители Программы формируют предложения по проекту Программы, привлекая к разработке мероприятий Программы, целевых индикаторов и показателей квалифицированных специалистов, в том числе из Министерства экономики Удмуртской Республики, представителей общественных объединений, основываясь на результатах анализа выполнения Программы 2008-2010 годов и муниципальных целевых программ демографического развития.
Подготовленные предложения исполнители Программы представляют в Комитет по делам семьи и демографической политике при Правительстве Удмуртской Республики для формирования системы мероприятий Программы, признанных наиболее эффективными.
XII. Предложения по возможным вариантам форм
и методов управления реализацией программы
В целях обеспечения управления реализацией Программы создается Координационный совет по реализации Программы, который является межведомственным коллегиальным органом. В состав указанного Координационного совета входят полномочные представители государственного заказчика - координатора Программы, основных исполнителей, общественных объединений.
Обеспечивает работу Координационного совета Комитет по делам семьи и демографической политике при Правительстве Удмуртской Республики, который:
подготавливает ежегодно план работы Координационного совета;
представляет ежегодно предложения по уточнению перечня мероприятий Программы на очередной финансовый год, уточняет по ним финансовые затраты, а также механизм реализации Программы;
уточняет перечень целевых индикаторов и показателей реализации Программы на соответствующий год;
осуществляет координацию и контроль действий исполнителей Программы по рациональному использованию средств бюджета Удмуртской Республики и средств внебюджетных источников;
подготавливает ежегодно в установленном порядке доклад о ходе реализации Программы на основе информации, представленной исполнителями Программы;
организует размещение в средствах массовой информации информации о реализации Программы;
предоставляет отчет в Министерство экономики Удмуртской Республики и в Государственный Совет Удмуртской Республики.
Приложение N 1
к Концепции
Республиканской целевой программы
демографического развития
Удмуртской Республики
на 2011-2015 годы
Основные целевые индикаторы и показатели эффективности
реализации Программы при первом варианте финансирования
Наименование показателя |
2009 год (базовый) |
Динамика основных целевых индикаторов и показателей за время реализации Программы |
||||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
||
Численность населения на начало года, тыс. чел. |
1528,5 |
1526,5 |
1527,8 |
1529,7 |
1531,9 |
1534,1 |
Коэффициент рождаемости (родившихся на 1000 человек) |
13,8 |
14,7 |
14,6 |
14,5 |
14,3 |
14,1 |
Коэффициент смертности (умерших на 1000 человек) |
13,2 |
12,8 |
12,6 |
12,6 |
12,5 |
12,4 |
Ожидаемая продолжительность жизни всего, лет, в т.ч. |
67,8 |
69,5 |
69,9 |
н.д. |
н.д. |
н.д. |
- мужчины |
н.д. |
63,0 |
63,5 |
н.д. |
н.д. |
н.д. |
- женщины |
н.д. |
75,9 |
76,3 |
н.д. |
н.д. |
н.д. |
Коэффициент естественного прироста (естественный прирост (убыль) на 1000 человек) |
0,6 |
1,9 |
2,0 |
1,9 |
1,8 |
1,7 |
Миграционный прирост (убыль), человек |
-3066 |
-1651 |
-1004 |
-770 |
-572 |
-413 |
Приложение N 2
к Концепции
Республиканской целевой программы
демографического развития
Удмуртской Республики
на 2011-2015 годы
Основные целевые индикаторы и показатели эффективности
реализации Программы при втором варианте финансирования
Наименование показателя |
2009 год (базовый) |
Динамика основных целевых индикаторов и показателей за время реализации Программы |
||||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
||
Численность населения на начало года, тыс. чел. |
1528,5 |
1525,5 |
1524,7 |
1523,9 |
1523,0 |
1521,8 |
Коэффициент рождаемости (родившихся на 1000 человек) |
13,8 |
13,8 |
13,5 |
13,3 |
13,1 |
12,9 |
Коэффициент смертности (умерших на 1000 человек) |
13,2 |
12,8 |
12,9 |
12,9 |
12,9 |
12,9 |
Ожидаемая продолжительность жизни всего, лет, в т.ч. |
67,8 |
69,3 |
69,6 |
69,9 |
70,1 |
70,3 |
- мужчины |
н.д. |
62,7 |
63,0 |
63,3 |
63,6 |
63,8 |
- женщины |
н.д. |
75,9 |
76,2 |
76,3 |
76,5 |
76,7 |
Коэффициент естественного прироста (естественный прирост (убыль) на 1000 человек) |
0,6 |
1,0 |
0,6 |
0,4 |
0,2 |
0,0 |
Миграционный прирост (убыль), человек |
-3066 |
-2193 |
-1687 |
-1572 |
-1457 |
-1374 |
Приложение N 3
к Концепции
Республиканской целевой программы
демографического развития
Удмуртской Республики
на 2011-2015 годы
Основные целевые индикаторы и показатели эффективности
реализации Программы при третьем варианте финансирования
Наименование показателя |
2009 год (базовый) |
Динамика основных целевых индикаторов и показателей за время реализации Программы |
||||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
||
Численность населения на начало года, тыс. чел. |
1528,5 |
1523,5 |
1519,8 |
1515,3 |
1510,2 |
1504,6 |
Коэффициент рождаемости (родившихся на 1000 человек) |
13,8 |
12,4 |
11,7 |
11,3 |
11,1 |
10,9 |
Коэффициент смертности (умерших на 1000 человек) |
13,2 |
13,7 |
13,8 |
13,9 |
14,1 |
14,2 |
Ожидаемая продолжительность жизни всего, лет, в т.ч. |
67,8 |
68,1 |
68,3 |
н.д. |
н.д. |
н.д. |
- мужчины |
н.д. |
61,5 |
61,7 |
н.д. |
н.д. |
н.д. |
- женщины |
н.д. |
74,9 |
75,0 |
н.д. |
н.д. |
н.д. |
Коэффициент естественного прироста (естественный прирост (убыль) на 1000 человек) |
0,6 |
-1,3 |
-2,1 |
-2,6 |
-3,0 |
-3,3 |
Миграционный прирост (убыль), человек |
-3066 |
-1748 |
-1283 |
-1207 |
-1151 |
-1054 |
Приложение N 4
к Концепции
Республиканской целевой программы
демографического развития
Удмуртской Республики
на 2011-2015 годы
Предельные (прогнозные) объемы и источники финансирования
Республиканской целевой программы демографического
развития Удмуртской Республики на 2011-2015 годы
Предлагаемые объемы финансирования из бюджета Удмуртской Республики носят ориентировочный характер и подлежат корректировке при разработке Программы и в соответствии с законом о бюджете Удмуртской Республики на очередной финансовый год и плановый период.
тыс. руб. в ценах текущих лет
Источники финансирования и направления расходов |
Объем финансирования |
|||||
|
2011-2015 годы, всего |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Средства, всего: |
1485500,0 |
1355600,0 |
290100,0 |
297600,0 |
307600,0 |
314600,0 |
в том числе: бюджет Удмуртской Республики |
600000,0 |
119600,0 |
120600,0 |
119600,0 |
120600,0 |
119600,0 |
Иные источники |
885500,0 |
156000,0 |
169500,0 |
178000,0 |
187000,0 |
195000,0 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
Научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы (далее - НИОКР), всего: |
1000,0 |
200,0 |
200,0 |
200,0 |
200,0 |
200,0 |
в том числе бюджет Удмуртской Республики |
1000,0 |
200,0 |
200,0 |
200,0 |
200,0 |
200,0 |
Прочие нужды, всего: |
1484500,0 |
1355400,0 |
289900,0 |
297400,0 |
307400,0 |
314400,0 |
в том числе: бюджет Удмуртской Республики |
599000,0 |
119400,0 |
120400,0 |
119400,0 |
120400,0 |
119400,0 |
Иные источники (средства УТФОМС) |
885500,0 |
156000,0 |
169500,0 |
178000,0 |
187000,0 |
195000,0 |
Приложение N 5
к Концепции
Республиканской целевой программы
демографического развития
Удмуртской Республики
на 2011-2015 годы
Прогнозные объемы
финансирования Республиканской целевой программы
демографического развития Удмуртской Республики
на 2011-2015 годы по государственным заказчикам
Источники финансирования и направления расходов |
Объем финансирования |
|||||
|
2011-2015 годы, всего |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Министерство здравоохранения Удмуртской Республики | ||||||
Прочие нужды |
246000,0 |
49200,0 |
49200,0 |
49200,0 |
49200,0 |
49200,0 |
Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики | ||||||
Прочие нужды |
67000,0 |
13400,0 |
13400,0 |
13400,0 |
13400,0 |
13400,0 |
Министерство образования и науки Удмуртской Республики | ||||||
Прочие нужды |
60000,0 |
12000,0 |
12000,0 |
12000,0 |
12000,0 |
12000,0 |
Министерство культуры, печати и информации Удмуртской Республики | ||||||
Прочие нужды |
40000,0 |
8000,0 |
8000,0 |
8000,0 |
8000,0 |
8000,0 |
Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики | ||||||
Прочие нужды |
100000,0 |
20000,0 |
20000,0 |
20000,0 |
20000,0 |
20000,0 |
Министерство по физической культуре, спорту и туризму Удмуртской Республики | ||||||
Прочие нужды |
42000,0 |
8400,0 |
8400,0 |
8400,0 |
8400,0 |
8400,0 |
Министерство по делам молодежи Удмуртской Республики | ||||||
Прочие нужды |
25000,0 |
5000,0 |
5000,0 |
5000,0 |
5000,0 |
5000,0 |
Министерство труда Удмуртской Республики | ||||||
Прочие нужды |
11500,0 |
2300,0 |
2300,0 |
2300,0 |
2300,0 |
2300,0 |
Министерство торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики | ||||||
Прочие нужды |
5500,0 |
1100,0 |
1100,0 |
1100,0 |
1100,0 |
1100,0 |
Комитет по делам семьи и демографической политике при Правительстве Удмуртской Республики | ||||||
НИОКР |
1000,0 |
200,0 |
200,0 |
200,0 |
200,0 |
200,0 |
Прочие нужды |
2000,0 |
0,0 |
1000,0 |
0,0 |
1000,0 |
0,0 |
Итого |
600000,0 |
119600,0 |
120600,0 |
119600,0 |
120600,0 |
119600,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разработана Концепция Республиканской целевой программы демографического развития Удмуртской Республики на 2011-2015 годы.
Концепция является основой для разработки РЦП демографического развития Удмуртской Республики на 2011-2015 годы и последующих нормативных правовых актов, направленных на решение задач демографического развития Удмуртской Республики.
Целью государственной демографической и семейной политики в Удмуртской Республике является стабилизация демографической ситуации (сохранение численности населения, увеличение продолжительности жизни, укрепление института семьи, регулирование миграционных процессов).
На финансирование Программы предполагается направить 600 000,0 тыс. рублей.
Реализация мероприятий Программы позволит: стабилизировать численность населения; улучшить качество жизни и здоровья населения; снизить смертность населения трудоспособного возраста, увеличить продолжительность жизни населения; повысить качество и доступность государственных социальных услуг для семей с детьми, совершенствовать систему мер по развитию института замещающей семьи; создать условия для стабилизации миграционных процессов.
Разработчиком и государственным заказчиком РЦП назначен Комитет по делам семьи и демографической политике при Правительстве УР.
Распоряжение Правительства УР от 19 июля 2010 г. N 660-р "О разработке Республиканской целевой программы демографического развития Удмуртской Республики на 2011-2015 годы"
Текст распоряжения официально опубликован не был
Текст распоряжения предоставлен Администрацией Президента и Правительства Удмуртской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве